Мифические существа в море по скандинавии. Скандинавские боги. Список скандинавских богов и их значение

КракенКракен появляется в нескольких фильмах, таких как Пираты Карибского моря и Битва титанов, но первоначально, Кракен - монстр холодного Норвежского моря, где он был впервые замечен в начале 1700-х годов. Первое подробное описание было сделано датским писателем и биологом Эриком Понтопиданом, в 1752 году. Раньше Кракена представляли в форме огромного краба, размером с остров, и многие моряки и рыбаки оказывались на мели, которой не было еще минуту назад. Более поздние описания сделали из монстра огромного осьминога или кальмара.

Кракен появляется в нескольких фильмах, таких как Пираты Карибского моря и Битва титанов, но первоначально, Кракен — монстр холодного Норвежского моря, где он был впервые замечен в начале 1700-х годов. Первое подробное описание было сделано датским писателем и биологом Эриком Понтопиданом, в 1752 году. Раньше Кракена представляли в форме огромного краба, размером с остров, и многие моряки и рыбаки оказывались на мели, которой не было еще минуту назад. Более поздние описания сделали из монстра огромного осьминога или кальмара.

Nyk="">" alt="">

Ноккен — таинственное водное существо, проживающее в пресной воде, озерах и глубоких водоемах. Он, в Норвегии, описывается как темный-монстр с глазами над поверхностью воды, наблюдающий за людьми. В шведской традиции это красивый молодой человек, обманом заставляющий женщин прыгать в воду. Он оборотень, и может ствть белым конем, позволяя детям кататься на спине, а затем прыгая с ними в пруд. Он также был талантливым музыкантом, играл на скрипке, так что жители могут услышать его игру ночью. Были способы защиты себя от него: Вы могли бы бросить кусок металла в воду, и так спасти себя. Если он уже атаковал, вы могли бы одолеть его, сказав:» NYK! Nyk! Игла в воде. Дева Мария бросила сталь в воду! Ты тонешь, а я плаваю! »

Драген, из скандинавского «драугр» — дух. Еще одно вродное существо, и это то, что действительно не хочется встретить. Драген это призрак человека, умершего в море. Он огромен, размером с половину лодки, покрыт водорослями. Он издает страшный крик, когда появляется, и легенда гласит, что его можно увидеть в шторм, когда погибают моряки и рыбаки. Существует история о человеке, который когда-то сбежал от Драгена и искал защиты в церкви. На следующий день после, все могилы были открыты, и погост был покрыт водорослями. Сейчас Драген обычно ассоциируется с чем-нибудь темным и мистическим в море.

ФоссГримен

ФоссГримен, или просто Грим (дух водопада) тоже водное существо. Это молодой, красивый человек, который сидит голый под водопадами, играя на скрипке. Он играет музыку самой природы; звук воды, ветер в деревьях. Он может научить игре любого, если он тайно принесет ему украденный кусок мяса. Torgeir Augundsson (1801-1872), более известный как Myllarguten, был известнейшим норвежским скрипачом. По слухам он продал Гримму душу за егог кмение играть..

Маре — дух женщины, которая приносит людям плохие сны по ночам, сидя на них во сне. Она является общей для фольклора многих народов. Скандинавские слова для ее названия — Nightmare, норвежское — Mareritt, датское — Mareridt, Шведское — Mardröm, которые в прямом переводе обозначают поездку или мечту с Марой.

De="" underjordiske="">" alt="">

Хульдра это женщина-тролль, живущая в лесу. Она честна и красива, но дикая и имеет длинный коровий хвост, который она скрывает за спиной при встрече с человеком. По легенде у Адама и Евы были много детей, и в один прекрасный день, когда Ева купала детей, Бог посетил ее. Ева не закончила купание всех своих детей, и спрятала тех, кто оставался грязным. Бог спросил: «Есть ли еще дети?», А когда Ева сказала нет, Бог сказал: «Тогда пусть все, что скрыто, остается скрытым», и спрятанные дети стали De Underjordiske (живущими под землей), потерянными душами. Хульдра была одним из них, но она каким-то образом осталась над землей. Это кокетливая молодая девушка, которая не является ни доброй, ни злой.

Список мифических существ:

Скандинавский бестиарий: общие сведения

Скандинавская мифология (существа, боги, герои) достаточно многопланова, но ее бестиарий по-своему уникален. Строго говоря, скандинавские мифологически существа (для краткости местами мы будем использовать оборот «скандинавские существа») имеют ряд существенных отличий от аналогичных мифологических конструктов других культур. В чем именно заключаются эти отличия?

Скандинавская мифология, бестиарий которой невероятно обширен, сфокусирована на четких хронотопах, в частности - это Девять Миров (Асгард, Мидгард и так далее). Соответственно скандинавские мифологические существа также имеют «привязку» к тому или иному хронотопу, либо эпониму. К примеру, вепрь Гуллинбурсти, волки Гери и Фреки, огромные кошки Фрейи, скакун Одина Слейпнир - все эти скандинавские существа согласно эддическим текстам обитают в Асграде. Если они покидают пределы этого мира, то только в том случае, если сопровождают своих хозяев (тот же Гуллинбурсти выходит из Асгарда только вместе с Фрейром).

В тоже время некоторые скандинавские существа обладают возможностью существовать относительно независимо, перемещаясь между мифологическими хронотопами и топонимами. К таковым относятся, например, вороны Одина - Хугин и Мунин. Эти создания свободно путешествуют по всему мифологическому пространству, но у них тоже есть своя «привязка», правда, исключительно эпонимического типа, - вороны связаны с Гримниром, и только с ним могут взаимодействовать напрямую.

Отдельную категорию составляют скандинавские существа с ярко выраженными хтоническими характеристиками. В первую очередь это, конечно, мировой змей Ермунганд, а также волк Фенрир - дети Локи. При этом Хель также справедливо отнести к хтоническим чудовищам, но она все же не попадает в категорию «скандинавские мифологически существа» элементарно потому, что это яркий эпоним, в мифах она выступает богиней мертвых и правительницей Хельхейма. Зато к данной категории скандинавских существ вполне можно отнести дракона по имени Нидхегг, что сторожит корни Мирового Древа.

Скандинавская мифология: существа-аналогии

Нужно отметить, что скандинавский бестиарий закономерно имеет вполне очевидные параллели с мифологиями многих народов мира. К примеру, в образе быстроногого скакуна Одина, которого зовут Слейпнир, трудно не узнать греческого Пегаса. С другой стороны, степень заимствования невозможно определить, точно также нельзя ответить на вопрос, - в какой культуре подобный образ появился раньше. Вполне возможно (хотя и маловероятно), что такие образы развивались параллельно и независимо.

Скандинавская мифология, существа которой всегда наделяются какими-то исключительными чертами, тяготеет к аллегории, метафоричности и образности, что опять же закономерно. К примеру, многие исследователи в образах Хугина и Минина склонны видеть олицетворение духовной и ментальной силы Одина. Другие утверждают, что вороны могут выступать двойственной аллегорией, олицетворяющей амбивалентную силу человеческого интеллекта.

Так или иначе, скандинавская мифология, бестиарий которой гораздо обширнее, чем можно представить, является полимичной область науки, и споры относительно многих вопросов ведутся до сих пор. Но очевиден тот факт, что скандинавские мифологические существа будоражат в нас самые разные чувства, некоторые вдохновляют, другие - отталкивают. И это хорошо, потому что так скандинавские существа, созданные сотни, а, быть может, и тысячи лет назад чьей-то фантазией, продолжают жить сегодня. Хотя… кто сказал, что это лишь фантазия?..

Которая начала формироваться у германских племен около V века до нашей эры и развивалась до принятия христианства вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры. Прародителями скандинавской мифологии принято считать северо-западные европейские племена: англоскасов (предки современных англичан), данов (предки датчан), норгов (современные норвежцы), свеев (шведы), ютов, германцев и других. Дольше всех сохраняло свои языческие верования население острова Исландия по причине более поздней его христианизации. Сведения о древнейших мифах германских племён скудны и крайне отрывочны, тогда как скандинавская мифология, существа и боги, космогония, модель мира и эсхатология подробно описаны в средневековых литературных источниках, так называемых Эддах – древнеисландских текстах, написанных в XIII веке.

Модель мира в северной традиции

Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард - срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:

  • обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, - на востоке;
  • Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, - на западе;
  • ледяной мир Нифльхейм - на севере;
  • знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, - на юге.

Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей - Люсальвхейм.

Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.

Серверные мифы могут похвастаться многочисленными персонажами: богами, богинями, духами, демонами, великанами, гномами, эйнхериями, мифическими животными и чудищами. Среди них есть и люди – герои, волшебники и разные мифические личности.

Боги

Пантеон включает в себя две группы богов: асов и ванов. Первые – это основные мужские и женские божества во главе с верховным богом Одином. Вторые – боги и богини плодородия, считающиеся более древними, чем асы, но уступившие им свое главенство в ходе войн. Некоторые боги перешли к асам от ванов и наоборот.

В мифах насчитывается около сорока божественных обителей Асгарда. Среди них различают 12 основных богов-мужчин и 14 богинь.

Боги

  • Один – глава асов, давший начало роду. Некогда Один был богом войны, но впоследствии занял главное место среди всех богов. Покровитель мудрости, волшебства, отваги, бог сражения и победы.

  • Тор – бог грома, могучий защитник людей и богов, божество плодородия.

  • Тюр – однорукий бог военных правил и доблести, один из самых древних и могущественных богов пантеона.

  • Браги – бог-поэт, покровитель мудрости, поэзии, красноречия.

  • Бальдр – прекрасный бог красоты, света, весны.

  • Хеймдалль – страж дерева Иггдрасиль и богов, провидец, благодетельный носитель огня.

  • Хёд – бог-слепец, случайно убивший прекрасного Бальдра, покровитель зимы.

  • Видар – бог сил природы, обновления, возрождения.
  • Вали – бог растений.

  • Улль – бог охоты и стрельбы из лука, научивший людей стрелять и ходить на лыжах.

  • Форсети – мудрый бог справедливости, покровитель правосудия.

  • Локи – коварный бог обмана, происходящий из рода великанов-ётунов.

Среди других асов – Хёнир, наделивший сознанием первого человека, Квасир, произошедший от асов и ванов и разрешивший их конфликт, и другие асы, которые не имеют четких функций и выступающих как действующие лица мифов.

Богини

Ваны

Ванское происхождение имеет и богиня любви и красоты Фрейя, живущая среди асов и научившая их волшебству.

Мифические существа

Турсы

Человекоподобные великаны, отвечающие за разрушительные природные явления, олицетворение злых сил. Существуют разные турсы: огненные, морские, горные, каменные, вихревые, а также ётуны и инеистые великаны хримтурсы – первые живые существа, из одного из которых, Имира, произошла жизнь.

Природные духи, вечно молодые маги, колдуны, волшебники, кузнецы. Разделяются на светлых и темных альвов, или гномов (цвергов).

Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.

Тринадцать воинственных дев, сопровождающих погибших воинов в Вальхаллу. Валькирии могут решать исход битвы, после чего они забирают души героев с полей сражений, а в Вальхалле прислуживают им на пирах.

Мифические чудовища

В скандинавских эпосах присутствует множество мифических животных, которые играют важную роль. Самые известные из них:

Люди

Скандинавская мифология, и боги, населяющие мифические миры северных народов, не канули в лету после принятия викингами христианской веры. Древние верования всегда жили в народе. А в новое время они были открыты заново для европейской культурной общественности и стали предметом интереса ученых, писателей и художников. В наши дни древние языческие традиции переживают настоящее возрождение. Религия Асатру, основанная на германо-скандинавской мифологии, признана официальной в Исландии и имеет немало последователей во всем остальном мире. Рассказы о приключениях могущественных северных богов и богинь, их незаурядные характеры дали начало целому литературному направлению – нордическому фэнтези и часто служат сюжетами для сериалов, комиксов и кинофильмов.

Древние скандинавы и викинги были народом северным и суровым. Потому и в мифах у них полно созданий подстать им: огромные, кровожадные, стремящиеся убить или как минимум сильно навредить людям. В этой подборке 10 самых странных и жутких тварей из тех, которых боялись даже бесстрашные викинги.

Кракен

По поводу самого известного морского чудовища существует огромное количество теорий и догадок. Некоторые из них утверждают, что кракен обитает у берегов Норвегии и Исландии и имеет настолько огромный размер, что моряки часто путают его с небольшим островом. Другие говорят, что огромный кракен поселился в районе Бермудского Треугольника и все таинственные исчезновения в том равное - это его щупалец дело. Достоверно известно только то, что первые упоминания об этом чудовище появились среди исландских моряков, Из их же языка произошло и его название.
Поговаривают, что Кракен настолько огромен и силён, что в состоянии схватить своими щупальцами и утащить на дно даже самый крупный боевой корабль. Но ещё большую опасность представляет водоворот, который возникает при быстром погружении Кракена. Моряки говорили, что Кракен может переваривать проглоченную пищу до трёх месяцев. И всё это время он выделяет такое количество экскрементов, что за ним всегда следуют огромные косяки рыб. Была даже присказка, что если у рыбака был очень богатый улов, про такого говорили, что он «ловил на Кракена». В конце 1770 годов капитан Роберт Джеймсон рассказывал, что он с матросами видел огромное тело до 2,5 километров в длину и почти 10 метров в высоту, которое появилось то появлялось из воды, то погружалось обратно. Они шли вслед за ним и наловили такое количество рыбы, что заполнили ей весь корабль. Эти показания капитан давал в суде под присягой.

Нёкки

Нёкки - это страшные злые существа из норвежского фольклора. Нечто среднее между русалками и водяными. При жизни они были печальными, одинокими людьми, а после смерти так и не смогли попасть на небеса. В результате Нёкки остались жить возле воды, чтобы заманивать в неё людей и животных. Особенно опасны они были для некрещёных младенцев и беременных женщин. Подобно греческим Сиренам, Нёкки могли использовать пение или музыку, чтобы очаровывать своих жертв и топить их впоследствии в водоёмах. Существуют истории, в которых Нёкки обучали людей искусству игры на скрипке в обмен на жертву или что-нибудь ещё. Единого представления о том, как выглядели Нёкки не существует. Кто-то описывал их как уродливых демонов, кто-то как прекрасных дев, обращающихся в чудовищ, а кто-то даже в образе четвероногих звероподобных существ.

Драугр

В переводе с древнеисландского «draugr» означает призрак. Но если верить легендам, существо это было гораздо более страшным, чем обычное привидение. Предания гласили, что тело Драугра может разбухать до огромных размеров, становясь значительно тяжелее и иногда оставаясь не подверженным разложению много лет. Это «роднит» его с такими созданиями как зомби и вампиры. Внешний вид Драугров зависел от того, как они умерли: с утопленников постоянно капала вода, на теле павшего воина были кровоточащие раны, повешенные появлялись с верёвкой на шее. Считалось, что Драугры могут являться стражами могильных курганов, которые защищают могилы и капища. В других легендах драугры покидали по ночам своим могилы только для того, чтобы прыгать по крышам домов и пугать людей. В средневековой Скандинавии страх перед этими ожившими мертвецами был настолько сильным, что люди носили специальные защитные амулеты, наносили особые надписи на могилы, которые не позволили бы усопшему подняться из нее. А ещё благодаря драуграм в Исландии появился обычай в ночное время стучать в дверь три раза. Считалось, что мертвецы всегда стучат только один раз.

Песта

Она же Чума. Чёрная смерть в средневековье стала настоящей трагедией для Скандинавии, как и для всей остальной Европы. Дания потеряла треть всего своего населения, а Норвегия так и вовсе половину людей. Смертей и разрушений было столько, что вскоре люди стали персонализировать чуму, превратив её в некую ужасную мистическую страху. Предания гласили, что эта старуха ходит от фермы к ферме, распространяя чуму. В руке она может нести либо грабли и это знак того, что кто-то из жителей выживет, либо метлу, что говорит о том, что все из этого дома скоро умрут от чумы.

Тролль

Само слово «troll» со шведского переводится как колдовство. В народных сказаниях Скандинавии, где и зародились легенды об этих существах, образов троллей так же много, как и самих рассказов о них. Кто-то говорил, что тролли живут в замках и подземных дворцах, пугая местных жителей своими размерами и колдовством. Другие утверждали, что скалы в горах - это и есть тролли, застигнутые солнечным светом. Считалось, что тролли могут быть гигантами, размером с огров, а могут и совсем маленькими, как гномы. Большинство легенд описывали троллей как крайне уродливых существ, высотой от трёх до восьми метров. Почти всегда главный атрибут практически любого тролля - это большой нос. Считалось, что тролли имеют природу камня, то есть рождаются от скал и совершенно не выносят солнечного света, превращаясь обратно в скалы, как только он попадает на них. Во многих легендах указывалось, что тролли питаются человеческим мясом и очень любят пожирать людей целиком.

Мара

В скандинавской мифологии Мара - это злой дух, демон, который по ночам садится человеку на грудь и вызывает дурные сны. Иногда, под весом демона человек мог даже задохнуться во сне. Именно с его именем связаны и русский термин «кошмар» и англоязычный «nightmare». Мару боялись не только в Скандинавии, подобный персонаж есть и в славянской мифологии, сходный с нашей кикиморой. Иногда Мара описывалась как бесплотный дух, но чаще считалось, что она принимает женский образ с длинными распущенными волосами, которые она любит расчёсывать. По другим легендам, Мара была чёрным, косматым и очень страшным существом, но тоже женского пола. Она может пугать людей, появляясь ночью во дворах или перед окнами, а также может навредить здоровью человека, если дыхнёт на него.

Гарм

В германо-скандинавской мифологии Гарм - это огромный злобный четырёхглазый пёс, который охраняет вход в мир мёртвых. Считалось, что Гарм был зачат великаншей Ангрбодой от самого бога Локи. Гарм - страж, привязанный к скале в пещере Гнипа, которая по предания вся изнутри покрыта кровью. Кроме того это крупнейший и самый сильный из псов. Его вой, согласно легенде, станет одним из признаков начала Рагнарёка. Практически полный аналог Гарма в античной мифологии - это страж подземного царства мёртвых Цербер.

Маргюг

Маргюг - это огромное морское существо появляющееся перед штормом и оповещающее моряков о грядущей опасности. Наиболее раннее упоминание Маргюг встречается в сочинении «Королевское зерцало», созданном в середине XIII века. Если верить преданию, то Маргюг представляет собой получеловека-полурыбу, нечто сродни русалкам или сиренам. Как и они, верхней частью тела существо похоже на женщину, с той лишь разницей, что пальцы на руках у Маргюг не разделены, а связаны вместе перепонками. Нижняя часть тела как у рыбы - с чешуёй, хвостом и плавниками. Маргюг обычно ныряет в воду и показывается над волнами с рыбой в руках. При этом, если существо начинает плыть к кораблю, играя с рыбой и бросая её в сторону корабля, то моряки боятся за свои жизни. Это предзнаменование того, что большая часть команды в скором времени погибнет в шторме. Если же Маргюг поедает рыбы или бросает её в сторону от корабля, то это означает, что даже не смотря на жестокий шторм, морякам удастся сохранить свои жизни.

Хульдра

Хульдры выглядят как молодые привлекательные девушки с длинными светлыми волосами. Часто они бывают настолько красивы и обворожительны, что человек влюбляется в неё с первого взгляда. Единственное, чем отличается хульдра от человеческой девушки, - это длинным хвостом, похожим на коровий, который она тщательно скрывает. Хульдры живут богато - у них много лошадей, коров и овец, много еды и богатой одежды. Известны множество историй, когда молодые неженатые мужчины, очарованные красотой хульдр оставались с ними жить. При этом, если мужчина к ней добр, любит её и не перечит, то они могут жить вместе долго и счастливо. Но в противном случае, если человек разлюбил свою жену-хульдру, то вернуться обратно к людям у него уже не получится. Тогда хульдра будет представать перед ним в образе крайне уродливой женщины и всячески вредить до тех пор, пока не сживёт со свету.

Хафгуфа

В мировом фольклоре достаточно много образов огромных морских чудовищ: Тиамат, Левиафан, Бегемот, Аспидохелон, Ясконтий, Китай-рыба, Ао, Саратан, Лингбакр. Но Хафгуфа считалась праматерью всех других морских монстров. Как описывали её моряки: «Лингбакр - величайший из всех китов в мире, но Хафгуфа - самый большой монстр, из созданных в море». Считалась, что она настолько огромна, что просто раскрыв пасть может целиком поглотить и людей, и корабли, и огромных китов, и вообще всё, что ей попадётся.

Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» - поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» - творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда - Нифльхейм, а по другую огня - Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана - мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны - группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества - дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла - небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, - древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина - однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный - так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы - кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж - Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына - бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки - вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей - бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи - тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам - отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны - три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего - он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги - повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение - утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога - Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр - дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена - новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги - сын Одина.
  • Видар - божество войны.
  • Хенир - брат Одина.
  • Форсети - сын Бальдра.
  • Фулла - богиня изобилия.
  • Эйр - богиня врачевания.
  • Ловн - богиня милосердия.
  • Вер - богиня знания.
  • Йорд - богиня земли.
  • Скади - покровительница охоты.
  • Улль - бог охоты.