Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя. «Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой Сотрудничество школы и библиотеки опыт работы

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека

Библиотека и школа: грани взаимодействия

Ах, школа

«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета…

Ах, школа, школа, кто хоть раз связал

Жизнь личную с твоей судьбою,

Тот навсегда останется с тобой,

Тот навсегда будет пленен тобою.

Ах, школа, школа! Ты моя любовь

И первая, и, может быть, последняя…

Придет пора – расстанемся с тобой,

Моя образовательная средняя.

В соответствии с указом президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 10 марта 2009 года, 2010 год Д. Медведевым был объявлен годом учителя.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

В Год учителя в Омской области усилия власти и общества будут направлены на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов.

В 2010 году в регионе большое внимание будет уделено модернизации сферы образования с учетом подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров. Это одно из важных направлений.

Качество образования должно быть таковым, чтобы выпускник омской школы был конкурентоспособным, мог поступить в любой вуз страны.

В течение года пройдут десятки муниципальных и областных мероприятий для педагогов. Будут открыты галереи портретов лучших представителей профессии, состоится слет педагогических династий, будут вручены ведомственные и государственные награды.

В году глава правительства вместе с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы, где главным результатом стала Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы:

Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.

Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвертое - сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Получить реальную отдачу станет возможно, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Общеизвестно, что высокое качество образования сегодня – высокое качество жизни завтра. Таковы реалии настоящего времени.

Каждый год первого сентября школьный звонок возвещает о начале нового учебного года.

А это значит, не только у школ начинается новый творческий сезон, к школам неизменно присоединяется библиотека. Библиотеки и школы, по сути, выполняют одну и ту же миссию – открывают юным муромчанам окно в мир знаний, информации, создают условия для духовного развития, образования и самообразования.

Только объединив усилия всех заинтересованных организаций можно достичь позитивных результатов. Эта истина проверена многолетним опытом совместной деятельности, где педагоги и библиотекари активно участвуют в проведении мероприятий для детей. Будь то значительные Акции по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, или вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Стало доброй традицией: перед началом учебного года координировать совместные планы деятельности, намечать перспективы, разрабатывать новые проекты, направленные на улучшение качества обслуживания детей.

В последние годы педагоги и библиотекари часто используют возможность привезти детей в библиотеку, где ребятам открыты большие возможности для получения различной информации.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи учителю при подготовке к урокам и проведения разнообразных массовых мероприятий, до организации клубов по интересам при библиотеках, а также возможности «Интернет» и «Центра правовой и муниципальной информации».

Необходимо отметить, что в коллективе библиотек работают профессионалы своего дела, люди глубоко преданные своей профессии, способные привить ребенку не только любовь к книге, но и желание жить по принципам доброты и милосердия.

Юный читатель и помощь ему – это главная задача для работников библиотек и педагогов школ. Библиотекари и учителя совместно работают над формированием информационной культуры, умением читать литературу для получения нужной и достоверной информации, прививают навыки поиска и ее оценки, и умение использовать найденную информацию для самообразования и творчества.

Уважаемые учителя школ и преподаватели учреждений дополнительного образования!

Для улучшения качества и качества работы, как учителя, так и библиотекаря, нами была сделана выбора наиболее интересных материалов для подготовки внеклассных мероприятий, классных часов, выпускных вечеров, различных бесед по творчеству писателей, выдающихся деятелей культуры и науки и т. д.

1. В помощь профессиональной деятельности

Олейник Л. «Стираем» русский язык [Текст] / Л. Олейнк // Сценарии и репертуар. – 2007. – Вып.10. – С. 42-51.

Урок для старшего школьного возраста.

Зинатулина Н. Информационный мост: библиотека – образованию [Текст] / Н. Зинатулина // Библиотека. – 2008. - №12. – С. 40-42.

Взаимодействие школы и библиотеки.

Лекомецв Д.Г. Земля - наш общий дом [Текст] / Д.Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 108-112.

Материал для проведения уроков географии.

Красильников В.Д. Космическая одиссея [Текст] / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 20-28.

Путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики.

Бузулева Л. «Десант» в отдаленные школы [Текст] / Л. Бузулева //Библиотека. – 2008. - №1. – С. 40-41.

Опыт посещений библиотекарями отдаленных школ района.

Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача [Текст] / Л. Фомина // Библиотека. – 2009. - №7. – С.36-39.

Пушкова С. Учитель, воспитай ученика [Текст] / С. Пушкова //библиотека. – 2008. - №12. – С. 27-29.

Роль школьной библиотеки в воспитании школьников.

Бонашевская Т.И. Сказки от овечки про верные словечки [Текст] / Т.И. Бонашевская, О.В. Шуган // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.3-10.

Театрализованное поэтическое представление о частях речи.

Дурова Н.В. Использование «цветных» перифраз в начальной школе [Текст] / Н.В. Дурова //Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 10-12.

Чугунова Н.П. В мире фразеологизмов [Текст] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.12-15.

Значение, происхождение и употребление в речи.

Ахметова Н.В. Пифагор о числах [Текст] / Н.В. Ахметова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 22-23.

Фектистов В.Ю. Легкие нашей планеты [Текст] / В.Ю. Феоктистов // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 8-11.

Урок географии о тропических лесах.

Крюкова Н.С. Римские цифры [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – №4. – С. 13-14.

Внеклассное мероприятие по математике.

Крюкова Н.С. странички устного журнала химического вечера [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 17-19.

Борисова О.В. Визитные карточки учителей на конкурс «Учитель года» [Текст] / О.В. Борисова. – 2009. - №10. – С. 8-13.

Визитные карточки учителей музыки, начальных классов и физики.

Бушмелев А.И. Презентация класса [Текст] / А.И. Бушмелев // Последний звонок. – 2009. - №12. – С.12.

Ковалева Е.Н. Самопрезентация классного руководителя [Текст] / Е.Н. Ковалева // Последний звонок. – 2009. - №12. – С. 12-13.

Шарапова Т.Н. Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» [Текст] / Т.Н. Шарапова // Последний звонок. – 2003. - №9. – С. 9-10.

География. Поколение полюсов.

Рыжков В.А. Государства мира [Текст] / В.А. Рыжков // Последний звонок. – 2008. - №5. – С. 4-5

Географическая викторина.

Брагина Н.М. Веселые уроки естествознания [Текст] / Н.М. Брагина // Последний звонок. – 2003. - №12. – С. 12-15.

Игровая форма проведения урока о истории возникновения химии.

Агеева И.Д. Веселая экономика [текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 3-6.

Материалы для познавательных игр по экономике.

Агеева И.Д. Нестрашная астрономия [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 6-12.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.