Что влияет на выбор жизненного пути аргументы. Проблема выбора жизненного пути. Смысла жизни, назначение, призвание. Проблема преданной любви

Дорогой друг!

Ты уже накопил необходимые знания и умения в том, как можно изменить обстоятельства своей жизни, научился САМОСТОЯТЕЛЬНО И ОТВЕТСТВЕННО ИСПОЛНЯТЬ ДОЛЖНОЕ. Перед тобой стоит очередная задача взросления – подготовиться к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

В любом случае принятие решения связано с выбором альтернативы. Важно, чтобы этот выбор был сделан осознанно и самостоятельно. Осознанное решение отличает:

1) наличие четкой цели (человек принимает решение исходя из своих собственных потребностей);

2) понимание последствий принятого решения (выбор, как правило, сказывается не только на собственной жизни человека, но влияет и на близких ему людей);

3) выполнимость (у человека, принявшего решение, должно быть достаточно знаний, сил, воли и терпения для его исполнения);

4) самостоятельность (человек принимает решение сам, в силу своего интеллекта и опыта).

Принятие и реализация решений – сложный процесс, состоящий из нескольких стадий: стадии признания необходимости решения, стадии поиска информации, которая позволяет принять решение, стадии принятия решения и стадии выполнения решения. Завершая обучение на ступени основного общего образования, ты должен признать необходимость проблемы выбора жизненного пути, сформулировать ее для себя, определить критерии своих возможных решений, разработать, оценить и выбрать альтернативы поведения. Поможет тебе в этом нелегком деле Дневник самопознания.

Не откладывай решение «на потом». Само оно к тебе не придет. Познай себя и окружающий мир, расширь горизонты своих знаний. Для этого постоянно размышляй о себе и своих задатках, способностях, психо-физических возможностях, о получаемых знаниях, посещай занятия курсов по выбору, читай научно-популярную литературу , выполняй проектные и научно-исследовательские работы , беседуй со взрослыми. Подводя итоги своей работы за четверть, ты увидишь продвижение по пути выбора, сможешь сделать свои действия целенаправленными и эффективными. Желаем успеха!

Проблема выбора жизненного и профессионального пути

Делая какой-то конкретный выбор, человеку всегда хочется как можно быстрее и как можно более глубоко понять окружающий его мир. Интерес, который движет им при этом, объясняется не только стремлением понять этот мир, но и уловить его суть, выявить его движущие силы с тем, чтобы приспособиться к его требованиям и закономерностям развития, чтобы активно интегрироваться в такой мир в максимально подготовленной для этого форме.

Мир, конечно же, многогранен, как многогранна и сама жизнь со всеми ее радостями и печалями, удачами и разочарованиями. Жизнь и границы мира не ограничиваются только работой – есть семья и семейная жизнь, удовольствия и наслаждения, любовь и увлечения – но работа занимает в жизни человека весьма существенное место. Многие мечтают о достойной карьере и не только потому, что более высокое положение человека предполагает и его более комфортное или богатое существование. Карьера важна еще и по причине профессионального и жизненного интереса .

Трудно осознать, но это действительно так: восхождение по карьерной лестнице начинается не тогда, когда приступаешь к работе. Равно как и сама жизнь в ее реальной форме начнется не завтра или через 5 лет – она уже началась, началась еще вчера… Все действия, поступки, привычки человека тянутся шлейфом по всей его жизни... И выстраивание твоей карьеры начинается тоже сегодня – от того, как ты подготовишь себя к реальной практической деятельности, так и будет проистекать твоя профессиональная жизнь…

Конечно, есть еще и Госпожа Удача, но ведь и удача обходит стороной тех, кто не готов к встрече с ней. Умением выполнять какую-то конкретную работу человек не наделяется от рождения, такому умению необходимо научиться. Даже для того, чтобы работать простым дворником, надо уметь владеть метлой или лопатой. Но природа даровала каждому человеку возможность развивать и совершенствовать заложенные при рождении способности и таланты. От человека при этом требуется «включение» определенных волевых качеств. Развитие и совершенствование способностей осуществляется только под воздействием знаний, накопленных человечеством на протяжении долгой истории. Когда же у человека нет истинного знания, то он не только не понимает окружающий мир и происходящие события, но и самый ничтожный пустяк превращается для него в проблему. Если ты не обладаешь нужными познаниями, если тебе неизвестны используемые в какой-то деятельности приемы, методы или формы общения, то для тебя становится затруднительным вход в профессиональное сообщество. Самоценность образования, что бы ни говорили, никуда не делась и не денется.

На окружающий нас мир мы можем смотреть с разных точек зрения. С разных же точек зрения можно по-разному объяснить этот единый мир. Наиболее же объективная картина окружающего нас мира вырисовывается при использовании экономического подхода с обязательным использованием философских рассуждений. С этой точки зрения мир представляет собой прежде всего особый механизм, вынуждающий человека (через процедуру самостоятельного принятия им соответствующего решения) найти какую-то конкретную и удовлетворяющую его (по крайней мере в текущий момент) форму сочетания двух объективно присущих ему природных устремлений:

Организовать течение своей жизни в полном соответствии (или как можно ближе к этому) с его индивидуальным, личностным интересом, влечением, тягой к какому-то конкретному занятию, а занятие представляется как заполнение времени какими-то осмысленными действиями,

Иметь постоянный источник дохода, который бы позволил как можно полнее удовлетворять присущие ему – как существу биологическому и как существу социальному – потребности, которые могут на протяжении жизни меняться или пополняться.

Конечно же, идеальной – с этой точки зрения – представляется ситуация, когда занятие, дело, действительно интересное для человека, позволяет расценивать это занятие и как источник искомого дохода в его достаточной форме. И хотя такое совпадение не всегда возможно, люди все же стремятся к такому поиску. Те же, кто не находит такой формы сочетания или кто не может распознать в себе свой жизненный интерес, поступают по-иному. Они фиксируют возможные источники дохода и пытаются ответить на вопрос: «А я могу делать то, что полагается или предполагается делать человеку, претендующему на право пользования таким источником дохода?» И пока он не найдет позитивный ответ на свой вопрос, он не прекращает анализа всех возможных и доступных источников дохода.

Наивысший эффект достигается тогда, когда «человек находится в согласии сам с собой и со своими природными возможностями»: работа, за которую он получает вознаграждение, интересна ему еще и сама по себе, а не только потому, что она приносит ему индивидуальный доход, а величина дохода позволяет организовать свою жизнь на приемлемом уровне… В обратной ситуации, когда человек осознает, что доход обеспечить себе необходимо, а раз так, то работать надо, но выполняемая работа удовольствия ему не доставляет, она ему не интересна, он ею не увлечен, надеяться на «поражающий окружающих эффект» не приходится. Но человек выбирает свой жизненный путь сам …

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является необходимость владения не одной, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни.

Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому конечной целью подготовки к профессиональной деятельности для современного человека становится стать не просто СПЕЦИАЛИСТОМ, а стать ПРОФЕССИОНАЛОМ. Специалист – это человек, владеющий определенными знаниями, умениями и навыками в каком-то конкретном деле (токарь, наладчик, конструктор каких-то машин и механизмов, модельер детской одежды, учитель английского языка и т. п.). Профессионал же владеет профессиональной деятельностью в целом, способен найти возможности применения своих профессиональных навыков в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию (саморазвитие – это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира).

Задание. Поразмышляй над этой информацией. Обсуди ее с родителями, друзьями, другими, уважаемыми тобой людьми. Попроси их подтвердить или опровергнуть конкретными примерами из жизни главные мысли. Ответь для себя на вопрос, осознал ли ты необходимость начать подготовку к принятию решения по выбору жизненного пути? Является ли для тебя эта работа личностно значимой целью? Сформулируй эту цель для себя. _____________________________________________________________
А теперь начинай собирать информацию, необходимую для того, чтобы сделать твое решение осознанным и самостоятельным.

Прежде всего, ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Познать себя для принятия решения о содержании и способах продолжения обучения после 9 класса означает определиться в своих жизненных и трудовых ценностях, интересах и склонностях, осознать свои потребности и интересы.

Задание. Рассмотри представленные списки жизненных и трудовых ценностей. Дополни их, если они для тебя недостаточны. Выбери из них самые важные для тебя и запиши их в порядке убывания по степени значимости.

Мои жизненные ценности

1.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

2.Творчество (возможность творческой деятельности).

3.Удовольствия, развлечения, отсутствие обязанностей. Приятное проведение времени.

4.Здоровье (физическое и психическое).

5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6.Семья, дети, забота о них.

7.Наличие хороших и верных друзей.

8.Власть и карьера.

9.Интересная работа.

10.Активная деятельная жизнь.

11.Жизненная мудрость.

12.Свобода, самостоятельность и независимость суждений и поступков.

13.Равенство как отсутствие унижения и равные возможности для всех.

14.Уверенность в себе, гордость.

15.Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития.

16.Общественное признание как уважение окружающих.

17.Развитие как постоянное духовное и физическое совершенствование.

18.Общая обстановка в мире, стране, обществе, сохранение благополучия каждого.

19.Острота ощущений, риск.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Мои ценности труда

1.НАДЕЖНОСТЬ – иметь постоянную работу, которая позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

2.ПРЕСТИЖ – иметь работу, которая дает мне высокий статус и положение в обществе.

3.ВЫСОКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – иметь работу, которая обеспечивает высокий материальный уровень жизни.

4.НЕЗАВИСИМОСТЬ – работа, которая позволяет мне быть самому себе хозяином. Следовать своим собственным суждениям и работать так, как хочется мне без какого-либо контроля.

5.РАЗНООБРАЗИЕ – работа, дающая возможность выполнять много разных дел.

6.ТВОРЧЕСТВО – работа, в которой необходимо использовать мое воображение или быть первооткрывателем, «генератором идей».

7.ЛИДЕРСТВО – стремиться управлять людьми и отвечать за них, принимать решения, влияющие на их жизнь и работу.

8.РАБОТА С ЛЮДЬМИ – в тесном контакте с людьми, направленная на создание психологического комфорта и помощи другим.

9.ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ – работа, способная приносить успех.

10.МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – работа под контролем других людей, которые говорят мне, что делать.

11.РАБОТА РУКАМИ – работа, где требуется ловкость рук, практический интеллект для работы с машинами и инструментами или изготовления и ремонта вещей.

_____________________

Выбирая свои ценности, помни, что нет ценностей правильных и неправильных. Каждый человек сам выбирает для себя важное, следует ему, оценивает результаты и нередко пересматривает свой выбор. Поэтому мы рекомендуем тебе поразмышлять над этой проблемой, на примерах из художественной литературы , рассказов бывалых взрослых, описаний жизни знаменитых людей проанализировать человеческие судьбы, то, как они складывались и к каким последствиям приводили в соответствии с выбранными жизненными ценностями.

Зафиксируй результаты своей аналитической работы в следующей таблице.

Мои жизненные и профессиональные ценности

Ценности

1 четверть 9 класса

4 четверть 9 класса

Жизненные ценности

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

Ценности труда

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

Есть люди, которым повезло: они с детства знают, кем хотят быть. Но таких людей мало. Есть такие, кто рано начал заниматься каким-то делом в кружке, секции и, как говорится, «нашел себя». Но большинству людей не так-то просто определиться со своими интересами. Кому-то все кажется одинаково интересным. А кому-то ничто не кажется интересным. Как определиться, чему отдать предпочтение?

Школьнику легче всего начать эту работу с самоанализа включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках.

Задание. Понаблюдай за собой на уроках, проанализируй свое состояние и заполни следующую таблицу.

Пред-

Как я учусь?

Как я себя чувствую?

Насколько мне интересно?

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда интересно

Иногда интересно, иногда нет

Никогда не интересно

Русский язык

Литература

Математика

Информатика

География

Иностранный язык

Биология

Обществозна-

ние (Я и мир, ККД, право)

Физкультура

1.Выпиши предметы, по которым самооценка наиболее высока по всем трем показателям: _____________________________________________________________________________________________________________

2.Проанализируй свой табель успеваемости:

По каким предметам у тебя самый высокий средний балл?

Совпадает ли этот перечень с тем, что ты выписал выше?

Если нет, то на каком месте в успешности обучения находятся те предметы, в которых ты чувствуешь себя наиболее комфортно?

3.Сделай вывод: в каких предметах ты скорее всего можешь найти свой интерес.

4.Углуби свои знания по этим предметам: почитай дополнительную литературу, научно-популярные статьи, журналы, брошюры. Поинтересуйся тем, в каких сферах жизни знания по этим предметам используются, какие профессии в них существуют.

Уверены, что проделав эту работу, большинство из вас сможет определить круг своих интересов. Запиши свои интересы _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты знаешь, что одного интереса для успешности профессионального выбора человека недостаточно. Важно еще иметь склонность к избираемой профессиональной деятельности. Интерес отвечает на вопрос «Что я хочу знать?», склонность – «Что я хочу делать?». Именно возникновение склонности к определенной деятельности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Возникновение и выявление склонности возможно только в практической деятельности человека. Поэтому для определения своих склонностей ты должен попробовать свои силы в разных делах, связанных с твоими интересами . Это могут быть доклады, рефераты, исследовательские проекты, акции, организация и участие в конкурсах, классных и общешкольных мероприятиях, волонтерство, работа в летний период и многое другое.

Проверив свои склонности, запиши, в каких интересах ты бы хотел совершенствовать свои умения и навыки: ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Если тебе не удалось своими силами определить интересы и склонности или ты не уверен в правильности своего выбора, то определенную помощь тебе могут оказать школьный психолог или психологи – консультаты районного Центра образования или Центра занятости. Однако помни, что тесты дают ответ на основе твоего мнения о себе. Поэтому учись думать о себе, старайся понять себя сам.

В этом тебе может помочь методика «Карта интересов».

Инструкция. «Карта интересов» состоит из 78 утверждений. Дайте ответ на вопрос «Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?» по каждому утверждению следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставьте в бланке ответов рядом с порядковым номером утверждения знак «+», если не нравится – «-»; если сомневаетесь – поставьте «0».

Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?

3.Выяснять устройство электроприборов.

5.Узнавать о жизни людей в разных странах.

6.Знакомиться с жизнью растений и животных.

8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

10.Знакомиться с работой врача.

11.Создавать уют в доме, классе, школе.

12.Посещать театры, музеи, выставки.

15.Выполнять домашние задания по химии.

16.Исправлять бытовые электроприборы.

17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18.Ходить в походы, изучать родной край.

19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.

21.Участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

26.Принимать активное участие в жизни школы.

27.Проводить опыты по физике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)

47.Выступать с докладами на исторические темы.

48.Организовывать общешкольные мероприятия.

49.Ухаживать за детьми.

50.Делать разные покупки.

51.Беседовать с другими людьми об искусстве.

52.Заниматься в спортивных секциях.

53.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54.Решать задачи по химии.

55.Выполнять работы с измерительными приборами.

56.Выполнять работы по механике.

57.Разбираться в географических, геологических картах.

58.Проводить опыты по биологии.

59.Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы.

60.Изучать политику и экономику других стран.

61.Обсуждать вопросы воспитания и обучения.

62.Знакомиться со строением человеческого организма.

63.Убеждать людей в чем-либо.

64.Знакомиться с историей искусств.

65.Быть организатором в походах и играх.

66.Производить математические действия.

67.Отмечать химические явления в природе.

68.Разбираться в радиосхемах.

69.Выполнять чертежи.

70.Производить топографическую съемку местности.

71.Ухаживать за животными.

72.Выступать с докладами по вопросам литературы.

73.Знакомиться с историей культуры.

74.Давать объяснения младшим школьникам.

75.Изучать причины возникновения различных болезней.

76.Знакомиться, общаться с разными людьми.

77.Участвовать в спектаклях, концертах.

78.Соблюдать режим дня.

Бланк для ответов

Обработка результатов. Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия

3 – радиотехника и электроника

4 – механика и конструирование

5 – география-геология

6 – биология

7 – филология

8 – история и политика

9 – педагогика и воспитание

10 – медицина

11 – домоводство

12 – искусство

По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Предпочитаемое направление профессиональной деятельности определяется по наибольшему положительному значению суммы плюсов и минусов.

Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у школьника желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Задание. Сформулируй результат своей работы по выявлению интересов и склонностей, какой тип профессии для тебя предпочтителен ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Тебе известно, что каждый тип профессии предъявляет к человеку определенные требования. Составь программу совершенствования и развития отдельных своих качеств:

ПОЗНАЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Профессиональная деятельность человека осуществляется в системе общественного производства страны. Выбирая профессию в соответствии со своими ценностями, интересами и склонностями, человек должен представлять, в каких сферах хозяйственной деятельности он может найти применение своим профессиональным знаниям, навыкам и умениям. Для этого необходимо знать, что из себя представляет народное хозяйство страны.

Все народное хозяйство страны включает две основные сферы деятельности: производственную (сфера материального производства) и непроизводственную. Каждая сфера состоит из ряда отраслей (смотри схему)

Отраслевая структура общественного производства России

Каждая отрасль включает крупные звенья производства – подотрасли. Например, промышленность – важнейшая отрасль производства состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства (машиностроительный комплекс, производство конструкционных материалов, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс) и производство предметов потребления.

В каждой отрасли действуют свои условия и оплата труда , существует своя система подготовки и переподготовки кадров.

Задание. Выясни у взрослых, в каких отраслях ты сможешь работать по избранной тобой профессии, каков в них уровень условий и оплаты труда, в каких институтах и колледжах готовят кадры для этих отраслей. Соотнеси их со своими жизненными и трудовыми ценностями. Помни: от этих факторов во многом зависит конкуренция при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение и требования к качеству подготовки абитуриента для получения профессионального образования . Напиши, в изучении каких предметов тебе нужно подтянуться, а какие изучить углубленно _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Еще одним условием успешности выбора профессии является прогнозирование своего профессионализма в конкретных видах деятельности. Ты знаешь, что, с одной стороны, одним и тем же видом деятельности можно заниматься в разных профессиях, а с другой - в одной профессии можно заниматься разными видами деятельности. Поэтому, готовясь к получению профессионального образования, очень важно попробовать себя в разных видах деятельности и постараться понять, что у тебя получается лучше и приносит большее удовлетворение. Итак, постарайся попробовать себя:

в управлении – руководстве чьей-то деятельностью;

в обслуживании – работе по удовлетворению чьих-то потребностей;

в образовании – процессе передачи знаний и навыков, формировании личности,

в оздоровлении – избавлении от болезней и их предупреждении,

в творчестве – создании оригинальных произведений;

в производстве – изготовлении какой-либо продукции;

в конструировании – проектировании деталей и объектов для последующего их производства;

в исследовании – научном изучении чего-либо;

в защите – охране от враждебных действий;

в контроле – проверке.

Задание. Выясни возможности разных видов деятельности в пределах выбранного тобой типа профессии. Уточни перечень учебных заведений, в которых ты можешь получить необходимое профессиональное образование. Напиши, образование какого профиля тебе необходимо получить в 10-11 классах школы, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Полезная информация .

1. Возможные профили обучения на старшей ступени: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный.

2. Возможное профильное изучение предметов на старшей ступени: русский язык , литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика, искусство, технология, ОБЖ.

3. Для получения профильного образования не менее двух предметов должны изучаться на профильном уровне.

4. Обучение на старшей ступени может быть как профильным, так и универсальным.

5. Образовательная траектория после 9 класса может проходить через подготовку к поступлению в ВУЗ в 10-11 классах школы, получение начального или среднего профессионального образования в колледже, приобретение начальных профессиональных навыков непосредственно на производстве.

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ

СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(познакомь с ней родителей)

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к какам-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают: к сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

· Ограничение исключительно престижностью профессии.

· Ориентация исключительно на высокую заработную плату .

· Ориентация исключительно на комфортные условия труда.

· Снижение до минимума трудностей обучения.

· Следование только указаниям родителей.

· Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: мудрый совет, обсуждение различных мнений, приобретение необходимых справочников, организации встреч с людьми, чьи профессиональные знания связаны с интересами ребенка, сбор информации об учебных заведениях.

Совет родителей:

1.Познакомиться с профессиями в сфере ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.Куда пойти после 9 класса:

Основной вариант _____________________________________________________________________

Запасной вариант _____________________________________________________________________

МОЙ ВЫБОР

(заполняется в перед окончанием 9 класса)

Мой окончательный выбор образовательного маршрута заключается в том, что я

ХОЧУ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ДЛЯ ЭТОГО Я ПЛАНИРУЮ ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ В:

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запасной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПО ПРОФИЛЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ):

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПОТОМУ, ЧТО…

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезная информация

В нашей гимназии в 10-11 классах ты можешь получить как универсальное образование, так и образование по профилям . Обучение ведется по индивидуальным учебным планам . На профильном уровне (по выбору) ты можешь изучать обществознание, историю, экономику, право, географию, иностранный язык, … . Дополнительные элективные курсы позволяют расширить и углубить знания о выбранной сфере профессиональной деятельности. Данная профильная подготовка позволяет продолжить профессиональное обучение по широкому спектру профессий.

Подготовка по этим специальностям ведется практически во всех ВУЗах города.

Перечень специальностей социально-экономического

и социально-гуманитарного профилей по которым ведется подготовка

в екатеринбургских ВУЗах:

    Культурология Религиоведение Философия Политология Социальная работа Социология Регионоведение Менеджмент (государственное и муниципальное управление ; менеджмент организации) Экономика (экономическая теория ; экономика труда; финансы и кредит; бухгалтерский учет , анализ, аудит: мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии) Коммерция (торговое дело; товароведение и экспертиза товаров; маркетинг) Статистика Информационные системы в экономике (математические методы в экономике; организация и технология защиты информации ; комплексная защита объектов информации) Педагогика Социальная педагогика Документоведение и документационное обеспечение управления Связи с общественностью Социальная антропология Социально-культурный сервис и туризм

13 июля 2017

Каждый человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов. Однако самые важные из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. Что же происходит, если человек делает неправильный выбор? И как минимизировать возможность ошибок в таком нелегком деле?

Сочинение, заставляющее задуматься

Чтобы поступки школьников, которые повлияют на всю их дальнейшую жизнь, были правильными, нередко они получают от учителей интересное задание. От них требуется написать сочинение о выборе жизненного пути. В этом сочинении необходимо как уметь выразить собственное мнение, так и привести аргументы к проблеме выбора жизненного пути. Ведь молодые люди часто полны необоснованного энтузиазма в отношении своей будущей работы и жизни в целом. Они рисуют в своем воображении, как работают по три-четыре часа в сутки, после этого садятся в роскошную машину и возвращаются домой в не менее роскошные апартаменты. Им кажется, что выбранная ими профессия - самая перспективная и уж точно самая высокооплачиваемая. Однако опыт показывает, что взрослая жизнь не всегда оказывается такой радужной, как это может показаться поначалу. Работать приходится много и упорно, а если человек еще и сделал неправильный выбор в отношении профессии, то труд будет, скорее всего, еще и низкооплачиваемым.

Мнение других в вопросах дальнейшего обучения

Почему случается так, что человек выбирает в своей жизни неверный путь? Одной из главных причин нередко бывает следование чужому мнению. Выразив этот тезис, можно подобрать немало аргументов к проблеме выбора жизненного пути. Друзья советуют выбрать одну профессию, родители - другую. Постоянно прислушиваясь к чужому мнению, выпускник теряется в собственных желаниях - он их попросту перестает слышать. Он не задумывается о том, что этот выбор серьезно повлияет на все его будущее, ведь следующие несколько лет ему придется провести в стенах университета, приобретая профессию, которая ему совершенно не нужна. Может выйти даже так, что он не потратит ни дня на работу по этой профессии. Таким образом, необходимо прислушиваться в первую очередь к себе самому, правильно оценивать свои способности и возможности, иначе можно попросту потратить время впустую. Пустая трата времени - это и есть аргумент, объясняющий, почему стоит первоначально прислушиваться к себе и своим желаниям. Проблема жизненного пути и аргументы к тезисам сочинения на эту тему - хороший повод научиться самому школьнику отличать, в чем проявляется его собственный выбор, а в чем - мнение, навязанное извне.

Сомнение - враг выбора

Однако выбор профессии - это не единственная сфера, где можно совершить ошибку или же, наоборот, существенно улучшить свою жизнь. Человек выбирает, строить ли ему семью или нет, оставаться ли жить в своей стране или эмигрировать, открывать свое дело или же работать в чьей-то компании. Каждый из этих выборов существенно влияет на всю последующую жизнь. Ответственность, которая сопровождает выбор, является причиной множества сомнений. Какие аргументы к проблеме выбора жизненного пути может привести тот учащийся, кто считает главным вопросом наличие сомнений и возможность с ними успешно справиться? Школьник может упомянуть, что если человек сомневается слишком долго по поводу своего выбора, он может попросту упустить драгоценное время. Промедление словно «добавляет масла в огонь», и вероятность поступить неправильно существенно возрастает. Если же человек всерьез хочет побороть сомнения, он должен знать: в действительности, абсолютно верных или неверных путей нет. Даже если был сделан неправильный шаг, это в будущем станет источником бесценного опыта.

Нет плохих и хороших путей

Говорят, что судьба не является делом случая; судьба - это выбор каждого человека. Хорошим или плохим этот выбор не бывает никогда. Почему школьник должен подбирать аргументы к проблеме выбора жизненного пути самостоятельно? Сочинение на подобную тему - это задание, которое поможет переосмыслить те шаги, которые учащийся планирует сделать, а работа по подбору аргументов к своим тезисам поможет структурировать мысли, научиться внятно излагать свои доводы. Многие будут склонны считать, что один и тот же выбор с разных ракурсов может быть и плохим, и хорошим. В качестве аргумента можно привести несколько грубый, однако меткий пример - все любят мороженое, однако для удобрения огорода лучше подойдет навоз. Таким образом, необходимо учитывать также и тот контекст, в котором совершается определенный выбор жизненного пути. Аргументы можно подобрать как из жизни, так и из литературы или же кинофильмов. Школьник может включить описание ситуации выбора из любимого кинофильма или литературной новеллы.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

На протяжении многих десятилетий писатели и философы всего мира задавались вопросом смысла жизни. Так и в философской притче Ф.Кривина поднимается важная проблема выбора жизненного пути.

Рассуждая над данной проблемой, автор воплощает образы главных героев в двух камнях, у которых совершенно разные судьбы. Кривин говорит о том, что в начале они были дружны, но потом случился шторм, который разделил давних друзей. Теперь, каждый из них выбрал собственную жизненную позицию. Первый камень избрал сложный путь, он бросил вызов судьбе и совершенствовался с каждым днем, в итоге превратившись в кремень: «Он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно».

Другой же, «уцепившись за глиняную корягу», спасся и не жил, а, подобно комьям глины, существовал в бездействии и сытости.

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: невозможно жить полной жизнью, оставаясь на одном месте и никак не развиваясь. Необходимо постоянно совершенствоваться, узнавать и открывать для себя что-то новое каждый день.

Рассуждая над данной проблемой, невозможно не вспомнить произведение И.А.Гончарова «Обломов». Главный герой романа не обделен умом, однако он не прилагает никаких усилий для того, чтобы реализовать собственные способности. Это приводит к тому, что Обломов так и не сумел до конца воплотить свои мечты в реальность, лень не позволила ему этого сделать.

Еще одним подтверждением данной мысли является произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой получил типичное для своего времени образование, его охотно принимали в светском обществе. Однако Онегин чувствовал, что такая жизнь его не устраивает, он не видел в ней смысла. Он пытался вырваться из бездуховного общества, однако любовь к свободе, независимость, нежелание упорно трудиться привели главного героя к полному одиночеству. “Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность. Таким образом, обладая всеми необходимыми возможностями, Евгений Онегин не смог реализовать себя и выбрать собственный верный жизненный путь.

В заключение мне хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня еще раз задуматься о том, что есть смысл жизни для каждого человека и в чем он может заключаться, насколько важно суметь найти собственное место в этом мире.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ

С.А. Ермаков

Несмотря на то, что проблема выбора жизненного пути человека была уже поставлена в античной философии и получила свое дальнейшее рассмотрение в святоотеческой мысли , она все еще недостаточно изучена в научной литературе. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» . Обратив внимание на неразработанность вопроса о взаимосвязи выбора человека и пути его жизни, Л.Н. Коган высказал ряд оригинальных идей, позволяющих наметить подходы к рассмотрению интересующей нас темы. Опираясь на выдвинутые им положения, а также подключая потенциал святоотеческой мысли, раскроем содержательную сторону указанного вопроса.

Для начала обратим внимание на слово «выбор». На наш взгляд, его семантический анализ помогает наметить основные направления исследования проблемы выбора жизненного пути человека. Они связаны с реализацией следующих моментов: во-первых, необходимо располагать тем, из чего осуществляется выбор; во-вторых, важно иметь того, кто выбирает; в-третьих, следует осуществить сам акт выбора, в-четвертых, получить ожидаемый результат. Последовательно рассмотрим указанные аспекты.

Итак, первый аспект связан с вариантами выбора. В нашем случае это - многообразие путей жизни человека. Оно реально существует в любую историческую эпоху. Множество людей разного пола, возраста, социального положения, проживающих в одно время и на одной территории, являют возможные варианты пути жизни человека. Поэтому для индивида нет недостатка в сценариях жизненного пути. Существует другая проблема: как увидеть эти варианты? Действительно, в обычной жизни многое из того, что лежит на поверхности, либо не обращает на себя внимание, либо сокрыто от глаз наблюдателя. Что обычно видит человек, выходя на улицу? Его взору предстает своеобразное «броуновское движение» индивидов. Особенно это заметно в местах большого скопления людей: на площадях, вокзалах, рынках и т.д. Вдумчивый человек, наблюдая за происходящим, может увидеть грандиозную картину человеческой жизни, в которой знакомые и совершенно незнакомые люди, соприкасаясь друг с другом, либо продолжают совместное движение дальше, либо расстаются на время или навсегда. Множество перекрещивающихся судеб, многообразие различных путей жизни, многогранность человеческого бытия - вот, что имеет место в реальности. И недостаточно просто видеть происходящее; следует еще подключить умозрение, чтобы понять все происходящее. Философия как раз и является таким умозрением, помогая человеку за единичными проявлениями индивидуального жизненного пути увидеть повторяемость, свойственную многим жизненным сценариям, позволяя частное подвести под общее, олицетворяющее определенные константы человеческого бытия.

Второй аспект акцентирует внимание на субъекте деятельности, человеке как активном творческом начале. В методологическом плане здесь важно положение, согласно которому человек есть триединое образование как био-социо-духовное существо . И каждая из ипостасей человека оказывает свое воздействие на его выбор. Возьмем, например, такой важный параметр, характеризующий человека, как возраст. При этом будем опираться на результаты социологического исследования, проведенного нами в Нижегородском коммерческом институте в мае 1999 года .

Зависимость размышлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Серьезно 48,8 51,0 59,1 62,3

Время от времени 50,4 48,3 40,5 37,4

Никогда 0,8 0,7 0,4 0,3

Из приведенной таблицы хорошо видно, что существует зависимость между возрастом и основательностью размышлений о пути жизни человека: чем старше респонденты, тем более серьезно они задумывались над своей жизнью.

Зависимость представлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Непрерывный - прерывный 5,86 5,72 5,36 5,10

Восхождение - нисхождение 6,89 6,86 6,01 5,56

Обретения - потери 6,45 6,31 5,68 5,27

Нельзя не заметить, что в зависимости от возраста оценки своеобразия жизненного пути становятся более взвешенными. Если в 18 лет наблюдается некоторая тенденция к идеализации пути жизни человека - он полагается, скорее, как непрерывный, восходящий, путь обретений, то к 70 годам он воспринимается более реалистично - как имеющий прерывность, нисхождение, потери.

Зависимость критериев удачно сложившейся жизни от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Крепкое здоровье 47,5 51,4 69,1 73,8

Крепкая семья 64,7 65,6 77,5 78,0

Материальное благополучие 60,2 65,0 75,2 55,8

Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления человека происходит осмысление важности таких ценностей жизни, как наличие здоровья и семьи. Причем следует специально отметить достаточно высокий «стартовый» процент такой ценности как семья. Это, к слову сказать, один из показателей современной культуры, которая, несмотря на свою трансформацию на рубеже тысячелетий, сохранила в себе традиционные механизмы саморегуляции. Что касается материального благополучия, то картина несколько иная. До 50 лет кривая интереса растет. После этого возраста происходит достаточно серьезное снижение интереса к указанной ценности человеческого бытия. Думается, что это во многом законо-

мерно. Вступая в пожилой возраст, человек подвергает переоценке многие ценности, в том числе и такую, как материальное благополучие. Материальные ценности постепенно уступают место духовным. Человек начинает готовиться к завершению физической стадии своего бытия. Моральные нормы на этой стадии приобретают самоценное значение. Это хорошо показывают различные социологические исследования. Так, по данным нижегородского социолога Г.Л. Воронина, «Евангельская заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет» .

Думается, что приведенные примеры достаточно рельефно показывают значение возраста в понимании жизни, а следовательно, подчеркивают его важность в ситуации выбора жизненного пути. При этом следует иметь в виду, что целый ряд характеристик - телесного (пол, здоровье и пр.), социального (статус, профессия и пр.) и духовного (ценности, идеалы и пр.) характера - оказывает такое же влияние на выбор пути жизни. Через их призму человек смотрит на мир, определяя конкретный свой шаг.

Третий аспект - акт выбора. Это довольно сложный процесс, сопряженный с подключением целой группы факторов как субъективного, так и объективного характера. Хотя внешне, он может выглядеть достаточно легким занятием. Например, решая вопрос - идти или не идти на дискотеку, - студент в мгновение ока может дать положительный ответ. Однако это не означает, что здесь все так просто. Подробнее рассмотрим основные составляющие самого акта выбора.

Сразу отметим, что данный вопрос получил свое освещение в философской литературе. В методологическом плане для нас представляется важным положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность» . Из сказанного следует, что, во-первых, акт выбора всегда есть не просто сиюминутное желание, возникшее неизвестно откуда и почему. Акт выбора есть единство внутреннего, связанного с состоянием человека, его мироощущением и миропредставлением, и внешнего, т.е. той средой, окружением, которые оказывают свое воздействие на выбор. Другими словами, есть человек, который живет в определенной среде. И не только он сам, но и среда, частью которой он является, оказывают влияние на его волеизъявление при принятии решения. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть важность вывода, сделанного Л. Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» . Во-вторых, акт выбора связан с выбором «в себе» определенной потребности, которая является основой для реализации самого акта выбора. Здесь нам хотелось бы выделить слово «потребность». Оно является ключевым для понимания того, как происходит сам акт выбора. Он осуществляется через и благодаря наличию определенной потребности у человека. Выбирая, человек активизирует в себе определенную потребность, которая и «запускает» акт выбора средств, необходимых для ее удовлетворения. Покажем это на нашем примере со студентом.

Под влиянием внешних условий (наличие дискотек, сформированного у молодежи стереотипа, что дискотека - лучшая форма времяпрепровождения, друзей, зовущих на дискотеку, свободного времени и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, изрядный энергетический запас, желание интересно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а также в результате активизации одной из потребностей (не отстать от других, не досадить другим, весело провести время и пр.) студент принимает решение идти на дискотеку. При этом важно подчеркнуть, что не просто принимается решение как самостоятель-

ное, не имеющее отношение к пути жизни человека действие, как некий эпизод, взятый сам по себе. Нет, сделав выбор в пользу дискотеки, студент уже «включает» ее в канву своего пути жизни. Можно сказать иначе: с этого момента дальнейший путь жизни человека будет пролегать через дискотеку. Как там сложатся дела (позитивно или негативно), от этого будет зависеть будущее человека, его путь жизни. Причем при известных обстоятельствах память об этой дискотеке может сохраниться на всю жизнь (скажем, как память о встрече со своей будущей женой, как потеря друга во время драки и т.д.) и оказывать свое влияние на формирование пути жизни человека.

Сам акт выбора может быть как осознанным, так и неосознанным. Осознанный выбор сопряжен с пониманием сути дела, наличием необходимой и достаточной информации. В этом случае знание выступает и основой для принятия решения, и средством для его реализации. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив... Во-вторых, необходимы знание собственных потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим» . Неосознанный выбор делается, как правило, «под влиянием аффектов, настроения, эмоций» . Его может спровоцировать ситуация цейтнота, в которой оказался человека, или отсутствие информации о том, что ожидает его, если он даст свое согласие на сделанное ему предложение. В молодости неосознанный выбор может быть также связан с идеализацией ситуации, игнорированием других аспектов проблемы, неумением проанализировать обстановку и т.д. Словом, неосознанный выбор есть следствие незрелости отношений человека к самому себе и миру, в котором он живет, сложно -сти ситуации, в которой он оказался.

Наконец, четвертый аспект - получение ожидаемого результата. На первый взгляд, здесь все понятно и не о чем говорить, ибо результат есть следствие деятельности человека. Каково деяние человека, таков и его удел. Вместе с тем есть два момента, которые требуют своего уточнения: во-первых, всегда ли ожидаемое (возможное) становится действительным, и во-вторых, всегда ли лучший для человека выбор является конструктивным. Последовательно рассмотрим указанные аспекты проблемы.

Совершенно очевидно, что далеко не все из возможного становится действительным. Скажем, потенциально каждый, из занимающихся в секции бокса, может стать мастером спорта. Но далеко не каждый станет им. И даже если этот выбор осознан, и человек прикладывает немалые усилия для достижения своей цели, результат может быть иным. Почему? Все та же совокупность объективных и субъективных факторов. Так может случиться, что в одном из боев, или в одной из поездок будет получена травма, которая поставит крест на спортивной карьере боксера. Или же, одержав первые победы, боксер не справится со «звездной болезнью», которая выбьет его из колеи. И таких «может быть» несть числа. В результате, желая что-нибудь одно, человек получает совсем другое, не связанное с ожидаемым.

Далеко не всегда лучший, с точки зрения человека, выбор становится конструктивно значимым для него. Возьмем все тот же пример с дискотекой. Положим, идя на дискотеку, молодой человек считает, что это есть лучший из возможных для него вариантов завершения дня. Однако последствия данного выбора могут быть самыми непредвиденными. Скажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он может грубо повести себя по отношению к своим друзьям. Как следствие - разрыв дружеских отношений, или что-нибудь еще более худшее. Отсюда

Отсюда следует вывод, что лучшее, с точки зрения человека, далеко не всегда может быть позитивно значимым, конструктивным для его жизненного пути. Впрочем, как и худшее. Оно не обязательно связано только с деструктивными моментами. Например, молодой человек не нашел денег на дискотеку. Однако то, что он остался дома, дало ему возможность, например, вовремя вызвать скорую помощь, что, в свою очередь, позволило одному из родственников избежать гипертонического криза. Таким образом, перефразируя известную мысль, можно сказать, что нам не дано предугадать, к каким последствиям приведет реализация наших желаний. Поэтому, делая (желательно, осознанный) выбор в пользу тех или иных поступков, человек должен надеяться и верить, что они приведут к добрым результатам. Здесь, как нельзя кстати, может пригодиться опыт, накопленный святоотеческими мыслителями, которые призывали уповать на веру и надежду в решении всех человеческих проблем.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что предложенные четыре аспекта проблемы выбора жизненного пути человека достаточно полно раскрывают ее содержательную сторону. При этом следует подчеркнуть, что выбор не есть только сознательная деятельность человека, т. е. некое сформулированное умозаключение. Он также еще и действие, направленное на реализацию задуманного. Иначе говоря, выбор есть не только мысли, но и действия, которые всегда оказывают влияние на дальнейшее существование человека, его бытие. Поэтому выбор как факт реальности всегда онтологичен, он порожден реальностью, связан с ней и способен изменить ее.

Более того, выбор есть форма самореализации человека. При этом следует иметь в виду, что в выборе человек не только может проявить себя, но и впервые явить нечто новое, способствующее преобразованию его жизни. Можно сказать, что выбор - шанс для человека, которым он может воспользоваться.

Вместе с тем стоит заметить, что если бы речь шла просто о выборе человека в конкретной ситуации, то вполне можно было бы ограничиться сказанным. Однако проблема выбора рассматривается нами применительно к вопросу о пути жизни человека, и, следовательно, по меньшей мере, еще один аспект должен попасть в поле нашего зрения: как сохранить избранный путь? По нашему мнению, сделать выбор, скажем, в пользу добродетельного пути - это серьезный шаг. Но это - только полдела. Необходимо еще реализовать данную идею. А для этого в течение всей своей жизни человек должен подтверждать приверженность избранному пути. Он должен будет не только сохранить выбор как результат, но и найти необходимые силы и средства, способствующие сохранению выбранного пути. И здесь опыт, накопленный святоотеческой мыслью, может сослужить добрую службу. Опираясь на святоотеческое наследие, выделим ряд важных моментов.

Прежде всего, следует заметить, что, ставя таким образом вопрос, мы будем исходить из того, что человек хорошо продумал свое решение и полон желания и сил для того, чтобы его реализовать. Более того, этот выбор мы будем полагать как выбор исключительно позитивного направления пути жизни. Именно такой угол зрения был задан святоотеческой традицией. Сохраняя приверженность данной традиции, раскроем суть интересующего нас вопроса.

В первую очередь обратим внимание на тот момент, что человек, избравший лучшую жизнь по сравнению с худшей, уже как бы открыл дверь в новую жизнь; именно открыл, но еще не вошел в нее. Лучшая жизнь существует для него пока только в виде возможности, но еще не действительности. Однако сам факт выбора в пользу лучшей доли, безусловно, дает шанс этой возможности превратиться в действительность.

Далее. Поскольку выбор осуществлен самим человеком, то именно он становится и творцом, и основой, и условием, и средством в достижении поставленной цели. При этом человек как бы находится «на острие» своего пути жизни, он, образно говоря, идет «по целине» жизни, прокладывая свой путь. В этом плане не только уместны, но и особенно информативны такие слова, как «первотолчок», «первопричина», «первоэлемент», «первооткрыватель», которые помогают почувствовать глубину проблемы и описать некоторые важные ее стороны.

Действительно, человек, имея желание изменить свою жизнь к лучшему, в то же время и первопричина своей трансформации. В конечном счете, именно он ощущает в себе тот первотолчок, который запускает к реализации идею нового лучшего пути жизни. В этом качестве он может полагаться как некий первоэлемент, который катализирует ситуацию изменения пути жизни, как первооткрыватель своего нового этапа на пути жизни. В этом смысле жизнь человека можно охарактеризовать как первопуток, по которому идет человек. Где пребывает человек, там всегда, метафорически говоря, находится «курсор» его жизненного пути.

Данный момент еще более подчеркивает зависимость пути жизни от самого человека, его мыслей, чувств, поведения. Можно сказать: есть человек, реализующий себя через чувства, мысли, слова и дела, и уже есть путь его жизни, являющийся результатом этой реализации. Поэтому всегда важно помнить, что через свои чувства, мысли, слова и дела человек обретает свой путь жизни. Так, например, если чувства человека настроены «на волну» эмпатии, то он вступает на путь добродетельный; если мысли человека полны благожелательного, то он устремлен к благонравному; если слова человека преисполнены милосердия, то он следует путем праведным; наконец, если дела человека направлены на достижение благодетельного, то он также обретает стезю добродетели. Вследствие этого корректно говорить, что чувства, мысли, слова и дела являются своеобразными «каналами», благодаря которым обеспечивается направленность пути жизни человека. Если человек выбрал позитивную направленность пути жизни, то он должен свои чувства, мысли, слова и дела «настроить на волну» добродетели. Не являя чувства добрые, мысли светлые, слова праведные, дела благие, человек не сможет обрести добродетельного пути, даже избрав его. Чувства, мысли, слова и дела есть своего рода формы, которые должны быть наполнены добрым содержанием. А это во многом зависит уже от самого человека.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы показать сложность вопроса сохранения выбранного человеком пути жизни. Есть факторы, которые осложняют, а подчас и препятствуют, выполнение намеченных планов. Поэтому так важно иметь веру в собственные силы и волю, нацеленные на выполнение задуманного. Большое счастье, если рядом будем человек («другой»), который не только всей душой примет задуманное, но и своей волей, верой, знаниями, умениями, опытом поможет встать на путь добродетели и идти им. В этом случае роль наставника превращается в роль со-путствующего, идущего вместе.

Чтобы человеку сохранить сделанный выбор, нужно понимание своеобразия течения его жизни. А оно таково, что невозможно наперед предугадать развитие событий. Ведь человек живет в данной ему природной, социальной и духовной среде. Эта среда во многом неизвестна человеку, особенно на начальных этапах его жизненного пути. Жизненный опыт человека также всегда исторически ограничен. Поэтому ему приходится на свой страх и риск делать какие-то шаги в конкретных ситуациях. Это близко к тому, что Тейяр де Шарден назвал «техникой пробного нащупывания» . Стремясь сохранить выбранный путь жизни, человек делает пробный шаг, присматриваясь к тому - то ли получилось. Если

результат его удовлетворяет, то он продолжает свое движение в заданном направлении, если же нет, то предпринимает новые шаги, направленные на изменение ситуации. И так всю жизнь. Даже умудренный жизненным опытом человек, который многое видел, еще больше слышал, оказывался главным действующим лицом во многих ситуациях, далеко не всегда может точно сказать, что и как следует делать во вновь открывшихся обстоятельствах. Вследствие этого, человеку всегда приходится как бы примерять различные решения к возникшей ситуации. Жизнь вариативна, и количество вариантов, обеспечивающих реализацию сделанного выбора, также значительно. «Жизнь, - писал Тейяр де Шарден, - не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть» . Так и человек. Скажем, сделав выбор добродетельного пути, он должен понимать, что в каждом конкретном случае ему придется искать оптимальное решение. В стандартных ситуациях вполне могут подойти уже апробированные решения. Не случайно они называются общепринятыми. Так, например, при встрече с человеком принято здороваться, при расставании - прощаться. И вряд ли здесь нужно что-то пересматривать. В нестандартных же ситуациях, напротив, следует искать свежее решение. И человеку важно найти приемлемое для него решение.

Вообще говоря, выбирая путь жизни, человек должен иметь в виду, что (воспользуемся словами Тейяра де Шардена) ему предстоит двигать вперед «одновременно всю свою сеть». Что имеется в виду? Речь идет о том, что человек, будучи био-социо-духовным существом, не должен сначала концентрировать внимание, скажем, лишь на своих телесных дарованиях, либо только социальных способностях, либо духовных талантах. Нет. Ему надлежит все это делать одновременно, параллельно, идти как бы «веерно». В противном случае его могут ожидать большие разочарования в жизни. Скажем, если девушка решит сначала получить образование, заняться карьерой, а уже потом, скажем, в возрасте тридцати лет, подумать о семье, то может получиться так, что время будет упущено, и она останется одинокой. Поэтому мудрость жизни, видимо, состоит в том, чтобы идти по жизни, используя принцип «веера», т. е. одновременно решая и вопросы получения образования, и создания семьи, и приобретения профессии. Да, это сложно. Но, пожалуй, только такой подход позволит человеку успеть реализовать себя в жизни.

Подытожим сказанное. Проблема выбора жизненного пути человека - одна из важнейших в философии. По сути дела, человек поставлен в ситуацию, когда он вынужден ежедневно, ежечасно выбирать. Сам выбор имплицитно включает в себя ряд аспектов: то, из чего осуществляется выбор, тот, кто выбирает, сам акт выбора и ожидаемый результат. Эти грани выбора одновременно являются своеобразными направлениями в изучении проблемы выбора. Однако в вопросе о пути жизни человека этими положениями недостаточно ограничивать изучение проблемы выбора. Очевидно, что после того, как осуществлен выбор, возникает другая проблема - сохранения приверженности выбранному пути. Это также важно учитывать для того, чтобы прокладывать и сохранять праведный путь жизни.

Литература и примечания

1. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. - М., 1994. - С. 185 и др.

2. Григорий Богослов, святитель. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1994. - С. 34 и др.

3. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 164-165.

4. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М., 1995.

5. Совместно с социально-экономической лабораторией, действующей при кафедре социально-политических наук НКИ, было проведено социологическое исследование на тему «Философия жизненного пути человека». Объектом исследования явилось население Нижнего Новгорода. В ходе исследования было опрошено 1236 человек. Исследование проводилось по квотной половозрастной, районированной выборке, рассчитанной на основе данных Нижегородского областного комитета государственной статистики. Выборка рассчитывалась пропорционально количеству жителей определенного пола и возраста, проживающих в каждом районе города. Полученные результаты можно также считать репрезентативными, так как в ходе полевого этапа исследования интервьюеры жестко придерживались плана выборки и практически избежали ошибок смещения, часто возникающих на данном этапе. Отклонения статистических данных по половозрастному составу от распределения пола и возраста нижегородцев в выборке находятся в пределах допустимой погрешности: ±3%. Методом исследования был выбран опрос посредством анкетирования жителей Нижнего Новгорода. На основании полученных данных была создана компьютерная база данных мнений различных групп нижегородцев. После этого была применена процедура «чистки данных», подразумевающая исправление ошибок ввода информации. При обработке данных использовалась специальная программа для обработки социологической информации 8Р88 6.1 для Windows.

6. Взгляды нижегородцев на своеобразие жизненного пути оценивались по девятибалльной шкале от 1 до 9 - от негативного к позитивному.

7. Воронин, Г.Л. Духовность: между Иисусом Христом и воинствующим мизантропом / Г.Л. Воронин // Россия и россияне: выбор пути: Материалы конференции ученых-обществоведов. - Н. Новгород, 2000. - С. 34.

8. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989. - С. 125.

9. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 165.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. - М., 1987.

(1)Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечест­ву они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена - этого крохотного властителя нашей жизни?

(З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три чет­верти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень дол­гую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предо­пределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит про­гибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов сво­боды, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганниба­ла. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, нема­лую физическую силу, могучий характер и редкую работо­способность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энерги­ей! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хвати­ло для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, дава­ла им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на


жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а ли­беральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокаш­ники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Собо­левского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Са­шеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Алек­сандр Васильевич сполна использовал возможности четвер­той четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величай­шим полководцем России за всю ее историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда - любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени ме­няются писательские жены. (24)Многие из них, живя с та­лантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе - рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зо­не, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала по­разительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандель­штам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Наде­жда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безуко­ризненной по стилю?

(ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова по­няла, что, кроме нее, некому сохранить для русской куль­туры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?


(Зб)Надежда Яковлевна такое место нашла - в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все беско­нечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежеднев­но повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был под­виг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медно­го всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удер­живала в памяти не десять, не двадцать - сотни стихотво­рений мастера.

(42)С наукой не спорят - раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, зна­чит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключе­но в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биоло­гическим в нас командуют гены - а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четы­ре четверти. (47)На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

Сочинение

Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит извест­ный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, - не стал военным? Автор считает, что


решающее влияние на великого поэта оказали преподавате­ли Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.

С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, го­ворит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже вы­брал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со свои­ми идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собст­венного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти ка­чества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.

Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рож­дением, бедность, служба в армии - казалось, все это сде­лает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным об­стоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.

Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорст­во, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судь­бу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жиз­ненном пути.


Проблема взаимоотношения поколений,

Влияние взрослых на формирование

Личности подростка

(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, за­ставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5)- Осенние листья.

(6)- А грустнее?

(7)- Осенние звезды.

(8)- Грустнее осенних звезд бывает?

(9)- Осенние птицы.

(10)- Дедушка, есть осенние люди?

(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.

(18)- Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму - хо­чешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?

(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счаст­ливым.

(24)- Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.


(26)- Дед, она не любит меня.

(27)- А ты сам как к себе относишься?

(28)- Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)- А летать ты пробовал?

(30)- Дед, средний я, серый, какие там полеты.

(31)- Объясни, такого не понимаю.

(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и по­нимать - они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я нена­вижу себя, иногда хочу стать мышью - их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.

(37)- Она тебя замечает?

(38)- Никто я для нее. (39)Моя жизнь - ожидание кос­ти. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42)- Шутишь, дед, какие объявления?

(43)- Продается собачья шкура.

(44)- А если придут за шкурой?

(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.

(46)- Зачем мне скрипка, дед?

(47)- Станешь играть любимой.

(48)У меня нет родной деревни - мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна - мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.

(54)Как-то сказал:

(55)- Одни ученые утверждают: лунные кратеры - ос­татки потухших вулканов, другие доказывают - следы ме­теоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры - застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Бло­ка, дальше - взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяков-


ского; Луна - музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метео­рит, с ума сходить, как вулкан!

(59)- Не получается у меня, дед.

(60)- Что не получается?

(61)- Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть та­кие, на которые ответишь только сам.

(65)- Ой, дед, завидую я тебе.

(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый,

осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

Сочинение

Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.