Цель образования. Цели современного образования. Процесс образования. Цель воспитания в современной школе Целью современной школы является

Цель работы школы на 2018/2019 учебный год:

Главной целью учреждения общего среднего образования является обеспечение качества образования.

Задачи на 2018-2019 учебный год:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов путем непрерывного образования и самообразования, как в рамках повышения квалификации так и путем сетевого взаимодействия педагогических работников между собой и с учащимися.

2. Повышение качества образования путём совершенствования контрольно-оценочной деятельности (как фактора эффективного выполнения образовательных стандартов на всех ступенях обучения). Создание эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса для реализации специального образования.

3. Формирование у обучающихся высокой социальной и гражданской ответственности, ценностного отношения к истории и культуре родного края путем развития детских и молодёжных социально значимых инициатив.

4. Сохранение и укрепления здоровья посредством формирования культуры безопасности жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни.

5. Укрепление материально-технической базы учреждения образования, обновление образовательной среды в учебных кабинетах путем привлечения внебюджетных и спонсорских средств.

Миссия

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех детей с различными склонностями, особенностями и способностями. Школа обеспечивает выбор оптимального, наилучшего для конкретного класса или учащегося пути обучения.

Приоритетными функциями школы будут являться познавательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные функции в их органическом единстве.

Во главу угла школа ставит физическое, психическое и социально-нравственное здоровье учащихся, предполагая организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить в школе систематическую психолого-педагогическую помощь.

Философия

Стремиться развивать творческий потенциал каждого ученика, оберегая в нем индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.

Уделять максимальное внимание развитию и самосовершенствованию каждого ученика путём создания адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей микрорайона.

Основа философской направленности, главное в работе школы - воспитание свободной, жизнелюбивой, творчески активной личности, обогащенной научными знаниями о природе и общечеловеческих ценностях мировой культуры и народных традиций, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Модель выпускника

Выпускник школы социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современно общества.

Он - человек, ориентированный на познание себя, людей, мира. Его характеризует всесторонняя развитость, способность к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

Выпускник школы обладает стойким гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе.

Он - здоровая личность, создающая свою причастность к своей семье, ведущий здоровый образ жизни, сознательно готовящий себя к семейной жизни, воспитанию последующих поколений.

Он - гражданин, патриот, остро ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, интеллигент, приверженный

общечеловеческим духовным идеалам.

Творение человека - высшее напряжение

Всех ваших душевных сил.

Это жизненная мудрость, и мастерство,

И искусство. Дети не только и не

столько источник счастья. Дети – это счастье,

Созданное вашим трудом.

Сухомлинский В.А.

Цель современной школы сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность. Каждый школьный возраст имеет свои особенности. Младший возраст-это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. В юношеском возрасте повышается стремление к прекрасному, формируются идеалы, вкусы. Ребята стремятся попробовать себя во всем. Главная задача учителя и воспитателя-формировать способность и потребность вносить прекрасное в жизнь.

Человек не получает с рождения одного из главных средств жизни-нравственности. Добыть ее из самого себя, вне общества, невозможно. В человеке есть потребность в добре. В себе самом чувствует человек тягу к людям, нужду в безопасности – Мы.

Коллектив педагогов, детей и родителей МОУ СОШ №5 г. Солнечногорска ориентирован в своем настоящем и будущем на организацию духовно-нравственного воспитания. Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.

ЦЕННОСТНОЕ И АНТИЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К МИРУ, К ЛЮДЯМ, К САМОМУ СЕБЕ.

Объекты отношения (ценности)

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Отношение к миру

Семья

Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

Гражданственность, патриотизм

Обывательство и социальное иждивенчество

Земля

Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам

Потребительское отношение к природе и к её богатствам

Мир

Миротворчество и неприятие насилия

Милитаризм

Труд

Трудолюбие, стремление к творчеству

Лень

Культура

Интеллигентность

Бескультурье, хамство и вандализм

Знания

Любознательность

Невежество

Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я сам)

Гуманность

Жестокость

Человек как Другой как Альтер - Эго (не Я)

Альтруизм

Эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

Толерантность

Ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе

Я - телесное

Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

Пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Я-душевное

Самоприятие и душевное здоровье

Недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Я-духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

Несвобода личности, превращение её в социальную пешку

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

Принципы духовно-нравственного воспитания.:

1.Духовно-нравственное воспитание ставит перед учителем и воспитателем задачи передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России как средстве формирования базовой культуры личности.

2.Изучение отечественного историко-педагогического наследия показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить школьников через знакомые для них образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и касивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение детей видеть и равняться на прекрасное пробуждает в них нравственные качества-доброты, сочуствия, заботы о красивом мире.

3.Использование исторического опыта защиты Отечества.

4.Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника.

5.Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Задачи:

1.Формирование и систематизация нравственных представлений и ориентиров школьников.

2.Обобщение учащимися в процессе освоения программы знаний о человеке и человеческих ценностях, правилах культуры человека.

3.Сохранение духовного наследия старшего поколения.

4.Формирование, закрепление и развитие интереса к историческим событиям родной страны, края.

5.Развитие творческих способностей.

6.Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.

7. Воспитание гражданского сознания.

8.Формирование патриотических чувств и сознания учеников на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

Приоритетные направления:

1.Организация внешкольной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. НА наш взгляд, в патриотизме дело не только в гордости, но в ином гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа-великодушии как способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой…Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит. В великодушии нет бессилия, патриотизм великодушия ничего не делит, он вспричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается темным. Патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое.

2.Дифференцированный подход в обучении и воспитании.

3.Развитие творческих способностей личности.

4.Развитие эстетических способностей.

Достижение высоких результатов в обучении и воспитании, развитие интересов и способностей ребенка зависит от непрерывности и преемственности всех направлений образовательного процесса. Без духовно-нравственного воспитания не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону. В основу берутся направления:

Воспитание преданности Родине

Формирование уважения к труду

Воспитание гуманного отношения к окружающим людям

Воспитание гражданского сознания

Основные направления работы:

1.Приобщение к культурным, трудовым, боевым традициям народа.

2.Проектно-исследовательская деятельность.

3.Мероприятия в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего – это сфера духовной жизни общества. Большая часть национального, культурного наследия страны, выраженного в материальной культуре российского народа исторические знания, материальные памятники истории и искусства принадлежат христианской культуре и несет ее отпечаток.

4.Создание информационного пространства школы. Написание учащимися совместно с учителями презентаций,сайтов,прграмм по своей исследовательской деятельности в рамках компьютерной поддержки уроков, создание энциклопедии проектов «Моей школе 70».,фотоальбомов ко дню космонавтики «Наша вселенная»,поддержка работы школьного сайта.

Правовой базой для составления программы являются

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Закон РФ « Об образовании» о «Преподавании религиозно-познавательных, религиозно-философских дисциплин».

Целевая аудитория – учащиеся 1-11 классов.

Проводимые мероприятия:

Проведение лекций и классных часов.

Организация экскурсий.

Организация и проведение часов общения, библиотечных часов с участием ветеранов армии и флота ВОВ.

Посещение тематических выставок в школьной библиотеке.

Тематические литературные гостиные.

Организация мероприятий, посвященных битве под Москвой, Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Участие в акции «Ветеран живет рядом».

Участие в различных творческих конкурсах и выставках.

Написание исследовательских проектов, сочинений, эссе.

Работа в классах по программе «Православная культура», «Духовное Краеведение Подмосковья».

В ходе данной работы есть определенные результаты:

В рамках школьной программы проводятся уроки в младших и старших классах по «Православной культуре» и «Духовному Краеведению Подмосковья», с проведением выставок, экскурсий в храмы, экскурсий в древние русские города, являющиеся историческими и культурными центрами: Владимир, Суздаль, Ярослав, Углич, Псков.

Участие с учениками 8х классов в Солнечногорских Рождественских образовательных чтениях.

Участие в конкурсной программе «Доброе Древо» «Солнечногорская семья», в которой ученик 4 «б» класса Шаврин Денис занял призовое место в областном туре в номинации «Память поколений» за книгу «История моего рода».

Участие в исследовательском проекте «Духовность через прекрасное», в котором наши ученики заняли первые призовые места на районном туре конкурса.

Участие в первом региональном конкурсе образовательных проектов, посвященном вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования «Московская область-территория мира и согласия».

Участие в Московском областном конкурсе творческих работ учащихся «Права человека-глазами ребенка», где наши учащиеся занимают призовые места на районных и областных турах.

Ежегодное участие в Открытой интеллектуально-познавательной игре городского поселения Солнечногорск Брейн-ринг, посвященной Вов, где в прошлом году команда наших учащихся вышла победительницей.

Сотрудничество с Методическим кабинетом «В помощь учителю духовной культуры»

Ежегодное участие в проекте «Святые защитники Руси», в котором наши ученики не раз занимали призовые места.о

Ожидаемые результаты:

Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

Формирование стойкой патриотической позиции.

Формирование целостной,научно обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Воспитание потребности в духовном обогащении.

В ходе выполнения программы по духовно-нравственному воспитанию у ребят развивается умение работать в коллективе, навыки мероприятий, раскрываются творческие

способности.Однако ожидаемым конечным результатом должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.

Список испольуемой литературы:

1.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории/С.Ф.Платонов.-10 изд.,пересмотр и испр..- СПб: «Кристалл»,1988.-838 с.

2.История русской культуры.-М.:Эксмо,2006.-832с.

3.Писарева Д. И. Влияние искусства на воспитание//Избр.пед.высказывания.М.,1938.-70с.

4.Шелгунов Н. И.Письма о воспитании//Избр. Пед. Соч.М.1954.159с.5

5.Закон об образовании- М., « Издательство ЭЛИТ»,2005.-160с.


12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение)

"<...> Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В своё время французский ученый Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова.

В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Это не такое простое дело. Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приёма на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот.

Кстати, многие люди, которые прислали отклики по моей статье, так и писали, так и указывали, что наши соотечественники - учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и помочь в организации международной экспертизы российских научных проектов, а при создании определённых условий - просто переехать в нашу страну.

Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами, конечно.

Об этом говорят и граждане нашей страны. Есть одна идея, она пришла из Алтая, предлагается создавать прямо на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. Такого рода идеи и раньше высказывались. И именно в них выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. Я полагаю, что такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки.

Подчеркну, что не только государство, но и наши крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа на результаты таких исследований. Это их, если хотите, социальная ответственность. При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями.

Все необходимые организационные и финансовые решения, обеспечивающие реализацию этих задач, Правительству следует принять не позднее I квартала следующего года. Обращаю внимание, что структура государственных расходов на эти цели должна в большей степени учитывать выбранные нами приоритеты технологического развития.

Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру "силиконовой долины" и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.

Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры.

Для достижения этих целей начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе. Как справедливо когда-то заметил известный экономист Василий Леонтьев: "Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений".

В прошлогоднем Послании мною была озвучена идея, и было дано поручение подготовить инициативу "Наша новая школа". Сегодня я назову основные положения этой инициативы, она подготовлена.

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе обсуждения статьи я получил массу откликов о школьном образовании, очень много об этом пишут, потому что это связано с каждым из нас. Их смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

В чём заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.

Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.

Второе. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий. Это давно пора сделать. Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача сконструировать так называемое "умное" здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием. Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному интернету.

Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю, и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей. Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке.

Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этих проблем.

Третье, что мы должны сделать, - расширить самостоятельность школ, причём как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учётом качества работы, контрактные условия труда.

Четвёртое. Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам - доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, вообще в целом для российской провинции.

Пятое, что нужно сделать, - систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.

Я рассчитываю на то, что эта инициатива ("Наша новая школа") станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно.

Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. <...>"

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражаю­щая его наивысшее предназначение - обеспечить каждому чело­веку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у фило­софов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического раз­вития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всесто­роннего развития включали культ телесной красоты, наслажде­ние искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармо­нического развития приобрела иную направленность. Они выдви­нули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потре­бовали включения труда в процесс всестороннего гармоническо­го развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умствен­ное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демо­краты А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на сво­их знаменах цель всестороннего и гармонического развития личности. Многое было сделано для ее полной практической реа­лизации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося экспери­мента - подавление прав и свобод личности, жесткая регламен­тация воспитания, его излишняя идеологизированность, забега­ние вперед реалий, отрыв от жизни.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания - формирования всесто­ронне и гармонически развитой личности - отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничес­кому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стре­миться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитатель­ного процесса традиционно выдвигалась подготовка высоко­квалифицированного специалиста, способного с наибольшей эф­фективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рас­сматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентации и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета инди­видуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демокра­тическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся нацио­нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, ко­торые стоят перед личностью и обществом.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания как система распадается на составные час­ти - общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка обще­ства и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реали­зуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интел­лектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравст­венное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных за­дач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое вос­питание школьников. Все задачи настолько обширны, что со­ставляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонно­стей и дарований ученика. Его главная задача - вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвое­ния должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, фор­мирование умения сознательно объяснять эти явления и опреде­лять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умст­венных способностей, развитию склонностей и дарований. За­дачи умственного воспитания - усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умст­венных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирова­ние познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной дея­тельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важней­шей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного вос­питания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важней­шие его компоненты, как передача опыта различных форм и ви­дов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гар­мония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.

Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на попытки идеологизации образования, деформации истинного содержания знаний по исто­рии, литературе, уводящие молодые умы в субъективизм идеоло­гических противоборств. Большинство педагогов требуют по­стоянного обновления направленности образования с учетом быстроизменяющейся жизни.

Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в ос­нове которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, пе­реносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школь­ников качеств, необходимых для успешной умственной и тру­довой деятельности.

Задачи физического воспитания - укрепление здоровья, пра­вильное физическое развитие, повышение умственной и фи­зической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движе­ний, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и сис­тематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошко­льного возраста, физкультура - обязательный предмет в шко­ле. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Этот вид воспитания тесно связан с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности. Начальная во­енная подготовка, введенная в школах РФ, осуществляется в тесной связи с физическим воспитанием.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Труд­но себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего зна­ниями об окружающем его производстве, производственных от­ношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание - важный, проверенный веками принцип формиро­вания всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются про­изводственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду­щий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего обра­зования. Вокруг труда во многих педагогических системах концен­трируется учебный материал. Труд - неотъемлемая часть интел­лектуального, физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового эконо­мического мышления, изобретательности, начал предпринима­тельства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь про­изводительный труд, т. е. такой, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризует­ся материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и наконец матери­альным вознаграждением.

Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем они в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусствен­ной профессионализации общего образования. Такой труд слиш­ком слабо связан с целью всестороннего и гармонического раз­вития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьни­ков. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.

Новые общественные и производственные реалии требуют эф­фективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой це­ленаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитываю­щую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вы­звало к жизни новые нестандартные подходы, включающие це­лый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отноше­ний. При этом внедряются новые технологии трудового воспита­ния, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Конечно, начальная школа лишь приобщает детей к трудовой деятельности, но приобщение это должно быть настоящим.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исто­рически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нрав­ственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, сужде­ний, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соот­ветствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нрав­ственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - оп­ределяющий критерий нравственного развития личности. Нрав­ственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с со­ответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению труд­ностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие мораль­ные нормы, выработанные людьми в процессе исторического раз­вития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравствен­ные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескоры­стие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной симво­лике, законам, Конституции, честное и добросовестное отноше­ние к труду, патриотизм, дисциплинированность, требователь­ность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстети­ческих идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две груп­пы - приобретение теоретических знаний и формирование прак­тических умений. Первая группа задач решает вопросы приобще­ния к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения - формирова­ние эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, фор­мирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хо­реографией, участие в творческих объединениях, группах, студи­ях и т. п.

Эстетическое воспитание в современной начальной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сфе­ры, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетичес­кого воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фун­дамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душев­ности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Среди новых, поставленных жизнью задач на первое место се­годня выдвигается патриотическое воспитание молодежи. На его важность постоянно обращает внимание Президент РФ В. В. Пу­тин. Россия будет наращивать усилия по утверждению себя в качестве могущественной мировой державы. И без высокого пат­риотизма, преданности Родине, готовности ее защищать не обой­тись. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физичес­кое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в современных условиях является экономическое воспитание учеников. Политика государства, рыночные отноше­ния, коммерциализация повседневной жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять интересы школьников, формировать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борьбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственно­сти. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьни­ков. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу и педагогов со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Нашей школой уже накоплен определен­ный опыт в этой области, но основные трудности полной реали­зации современных экологических требований еще предстоит преодолевать.

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично - даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Педагогический аспект

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению пособий и программ.

ФГОС

Позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.

Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам. Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Задачи

Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.

Главная из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.

Помимо перечисленного, образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.

О принципах

Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.

Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.

Кроме этого, важен уровень мобильности вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.

Функции образования

Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.

Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.

Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.

Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций. Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию. В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.

И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.

Результат образования

Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.

Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе - цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.

Процесс обучения

Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.

В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное. Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету - слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий. Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.

Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.

Важные особенности

Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности. Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность. Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.

И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.