Карачун мифология. Что нам — карачун, древним славянам — праздник. Карачун – темный бог подземного царства

Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на 12 частей, изображался на ритуальных чашах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Сварог - языческий бог-кузнец у древних славян, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей, Сварог - верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Н.Бабурин «Праздник в старом холуе» (megabook.ru)

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому из порядка полутора сотен различных праздников особо выделяются четыре, напрямую связанные с годичным оборотом Коло Сварога, Колеса Сварога (Сварга - это Звездное Небо).

Это Корочун, Комоедица, Купало и день Сварога. Впрочем, в различных областях России эти праздники могут иметь и свои собственные оригинальные названия. Масленице, чьей древней прародительницей как раз является Комоедица, и празднику Ивана Купалы посвящены отдельные материалы нашего фронт-проекта (гиперссылки на тексты «Масленица - наш русский карнавал» и «Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой»). В данном же случае поговорим о двух других важнейших для древних славян праздниках, которые приходятся на закат года - осень и зиму.

Праздник Небесного Кузнеца — Сварога был связан с наступлением осеннего равноденствия (20-23 сентября по григорианскому календарю). К этому времени уже прошли обряды «закрытия Сварги » (прерывание живой связи между Небом и Землей).

Сварог

Обычно в эти же дни отмечают и праздник осеннего урожая, а в некоторых областях - и День Рода (и рожениц). Но, тем не менее, считается, что эти дни знаменуют постепенное приближение зимы, землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов уменьшается. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур (первых кур древние славяне приносили Сварогу в жертву).

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при этом девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — «канун», «свеча») называли совместную трапезу полноправных членов деревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины с языческих времен повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. Впрочем, с утверждением христианства на Руси братчины также трансформировались и стали восприниматься как благочестивый обычай коллективного поминовения местночтимого святого.

Корочун - самый короткий день в году, когда Кощный Бог окорачивает уходящий год. Празднуется накануне зимнего солнцеворота (22 декабря) или Коляды (праздник, который, как принято считать, позднее был приурочен к Рождеству и Святкам). Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Корочун (Карачун, второе имя Чернобога) — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Корочун

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок - значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен

В народе понятие «карачун» в значении «погибель», «смерть» используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — «пятиться задом, ползком», «скорячило» — «скорчило», «свело». Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

9 261

В славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», в Закарпатье крачун - рождественский пирог), а также злой дух (белорус, корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).

Этимология слова неясна; предполагалось заимствование из лат. quartum jejunium, «большой, четвёртый пост» (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением «шагать» (сербо-хорв. крачати и т. п.) - «шагающий день», отсюда «переходный день, день солнцеворота»; заимствование из алб. кёгсшп, «пень», «обрубок дерева»: рождественское полено, ср. Бадняк.

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян — бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун — злой дух (корочун — внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). Также, Карачун — название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).

День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Тёмный Бог. Но больших оснований утверждать, что Карачун является Богом славян, у нас нет. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 12/25 декабря (Спири-дон-солноворот по более позднему крестьянскому календарю), когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Корольков В.А. «Карачун» Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. Собирательный образ Бога Карачуна просуществовал до сегодняшних дней. Так ещё можно встретить в лексике фразы семантические отсылающие нас к образу беды: «Придёт Карачун». В Новгородской летописи «стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить. Особенно страшным является високосный год, он считается временем Карачуна, Его стихией. Поэтому в народе считается, что на високосный год больше людей гибнет.

Как свидетельствует один из вариантов славянского Зодиака, люди, появившиеся на свет в это время, находятся под покровительством Китовраса. Это мифологический кентавр, одна половина туловища которого — лошадиная, а вторая — человеческая. Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь кентавра к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Равно как и их покровитель Китоврас, люди, родившиеся в этот период, вполне способны буквально во всех жизненных сферах добиться значительных успехов, но при условии, что их стремление к всевозможным благам и мирским удовольствиям не выйдет за рамки разумного.

Декабрь имеет буквальное имя «студень», которое несложно расшифровать (студеный, слишком холодный месяц, чтобы показывать нос на улицу). Покровителем этого месяца, а равно и людей, рожденных в этом временном промежутке, можно смело назвать, подземного бога Карачуна.

Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его помощниками. Потом Карачун стал богом скотьего падежа.

23 декабря - один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи - считается днем Карачуна. Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна» - то есть умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-либо.

Время Карачуна - самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным - слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна (23 декабря) нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.

У человека-Карачуна здоровье неважное, как он ни бодрится. Он родился в период энергетического спада, когда земля безжизненна и пустынны небеса. Нет солнца, воды скованы льдом… только ветер надежный друг Карачуна.

Ничто не дается Карачуну даром: все приходится зарабатывать своим трудом. Велика вероятность, что ему захочется уйти от действительности в мир фантастических грез. Карачуны любят путешествия, интересуются культурами других стран (особенно жарких, тропических), часто мысленно переносятся в прошлое и в будущее.

Испытывая трудности в общении с людьми, много возятся с животными. Человек-Карачун способен приручить самого дикого зверя! Изучение коллективного опыта человечества дает им возможность поверить в себя, ощутить свою причастность к глобальным жизненным процессам. Карачун должен опираться на объективные идеалы общества, а не на себя.

Человек-Карачун бывает холодным, угрюмым, ворчливым, недоступным, раздражительным, злым, но маска Кощея бессмертного ему не к лицу. На самом деле у Карачуна другая ипостась - пересмешник (среди них много хороших пародистов). Они сатирики, рассыпающие язвительные шутки, и веселые, и приятные. Так они скрывают свою глубинную грусть. Дети Карачуна «на ты» с языком знаков, имеют способность к языкознанию, к поэзии, часто становятся полиглотами и переводчиками.

А вот личная жизнь их не клеится из-за нелюдимого характера. Знак Карачуна не располагает к тому, чтобы иметь много шумных детишек. Если же Карачун решится и снимет свою мрачную маску, становится очевидным, что этот скромный, все понимающий человек - настоящее сокровище!

Люди, родившиеся в декабре, хорошие работники, но больше всего для них подходит тяжелый труд, который они с присущей им легкостью, выполняют. Они не могут сидеть «сложа руки». Если такое происходит, способны впадать в депрессивные состояния, из которых выход только один - найти работу.

Интересно и то, что браки «карачане» любят и не могут прожить в одиночестве ни дня. В союз с ними может спокойно вступать любой из перечисленных выше знаков древнеславянского гороскопа.

Карачун и Любовь

Обычно личная жизнь Карачунов складывается не очень удачно, хотя они и нацелены на создание собственной семьи. Более того, в одиночестве эти люди не способны прожить и дня. Причина трудностей кроется в их некоммуникабельности, граничащей с откровенной нелюдимостью.

В общении с таким человеком самой трудной задачей является сделать так, чтобы он снял с себя обычную маску. И когда это происходит, становится очевидно, что Карачун — настоящий клад, ради которого стоило потрудиться. Все знаки славянского гороскопа могут без опасений связывать с ними свою жизнь.

Украшения

Непредсказуемый и оригинальный, представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это: бусы с элементами народного творчества; национальные мотивы в орнаменте; неопределенная цветовая гамма украшения. Драгоценностью для человека этого знака может стать семейная реликвия.

Необычные серебряные ювелирные изделия с натуральными камнями. Лечебные и магические свойства драгоценных камней.

) — в ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ мифологии в этот день берет в свою власть — Чернобог — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога, аналога Деда Мороза) — приходился на день Зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - и самая длинная ночь. По славянским поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
В 2016 Карачун приходится на 21 декабря и ночь на 22 декабря - когда наступает самая длинная ночь (21 декабря - в 21 час 11 минут по московскому времени солнце максимально опустится в южное полушарие, и наступит астрономическая зима. Долгота светового дня на широте Москвы составит 6 часов 56 минут). После природного Нового Лета (года) - день начнет прибавляться (на Коляду с 22 декабря), пока не сравняется по продолжительности с ночью в день Весеннего равноденствия, а потом не станет самым длинным в день Летнего солнцестояния

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Празднуется Карачун накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота - в 2016 пападает на 22 декабря). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.

Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой ».

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Дед Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою.

Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.

Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу.

Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова.

Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.

Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.н. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Царствует дед Карачун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Карачун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.

Царствует дед Карачун.

Коротит дни Карачун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Карачун и ревет — не попадайся!

А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.

На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.

И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Карачун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Карачун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

КАРАЧУН — преддверие КОЛЯДЫ
— последний день-ночь накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старое солнечное Лето (год) в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового солнечного Лета (года).

— это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Лета (года).

— это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

4. Ночь Корочуна , последняя ночь уходящего солнечного Лета (года) — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

7. Это время очищения души и тела , когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

9. Слышишь, как трещит мороз на улице ? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи…

Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Бога Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Лето (год) перед рождением Нового Лета (года) и Нового Солнца на Коляду.
Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.

КАРАЧУН (КОРОЧУН) - самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Коловорота.
Это - день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что

МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ,
И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ,

что нам ничто не принадлежит здесь - в этом мире, в этом лете (году), в этой жизни -
и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕЗСМЕРТНЫ…

Источник - http://ruspravda.info/Karachun-Korochun-2894.html