Разгром половцев Владимиром Мономахом. Кто такие половцы. Киевская русь и половцы Половцы были побеждены в каком году

В 1103 году, в правление в Киеве великого князя Святополка Изяславича, на реке Сутени (современный юго-восток Украины) состоялась битва между войсками Древнерусского государства и половцами - кочевым народом тюркского происхождения. Инициатором сражения стал переяславский князь Владимир Мономах, который на съезде великих князей у Долобского озера вблизи Киева заявил: необходимо предупредить половецкие набеги и гибель смердов во время них.

Результатом битвы стала победа русских войск - они «взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами». Во время сражения было убито множество половцев, в том числе около 20 половецких ханов. Историкам известно, что один из лидеров половцев, Белдюз, попав в плен, попытался откупиться золотом и серебром.

«Сколько раз вы клялись не воевать, а потом все воевали Русскую землю? Зачем же ты не учил сыновей своих и родичей соблюдать клятву, а все проливал кровь христианскую? Так будь же кровь твоя на голове твоей», - получил в ответ на свое предложение пленник. А вскоре Белдюза рассекли на части.

«Шелудивый хищник» и новая битва

Спустя два года после победы русских войск половецкий хан Боняк, прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Русь, напал на город Заруб, в котором поселились ставшие подданными киевского князя торки и печенеги.

«Пришел Боняк к Зарубу, находившемуся на западной стороне Днепра, против трубежского устья, победил торков и берендеев, - писал русский историк Сергей Соловьев. - В следующем, 1106 году Святополк должен был выслать троих воевод своих против половцев, опустошавших окрестности Заречьска; воеводы отняли у них полон. В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со многими другими ханами и стал около Лубен, на реке Суле.

Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них внезапно с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить - и побежали: кто успел схватить лошадь - на лошади, а кто пешком; наши гнали их до реки Хороля и взяли стан неприятельский; Святополк пришел в Печерский монастырь к заутрене на Успеньев день и радостно здоровался с братиею после победы».

«Этот поход начался необычно»

26 февраля 1111 года русское войско, возглавляемое Святополком Изяславовичем, Давыдом Святославичем и Владимиром Мономахом, отправилось к половецкому городу Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана).

Точное место нахождения города не установлено, но, по предположению историков, наиболее вероятна локализация на харьковской стороне Северского Донца.

«Этот поход начался необычно, - пишут историки Александр Боханов и Михаил Горинов. - Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока».

Дождь, гроза и брод

27 марта 1111 года неприятели встретились на реке Салнице, притоке Дона. По словам летописцев, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы».

Они со всех сторон обступили русское войско, а русские князья обнялись и сказали друг другу: «Убо смерть намъ зде, да станемъ крепко».

Враги сошлись в рукопашном бою, в котором вскоре начало побеждать русское войско - несмотря на численное преимущество половцев. Вскоре началась гроза, полил сильный дождь и подул ветер - тогда князья перестроили свои ряды так, чтобы ветер и дождь били в лицо половцам. А спустя некоторое время половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду, бросая оружие и умоляя о пощаде.

В битве половцы потеряли около 10 тыс. человек убитыми и ранеными.

Согласно летописи, победители спрашивали пленных: «Как это вас была такая сила и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?» Те отвечали: «Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам». «Это ангелы, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников, - интерпретирует слова летописцев Сергей Соловьев. - Так, с божиею помощию, пришли русские князья домой, к своим людям со славой великою, и разнеслась слава их по всем странам дальним, дошла до венгров, чехов, ляхов, греков, дошла даже до Рима».

В X в. половцы (кимаки, кипчаки, куманы) кочевали от Иртыша до Каспия. С началом Сельджукского движения их орды двинулись, вслед за гузами-торками, на запад. В XI в. в Причерноморье половцы консолидировали орды болгар, ушедших с Волги, печенегов и торков в подвластные им союзы, освоили земли, ставшие Половецкой степью – Дешт-и-кипчак.

Живших по Днепру половцев принято подразделять на два объединения – левобережное и правобережное. Оба они состояли из разрозненных самостоятельных орд, имевших свою территорию кочевания. Во главе орды стоял правящий род – курень. В роду выделялась семья главного хана (кош). Наибольшим влиянием и властью у них пользовались сильные ханы – военачальники, например Боняк или Шарукан. Половцы совершали набеги на соседей: Русь, Болгарию, Византию. Принимали участие в междоусобицах русских князей.

Половецкое войско обладало традиционной для кочевников тактикой ведения войны – конные удары «лавами», преднамеренное бегство для заманивания противника под удар из засады, а при поражении они «рассыпались» по степи. Половецкие отряды успешно вели боевые действия ночью (1061, 1171, 1185, 1215 гг.). Войско половцев, как правило, состояло из легкой и тяжелой конницы.

Знакомство Руси с половцами впервые произошло в 1055 г. на политическом поприще. Причина – создание в 1054 г. Переяславского княжества и попытка вооруженного изгнания с его территории торков. Заинтересованные в обустройстве торков половцы пришли на Русь с миром и решили проблему их расселения дипломатическим путем.

В 1061 г. половцы совершили первое нашествие на Русь и нанесли поражение князю Всеволоду Ярославичу переяславскому. Нашествие было вызвано новым наступлением Руси на переяславских торков, что нарушило русско-половецкого мирный договор.

В составе русского войска вооруженные формирования половцев принимали участие и как союзники (XI–XIII вв.), и как «федераты» (XII–XIII вв.), то есть проживающие на территории княжества и подчиняющиеся действующим законам этого княжества. Поселенные на территории Руси половцы, торки и др. «замиренные» тюрки назывались «черными клобуками». Натиск половцев на Русь усиливался при смене княжеской власти. Русь была вынуждена укреплять южные порубежья крепостями в Поросье, Посемье и др. регионах. Русско-половецкие взаимоотношения укреплялись и династическими браками. Многие русские князья брали в жены дочерей половецких ханов. Однако угроза половецких набегов на Русь была постоянной.

На набеги Русь отвечала походами в Половецкую степь. Наиболее действенными являлись походы русского войска в 1103, 1107, 1111, 1128, 1152, 1170, 1184–1187, 1190, 1192, 1202 гг. Не раз половцы приходили на Русь поддержать одного из недовольных русских князей. В союзе с русским войском, в 1223 г., половцы потерпели поражение от монголо-татар (Калка). Как самостоятельная политическая сила (Половецкая степь) половцы последний раз напали на Русь: на востоке – в 1219 г. (Рязанское княжество), а на западе – в 1228 и 1235 гг. (Галицкое княжество). После монголо-татарских завоеваний XIII в. часть половцев влилась в монголо-татарские орды, другие осели на Руси, а прочие ушли в Придунавье, Венгрию, Литву, Закавказье и на Ближний Восток.

Поход русского войска на половцев (1103)

В 1103 г. половцы в очередной раз нарушили мир. Великий князь Святополк II Изяславич киевский (8.9.1050–16.4.1113) и князь переяславский Владимир Всеволодович Мономах (1053–19.5.1125) со своими старшими дружинами съехались в Долобск на княжеский съезд – держать совет о походе на половцев. По воле старших князей на Руси для решения ряда внешнеполитических и внутренних задач дружинные войска отдельных земель объединялись под началом великого князя Руси и образовывали общерусское дружинное войско. На Долобском съезде было решено идти в Половецкую степь. В поход были приглашены войска черниговско-северской земли Олега (?–18.8.1115) и Давыда (?–1123) Святославичей. Владимир Мономах со съезда направился в Переяславль собирать свое войско. Святополк II, взяв дружинное войско из Киева, последовал за ним. Кроме указанных князей в поход на половцев они привлекли дружинные войска князя Давыда Святославича новгород-северского, а также князей 8-го поколения: Давыда Всеславича полоцкого (?–1129), Вячеслава Ярополчича удельного владимиро-волынского (?–13.4.1105), Ярополка Владимировича смоленского (?–18.2.1133) и Мстислава Всеволодича городецкого (?–1114). Сославшись на болезнь, в поход не пошел лишь князь Олег Святославич. Таким образом, общерусское войско в походе 1103 г. было сформировано из семи княжеских войск различных регионов Руси. И пошла русская рать в поход. Пройдя ладьями ниже порогов, войска сошли на берег у острова Хортицы. Далее на конях и пешие пошли полем. Через четыре дня подошли к Сутени. Половцы знали о походе Руси и собирали войско. Они решили перебить русских князей и завладеть их городами. Против сражения с Русью был лишь старейший – Урусоба.

Двигаясь навстречу русским войскам, половцы послали во главе авангарда хана Алтунопу. Однако русский авангард подстерег отряд Алтунопы и, окружив, перебил всех воинов. В бою погиб и сам Алтунопа. Это позволило 4 апреля на Сутени русским полкам внезапно встать на пути половцев. Перед лицом русских воинов половцы «растерялись, и страх напал на них, и оцепенели сами, а у коней их не было быстроты в ногах». Как пишет летописец, «обрушилось русское воинство с веселием на конях и пешие на врага». Половцы не выдержали натиск и побежали. В бою и погоне русичи убили 20 полоцких князей: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кунама, Асупа, Куртыка, Ченегрепу, Сурбаря и прочих, а Белдюзя захватили. После победы к Святополку привели Белдюзя. Святополк не взял откуп золотом, серебром, конями и скотом, а передал хана на суд Владимира. За нарушение клятвы Мономах повелел убить хана, и разрубили его на куски. Затем собрались князья-братья, взяли половецкий скот, овец, коней, верблюдов, вежи с добычей и челядью, захватили печенегов и торков с их вежами, «и вернулись на Русь со славою и победою великой».

Поход русского войска на половцев (1111)

После удачного похода Руси на половцев в 1103 г. половцы не отказались от набегов на русские княжества и продолжали терзать русские земли своими опустошительными набегами и в 1106 г. на Киевщине у Заречска, и в 1107 г. у Переяславля и Лубна (половецкие ханы Боняк, Шарукан в Посулье). В 1107 г. в Переяславском княжестве у Лубно войска русских князей Киевского, Переяславского, Черниговского, Смоленского и Новгородского княжеств дали 19 августа достойный отпор противнику, когда в шесть часов дня перешли через р. Сулу и атаковали половцев. Внезапное нападение русских привело половцев в ужас и они «не могли от страха поставить стяга и побежали: одни хватаясь за коней, другие пешком... гнались за ними до Хорола. Убили Таза, Бонякова брата, полонили Сугра и его брата, а Шарукан едва убежал. Половцы бросили свой обоз, который захватили Русские воины...». Однако набеги продолжались.

В 1111 г. «Сдумавше князья Русстие поидоша на Половце», т.е. русские князья вновь имели военный совет и решили организовать новый поход на половцев. Объединенное русское войско на сей раз уже состояло из 11 дружинных войск русских князей Святополка II, Ярослава, Владимира, Святослава, Ярополка и Мстислава Владимировичей, Давыда Святославича, Ростислава Давыдовича, Давыда Игоревича, Всеволода Ольговича, Ярослава Святополчича, т.е. на Половецкую степь двинулась военная мощь Киевского, Переяславского, Черниговских, Новгород-Северских, Новгородского, Смоленского, Владимиро-Волынского и Бужского русских княжеств. Полководцами русского войска в данном походе выступали: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Владимир Всеволдович (князь переяславский); Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом Давыдовичем (удельный черниговский князь); Давыд Игоревич (князь бужский, острожский, черторыйский и дорогобужский); Всеволод Ольгович (Всеволод-Кирилл Ольгович князь черниговский); Святослав Ольгович (князь удельный черниговский); Ярослав Святополчич (Ярослав (Ярославец) – Иван Святополкович, князь владимиро-волынский); Мстислав Владимирович (князь новгородский); Ярополк Владимирович (князь смоленский).

Объединенное русское войско, как правило, на поле брани перед битвой старшим начальником – великим князем, делилось на три части: большой полк – центр, полк правой руки и полк левой руки – фланги. Расстановка сил в походе на половцев была следующая: старший среди равных на Руси князь Святополк II руководил полками большого полка, а Владимир и Давыд, соответственно, полками правой и левой руки. По подчиненности субординация войск князей выглядит следующим образом.

Войско Святополка состояло из трех полков, которые возглавляли: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Ярослав Святополчич; Давыд Игоревич.

Войско Владимира состояло из трех полков, которые возглавляли: Владимир Всеволдович (князь переяславский); Мстислав Владимирович; Ярополк Владимирович.

Войско Давыда состояло из трех полков, которые возглавляли: Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом; Всеволод Ольгович; Святослав Ольгович.

Во вторую неделю поста русское войско выступило в поход на половцев. В пятую неделю поста подошло к Дону. Во вторник 21 марта, надев защитное вооружение (бронь) и изрядив полки, войска пошли к городу Шарукню, жители которого их гостеприимно встретили. На утро следующего дня (22 марта) войска двинулись к городу Сугробу, жители которого не пожелали подчиниться их воле, и город был сожжен.

Половцы собрали войско и, изрядив свои полки, вышли на битву. Сражение произошло 24 марта на потоке Дегея («на поле салне реце» – в Сальских степях). И победила Русь. Летопись свидетельствует, что после победы на потоке Дегея, на следующей неделе – 27 марта половцы войском в «тысячу тысяч» обступили русские войска и завязали брань лютую. Картина боя рисуется следующим образом. Большой полк Святослава II, состоявший из нескольких полков, первым завязал бой с половецким войском. И когда с обеих сторон было уже много убитых, русское войско предстало перед противником в полной красе – во фланги половцам ударили сводные полки князя Владимира и полки князя Давыда. Следует обратить внимание на то, что русские войска в борьбе с половцами, как правило, ведут сражения вблизи рек. Это связано с тем, что кочевники применяли специфические им способы борьбы с противником. Являясь по типу вооружения и уклада жизни, легкой конницей, их воины старались окружить в степи войско врага и на полном скаку вкруговую вели обстрел противника из луков, завершая начатое дело саблями, пиками, нагайками. Располагая полки вблизи рек, русские воеводы, используя естественную речную преграду, лишали кочевников маневра, а тяжелое защитное вооружение и возможность фланговых ударов по противнику со стороны полков левой и правой руки уже качественно меняли картину битвы.

В итоге похода русские воины «...и взяша все богатство их, и многих их руками яша... в понедельник страстныя недели, и избиено их многое множество». Полным разгромом половецкого войска завершилось сражение на реке Сальнице, что увенчало военным триумфом полувековую борьбу Руси с половцами и вплоть до 1128 г. половцы не совершали крупных набегов.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

История Руси полна разных событий. Каждое из них оставляет свой след в памяти всего народа. Некоторые ключевые и поворотные события доходят до наших дней и остаются почитаемыми и достойными в нашем обществе. Беречь своё культурное наследие, помнить о великих победах и полководцах - это очень важная обязанность каждого человека. Князья Руси не всегда были на высоте в плане своего управления Русью, но они старались быть одной семьёй, которая совместно принимает все решения. В самые критические и сложные моменты всегда появлялся человек, который «брал быка за рога» и поворачивал ход истории в обратную сторону. Одним из таких великих людей является Владимир Мономах, который до сих пор считается важной фигурой в истории Руси. Он добился множества сложнейших военно-политических целей, при этом он редко прибегал к жестоким методам. Его методы заключались в тактике, терпении и мудрости, которая позволяла ему мирить взрослых людей, что ненавидели друг друга годами. Кроме того, нельзя обходить внимание и талант князя вести бой, ведь тактика Мономаха нередко спасала русское войско от гибели. Разгром половцев князь Владимир продумал до мельчайших деталей и поэтому «растоптал» эту угрозу для Руси.

Половцы: знакомство

Половцы, или половчане, как их ещё называют историки, - это народ тюркского происхождения, который вёл кочевой образ жизни. В разных источниках им дают разные названия: в византийских документах - куманы, в арабо-персидских - кыпчаки. Начало XI века выдалось для народа очень продуктивным: он вытеснил торков и печенегов из Заволжья и сам осел в этих краях. Однако на этом завоеватели решили не останавливаться и перешли реку Днепр, после чего удачно спустились к берегам Дуная. Таким образом они стали владельцами Великой Степи, которая простиралась от Дуная до Иртыша. Русские источники имеют это место как поле Половецкое.

Во время создания Золотой Орды половцам удалось ассимилировать множество монголов и успешно навязать им свой язык. Стоит отметить, что позже этот язык (кыпчакский) был положен в основу многих языков (татарского, ногайского, кумыкского и башкирского).

Происхождение термина

Слово «половцы» от древнерусского означает «жёлтый». Многие представители народа имели светлые волосы, однако большинство было представителями с примесью монголоидной. Однако некоторые учёные говорят о том, что происхождение названия народа происходит от места их остановки - поля. Версий существует много, но ни одна не является достоверной.

Родовой строй

Разгром половцев был частично обусловлен их военно-демократическим строем. Весь народ был поделен на несколько родов. Каждый род имел своё имя - имя предводителя. Несколько родов объединялись в племена, которые создавали себе селенья и города-зимовья. У каждого племенного союза была своя земля, на которой возделывалась пища. Также были организации поменьше, курени - объединение нескольких семейств. Занимательно, что в куренях могли жить не только половцы, но и другие народы, с которыми происходило естественное смешение.

Политическая система

Курени объединялись в орды, во главе которых стоял хан. Ханы обладали высшей властью на местах. Кроме них, также существовали такие категории, как челядь и колодники. Также следует отметить такое деление женщин, которое предопределяло их в служанки. Они назывались чагами. Колодники - это военнопленные, которые, по существу, были домашними рабами. Они выполняли тяжёлую работу, не имели никаких прав и были самым низшим звеном на социальной лестнице. Также были кошевые - главы больших семейств. Семейство состояло из кошей. Каждый кош -это отдельная семья и её прислуга.

Богатство, добытое в боях, делилось между руководителями военных походов и знатью. Обычный воин получил лишь крохи со стола господ. В случае неудачного похода можно было разориться и попасть в полную зависимость от какого-нибудь знатного половца.

Военное дело

Военное дело половцев было на высоте, и это признают даже современные учёные. Однако история сохранила до наших дней не слишком много свидетельств о половецких воинах. Занимательно, что посвящать свою жизнь военному делу должен был любой мужчина или юноша, который был в состоянии просто носить оружие. При этом вовсе не учитывалось его состояние здоровье, телосложение, а тем более личное желание. Но поскольку такое устройство существовало всегда, никто на него не жаловался. Стоит отметить, что военное дело половцев не было хорошо организовано с самого начала. Вернее будет сказать, что она развивалось поэтапно. Историки Византии писали о том, что этот народ сражался при помощи лука, кривой сабли и дротиков.

Каждый воин носил специальную одежду, которая отображала его принадлежность к войску. Она изготавливалась из и была достаточно плотной и удобной. Занимательно, что каждый воин-половец имел в своём распоряжении около 10 лошадей.

Главная сила войска половцев заключалась в лёгкой кавалерии. Кроме перечисленных выше орудий, воины также сражались при помощи саблей и арканов. Уже несколько позже у них появилась тяжёлая артиллерия. Такие воины носили специальные шлемы, панцири и кольчуги. При этом они часто изготавливались весьма устрашающего вида, чтобы дополнительно запугать врага.

Также следует упомянуть о применении половцами тяжелых самострелов и Этому они, вероятнее всего, научились в те времена, когда жили возле Алтая. Именно эти возможности делали народ практически непобедимым, ибо немногие военачальники того времени могли похвастаться такими знаниями. Использование греческого огня много раз помогало половцам побеждать даже очень укрепленные и охраняемые города.

Стоит отдать должное тому, что войско обладало достаточной маневренностью. Но все успехи в этом деле сходили на нет из-за низкой скорости передвижения войска. Как и все кочевники, половцы одержали много побед благодаря резким и неожиданным нападениям на врага, длительным засадам и обманным маневрам. Они часто избирали объектом нападения небольшие селения, которые не смогли бы оказать нужного сопротивления, а тем более победить половцев. Однако войско часто терпело поражение из-за того, что не хватало профессиональных бойцов. Обучению младших уделялось не слишком большое внимания. Обучиться каким-либо навыкам можно было только во время облавы, когда основным занятием была отработка техники примитивного боя.

Русско-половецкие войны

Русско-половецкими войнами называют длительную серию серьёзных конфликтов, которая разыгрывалась приблизительно полтора века. Одна из причин состояла в столкновении территориальных интересов обоих сторон, ведь половцы были кочевым народом, который желал покорять новые земли. Вторая причина состояла в том, что Русь переживала тяжёлые времена раздробленности, поэтому некоторые правители признавали половцев союзниками, вызывая гнев и негодование других русских князей.

Положение было довольно печальным до того момента, пока не вмешался Владимир Мономах, который поставил своей первоначальной целью объединение всех земель Руси.

Предыстория боя на Сальнице

В 1103 году русскими князьями был проведен первый поход на кочевой народ в степи. Кстати, разгром половцев состоялся после Долобского съезда. В 1107 году русскими войсками были успешно разгромлены Боняки и Шаруканы. Успех вселил дух бунтарства и победы в души русских вояк, поэтому уже в 1109 году киевский воевода Дмитр Иворович разнёс в клочья крупные селенья половцев вблизи Донца.

Тактика Мономаха

Стоит отметить, что разгром половцев (дата - 27 марта 1111 год) стала одной из первых в современном списке Памятных дат военной истории РФ. Победа Владимира Мономаха и других князей была продуманной политической победой, которая имела дальновидные последствия. Русские одержали верх при том, что перевес в количественном выражении был почти полуторный.

Сегодня многим интересно, потрясающий разгром половцев при каком князе стал достижим? Огромная и неоценимая заслуга вклада Владимира Мономаха, который умело применил свой полководческий дар. Он предпринял несколько важных шагов. Во-первых, он реализовал старый добрый принцип, который гласит о том, что уничтожать врага надо на его территории и малой кровью. Во-вторых, он удачно применил транспортные возможности того времени, что позволило своевременно доставлять воинов-пехотинцев к месту сражения, при этом сохраняя их силы и дух. Третья причина продуманной тактики Мономаха заключалась в том, что прибегнул даже к погодным условиям, чтобы одержать желанную победу - он вынудил кочевников сражаться в такую погоду, которая не позволяла им полностью использовать все преимущества своей конницы.

Однако это не единственная заслуга князя. Владимир Мономах разгром половцев продумал до мельчайших подробностей, но чтобы реализовать план, необходимо было добиться практически невозможного! Для начала окунёмся в настроения того времени: Русь была раздроблена, князья держались за свои территории зубами, каждый норовил поступать по-своему, и каждый считал, что только он прав. Однако Мономаху удалось собрать, помирить и объединить своенравных, непокорных или даже глупых князей. Представить, сколько мудрости, терпения и мужества понадобилось князю, весьма сложно… Он прибегал к хитростям, уловкам и прямым уговорам, которые могли хоть как-то повлиять на князей. Результат был постепенно достигнут, и межусобицы прекратились. Именно на Долобском съезде были достигнуты основные договоренности и соглашения между разными князьями.

Разгром половцев Мономахом произошёл также благодаря тому, что он убедил других князей задействовать даже смердов, дабы укрепить войско. Раньше никто об этом даже не задумывался, ведь воевать положено было только дружинникам.

Разгром на Сальнице

Поход начался во второе воскресение Великого Поста. 26 февраля 111 года русское войско под командованием целой коалиции князей (Святополка, Давида и Владимира) направилось в сторону Шарукани. Занимательно, что поход русского войска сопровождался пением песен, сопровождением священниками и крестами. Из этого многие исследователи истории Руси делают вывод, что поход был крестовым. Считается, что это было продуманным ходом Мономаха для поднятия боевого духа, но главное - для того, чтобы внушить войску, что оно может убивать и должно победить, ибо сам Бог велит им это. Фактически Владимир Мономах превратил это великое сражение русских против половцев в праведную битву за православную веру.

До места боя войско дошло только через 23 дня. Поход был трудным, но благодаря боевому духу, песням и достаточному количеству провизии войско было довольно, а значит, в полной боеготовности. На 23 день воины вышли к берегам

Стоит отметить, что Шарукань сдалась без боя и довольно быстро - уже на 5 день жестокой осады. Жители города предложили захватчикам вино и рыбу - вроде бы незначительный факт, но он указывает на то, что люди вели здесь Также русские сожгли Сугров. Два поселения, которые были разгромлены, носили имена ханов. Это именно те два города, с которыми боролось войско в 1107 году, но тогда хан Шарукан сбежал с места боя, а Сугров стал военнопленным.

Уже 24 марта произошло первое начальное сражение, в которое половцы вложили все свои силы. Оно происходило близ Донца. Разгром половцев Владимиром Мономахом произошёл позже, когда состоялся бой на реке Сальница. Интересно, что луна была полная. Это было второе и самое основное сражение двух сторон, в котором русские одержали вверх.

Крупнейший разгром русскими ратями половцев, дата которого уже известно всколыхнул весь половецкий народ, ведь последние имели большое численное преимущество в бою. Они были уверены, что одержат победу, однако, не смогли противостоять продуманному и прямому удару русского войска. Для народа и воинов разгром половцев Владимиром Мономахом был очень радостным и весёлым событием, ведь была получена хорошая добыча, пленено много будущих рабов, а самое главное - была одержана победа!

Последствия

Последствия этого великого события были яркими. Разгром половцев (год 1111) стал поворотным моментом в истории русско-половецких войн. После битвы половцы решились лишь один раз подступиться к границам Русского княжества. Занимательно, что сделали это они после того, как в мир иной отошёл Святополк (через два года после битвы). Однако половцы наладили контакт с новым князем Владимиром. В 1116 году русское войско совершило ещё одни поход против половцев и захватило три города. Окончательный разгром половцев сломил их боевой дух, и вскоре они перешли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Кыпчаки не ответили на последний поход русских, чем подтвердили свой окончательный упадок.

Через несколько лет Мономах отправил Ярополка в поисках половцев за Дон, но там никого не оказалось.

Источники

Многие русские летописи повествуют о данном событии, которое стало ключевым и значительным для всего народа. Разгром половцев Владимиром укрепил его власть, а также веру народа в свою силу и своего князя. Несмотря на то что частично битва при Сальнице описывается во многих источниках, самый подробный «портрет» боя можно встретить только в

Чрезвычайно важным событием стал разгром половцев. Руси такой поворот событий пришелся весьма кстати. И все это стало возможным благодаря усилиям Владимира Мономаха. Сколько сил и ума он вложил в то, чтобы избавить Русь от этой напасти! Как тщательно он продумал ход всей операции! Он знал, что русские всегда выступали в роли жертвы, ведь половцы нападали первыми, а населению Руси оставалось только защищаться. Мономах понял, что следует напасть первым, ведь это создаст эффект неожиданности, а также переведёт воинов из состояния защитников в состояние нападающих, которое более агрессивно и сильно в общей массе. Понимая то, что кочевники начинают свои походы весной, так как практически не имеют пеших воинов, он назначил разгром половцев на конец зимы, чтобы лишить их главной силы. Кроме того, такой ход имел и другие достоинства. Они заключались в том, что погода лишала половцев их маневренности, которая была просто невозможной в условиях зимних заметов. Считается, что битва при Сальнице и разгром половцев в 1111 году - это первая крупная и продуманная победа Древней Руси, которая стала возможной благодаря полководческому таланту Владимира Мономаха.

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».