Молитва восхваляющая бога. Явился еси днесь вселенней. Молитва есть искреннее, осознанное и доверительное излияние сердца, или души, Богу через Христа в силе и с помощью Духа о том, что Сам Бог обещал и ради блага Церкви

Щедрота - щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
Наипаче - особенно, более всего (паче - более).
Яко - здесь: ибо, потому что.
Аз - я.
Выну - всегда, во всякое время непрестанно.
Победиши внегда судити Ти - победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).
Се бо - вот, воистину (се - вот; бо - ибо, потому что).
Иссоп - трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
Даси - дай.
Кости смиренныя - сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости).
Возрадуются кости смиренныя - здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).
Созижди - создай, сделай.
Дух прав - дух праведный, справедливый, правдивый, верный.
Утроба - здесь : самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
Воздаждь - верни, дай.
Устне - губы, рот (двойственное число от устна - губа).
Аще бы - если бы.
Убо - здесь : воистину.
Всесожжение или всесожегаемая - жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике.
Ублажи - благотвори, осчастливь.
Сион - гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.
Олтарь - жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое слово.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) - но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну . Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.
Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид - царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство - наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.
Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя . Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Се бо истину возлюбил еси ... (обратите внимание на слово еси - оно указывает на 2-е лицо: вот , Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь - Ин. 14, б), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.
Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси - неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся . Здесь - надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну.
Слуху моему даси радость и веселие. Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!
Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя - тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).
Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти - истреби их из книги моей жизни.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей . Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене . Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни - и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия.
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя . Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся . Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого - я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, - говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, - самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего ... Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей - более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой - обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.
Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою . Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши . Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты, - это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод).
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския . Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы . Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, - это и будет нашим "всесожжением".


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:» ) - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш…» - читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .


СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Знаменася на нас - открылся нам.

В разуме - сознательно.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.


Прокимен


Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять
(Пс. 113, 3).

Вспять - назад.

Ирмосы первого канона

1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися.

Перевод: Неодолимый в войне Господь явил дно глубины (морской) и по нему, как по суше, провел народ Свой, а сопротивных потопил. Славно имя Его!

3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш.

Перевод: Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит принять крещение. Мы, верные, воскликнем Ему: нет святого, кроме Тебя, Бог наш!

4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.

Перевод: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (Предтечу), когда Ты возгремел над многими водами (Иордана), свидетельствуя о Твоем Сыне, он (Предтеча), исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты - Христос, Божия Премудрость и Сила!

5. Иисус, живота начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует.

Перевод: Иисус, начальник жизни, идет разрешить осуждение первосозданного Адама и, как Бог не имея нужды в очищении, для падшего очищается в Иордане, где, убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

6. Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.

7. Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящь дух росный невредимы сохрани и Божия Ангела снизхождение. Темже в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.

Перевод: Благочестивых юношей, находившихся в огненной печи, сохранили невредимыми шумный ветер с росою и сошествие Ангела Божия. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностию воспевали: благословен Ты, Преславный Господи и Боже отцов.

8. Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

Перевод: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, что Иордан имел принять в струи (свои) невещественный Огонь и объять крещающегося плотию Творца, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Величай, душе моя, честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

9. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод: Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем.

По долгу работы часто приходится просматривать немалое количество образцов икон в интернете, в накопленных за немалое время материалах на компьютере, а так же особенно рассматривая в живую иконы в разных храмах. Очень часто приходится видеть иконы, если таковые можно назвать иконами, с изображением Святого Духа в виде голубя. Вроде бы ничего странного, ничего соблазнительного.. Но это только до времени. До тех только пор, пока не начнешь осознанно спрашивать себя и окружающих: «А в чем смысл такой иконы? А откуда она в православии?» В ответ только один аргумент: «традиция», ну еще сильнее аргумент «дораскольная традиция», и ни тени богословского обоснования, толкования образа.

Как-то странно принято у нас рассуждать. Все дораскольные традиции- правильные, послераскольные- под вопросом. Но неужели до раскола не могли ошибаться, неужели на иконописцев за все 16 веков не было не одного дурного влияния ни с запада, ни с востока?

В чем собственно состоит вопрос относительно изображения Святого Духа в виде голубя? Евангельская история говорит нам, что Дух Святой явился в виде голубя только при Крещении Господа Исуса Христа. Дух Святой не принял естества голубя, но явился в образе голубя. В день Пятидесятницы Он уже является в виде огненных языков. Ведь никому в голову не придет писать на иконах костер или огонь и вешать такие иконы в храмах, расписывать такими образами стены соборов? Всякий скажет с уверенностью что это богохульство! И будет прав! Но не богохульство ли писать на иконах голубя и подписывать написанное- «Дух Святой» ? Не будем обращаться к истории образа, ясно и так, что он пришел к нам не от добрых соседей. А обратимся лучше за богословской помощью к одному из великих учителей Церкви- Иоанну Златоусту, читаем:

«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам и о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. Все это было прообразованием будущего. Тогда люди находились в худшем состоянии, и достойны были гораздо большего наказания. Поэтому, чтобы ты не отчаивался,

Крещение Господне, Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век

Писание и приводит тебе на память эту историю. И в то время, несмотря на самое отчаянное положение дел, было некоторое избавление от бедствий и восстановление; тогда это произошло посредством наказания, а теперь посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому. Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе. Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем, потому что Тот яв ился в человеческом естестве, а этот в виде голубя. Что на это должно сказать? То, что Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но - в виде голубя. Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе. Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!» (Иоанн Златоуст, толкование на евангелие от Матфея, беседа 12, часть 3.)

Ни убавить, ни прибавить.

«Поэтому и голубица не с масличною ветвью является» На многих иконах иконописцы изображали под видом Святого Духа голубя именно с масличной ветвью.

«Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем»

Об этом после Златоуста уже не только говорили, а уже и смело изображали к 10-11 векам в таких иконах как , «Сопрестолие», «Троица новозаветная». Но об этом в другой .

«Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе» Следовательно и изображать Его стоит только в том сюжете, в котором Он таким образом являлся.

«Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе… Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!»

Здесь, как мне кажется, святитель говорит о тех, которые рассуждали подобным образом, что раз Дух Святой явился голубем Иоанну, то следовательно Он есть меньше Христа по достоинству. Иначе, о чем тогда говорит Златоуст как если не об этом? Вот до чего доводили одни только рассуждения людей… Если же мы считаем иконопись проповедью в красках, или лучше сказать учением Церкви в красках, то правильно ли подавать людям такой соблазн? Соблазн того, что человек может подвергнуться искушению не только умалить в своем сознании достоинства Святого Духа, но и всю свою оставшуюся жизнь после таких «икон» во время моления к Пресвятой Троице молиться голубю, а не Духу?

Согласно древнеарамейской религии, ангелы делятся по принадлежности к одной из четырех стихий: огню, земле, воде и воздуху. У каждой из них своя армия: цари, князья, сатрапы, герцоги, министры, легионы духов, состоящие из сотен единиц. Под властью этих ангелов все сущее на земле: животные, растения, минералы, металлы и, конечно же, человек. Узнав подробнее о том, каким темпераментом, чертами характера обла-дают ваши стихийные ангелы-покровители, вы, быть может, лучше узнаете себя, определите сильные и слабые стороны своего партнера по бизнесу, супруга (супруги), ребенка.

В этой статье подробно рассказы-вается о характере, манере поведения, внешнос-ти, привычках каждого человека в зависимости от того, под покровительством какого знака Зо-диака и, следовательно, ангела стихии он рожден.

Согласно японскому и китайскому календа-рям, человеку покровительствует тот ангел, в году которого довелось родиться человеку, соответст-венно по году рождения можно определить свое-го ангела-защитника и просить его о помощи.

Ангелы стихий.

Нет в мире ничего, даже травки, над которой не господствовал бы дух.

Священное Писание сообщает нам, что Бог создал все и дал наименование и людям, и ве-щам, указал их назначение и определил их свойства и качества. Поэтому знаки и звездные имена не имеют никакого отношения ни к форме, ни к звуку, но целиком зависят от силы и свойства, которые заключены Богом или при-родою в них.

Ни на небе, ни на земле нет, ни одного сущест-ва, которое не происходило бы от Бога. Без Его воли ничто не может быть совершено, передано или приведено в действие.

Бог обладает абсолютной мудростью, за ней следует мудрость духовных существ (ангелов, духов) и только потом существ, облеченных в плоть. Четвертая и последняя ступень мудрос-ти — у природы и предметов, имеющих к ней отношение.

Библия говорит нам о том, что Бог учит людей всему, что им полезно, тому, чего они должны из-бегать и к чему стремиться. Наставления Бога пе-редают людям святые духи и ангелы. Многое, ко-нечно, зависит от веры человека в Бога. Все стано-вится возможным и достижимым, если сам он верит и желает, и невозможно, если сомневается и не хочет. Значит, человеку следует быть благоче-стивым, честным, твердым в своих словах и еще более в поступках, иметь твердую веру в Бога, быть благоразумным.

Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что в основе всего сущего в мире лежат четыре основных качества: тепло, влага, сухость и холод.

Теорию Аристотеля развил Демокрит, ут-верждавший, что в беспредельном пространстве множества миров неизменными остаются лишь первоатомы четырех основных стихий: огня, воз-духа, воды и земли. Каждая из этих стихий обла-дает двумя постоянными качествами (по Арис-тотелю): огонь — теплом и сухостью, воздух — теплом и влажностью, вода — влажностью и хо-лодом, земля — сухостью и холодом.

Стихии — это не четыре различные материи. Скорее их можно назвать четырьмя разными со-стояниями вещества. Вам, конечно, известно, что каждое вещество может иметь несколько агре-гатных состояний. Например, кислород в своем обычном состоянии — газообразное вещество, однако при определенных условиях он может быть и жидким, и твердым. В каждом из состоя-ний присутствует разное количество теплоты, движения, активного начала.

Все стихии имеют свою душу и жизнь. У каж-дой из них есть свой ангел — добрая, чистая сила: ангел воздуха — Михаель, ангел воды — Габриель, ангел огня — Гафаель, ангел земли — Уриель. Во власти ангелов стихий находится сама природа, в том числе и человек как неотъемлемая ее часть.

Таким образом, природа и человек представ-ляют собой совокупность частиц четырех стихий под общим управлением ангелов стихий, а через них и самого Бога.

Частицы земли обладают твердостью и инерт-ностью. Их черты — пассивность, способность удерживать форму, стремление к ее сохранению, непластичность.

Уриель (ангел земли) любит осень, запад, сладкий и летучий запах. В человече-ском теле частицы земли — это твердые структу-ры: кости, сухожилия, ногти, волосы, кожа.

Частицы воды обладают пластичностью, вос-приимчивостью, способностью принимать лю-бую форму (например форму емкости, в которую она налита), противостоять давлению, хотя и не так стойко, как частицы земли.

Габриель (ангел воды) любит зиму, север, соленый вкус и тухлый запах. Частицы воды в человеческом теле — сек-реты желез, слизистые оболочки, плазма крови, клеточная протоплазма.

Свойства частиц воздуха — подвижность, спо-собность к перемещению, многослойность, мно-жественность, легкость, стремление вверх, уме-ние просочиться через любую щель.

Михаель (ан-гел воздуха) любит весну, восток, кислый вкус и острый аромат. В человеческом теле частицы Воз-духа связаны с нервной системой.

Если вода, воздух и земля рассматриваются как состояния материи, то огонь — это скорее про-цесс, нежели состояние.

Огонь — чистая актив-ность, чистое тепло, чем больше тепла тем больше огня, активности. Максимальный огонь — свет, с ним связаны максимальная скорость, максималь-ное движение.

Рафаель (ангел огня) любит лето, юг, горький вкус и резкий запах. Частицы огня в организме человека связаны с процессами метабо-лизма и обмена веществ, пищеварительной систе-мой, сетчаткой глаз, серым веществом мозга.

Ниже представлена таблица, в которой объе-динены сведения об ангелах стихий.

Взаимодействие стихий — частей света — времен года.

Четыре стихии

Ангелы стихии

Габриэль

Части света, где эти ангелы присут-свуют

Времена года

Свойства,

временам

Легкий и прозрач-ный

Блестящий

Светлый и пра-вильный

Тонкий и тем-ный

Знаки Зодиака тесно связаны со стихиями.

К стихии огня относятся знаки: Овен, Лев и Стре-лец;

К стихии земли — Козерог, Телец и Дева;

К стихии воздуха — Весы, Водолей и Близнецы;

К стихии воды — Рак, Скорпион и Рыбы.

Каждая стихия в Зодиаке представлена тремя качествами — активностью, устойчивостью и переменчивостью. Они во многом определяют тип поведения, приспосабливаемость к обстоятельст-вам, темперамент человека, рожденного под тем или иным знаком Зодиака, следовательно, нахо-дящимся под покровительством ангела одной из четырех стихий.

По типу поведения и приспосабливаемости к обстоятельствам все знаки Зо-диака можно разделить на:

а) статичные — Телец, Лев, Скорпион, Водолей. Ангелы стихий, покровительствующие им, на-правляют их к поставленной цели, наделяют их упрямством, терпением и выдержкой, благодаря которым им удается многого достичь. Для них большой интерес представляет будущее, посколь-ку главное для них — добиться своей цели (любы-ми средствами, в течение любого срока). Эти лю-ди надежны, но упрямы, если уж они что-то заду-мали, их трудно переубедить в обратном;

б) плавающие — Близнецы, Стрельцы, Рыбы и Девы. Ангелы одарили их живым умом, опытом в различных областях жизни, способностью легко приспосабливаться к окружающим обстоятель-ствам. Среди отрицательных качеств следует упо-мянуть некоторую нервозность, неумение жить настоящим;

в) кардинальные — Козерог, Весы, Рак, Овен. Ангелы-покровители этих знаков наделили их умением непосредственно влиять на обстоятель-ства, реально оценивать ситуацию и предвидеть возможности дальнейших действий.

Темперамент человека также зависит от свойств характера и темперамента ангела стихии, опекающего его.

а) Ангел огня Гафаель агрессивен, решителен, горяч и вспыльчив, сообразителен, быстр и порывист, Обладает творческими способностями, но и слишком нетерпелив, самоуверен, упрям и про-тиворечив. Его близким другом всегда был и оста-ется ангел воздуха — Михаель, он поддерживает, разжигает огонь. Гафаель ладит и с Уриелем — ангелом земли, но при этом каждый из них пом-нит о том, что земля может остудить огонь, а огонь — обжечь землю.

Поведение Гафаеля во многом зависит от его настроения: разозлившись, распалившись, он превращается в огненный шар, в пламя, которое ничто не может погасить, унять. В таком состоя-нии он может натворить немало бед Спокойный, Гафаель — ровно горящий огонь, послушный, ус-тойчивый, служащий верой и правдой, помогаю-щий, созидающий. Гафаель вспыльчив, его пове-дение легко меняется, настроение и состояние тоже: он может превратиться в молнию или про-снувшийся вулкан.

Людей, рожденных под его покровительством, Гафаель наделяет соответствующим темперамен-том, внешностью, даже определенными профес-сиями и болезнями.

Гафаель любит большие пространства, на ко-торых можно разгуляться, где много воздуха; лю-бое ограничение, недостаток воздуха подавляет и еще больше злит огонь.

Добрый дух огня, приносящий удачу, — сала-мандра, живущая, по легенде, в огне.

Каждый из ангелов стихий действует совмест-но со своими духами, сообразно собственному желанию, если Бог тому не противится. Ангел может направлять к человеку духов, которые подчиняются ему, его просьбам, молитвам. По-рой это происходит даже тогда, когда сам чело-век от покровительства духов отказывается.

Молитва к саламандрам (духам огня).

Вечный, несотворенный Отец всех вещей! Не-сущийся в колеснице, движущий беспрерывно вращающиеся миры. Властитель беспредельного эфира, где возвышается трон Твоего могущества, с высоты которого, все открыто Твоим грозным очам. Услышь меня, потому что Твое золотое, ве-ликое и вечное величие сияет над миром, небом и звездами. Ты возвышаешься над миром, о сверкающий огонь! В нас жизнь Ты зажигаешь, из Твоей сущности исходят неиссякаемые источни-ки света. Ты создал также существ, которые чу-десным образом подобны Твоей мысли и Твоей сущности. Ты поставил их превыше ангелов, воз-вещающих миру истины. Ты создал и нас Хвала Тебе! Не обделяй меня своей милостью, своим чудным светом, пошли мне своих духов, чтобы они помогали познать душу, дух и гармонию ве-щей, меня окружающих. Аминь.

б) Ангел земли Уриель отличается практичнос-тью, разумным поведением, не любит фантазиро-вать, напротив, предпочитает называть все вещи своими именами, того же требует и по отношению к себе от других ангелов, духов и людей. Уриель горд и независим, всегда готов дать дельный совет, немного скрытен, скучноват, скуп, упрям и жесток.

Дружит с Габриелем (ангелом воды), который поддерживает в нем жизнь, питает, поскольку земля не должна превратиться в безжизненную пустыню. Уриель поддерживает отношения и с Гафаелем (ангелом огня), и Михаелем (ангелом воздуха) при условии, что ему удастся стерпеть внезапное веселье Гафаеля и перенести ураганы Михаеля.

Уриель может быть скрытным, любящим оди-ночество, предпочитающим действовать из-за кулис, через посредников, а самому остаться в тени, не выходя на арену событий. Порой он становит-ся сильным, непоколебимым, как скала, пока не проснется в нем вулкан. Вот тогда он становится деятельным, способным переделать массу дел.

Спокойно и уютно чувствует себя только в своей стихии, на земле, любит сады и парки.

Духи земли, приносящие удачу, — гномы; ко-торые живут в незаметной норке. Подружившись с человеком, гном может поселиться и в парнике, в ящике с комнатными растениями.

Молитва к гномам (духам земли).

Невидимый, взявший себе опорой Землю, вы-рывший пропасти, чтобы наполнить их Своим могуществом! Ты, имя Которого заставляет со-дрогаться своды мира, Который направляет по-токи семи металлов по каменным жилам. Влас-титель семи светов, вознаграждающий труд рудо-копов, выведи меня на желаемый воздух к царст-ву света. О, Господин! О, серебристая белизна! О, золотой блеск! Ты, который носишь небо на пальце Своем, как сапфировое кольцо. Живи, властвуй, будь вечным распорядителем сокро-вищ, пошли мне духов Своих, чтобы они стали моими покровителями, верными помощниками и защитниками. Аминь.

в) Ангел воздуха Михаель весел, подвижен, со-образителен, разговорчив, легко идет на контакт, общителен. Склонен к толкованиям, пояснениям, логическим доводам, в его голове постоянно зреет один-два интересных плана, он рассудителен и любит свободу. Негативные черты Михаеля — уп-рямство, болтливость, своеволие, порой распу-щенность.

Лучше других ладит с Гафаелем (ангелом ог-ня), может поддерживать отношения и с Уриелем, и с Габриелем, если они не станут проти-виться его воле, не побоятся ветра.

Михаель то холоден, спокоен, то становится теплым, а то и тем и другим сразу. Внезапно мо-жет затихнуть, превратиться в невидимку, и тог-да он испытывает давление или влияние извне, он притаился и ждет подходящего момента, чтобы вновь вырваться на свободу, порезвиться и дать знать о себе ничего не подозревающему миру.

Михаель любит открытые пространства, поме-щения, в которых много места, окон, лучше всего чувствует себя на свободе, нервничает, если что-то стесняет его движения, действия, если кто-то принуждает заниматься нелюбимым делом.

Добрые духи воздуха — помощники Михае-ля — сильфы, которые предпочитают жить в местах, где много воздуха (в парках, садах).

Молитва к сильфам (духам воздуха).

Дух воздуха! Дух мудрости! Дыхание Которого дает форму каждой вещи. Ты, перед Которым жизнь существ есть только меняющаяся тень или исчезающий пар! Твоим дыханием населя-ются бесконечные пространства. Да будешь Ты вечно благословен! Я превозношу Тебя, непре-станно стремлюсь к Твоему непоколебимому и нетленному сиянию. Молю Тебя, пошли мне милостию Своею духа, который станет для меня лу-чом Твоего ума, теплом Твоей любви. Тогда все подвижное утвердится, определится, тень сдела-ется телом, воздух превратится в душу, сон — в мысль. О, дух, стань стражем моим, оберегай и направляй дела и мысли мои. О, Вдыхающий и Выдыхающий все существующее в приливах и отливах Твоего вечного слова, которое есть океан Божественного движения и истины! Аминь.

г) Ангел воды Габриель эмоционален, чувстви-телен, но обладает замечательным даром нахо-дить выход из любой ситуации, просачиваться сквозь любые преграды, очень восприимчив к на-строениям других ангелов и людей, которые за-служили его покровительство и защиту. Пре-красно чувствует настроение людей, дар предви-дения и предчувствия его никогда не подводит.

Габриель просто жить не может без Уриеля, ведь земля нужна воде как вместилище. Совер-шенно не ладят Габриель и Гафаель, а вот с Михаелем возможна даже дружба, если тот не будет бояться тумана и облаков.

Ангел воды иногда бывает чересчур раздражи-тельным, бурным или, наоборот, ленивым. Если он энергичен, неукротим, то превращается в пар, а в следующую минуту может стать льдом, холодным, скрывающим желания, заморажива-ющим свои и чужие чувства. Превратившись в подземную воду, легко уклоняется от неудач и преодолевает любые препятствия на своем пути, а главное — обретает способность продвигаться вперед, побеждать врагов, затопляя их.

Габриель любит мир и покой, для этого ему необходима постоянная связь со своей стихией (с морями, океанами, реками, пусть даже с во-дой, наполняющей бассейн или аквариум).

Духи-покровители, подчиняющиеся Габрие-лю, — ундины, русалки, которые любят откры-тые и спокойные, без порогов и преград водоемы.

Молитва к ундинам (духам воды).

Грозный владыка моря! Ты, который дер-жишь ключи небесных потоков и удерживаешь в пещерах подземные воды, Царь потопа и весенних дождей, открывающий истоки рек и ис-точников, повелевающий влаге, которая есть кровь земли, — превратись в сок растений. Я по-клоняюсь Тебе и молю Тебя. Говори со мной во время волнения моря, говори со мной журчани-ем прозрачных вод, не оставь меня милостью Своею, помоги и обереги.

О, необъятность, в которой теряются потоки существа возрождающегося. О, океан бесконеч-ных совершенств, высота, в глубине которой Ты отражаешься, и глубина, которая исчезает в вы-соте. Приведи меня к настоящей жизни посред-ством ума и любви, огради меня от несчастий, из-бавь от напастей и заблуждений. Аминь.

источник