Как правильно пристроить фундамент к старому: пошаговая инструкция. Правила надежного армирования ленточного фундамента Вязка арматуры под ленточный фундамент схема

Правильно возведенное во многом определяет долговечность архитектурного . Прочность соответствующей конструкции, в свою очередь, зависит от параметров армирования. Одним из важнейших этапов является вязка арматуры под . Этот силовой каркас можно сделать самостоятельно без ошибок после внимательного ознакомления с технологиями, инструментами, расходными материалами. Если в последующем реализация проекта будет поручена строительной бригаде, следующие сведения помогут контролировать правильность действий исполнителей.

Читайте в статье

Особенности ленточного фундамента

Этот вид основания применяют часто, благодаря следующим особенностям и преимуществам:

  • Такой фундамент повторяет контуры стен, поэтому и других материалов меньше по сравнению с монолитными аналогами.
  • Даже простейший, незаглубленный вариант исполнения, равномерно распределяет нагрузки. При возведении небольших , и других легких конструкций допустимо применять без армирования.
  • Если необходимо – устанавливают мелкозаглубленное основание с решетчатым каркасом внутри. На слабых грунтах его дополняют .
  • Работы по возведению таких сооружений можно , с применением относительно недорогих материалов.

Подобные инженерные решения позволяют обеспечить надежную опору при высоком уровне , на песке и других недостаточно прочных основаниях. ввинчивают до уровня твердого грунта, ниже уровня промерзания. Цельные железобетонные элементы упрочняют силовой каркас дома. На стадии заливки в них можно установить закладные детали.

Важно! В любом случае необходим предварительный расчет нагрузок, несущей способности основания. Точные вычисления помогут оптимизировать расход материальных и трудовых ресурсов. Если собственного опыта и знаний недостаточно – обращайтесь за помощью к профильным специалистам. Соответствующие технические данные являются обязательной частью профессиональной проектной документации.

Если решено использовать металлическую арматуру, надо обратить внимание на перечисленные ниже особенности.


В строительных конструкциях используют арматуру, изготовленную по государственному стандарту 5781-82. Для выпуска таких металлоизделий применяют технологию горячего проката. Точно регламентированы: размеры, высота и расположение выступов, сорта стали. Чтобы увеличить устойчивость к нагрузкам, коррозийным процессам, применяют разные виды легирования. С помощью лабораторных методик проверяется прочность, иные технические параметры.

Для частного строительства подходит арматура класса «А 400» («А-III») с диаметром от 10 мм до 16 мм. В самых нагруженных местах можно применять прутки от 16 мм до 22 мм. Если в наименовании есть буква «С» – эти изделия можно скреплять с применением сварных соединений. Наличие «К» свидетельствует о присадках, улучшающих антикоррозийные свойства. Перемычки и другие вспомогательные элементы каркаса не испытывают большие нагрузки. Их можно создать из тонких стержней диаметром 6-10 мм (классы от «А 240» («А-I») до«А 300» («А-II»).

Необходимо понимать, что улучшенные параметры и дополнительные возможности увеличивают стоимость продукции. Но повышенная стойкость к окислительным процессам в данном случае не требуется. После застывания в глубине бетона будет отсутствовать влага и свежий воздух. Соответственно – исключаются благоприятные условия для развития коррозии.

Способность изделий к созданию из них также надо рассмотреть подробнее. Такие рабочие операции поручают выполнять самым квалифицированным специалистам, чтобы предотвратить следующие неприятности:

  • При слишком длительном воздействии электрической дуги высокая температура способна значительно снизить прочность металла.
  • Скрытый дефект шва способен стать причиной разрушения соединения на стадии заливки строительного раствора.
  • Любое без тщательной зачистки и нанесения специального защитного покрытия не обладает стойкостью к процессам коррозии.

Создать силовой каркас можно из . Эти изделия были представлены сравнительно недавно, поэтому не существует стандартов, подкрепленных многолетними практическими испытаниями. Также надо отметить разнообразие комбинаций стекла, углерода и базальта в комбинациях с пластиком.

Такая арматура обладает меньшей по сравнению с металлическим аналогом. После она не создает «мостики холода», что в целом повышает изоляционные характеристики конструкции. Другие «плюсы» перечислены ниже:

  • Композитам на полимерной основе не угрожает коррозия. Они прочнее примерно в 3 раза, чем металлические детали с одинаковым диаметром, если прикладывать усилие для растяжения.
  • Дополнительным преимуществом является небольшой вес. Легкие прутья не сложно перевозить, разгружать.
  • На них нет следов , поэтому после завершения монтажных операций одежда останется чистой.
  • Арматура из стеклопластика обладает меньшей упругостью. Ее нельзя согнуть с применением небольшого радиуса без нарушения целостности.
  • Она теряет прочность при нагреве.
  • Некоторые модификации способны поддерживать процесс горения.
  • Ее нельзя соединять .
  • До сих пор нет технологий, которые базируются на точных расчетах и подтверждены солидным опытом.

К сведению! Некоторые недостатки можно назвать условными. Выше рассмотрены удобства соединения проволочной вязкой и сложности при создании сварных швов. Стеклопластик не проводит электрический ток, но в глубине фундамента это не имеет большого значения.


Не всегда получится уточнить отсутствие брака после визуального осмотра. Именно поэтому предпочтение стоит отдавать продукции известных производителей, параметры которой подтверждены официальными сертификатами. Но это утверждение в равной степени можно отнести ко всем видам арматурных изделий.

Схема армирования ленточного фундамента

Если нет профессионального проекта, утвержденного архитектурным бюро, можно использовать следующие сведения. Они помогут сделать расчет армирования , иного легкого строения с . Эти правила можно применять при использовании металлических изделий. Выбрав композитные аналоги, надо будет сделать соответствующие коррекции по нагрузкам.


Ниже приведены особенности технологии:

  • На продольные элементы конструкции распределяются наибольшие нагрузки. Здесь используют прутья с диаметром 10-12 мм.
  • Для вертикальных и поперечных участков подойдет арматура с толщиной от 6 до 10 мм.
  • Некоторые расстояния между отдельными элементами приведены на рисунке. При увеличении дистанции, выбирают прутья с большим диаметром, или уменьшают соответствующий шаг.
  • Имеет существенное значение расположение арматурного каркаса внутри железобетонного изделия. До внешней поверхности от него при заливке поддерживают расстояние 30-60 мм.


Удобнее и быстрее, чем вручную, можно получить нужные данные с помощью . Такие «калькуляторы» предлагают бесплатно некоторые продавцы арматурных изделий, строительные сайты (наш не исключение).


Его выполняют с учетом общего веса сооружения, глубины промерзания и уровня грунтовых вод, геологических данных. Такое задание обязательно следует поручить профильным специалистам, если предполагается строительство объекта, оказывающего нагрузку более 40 кН на один м. кв. поверхности земельного участка.

В строительстве капитальных зданий и сооружений практически нельзя обойтись без применения железобетонных конструкций.

Это фундаменты, перекрытия, стены и многое другое. Секрет прочности и долговечности железобетона - в применении так называемого армирования.

Дело в том, что однородный бетон, как и любой материал, подвержен изменениям объема в зависимости от температуры.

Кроме того, сам по себе бетон имеет довольно низкую пластичность и прочность на растяжение.

Применение арматуры позволяет устранить недостатки чистого бетона и придать ему новые положительные качества:

  • За счет одинакового коэффициента температурного расширения с бетоном, более высокой пластичности и прочности железа в арматуре, симбиоз этих двух материалов не трескается от перепадов температур и обладает значительно лучшими прочностными характеристиками на растяжение (разрыв);
  • С помощью арматуры гораздо легче надежно соединить несколько отдельных элементов (блоков, панелей, плит) и осуществлять погрузочно-выгрузочные, транспортировочные операции.

При устройстве и фундаментов, как самых распространённых типов основания под строительство частных домов, под баню, гараж, в толщу бетона закладывают конструкции, изготовленные из арматурных прутьев.

Как правильно соединить между собой отдельные пруты, какие принципы необходимо соблюдать, чтобы получить качественный результат от работы – об этом рассказывает статья.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента?

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента должна обеспечивать такое соединение элементов, чтобы они не имели возможность перемещения друг относительно друга.

Если, к примеру, бетоном на арматуру неправильной вязки, её прутья разойдутся и нужная прочность железобетонной конструкции не будет достигнута.

Существует несколько способов обвязки арматуры ленточного фундамента:

    1. С помощью сварки. Металлические элементы соединяются в местах перекрестий дуговой электросваркой. Такой метод соединения надежно скрепляет пруты, но для его осуществления необходимо специальное оборудование и сварщик. Кроме того, многие строители не рекомендуют использовать его в частном строительстве из-за потери прочности металла в местах воздействия дуги. Данный способ совершенно не подходит для использования со стеклопластиковой арматурой;
  1. Вязальной проволокой, вручную, с помощью крюка (его не трудно изготовить самостоятельно) или автоматизированным способом, с помощью особых пистолетов. Некоторые мастера ускоряют и облегчают связку большого количества соединений, вставив крюк из металлического стержня в патрон шуруповерта;
  2. Пластиковыми ленточными хомутами. Такой способ оправдан при небольшом объеме работ и несложных армирующих конструкциях;
  3. Пластиковыми, стальными зажимами или скобами.

Инструкция по ручной вязке

Чтобы надежно связать арматурные прутья вручную вязальной проволокой, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Отрежьте от мотка проволоку длиной около 15-20 см. Наиболее удобна для вязки стальная отожженная проволока диаметром 1,2-1,5 мм;
  2. Сложенный вдвое отрезок проволоки пропустите снизу перекрестия арматурных прутьев, загните наверх два конца с одной стороны, и образовавшуюся петлю - с другой;
  3. Скрестите выведенные петлю и концы, начните скрутку руками, вставьте в петлю металлический крюк и закончите им скрутку до необходимой прочности соединения (проволока должна плотно облегать прутья, но не быть перетянутой, на грани разрыва).

Схемы вязки арматуры для ленточных фундаментов

Арматура для ленточного фундамента связывается, как правило, в виде объемных коробчатых конструкций. Диаметр прутьев, расстояние между прутами в горизонтальных рядах и по вертикали рассчитывается, в зависимости от размеров фундамента и указывается в проекте.

Но, в любом случае, нецелесообразно располагать пруты ближе 20 см и дальше 40 см между собой по горизонтали и менее 15 см по вертикали . Расположение прутов и правильность вязки влияют на прочность фундамента.

Совет! Если Вы приняли решение осуществить связку арматуры ленточного основания самостоятельно, обязательно учитывайте при расчётах нормы СНиП, согласно которым, минимальное количество арматуры составляет 0,1% от площади сечения фундамента.

Для , как правило, требуется большее количество арматуры и бетона, из-за меньшей глубины заложения. Диаметр прутьев для вязки арматуры такого фундамента не должен быть меньше 12 мм.

Один из самых распространенных вариантов арматурного каркаса для ленточного фундамента - четыре решетки, из которых формируются грани прямоугольного короба. Короб помещается внутрь и устанавливается на подставки высотой около 10-15 см.

Высота и ширина сторон рассчитываются так:

общая высота (ширина) ленты минус 20 см (по 10 см сверху и снизу, справа и слева).

Другой вариант - изготовленные заранее прямоугольные скругленные кольца соединяются длинными прутьями по сторонам. Поперечные размеры рассчитываются аналогично первому варианту.

Третий вариант - самый прочный, но и самый дорогостоящий. Арматура располагается по образу прямоугольной кристаллической решетки.

Такой способ является усиленной разновидностью предыдущих. Этот вариант применяется в фундаментах для тяжелых, кирпичных стен многоэтажных домов.

Если к общей ленте периметра дома примыкают поперечные ленты (для несущих внутренних стен), то арматура их «коробов» привязывается к периметровым прутьям.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Стеклопластиковая арматура в последнее время находит все большее распространение. Она дешевле и легче стальной.

У прутьев стеклопластика лучшие прочностные характеристики, притом, что они лишены главного недостатка стали - подверженности коррозии.

Вязка этого современного армирующего материала производится по тем же правилам, что и стальная.

Для использования неметаллической арматуры выбирают схемы вязки без необходимости гнутья прутов под большими углами, так как стеклопластик трудно выгнуть, не сломав, он не сохраняет нужную форму.

Для работ можно применять традиционную вязальную проволоку, но лучше со стеклопластиком использовать специально предназначенные зажимы из литого полиэтилена.

Из следующего видео Вы узнаете, как вязать арматуру под фундамент:

Чтобы самостоятельно сделать арматурный каркас для ленточного, столбчатого или свайного фундамента, сетку для плавающей плиты, необходимо научиться правильно вязать продольные и поперечные стыки стержней. Для этого достаточно самодельного или заводского крючка и знания схем расположения арматуры внутри бетонных конструкций.

Наиболее полные рекомендации, как вязать вручную арматуру, приведены в пособии по проектированию от 2007 года НИИЖБ имени Гвоздева. Вязальная проволока должна соответствовать ГОСТ 3282 (выпускается с покрытием 0,2 – 6 мм и без него 0,16 – 10 мм), поскольку не всякая имеющаяся в хозяйстве домашнего мастера проволока после отжига становится мягкой, сохраняет прочностные характеристики.

Специалисты не рекомендуют применение пластиковых хомутов, так как при перемещении бетонов внутри опалубки соединения смещаются вместе со смесью. Для плитных фундаментов промышленность выпускает готовые сварные арматурные сетки, однако доставка их на объект обходится дороже, чем отдельных прутков.

Кроме того, торцы приходится усиливать П-образными элементами вручную. Поэтому для небольших объемов арматурных работ в индивидуальном строительстве вполне достаточно бухты вязальной проволоки, крючка и данной инструкции.

Технология, как правильно вязать арматуру, имеет следующую последовательность операций:

  • от бухты отрезается кусок проволоки 20-25 см для диаметров стержней 8 – 16 мм;
  • изгибается пополам, заводится под нахлест прутков по диагонали;
  • жало крючка продевается в петлю;
  • проволочный хомут натягивается;
  • свободный край укладывается на ложе крючка;
  • вращением жала инструмента создается скрутка в 3-4 оборота;
  • после извлечения крючка свободные концы отгибаются внутрь каркаса;

Подобная технология подходит для всех фундаментов, отличаются лишь схемы расположения стержней внутри арматурных конструкций.

Важно! При использовании арматуры от 25 мм сварка стыков является обязательным условием. Связанные проволочными скрутками перекрестия в этом случае могут отламываться под тяжестью конструкционного материала.

Ленточный фундамент

Перед тем, как сделать каркас из арматуры для ленточного фундамента, необходимо учесть основные ошибки самостоятельных застройщиков:

  • прямые прутки в углах соединены перехлестом;
  • каркасы стоят на подбетонке на вертикальных стержнях;
  • в сечении бетонной конструкции арматуры меньше 0,1%;
  • не обеспечен боковой защитный слой, прутки соприкасаются на отдельных участках с опалубкой.

Нельзя армировать углы ленточного фундамента простым перехлестом прутков. Армирование производится по специальным схемам анкеровки, представленным ниже.

При армировании ленты следует учитывать особенности этого фундамента:

  • при бетонировании МЗЛФ связать арматурный каркас можно внутри опалубки, используя стержни, хомуты и анкеры;
  • ленты глубокого заложения армируются перед монтажом щитов, так как проникнуть внутрь опалубки не сложно;
  • каркасы можно изготовить в пятне застройки, разместить их по месту в опалубку, после чего, усилить Г-образными или П-образными анкерами в углах;
  • подбетонка снижает минимальный размер защитного слоя бетона у подошвы конструкции с 5 см до 2-3 см, для создания нижнего защитного слоя используются специальные пластиковые подставки – “стаканы”;
  • при наращивании продольных прутков необходимо обеспечить нахлест от 20 диаметров арматуры, но не менее 25 см;
  • запрещено укладывать нижний пояс на камни, кирпичи, обрезки арматуры, допускаются исключительно пластиковые или бетонные прокладки;
  • соединения арматуры внахлест должны быть разнесены в разбежку, так чтобы в одном сечении не соединялось более половины сечения всей продольной арматуры.
  • существует минимальный процент содержания арматуры в поперечном сечении ленточного фундамента, равный 0,1%;

Схемы армирования углов ленточного фундамента.

Важно! Хомуты (поперечные горизонтальные и вертикальные прутки) необходимы в основном для придания каркасам необходимой пространственной геометрии. Поэтому арматура считается конструкционной, не испытывает нагрузок при эксплуатации. Диаметр принимается равным 6 и 8 мм для длины менее 80 см и более 80 см, соответственно.

Плитный фундамент

Поскольку плавающая плита считается самым дорогостоящим фундаментом, в средней части конструкции может использоваться разряженное армирование. Однако этот метод экономии материалов требует профессионального расчета в специальных программах. Поэтому индивидуальные застройщики чаще всего используют арматурные сетки с одинаковой ячейкой.

Правильно вязать арматуру в сетки не сложно, однако, не обладающие опытом и профильным образованием любители допускают ошибки:


Чтобы собрать арматурный каркас плиты, верхнюю сетку необходимо зафиксировать на некотором расстоянии над нижним поясом. Для этого применяются столики, лягушки, пауки, прочие элементы с отогнутыми лапками для опирания на нижние ячейки, полками, поддерживающими верхний слой.

Паук из арматуры диаметром 8 мм.

При изгибании арматуры на объекте запрещено нагревать прутки газосваркой. Должны использоваться гибочные станки или обоймы, обеспечивающие нужный радиус изгиба. В местах расположения несущих стен плитный фундамент усиливается дополнительной арматурой, т.е. шаг ячейки уменьшается вдвое.

В плитах с ребрами жесткости под несущими стенами располагаются каркасы по аналогии с ленточными фундаментами, ростверками. Их жестко связывают с сетками плиты, обеспечивают стандартные защитные слои бетона.

Ростверк

Внешняя схожесть ростверка с ленточным фундаментом приводит к ошибкам самостоятельного армирования. Лента испытывает растяжения в подошве от сборных нагрузок коттеджа, в верхней части от вспучивания грунтов. На ростверк силы пучения не действуют никогда, поскольку он отделяется от земли сминаемым слоем пенополистирола или воздушным зазором 10 – 20 см. Однако здесь возникает изгибающий момент в вертикальном направлении в местах жесткого защемления стоек в балки.

Важно! Для ростверка недостаточно сделать стандартный каркас из обвязанных хомутами продольных стержней. Нужно дополнительно усилить верхний ряд возле колонн (сваи и столбы), весь нижний пояс.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Рекомендации, как правильно вязать арматурные стыки, относятся только к стальным стержням. Не рекомендуется использовать в фундаментах композитную арматуру, которая при появлении растягивающих усилий вначале удлиняется, лишь затем начинает воспринимать нагрузки. Это чревато раскрытием трещин в подошве верхней части бетонных балок фундамента, из которых состоит ростверк.

Столбы и сваи

Конструкция каркасов, использующихся в монолитных железобетонных столбах и сваях схожа с армопоясами ленты и ростверка. Форма сечения может быть нескольких типов:

  • при использовании трубчатой опалубки можно сделать каркас квадратного или круглого сечения;
  • если столбчатый фундамент заливается в щитовую опалубку, хомуты для связки вертикальных стержней имеют квадратную или прямоугольную форму.
  • минимальное число продольных прутков в одном столбе или свае равно 4.

Вязка каркаса для сваи.

Нижняя часть бутобетонных столбов не армируется, так как прутки мешают укладывать внутрь опалубки камни крупного размера. Оголовки бутобетонного столба (1 м от устья) заливается товарным бетоном, армируется коротким каркасом.

На вертикальных стержнях отгибаются под прямым углом лапки для жесткой связки стоек с балками решетчатого ростверка. При этом часть из них должна быть привязана к нижнему поясу, оставшиеся – к верхнему.

Сделать каркас лучше всего самостоятельно, используя проволочные скрутки. В готовых изделиях, которые выпускаются для столбчатых фундаментов, буронабивных свай, все стыки сварные. Это обусловлено высокой технологичностью сварки в сравнении с проволочной обвязкой.

Таким образом, правильно вязать арматурные сетки и каркасы можно самостоятельно в пятне застройки. Для каждого типа фундамента существуют нюансы, изменяются значения защитного слоя бетона. Самым сложным моментом традиционно является анкеровка углов, усиление зон продавливания, растяжения.

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

От качества и правильности обустройства армирующего каркаса во многом зависят показатели прочности, надежности и долговечности фундаментной опорной конструкции. Армирующий пояс можно рассматривать в качестве своего рода скелета, способствующего существенному повышению устойчивости основания к поступающим нагрузкам.

Армирующий пояс
Устройство армирующего каркаса

Готовясь к предстоящей заливке фундамента, нужно, во-первых, разобраться, какую арматуру целесообразно и оптимально включать в состав подобной конструкции, во-вторых, какими способами может обеспечиваться соединение отдельных элементов в единый каркас.



С информацией в отношении перечисленных моментов и важных сопутствующих нюансов вам предлагается ознакомиться далее.


Стеклопластиковый каркас

Диаметр

При выборе арматуры для фундамента в первую очередь уделяют внимание диаметру прутьев. Зависимость проста: чем толще арматура, тем более серьезные нагрузки она способна выдерживать. При определении оптимального диаметра учитываются, прежде всего, характеристики грунта (главный момент – пучинистость) и предполагаемый вес готовой постройки с учетом массы ее внутреннего обустройства и жильцов/посетителей.

Диаметр арматуры, масса, суммарная площадь поперечного сечения


Так должно быть в идеале и по правилам. Наряду с этим, многие частные застройщики отказываются от составления проектной документации и выполнения сопутствующих обширных расчетов, придерживаясь усредненных и общепринятых значений. В случае со строительством относительно небольших построек, к примеру, таких как баня, подобный подход является допустимым.


Класс

Вторым важным показателем является класс арматуры. Для частного фундамента подойдет материал класса А-3.

Арматура рифленая а3 марка стали А500С, ГОСТ 5781-82

Арматура этой группы очень удобна в работе (легко гнется без применения специальных инструментов), прочна и надежна. Реже используются прутья класса А-2 (их можно гнуть на 180 градусов, А-3 – на 90 градусов).

Материал

Не менее важным показателем является материал изготовления арматуры. Ранее в отношении этого момента не возникало никаких вопросов – прутья изготавливались из прочной стали, альтернатив не было.

Однако строительный рынок неустанно развивается и расширяется. Одним из подтверждений этому стало появление в продаже стеклопластиковой арматуры.

Прутья этой группы характеризуются улучшенными эксплуатационными и практическими характеристиками. Среди главных преимуществ стеклопластиковой арматуры нужно отметить нижеперечисленные моменты:

  • высокие показатели надежности, прочности и долговечности;
  • сравнительно невысокую стоимость;
  • малый вес.

Использование стеклопластиковой арматуры позволяет сэкономить в среднем до 30-40% на покупке и транспортировке материала для обустройства армирующего каркаса по сравнению с более традиционными стальными элементами.

Малый вес стеклопластиковой арматуры делает возможной ее транспортировку в простом легковом автомобиле. Арматура не имеет ограничений по длине. Для нарезки прутьев применяется обыкновенная болгарка.

Важно! Перед резкой стеклопластиковой арматуры обязательно наденьте защитный комбинезон, перчатки, очки и респиратор.

В продаже доступна стеклопластиковая арматура различных диаметров, предполагающая применение разных вариантов вязки. Преимущественно для продольного армирования используются 8-миллиметровые стержни, для поперечного – 6-миллиметровые.

Скрепление стеклопластиковой арматуры чаще всего выполняется 2 способами:

  • с помощью вязальной проволоки;
  • при помощи пластиковых хомутов.

Порядок реализации обоих методов остается идентичным для стальной и стеклопластиковой арматуры и будет рассмотрен в соответствующих разделах.

Цены на стеклопластиковую арматуру

стеклопластиковая арматура

Проволока, хомут, фиксатор: особенности существующих крепежей

Скрепление арматурных прутков в единый каркас может выполняться с применением проволоки, хомутов и специальных фиксаторов. О них в таблице.

Таблица. Материалы для скрепления арматуры

Материал для скрепления Описание
Наиболее традиционный, бюджетный и привычный (в особенности для строителей «старой школы») материал для вязки арматуры. Изготавливается из отожженной стали.

Продается преимущественно «оптом», т.е. в упаковках (удобнее, т.к. материал уже нарезан на куски подходящей длины) либо специальных катушках. Вес упаковки и длина отрезков проволоки могут меняться в зависимости от производителя. Наиболее удобными считаются 5-килограммовые пачки, заполненные 40-сантиметровыми отрезками проволоки. В одной такой упаковке обычно содержится от 1000 до 1500 кусков проволоки.

По принципу использования мало чем отличается от вязальной проволоки – те же способы, аналогичные инструменты. Характеризуется большим удобством использования (проще сгибать и закручивать). Стоит немного дороже, чем проволока. Имеет увеличенный диаметр (в среднем 4 мм против 1,2 мм у проволоки). Для обеспечения надежного соединения арматурных прутков, достаточно использовать 20-сантиметровый хомут на одну точку пересечения.
Наиболее современный вариант соединения арматурных прутков. Фиксаторы изготавливаются из пластика. Лучше всего проявляют себя в комплексе со стеклопластиковой арматурой. Преимущества перед стальной арматурой и вязальной проволокой очевидны. Чтобы полностью их уяснить, нужно обратить внимание всего лишь на 1 недостаток стальной арматуры – она подвержена коррозии. Ржавчина способна на порядок увеличить диаметр металлического прутка. Его прочность, при этом, меняется не в лучшую сторону.

Коррозия приводит к появлению пор в бетоне. В поры проникает вода. Зимой вода расширяется и увеличивает размеры трещин.

Фиксаторы же не ржавеют, да и соединять с их помощью арматуру гораздо проще, удобнее, и быстрее, нежели проволокой. В продаже доступно несколько разновидностей крепежей, позволяющих обеспечивать соединение арматурных прутков в различных пространственных направлениях, обустраивать «подставки» (как на изображении) и решать прочие задачи, связанные с армированием.

Ввиду того, что рассматриваемое руководство посвящено именно вязке арматуры, порядок соединения прутьев специальными фиксаторами рассматриваться не будет – сей процесс не является вязкой в традиционном понимании и в целом интуитивно понятен.

Проволоке же и хомутам следует уделить большее внимание.

Во-первых, проволока.






Для изготовления таковой, как отмечалось, применяются низкоуглеродистые марки стали. Отожженный материал относительно легко гнется и отлично справляется с возлагаемыми на него задачами. В продаже доступна неоцинкованная вязальная проволока (имеет черный цвет) и ее оцинкованный аналог (белая).

Многие мастера считают покупку оцинкованной вязальной проволоки для обустройства фундамента излишеством и нецелесообразной тратой денежных средств, аргументируя свою позицию тем, что армирующий каркас после заливки бетона становится недоступным для воздуха, следовательно, ржаветь ничего не будет. Наряду с этим, исключать возникновение коррозии, как отмечалось ранее, нельзя.

  • если решено использовать стальную арматуру, можете вязать как оцинкованной, так и неоцинкованной проволокой – если коррозия доберется до армирующего каркаса, ей будет все равно, что «есть», хоть арматуру, хоть проволоку, и избежать ухудшения качественных характеристик фундамента при таких обстоятельствах не удастся;
  • если решено использовать стеклопластиковую арматуру, лучше осуществлять вязку оцинкованной проволокой – благодаря этому будет минимизирован риск возникновения коррозии и обеспечен более длительный срок службы опорной конструкции.

Что касается диаметра, наиболее оптимальным в отношении удобства использования и надежности является 1,2-1,4-миллиметровый вариант. «Единичка» слаба для фундамента, на работу с «двойкой» будут уходить лишние усилия.

Во-вторых, хомуты.

Это, как отмечалось, осовремененный и улучшенный вариант вязальной проволоки. Изготавливаются они из пластика, а не из стали, поэтому при использовании таких крепежей вероятность возникновения коррозии внутри опорной конструкции исключается. Наряду с этим, именно из-за материала изготовления пластиковых хомутов у многих застройщиков возникает ряд вполне обоснованных вопросов в отношении крепежей этой группы.

  1. Смогут ли хомуты выдержать нагрузки, создаваемые внутри фундамента? Смогут.
  2. Не разорвется ли крепеж со временем, нарушив равномерность распределения нагрузок и в целом ухудшив качество фундамента? Не разорвется.
  3. Действительно ли пластиковый хомут надежен? Действительно, но нужно правильно подойти к вопросу его выбора.

Полезный совет! Для вязки арматуры лучше всего походят пластиковые хомуты с использованием стальной проволоки в качестве сердечника. Стоят подобные фиксаторы дороже, чем стальная проволока, зато удобства в работе им не занимать.

Важное примечание! Пластиковые хомуты нельзя использовать для вязки арматуры при проведении работ по обустройству фундамента в зимнее время – на холоде материал изготовления фиксаторов практически мгновенно становится хрупким. Исключение – специальные фиксаторы из полиамида.

Цены на проволоку вязальную

проволока вязальная

Во-первых, запомните главное правило: арматура не соединяется с помощью сварки, а именно связывается.

Связывание арматуры – схема

Суть в следующем: контакт металла с электродом способствует уменьшению прочности первого настолько, что даже нагрузки, происходящие при минимально возможной усадке фундамента, способны привести к катастрофическим последствиям, последовательность которых обычно следующая:

  • места соединения арматуры разрушаются;
  • армирующий каркас распадается;
  • бетонная конструкция начинает трескаться.

Чем это грозит возведенной на фундаменте конструкции, в комментариях не нуждается. В качестве исключения можно рассматривать лишь специальные арматурные прутки, технология изготовления которых по ГОСТу изначально предполагает возможность последующего сваривания.

Во-вторых, вертикальные опорные стержни, устанавливаемые в качестве опор для горизонтально ориентированных прутков, нельзя просто забивать в землю. Правильно делать так: нижний армирующий ряд укладывается на специальные пластиковые фиксаторы (т.н. «подстаканники», демонстрировались ранее), а верхняя часть вертикальных прутьев связывается с верхним рядом каркаса. Подобное размещение исключит контакт прутьев с внешней средой.

В-третьих, верхний горизонтальный ряд каркаса должен обвязываться изнутри – так сложнее, но правильнее. Нередко неосведомленные застройщики допускают ошибку, оставляя верхний ряд каркаса незафиксированным. Если бетон будет заливаться вручную, ничего страшного в подобных условиях не случится. При заливке же специальным бетононасосом смесь подается под давлением. Создаваемое давление будет приводить к раздвиганию арматуры в стороны, в результате чего проволока может лопнуть.

В-четвертых, при выполнении армирования нужно уделять особое внимание углам конструкции, т.к. именно они являются самым слабым местом фундамента. В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются. Перехлесты, при этом, прячутся в стене. Важно, чтобы соседние арматурные прутки не перехлестывались в одной точке. Принцип продемонстрирован на изображении.

Правильным считается армирование, по результатам которого получается жесткий пространственный каркас, выдерживающий вес человека без видимых изменений структуры.

Цены на пластиковый фиксатор для арматуры

фиксатор для арматуры пластиковый

Для вязки арматуры можно использовать самые разнообразные приспособления – от плоскогубцев до специальных автоматических пистолетов.

Применение плоскогубцев и кусачек с предварительно затупленными зубцами – самый примитивный вариант. Его единственным преимуществом является отсутствие необходимости покупки дополнительных приспособлений, однако закручивать проволоку подобными подручными средствами долго, неудобно и утомительно. Поэтому мы воздержимся от их рассмотрения.

Если вы ограничены в бюджете, сделайте хотя бы элементарный самодельный крючок для вязки. Для этого вам не понадобится ничего кроме гвоздя диаметром 4-5 мм, заготовки для ручки или старой ненужной отвертки/шила и молотка.

Для изготовления крючка сделайте следующее:

  • подготовьте ручку. Можете использовать любую подходящую деревянную заготовку (в древесину удобнее и проще вбивать гвоздь), к примеру, от отслужившего свое домашнего инструмента. Ручка может быть выполнена и из других материалов, главное, чтобы вам было удобно ее использовать;
  • вбейте гвоздь в ручку, оставив свободными 3-4 см;
  • отрежьте шляпку гвоздя, к примеру, с помощью кусачек или другого подходящего приспособления;
  • загните гвоздь в крючок. Делается это следующим образом: вы кладете гвоздь на подходящую подставку, к примеру, кирпич, и постепенно с помощью молотка придаете заготовке форму крючка для вязания.

Порядок изготовления крючка из отвертки/шила сводится к выполнению последнего этапа вышеприведенного руководства. На выходе вы должны получить приспособление, имеющее примерно следующий вид.

Вязка обычным крючком

Подготовив самодельный крючок или купив готовый инструмент в хозяйственном магазине, приступайте к выполнению работы. Для начала тщательно потренируйтесь на сторонних кусках арматуры, пока досконально не уясните принцип действий. Заключается он в следующем:

  • кусок вязальной проволоки длиной не менее 200 мм складывается пополам;
  • полученная заготовка оборачивается по диагонали в точке выполнения соединения;
  • крючок продевается в созданную петлю;
  • свободные концы вязальной проволоки аккуратно протягиваются через петлю. На этом этапе также помогает крючок;
  • не доставая рабочий инструмент, его поворачивают по направлению часовой стрелки до получения надежного соединения. Обычно хватает нескольких (до 3-4) витков. Перекручивать проволоку слишком сильно не стоит – оборвется. Лишние части концов проволоки загните. Если концы получились слишком длинными, можете отрезать их кусачками или другим подходящим инструментом.

Схематически процесс представлен на следующем изображении.

Для лучшего понимания технологии, ознакомьтесь с поэтапными иллюстрациями.

Существует несколько других вариантов вязки арматуры крючком, но приведенный выше способ является самым надежным, рекомендуется придерживаться именно его.

Также неплохо проявляет себя способ, в соответствии с которым исполнитель должен последовательно выполнить нижеперечисленные манипуляции:

  • сложить отрезок проволоки вдвое, как в предыдущем случае;
  • завести сложенную проволоку под арматуру в месте соединения;
  • захватить петлю вязальным крючком;
  • перегнуть через крючок оставшийся свободным «хвост»;
  • закрутить полученную петлю.

Порядок выполнения работы в соответствии с этим способом продемонстрирован на следующих иллюстрациях.

Видео – Вязка арматуры крючком

Вязка полуавтоматическим крючком

Полуавтоматический, он же реверсивный и винтовой крючок является усовершенствованной и более удобной в использовании версией вышерассмотренного приспособления.

Длина (как правило, она составляет 32 см) и в целом особенности конструкции реверсивного крючка позволяют обеспечивать качественную скрутку проволоки с одного затягивания. Мягкая ручка из резины делает работу с инструментом еще более удобной и безопасной, исключая вероятность возникновения мозолей на руках.

Порядок использования такого крючка следующий:

  • исполнитель обводит арматурные прутки проволокой в месте соединения (порядок действий такой же, как и в случае использования обыкновенного крючка, вся необходимая информация приводилась выше);
  • крючок вставляется в петлю;
  • исполнитель тянет ручку инструмента на себя.

На этом все. В результате таких нехитрых действий приспособление, работающее подобно «юле», быстро затягивает проволоку, обеспечивая получение плотного, надежного и аккуратного узла. Трудоемкость и затраты времени на выполнение работы сокращаются в разы.

Инструмент подходит как для профессионального, так и для частного использования. В каком-либо специальном техническом обслуживании реверсивный крючок не нуждается – достаточно лишь периодически смазывать рабочие элементы маслом.

Принцип работы винтового вязального крючка детально продемонстрирован в следующей видеозаписи.

Видео – Вязка полуавтоматическим крючком

Ручная вязка крючком – довольно затяжное и трудоемкое мероприятие. И хотя полуавтоматический крючок, рассмотренный в предыдущем разделе, позволяет существенно облегчить и ускорить выполнение армирующих работ, доступна прекрасная возможность сделать все гораздо быстрее и с еще меньшими усилиями. В этом поможет дрель-шуруповерт.

Все, что вам нужно сделать, – это изготовить крючок (в качестве заготовки подойдет обыкновенный гвоздь диаметром 0,5 см, с принципом изготовления крючка вы уже ознакомились в одном из предыдущих разделов) и зафиксировать его в патроне шуруповерта так, как устанавливаются обыкновенные сверла (подробно последовательность замены рабочего инструмента следует уточнить в инструкции конкретно к вашему шуруповерту, т.к. для разных моделей инструментов эти моменты могут несколько различаться).

Выглядеть такая конструкция будет следующим образом.

Дальнейший порядок действий не имеет отличий от технологии вязки арматуры крючком: вы все так же складываете проволоку вдвое, заводите ее под арматуру, захватываете петлю крючком, но закручиваете уже не вручную, а с помощью шуруповерта, прилагая минимальные усилия.

При закручивании проволоки инструмент практически не испытывает нагрузки, поэтому для вязки можно использовать даже самую бюджетную дрель-шуруповерт с минимальной мощностью. Лучше, чтобы модель была оснащена регулятором оборотов вращения. Перед работой выставьте его на минимум.

Видео – Вязка арматуры шуруповертом

Пистолет делает вязку арматуры максимально быстрой, простой и удобной – самые совершенные модели таких пистолетов способны создавать соединение менее чем за секунду. Каких-либо подготовительных мероприятий не требуется: проволока намотана на катушку пистолета, пользователь попросту подносит инструмент к месту соединения и нажимает соответствующую кнопку. Информацию в отношении специальных опций и функций уточняйте в инструкции к конкретному инструменту.

Выглядит это следующим образом.

Нарезать проволоку перед работой не нужно: инструмент все сделает самостоятельно. Это является большим преимуществом – отходы в виде обрезков вязальной проволоки отсутствуют, благодаря чему величина нецелесообразных затрат и рабочих издержек существенно уменьшается.

Пистолет удобен в работе – его можно держать одной рукой, второй, при этом, придерживая арматурный каркас, что исключает необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в виде помощников.

Автоматический пистолет, в отличие от ручных инструментов, позволяет рассчитывать на постоянное высокое качество вязки. По умолчанию во всех моделях присутствуют функции регулирования длины отрезков и силы затягивания.

Марка пистолета Вес Размер арматуры Цена
1,4 кг D19хD18 48 780 руб.
1,5 кг D20хD22 60 920 руб.
2,25 кг - 52 000 руб.
2,4кг от 20 до 35 мм 165 000 руб.

Среди недостатков автоматического пистолета для вязки арматуры можно выделить следующие моменты:

  • высокую стоимость инструмента и комплектующих (катушек с проволокой);
  • необходимость предварительного обучения работе с пистолетом (в целом ничего сложного, но дополнительное время все равно тратится. На практике оно с лихвой компенсируется экономией временных затрат на скрутку проволоки);
  • невозможность использования пистолета в труднодоступных местах. Даже располагая столь серьезным помощником, вы все равно не сможете полностью отказаться от применения ручных инструментов для вязки. К примеру, пистолетом не получится связать прутки в углах армирующего каркаса. Помимо этого, лишь крючок вы сможете просунуть между хлыстами для подвязывания 2-го слоя упрочняющего каркаса.

Видео – Вязка арматуры пистолетом

Несколько слов о хомутах

Для вязки арматурных прутков, как отмечалось, можно использовать специальные хомуты. Выглядят они так.

Таким образом, один конец хомута свободный, а на втором располагается фиксатор.

Порядок использования хомута следующий:

  • изделие заводится под арматурные стержни в месте пересечения;
  • свободный конец затягивается в отверстие фиксатора до упора;
  • положение крепежа фиксируется, за счет чего обеспечивается соединение арматуры.

В продаже доступно достаточно много разновидностей хомутов. В комплексе с арматурой наилучшим образом проявляют себя изделия, изготовленные из полиамида 6.6. Такие хомуты нормально себя «чувствуют» в температурном диапазоне -40-+85 градусов, не лопаясь, не трескаясь и не растекаясь. Хороший хомут должен быть эластичным. Проверить этот параметр можно следующим образом: возьмите изделие и согните его пополам. Если в месте сгиба появилась трещина, откажитесь от использования такого хомута.

В продаже доступны специальные пистолеты, позволяющие сделать процесс обустройства хомутов более простым и быстрым.

Цены на кабельные стяжки (хомуты)

кабельные стяжки

Видео – Вязка арматуры хомутами

К числу аналогичных крепежей можно отнести металлические скрепки (коннекторы) для соединения арматурных прутков в единый каркас. Один конец такой сетки оснащен крючком, другой – петлей. Диаметр стальной скрепки составляет в среднем 2-4 мм. В месте связки арматуры происходит зацепление крючка и петли за нижний стальной стержень. Средняя часть фиксатора прижимает верхний прут к нижележащему.

Вязка арматуры скрепкой
Скрепки для вязки арматуры

Удачной работы!

Видео – Вязка арматуры для фундамента своими руками