Масляное золочение. Что такое сусальное золото - состав и производство, технология нанесения на различные поверхности. Золочение твореным золотом


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.

Разбавляется спиртовым разбавителем.

Для профессионалов

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.

Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.


Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь , поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные . Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Это сложность работы с самим материалом. Ведь даже самый легкий сквозняк может привести к потере не одной сотни долларов, если невесомый и дорогой золотой листочек попадет под его воздействие. Также сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах на руках горе-мастера. Поэтому работают с ним специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Имитация золота

Несколько удешевить процесс декорирования под драгоценный металл призваны заменители. Это может быть как золото на серебре – двойник, так и золото на медной основе – тальма. Дороговизна самого металла способствовала и происхождению таких имитаторов позолоченной поверхности, как сплав поталь – серебро с алюминием, а также дисульфид олова, чаще всего использующийся при золочении древесины и гипса.

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Институт дизайна и искусств

Кафедра дизайна интерьера

«Область применения сусального золота»

Выполнила:

Студентка группы 1 МГ11

Санкт-Петербург

1. Введение

3. История золочения

4. Характеристики сусального золота

5. Техника золочения

6. Имитация сусального золота

7. Заключение

1. Введение

Считавшееся раньше эталоном хорошего вкуса и показателем достатка, сусальное золото сейчас интересует людей разнообразных творческих профессий.

Благородное сияние сусального золота сегодня вновь приобретает чрезвычайную популярность, ведь сферы применения этого материала ограничены лишь дизайнерской фантазией. Все больше и больше мастеров открывают для себя сусальное золото и заставляют сиять благородными бликами свои творения!

2. Применение сусального золота

сусальное золото золочение

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…

Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии. Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код - Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как `позолоченный` кофе.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

2. История золочения

Корни традиции золочения уходят ещё во времена доколумбовой Америки. Уже тогда золото привлекало повышенный интерес, изучались его свойства и возможности применения. Происхождение названия сусальное золото остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово `сусало` - в древнерусском языке оно означало `лицо, морда`. То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий.

Одним из первых свойств, обнаруженным у золота, была его пластичность. При соответствующей обработке кусок золотой руды мог превратиться в тончайшее полотно или нить.

Тогда-то впервые и появилась идея облачать в золотое полотно различные предметы, рождая искусство листового золочения, применяемое и поныне.

Впервые сусальное золото появилось в индии, затем оттуда оно попало на Ближний Восток, В Египет, где активно использовалось для украшения гробниц фараонов. Золото стало признаком власти, им украшались деревянные носилки фараонов, чтобы подчеркнуть их высокое положение.

В X-XI веках искусство золочения стало широко распространено и на территории Киевской Руси. Если верить сохранившимся из Государственного архива актам, то в 1722 году в Москве у Варварских ворот функционировала целая фабрика «волоченного и плющенного» золота

При помощи листового золочения сегодня украшен шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, в Петродворце покрыт фонтан «Самсон», и на этом перечень не ограничивается.

Со временем было выяснено, что золото прекрасно растворяется в ртути, тогда стали изготавливать амальгаму и «ртутное золото», которое представляет собой особый способ нанесения амальгамы на предварительно подготовленную поверхность, в результате которого ртуть испаряется, а на поверхности остается тончайшая золотая пленка. Такой способ характеризуется большой долговечностью покрытия, оно способно прослужить порядка 100-150 лет.

В древней Руси амальгамный способ нашел широкое применение. Медную поверхность предмета или просто медный лист нагревали, после чего на них наносили лак. На полученной лаковой поверхности выскабливали рисунок, после чего поверхность натирали амальгамой и нагревали. Затем лак удалялся, а на черном или коричневом фоне оставался золотой рисунок.

Подобным образом украшен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Главным недостатком такого способа золочения является его опасность для людей, поскольку только при работах по украшению того же Исаакиевского собора парами ртути отравились 60 человек. Поэтому сегодня этот способ уже не применяется, на смену ему пришли более безопасные виды золочения.

Для золочения также используется свойство золота разлагаться при соединении его с различными веществами и нагревании. В частности, в древние времена мастера-позолотчики наносили золото на стеклянные и фарфоровые изделия, после чего прокаливали их в печах. В результате такой операции на поверхности проступал красивый золотой узор.

3. Характеристики сусального золота

Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72x120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры). Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона. Вес книжки (лигатурный вес), в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора.

4. Техника золочения

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами - есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото бывает свободное и трансферное.

В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на основе.

Сегодня применяются два способа золочения сусальным золотом: масляное и клеевое. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

1. Масляное золочение

Этот вид предполагает золочение на лаковой основе, в результате которого поверхность становится матовой. Масляное золочение на сегодняшний день является самым устойчивым к воздействию атмосферных явлений, поэтому оно успешно применяется как для внутренних, так и для наружных работ.

Популярность этого вида золочения столь широка ещё и потому, что это один из наиболее простых способов золочения, который применяется практически на любой поверхности от стекла до металла.

Процесс масляного золочения состоит в следующем: поверхность детали тщательно шлифуется, затем на неё наносится специальная смесь -- левкас. После её высыхания поверхность обрабатывается масляным лаком - морданом. И только после этого наносятся листочки сусального золота. Из-за использования масляного лака деталь нельзя шлифовать, этим и объясняется её матовая поверхность.

2. Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Издавна золотой цвет считается цветом роскоши и богатства. Золото по своим декоративным свойствам превосходит все остальные металлы. Отличается оно и высокой химической стойкостью, не окисляется на воздухе, в среде сероводорода и других газов. Не подвергается воздействию хлора и брома при нагревании до очень высоких температур. Это обеспечивает золоту широкое применение как в ювелирной отрасли промышленности, так и в ответственных технических деталях. В идеале, конечно, можно изготовить изделие целиком из золота, таким образом обеспечить себе все высокие показатели золота в области химической стойкости и неизменности во времени… но! Золото – металл мягкий и дорогостоящий… а значит, если необходимость получить изделие с декоративными и физико-химическими свойствами золота, но не такие дорогие и значительно более прочные, появляется необходимость в гальваническом золочении более прочных металлов.

Техника и способы нанесения золота на поверхность:

— сусальное золочение (наносим тонкую фольгу на любую поверхность с помощью клея);
— нанесение амальгамы золота с последующим отжигом (старинный метод);
— электрохимическое золочение, т.е нанесение покрытия под действием электрического тока;
— иммерсионное золочение, нанесение золота без приложения внешнего тока.
На нашем предприятии мы пользуемся только электрохимическим и иммерсионным золочением, т.к только эти методы нанесения являются достаточно безопасными и обеспечивают надлежащее качество покрытий*.

Нанесение гальванического покрытия золотом:

— чистое желтое золото (без легирующих добавок, чистота покрытия составит 999,9);
— желтое золото с малой добавкой кобальта в качестве легирующей добавки для большей твердости покрытия (чистота покрытия составит 999,0);
— красное золото, или русское золото. Имеет оттенок от медно-красного до бледно-розового, можно получить «итальянское» розовое золото (больше желтизны, чем в «русском»);
— зеленое золото, сплав золота и серебра (никеля).
— белое золото (процесс родирования).
Толщина гальванического золота может быть любой, верхнего предела толщины золочения нет, это заказчик решит сам, исходя из необходимой толщины золота и финансовых возможностей.
Будем рады помочь Вам в области гальванического золочение контактных групп, бижутерии, ювелирных украшений и сувениров.
Хотите узнать больше? Научиться делать золочение собственными руками? Телефон и электронная почта технолога на главной странице сайта.

Нанесение иммерсионного покрытия золотом:

Иммерсионное золочение применяется для деталей сложной формы. Гальваническое золото, хоть и обладает высокой рассеивающей способностью, иногда не может обеспечить качественное покрытие внутренних полостей трубок или сложнопрофильных деталей. В этом случае возникает необходимость в применении химического золочения. Особенностями этого процесса является постоянная толщина покрытия во всех точках поверхности изделия. Иногда покрытие можно выполнить только таким способом, например, при нанесении золота на детали саксофона (внутренняя полость труб обеспечивает «правильный» звук). Часто, иммерсионное золочение используется совместно с гальваническим золочением.

Стоимость золочения в Москве

Золото – есть золото, никогда оно не было дешевым, поэтому решение в пользу увеличения толщины золотого покрытия скажется на стоимости работы. Постараюсь показать на примере: 0,2 микрона золота называется у специалистов покрытием «в цвет», по достижении такой толщины цвет золота больше не меняется. Т.е если показать кому-то, например, два корпуса часов покрытых 0,2 мкм и 40 мкм соответственно, то ни один специалист не сможет на глаз определить толщину золочения! Конечно, если положить оба корпуса под стекло и никогда не доставать, они останутся «близнецами» на многие годы, но стоит начать носить такие часы, обладатель часов с покрытием 0,2 мкм очень скоро поймет, что носит дешевую вещь, а владелец часов с покрытием 40 мкм с гордостью подарит их своему сыну на пятидесятилетие.
На нашем предприятии Вы можете получить услугу по нанесению золотого покрытия различной толщины: так, для технологических деталей чаще всего используют покрытие по ГОСТу 3-9 мкм, в зависимости от требований, предъявляемых к детали. В некоторых случаях, толщина золотого покрытия должна быть 20-50 мкм. В подавляющем большинстве случаев для технических деталей, толщину золотого покрытия выбирают равной 6 мкм.

* Стоит отметить, что существует еще один способ получить на поверхности изделия «золотой» цвет – напыление нитрида титана. При этом мы получим неметаллическое непроводящее покрытие, имеющее золотистый цвет. Секрет в том, что на самом деле вещество нитрид титана не окрашено, а при нанесении его тонкой пленкой, толщина которой сравнима с длиной волны желтого цвета (565-590 нм), глаз видит желтый цвет покрытия. Говорят, что изделие в таком случае покрыто «под золото». Все дешевые сувениры, фурнитура, сантехнические изделия покрыты нитридом титана, а не золотом.

У нитрида титана нет физико-химических характеристик золота. У него нет стойкости во времени и неизменности по цвету. Пример старого покрытия нитридом титана – купол Храма Христа Спасителя в Москве, да и купола многих церквей по всей России. Со временем, красивый золотой цвет уходит (под действием осадков, испарений, механических повреждений), и переходит в красно-коричневый и зеленый оттенок. Восстановить цвет обратно невозможно! Единственный выход – переделать все заново, удалив старый нитрид. Таким образом, становится понятно, что покрытие нитридом титана хоть и похоже по цвету на золото, имеет ограниченный срок службы и ненадлежащее качество покрытия (даже в случае дополнительной обработки его лаком.

Для нас же самое нежелательное качество нитрида титана – это сложности с очисткой от него изделия. Нам часто приносят на «реставрацию» протертое покрытие нитрида титана, часто сам заказчик считает, что имеет дело с золотом, единственный способ сделать такую работу – удалить старые материалы, провести все подготовительные операции для процесса золочения (включая механическую обработку царапин и сколов), и провести золочение.

Наша компания оказывает услуги по нанесению золота на все поверхности и детали. В каждом отдельном случае, окончательная стоимость работы определяется после осмотра детали технологом и утверждения требований заказчика.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Нанесение грунта

Грунт наносится в несколько этапов.

Иногда слои грунта чередуют со слоями клея, для получения более ровной поверхности.

Этап 1. Нанесение грунта

После высыхания клея, нанесенного на первом этапе, в теплом виде наносят левкас (каменную грунтовку) - 2-3 раза способом торцевания поверхности, чтобы пропитать нижний слой и обеспечить его лучшее сцепление с последующими. Для этого может использоваться специальная щетинная кисть. Чтобы слой был равномерным, нельзя часто касаться одного и того же места. Деревянная поверхность и структура должны быть видны. Затем наносят еще 3-4 слоя белой левкасной грунтовки, обычным способом, каждый раз давая поверхности полностью просохнуть. Этот второй подход должен скрыть все неровности и создать способную к шлифовке подкладку, деревянная поверхность уже не должна просвечивать.

На третьем подходе белая грунтовка разбавляется 5-процентным спиртом, и покрывают поверхность широкой волосяной кистью, максимально равномерными мазками.

Этап 2. Шлифовка

Далее, после нанесения левкаса, поверхность снова шлифуют (ровные поверхности - пемзой, выступающие детали - хвощом, или микронной шкуркой; можно еще дополнительно отшлифовать холстиной с водой и просушить). Отшлифованные места проклеивают 7-процентным животным клеем. Шлифовальные работы нужно выполнять предельно точно, так как все нечетко обработанные детали будут видны после золочения. Далее поверхность очищается от шлифовальной пыли (пылесосом или влажной тряпочкой, либо сухой кистью, либо флейтцем).

И только на эту просушенную поверхность наносят полимент, предварительно разведя его с 7-процентным раствором животного клея (пока полимент не станет стекать с кисти густой струйкой). Иногда, для лучшего сцепления, перед нанесением полимента поверхность покрывается полиментным клеем, разбавленным 1/3 воды. Раствор разогревается до 35 градусов, и наносится на белую грунтовку.

Этап 3. Подготовка к золочению

Опытные позолотчики производят накладывание золотых листов только через сутки после нанесения грунта. Для этого поверхность увлажняется водой (листы наносятся сразу после того, как вода приобретает окрас), либо 20-процентным раствором этилового спирта с помощью мягкой волосяной кисти (наносится небольшими участками, на которые сразу же укладывают листочки золота), либо наносится клей (рецепт этого клея у каждого мастера свой).

Нанесение золота

Во избежание прикасания к золотому листу, некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. В помещении не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы. Толщина листа - всего доли микрона, поэтому поверхность под покрытие готовится тщательно, и любая пылинка может порвать лист.

Листок сусального золота или потали из книжки вынимают легким дуновением, помогая ему завернуться на нож. Этим ножом листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают ножом нужную форму.

Затем вырезанную фигуру можно наносить на обработанную и загрунтованную поверхность, покрытую выбранным адгезивом. Золочение осуществляется по мокрой основе, поэтому смачивается только то пространство, которое можно позолотить за один раз. Если проступают сухие пятна, поверхность снова нужно смочить.

На поверхность лист переносится специальной кистью (лампемзелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания.

После того, как золото высохнет, излишки золота, образованные на стыках, собираются в бумажный пакетик (они могут потребоваться потом, при постобработке изделия).