Скифская Русь. От Трои до Киева. Взаимоотношения ахейских государств и их экспансия в средиземноморье Куда был совершен поход племен ахейцев

Глава 11. Троянская война и походы «народов моря»

Историки, обращающиеся к теме Троянской войны, сталкиваются с одним, чрезвычайно затрудняющим исследование, обстоятельством. О разрушении Илиона греками прямо не сообщает ни один источник, кроме их собственных преданий. Ни архивы хеттских царей, ни записи египетских фараонов ничего не говорят о Троянской войне. Как же тогда вписать эту войну в контекст мировой истории? Для специалистов это наиболее острый и не решенный в настоящее время вопрос.

На наш взгляд, все неудачные попытки его решения связаны только с тем обстоятельством, что исследователи игнорируют роль государства Арсава в этом конфликте. Для них в центре рассмотрения находится только город на холме Гиссарлык, а Троянская война выглядит как небольшое военное столкновение, никак не отразившееся на судьбах других государств. Но такой взгляд в принципе неприемлем, хотя бы уже потому, что практически сразу же после завершения Троянской войны в качестве целостного образования перестают существовать и оба могучих противника Арсавы - Хеттская империя и государство ахейцев. Приблизительно в то же самое время происходит знаменитый исход евреев из Египта и начинается расцвет Ассирии. Иными словами, Троянская война обозначает тот временной рубеж, когда политическая карта Средиземноморья, что называется, «трещала по швам».

В конце XIII - начале XII в. до н. э. Египет дважды подвергся нападению племен, которые в самих египетских памятниках связываются с морем и потому получили название «народов моря». Произошли эти события при двух фараонах - соответственно Мернептахе и Рамзесе III. Надписи этих фараонов являются главным источником, сообщающим о нашествии «народов моря».

В пятый год правления фараона Мернептаха (1232 г. до н. э.) во время очередной войны между Египтом и его соседями - лувийцами (ливийцами) последние были поддержаны целым рядом племен, название которых в условном чтении звучит так: лукка, акайваша, турша, шакалуша, шардана. Специалисты уверенно отождествляют первые три имени соответственно с ликийцами, ахейцами и тирсенами (тирренами, троянами). Поселения этих племен существовали на западном побережье Малой Азии, откуда они морем могли проникнуть на территорию Египта. Относительно четвертого народа высказано предположение, что это были сикелы (сикулы) - обитатели острова Сицилии. Мы вполне готовы принять эту точку зрения, но с одним, очень существенным дополнением. Сикелы-шакалуша - это тот же самый народ, который в греческих мифах называют циклопами! В рассматриваемое время они реально проживали на островах в Эгейском и Средиземном морях, вспомним путешествие Одиссея! Этнические корни народа шардана остаются для историков неясными. Известно, что шардана участвовали в битве при Кадеше на стороне египтян, войдя в войско Рамзеса II. При Мернептахе же они изменили своим бывшим союзникам и выступили на стороне «северных народов, пришедших со всех сторон».

В большой надписи из Карнака Мернептах повествует о том, что враги «внезапно проникли в долины Египта к великой реке» и принялись свирепо опустошать страну. Но правитель Египта не медлил: «Его отборнейшие лучники были собраны, его колесницы были приведены со всех сторон» и т. д. Египтяне отразили это нападение, убив более 6200–6300 ливийцев, 1231 акайваша, 740 турша, 220 шакалуша, 200 шардана и 32 лукка. Из этих данных можно заключить, что, по всей видимости, большинство среди пришельцев-«северян» составляли ахейцы, а это свидетельствует о высоком уровне боеспособности ахейцев на тот момент. Далее, поскольку они составляли с малоазийскими народами единое войско, то прибыли они в долину Нила, скорей всего, не из Греции, а из Малой Азии, точнее, из Милета - центра сосредоточения греков-ахейцев в Анатолии. Первый поход «народов моря», очевидно, предшествует по времени Троянской войне, так как ахейцы еще состоят в дружбе с защитниками Трои - троянцами и ликийцами.

В 1194 г. до н. э. последовала новая атака «народов моря». В данном случае египтян атаковали племена пеластов и тевкров. В названии первого из них нельзя не признать имя наших старых знакомых - пеласгов. Античные авторы называли пеласгов первопоселенцами материковой Греции. Ахейцы, пришедшие сюда позже, потеснили пеласгов с части их земель. Мы уже знаем, что пеласги проживали в Малой Азии и они отрядили воинов на защиту Трои. В «Илиаде» упоминается еще пеласгический Аргос в Фессалии, а в «Одиссее» - пеласги, проживающие на Крите. Но их соплеменники населяли также окраинную, северо-западную, область Греции - Эпир. Часть эпирского побережья так и называлась - Палайстин. Думается, что в набеге на Египет все эти различные (греко-малоазийские!) ветви единого народа могли объединяться. Им не суждено было, однако, одержать победу. После неудачи в войне с Рамзесом III пеласты, откатившись на восток, появляются в Библии как воинственные филистимляне, давшие свое имя стране Палестине (тождественное наименованию их эпирской родины).

Богиня земли в западносемитской мифологии - Арцу (Арсу) - приходится дочерью Балу (Бела). Это можно интерпретировать таким образом, что территория, ранее входившая в состав государства Арсава, названного так в честь богини Арсу (древнерусской Яры), впоследствии стала называться Палестина - «Балу-стан», по имени божества Бела, которого пришельцы-пеласги стали считать ее отцом, то есть богом более древним и именитым.

Союзников пеластов - тевкров - традиция связывала с землями Троады. Согласно Геродоту, считавшие себя потомками тевкров пеоны настаивали на своем родстве с троянцами. Сама Троада именовалась также Тевкридой, и в эпоху Геродота маленький троянский этнос гергиты рассматривался как последний реликт древних тевкров. Сохранились даже предания, в которых основателем Трои назывался царь Тевкр, а Дардан выступал его зятем.

В числе ахейцев, штурмовавших Трою, находился знаменитый воин с тем же именем - Тевкр. Отцом его был царь острова Саламин Теламон, а матерью - родная сестра царя Приама Гесиона. История их воссоединения достойна отдельного рассказа. Отец Гесионы Лаомедон в свое время нанял Посейдона и Аполлона потрудиться на благо Троянского края. В течение года первый возводил крепостные стены, а второй пас стада. Но когда наступило время расчета, троянский царь отказался выдать положенную им плату, и даже пригрозил расправой, если они будут ее домогаться. В ответ Посейдон наслал на город морское чудовище. Сражаться с ним троянцы не решились, но, на их счастье, прорицатели выяснили, что от чудовища можно избавиться, пожертвовав ему Гесиону. Тогда Лаомедон распорядился приковать дочь к скале у моря, но еще раньше, чем чудовище, у берегов Трои появился Геракл, возвращавшийся из страны амазонок. Геракл предложил Лаомедону спасти Гесиону, если тот даст ему в награду тех знаменитых коней, которых Зевс подарил Тросу (деду Лаомедона) в качестве выкупа за его сына Ганимеда. Троянский царь дал согласие, но, когда Геракл убил чудовище, снова не сдержал своего обещания и прогнал великого героя, осыпая его угрозами и оскорблениями. Геракл не забыл этой обиды. Спустя некоторое время он собрал своих друзей и на шести кораблях приплыл к Трое, взял ее штурмом и убил Лаомедона. Гесиона досталась другу Геракла Теламону, который впоследствии женился на ней.

Таким образом, саламинский герой Тевкр - сын ахейца и троянки. Данное обстоятельство выделяет его в войске греков. В связи с этим и народ тевкров (имя очень редкое!) воспринимается как воплощение некоторого союза греков-ахейцев и троянцев. Добавим к этому, что родиной мифического первопредка троянцев Тевкра древние предания называют Крит или Афины. Как и в случае пеластов-пеласгов, мы можем заключить, что объединенный поход двух племен на Египет в 1194 г. до н. э. отражает существование в Средиземноморье некоторого греко-троянского союза. Но племя ахейцев в нем уже не фигурирует!

В 1191 г. до н. э. «народы моря» предприняли новое наступление на страну фараонов. В надписях Рамзеса III, относящихся к этому году, говорится о грозном заговоре «северян» на их островах, об их твердой уверенности в осуществлении их грандиозного плана, на самом деле изменившего всю карту Передней Азии. Теперь к пеластам и тевкрам присоединились уже знакомые нам турша-тирсены, шакалуша-сикелы с какими-то группами шардана, а также отряд карийцев - жителей малоазийской области вблизи города Галикарнаса - и южно-малоазийское племя данов-дануним (вполне вероятно, что это данайцы «Илиады»). Все эти народы двигались и сушей, и морем, причем перемещавшиеся по суше везли на повозках свои семьи: это уже был не набег ради добычи, а целенаправленное переселение. Рамзес III сообщает, что на своем пути переселенцы сокрушили страны Хатти, Арсаву и Аласию-Кипр. Египет, правда, устоял, но страх его жители пережили немалый.

Ну, а куда же делись ахейцы? Документы перестают упоминать о них, и мы вправе сделать только один вывод: в период между двумя (1232 г. до н. э. и 1194–1191 гг. до н. э.) походами «народов моря» ахейцы смешались с местными народами, образовав племя тевкров или частью «влившись» в число данов. Троянская же война происходила, по-видимому, после первого набега «народов моря» - приблизительно в конце XIII в. до н. э. Это, так сказать, грубая схема событий, сопутствовавших Троянской войне. Попробуем теперь детализировать ее и приведем дополнительные аргументы в пользу высказанной точки зрения.

На наш взгляд, события развивались следующим образом. К середине XIII в. до н. э. позиции индоевропейских народов (ариев Митанни и Арсавы, хеттов, ливийцев) на Ближнем Востоке значительно ослабли. Утрата митаннийцами ведущих позиций в Северной Месопотамии автоматически привела к усилению политического влияния семитической Ассирии. Не следует забывать также, что XIII в. до н. э. - это время необычайной активизации семитских племен в Палестине. Именно к этому историческому моменту традиция относит знаменитый исход евреев из Египта.

Одним из древнейших народов, проживавших в Палестине, Библия называет рефаимов, жителей Средиземноморской Рутены-Русены. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа (Рута-Руса) и отличался необыкновенной силой и огромным ростом. На языке идиш и сейчас слово «русский» переводится как «рейзен», а «Россия» - как «Рейзя». С рефаимами в Священном Писании иногда соединяются и другие племена, что подчеркивает дружественный характер политики рефаимов-русов по отношению к остальным народам Земли обетованной. Как мы уже говорили, египтяне сумели в значительной степени вытеснить русов из Палестины, но во второй половине II тыс. до н. э. там еще оставались их потомки - ваны-ханаане. В этническом смысле ханаане, по-видимому, составляли уже в значительной степени смешанный с местными племенами и другими пришлыми индоевропейскими племенами (например, хеттами) этнос, но их по-прежнему можно было считать арийско-праславянским «островком» на Ближнем Востоке.

Несмотря на многолетние усилия, египтяне так и не смогли полностью покорить Ханаан. Битва при Кадеше доказала, что индоевропейцы достаточно сильны, чтобы противостоять им в Средиземноморье. Но у египтян на руках еще оставалась «козырная карта». Это был жаждущий самоутверждения на политической сцене еврейский народ. Египетские источники ничего не сообщают об исходе евреев из Египта. Но сама по себе эта акция была чрезвычайно выгодна им. Скорей всего, это была, как мы бы сказали сегодня, тайная операция египетских спецслужб. На территорию сильного и неуступчивого противника направлялась армия переселенцев, заинтересованная в создании своей национальной автономии. При всем при том, как хорошо известно, на территории Ханаана к тому времени уже проживало достаточное количество семитов, которые так или иначе содействовали приходу сюда своих соплеменников.

По версии, изложенной в Библии, евреи не решались вступать в Ханаан, поскольку египетское рабство приучило их народ к трусости, и нужно было выждать, пока подрастет новое поколение, выросшее на свободе. Все правильно, но к этому, пожалуй, следует добавить, что нужно было также и время, чтобы египетские военные инструкторы научили воевать это поколение. И было бы в высшей степени наивно думать, что евреи смогли бы успешно воевать с «людьми-великанами» (их собственное выражение!), если бы не помощь фараонов. Но и у ханаан тоже была мощная поддержка в лице ливийцев, а также индоевропейцев Малой Азии и Северного Средиземноморья, или «народов моря», как их называли египтяне.

В составе этой группы племен не было хеттов. Если к моменту битвы у Кадеша они действительно были ведущей военной силой в Малой Азии и по праву возглавляли союз «народов севера», то к середине XIII в. до н. э. ситуация переменилась. Хетты утратили контроль над западными областями Анатолии, и троянцы и соседствующие с ними страны проводили независимую самостоятельную политику. Греки-ахейцы, укрепившиеся к тому времени в Милете, воспользовавшись отсутствием «единоначалия» в регионе, заявили о себе как о третьей силе. В первом походе «народов моря» в коалиции индоевропейцев, противостоящих Египту и семитам, они, по существу, заняли место хеттов.

В надписи из Карнака фараона Мернептаха присутствует фраза о «презренном вожде», приведшем акайваша-ахейцев в его страну. Вполне вероятно, что здесь имеется в виду вождь ливийцев, и тогда ахейцы выделяются среди всех северных отрядов как основная союзная ливийцам сила, связанная с ними особым договором. Но гораздо вероятнее, что речь в данном случае идет о вожде самих ахейцев, которые опять-таки выделяются среди прочих «северян», о чьих предводителях фараон не сообщает ни слова. Еще поразительнее, однако, следующая деталь. В этой же надписи из Карнака народ акайваша настойчиво противопоставляется ливийцам, не знающим обрезания, как народ, практикующий эту процедуру. Как ни удивляет это свидетельство в сравнении со всем, что известно об обычаях позднейших, исторических греков, но факт знакомства группы ахейцев, наступавших на Египет, с обрезанием сейчас общепризнан. При объяснении этого свидетельства исследователи соглашаются, что такой обычай мог изначально возникнуть у ахейцев Крита под влиянием их соседей на юге Средиземноморья - тех же египтян и семитских народов Леванта. Более логично, однако, на наш взгляд, было бы предположить, что этот обычай усвоили именно те ахейцы, которые переселились в юго-западные районы Анатолии и имели контакты с семитскими народами Палестины и Сирии. Во всяком случае, этим своим «восточным» обычаем контингент ахейцев в составе «народов моря» отличался от остальных членов военного союза.

Первый поход «народов моря» окончился неудачей. Как правило, подобный финал военной кампании предельно обостряет отношения в стане союзников. При этом стоит учесть, что если сикелы-циклопы и ликийцы участвовали в войне с целью помочь сородичам ханаанам-ванам (тем же венетам!), то ахейцев интересовала прежде всего богатая добыча. Они были наемниками! А когда наемное войско не получает награды, оно может обратить оружие и против своих нанимателей. Потери ахейцев в битвах с египтянами были больше, чем у любого другого союзника, потому они могли потребовать от стран - членов «северного союза» дополнительной компенсации за свои потери.

Согласно древнегреческой традиции, битве за Трою предшествовал поход войска Агамемнона в Мисию (область, расположенную южнее Троады). Мисийцы, возглавляемые царем Телефом, оказали достойное сопротивление грекам. Античные авторы признавали полную достоверность этой неудачной для ахейцев кампании. Так, Страбон написал: «…войско Агамемнона, грабя Мисию, как будто Троаду, с позором отступило». Живописный образ Телефа, поднимающего на битву свой народ, вырисовывается в позднем романе Диктиса Критского: «Те, кто первыми спаслись бегством от греков, приходят к Телефу, мол, вторглись многие тысячи врагов и, перебив охрану, заняли берега… Телеф с теми, кто был при нем, и с прочими, кого в этой спешке можно было собрать вместе, быстро идет навстречу грекам, и обе стороны, сомкнув передние ряды, со всей силой вступают в бой…» Аполлодор пересказывает соответствующее место «Киприй» так: «Не зная морского пути в Трою, пристали греки к Мисии и стали ее разорять, думая, что это Троя. А Телеф, царствовавший над мисийцами, погнал эллинов к кораблям и убил многих…» Примечательно, что Аполлодор излагает этот эпизод в едином сюжете «Илиады» и соответственно пишет: «Действительно, поскольку эллины вернулись, иногда говорится, будто война длилась 20 лет: ведь после похищения Елены эллины на второй год приготовились выступить в поход, а после того, как возвратились из Мисии в Элладу, спустя 8 лет они, вновь вернувшиеся в Аргос, отплыли в Авлиду». Это сообщение о традиции включать мисийский поход в историю Троянской войны и отводить на нее в целом 20 лет заслуживает полного доверия, поскольку оно прямо подтверждается свидетельством Гомера, у которого Елена в своем плаче по Гектору восклицает:

Ныне двадцатый год круговратных времен протекает

С оной поры, как пришла в Илион я, отечество бросив…

Кроме того, упоминание о неудачном мисийском походе содержит обращение Ахилла к своему верховному вождю Агамемнону, в котором он в связи с насланной Аполлоном чумой предупреждает:

Должно, Атрид, нам, как вижу, обратно исплававши море,

В домы свои возвратиться, когда лишь от смерти спасемся.

В этом фрагменте Гомер тонко подчеркивает, что армада греческих кораблей однажды уже переплывала Эгейское море в надежде завоевать Трою.

Итак, Троянская война проходила в период между двумя походами «народов моря» (между 1232 и 1194 гг. до н. э.). Длилась же она, согласно традиции, два десятилетия. Относительно точной длительности военных действий можно, разумеется, сомневаться - слишком уж круглые числа фигурируют при расчетах, но, по крайней мере, число «двадцать» должно убедить всех в том, что война носила чрезвычайно затяжной характер. Обратим внимание также, что датировка походов «народов моря» жестко привязана ко времени вступления на трон фараона Мернептаха. Относительно года его воцарения существуют три версии (разброс между самой ранней и самой древней - порядка двух десятков лет). Мы выбираем из них наиболее раннюю, чтобы максимально приблизить дату Троянской войны ко времени пожара в Трое VIIa по Блегену (середина XIII в. до н. э.).

Греческие источники ничего не сообщают о первом походе «народов моря». И это вполне понятно. В нападении на Египет участвовали только те ахейцы, которые проживали в Малой Азии, то есть в Милете и близлежащих к нему областях. Знаменитые греческие цари, ставшие героями «Илиады», равно как и греки материковой части Греции, не имели к первому походу никакого отношения. Это было совместное предприятие ряда малоазийских и северобалканских племен. Ахейцы на тот момент поддерживали дружественные отношения с троянцами, что и зафиксировано в преданиях, сообщающих, что Менелай запросто гостил в Трое, был принят в доме у Париса и именно там троянец договорился с ним об ответном визите в Спарту.

После похищения Елены ахейцы материковой Греции собирают войско, призванное отомстить за поруганную честь Менелая и вернуть ему супругу. Но, удивительное дело, войско Агамемнона высаживается не в Троаде, а несколько южнее - в Мисии. Мифологическая традиция истолковывает это так, что, мол, греки не знали пути в Трою. Но, похоже, что дело в другом. Для успешной войны против Трои воины Агамемнона должны были соединиться с ахейцами Милета. Вероятно, именно их объединенная коалиция и сражалась с мисийцами Телефа. Как мы уже рассказывали, ахейцам не дали продвинуться на север полуострова, и они были вынуждены отплыть назад в Грецию. Им предстояло ждать еще долгих восемь лет, чтобы снова собраться в Авлиде и отправиться в новый поход, теперь уже прямиком в Троаду.

В последние десятилетия некоторые ученые высказали гипотезу, что первый поход «народов моря» включал в себя как составную часть и те сражения, которые впоследствии греки назвали Троянской войной. По этой версии выходит, что Трою штурмовали не одни только греки, а целая группа, в том числе и северобалканских, племен. Такое предположение на первый взгляд гениально решает проблему соотнесения походов «народов моря» с Троянской войной. Ахейцы - участники первого похода «народов моря», и они же - победители в Троянской войне. Оба события происходили примерно в одно и то же время. Так давайте поставим между ними знак равенства! Что ж, так, безусловно, можно поступить, но только при одном условии: надо допустить, что греческие поэты, описывавшие Троянскую войну, в такой степени смешали правду с вымыслом, что к их поэмам не следует относиться как к основополагающим источникам. Если поэты подтверждают данную гипотезу - хорошо, если же нет, то не беда, поскольку это, в конце концов, литература! К примеру, следует признать, что никакие ликийцы Трою не защищали, потому что они - союзники ахейцев в первом походе «народов моря». Но тогда обессмысливается и весь сюжет «Илиады», в которой ликийцы во главе с царем Сарпедоном, Главком и Пандаром бьются насмерть с греками. Согласиться с такой точкой зрения никак нельзя. Тем более что предлагаемая нами реконструкция событий дает непротиворечивое истолкование всем известным греческим и египетским свидетельствам.

Ключевая идея в решении обсуждаемой проблемы состоит в том, что мы выделяем две группы ахейцев - малоазийских, колонизировавших Милет и острова Эгейского моря, и собственно греков, проживавших в материковой части Греции и на Крите. В первом походе «народов моря» участвовали только ахейцы-малоазийцы, или, по-другому, «обрезанные греки». Второй поход происходил уже после окончания Троянской войны. К тому времени войско Агамемнона вволю похозяйничало в Анатолии. Основная задача кампании была решена, и каждое из племен теперь решало свои собственные задачи. Кто-то торопился возвратиться домой, но были и желающие увеличить число поверженных ими врагов и количество награбленных сокровищ. Вот они-то и могли примкнуть к «народам моря» во время их второго похода на Египет.

Как мы уже писали, второе наступление «народов моря» на Египет представляло два последовательных вторжения. Первое в 1194 г. до н. э. было отражено войсками фараона Рамзеса III. Память об этом событии сохранилась в Троянском цикле. Прежде всего, это хорошо прослеживаемая тема высадки ахейского десанта в Египте непосредственно после разрушения Приамовой Трои, как бы в эпилоге Троянской войны, и их сокрушительного разгрома войском египетского правителя.

К этой теме два раза, с небольшими нюансами, обращается Одиссей у Гомера в своих так называемых «лживых рассказах» на Итаке, когда неузнанный царь в обличье нищего рассказывает слушателям различные версии своей вымышленной биографии. В четырнадцатой песне «Одиссеи» он изображает себя побочным сыном некоего знатного критянина, преуспевшим в войнах и набегах и девять лет сражавшимся в Троаде рядом с царем Идоменеем. После возвращения из-под Трои герой рассказа, пробыв в своем доме не более месяца, снаряжает девять кораблей и отбывает со своей дружиной в Египет. Здесь его воины, отправленные на разведку,

Грабить поля плодоносные жителей мирных Египта

Бросились, начали жен похищать и детей малолетних,

Зверски мужей убивая, - тревога до жителей града

Скоро достигла, и сильная ранней зарей собралася

Рать; колесницами, пешими, яркою медью оружий

Поле кругом закипело; Зевес, веселящийся громом,

В жалкое бегство моих обратил, отразить ни единый

Силы врага не поспел, и отвсюду нас смерть окружила;

Многих тогда из товарищей медь умертвила, и многих

Пленных насильственно в град увлекли на печальное рабство.

Их предводитель, однако, увидев вблизи самого египетского царя, успел, отбросив оружие, сдаться лично ему в плен и был увезен во дворец, хотя разъяренные египтяне и грозили критянину смертью. В семнадцатой песне Одиссей пересказывает ту же историю с изменениями. Здесь нет указаний на критское происхождение рассказчика, путь в Египет составляет уже не пять дней, а назван «долгой дорогой», финал же проигранной битвы для побежденного героя оказывается еще более плачевным. Взяв в плен, его продают в рабство на Кипр.

Навряд ли история, рассказанная Одиссем, была абсолютно лживой. Поход какой-то части ахейцев на Египет, по всей видимости, действительно имел место. Но важно отметить при этом, что в нем участвовало не все объединенное войско, а крайне ограниченный контингент. На девяти кораблях не увезешь много воинов, поэтому, скорей всего, некоторая часть ахейцев попросту влилась в ряды пеластов и тевкров, воевавших в 1194 г. до н. э. в Египте.

Видимо, та же тема высадки группы ахейцев после опустошения Трои в Египте воплотилась в известном легендарном сюжете о египетском плавании Менелая. Правда, у Гомера прибытие спартанского царя в Египет имеет случайный, непреднамеренный характер. Буря забрасывает плывущего из Трои Менелая к критским берегам, здесь большинство его кораблей разбивается о скалы, а сам он с пятью кораблями оказывается в Египте, где проживает в доме царя, торгует и посещает другие средиземноморские страны, чтобы через много лет вернуться в свою Спарту. Гораздо интереснее и содержательнее в этом смысле версия, приводимая Геродотом, со ссылками на беседы с египетскими жрецами. По Геродоту, Парис-Александр, спеша в Илион с Еленой и похищенными у греков сокровищами, против воли попал в Египет. Его царь вынуждает троянца оставить в этой стране Елену и остальную добычу (подробнее об этом чуть дальше, в главе о Елене Прекрасной). Но греки, прибыв под стены Илиона, не поверили заверениям троянских тевкров, что в Трое нет ни жены Менелая, ни богатств. Когда же город был разрушен после осады, Менелай, убедившись в справедливости сказанного осажденными, отделился от других ахейцев и направился со своими кораблями в Египет. Здесь египтяне выдали ему Елену и сокровища, но вскоре между ними и ахейским вождем вспыхнула вражда, ибо, задерживаемый в Египте отсутствием попутного ветра, Менелай принес в жертву ветрам египетских детей. Преследуемый египтянами, желающими отомстить за злодейства, он бежал в Ливию.

Как и в истории Менелая, так и в «лживых» рассказах Одиссея ахейцы появляются в Египте сразу же после ухода из Трои и в обоих случаях прибывают со стороны Крита, что можно сопоставить с настойчивыми упоминаниями об островах «народов моря» в египетских надписях. Оба раза это лишь небольшой отряд, который в одиночку не может решить крупных военных задач. Кроме того, до походов Александра Македонского только для эпохи «народов моря» достоверно зафиксировано вооруженное вступление греков (ахейцев, тевкров, данайцев) в Египет с грабительскими и завоевательными целями. Поэтому у нас есть все основания соотнести рассказы Одиссея и историю о прибытии Менелая в страну Нила с событиями 1194 г. до н. э. Все, как говорится, встало на свои места, как только мы разделили ахейцев на две части - участвовавших в первом походе «народов моря» (малоазийских) и не участвовавших (воины Агамемнона). Не надо, однако, полагать, что греки в сражениях с египтянами терпели только неудачи. Часть из них, известная под именем данайцев, была вовлечена в победную кампанию «народов моря» в 1191 г. до н. э.

Народ данайцев (данунов, данунитов) был известен египтянам как минимум с середины XV в. до н. э. Их имя присутствует в текстах конца правления Тутмоса III, а также в надписи из погребального храма Аменхотепа III (начало XIV в. до н. э.). Если этническое имя ахейцы (акайваша) появляется в египетских надписях очень поздно и лишь один раз, при Мернептахе (вторая половина XIII в. до н. э.), то данайцев египтяне узнали намного раньше. В хеттском документе, относимом к началу XVI в. до н. э., упоминается южноанатолийская страна Адана. В связи с этим возникает вопрос: какое отношение имеют малоазийские данайцы к грекам-ахейцам и данайцам Гомера?

Исследователи предлагают в качестве ответа самые разные мнения, есть даже предложение рассматривать данунитов как исконно анатолийский этнос, не имеющий ничего общего с греками-данайцами. Но думается, что это чересчур крайняя позиция. Другое дело, что факты существования данайцев на юго-западе Анатолии начиная с XVI в. до н. э. и их участие на стороне греков в Троянской войне требуют объяснения.

Чтобы разрешить загадку появления данайцев в Анатолии, мы предлагаем вспомнить об арийском племени синдов, которых фракийцы называли ксанфиями, а Гомер синтийцами. Ранее мы уже высказали мысль, что они вместе с ликийцами проникли в Южную Анатолию и по их имени была названа главная река и столица Ликии - Ксанф. По-арийски название синды можно перевести как «речные люди». С другой стороны, в более широком, индоевропейском контексте слово «река» звучало как «дану» - отсюда названия Дунай, Днестр, Днепр, Дон. Таким образом, после слияния с другими индоевропейскими племенами (хеттами и греками, проникавшими в Малую Азию) синды-ксанфии могли превратиться в данайцев-данунитов. Страна Адана находилась напротив Кипра. Как и этот остров, она, начиная с середины II тыс. до н. э., стала местом столкновений хеттов, ахейцев и стран Арсавы. В Троянской войне ахейцев против стран Арсавы (при фактическом нейтралитете хеттов) данайцы приняли сторону греков.

В связи с участием ахейцев и данайцев в походах «народов моря» важно привлечь к рассмотрению также миф о лидийском царе Мопсе (Моксе), завоевавшем сразу после Троянской войны всю Южную Анатолию, включая Киликию и Памфилию (страны на юге Анатолии), а затем вторгшемся в Сирию и дошедшем до Финикии. По преданию, сподвижниками Мопса были ахейцы во главе с аргивянином Амфилохом и прорицателем Калхасом, которые после завоевания Трои пешком двинулись из сожженного города в Лидию. Там Калхас стал состязаться с Мопсом в искусстве прорицания, но, проиграв спор, умер. Амфилох же пошел воевать в Киликию, где они вместе основали ряд городов. Позднее греки-памфилийцы считались потомками ахейских союзников Мопса. Сенсационный интерес к фигуре царя Мопса привлекла надпись IX–VIII вв. до н. э. из Кара-тепе (юг Анатолии). Она составлена киликийским царем Аситаваддой на иероглифическом лувийском и финикийском языках. В ней имя подвластного Аситавадде народа «дануним» сочетается с обозначением династии, к которой принадлежал этот царь, в качестве «дома Мопса». На этом основании ряд ученых отождествил подвластных «дому Мопса» данунимов с греческими данайцами и включил в этот малоазийский этнос греков-ахейцев, перешедших после взятия Илиона под власть Мопса и помогавших ему в создании царства на юге полуострова. В то же время, поскольку народ данунимов нападал на Египет вместе с тевкрами и пеластами, Мопс стал трактоваться как вождь крупного войска, в значительной степени состоявшего из данайцев и дошедшего до Сирии и Палестины в числе «народов моря».

Подведем, наконец, итоги. Вторжение ахейцев Греции и Крита в Анатолию вклинивается по времени между двумя походами «народов моря». Греки нанесли концентрированный удар по племенам, являвшимся соплеменниками или союзниками «народов моря», поэтому с геополитической точки зрения Троянская война была исключительно на руку египтянам и семитам, от которых на тридцать с лишним лет была отведена угроза с севера. Более того, по-видимому, именно в этот промежуток времени евреи сумели заселить Палестину. На вопрос - почему Моисей сорок лет водил евреев по пустыне - мы бы теперь ответили так: «Он ждал начала Троянской войны». Второй поход «народов моря» был, по существу, ответной акцией на заселение евреями Ханаана. Пеласги-филистимляне двигались на юг уже вместе с семьями, чтобы восполнить число сородичей ханаанеев, противостоявших агрессии Египта и семитов.

В целом следует сказать, что война между арийско-праславянским севером и египетско-семитским югом была первыми проиграна. Произошло это, как мы старались показать, не без помощи хеттов и греков, стремившихся извлечь из этой ситуации собственную выгоду и тем самым поспособствовавших победе юга. Как те, так и другие сполна получили за это от северян. Северобалканские племена с огнем и мечом прошли по землям Греции, а мизы-мушки разгромили Хеттское царство. Ни страна Хатти, ни Микенская Греция после этого не смогли возродиться. Но это было слабым утешением для их противников, поскольку в результате Троянской войны перестала существовать и Средиземноморская Русь.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 2. «Древний» Египет тринадцатого века н.э. Рамзес II и Троянская война Мы расскажем здесь о знаменитой династии фараонов, якобы, XIII века до н.э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю XIII века

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК - ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОТДАЛЕННЫМИ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА В XIII веке ромейский имперский центр ослабевает. Хотя христианство по-прежнему остается единой

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет. Общая идея хронологических сдвигов Троянская война ХIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 «Древний» Египет XIII века н. э Рамзес II и Троянская война В этом разделе речь пойдет о знаменитой династии фараонов, правившей якобы в XIII веке до н. э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа.В 1185 году в Царь-Граде распяли

Из книги Скифская Русь. От Трои до Киева автора Абрашкин Анатолий Александрович

ГЛАВА 3 ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ПОХОДЫ «НАРОДОВ МОРЯ» Что-то здесь осиротело, Чей-то светоч отсиял, Чья-то радость отлетела, Кто-то пел - и замолчал. В. Соловьев. Мимо Троады На современных картах Турции, невдалеке от места впадения пролива Дарданеллы в Эгейское море есть

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

9. Троянская война XIII века или война 1453 года, закончившаяся захватом Царь-Града Сначала мы обратимся к событиям XIII века новой эры. Напомним, что, согласно нашей реконструкции, суть дела такова. Произошла грандиозная война, состоявшая из нескольких сражений. С одной стороны

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Греческие мифы автора Бёрн Люсилла

ГЛАВА 3 ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА Была ли Троянская война в действительности? Интерес к истории Трои, проявляющийся людьми из поколения в поколение, объясняет бесчисленные усилия историков, археологов и романтичных энтузиастов установить исторические причины Троянской войны и

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

3. XIII век Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь 3.1. Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа В 1185 году в Царь-Граде (около Ероса) распяли

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора

12.1. Война с сынами Вениамина - это Троянская = Готская война Эти события описаны в Книге Судей Израилевых (гл. 19–20).Двигаясь вверх по искусственно растянутой европейской средневековой истории, мы подошли к началу Священной Римской империи якобы X–XIII веков н. э. Согласно

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Троянская война, великое переселение балканско-эгейских народов на восток и крушение Хеттского царства Во второй половине XIII в. до н. э. балканские племена начали двигаться на юг, вторгаясь в Грецию и Малую Азию. Как видно из сравнения греческих исторических преданий с

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов Троянская война XIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

Они – пришельцы. Они пришли сюда значительно позднее, из-за Балкан, с севера; с кем и где они жили раньше – об этом ученые спорят до сих пор.

Пеласгия

Первым известным нам народом, населявшим территорию современной Греции, были так называемые пеласги – представители группы «средиземноморских народов», когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков. К группе «средиземноморских народов» относились также этруски, и, возможно, ныне живущими потомками средиземноморских народов являются баски. Пеласги были носителями одного из индоевропейских языков.

В V - III тыс. до н. э. территория севера Греции была южной границей распространения высокоразвитой культуры Винча, которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов.

На острове уже в конце III тыс. до н. э. появляются первые раннегосударственные образования - дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех - в Кноссе , Маллии , Фесте , Като-Закро . Каждый из них имел своим экономическим, политическим и религиозным центром крупный дворец , вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

В общей периодизации Крита период XXII-XVIII вв. до н. э. получил название «эпохи старых дворцов». Практически ничего не известно об этом времени, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. на острове центры первых раннегосударственных образований были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако здесь начинается с XVII в. до н. э. так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, от внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами.

Критское общество, по всей видимости, в период своего рас­цвета имело теократическую форму правления, когда в руках правителя были сосредоточены функции как светского властителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления была распространена в государствах Древнего Востока, с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. Чисто жреческого сословия на Крите не сформировалось.

На острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность: сначала была изобретена «критская иероглифика» (названная так за сходство с египетскими иероглифами), затем её упрощённый вариант – «линейное письмо А» и, наконец, «письменность Фестского диска», знаками которой, в частности, написан загадочный текст на керамическом диске из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н. э. столицей всего острова. В это время расцвет цивилизации на Крите обычно связывают с именем его легендарного правителя - царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Как сообщают греческие легенды, именно Минос, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Миносу удалось подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойцы колонизовали остров Кипр, установили тесные связи с Египтом и Угаритом (в Сирии). Критский флот очистил от пиратов и установив свободу судоходства в Восточном Средиземноморье .

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н. э. Остров в это время покрылся сетью мощёных дорог с постоялыми дворам и сторожевыми пунктами. Перестраивались и благоустраивались старые города, появились новые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). В дворцовых кладовых сосредотачивались всякого рода запасы – ремесленные изделия и продовольствие, поступившие туда как подать или военная добыча. Специальные чиновники отвечали за сохранность того или иного подведомственного им лично вида материальных ценностей, поступавших во дворец. Сохранились образцы печатей, которыми они опечатывали складские ёмкости, печатей, несущих иероглифические надписи. Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Однако развитие минойского Крита в середине XV в. до н. э. было роковым образом прервано грандиозным извержением вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин). На острове все дворцы и сельские поселения были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. За этим последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н. э. греков-ахейцев, которые ещё раньше, на рубеже III-II тыс. до н. э., вторглись с севера на юг Балканского полуострова, почти повсеместно ассимилировав или вытеснив местное пеласгийское население.

Ахейская цивилизация

Кто такие ахейцы?

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.

Находки среднеэлладского периода (XX-XVII), полученные в результате раскопок, говорят о заметном упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. Это связано с низким уровнем общественного развития переселенцев-завоевателей – ахейцев, находившихся в это время на стадии разложения родоплеменных отношений. Изделия из металла отсутствовали в погребениях этого времени, вновь вместо них появляются каменные орудия. Инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Монументальные сооружения также исчезают. Однако, в этот период появляются некоторые новшества, такие как боевая колесница и гончарный круг.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах , Тиринфе , Охромене, Пилосе . На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.

Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой , по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен , расположенных в Арголиде .

Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.

Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты.

В пору расцвета государственности (XVI-XII вв. до н.э.) древним ахейцам была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». «Линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на «линейном Б» - это различные инвентарные списки и документы хозяйственной отчетности.

И в южной Италии .

Однако в последние два века II тыс. до н.э. дальнейшее развитие ахейской цивилизации было прервано очередным перемещением северобалканских племен, среди которых ведущее место занимала волна греков-дорийцев. Раскопки показывают, что еще в конце XIII века до н.э. процветающие ахейские государства стали ощущать приближение неких грозных событий. Возводится мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на полуостров Пелопоннес . Сооружаются новые укрепления, ремонтируются прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Однако, несмотря на это, практически все ахейские дворцы к концу XII века до н.э. были разрушены, их население частично уничтожено, частично переселилось в дальние, малопригодные для обитания области Балканского полуострова.

Причиной завоевания дорийцами мощных цитаделей был, скорее всего, тот факт, что они уже имели в своем распоряжении железное оружие благодаря условиям местности, в которой проживали до переселения на юг Балканского полуострова, в то время как ахейские ремесленники работали только с бронзой и выплавлять железо еще не умели.

Скорее всего, именно дорийцы познакомили население Греции с железом, совершившим вскоре настоящий переворот в экономике Древней Греции. И это, пожалуй, все положительное, что принесли дорийцы в Грецию. Общество Балканской Греции в результате их завоевания было отброшено в своем развитии на много веков и повсеместно деградировало к возрождению родовых отношений.


Когда критяне открыли Пелопоннес, они нашли на полуострове ахейские племена, говорившие, видимо, на нескольких южных диалектах древнегреческого языка. При раскопках 1874-1876 гг. близ циклопических развалин древнего акрополя (крепости) у г. Микены Г. Шлиман обнаружил высеченные в скале склепы - колодцы, прикрытые сверху каменными плитами (шахтовые гробницы). В некоторых из них, еще не разграбленных искателями кладов, найдены
золотые маски-портреты умерших и различные высокохудожественные золотые и серебряные изделия. Много сходных изделий обнаружено при позднейших раскопках в разных частях Пелопоннеса, в том числе на центральном плоскогорье Аркадии и в двух южных областях, отделенных друг от друга горами Тайгет, в Лаконии и Месинии, особенно в районе г. Пилос. Археологические находки в материковой Греции и на Крите «...обладают очень большим стилистическим сходством... Однако... если для критских фресок характерны сцены охоты, процессий, игр с быками, то для микенской стенной живописи... типичны сцены сражений, запряжки боевых колесниц, осады крепостей и т. д.» (В. С. Сергеев). В отличие от владык Крита ахейские вожди чувствовали себя на Пелопоннесе во вражеском окружении. Для защиты то ли от набегов соседних вождей, то ли от северных «варварских» 1 племен и неведомых «морских народов» они воздвигали и на берегах полуострова, и во внутренних районах крепости из громадных, грубо отесанных камней, таких тяжелых, что античные авторы приписывали их сооружение легендарным одноглазым великанам - циклопам.
В XVII-XVI вв. до н. э. на Пелопоннесе возникли ахейские раннерабовладельческие города-государства Микены, Пилос и другие, в которых распространилась одна из систем критского линейного письма - «минойское слоговое письмо Б». В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы, ставшие «морским народом», завоевали Крит и Киклады, колонизовали о-ва Карпатос, Родос и Кипр. Они открыли в центре Эгейского моря (вероятно, от древнегреческого «эг» - вода, море) Северные Спорады (на Скиросе, крупнейшем острове этой группы, найдены остатки микенского поселения), а на севере Эгейского моря - о. Лемнос и п-ов Халкидики и проникли до вершины залива Термаикос (Салоникского). Они достигли побережья Малой Азии и в низовьях р. Большой Мендерес, у 37°30" с. ш., основали Милет, который к XIV в. до н. э. превратился в крупный город.
На Эвбее, на Истме (Коринфском перешейке), на юго-востоке и юге Балканского п-ова - в Аттике и между заливами Коринфским и Эвбейским (Еввоикос) - ахейцы основали ряд поселений, в том числе те, на месте которых позже выросли знаменитые античные города-государства Коринф, Афины, Фивы, Дельфы. К северу от этой полосы ахейцы освоили Фессалию - самую обширную равнину Греческого п-ова (южную часть Балканского), орошаемую р. Пеней (Пиньос), а за 40° с. ш. - долину р. Альякмон, текущей как и Пеней, в Салоникский залив. Между низовьями этих рек поднимается горный массив Олимп, хорошо видный и со стороны моря. По представлениям ахейцев, эта вершина, покрытая зимой снегом, - высшая точка известной им территории - была «жилищем богов». На западе Фессалийская равнина ограничена лесистыми горами Пинд (более 200 км). Ахейцы, вероятно, переваливали Пинд в нескольких местах и обходили его с севера. Около 1260 г. до н. э. ахейцы совершили морской поход на Трою (Илион), расположенную на
1 «Варварами» древние греки, а за ними и римляне называли всех иноземцев, чу л; дых античной культуре,
северо-восточном малоазийском берегу Эгейского моря, у южного входа в пролив Дарданеллы, осадили и разрушили ее.
В XV-XIV вв. до н. э. ахейские мореходы неоднократно проникали в северную часть Адриатики с торговыми целями.
Главным предметом торговли был сукцинит - янтарь, доставлявшийся с Балтики (северо- восточный берег Гданьской бухты) по «Янтарному пути» (см. гл. 7). Сами ахейцы, конечно, не забирались в эти «янтарные дали», а пользовались торговыми посредниками. Вероятно, в конце XV в. до н. э. они появились в Западном Средиземноморье; обогнув п-ов Апулия, открыли залив Таранто (в начале XIV в. до н. э. в его вершине возникло «микенское» поселение), за п-овом Калабрия обнаружили о. Сицилия и Липарские о-ва. Возможно, ахейцы посещали о. Мальту - там найдена керамика XIII в. до н. э. Самым западным пунктом, до которого доходили ахейцы вдоль берега открытого ими Тирренского моря, бесспорно, является о. Искья, который вместе с более знаменитым, но менее крупным о. Капри маркирует Неаполитанский залив. Вопрос об открытии ими о. Сардиния, хотя там и встречены бронзовые слитки микенского происхождения, спорен.
Во второй половине XIII в. до н. э. ахейцы высадились на побережье Африки в 300 км к югу от о. Крит. В составе коалиции шести племен, возглавляемых либу - ливийцами, в 1225 г. до н. э. они двинулись на восток вдоль берега моря и вторглись в Египет, чтобы «удовлетворить потребность своего рта». Согласно египетским надписям, полчища «морских народов» были остановлены у западных границ дельты Нила армией фараона Минептаха и разгромлены. После неудачного похода ахейцы отошли на запад и осели вместе с семьями на землях своих союзников ливийцев.
Ознакомившись с древней торговой тропой, пересекавшей Центральную Сахару от побережья Средиземного моря до р. Нигер, «африканские ахейцы» проложили дорогу для колесного транспорта и обозначили ее наскальными рисунками колесниц. В те времена в Сахаре было значительно больше поверхностных вод и в качестве тягловой силы они использовали лошадь, впервые ими же завезенную в Африку. Эта трасса длиной свыше 2500 км проходила в основном по ровной местности и лишь дважды пересекала возвышенные участки - плато Тасснлин-Адджер (французский исследователь Анри Лот обнаружил здесь один из самых богатых в мире музеев доисторического искусства под открытым небом) и пагорье Ахаггад» Дорога достигала р. Нигер у Гао, 16° с. ш., 0° в. д.

Таким образом ахейцы первые выполнили пересечение Сахары и открыли Ахаггар - важнейший гидрографический центр региона. Это событие произошло не ранее 1000 г. до н. э. На выявление дороги А. Лот затратил 15 лет. И лишь в 1950 г. картина прояснилась: «Теперь можно было восстановить путь тысячелетней давности... на всем его протяжении. Эта трасса была, несомненно, наиболее целесообразной. Она проходила по твердому грунту, пересекая или огибая горные массивы в самых удобных местах и минуя нагромождения песка. Кроме того, на ее пути располагались основные источники воды, которые можно считать постоянными...» (А. Лот).
Открытия Лота не оставляют места сомнениям относительно контактов Средиземноморья с бассейном Нигера в античное время.

Образование Микенского царства. В середине II тысячелетия до н. э. многие ахейские племена Южной Греции были объединены под властью царей, правивших в городе Микены. Микенское царство складывалось под влиянием Критского государства, переживавшего тогда период своего расцвета. Под властью Крита находились многие области Греции. Многие черты хозяйства, государственного устройства и культуры Крита были заимствованы Микенами.

Рис. Микены

  • Пользуясь картами, определите, в какой части Греции возникло Микенское царство. Каковы были природные условия этой территории?

Так же как и на Крите, во главе Микен стоял царь, который был одновременно и верховным жрецом. Он назначал чиновников и должностных лиц, с помощью которых управлял государством. Население платило царю налоги: земледельцы отдавали часть урожая, а ремесленники - свои изделия. Самый низший слой общества составляли рабы. Как и на Крите, их было немного и принадлежали они царям и знатным людям. Микенская письменность была составлена на основе критского письма. Микенские художники и ремесленники пользовались теми же сюжетами и приёмами, что и критские мастера, а строители микенских дворцов подражали грандиозным постройкам критских архитекторов. Между религиями обоих государств тоже имелось немало общего. Некоторые боги ахейцев были заимствованы ими у критян. Об этом говорят древнегреческие мифы, называющие Крит родиной ахейских богов.

«Златообильные» Микены. Микенские цари славились своим богатством. Греки часто называли столицу Микенского царства «златообильными» Микенами. Город был выстроен на высоком обрывистом холме неподалёку от побережья Эгейского моря. Его окружали мощные стены, сложенные из многотонных каменных глыб.

Путники входили в Микены через ворота, увенчанные фигурами каменных львов. Пройдя под мощными сводами «львиных ворот», они оказывались на мощённой каменными плитами улице, ведущей к центру города. Там располагался великолепный царский дворец. Его украшали красные критские колонны и карнизы, инкрустированные разноцветным финикийским стеклом. Пол дворца был вымощен отшлифованными плитами, привезёнными с Крита, и разноцветной мозаикой. Стены и потолки были расписаны необыкновенно яркими фресками. В обширных кладовых дворца хранились несметные сокровища.

Рис. «Львиные ворота» в Микенах

Поход греков на Трою. Цари Микен не раз совершали военные походы против соседей, стараясь завоевать их земли. Они также пытались распространить свою власть и на побережье Малой Азии, где находилось Троянское царство. Около 1200 года до н. э. царь Микен организовал поход против троянцев.

Рис. Фрагмент кинжала из Микен с золотым рисунком

Вот что рассказывают мифы о причинах Троянской войны. Однажды собрались боги на пир. На него пригласили всех небожителей, кроме богини раздора Эриды. Обиделась она и решила отомстить. Тайком проникла богиня на пир и подкинула на стол золотое яблоко, написав на нём лишь одно слово: «Прекраснейшей». Увидели плод три могущественные богини и заспорили: кому он предназначен? Одной из них была укена Зевса, покровительница брака и семьи Гера, другой - его дочь, богиня мудрости Афина, а третьей - богиня любви и красоты Афродита. Обратились они к Зевсу, попросили разрешить их спор. Но тот, не желая никого обидеть, поручил рассудить их троянскому царевичу Парису.

Предстали богини пред юным царевичем во всей своей красе и попросили сказать, кто из них прекраснее. Каждая обещала Парису награду: Гера - власть и богатство, Афина - мудрость и славу, Афродита же сказала: «Я подарю тебе любовь прекраснейшей в мире женщины».

Рис. Елена. Изображение на древнегреческой вазе

И Парис не раздумывая отдал яблоко Афродите. Обиженные Гера и Афина возненавидели царевича и троянцев и решили погубить народ Трои.

Самой красивой женщиной в те времена слыла Елена Прекрасная - жена спартанского царя Менелая. Афродита внушила ей любовь к Парису, приехавшему в гости к спартанскому царю. Она же помогла Парису и Елене бежать в Трою. В ярость пришёл Менелай и стал созывать ахейцев в поход, чтобы отомстить троянцам. На его призыв откликнулись многие цари. Возглавил же поход брат Менелая, царь Микен Агамемнон. Сотни кораблей отправились к берегам Трои. Осада крепости длилась десять лет. Только благодаря хитрости греков Троя была захвачена и разрушена.

Гибель Микенского царства. В XII веке до н. э. с севера на Балканский полуостров вторглись завоеватели. Были среди них и греческие племена дорийцев. Их культура была менее развита, чем ахейская, зато дорийцы владели секретом обработки железа. Эти чужаки, одетые в звериные шкуры, но вооружённые железными мечами, прокатились по Греции опустошительным валом, сметая всё на своём пути.

Рис. Царь Агамемнон. Роспись на древнегреческой вазе

Ахейцы, знакомые лишь с медью и бронзой, не смогли устоять перед натиском дорийцев. Микены и многие другие ахейские города были разрушены и опустошены. Население поверженных городов, спасаясь бежало в горы и на острова Эгейского моря. Часть беглецов основала новые поселения на побережье Малой Азии, в том числе и на месте опустошённого ими некогда Троянского царства.

Подведём итоги

В середине II тысячелетия до н. э. на территории Южной Греции сложилось обширное Микенское царство. Здесь расцвела высокая культура, многие из достижений которой были заимствованы микенцами у критян. Вторжение дорийцев привело к разрушению Микен и к упадку культуры.

Мозаика - изображение, выполняемое из цветных камней, керамических плиток и т. д.

Середина II тысячелетия до н. э. Образование Микенского царства.

Около 1200 года до н. э. Троянская война.

XII век до н. э. Вторжение дорийцев в Грецию.

Яблоко раздора - причина какой-либо ссоры. (Выражение, связанное с мифом о Парисе)

Вопросы и задания

  1. Когда и где возникло Микенское царство?
  2. Расскажите о столице микенских царей. Почему её называли «зла-тообильными» Микенами?
  3. Найдите и назовите общие черты, присущие Критскому и Микенскому царствам. Приведите не менее шести примеров.
  4. Когда началась Троянская война и каковы были её причины?
  5. Что стало причиной падения первых греческих государств? К каким последствиям это привело?
  6. Выпишите в тетрадь встречающиеся в параграфе имена богов и укажите, покровителями чего они являлись.

Какие черты критской цивилизации были восприняты ми­кенской цивилизацией?

1. Ахейцы завоёвывают Грецию. Как и на Крите, в Греции сначала жило негреческое население. Неизвест­но, на каком языке говорили эти люди.

На рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. с севера сюда вторглись гре­ки-ахейцы.

Ахейцы находились на более низком уровне развития, чем завоёванное ими население Греции. Но прошло вре­мя, и ахейцы тоже научились изготов­лять орудия труда и оружие из бронзы. С 16 века до н. э. в Греции начинается подъём хозяйства и культуры. По имени греков-ахейцев эту цивилизацию учёные назвали ахейской. Иногда её именуют микенской по названию самого сильного из государств - Микен (в Пелопоннесе).

2. Твердокаменный Тиринф. Основны­ми центрами в Греции, как и на Крите, были дворцы. Археологи раскопали не­которые из них - в Тирйнфе, Пйлосе, Микенах. Все они меньшего размера, чем критские. В отличие от критских почти все дворцы были укреплены и яв­лялись настоящими крепостями. Особен­
но поражает своей мощью крепость Ти- ринфа. Стены её сложены из огромных каменных глыб. Толщина стен достигала 4,5 м, высота - 7 м.

3. Златообильные Микены. Центром самого сильного государства были Ми­кены. На высоком холме находился дво­рец, окружённый мощными стенами с воротами.

Археологи раскопали также захороне­ния, в которых обнаружили сказочные богатства. Греки того времени, как и жители стран Древнего Востока, верили, что после смерти люди продолжают жить в другом мире. В могилах микенских ца­рей лежало множество вещей из золота, серебра, слоновой кости: украшения, по­суда, оружие. Не зря греки в своих ми­фах называли Микены златообильными.

Но самыми удивительными находками оказались золотые маски. Они покрывали лица умерших и являлись, вероятно, их портретами. Глядя на маски, мы можем представить, как выглядели эти цари.

4. Дворец в Пилосе. Хорошо сохра­нился дворец в Пилосе. Самая интерес­ная находка, сделанная при раскопках в

Пилосе, - архив. В то время использовали для письма глиняные таблички. Поскольку Пилос погиб от пожара, то эти таблички оказались обожжёнными, стали очень твёрдыми и хорошо сохранились.

Благодаря пилосским табличкам мы узнали о хозяйстве и поли­тическом устройстве государств ахейской Греции. В дворцовом хозяйстве трудилось много рабов, среди которых было больше женщин. Многие рабыни записаны со своими детьми. Например, на одной та­бличке написано: «Прядильщиц женщин 37, девочек 26, мальчиков 16». Крестьяне были обязаны платить налоги и выполнять различные повин­ности в пользу дворца. За этим следили чиновники. Особенно тщательно учитывали металл, потому что он имел большое значение в хозяйствен­ной жизни.



5. Государства ахейской Греции. По своему устрой­ству они напоминали государства на Древнем Востоке. Во главе каждого государства стоял царь. Далее шли жрецы и многочисленные чиновники. Следующую сту­пень в этой пирамиде занимали жители деревень.

Они не принимали никакого участия в управлении государ­ством. На низшей ступени стояли рабы, занятые на раз­личных работах во дворцовом хозяйстве.

6. Культура ахейской Греции. В документах из ахей­ских архивов упоминаются боги, в которых и позднее верили греки: Зевс, Посейдон, Дионис и некоторые дру­гие.

Хотя настенная живопись дворцов имеет много обще­го с критской, есть одно важное отличие: здесь чаще все­го изображаются сборы на войну, выезды на колесни­цах, сражения. Поражает обилие кровавых сцен войны и охоты. Военная тема - самая любимая для ахейцев.

ЕЗ

7. Воины и войны. Микенские цари стремились за­хватить чужие богатства и для этого совершали походы. В случае удачи они возвращались домой с богатой до­
бычей. Знатные ахейцы вое­вали на колесницах, бронзо­вые панцири защищали их от вражеских ударов. А про­стые воины были пехотин­цами, их защищали только кожаные нагрудники.

Ахейцы постепенно ста­ли большой силой. Они ве­ли оживлённую торговлю и занимались пиратством. В 14-13 веках до н. э. ими был основан ряд поселений на побережье Малой Азии и на соседних островах.

Самой большой и известной войной, которую вели ахей­цы, была Троянская война.

Царь Микен Агамемнон создал союз ахейских госу­дарств, который совершил морской поход против Трои - города на северо-западе Малой Азии. После длительной осады греки захватили и разрушили город.

Раньше считали, что Троянская война - миф. Но многолетние археологические раскопки Трои подтверди­ли реальность этой войны. Правда, учёные спорят о её датировке. Вероятнее всего, Троя погибла в огне пример­но в середине 13 века до н. э.

Вспомните, какие державы Древнего Востока постоянно вели за­хватнические войны.

8. Дорийское завоевание. Вскоре погибли и ахейские дворцы. Недалеко от ахейцев, на севере Балканского по­луострова, обитали различные племена. В конце 13 ве­ка до н. э. огромная масса этих племён устремилась на юг, в Грецию. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество дворцов и поселений. Микенская цивилизация погибла.

Основная часть племён затем вернулась назад, но пле­мя греков-дорийцев поселилось в Пелопоннесе.

Миф о Троянской войне

Началась Троянская война из-за яблока. Как-то на свадебный пир не пригласили богиню раздора Ириду. Богиня рассердилась и решила отомстить. Она бросила пирующим золотое яблоко с надписью «самой прекрасной». Тотчас заспорили между собой три богини - Гера, Афина и Афродита. Рассудить их Зевс велел Парйсу - сыну троянского царя Прийма. Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу героя, а Афродита пообе­щала любовь прекраснейшей из женщин. И Парис отдал яблоко ей. Прекраснейшей тогда все считали Елену - жену спартанского царя Менелйя. Афродита помогла Парису похитить Елену и увезти её с собой в Трою.

В страшный гнев пришли Менелай и его брат, могущественный царь Микен Агамемнон, узнав о побеге Елены. Собрали они мно­гих греческих героев, сели на корабли и поплыли к Трое, чтобы отомстить троянцам за обиду и вернуть Елену. Велика и могуча была Троя, неприступны её стены. Девять лет длилась тяжёлая осада Трои ахейцами. Много подвигов соверши­ли за эти годы и греки, и троянцы. То греки подходили к самым стенам Трои, то троянцы теснили их к морю. Троянцам помогала Афродита, а грекам - Гера и Афина. Как взять Трою, придумал Одиссей - самый хитроумный из греков.

Греки сели на корабли и отплыли от берегов Трои. На берегу они оставили огромную деревянную статую коня. Внутри статуи спря­талось несколько греческих воинов.