Значение чижов федор васильевич в краткой биографической энциклопедии. Литературно-исторические заметки юного техника Федор чижов кто

Выдающийся российский публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, издатель.

Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года в Костроме, в семье преподавателя гимназии В.В. Чижова, происходившего из духовного сословия и У.Д. Чижовой (Ивановой), дочери обедневшего дворянина, воспитывавшейся в семье своего дальнего родственника - графа И.А. Толстого. У Федора было три младших сестры. Впоследствии (1822) отец Чижова получил право потомственного дворянства. Крестным мальчика стал , в честь которого он получил свое имя.

С детства Чижов проявлял способности к математике. В 1823 году семья Чижовых переехала в Петербург, а в 1829 году Федор поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы в университете Чижов участвовал в литературно-философском прозападническом кружке . В 1832 году окончил университет, имея степень кандидата физико-математических наук, и начал преподавать там математические дисциплины. Средств на жизнь едва хватало, и Федор Васильевич занимался репетиторством. Работая под руководством академика М.В. Остроградского, Чижов в 1836 году защитил магистерскую диссертацию и получил должность профессора в университете. До конца 1830-х Чижов опубликовал множество работ в области математики и механики, а также начал обращаться к сфере гуманитарных знаний - литературе, этике и эстетике. К 1840 году интересы Чижова полностью перешли в плоскость гуманитарных областей, что заставило его уйти из университета. Чижов увлекся политикой, философией, историей, словесностью. Его также интересовала история мирового искусства, изучать которую он в 1841 году уехал за границу.

Из стран Западной Европы более всего Чижова привлекла Италия. Там он работал над историей Венецианской республики, знакомился с произведениями искусства и памятниками архитектуры. В Риме Чижов познакомился и подружился с и . Завязалась дружба молодого ученого с живописцем А.А. Ивановым, которая чрезвычайно взаимно обогатила обоих.

В Италии, благодаря Языкову, Чижов познакомился с течением славянофильства. Последующие поездки в Чехию, Далмацию, Черногорию еще более увлекли Чижова идеями славянофильства и панславизма. Кроме того, Чижов решился на оказание практической помощи братской Далмации. Он нелегально перевез в город Порой православные иконы, церковные облачения и богослужебные книги от костромского благотворителя П.В. Голубкова на сумму в три тысячи рублей. За это на Чижова поступил первый донос в Третье отделение.

В 1844 году он отправился в Париж, где познакомился с представителями польских партий и французских общественно-политических движений. Там он познакомился с , увлекся его идеями.

В 1845 году Чижов снова посетил южнославянские страны: Боснию, Хорватию, Сербию, Славонию. Свои путевые впечатления, встречи с видными южнославянскими литераторами и общественно-политическими деятелями путешественник описал в дневнике. Вскоре Чижов отправился в Москву, чтобы лично познакомиться с московскими членами славянофильского кружка.

В Москве профессор Чижов познакомился с семьями славянофилов Елагиных, Свербеевых, Аксаковых, Хомяковых. Восторженное отношение к славянофильству вскоре сменилось трезвой оценкой недостатков этого течения. Чижов критиковал славянофилов за их инертность и созерцательность, призывая к активному общественному деланию. Чижов предлагал соединить идеи славянофильства и лучший практический западный опыт, в частности, в деле просвещения и развития технических знаний в России. Будучи убежденным противником монархического строя, Чижов считал федеративную славянскую республику идеалом политического устройства.

Вскоре представилась возможность заявить о своих взглядах с общественной трибуны: Чижову предложили стать редактором обновленного «Русского вестника». В 1846 году он вновь отправился за границу в поисках корреспондентов для будущего издания. Однако, по возвращении в Россию в мае 1847 года он был арестован и вскоре выслан на Украину без права проживания в столицах.

В украинской ссылке Чижов занялся новым для него делом. В 1850 году он взял в аренду тутовые плантации в Триполье и начал активно налаживать производство шелка-сырца. Как человек основательный, Чижов посетил лучшие плантации юга России и даже поработал сам в качестве ученика и рядового работника на одной из них. Чижов стремился вовлечь в перспективное производство местных крестьян и помещиков, раздавая им саженцы тутовых деревьев и личинки шелкопряда. Кроме того, при своих плантациях он организовал практическую школу для мальчиков - будущих шелководов.

В 1853 году Чижов обобщил свой опыт в книге «Письма о шелководстве», изданной в Петербурге и удостоенной медали Московского общества сельского хозяйства.

В 1855 году, после смерти императора Николая I и политических изменений в стране, славянофилы начали издание журнала «Русская беседа». В нем Чижову удалось опубликовать свои «Заметки путешественника по славянским странам» и несколько статей о западном искусстве и русской иконописи, ставших своего рода манифестом эстетических взглядов славянофилов. В 1857 году Российская Императорская Академия художеств удостоила Ф. В. Чижова звания вольного общника, а в 1858 году его избрали действительным членом «Общества любителей российской словесности».

В 1857 году Чижов получил разрешение перебраться в Москву, где начался новый период его деятельности: отныне ему предстояла огромная практическая работа по проведению в жизнь социально-экономической программы славянофильства. Это была, по выражению Чижова, «черновая, поденная работа». На этой почве Чижов тесно сблизился с представителями торговой и промышленной Москвы, разделявшими взгляды славянофилов на будущее общественно-политического развития России. Перспективным и приоритетным Чижов считал развитие национальной промышленности, политику протекционизма, рациональное использование природных богатств, решение проблем бездорожья и создание разветвленной транспортной сети.

В 1858 году Чижов начал редактировать новый журнал «Вестник промышленности» и приложение к нему, газету «Акционер». В середине 60-х Чижов вел специальные экономические выпуски в газете И.С. Аксакова «День». В 1867 году основал на деньги московских купцов и промышленников новую политико-экономическую газету «Москва».

В 1858 году произошло знакомство Ф.В. Чижова с . Вскоре Чижов, Дельвиг и костромичи братья Шиповы учредили Общество Московско-Троицкой железной дороги. Свои капиталы в это общество вложили состоятельные купцы-откупщики И.Ф. Мамонтов и Н.Г. Рюмин. Общество было создано с целью постройки в России первой частной железной дороги силами исключительно русских рабочих, русских инженеров и на капиталы русских купцов. Предварительно Чижов и Мамонтов просчитали окупаемость дороги весьма оригинальным способом: группы студентов по шесть человек круглосуточно подсчитывали количество всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву Лавру и обратно. В дежурствах принимал участие и юный Савва Мамонтов, также будущий строитель этой дороги и душеприказчик Ф.В. Чижова. Вскоре Высочайшее разрешение на постройку дороги было получено. Чижов счел необходимым обязательную открытую отчетность по движению денежных средств акционеров дороги через публикации в газете «Акционер».

Первая очередь железной дороги была пущена 18 августа 1862 года из Москвы до Сергиева Посада. Первая частная русская железная дорога получилась образцовой по надежности, благоустроенности, бережливости денежных вложений и прозрачности отчетов. В 1870 году было построено продолжение дороги до Ярославля, а в 1872 году была проложена узкая колея до Вологды.

В 1869 году московские вкладчики образовали товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избрали Чижова. Впоследствии он стал председателем правления дороги.

Финансовая деятельность Чижова в сфере железнодорожного строительства дала ему необходимый опыт и подняла его авторитет в финансовых кругах. В 1866 году пайщики избрали Чижова председателем правления учрежденного ими Московского купеческого банка, а в 1869 году он стал руководителем Московского купеческого общества взаимного кредита.

Интерес Чижова к транспортной сфере не ограничивался строительством железных дорог. В середине 1870-х он стал инициатором создания Архангельско-Мурманского срочного пароходства, осуществлявшего навигацию по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Это его начинание, как и учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, стало шагом к осуществлению давней идеи Чижова об оживлении русского Севера и активном освоении его богатств. Чижов ратовал за равномерное развитие в хозяйственном отношении всех областей России, критиковал чрезмерную централизацию властных структур и общественных институтов. Отсутствие последовательно проводимой политики протекционизма он считал одной из причин медленного и неравномерного развития страны. Большие надежды Чижов возлагал на земства, на широкое и активное участие в их деятельности новой силы - российских промышленников и купцов. Чижов считал необходимым и неотложным делом развитие и реформирование системы технического образования в России и сам внес весомый вклад в это направление.

Весь свой нажитый капитал Ф. В. Чижов в конце своей жизни завещал на благородные цели создания новых учебных заведений в России. Своим душеприказчикам - и А.Д. Поленову - он поручил вложить накопленные им средства в учреждение и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений в Костроме, Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Средние и одно высшее училища, технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля были открыты в 1892-1897 годах. Они стали образцовыми на тот момент российскими образовательными учреждениями, имевшими превосходную материальную базу, высококвалифицированный преподавательский состав, развитую инфраструктуру. Обучение велось на платной основе, плата была невысокой. Неимущие ученики освобождались от платы и получали пособия. Выпускники училищ впоследствии стали выдающимися инженерами, хозяйственниками и учеными.

Федор Васильевич Чижов умер в Москве 14 ноября 1877 года в своем кабинете за рабочим столом. Это был человек энциклопедических знаний и фантастической работоспособности. Блестящий математик, талантливый искусствовед, философ, политик и общественный деятель, рискованный и удачливый финансист, бережливый и прагматичный хозяйственник, благотворитель и патриот. Человек будущего, опередивший свое время.

Его могила до 1829 года находилась в . После закрытия обители надгробие исчезло, а место погребения затерялось.

Имя Чижова сегодня носит Костромской энергетический техникум. Электропоезд - экспресс Ярославской железной дороги называется «Федор Чижов». В Костроме в 2011 году заложен камень в основание памятника Ф.В. Чижову.

ЧИЖОВ Федор Васильевич (1811–1877),

друг Гоголя, в 1832–1845 гг. был адъюнкт-профессором Петербургского университета и преподавал математические науки. Там Ч. познакомился с Гоголем, состоявшим в 1834–1835 гг. адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории. Ч. являлся также специалистом по истории литературы и искусства. В 1840–1847 гг. жил за границей, преимущественно в Италии, где сблизился с Гоголем и Н. М. Языковым. Ч. сочувствовал славянофилам. Впоследствии стал крупным преуспевающим предпринимателем и финансистом, выступал в качестве издателя и редактора сочинений Гоголя.

Ч. вспоминал: «Я познакомился с Гоголем тогда, когда он был сделан адъюнкт-профессором в Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто, но я только по одному: я смотрел на науку чересчур лирически, видел в ней высокое, чуть-чуть не священное дело (Гоголь же священным делом видел литературу. - Б. С.), и потому от человека, бравшегося быть преподавателем, требовал полного и безусловного посвящения себя ей. Сам я занимался сильно, но избрал для преподавания искусство, мастерство (начертательную геометрию), не смея взяться за науку высшего анализа, которую мне тогда предлагали. К тому же Гоголь тогда, как писатель-художник, едва показался: мы, большинство, толпа, не обращали еще дельного внимания на его „Вечера на Хуторе“; наконец, и самое вступление его в университет путем окольным (благодаря протекции С. С. Уварова и без окончания университетского курса. - Б. С.) отдаляло нас от него, как от человека. По всему этому сношения с ним у меня были весьма формальные, и то весьма редкие». Тем не менее, Ч. довелось снова встретиться с Гоголем, на этот раз вдали от родины, в Риме, зимой 1842/43 г. Но и тогда близко сойтись с ним математику не удалось. Не помог и фактор чужбины, обычно побуждающий людей за границей дружиться легче, чем дома, чтобы приспособиться к незнакомой обстановке и людям (правда, по возвращении на родину эта дружба порой рассыпается в прах). Ч. рассказывал первому гоголевскому биографу П. А. Кулишу: «Расставшись с Гоголем в университете, мы встретились с ним в Риме в 1843 году и прожили здесь целую зиму в одном доме на Via Felice, № 126. Во втором этаже жил Языков, в третьем Гоголь, в четвертом я. Видались мы едва ли не ежедневно. С Языковым мы жили совершенно по-братски, как говорится, душа в душу, и остались истинными братьями до последней минуты его; с Гоголем никак не сходились. Почему? я себе определить не мог. Я его глубоко уважал и как художника, и как человека. Вечера наши в Риме проходили в довольно натянутых разговорах. Не помню, как-то мы заговоривши о Муравьеве, написавшем „Путешествие к Святым Местам“ и проч. Гоголь отзывался об нем резко, не признавал в нем решительно никаких достоинств и находил в нем отсутствие языка. С большею частию я внутренне соглашался, но странно резкий тон заставил меня с ним спорить. Оставшись потом наедине с Языковым, я начал говорить, что нельзя не отдать справедливости Муравьеву за то, что он познакомил наш читающий люд со многим в нашем богослужении и вообще в нашей церкви. Языков отвечал: „Муравьева терпеть не мог Пушкин. Ну, а чего не любил Пушкин, то у Гоголя делается уже заповеднею и едва только не ненавистью“. Несмотря, однакож, на наши довольно сухие столкновения, Гоголь очень часто показывал ко мне много расположения. Тут, по какому-то непонятному для самого меня внутреннему упрямству, я, в свою очередь, отталкивал Гоголя. Все это, разумеется, было в мелочах. Например, бывало, он чуть не насильно тащит меня к Смирновой; но я не иду и не познакомился с нею потому, что ему хотелось меня познакомить. Таким образом, мы с ним не сходились. Это, пожалуй, могло случиться очень просто: Гоголь мог не полюбить меня, да и всё тут. Так нет же: едва, бывало, мы разъедемся, не пройдет и двух недель, как Гоголь пишет ко мне и довольно настойчиво просит съехаться, чтоб потолковать со мной о многом… Сходились мы в Риме по вечерам постоянно у Языкова, тогда уже очень больного, - Гоголь, Иванов и я. Наши вечера были очень молчаливы. Обыкновенно кто-нибудь из нас троих - чаще всего Иванов приносил в кармане горячих каштанов; у Языкова стояла бутылка алеатико, и мы начинали вечер каштанами, с прихлебками вина. Большею частью содержанием разговоров Гоголя были анекдоты, почти всегда довольно сальные. Молчаливость Гоголя и странный выбор его анекдотов не согласовались с уважением, которое он питал к Иванову и Языкову, и с тем вниманием, которого он удостоивал меня, зазывая на свои вечерние сходки, если я не являлся без зову. Но это можно объяснить тем, что тогда в душе Гоголя была сильная внутренняя работа, поглотившая его совершенно и овладевшая им самим. В обществе, которое он, кроме нашего, посещал изредка, он был молчалив до последней степени. Не знаю, впрочем, каков он был у А. О. Смирновой, которую он очень любил и о которой говаривал всегда с своим гоголевским восхищением: „Я вам советую пойти к ней: она очень милая женщина“. С художниками он совершенно разошелся. Все они припоминали, как Гоголь бывал в их обществе, как смешил их анекдотами; но теперь он ни с кем не видался. Впрочем, он очень любил Ф. И. Иордана и часто, на наших сходках, сожалел, что его не было с нами. А надобно заметить, что Иордан очень умный человек, много испытавший и отличающийся большой наблюдательностью и еще большею оригинальностью в выражениях. Однажды я тащил его почти насильно к Языкову. - „Нет, душа моя, - говорил мне Иордан, - не пойду. Там Николай Васильевич. Он сильно скуп, а мы все народ бедный, день-деньской трудимся, работаем, - давать нам не из чего. Нам хорошо бы так вечерок провести, чтоб дать и взять, а он всё только брать хочет“. Я был очень занят в Риме и смотрел на вечернюю беседу, как на истинный отдых. Поэтому у меня почти не осталось в памяти от наших разговоров. Помню я только два случая, показавшие мне прием художественных работ Гоголя и понятие его о работе художника. Однажды, перед самым его отъездом из Рима, я собирался ехать в Альбано. Он мне сказал: „Сделайте одолжение, поищите там моей записной книжки, в роде истасканного простого альбома; только я просил бы вас не читать“. Я отвечал: „Однакож, чтоб увериться, что точно это ваша книжка, я должен буду взглянуть в нее. Ведь вы сказали, что сверху на переплете нет на ней надписи“. - „Пожалуй, посмотрите. В ней нет секретов; только мне не хотелось бы, чтоб кто-нибудь читал. Там у меня записано всё, что я подмечал где-нибудь в обществе“. В другой раз, когда мы заговорили о писателях, он сказал: „Человек пишущий также не должен оставлять пера, как живописец кисти. Пусть кто-нибудь пишет непременно каждый день. Надобно, чтоб рука приучилась совершенно повиноваться мысли“. В Риме он, как и все мы, вел жизнь совершенно студентскую: жил без слуги, только обедал всегда вместе с Языковым, а мы все в трактире. Мы с Ивановым всегда неразлучно ходили обедать в тот трактир, куда прежде ходил часто и Гоголь, именно, как мы говорили, к Фалькону (al Falcone). Там его любили, и лакей (cameriere) нам рассказывал, как часто signor Nicolo надувал их. В великий пост до Ave Maria, т. е. до вечерни, начиная с полудня, все трактиры заперты. Ave Maria бывает около шести часов вечера. Вот, когда случалось, что Гоголю сильно захочется есть, он и стучит в двери. Ему обыкновенно отвечают: „Нельзя отпереть“. Но Гоголь не слушается и говорит, что забыл платок, или табакерку, или что-нибудь другое. Ему отворяют, а он там уже остается и обедает (как знать, не воспоминание ли об этом грехе побудило Гоголя к последнему, смертному посту в феврале 1852 г. - Б. С.). В каком сильном религиозном напряжении была тогда душа Гоголя, покажет следующее. В то время одна дама, с которою я был очень дружен, сделалась сильно больна. Я посещал ее иногда по несколько раз в день и обыкновенно приносил известия о ней в нашу беседу, в которой все ее знали - Иванов лично, Языков по знакомству ее с его родными, Гоголь понаслышке. Однажды, когда я опасался, чтоб у нее не было антонова огня в ноге, Гоголь просил меня зайти к нему. Я захожу, и он, после коротенького разговора, спрашивает: „Была ли она у святителя Митрофана?“ Я отвечал: „Не знаю“. - „Если не была, скажите ей, чтоб она дала обет помолиться у его гроба. Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова. Только, пожалуйста, не говорите, что это от меня“. По моим соображениям, этот человек, должно быть, был сам Гоголь… Общий характер бесед наших с Гоголем может обрисоваться из следующего воспоминания. Однажды мы собрались, по обыкновению, у Языкова. Языков, больной, молча, повесив голову и опустив ее почти на грудь, сидел в своих креслах; Иванов дремал, подперевши голову руками; Гоголь лежал на одном диване, я полулежал на другом. Молчание продолжалось едва ли не с час времени. Гоголь первый прервал его. „Вот, - говорит, - с нас можно сделать этюд воинов, спящих при гробе Господнем“. И после, когда уже нам казалось, что время расходиться, он всегда говаривал: „Что, господа, не пора ли нам окончить нашу шумную беседу?“» В Риме Гоголь и Ч. существенно расходились в оценке произведений искусства. 8 декабря 1842 г. Ч. записал в дневнике: «…Сейчас возвратился я из мастерской Александра Андреевича Иванова. Он показывал мне два своих рисунка, приготовляемые им для вел. Кн. Марии Николаевны. Он не знает, какой выбрать. Один представляет римский танец il sospiro (вздох (ит.). - Б. С.). Дело состоит в том, что одна девушка стоит на коленях, кругом нее танцует другая; стоящая на коленях вздыхает, та, которая танцует, спрашивает: кто украл у тебя сердце, та в ответ показывает на кого-нибудь из зрителей, и тот волею или неволею должен пуститься в пляску. Последний момент изображен на картинке: девушка показала на длинного англичанина, и другая тащит его насильно. Все присутствующие хохочут. Другая - простое пиршество римлян на Ponte molo… Я, когда посмотрел обе картинки, выбрал последнюю… Приходит Гоголь и диктаторским тоном произносит приговор в пользу первой, говоря, что она в сравнении с тою - историческая картина, а та genre (жанровая (фр.). - Б. С.), что тут каждое лицо требует отдельного выражения, а там группы. Одним словом, что первая выше последней, и во всем этом у него был решительный приговор и никакого внимания к бедному моему суждению». Вероятно, первая акварель импонировала Гоголю потому, что, в отличие от статичной второй, передавала движение персонажей и заключала в себе целую микроновеллу. Но безапелляционность гоголевских суждений не понравилась Ч. В конце своего пребывания в Риме Гоголь, вероятно, уже проникся определенной симпатией к Ч. и уже после отъезда из Рима тепло о нем вспоминал.

18 марта н. ст. 1844 г. Гоголь писал А. А. Иванову из Ниццы: «Уведомьте меня, где и что делает Чижов? Если он в Риме, то передайте ему самый душевный поклон и скажите, что я ждал его на Рейне и написал бы ему письмо, несмотря на лень мою, если бы только знал наверно его местопребыванье».

9 сентября 1844 г. Ч. писал А. В. Никитенко: «С Гоголем и Языковым мы прожили целую зиму в Риме, в одном доме, всякий день проводили вместе вечера. Гоголь не горд, а имеет своего рода оригинальность в жизни, - это его дело». Гоголь, между тем, искал встречи с Ч. 9 января н. ст. 1845 г. он писал А. А. Иванову из Франкфурта: «А Чижову поклонитесь и скажите, что я май и даже июнь месяц пробуду во Франкфурте; впрочем, он во всяком случае узнает обо мне у Жуковского. А Франкфурта ему не миновать, потому что оный есть пуп Европы, куда сходятся все дороги». Гоголь следил и за литературным творчеством Ч. Так, в апреле 1846 г. он познакомился со статьей Ч. «О работах русских художников в Риме», опубликованной в 1845 г. в «Московском литературном и ученом сборнике». А в конце 1846 г. Гоголь написал Ч., что хворает.

Повидаться за границей с Гоголем Ч. больше не удалось. Но, будучи в Германии, он встретился с В. А. Жуковским, и в беседах с ним речь зашла о Гоголе. Ч. вспоминал: «…Жуковский… очень любил Гоголя, но журил его за небрежность в языке, а, уважая и высоко ценя его талант, никак не был его поклонником. Проживая в Дюссельдорфе, я бывал у Жуковского раза три-четыре в неделю, часто у него обедал, и мне не раз случалось говорить с ним о Гоголе. Прочтя наскоро „Мертвые души“, я пришел к Жуковскому; признаюсь, с первого разу я очень мало раскусил их. Я был восхищен художническим талантом Гоголя, лепкою лиц, но, как я ожидал содержания в самом событии, то, на первый раз, в ряде лиц, для которых рассказ о Мертвых Душах был только внешним соединением, видел какое-то отсутствие внутренней драмы. Я об этом сообщил Жуковскому и из слов его увидел, что ему не был известен полный план Гоголя. На замечание мое об отсутствии драмы в Мертвых Душах Жуковский отвечал мне: „Да и вообще в драме Гоголь не мастер. Знаете ли, что он написал было трагедию? (Не могу утверждать, сказал ли мне Жуковский ее имя, содержание и из какого быта она была взята, только, как-то при воспоминании об этом, мне представляется, что она была из русской истории). Читал он мне ее во Франкфурте. Сначала я слушал; сильно было скучно; потом решительно не мог удержаться и задремал. Когда Гоголь кончил и спросил, как я нахожу, я говорю: „Ну, брат Николай Васильевич, прости, мне сильно спать захотелось“. - „А когда спать захотелось, тогда можно и сжечь ее“, - отвечал он, и тут же бросил в камин. Я говорю: „И хорошо, брат, сделал““».

4 марта н. ст. 1847 г. Ч. послал из Рима Гоголю отзыв о «Мертвых душах», где указывал на высокую художественность формы и мрачность содержания поэмы и на общую свою восторженную оценку этого произведения, проявившуюся, однако, только после его вторичного прочтения: «…В первый раз я прочел его (первый том „Мертвых душ“. - Б. С.) в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло - я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины сердца. Дошло дело до Ноздрева; отлегло от сердца. Выставляйте вы мне печальную сторону, разумеется, по самолюбию будет больно читать, да есть истинное, а как же вы во мне выставите пошлым то, где пошлость в одной внешности? Чувство боли началось со второй страницы, где вы бросили камень в того, кого ленивый не бьет, - в мужика русского. Прав ли я, не прав ли, вам судить, но у меня так почувствовалось. С душой вашей роднится душа беспрестанно; много ли, всего два-три слова, как девчонка слезла с козел, а душе понятно это. Русский же, то есть, русак, невольно восстает против вас, и когда я прочел, чувство русского, простого русского до того было оскорблено, что я не мог свободно и спокойно сам для себя обсуживать художественность всего сочинения. Один приятель мой, петербургский чиновник, первый своим неподдельным восторгом сблизил меня с красотами „Мертвых Душ“, я прочел еще раз, после читал еще, отчетливее понял, что восхищало меня, но болезненное чувство не истреблялось. Чиновник этот не из средины России - он родился и взрос в Петербурге, ему не понятны те глупости, какие у нас взрощены с детства».

Новая встреча с Гоголем произошла только 4 года спустя, и только тогда между ними возникла подлинная дружба и настоящее духовное сродство, после того как профессор под влиянием личных потрясений стал гораздо более, чем прежде, наклонен к религии. Ч. вспоминал: «После Италии мы встретились с Гоголем в 1848 году в Киеве (это было в конце мая. - Б. С.), и встретились истинными друзьями. Мы говорили мало, но разбитой тогда и сильно больной душе моей стала понятна болезнь души Гоголя… Мы встретились у А.С. Данилевского, у которого остановился Гоголь и очень искал меня; потом провели вечер у М.В. Юзефовича. Гоголь был молчалив, только при расставании он просил меня, не можем ли мы сойтись на другой день рано утром в саду. Я пришел в общественный сад рано, часов в шесть утра; тотчас же пришел и Гоголь. Мы много ходили по Киеву, но больше молчали; несмотря на то, не знаю, как ему, а мне было приятно ходить с ним молча. Он спросил меня: где я думаю жить? - „Не знаю, - говорю я: - вероятно, в Москве“. - „Да, отвечал мне Гоголь, - кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться“. Тут, не помню, в каких словах, он передал мне, что любит Москву и желал бы жить в ней, если позволит здоровье. Мы назначили вечером сойтись в Лавре, но там виделись только несколько минут: он торопился».

Последние встречи Ч. с Гоголем произошли в Москве. Ч. заметил уже у писателя признаки душевной болезни. Он свидетельствует: «В Москве помнится мне, в 1849 году - мы встречались часто у Хомякова, где я бывал всякий день, и у Смирновых. Гоголь был всегда молчалив, и тогда уже видно было, что он страдал. Однажды мы сошлись с ним под вечер на Тверском бульваре. „Если вы не торопитесь, - говорил он“, - проводите меня до конца бульвара. Заговорили мы с ним об его болезни. „У меня все расстроено внутри, - сказал он. - Я, например, вижу, что кто-нибудь спотыкнулся; тотчас же воображение за это ухватится, начнет развивать - и все в самых страшных призраках. Они до того меня мучат, что не дают спать и совершенно истощают мои силы“».

Из книги Если бы Лист вел дневник автора Ханкиш Янош

Из книги Воспоминания современников о Н. В. Гоголе автора Гоголь Николай Васильевич

Ф. В. ЧИЖОВ <ВСТРЕЧИ С ГОГОЛЕМ> Я познакомился с Гоголем тогда, как он был сделан адъюнкт-профессором в С.-Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто,

Из книги Наполеон автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Тёрнер автора Акройд Питер

Глава пятая 1811 В январе 1811 года Тёрнер вернулся в Королевскую академию уже в новом качестве – именно тогда он приступил к своим обязанностям “профессора перспективы”. Пост этот он получил еще четыре года назад, но то ли нервозность, то ли неторопливость удерживали его

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Игорь Васильевич и Борис Васильевич Курчатовы, 1953

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

ДЕТСТВО (1799–1811) Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Здесь прошло его детство. Память ребенка не сохранила впечатлений от поездок в Петербург и Михайловское - ему не было и двух лет, когда родители вернулись в Москву.Мальчик часто гулял в роскошном

Из книги Федор Чижов автора Симонова Инна Анатольевна

В ЛИЦЕЕ (1811–1817) 19 октября 1811 года в Царском Селе был открыт Лицей, привилегированное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников. В огромном зале по правую сторону большого стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, в три ряда стояли

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

И. А. Симонова Федор Чижов Светлой памяти моего отца Анатолия Федоровича Симонова посвящается эта

Из книги Пушкин в Александровскую эпоху автора Анненков Павел Васильевич

19 октября 1811 года Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее еще не начинались. Все - от директора до шумливых обитателей четвертого этажа - деятельно готовились к 19 октября - дню торжественного открытия Лицея.Приезжал брюзгливый надменный старик - министр

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Чижов Сергей Михайлович Родился в 1912 году в деревне Высокое Сафоновского (ныне Ефремовского) района Тульской области в семье крестьянина. Участвовал в обороне Тулы, Сталинграда, в наступательных боях по освобождению советской земли от гитлеровских захватчиков. Звание

Из книги Футбол, который мы потеряли. Непродажные звезды эпохи СССР автора Раззаков Федор

НИКИТЕНКО Александр Васильевич (1804–1877), выходец из крепостных крестьян, цензор, литературный критик, с 1834 г. профессор русской словесности Петербургского университета, автор мемуаров «Моя повесть о самом себе».22 апреля 1832 г. Н. записал в дневнике: «Был на вечере у

Из книги Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники автора Гиппиус Василий Васильевич

«Царь Федор», или Романтик от футбола Федор Черенков, «Спартак», Москва Федор Черенков родился 25 июля 1959 года в Москве. О своем детстве он вспоминает следующим образом:«Я рос обычным мальчишкой. У меня были солдатики, шашки и шахматы. Я даже делал вид, что записываю ходы…

Из книги автора

Ф. В. Чижов – Н. В. Гоголю Рим, 4 марта 1847 г.…В первый раз я прочел его [ «Мертвые Души».] в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло, – я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины

Известный русский промышленник, общественный деятель, благотворитель, ученый Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года (27 февраля по старому стилю) в Костроме, в дворянской семье. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета он стал магистром философии и получил кафедру. Увлечение историей изобразительных искусств заставило его оставить университет и уехать в Европу. В Риме жил на Strada Felice по соседству с Гоголем и был его другом, помогал художнику Иванову, трудившемуся над «Явлением Христа народу». Работая над четырехтомной историей Венецианской республики, он прошел пешком через Истрию, Далмацию и Черногорию, изнывавших под турецким игом. «Ты, брате, рус» звучало с любовью в самом сердце Европы, на западных берегах великого славянского океана. Идея объединения всех славянских народов стала его «заповедным верованием».

Деятельность Чижова по организации помощи братским народам прервалась арестом, двумя неделями допросов и высылкой на Украину под секретное наблюдение. С этого момента начинается новый подвиг этого деятельного человека - предпринимательство. Памятуя о виденном в Италии и Франции, в 1850 году он взял в бесплатную аренду на 24 года близ Киева 60 десятин, засаженных шелковицей, и организовал образцовое шелководческое хозяйство, распространив успешный опыт на сотни крестьянских и помещичьих хозяйств, открыв при хозяйстве практическую школу для молодежи. Предреформенная акционерная горячка «Александровской весны» требовала системных знаний - и Чижов издает с 1858 года «Вестник промышленности» с приложением «Акционер». «Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства», - писал Чижов в одной из передовых статей.

В то время подрядчиками по строительству железных дорог были одни иностранцы. Чижов сумел доказать состоятельность русских предпринимателей. С 1858 по 1862 год была построена образцовая железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, которую его «воспитанник», Савва Мамонтов, довел до левого берега Архангельска, где и сейчас радует глаз бывшее здание вокзала. Чижову удалось предотвратить продажу Московско-Курской железной дороги иностранцам. Эта дорога была выкуплена группой московских промышленников. Конкурентным преимуществом иностранцев был доступ к банковскому капиталу. И в 1866 году Чижов выступает инициатором создания Московского купеческого банка, товарищества на паях, в 1869 году - Московского купеческого общества взаимного кредита. По плану Чижова в Киеве была открыта «Коллегия Павла Галагана», одно из лучших учебных заведений России. На 6 миллионов рублей, вырученных уже после смерти Чижова от продажи государству акций Московско-Курской железной дороги, по его завещанию на костромской земле было построено пять профессионально-технических учебных заведений.

В 1875 году Чижов собирал средства на снаряжение роты генерала Черняева, спешившего на выручку восставшим против турецкого ига славянам Боснии и Герцеговины. В это же время он организовывал предприятия по налаживанию в Москве водопровода и газового освещения. Чижов считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет - и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет... непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности... У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно - большое и трудное». «Это был сильный человек, человек с властью, - вспоминал Иван Аксаков. - Прежде всех других его качеств, ощущалось в нем присутствие именно внутренней силы: силы убеждения, силы воли непреклонной, деспотической относительно самого себя. Смотря на его работу, методическую, отчетливую до мелочей, всякий сказал бы, что такое систематическое применение воли к делу возможно только при твердом спокойствии и хладнокровии духа. А между тем это был человек самый пылкий, самый страстный... Цельное сочетание таких, по-видимому, противоположных свойств и было в нем особенно привлекательно: оно-то и придавало ему такую нравственную красоту и такую власть над другими». Имя Чижова, стоящее во главе любого предприятия, было лучшей гарантией на верность и успех начатого дела.

Последним крупным предприятием Чижова было образование Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Первичная масштабная инициатива 1870 года, когда Чижов вместе с другими восьмью промышленниками предложил правительству создать в Архангельске Русское Северное пароходство с капиталом в 8 млн. рублей и регулярными линиями по Белому морю, в США, Европу и Англию, была отклонена из-за недостатка средств в казне. В этом же 1870 году Александр II утвердил Устав Беломоро-Мурманского пароходства с капиталом 150 тыс. рублей, созданного группой кольских промышленников по главе с Базаровым. Два судна английской постройки мощностью 60 и 40 лошадиных сил, управляемые иностранными экипажами, с трудом осилили четыре навигации 1871-1874, нанеся за эти годы на карты не одну необозначенную банку, оставляя на них листы своей обшивки. В результате постоянных аварийных ремонтов за границей компания понесла убытки и самоликвидировалась в феврале 1875 года.

6 мая того же 1875 года Александр II утвердил устав уже чижовского Архангельско-Мурманского срочного пароходства с капиталом в 400 тыс. рублей. Ошибки предшественников были учтены. На мощные грузопассажирские суда, построенные в Англии (William Dobson & Co, New Castle), были набраны русские команды, знавшие условия плавания в Белом и Баренцевом морях. И скоро поморы из самых отдаленных уголков Зимнего, Летнего, Терского и Мурманского берегов привыкли к тому, что за неделю можно по расписанию с пересадками попасть в Архангельск или любое становище Русского Севера и даже Северной Норвегии. Устав за 43 года переписывался 5 раз, число судов и срочных линий неуклонно расширялось и к 1918 году составляло 20 судов и 9 линий. На Лае был построен сухой док, в Кольском заливе - береговая база.

Революционная разруха не пощадила детище Чижова. Суда пароходства из-за интервенции национализировались дважды: в 1918 и 1920 году. Многие из уцелевших вошли в 1922 году в состав Северного морского пароходства. Из четырех судов вновь созданного в 1939 году Мурманского морского пароходства, переданных из состава Северного пароходства, два - «Сосновец» и «Субботник» - ранее входили в состав чижовского пароходства.

Московская железная дорога назвала именем Чижова поезд. Кострома вернула имя Чижова техникуму. Что могут сделать для Чижова благодарные предприятия - его детища?

Чижов, Федор Васильевич

Крупный общественный и промышленный деятель половины XIX века, писатель; происходил из бедной дворянской семьи и родился в 1811 году, в Костроме. Начав свое учение в Костромской Гимназии, Чижов перешел, затем, в Третью Петербургскую, откуда поступил на физико-математический факультет С.-Петербургского Университета. Окончив здесь курс со степенью кандидата в 1832 году, Чижов предназначен был для приготовления к профессуре и для этой цели - к отправлению за границу, но ввиду состоявшегося в 1831 году Высочайшего повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге. Способности Чижова, однако, были настолько выдающимися, что профессор университета Д. С. Чижов, однофамилец Ф. В., выхлопотал ему в августе 1833 года от попечителя учебного округа С. С. Уварова ежегодное в течение трех лет пособие по 1500 рублей, дабы Чижов мог заниматься математикой у академика M. В. Остроградского. В это время Чижов уже состоял адъюнктом университета и читал в нем курс начертательной геометрии (с 1832 года), но отказавшись от своего небольшого родового имения в пользу сестер еще во время своего студенчества и получая всего лишь 600 рублей, он принужден был зарабатывать себе деньги частными уроками. Поэтому, полученное им от С. С. Уварова пособие было для него большим благодеянием и он мог спокойно предаться занятиям математикой, не отвлекаясь от них заботами о заработке. Продолжая читать лекции в Университете, Чижов представил диссертацию на степень магистра, напечатанную в 1836 году и носящую название: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли". За эту работу, замечательную по отчетливости изложения, столь важной в аналитической механике теории, он был удостоен звания магистра математических наук. В Университете Чижов впервые встретился с Н. В. Гоголем, назначенным в 1834 году на кафедру древней и средневековой истории, но сойтись они не могли: слишком велика была разница между ними как по их личным характерам, так и по взглядам на науку и ее преподавание.

В 1837 году Чижов выпустил в свет новый свой труд: "Паровые машины, история, описание и приложение их, со множеством чертежей (составленное по Пертингтону, Стефенсону и Араго)", - сочинение, бывшее в свое время весьма полезным и выдающимся. Кроме того, в это время он принимал участие в повременных изданиях того времени, каковы: "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и "Журнал Министерства Народного Просвещения", в которых помещал как оригинальные, так и переводные статьи. В Петербургском Университете Чижов пробыл до осени 1840 года, когда расстроенное здоровье принудило его покинуть преподавание и уехать сперва в Малороссию, а затем и за границу. Из этого отпуска он на службу уже не возвращался, и кафедра его до окончательного увольнения из университета в 1845 году была замещена экстраординарным профессором Савичем. Еще находясь в университете, Чижов стал интересоваться литературой, искусствами и историей и в 1839 году выпустил в свет перевод сочинения Галлама: "История европейской литературы в XV-XVI столетиях", снабдив его многими своими примечаниями, показавшими в нем весьма обширную начитанность, а в 1841 году "Призвание женщин" (перевод и переделка с английского). Увлечение историей искусств и другими науками, а также замкнутость избранного им поприща - ученого математика, не могшее удовлетворить пылкой и разнообразно одаренной природы Чижова, - были, без сомнения, не последними причинами, заставившими его оставить университет. Избрав себе целью в заграничном путешествии изучение истории искусств, как, по собственному его определению, "одного из самых прямых путей к изучению истории человечества", Чижов первый год провел на водах в Мариенбаде, объехал, затем, большую часть западной Европы, а зимою посетил Италию, куда потом приезжал на зиму уже каждый год во все пребывание свое за границей. Встретившись в первый год своего пребывания за границей в Праге с Ганкой, давшим ему впервые понятие об общеславянских идеях, Чижов, увлекшийся ими, посетил, затем, южнославянские земли, Истрию, Далмацию, Черногорию, Сербию, с целью убедиться в близости славянских народов между собою и проверить свое увлечение. Везде Чижов встречал искреннее сочувствие к себе, как к русскому; найдя близ Полы православную церковь и пораженный ее крайней бедностью, Чижов выписал для нее из России церковную утварь, ризы, книги и прочее, и лично перевезя все это по Адриатическому морю, он подвергся опасности от австрийцев, несмотря на то, что его охраняли заранее предупрежденные им далматинцы. Путешествуя, Чижов встречался со многими известными людьми. Так, в одну из поездок своих по Бельгии, он встретился с В. С. Печориным, часть записок которого им помещена в "Русском Архиве" (1870 г., стр. 1333-1342), - Мицкевичем, который, по его отзыву, в это время был крайним мистиком и слепо верующим идеалистом без каких-либо определенных целей. Большую часть своего пребывания Чижов провел в Италии, изучая здесь не только историю искусства, но и итальянскую историю вообще, в особенности же историю Венеции. В Риме Чижов жил в одном доме с Гоголем и Н. М. Языковым, причем сошелся близко только с последним. Принявшись со свойственным ему жаром за изучение искусств, Чижов вскоре стал знатоком в этой области и близко сошелся с А. А. Ивановым и тамошним кружком художников, на которых имел весьма благотворное влияние, будучи строгим и справедливым судьей художественных произведений. Насколько Чижов серьезно занимался здесь искусством, могут служить замечательные его статьи: "О работах русских художников в Риме" и "О римских письмах Муравьева" ("Московский Сборник" 1846 и 1847 гг.). В 1846 году Чижов приехал в Петербург, но не встретив здесь живого отклика славянским идеям, которые вместе с задачей изучения искусств тогда всецело поглощали его, он отправился в Москву и здесь вполне примкнул к кругу Хомякова, Киреевских, К. Аксакова и Ю. Самарина. Ставя Хомякова выше всех остальных по уму, таланту, обширности взгляда и начитанности, он мало сошелся и узнал других членов кружка. Смотря на общеславянскую идею с точки зрения исторически мировой неизбежности и вполне сам проникнутый ею, Чижов задумал было с 1847 года издавать славянофильский журнал, но потом отложил его до 1848 года. Содержание этого журнала должно было состоять из отрывков его путешествия по славянским землям, из постоянных с чисто ученой точки зрения исследований литератур всех славянских народов, и статей русских людей с разбором всех замечательных иностранных сочинений, но в таком виде, чтобы они давали полное понятие как о содержании книги, так и об исполнении. Предполагалось также, если будет дозволено, помещать и разборы иностранных сочинений о России, но с просьбой, чтобы они шли через Канцелярию Его Величества, а не через обыкновенную цензуру. Знакомство Чижова со всеми членами кружка славянофилов, а также его горячая и деятельная жизнеспособность служили залогом успеха журнала, и с целью приобретения сотрудников в славянских землях он вновь в 1846 году уехал за границу. Посетив вторично Сербию, Истрию, Далмацию и другие австрийские славянские земли, Чижов везде горячо проповедовал славянские идеи, а находясь на Далматинском берегу, ему случайно удалось помочь далматинцам выгрузить оружие. Еще во время своего первого заграничного путешествия Чижов был замечен австрийским правительством, посылавшим на него доносы русскому; после же случая с выгрузкой далматинцами оружия в доносах австрийцев стали появляться предупреждения об опасности от такого возмутителя, составившего якобы заговор против русского правительства. Около этого же времени Чижов получил известие об опасной болезни своей матери и поспешил возвратиться в Россию. Но едва он переехал границу, как был захвачен ждавшими его здесь русскими полицейскими агентами и отправлен прямо в Петропавловскую крепость. Ответы Чижова (напечатанные в "Историческом Вестнике", 1883 г., август, стр. 241-262, "Воспоминания Ф. В. Чижова", должно быть не что иное, как эти ответы) на тринадцать предложенных ему вопросных пунктов о его деятельности, связях и мыслях, занявшие до пятидесяти листов, были написаны им совершенно правдиво и прочитаны императором Нилаем I, нашедшим чувства Чижова хорошими, но слишком горячо выраженными. Воспретив Чижову пребывание в обеих столицах, государь разрешил ему, однако, самому избрать место для жительства; Чижов уехал в Киевскую губернию и стал там заниматься шелководством, которым заинтересовался еще будучи в Италии. Таким образом, в жизни Чижова совершился резкий переворот и издание задуманного им журнала само собой не состоялось. Предавшись со всей страстностью и настойчивостью своей природы изучению шелководства в местечке Триполье (вниз по Днепру, в 50 верстах от Киева) в отведенных ему в аренду 50 десятинах земли от Министерства государственных имуществ, Чижов принялся также и за изучение философии, свидетельством чему служат многочисленные его выписки из сочинений по этому предмету. Работая здесь собственноручно в течение шести лет, он иногда посещал в Киеве семейство Галаганов, тесные, почти родственные, связи с которым у него были еще со времени его пребывания в Петербурге, когда одновременно с чтением лекций в университете он занимался с Г. П. Галаганом. Впоследствии, когда умер сын его воспитанника в 1869 году, мысль о учреждении в Киеве коллегии его имени была подана Чижовым, и таким образом "Коллегия Павла Галагана", в разработке плана которой он принимал близкое участие, до некоторой степени обязана своим существованием Чижову. У Галаган, а также у доктора С. А. Смирнова, С. А. Данилевского и М. В. Юзефовича, Чижов встречался с Гоголем и на этот раз, по его отзыву, как с истинным другом. Результатом работ Чижова по шелководству было появление сперва многочисленных статей его по этому предмету в "С.-Петербургских Ведомостях", а затем и исследования: "Записки о шелководстве" (новое издание, M., 1870), которое заключало в себе историю развития шелководства, Книга эта, переведенная на иностранные языки, до сих пор не потеряла своего значения для всех занимающихся разведением шелковичного червя. Со вступлением на престол императора Александра II, Чижов с 1855 года получил разрешение жить в столицах, и, не имея возможности издавать задуманный им журнал ("Русский Вестник" издавался уже, и враждебной славянофилам партией), Чижов ограничился помещением статей по разным предметам в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и других журналах. Такова его статья: "Джиованни Фиезольский и об отношении его произведений к нашей иконописи" ("Русская Беседа" 1856 г.). Здесь же за 1857 год, а также частью в "Московском Сборнике" 1847 года помещены его записки о путешествии, интересные и бытовыми, и историческими чертами, а также описанием памятников римского зодчества. С этих пор, т. е. с 1857 года, в деятельности Чижова наступает новый период. Убедившись в крайне угнетенном и беспомощном положении русской промышленности и поставив себе задачей покровительствовать ей в смысле развития соперничества с иностранным производством посредством наибольшей продуктивности труда и при помощи научно-технического образования, Чижов вложил все свое увлечение и энергию в новое для себя дело. Образовав при содействии А. П. Шипова "Общество для содействия русской промышленности и торговле" - которое, однако, не принесло значительной пользы делу, вследствие косности купечества и новизны положенного в его основание публичного обмена мыслей по поводу нужд самого же купечества, Чижов с 1858 года предпринял издание "Вестника Промышленности" с бывшей при нем газетой "Акционер", сперва держа редактирование им в своих руках, а потом (в 1861 г.) разделив этот труд с профессором И. К. Бабстом. "Вестник Промышленности", издававшийся на весьма ограниченные средства Чижова, несмотря на сочувствие и материальную поддержку со стороны московских богачей (В. К. Крестовников, И. Ф. Мамонтов, К. В. Рукавишников, С. М. Третьяков, А. И. Кошелев, П. П. Малютин, Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Кокорев и другие), шел плохо и в конце концов, по нежеланию Чижова продолжать его, хотя и были доставлены упомянутыми лицами на его издание значительные суммы, прекратился в 1861 году. "Акционер" же в 1862 году выходил самостоятельно, а в 1863 году - как приложение к газете "День", издававшейся под редакцией И. С. Аксакова. В 1862 же году Чижов намеревался издавать "День", но это не было ему разрешено без объяснения причин, хотя правительство ранее и предлагало ему редактировать газету, долженствовавшую заменить запрещенный в 1859 году " Парус". Ведя журнал, в котором приходилось часто помещать статьи, заключавшие в себе сетования по поводу того, что русское железнодорожное дело находится в руках иностранцев, Чижов обратил внимание на этот вопрос и решил вырвать русские дороги из рук иностранцев. Желая доказать, что русские могут построить дорогу и управлять ею так же, как и иностранцы, он избрал на первый раз линию к Троице-Сергиевской Лавре. Всегда принимаясь за дело основательно и обдуманно, Чижов, - с целью собрать данные о количестве пассажиров будущей дороги, - снарядил несколько партий из молодежи, на обязанности которой лежал точный перечет всех проезжих и прохожих на пути в Лавру. Собрав таким оригинальным способом необходимые данные, он представил соображения насчет дороги правительству, и в 1860 году акционерная компания была разрешена. Первое правление дороги состояло из барона А. И. Дельвига (главный инспектор железных дорог), И. Ф. Мамонтова и Н. Г. Рюмина. Работы по постройке были начаты в 1860 же году, а в 1868 году было открыто движение от Москвы до Лавры, причем Чижов, будучи до того кандидатом в члены правления, заместил А. И. Дельвига, выбывшего из его состава. Заинтересовавшись, затем, положением в промышленном отношении нашего северного края, забытого и правительством, и частною предприимчивостью, и построив Вологодскую линию, Чижов одновременно с ее проведением организовал товарищество Архангельско-Мурманского пароходства по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Наводя каждого вступающего к нему в компанию на мысль о бескорыстном служении родине и о вероятности убытков, несмотря на беспроцентную ссуду правительства в 100 тысяч рублей, Чижов незадолго до своей смерти вложил в это дело своих 200 тысяч рублей, заложив для того все свои свободные бумаги. Неуклонно идя к разрешению поставленной им себе задачи - передачи железных дорог в русские руки, - он задумал сделать это и с Николаевской дорогой. Заручившись доверием русского правительства и составив солидную компанию (T. С. Морозов, С. М. Третьяков с родней, И. Ф. Мамонтов, Н. Г. Рюмин, П. П. Малютин, К. В. Рукавишников, А. и В. Крестовниковы, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Полетика - редактор "Биржевых Ведомостей", негласно В. A. Кокорев и другие), Чижов тем не менее не был в состоянии купить эту дорогу у Главного Общества. Потерпев здесь неудачу, Чижов стал заниматься исключительно Троицкой дорогой и принимал лишь косвенное участие в газетах "Москва" и "Москвич", издававшихся официально под редакцией Андреева, а фактически - И. С. Аксакова и выходивших в 1867-1868 годах. Эти газеты просуществовали недолго, но, тем не менее, успели принести большую пользу русской промышленности, вызвав пересмотр таможенного тарифа с участием представителей от купеческого сословия. И в этом деле Чижов принимал самое деятельное участие, проверяя записки о действительной стоимости предметов производства каждого фабриканта. Этот первый общий пересмотр тарифа с представителями от купечества, состоявшийся под председательством тайного советника Небольсина, не удовлетворил своими результатами многих, особенно сторонников протекционистов, и спустя несколько месяцев после утверждения нового тарифа в кредитных рублях, Чижовым была составлена записка о желательности золотой пошлины, которая и была введена вскоре, возвысив почти на 40% по тогдашнему курсу все пошлины и вызвав прилив золота в казну. После этого Чижов удлинял свою Троицкую дорогу и задумал покупку в русские руки Московско-Курской железной дороги. При помощи особо придуманной им комбинации, дорога в 1873 году была куплена московской компанией, и Чижов, как один из ее участников, реализировал значительные барыши. По условию с правительством, акции этой дороги должны были быть неприкосновенными 18 лет, и Чижову до самой последней минуты не были известны его капиталы. Последние годы своей жизни Чижов занят был устройством "Московского купеческого банка", директором которого он пробыл несколько лет, и "Общества взаимного кредита", - учреждений, принесших огромнейшую пользу московскому купечеству, не имевшему до того мелкого кредита, столь необходимого в торговых оборотах. Скончался Чижов от аневризма, 14-го ноября 1877 года, и похоронен в Даниловском монастыре в Москве, близ могилы Н. В. Гоголя.

Будучи "бескорыстнейшим из людей", "без всякой личной корысти", как сказал об этом замечательном деятеле И. С. Аксаков в своей речи, читанной 18-го декабря 1877 года в Славянском Благотворительном Обществе, Чижов не был лишь умным, строгим и безупречным в сфере экономических интересов практическим деятелем. По существу своей природы это был человек вечной духовной мысли и высших нравственных идеалов, которые он не покидал ни в каких своих делах. Принимаясь за какое-либо предприятие, он всегда одухотворял его своей нравственной стихией, высшею идеальною целью, - и только в таком случае возможна была для него работа. Всякое дело, за которое он брался, имело всегда самые благотворные последствия для следующих поколений. Обладая несокрушимой энергией, волей, мощью характера и будучи строг по отношению к себе - Чижов имел в высшей степени сострадательное сердце и многим в своей жизни помог и словом и делом, но не выносил лености и праздности в людях, а также невнимательного и легкого отношения к своим долгу и обязанностям. Живя в высшей степени скромно, Чижов был безупречно честен, что было известно не только в России, но и за границей, и имя его, стоявшее во главе какого-либо предприятия, было лучшим ручательством за достоинство и вместе с тем за успех взятого им на себя дела. В людях, с которыми его сталкивал случай, Чижов оставлял неизгладимое впечатление своей личностью. Постоянно занятый каким-либо взятым в свои руки делом, Чижов находил время и для занятий литературой. Так, кроме упомянутых, им напечатаны, например, следующие статьи: "Полвека общественной жизни. Воспоминания И. А. Шестакова, с предисловием Ф. В. Чижова" ("Русский Архив", 1873 г., стр. 164-200) и "О трудах по истории русского законодательства" ("Русский Архив", 1869 г., стр. 2045-2066). На реализованные в 1891 году акции Московско-Курской железной дороги, доставившие около 6 миллионов состояния, по завещанию Чижова, было устроено пять имени его промышленных училищ в Костромской губернии: два в Костроме (среднее механико-техническое из четырех классов и низшее химико-техническое из трех специальных и одного приготовительного), одно - в Кологриве (низшее сельскохозяйственно-техническое), одно - в Макарьеве (ремесленное) и одно - в Чухломе (сельскохозяйственное). В настоящее время все эти училища вполне обеспечены неприкосновенным капиталом почти в четыре миллиона рублей, находящимся в Государственном банке. Почти непрерывно, начиная со студенчества и до последнего дня своей жизни, Чижов вел подробный дневник, занося в него все случайности и встречи с приведением своих взглядов и мнений о каждом явлений и лицах. Этот весьма любопытный документ, обнимающий собой время почти в сорок лет и весьма ценный для освещения славянофильства, был завещан Чижовым Румянцевскому музею под условием вскрытия его через сорок лет после его смерти и, таким образом, оценка и значение самобытной и поистине крупной и замечательной личности Чижова не может быть полной и всесторонней в настоящее время.

Аркадий Чернов, "Ф. В. Чижов и его связи с Н. В. Гоголем", биографический очерк, М., 1902; "Русская Старина", 1881 г., январь, стр. 191; "Воспоминания В. Ф. Чижова", "Исторический Вестник" 1883 г., февраль, стр. 241-262; "Русский Архив", 1878 г., кн. І, стр. 129-137; 1883 г., кн. II, стр. 207-208; 1884 г., кн. І, стр. 391; 1885 г., кн. III, стр. 296-297; В. Григорьев, "Императорский С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования", СПб., 1870, стр. LXXI, 92, 177-178, примечание 181-е; Некролог, "Пчела" 1877 г., №№ 9 и 10; В. Срезневский, "Список повременных изданий с 1703 по 1899 год со сведениями об экземплярах, принадлежащих Императорской Академии Наук", СПб., 1901 (корректур. издание); "Русский Сборник", т. II, ч. 1-2. (Бесплатное прил. к журналу "Гражданин"), стр. 320-323. - Отчет географ. общ., 1877; А. Воронов, "Историко-стат. обозрение учеб. завед. СПб. учеб. округа", стр. 177-178, 185, 227; "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1877, № 12, стр. 155-157.

Вадим Модзалевский.

{Половцов}

Чижов, Федор Васильевич

(1811-1877) - крупный предприниматель, финансист и писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности. Окончил курс в спб. университете со степенью кандидата физико-математических наук и тогда же был назначен преподавателем начертательной геометрии в университете. В СПб. Ч. занимался у академика Остроградского. В университете Ч., в качестве адъюнкта, читал математические науки до 1840 г. В 1836 г. получил степень магистра за диссертацию: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры Земли" (СПб., 1836). В 1838 г. издал первое русское сочинение о паровых машинах ("Паровые машины. История, описание и приложение их", СПб.). В последние годы преподавания в университете Ч. перешел к занятиям историей литературы и искусства. В 1839 г. вышел его перевод, с примечаниями, "Истоки европейской литературы XV и XVI столетий" Галлама, в 1841 г. - переделка с английского: "Призвание женщины". 1840-1847 гг. Ч. провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства, "как одним из самых прямых путей к истории человечества". Его статьи по искусству появлялись в "Современнике", "Москвитянине", "Московском Сборнике" (об Овербеке, о работах русских художников в Риме, о римских работах Муравьева, Джованни Фиезольский и многие др.). Впоследствии им выполнен перевод "Истории пластики" Любке и "Истории искусства" Куглера. В Италии Ч. жил в близком общении с Гоголем и Языковым [О Гоголе он оставил ценные воспоминания.]. К 1845 г., когда Ч. на время приезжал из-за границы в Россию, относится личное его знакомство и сближение со славянофилами. Ч. разделял их взгляды на значение и призвание России и на славянский вопрос. Будучи за границей, Ч. путешествовал по южнославянским землям. На возвратном пути, в 1847 г., Ч. был арестован на границе и привезен в СПб. Здесь ему учинили допрос, с кем он виделся за границей, в чем состоят славянофильские идеи, какие имеет суждения о соединении славянских земель, кто в Москве предан славянофильским идеям, зачем он носит бороду и т. д. Никакого преступления за Ч. не нашли и недели через две выпустили под секретный надзор. Ч. направился в Киевскую губернию, арендовал имение и занялся шелководством. Его "Письма о шелководстве" помещались в "СПб. Ведомостях" и в 1870 г. в Москве вышли отдельно.

После крымской кампании пора невольного досуга Ч. кончается, он переезжает в Москву и здесь развивает энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом. С эпохой русского возрождения после 1854 г. связано оживление русской торговли и промышленности; крупное промышленное торговое движение в Москве является окрашенным в национальный цвет, крупные предприятия основываются по патриотическим соображениям.Ч. выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 г., вместе с Бабстом, он приступает к изданию "Вестника Промышленности" (изд. в 1858-61 гг.). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли "Акционер" (одно время выдавалась как приложение к газете "День"). Ч. деятельно защищал покровительство отечественной промышленности. От деятельности теоретической Ч. переходит к практической. По его инициативе и при его содействии созидается первая "русская" частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Ч. является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу. Наконец, Ч. организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства. Огромное свое состояние (около 6 млн.) он оставил на устройствов Костромской губернии профессиональных технических училищ. После Ч. остался огромный дневник, веденный им в течение нескольких десятков лет, хранящийся теперь в Румянцевском музее и могущий быть вскрытым только через сорок лет после его смерти. Под редакцией Ч. было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя.

См. И. С. Аксаков, "Федор Васильевич Ч." (из речи, "Русский Архив", 1878, кн. 1); "Промышленные училища Ф. В. Чижова в Костромской губернии" (М., 1900; с биографическим очерком); Арк. Чероков, "Ф. В. Чижов и его связи с Гоголем" (М., 1902); "Воспоминания Ф. В. Чижова" ("Исторический Вестник", 1883, февраль, ответы Ч. в 3-м отделении); В. В. Григорьев, "Спб. университет в течение первых 50 лет" (СПб., 1870); "Записки и дневник" Никитенко; письма Ч. к Гоголю в "Русской Старине" (1889, июль).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (1811 1877) крупный предприниматель, финансист и писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности. Окончил курс в спб. университете со степенью кандидата физико… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алексей Рудольфович (род. 1964), спортсмен (международные шашки), международный гроссмейстер (1988). Чемпион мира (1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1996, 1997), СССР (1990).