Викторина по басням крылова для учеников начальных классов. Викторина по басням Крылова. материал по чтению (3 класс) на тему Куницына Ольга Витальевна

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Цели :

Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического мышления.

Воспитательная: умение работать в группах, воспитание чувства коллективизма, толлерантности.

Оборудование: компьютер ,

Ход урока

I.Организационный момент

II. Устные ответы на вопросы

* Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.

забияка

III. Чтение наизусть

отгадываем ребусы.

1 .(Штора-затемнение)

2. Соедини стрелочками

Ворона очки

Лебедь Лисица

Мартышка щука

Слон ягнёнок

Волк повар

Кот Моська

3. Вставь пропущенные слова

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Да Лебедь рвётся в облака,

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

5.Убрать лишнее.

Голубушка, как хороша!

VI. Инсценирование басни

Вывод в басне называется :

1.Поучение

2. Мораль

3.Наставление

4.Рассуждение

1.Иносказание

2.Заклинание

3.Описание

4.Повторение

VIII. Итог.

Предварительный просмотр:

Мухамед Галина Петровна.Урок – игра по басням И.А. Крылова.

Конспект урока.

Тема: Урок-игра по басням И. Крылова

Цели :

Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического мышления.

Воспитательная: умение работать в группах, воспитание чувства коллективизма, толлерантности.

Оборудование: компьютер , интерактивная доска, книжно-иллюстративная выставка

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня у нас урок- игра. Вы покажете знания по басням И.А. Крылова, раскроете свои творческие способности.

Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». А славу Крылова как русского баснописца Белинский считал: « Самой великой, самой неподкупной славой народной ».

Разделитесь на 5 групп. Выберите капитана. У капитана флажок. Когда команда готова, капитан оповещает о готовности, подняв флажок. Судьи определяют, кто был первым. Капитан, поднявший первым флажок, получает 2 жетона, вторым – 1 жетон, не поднявший флажок – 0.

II. Устные ответы на вопросы

* Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.

*В какой басне И.А. Крылова употребляется слово забияка с прилагательным в форме мужского рода?

*Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?

* Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».

* «У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем». В какой басне звучат эти слова?

III. Чтение наизусть

*Выбрать от группы по одному чтецу. Кто лучше прочитает басню Крылова наизусть?

IV.Работа с иллюстрациями, рисунками к басням, ребусами по басням

* К уроку вы должны были приготовить рисунки к басням. Пока судьи выбирают победителей, отгадываем ребусы.

*Устно подписать название басни к иллюстрациям художников.

V. Работа с интерактивной доской

1 .(Штора-затемнение)

* С помощью этого предмета можно увидеть: «Что там за рожа». Что за предмет? (зеркало)

*Предмет, который героиня « с полдюжины себе достала»? (Очки)

2. Соедини стрелочками

Ворона очки

Лебедь Лисица

Мартышка щука

Слон ягнёнок

Волк повар

Кот Моська

3. Вставь пропущенные слова

Известно, что _____________ в диковину у нас –

Так за Слоном толпы ______________ ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу______________ им.

Увидевши Слона, ну на _________ метаться,

И _________, и _____________, и _______________

(визжать, рваться, Слоны, зевак, визжать, него, Моська)

4. Распредели предметы по своим местам

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Плутовка к дереву на цыпочках подходит:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

*Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

*Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

*То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

5.Убрать лишнее.

Куда попал « волк ночью, думая залезть в овчарню»?

(Дом, машина, псарня, магазин)

6. Подчеркните, кому принадлежат данные слова:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Вороне, стрекозе, лисице, лягушке, синице, мартышке

6. Распредели на 4 группы героев басен:

Рак, Демьян, Мартышка, козёл, жена, дуб, лебедь, свинья, косолапый Мишка, Ворон, Щука, Осёл, Фока.

VI. Инсценирование басни

VII.Тест. Обведите кружочком правильный ответ.

Вывод в басне называется :

1.Поучение

2. Мораль

3.Наставление

4.Рассуждение

2 . Определите название приёма, характерного для басни:

1.Иносказание

2.Заклинание

3.Описание

4.Повторение

VIII. Итог.

Подведение итога, награждение учащихся.


Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для с ответами)

Мудрые басни

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?

10. Какую любезность оказал Волку Журавль?

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками?

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного?

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»?

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем?

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку?

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы:

1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.

(Правила разгадывания ребусов читай на игровой страничке)

Басни Ивана Андреевича Крылова знают все. В них высмеиваются глупость, невежество, несправедливость. Со всем этим Ивану Крылову довелось сталкиваться с самого раннего детства. Отец его, армейский офицер Андрей Прохорович Крылов, хоть и был дворянином, денег не имел и оставил в наследство сыну единственное, но поистине бесценное богатство - старенький походный сундучок с книгами, которые собирал много лет, тратя на них последние гроши. Ваня с детства видел, что всё свободное время отец проводит за чтением. Денег на обучение Ивана не было. Хорошо, однажды богатый помещик, услышав, как Ванюша читает стихи, разрешил ему из милости приходить на уроки к своим детям. Особенно усердно мальчик взялся за языки - французский и итальянский. Тогда же случайно попалась ему тоненькая книжечка французского баснописца Лафонтена, и Ваня даже попробовал перевести одну из басен. Когда Ванюше исполнилось 9 лет, умер отец. Мать работала с утра до ночи, чтобы только не отрывать сына от учения, и всё-таки денег не хватало. В 11 лет Ваня поступил на службу - он переписывал бумаги в суде, разносил важные документы, чинил гусиные перья, у него был собственный стол, заваленный бумагами, и его даже называли Иван Андреевич. Но частенько ему доставалось от сурового начальника за «пустое и бесполезное занятие» - чтение всевозможных книг.
Помимо книг любил Иван и театр. И даже свой путь в литературу начал с писания пьес. Пьесы ставились. Но были они настолько правдивы и остроумны, а их герои так легко узнавались, что скоро их перестали ставить театры. Трижды Крылов принимался издавать журналы. Но и в них сатира была такой острой, что журналы пришлось закрыть. И только в 37 лет Иван Андреевич Крылов нашёл своё призвание - басни! И сразу стал известен всей России.
Великого русского баснописца наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Он написал ровно 200 басен и сам объединил их в 9 книг. У подножия его памятника в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен .

Ответы на ребусы:
1. Квартет
2. Слон и Моська
3. Стрекоза и Муравей
4. Ворона и Лисица

(Чтобы перейти к игре - кликни по эскизу иллюстрации)

Размер плаката А4 - 960 х 720
Размер файла - 98 кб.

Привет от дедушки Крылова

Немного о писателе

Разгадай ребусы и узнай названия известных басен Крылова

Библиотекарю

Собери мозаики по иллюстрациям басен Крылова

При создании страницы были использованы
материалы журнала "Читайка", № 2, 2009 г.

Андреева М.С. Ларец мудрости: [сценарий литературного утренника] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2004. - № 2. - С. 3-7.
Аполлонова, Г. В. Здравствуй, дедушка Крылов! : [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2012. - № 11. С. 21-25.
Бикеева, В. А. Поэт и мудрец слились в нём воедино: [сценарий] // Досуг в школе. - 2014. - № 3. - С. 14-19.
Глазкова, Л. А. "Чинов я пышных не искал..." : [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2013. - № 12. С. 21-25.
Глубоковских, М.В. "Соседушка, мой свет!..." : [сценарий познавательно-интеллектуального мероприятия] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2017. - № 11. - С. 6-7.
Глубоковских, М.В. "Стрекоза и Муравей" : [сценарий для детей 9-10 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2018. - № 2. - С. 6-8.
Дарсалямова А.И. Царство басни: игра - путешествие по творчеству И.А. Крылова // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 7. - С. 43-45.
Дрей, О. И. Крыловские басни: [сценарий игры "Кто хочет стать миллионером?" // Чем развлечь гостей. - 2014. - № 3. - С. 52-56.
Ещенко Н. Басни дедушки Крылова: [сценарий игрового урока-конкурса] // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 3. - (Прилож. к газ. «Первое сентября»).
Макарова Б.А. Баснописец, каких не было: [сценарий литературного вечера об И.А. Крылове] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 12. - С. 42-50.
Макарова Б.А. Сценарий "Великий баснописец" : [театрализованная постановка о Крылове И.А.] // Досуг в школе. - 2004. - № 3. - С. 18-23.
Нуштаева, А.А. "Слона-то я и не приметил" : познавательная литературная игра. // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 6. - С. 88-91.
Пешкун, Л.Г. "Ворона и лисица" : [сценарий литературного мероприятия для детей 9-10 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2017. - № 5. - С. 8-12.
Полякова, Г. В. Наследник Лафонтена: [сценарий] // Читаем, учимся играем. - 2014. - № 2. С. 58-61.
Семенихина Е.В.
"Мораль сей басни такова..." : [разработка конкурсной программы] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 12. - С. 51-53.
Сергеева, И. А. Пером и басней: [сценарий мероприятия и викторина по произведениям И. А. Крылова для учащихся 4-5 классов] // Читаем, учимся играем. - 2013. - № 12. С. 26-27.
Соловьёва, Е. В. "Мораль сей басни такова..." : [сценарий игровой программы] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - № 12. С. 10-11.
Шикуля, О. В. В гости к дедушке Крылову: [сценарий] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 9. - С. 9-12.

Список сценариев массовых мероприятий для детей

Библиотечный плакат на книжную полку

Отгадай загадку: ответ найди на картинке

У вороны та плутовка
Сыр отнять сумела ловко.

Собери половинки, чтобы получились названия басен

виноград

Ягнёнок

Волк и

Ворона и

Кукушка и

Мартышка и

Стрекоза и

Чиж и

Проверь свои ответы

Загадка:
Лисица

Половинки названий басен:
Волк и Ягнёнок
Ворона и Лисица
Кукушка и Петух
Лиса и виноград
Мартышка и очки
Мышь и Крыса
Слон и Моська
Стрекоза и Муравей
Чиж и Голубь

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней!

М. Исаковский

Басни И.А. Крылова

Басни И.А. Крылова

Найди правильный ответ в тексте басен И.А. Крылова

Кликните по номеру слова, чтобы прочитать определение. Запишите в появившемся окне ваш вариант ответа. Затем щёлкните мышью по слову "Ввести". Если вы затрудняетесь с ответом, щелкните по слову "Подсказка", чтобы увидеть букву или часть слова.

Проверка

13 февраля 2019 г. исполнилось 250 лет со дня рождения знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Даже самые младшие школьники знакомы с его творчеством. В этом смогли убедиться библиотекари на литературном часе «Мораль сей басни такова…», который проходил для учащихся младших классов. Они рассказали ребятам интересные факты из жизни писателя, показали инсценировки басен. А сами юные читатели по крылатым выражениям узнавали басни, участвовали в конкурсах: «Угадай предмет», «Найди пару». А еще ребята продемонстрировали свои артистические способности, прочитав известные им басни наизусть. В заключение мероприятия, дети назвали много человеческих качеств, которым учат басни: скромность, справедливость, честность, доброта.
Т.В. Дмитриенко, библиотекарь абонемента ГДБ


Куницына Ольга Витальевна,

учитель литературы ГОУ СОШ №1262

Учимся, играя

Басни Крылова

Предварительное замечание

Урок разработан для уроков чтения в 3 классе после изучения творчества И.А. Крылова в качестве обобщения или для урока литературы в 5 классе для актуализации знаний о баснях И.А. Крылова.

Урок проводится в форме игры «Крестики-нолики» Из класса необходимо выделить группу учащихся для осуществления судейства. (Чтобы проверить их знания, можно дать им некоторые задания для решения дома накануне игры или предложить участвовать в составлении заданий или викторины по басням Крылова). Остальной класс делится на две команды: команду «Крестики» и «Нолики».

На доске чертится поле, где будут ставится Х или О, в зависимости от победы команды. Класс должен выполнить все девять заданий. Победителем будет та команда, чьих знаков на поле окажется больше.

Урок сопровождается презентацией, в которой отражается каждое из заданий. Причем выбор игрового поля может быть произвольным благодаря системе гиперссылок.

(Скачать презентацию http://stream.ifolder.ru/11454306 пароль - "method_krylov")

Игра проверяет знания по басням: «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Кукушка и петух», «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и голубь», «Заяц на ловле»

Задачи урока:

1)закрепить знания учащихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках,

2) развивать аналитические и творческие способности учащихся,

3) развивать навыки группового сотрудничества

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. На нескольких уроках мы с вами знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы узнали, что такое басня и, прочитав несколько басен, познакомились с их героями. Чему-то поучились у них. Какие басни вы можете назвать?

Николай Васильевич Гоголь называл басни И.А. Крылова «книгой мудрости самого народа». Как вы думаете, почему?

Посмотрим, насколько хорошо знаете басни Крылова вы. Сегодня вас ожидает интеллектуальная игра «Крестики – Нолики». Все вы знаете, как играть в неё. Каждая команда поочередно будет делать ход, пока не откроются все поля. Каждое поле – это задание по басням Крылова. Победит так команда, чьих знаков (они означают победу в каждом конкурсе) окажется больше.

Я думаю, что многое зависит от того, насколько вы были внимательны на уроках и тщательно выполняли домашние задания. А еще от того, насколько сплоченно вы будете работать в команде. Удачи! Мы начинаем нашу игру. Делайте первый ход!

Конкурсные задания для клеток:

«Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

II . «Я тебя знаю»

– По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

1. Над хвастунами хоть смеются,

А часто в дележе им доли достаются.

2. Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

3. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк все с ходу клонит;

А ежели невежда познатней,

То он её еще и гонит.

4. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Вспомните, как называется эта часть басни? Какова её роль в каждом произведении? Придумайте ситуацию, в которой можно употребить одно из этих высказываний? (по выбору)

Ответы: 1. «Заяц на ловле», 2. «Чиж и голубь» 3. «Мартышка и очки», 4. «Лебедь, Щука и Рак»

III . «Карта жанра»

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.

(Каждой команде выдается набор карточек, которые они должны прикрепить на свой планшет. Оценивается правильность и скорость выполнения задания)

(правильные ответы выделены цветом)

IV . «Басня по ниточке»

– Вы должны рассказать басню «Ворона и лисица», которую учили наизусть, по цепочке. Каждый по строчке.

V


Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

VI . «Ларчик»

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой. (Учитель из сундучка поочередно достает предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

зеркало – обезьяне «Зеркало и Обезьяна»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

силок – Чиж «Чиж и Голубь»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

воз – Лебедю, Раку, Щуке «Лебедь, Щука и Рак»

VII . «Центон»

– Центон – это веселое стихотворение, составленное из строчек разных стихотворений. Прочитайте центон, составленный Женей Брянцевой по басням. Вы должны определить, из каких басен взяты строчки для этого центона.

Стрекоза, Повар и Моська

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
“Ах ты, обжора! Ах, злодей!” -
Тут Ваську Повар укоряет
“Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
вот то-то мне и духу придаёт,
что я совсем без драки
могу попасть в большие забияки”.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт!»

Ответы: «Ларчик», «Стрекоза и Муравей», «Кот и Повар», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «»Лебедь, Щука и Рак»

VIII . «Сочини басню»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, можете попробовать себя в роли баснописцев. Перед вами сюжетные картинки истории про Аиста и Лисицу. Подумайте, чему может научить эта история. Сочините басню в прозе. Не забудьте про мораль.

IX. «Театральный конкурс»

– Это домашнее задание, которое может быть реализовано в нескольких вариантах:

Вариант1. Каждая команда готовит сценку по одной из басен.

Вариант 2. Каждая команда готовит сценку по одной из басен, допуская несколько ошибок. Задача другой команды найти эти ошибки.

Вариант 3 . Показать шараду, в которой зашифровано название одной из басен.

Подведение итогов игры.

Домашнее задание (по выбору). Сочинить басню, центон или написать письмо от лица одного из героев басни.

Сегодня мы предложим вам варианты вопросов для викторины по басням Крылова. Не зря произведения данного автора называют кладезем народной мудрости. Ведь каждая басня несет глубочайший смысл, который в шуточной форме можно донести детям.

Необходима для глубокого понимания мудрых басен Крылова. Помимо общих вопросов, касающихся творчества автора, здесь можно обнаружить и те, которые относятся конкретно к одному творению. Пожалуй, приступим. Для начала детей стоит немного познакомить с правилами проведения конкурса. О них вы сможете прочитать в следующем пункте статьи.

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все - пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: "Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!"

Общие вопросы

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Третий вопрос: чье пение понравилось ослу больше (соловьиное или петушиное)?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 - около двухсот; 2 - ель; 3 - петуха; 4 - Кукушка, Петух и Воробей; 5 - одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

«Лебедь, рак и щука»

Как видите, вопросы для викторины по басням Крылова не сложные и очень интересные. Вам нравится игра, ребята? Дождаться ответа учеников. Тогда перейдем к третьему туру под названием «Лебедь, рак и щука».

Для начала, давайте прочтем басню. Это может сделать как преподаватель, так и дети. Можно предложить чтение по строчке или предложению. Для интереса учеников можно провести небольшой конкурс по выразительному чтению. Та группа, которая будет читать более выразительно, получает дополнительный балл. Если ребята старались одинаково, то добавить по одному баллу можно и той, и другой группе.

Вопросы для викторины по Крылову «Лебедь, рак и щука»:

  1. Что перевозили герои басни?
  2. Куда рвался лебедь?
  3. Куда пятился рак?
  4. Куда воз тянет щука?
  5. Объясните своими словами: какова мораль басни?

Ответ: 1 - воз с поклажей; 2 - в облака; 3 - назад; 4 - в воду; 5 - мораль басни заключается в том, что работу необходимо проводить сообща, в противном случае ничего получаться не будет, дела пойдут наперекосяк.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

«Ворона и Лисица»

Для усложнения, перед последним туром можно не перечитывать басню, а проверить знание и память.

Первый вопрос: в морали басни сказано, что льстец всегда отыщет уголок, где? Ответ: в сердце.

Второй вопрос: что Бог послал Вороне? Ответ: кусочек сыра.

Третий вопрос: как Ворона держала сыр? Ответ: во рту.

Четвертый вопрос: почему Лиса делала комплименты Вороне? Ответ: она хотела украсть сыр.

Последний вопрос: что попросила сделать Лисица? Ответ: спеть.