Как списать питание работников по налоговому учету. Как отразить в учете расходы на бесплатное питание, предусмотренное трудовым (коллективным) договором. Налогообложение при бесплатном питании сотрудников

В наше время многие предприятия практикуют организацию питания сотрудников. Бухгалтерам в таком случае приходится разбираться в тонкостях учета связанных с этим хозяйственных операций и в правилах налогообложения. Следует иметь в виду, что бухгалтерский учет затрат фирмы на обеды работников будет зависеть от того, имеется ли в компании собственное подразделение общественного питания, или же закупка готовых наборов продуктов осуществляется у сторонних предприятий. Что касается уплаты налогов, тут все зависит от того, предусмотрено питание персонала коллективным (трудовым) договором, или нет. Обо всех особенностях вы узнаете из статьи «Питание сотрудников проводки».

Питание сотрудников проводки – столовая на балансе предприятия

Чтобы обобщить имеющиеся сведения о расходах столовой, которая числится на балансе предприятия, бухгалтер должен использовать счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Такой порядок предусмотрен Планом счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Питание сотрудников проводки – обеды по системе «шведский стол»

Когда питание персонала организовано в виде шведского стола, невозможно определить, сколько именно потребленной пищи приходится на каждого из подчиненных. В связи с этим, затраты, понесенные фирмой на приготовление обедов, облагаются единым социальным налогом и НДФЛ по нестандартной для данной ситуации схеме.

Как известно, ЕСН и налог на доходы физических лиц представляют собой адресные налоги (взносы), поскольку их расчет производится отдельно на основании величины заработка каждого из сотрудников компании. Готовый обед за счет организации является доходом работника в натуральной форме, с которого требуется уплатить налоги, как с заработной платы.

А при организации обедов по системе шведского стола, когда каждый накладывает в свою тарелку блюда в каком угодно количестве и ассортименте, невозможно с точностью определить, в каком именно размере каждым из подчиненных был получен этот доход (проще говоря, на какую сумму каждый из сотрудников пообедал). По этой причине сумму оплаты фирмой питания, предоставляемого работникам бесплатно, нельзя рассматривать в качестве доходов персонала.

Такое правило подтверждается судебной практикой, достаточно ознакомиться с п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 № 42 . Аналогичный вывод можно сделать после прочтения текста Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и глав 23 –24 Налогового кодекса – в данных нормативных актах не содержится указаний относительно порядка установления дохода сотрудника в подобном случае.

Питание сотрудников проводки – компенсация стоимости питания сотрудникам

Зачастую предприятие не предоставляет бесплатные обеды персоналу, а просто компенсирует им стоимость питания. План счетов бухгалтерского учета предусматривает использование:

  • счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – на нем отражается осуществление выплат персоналу, не связанных с оплатой труда и компенсацией расходов подотчетных лиц (выплата компенсаций стоимости питания из средств, взятых в кассе, будет отражена по ДЕБЕТУ счета 73 в корреспонденции со счетом 50 «Касса»);
  • сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» – для отражения внереализационных затрат.

Рассмотрим пример того, как бухгалтер отражает проводками расходы компании, связанные с выплатой сотрудникам компенсации стоимости обедов. Представим, что сотрудники ООО «Облака» ежемесячно получают компенсацию стоимости питания в сумме 1500 рублей:

ДЕБЕТ КРЕДИТ
91-2 73
99-2 68
73 68
73 50

Питание сотрудников проводки – компания покупает для работников обеды у сторонней фирмы

Важно! Если предоставление обедов работникам фирмы оговорено коллективным или трудовым договором, их стоимость является частью зарплаты, выраженной в натуральной форме, то есть бухгалтерам следует отражать стоимость питания в том же порядке, в каком отражается начисления и выплата оклада.

Для целей отражения выплат, связанных с оплатой труда работников, применяется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (ведется отдельно по каждому работнику). Поскольку стоимость питания персонала с работников не взимается, она относится к разновидности оплаты труда, а значит, отражается также на счете 70. По ДЕБЕТУ сч. 70 должны быть отражены выданные суммы оплаты труда (пенсии работающим пенсионерам, заработная плата, премиальные выплаты, доплаты, надбавки, пособия), суммы налогов, различных удержаний и платежей по исполнительным документам. По КРЕДИТУ сч. 70 будут отражены выплаты по оплате труда в корреспонденции со счетами учета расходов на производство (затрат на реализацию).

Необходимо также обратить внимание на следующие моменты, касающиеся налогового и бухгалтерского учета в организации, предоставляющей питание своим сотрудникам:

  1. Начисление ЕСН должно быть отражено по КРЕДИТУ сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с ДЕБЕТОМ счетов учета производственных расходов. Сумма ЕСН признается затратами по обычным видам деятельности.
  2. Если предоставление сотрудникам обедов не оговорено в трудовых и коллективном договорах, затраты компании на обеды работников признаются внереализационными расходами. Отражаются они по ДЕБЕТУ сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с КРЕДИТОМ сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
  3. Оплата услуг компании, у которой приобретаются готовые обеды, согласно заключенному договору, будут отражены по ДЕБЕТУ сч. 60 и КРЕДИТУ сч. 51 «Расчетные счета».
  4. Затраты на передачу товаров (работ, услуг) для собственных нужд, согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ , не могут быть приняты к вычету в целях исчисления налога на прибыль. Данные расходы облагаются НДС, который в обязательном порядке выделяется на сч. 19 для последующего зачета из сумм налога, перечисляемых в бюджет.
  5. Постоянной разницей должны быть признаны затраты, которые формируют бухгалтерскую прибыль отчетного периода и не принимаются в расчет при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нынешнего и последующих отчетных периодов. Постоянные разницы отчетного периоды должны отражаться на счетах обособленно. Они подлежат отражению в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла постоянная разница. В случае с предоставлением персоналу обедов это будет аналитический учет по счету 91 субсчет 91-2.
  6. Появление постоянной разницы означает возникновение постоянного налогового обязательства (суммы налога, которая в отчетном периоде увеличивает размер налоговых платежей по налогу на прибыль). Рассчитать величину постоянного обязательства можно, умножив постоянную разницу, выявленную в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль (согласно п. 1 ст. 284 НК РФ – 24%). Отражать постоянные налоговые обязательства следует по ДЕБЕТУ сч. 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с КРЕДИТОМ сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Питание сотрудников проводки – питание работников не предусмотрено трудовым или коллективным договором

В зависимости от того, предусмотрены обеды для персонала трудовым (коллективным) договором, или нет, будет различаться порядок исчисления НДФЛ, ЕСН и налога на прибыль. Рассмотрим сперва ситуацию, когда в тексте упомянутых договоров содержится информация об организации питания сотрудников.

Налог на прибыль

Расходы предприятия по организации бесплатного питания работникам не учитываются при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 25 ст. 270 НК РФ). Однако, в нашем случае, когда о предоставлении обедов сказано в трудовых или коллективных договорах, затраты предприятия на питание (льготное или бесплатное) в обязательном порядке должны быть учтены с целью исчисления налога на прибыль.

Работодатель является налоговым агентом сотрудников, поэтому обязанность по расчету НДФЛ по ставке 13% и его перечислению в бюджет ложится на предприятие. Налог удерживается из любых выплат, предназначенных для работника, при их фактической передаче трудящемуся. Стоит иметь в виду, п. 4 ст. 226 НК РФ запрещает удерживать более 50% суммы выплаты.

Бухгалтер отразит удерживаемый с доходов НДФЛ по ДЕБЕТУ сч. 70 в корреспонденции с КРЕДИТОМ сч. 68. Начисление НДФЛ отражается в форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и НДФЛ».

Единый социальный налог

Стоимость питания, оплачиваемая предприятием в соответствии с условиями договора между руководством и сотрудниками, облагается единым социальным налогом, поскольку затраты на организацию обедов относятся к расходам на оплату труда, которые снижают размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. С данных сумм также уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от травматизма и профессиональных заболеваний.

Объект налогообложения и налоговая база по ЕСН облагаются также взносами в Пенсионный Фонд, тарифы которых обозначены текстом ст. 22-23 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ . Сумма авансового платежа по ЕСН может быть уменьшена на сумму начисленных взносов в ПФР (может быть оформлен налоговый вычет, не превышающий сумму ЕСН).

Питание сотрудников проводки – питание работников предусмотрено трудовым (коллективным) договором

Другая ситуация с налогообложением стоимости бесплатного питания на предприятии складывается в случае, когда предоставление обедов работникам регламентировано трудовым или коллективным договором.

Налог на прибыль

Затраты, понесенные предприятием на организацию питания сотрудникам, не учитываются при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поскольку обеды предоставляются бесплатно (или по льготной стоимости) и предоставляются не с целью выдачи специального питания отдельным категориям работников (п. 25 ст. 270 НК РФ).

Единый социальный налог

Выплаты сотрудникам не облагаются ЕСН, если у компании-налогоплательщика данные выплаты не относятся к затратам, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Так как бесплатное питание выдается не на основании трудового договора, стоимость обедов не может облагаться единым социальным налогом. То есть, страховые взносы в ПФР не должны уплачиваться со стоимости питания. Однако, согласно ст. 255 НК РФ , в расходы фирмы-налогоплательщика могут быть включены любые затраты на оплату труда, включая начисления в натуральной форме. Поэтому снизить размер базы по налогу на прибыль на стоимость питания можно только в том случае, если оно предусмотрено трудовыми или коллективными договорами.

Если компания производственная, или фирма оказывает услуги или выполняет оплачиваемые работы, стоимость питания в целях налогообложения учитывается раздельно для производственного персонала и специалистов административно-управленческого звена. Делается это потому, что предоставление питания относится к оплате труда, а его можно отнести к прямым либо косвенным расходам фирмы. Затраты предприятия на оплату труда производственного персонала являются прямыми расходами, часть которых не списывается по окончании периода, а относится к незавершенному производству. Затраты же на оплату труда управляющих являются косвенными и списываются в полном объеме по завершении налогового периода для формирования базы по налогу на прибыль.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Бухгалтер не удерживает НДФЛ со стоимости питания, предоставляемого работника на предприятии бесплатно, за счет работодателя.

Продукты питания поступают в автономное учреждение от поставщиков или закупаются через подотчетных лиц. Ежедневно оформляется меню-требование на выдачу продуктов питания со склада. В меню-требовании указываются категории и количество довольствующихся. Для каждой категории довольствующихся указывается количество продуктов, которое требуется списать.

Из документа формируется печатная форма меню-требования (ф.0504202 Инструкции по бюджетному учету N 148н от 30.12.2008).

"Отчет по стоимости питания" предназначен для формирования сводной ведомости по стоимости питания. Сводная ведомость содержит плановые и фактические данные по стоимости питания (общая стоимость за период) и по стоимости дня питания (средняя стоимость в расчете на человека).

С помощью "Отчета по расходу продуктов питания" можно получить ответы на следующие вопросы:

  • какое количество продуктов израсходовано на данную группу питающихся, какова стоимость этих продуктов?
  • за счет каких источников финансирования осуществлялось питание, в какой пропорции?
  • какие именно продукты были закуплены за счет данного источника финансирования, на питание каких групп довольствующихся они пошли?
  • и др.

Накопительные ведомости по приходу и по расходу продуктов питания (ф. 0504037 и 0504038) формируются для обобщения информации о поступлении и расходовании продуктов питания в течение месяца. Формы накопительных ведомостей утверждены Приказом Минфина РФ N123н от 23.09.2005 "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Требования к питанию.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05 , СанПиН 2.3.2.1078-01 .

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08 (п. 14 Рекомендаций).

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

    учет продуктов питания;

    учет готовых блюд;

    учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе . При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н .

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Поступление материалов от поставщика

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

Оплата поставщику стоимости продуктов питания

0700 0000000000 244

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания

0700 0000000000 244

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком

0700 0000000000 244

0700 0000000000 244

0700 0000000000 244

Передача продуктов питания для приготовления блюд

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учет готовых блюд. Для правильного отражения в учете готовых блюд обратимся к разъяснениям, данным в Письме Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495. В нем, в частности, указано, что в соответствии с п. 121 Инструкции № 157н продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи, – отражается на счете 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения».

При этом готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции № 157н).

Для каждого изделия собственного производства рассчитывается цена реализации. Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья.

Исходя из того, что государственное учреждение признается некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (далее – Постановление № 132).

Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (форма № ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (форма № ОП-2).

Фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца.

При этом фактическая себестоимость готовой продукции в столовой учреждения формируется с учетом прямых, накладных и общехозяйственных расходов с использованием счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н).

Пунктами 134 и 135 Инструкции № 157н предусмотрено несколько вариантов распределения накладных и общехозяйственных расходов учреждения, произведенных за (месяц).

При этом выбранный способ распределения указанных расходов учреждению необходимо предусмотреть в рамках формирования учетной политики.

Обратим внимание, что при организации питания в общеобразовательных и дошкольных учреждениях в большинстве случаев его оплачивают родители. В таких столовых в стоимость готовых блюд не включаются расходы на заработную плату персонала, коммунальные услуги и содержание имущества (пп. 3 п. 1 ст. 8, пп. 5 п. 1 ст. 9, п. 4 ст. 65, п. 9 ст. 66 Закона об образовании). Таким образом, их себестоимость сложится только из стоимости используемых продуктов или полуфабрикатов.

Принятие к учету готовых блюд и их реализация отражаются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)

Принятие к учету готовых блюд

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

Реализация готовых блюд

0700 0000000000 000

0700 0000000000 000

* Если готовая продукция реализуется за плату.

** Если готовая продукция расходуется на нужды учреждения (плата за питание не взимается). В казенных образовательных учреждениях, к которым относятся интернаты, детские дома, специальные (коррекционные) школы и т. п., питание обучающихся организуется за счет бюджетных средств.

В образовательных организациях (а это в основном бюджетные и автономные учреждения) полученный доход от реализации готовых блюд является собственным доходом учреждения, и все расчеты следует отражать по КВФО 2. В соответствии с Указаниями № 65н доходы относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учет платы за питание. Плата может вноситься через кассу или перечисляться на лицевой счет учреждения. Начисление дохода и внесение платы за питание в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начислен доход от реализации готовых блюд

Поступил доход в кассу (на лицевой счет)

Казенные учреждения, не являющиеся администраторами доходов, поступающих в бюджет, производят следующие записи:

Образовательные учреждения несут ответственность за состояние здоровья обучающихся и воспитанников. При организации питания они должны соблюдать требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также применять современные технологии организации питания. Питание организуется силами самого учреждения либо через сторонние специализированные организации. В первом случае учреждение организует учет продуктов питания, готовой продукции и платы за питание. Во втором – ведется учет расчетов с учреждением, оказывающим услуги.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 № 3.

Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Очередной раз правоту налогоплательщика, предоставлявшего своим сотрудникам бесплатные обеды за счет организации, подтвердил Арбитражный суд г. Москвы в постановлении от 6.04.2012 г. по делу № А40-65744/11-90-285.

ИФНС № 24 по г. Москве подала иск в отношении ООО «Автотрейд-АГ», обвиняя компанию в необоснованном включении в состав внереализационных расходов в проверяемом периоде в общем размере 4 252 175 рублей. В ходе рассмотрения дела арбитрами было установлено, что фирма-ответчик правомерно включила в состав расходов по налогу на прибыль суммы, уплаченные за предоставление услуг бесплатного питания работникам - так как данный пункт был закреплен в Положении о дополнительных льготах, а в трудовых договорах сотрудников указано, что на них распространяются все льготы, установленные в данной организации.

Договор дороже денег, или Кушать подано

Неотъемлемым документом, который поможет отрегулировать отношения сотрудников и работодателей в сфере предоставления питания, является коллективный трудовой договор. В нем стороны имеют право прописать условия полной или частичной оплаты питания (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

Существует несколько вариантов организации питания работодателем:

  1. компенсации, доплаты, дотации;

  2. заключение договора с организацией общественного питания (кафе, буфет, столовая);

  3. заказ готовых обедов в офис (кейтеринг);

  4. оборудование одного из кабинетов компании под кухню;

  5. создание собственной столовой.

Наиболее приемлемый путь каждая компания, просчитав предстоящие затраты, налоговые обязательства и оценив риски, выбирает сама. В каждом из вариантов существуют свои особенности. К примеру, организация столовой – один из самых затратных и осложненных бюрократическими процедурами способов, к которому стоит обращаться организациям с численностью сотрудников более 200 человек. Поэтому мы расскажем о самых популярных и наименее «пыльных» вариантах представления питания работникам компании.

1) Из рук в руки

Наименее хлопотный для организации путь – выплата сотрудникам дотаций на питание, т. е. выдача денег непосредственно на руки работникам.

Учесть сумму дотации на питание в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, организация сможет, только если таковая предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре с работниками (п. 25 ст. 270 НК РФ). Если это не оговорено, то суммы выплат будут начисляться за счет чистой прибыли.

Чайно-кофейный налог

Работодателю не следует начислять НДФЛ на стоимость приобретаемой в офис компании воды, кофе, чая, сахара, конфет. Если доход в натуральной форме, полученный сотрудниками в виде питания, не персонифицирован, то объект обложения НДФЛ отсутствует. Об этом свидетельствует письмо УФНС России по г. Москве от 28.08.2006 г. № 21-11/75538@.

Возможна ситуация, когда работодатель компенсирует сотрудникам расходы на обеды. Такой способ удобен тем, что работники сами определяют, где им питаться, и компании не нужно заключать договор с предприятием общественного питания. Сумму компенсации на обеды следует установить локальным нормативным актом, а в коллективном и трудовых договорах необходимо поставить ссылки на то, что работникам выплачиваются компенсации.

Также компания вправе предусмотреть в коллективном договоре доплаты на питание работникам при наличии такой возможности (ст. 41 ТК РФ). Если доплата на питание сотрудникам предусмотрена трудовым (коллективным) договором, эти суммы могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ).

2) Все включено

В случае предоставления комплексных обедов организацией общественного питания (кафе, ресторан, столовая) компания-работодатель должна заключить с ней соответствующий договор. В нем необходимо отразить условия предоставления питания сотрудникам данной фирмы. Возможен вариант, когда работники будут приходить на обед и предъявлять пропуск, талон или расписываться в ведомости, специальном журнале.

Что касается схемы текущего учета и контроля, форм актов и других документов, работодатель и организация общественного питания выбирают их самостоятельно, исходя из удобства применения. Расчеты между сторонами отражаются в общем порядке с использованием счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

3) C доставкой на дом

Доставка обедов в офис в последние годы стала все больше набирать популярность. Называется такой способ – кейтеринг (от англ. сater – поставлять провизию) – услуга по организации питания на выездном обслуживании.

Схему учета и контроля средств необходимо прописать в договоре. Если в документе зафиксировано, что фирма-работодатель лишь оплачивает услуги общественного питания, эти операции можно отражать так же, как и расходы на комплексные обеды.

В случае когда компания покупает обеды, а потом передает их работникам за плату и эта деятельность носит регулярный характер, отражать доходы и расходы по данным операциям следует на счете 91 «Прочие доходы и расходы» или на счете 90 «Продажи».

Если же работодатель приобретает обеды и передает их работникам бесплатно, учет блюд следует вести на счете 10 «Материалы».

4) Кухня под боком

Достаточно привычным вариантом на сегодня является переоборудование одного из кабинетов компании под кухню, оснастив ее различной бытовой техникой и мебелью. В ст. 223 «Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников» ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по благоустройству помещения для приема пищи в течение рабочего времени.

Бесплатное питание – как норма

Бесплатное питание в организации предусмотрено законом лишь для отдельных категорий персонала. Перечень этих профессий, должностей и производств определен приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 46н.

При этом НДФЛ и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не начисляются (п. 3 ст. 217 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Нормативы, по которым следует оборудовать помещение для приема пищи, установлены в СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 г. № 313). Так, согласно п. 2.48 – 2.52 СНиП 2.09.04-87, если количество работников составляет менее 30 человек в смену, можно оборудовать комнату для приема пищи (при численности до 200 человек – столовую или столовую-раздаточную).

Чтобы обосновать расходы на выделение помещения под обеденную комнату, а также покупку бытовой техники, в коллективном договоре или локальном нормативном акте следует прописать условие о предоставлении работникам данного помещения для приема пищи.

На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на обустройство обеденных комнат должны учитываться как прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Если стоимость приобретенной мебели и техники для оснащения кухни превысила 40 тыс. рублей, а срок службы составляет более 12 месяцев, ее придется погашать путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Персонификация данных

Суммы, перечисленные на питание работников, являются их доходом в натуральной форме и подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

При организации питания по принципу шведского стола размер такого натурального дохода по конкретному работнику установить не получится. Минфин России признает, что при отсутствии возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником, дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает (письмо ведомства от 15.04.2008 г. № 03-04-06-01/86, постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2009 г. № Ф09-5950/09-С2).

И все же, чтобы избежать претензий контролирующих органов, целесообразно организовывать питание сотрудников таким образом, чтобы можно было определить доход, полученный каждым из них.

Что касается компенсаций и дотаций, то эти формы оплаты питания облагаются НДФЛ. Удержать исчисленную сумму налога необходимо непосредственно из доходов работника при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Хвостатый сотрудник

Собака, как известно, друг человека, но еще верный и надежный охранник. Чтобы обезопасить свою контору от посещения незваных гостей, руководство некоторых компаний принимает простое решение – поставить у входа будку и посадить на цепь сторожевую собаку. И все бы хорошо, вот только во избежание претензий со стороны контролирующих органов содержание питомцев придется производить по нормам, установленным клубами собаководства, в зависимости от породы сторожевых собак (п. 4 письма ГНИ по г. Москве от 24.11.1998 г. № 11-13/35186).

В бухгалтерском учете затраты на содержание собак учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В налоговом учете такие расходы правильно будет отнести к прочим расходам (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Не забудем начислить и страховые взносы: ими подлежат обложению во внебюджетные фонды выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми и коллективными договорами, локальными нормативными актами (письма Минздравсоцразвития России от 19. 05. 2010 г. № 1239-19 и от 5.08.2010 г. № 2519-19).

Облагать или нет?

Одним из условий к вычету НДС является использование товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения данным налогом (пп. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Официальной позиции по вопросу начисления НДС на предоставление бесплатного питания работникам нет. В письмеУФНС России по г. Москве от 3 марта 2010 г. № 16-15/22410 сказано, что раздача сотрудникам обедов бесплатно, то есть безвозмездно, является объектом обложения НДС. Подтверждает эту позицию и постановление ФАС Московского округа от 27.04.2009 г. № КА-А40/3229-09-2 по делу № А40-34660/08-35-115. Суд указал, что бесплатная передача работникам обедов является услугой, поэтому облагается НДС.

Диаметрально противоположное решение вынес ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 г. № Ф04-5056/2008 (10064-А75-25) по делу № А75-1465/2008. Суд установил, что обеды сотрудников оплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и услуги по обеспечению питанием предоставлялись третьими лицами за счет средств работодателя. В этой ситуации при передаче обедов работникам реализации не происходит и уплачивать НДС нет оснований (аналогичное постановление вынес ФАС Московского округа от 16.07.2007 г., 18.07.2007 г. № КА-А40/5665-07 по делу № А40-53703/06-140-348).

На заметку бухгалтерам

Организация питания сотрудников работодателемпризнается частью фонда заработной платы. Компания вправе учесть выплаты на обеды в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н).

Бухгалтер данные расходы должен отразить в составе заработной платы: Дебет счета 20 «Основное производство» или Дебет счета 44 «Расходы на продажу». Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Инструкция по применению плана счетов).

Погашение начисленных сумм (выдача работникам готовых блюд) в бухгалтерском учете отражается записью: Дебет счета 70, Кредит счета 90 «Продажи». Одновременно в Дебет счета 90 списывается фактическая себестоимость готовых блюд, выданных в счет оплаты труда.

В ситуации, если предоставление работникам бесплатного питания не предусмотрено трудовым (коллективным) договором, в бухгалтерском учете данные расходы признаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Что касается фактической себестоимости блюд, то ее следует записать следующим образом: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», Кредит счета 20 «Основное производство».

Екатерина Петрова

Основы учета продуктов питания

На сегодня существует только один профильный нормативный документ, который регламентирует учет продуктов питания - Инструкция № 530 . И хотя эта Инструкция довольно устаревшая, но она продолжает свое действие на территории Украины. Основание - постановление № 1545 , согласно которому до принятия соответствующих актов законодательства Украины на ее территории применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Других профильных инструкций по учету продуктов питания не существует, поэтому ее можно взять за основу учета не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях бюджетной сферы.

Кроме того, не стоит забывать, что продукты питания относятся к категории запасов , учет которых регламентируется Положением № 947 . Единицей учета запасов является их наименование или однородная группа.

Как правило, материальная ответственность за получение, хранение и использование продуктов питания возлагается на кладовщика. В случае когда в штатном расписании учреждения должность кладовщика отсутствует, такая ответственность возлагается на избранного руководителем работника. Непосредственно на пищеблоке материальную ответственность за продукты питания несет заведующий производством или шеф-повар, а при его отсутствии в штатном расписании - повар.

Продукты питания должны храниться в специально оборудованных кладовых и овощехранилищах, обеспечивающих их сохранность и соответствующих санитарным нормам и правилам.

Согласно действующему законодательству услуги общепита должны предоставляться надлежащего качества, за что отвечают руководитель бюджетного учреждения и поставщик продуктов питания. Поэтому поставщик обязан предоставить вместе с продуктами питания документы, подтверждающие их качество: сертификаты соответствия, ветеринарные и карантинные разрешения.

Процесс организации питания

Процесс организации питания в бюджетном учреждении начинается с разработки недельного (двухнедельного) цикличного меню на базе закрепленных государственными нормативными актами продуктовых наборов, которые вводятся отдельно для разных видов деятельности .Цикличное меню разрабатывают в пределах утвержденной сметы учреждения. Следует отметить, что на данный момент упомянутые продуктовые наборы, денежные эквиваленты которых положены в основу расчета плановых бюджетных ассигнований на питание, не увязаны с перечнями рекомендованных блюд. Очевидно, что такая увязка полезна: она облегчит работу на местах и будет способствовать повышению качества питания.

Так, например, в здравоохранении приказом № 931 дано поручение ГП «Государственный научно-исследовательский центр по проблемам гигиены питания Минздрава Украины» и другим специализированным учреждениям разработать по профилям заболеваний технологические карты блюд, составить образцы недельного меню и научно-обоснованные суточные продуктовые наборы. На сегодняшний день для разработки меню учреждений в их штаты введены должности медицинской сестры по диетическому питанию и/или врача-диетолога, наравне с которыми этим занимается и шеф-повар.

Для составления перечня приготовляемых блюд на практике наиболее часто используют «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания», 1982 г., разработанный НИИОП совместно с Управлением общественного питания Минторга СССР. Среди изданий, учитывающих специфику той или иной отрасли, можно отметить такие: «Сборник рецептур блюд для питания школьников». М.: Минторг, 1985; Губергриц А. Я., Линевский Ю. В. «Лечебное питание». К.: Высшая школа, 1989; Покровский А. А., Самсонов М. А. «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1992 и др.

Отобранные по составленному цикличному меню технологические карты на блюда содержат нормы расхода брутто и нетто для используемых продуктов, выход готовой порции, технологию приготовления пищи, ее энергетическую ценность и химический состав. Для расчета стоимости каждой порции на основе технологических карт бухгалтер составляет калькуляционные карточки , которые, в свою очередь, содержат нормы-брутто, цены поставщика на продукты и выход одной порции. Бухгалтеру следует проверять соотношение норм брутто, нетто и выхода готовой продукции по технологическим картам из утвержденных сборников рецептур. Если для приготовления блюд используют подобное, но другое, нежели в сборнике рецептур, сырье или отпускают блюда, не содержащиеся в сборнике, то технологические карты должны утверждаться по итогам контрольных замеров комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Обращаем внимание: чтобы «вписаться» в утвержденную смету учреждения , варьируют перечень блюд и выход готовой продукции.

Учет продуктов питания на складе

Учет продуктов питания на складе должен осуществляться так, чтобы обеспечивалось хранения продуктов питания во время их получения, хранения и отпуска.

На складах должны быть весы, мерная тара, холодильные установки, вентиляционные устройства, инструменты и приспособления для вскрытия тары.

Весы, разновесы, мерные емкости должны пройти государственную поверку или метрологическую аттестацию, выполняемую органами Госстандарта Украины.

Продукты и тара на складе должны размещаться по наименованиям, сортам, в доступных местах по секциям, а внутри них - по отдельным видам (на стеллажах, в ящиках, на полках и т. п.) с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить их быстрый прием, отпуск и проверку.

При получении запасов кладовщик на документе поставщика или на акте о приемке материалов должен поставить свою подпись о получении этих ценностей и принять их на ответственное хранение.

Выявленные при получении материальных ценностей количественные и/или качественные расхождения с данными документов поставщиков оформляются актом.

Кладовщик ведет количественный учет продуктов в Книге складского учета .

В Книге складского учета (ф. № З-9), типовая форма которой утверждена приказом № 130 , учитываются поступление, расходование и остатки продуктов питания по наименованиям, количеству, номенклатурным номерам и сортам. Книга складского учета должна быть пронумерована и подписана главным бухгалтером. Каждое наименование продуктов питания должно отображаться на отдельной странице Книги. Остатки выводятся после каждой записи о поступлении и выдаче продуктов питания.

На основании данных накладных поставщика производятся записи о поступлении продуктов питания на склад. Записи о выбытии продуктов питания со склада производятся на основании данных меню-требований на выдачу продуктов питания со склада (ф. № З-4) и накладной (требования) (ф. № З-3).

С установленной главным бухгалтером учреждения периодичностью кладовщик (материально ответственное лицо) предоставляет в бухгалтерию приходные и расходные документы с реестром , который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр реестра после проверки правильности оформления первичных документов возвращается материально ответственному лицу, а второй остается в бухгалтерии. В конце Книги складского учета не реже одного раза в квартал делаются записи о ее проверке бухгалтерией.

Учет продуктов питания на пищеблоке

Учет продуктов питания на пищеблоке имеет свои особенности.

Приготовление пищи и ее выдача производятся исходя из фактического количества питающихся, которое на начало каждого дня фиксируется уполномоченными на это работниками.

Так, старшие медицинские сестры стационарных отделений лечебно-профилактических учреждений здравоохранения ежедневно должны подавать данные о фактическом наличии больных в стационаре по состоянию на 9:00 утра с указанием распределения больных по диет-столам согласно медицинским карточкам стационарных больных.

Количество больных в отделениях сопоставляется с данными приемного отделения.

На основании этих данных диетсестра пищеблока составляет сводные данные в отношении больных, которые получают питание в целом по больнице. Также диетсестра должна провести сверку этих данных статистическим данным больницы и данным приемного отделения.

В учебных заведениях данные о фактическом наличии питающихся подают лица, ответственные за такую информацию.

На основании сводных данных в отношении больных, которые питаются, диетсестра при участии шеф-повара и работника бухгалтерии и с помощью диетолога составляют меню-раскладку на питание больных. Если количество диет-столов незначительное, то составляется меню-требование.

В случае если количество больных изменяется по сравнению с количеством больных по состоянию на 9:00 утра более чем на 3 человека, диетсестра пищеблока составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания выписывается накладная (требование) на склад (кладовую), а при уменьшении потребности остатки продуктов питания возвращаются на склад.

Учет продуктов питания в бухгалтерии

Продукты питания зачисляют на баланс по первоначальной стоимости , которой в случае их поставки за денежные средства является стоимость поставщика без НДС. Транспортные расходы по доставке не увеличивают стоимость запасов, а так же, как и НДС, сразу относятся на фактические расходы.

В бухгалтерии учет продуктов питания ведется в количественном и суммарном выражении , в разрезе материально ответственных лиц.

Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственными лицами в оборотных ведомостях , в которых ежемесячно подсчитываются обороты и определяются остатки на начало месяца. В случае ручной формы учета записи в оборотные ведомости вносятся на основании данных накопительных ведомостей по поступлению и расходованию продуктов питания, типовые формы которых утверждены приказом № 130 .

Типовая форма Накопительной ведомости по поступлению продуктов питания (ф. № 3-12) за месяц представляет собой, во-первых, реестр приходных документов в разрезе поставщиков с указанием даты, номера и итоговой суммы каждого документа. Во-вторых, форма содержит перечень всех наименований поступивших продуктов с указанием единицы измерения, количества и суммы на каждую дату по каждому наименованию и каждому документу, а также итоговой суммы по всем наименованиям и всем документам (поставщикам). Типовая форма Накопительной ведомости по расходованию продуктов питания (ф. № 3-13) за месяц представляет собой перечень всех наименований использованных продуктов с указанием единицы измерения, количества за каждую рабочую дату месяца, цены и суммы за месяц по каждому наименованию, а также итоговой суммы по всем наименованиям. В документе приводят фактическое количество питающихся на каждую дату и общее количество меню-требований, по которым он составлен. Данные аналитического учета должны совпадать с данными синтетического учета , который ведут на субсчете 232 «Продукты питания» с помощью мемориальных ордеров, типовая форма которых утверждена Инструкцией № 68 .

Мемориальный ордер № 11 «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания» представляет собой расшифровку дебетового оборота субсчета 232 в корреспонденции с кредитом субсчета 361 «Расчеты с поставщиками» в виде реестра сумм приходных документов по поставщикам.

Мемориальный ордер № 12 «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания» представляет собой расшифровку кредитового оборота субсчета 232 в корреспонденции с дебетом других субсчетов.

Напомним, что записи в мемориальные ордера производят по каждому первичному документу. Если в учреждении несколько материально ответственных лиц, то для них составляют отдельные накопительные ведомости и свод по учреждению.

Списание продуктов питания

Списание продуктов питания на отпущенные блюда осуществляется по средневзвешенной цене .Последняя определяется по каждому наименованию путем деления суммарной стоимости остатка запасов на начало отчетного периода и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного периода и полученных в отчетном периоде запасов (см. пример далее). Количество использованных продуктов каждого наименования для их списания определяют как сумму по всем наименованиям блюд произведений нормы-брутто продуктов на одно блюдо по калькуляционной карточке и количества отпущенных одинаковых блюд по заборным листам (см. пример далее). Контрольная сумма списания по всем наименованиям продуктов равна произведению утвержденного денежного лимита на 1 потребителя в сутки на фактическое количество потребителей и на количество дней предоставления услуг (без благотворительности).

Рассчитанное вышеописанным образом количество использованных продуктов бухгалтер периодически сравнивает с данными книги складского учета, которую ведет материально ответственное лицо.

С большей периодичностью, но не реже одного раза в квартал проводят инвентаризацию в соответствии п.п. 9 п. 1.5 Инструкции № 90 - т. е. сверяют остатки по данным бухгалтерского учета с фактическим наличием продуктов в кладовой. Если будут выявлены расхождения, то нужно будет выяснить их причины. В случае фактической недостачи и после зачета недостачи излишками по пересортице производят списание с учетом естественной убыли продуктов согласно Нормам № 88.

Отметим, что естественная убыль - это расходы на усушку и распыление жидких и порошкообразных продуктов, крошение при разделке мяса и т. п. Величину таких расходов рассчитывают по каждому продукту отдельно как произведение нормы, выраженной в процентах, на количество (сумму) отпущенного товара за период между инвентаризациями (см. пример далее). Установленные нормы естественной убыли являются граничными: списание продуктов производят в фактических размерах, но не более рассчитанных по нормам. Нормы применяют независимо от сроков хранения продуктов в кладовой. Украина является первой зоной торговли. Принадлежность кладовой к 1-й или 2-й группе определяют согласно п. 3 приложения № 7 к Нормам № 88 .

Также обратим внимание на то, что при списании скоропортящихся продуктов питания следует соблюдать требования санитарно-гигиенических и санитарно-противоепидемических правил и норм (СанПиН 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения продуктов питания, особенно скоропортящихся» ). Запрещается списание скоропортящихся продуктов питания позже их определенных сроков хранения. Согласно ст. 46 Закона № 4004 стоимость реализованных продуктов питания с истекшим сроком хранения подлежит возмещению в размере 100 % их стоимости.

Пример. Исходные данные и расчеты сведем в таблицы. Также учтем, что в столовой на 1 и 5 июня были проведены инвентаризации продуктов питания, причем, по данным последней, из них фактический остаток мяса птицы составляет 20,685 кг. Кладовая относится ко второй группе. Норма естественной убыли мяса птицы охлажденного равна 0,15 %.

№ технологической карты

Расчет выбытия сырья по мясу птицы (кг)

Наименование блюда (выход в г)

Котлета куриная (50 г)

Куры отварные (50 г)

Норма-брутто по мясу птицы (кг на 100 порций)

18,060 = 6,2: 100 х 280 + 7,0: 100 x 10

19,870 = 6,2: 100 x 10 + 7,0: 100 x 275

17,804 = 6,2: 100 x 277 + 7,0: 100 x 9

Поступило

Остаток на конец

Кол-во, кг

Цена, грн.

Сумма, грн.

Кол-во, кг

Цена*, грн.

Сумма, грн.

Кол-во, кг

Цена, грн.

Сумма, грн.

Итого до инвентаризации

Естественная убыль (факт)**

* Выбытие рассчитано по средневзвешенным ценам, а именно:
01.06.14 г.: 24,59 = (384,00 + 575,00) : (16,000 + 23,000),
02.06.14 г.: 24,59 (цена не менялась, так как поступления не было),
04.06.14 г.: 25,96 = (26,31 + 975,00) : (1,070 + 37,500).

** Предельный размер естественной убыли равен 0,084 кг (55,734 x 0,15 %).

*** Данные для оборотно-сальдовой ведомости за соответствующий период (аналитический учет).

Фактическая убыль (20,766 - 20,685 = 0,081 кг) меньше предельной убыли (0,084 кг), поэтому списываем всю эту убыль на расходы соответствующего бюджета.

Первичные документы и сводные регистры по учету продуктов питания

Обязательные требования к составлению первичных документов сформулированы в Законе № 996 . Первичные документы составляют на непрерывной основе с момента регистрации юридического лица и до его ликвидации с целью фиксирования всех хозяйственных операций. Они должны содержать: наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, дату и место его составления, содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции, должность лица, ответственного за проведение и оформление операции, подпись и должность лица, принимавшего непосредственное участие в ее совершении. Для оптимизации учета организациям дано право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов с соблюдением вышеперечисленных требований, при этом могут быть использованы типовые формы.

Ввиду большой трудоемкости услуг общественного питания весь процесс делится, как было сказано выше, на несколько стадий (операций), на каждой из которых составляются определенные первичные документы (сводные регистры) ,при этом задействовано несколько подразделений.

Для наглядности приведем информацию о распределении полномочий между кладовой, пищеблоком и бухгалтерией в таблице:

Операция (подразделение-составитель)

Документы

Место хранения документов

кладовая

пищеблок

бухгалтерия

Прием, хранение и выдача продуктов кладовщиком

Накладная поставщика (с реестром за период)

+
(реестр)

Сертификат качества поставщика (с реестром за период)

+
(реестр)

Книга складского учета

Приготовление блюд пищеблоком

Меню цикличное и ежедневное

Технологические карты

Реализация блюд пищеблоком

Справка за сутки о количестве питающихся

Заборный лист на отпуск готовой продукции

Расчеты и систематизация информации бухгалтерией

Калькуляционные карточки

Меню-требование и накладная-требование (с реестром за период)

+
(реестр)

Аналитические оборотно-сальдовые ведомости учета продуктов питания

Мемориальные ордера № 6, 11 и 12

Инвентаризационные описи

Корреспонденция субсчетов по учету продуктов питания

В заключение приведем корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета в соответствии с приказом № 611 с указанием мемориальных ордеров, которые должны быть оформлены согласно Инструкции № 68 , для учреждения, финансируемого из местного бюджета. Напомним, что записи в мемориальные ордера делают по каждому первичному документу.

Корреспонденция субсчетов

Мемориальный ордер

Оприходованы продукты питания без НДС, НДС списан на расходы

1550,00
310,00

Поступило финансирование на регистрационный счет в Казначействе

Перечислена оплата поставщику за продукты питания

Переданы продукты в обработку

Списано сырье на реализованную продукцию общепита

Нормативные документы

ХКУ - Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2004 г. № 436-IV.

Закон № 996 - Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 4004 - Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Постановление № 1545 - Постановление Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.

Инструкция № 530 - Инструкция по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 05.05.83 г. № 530.

Приказ № 130 - приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции об их составлении» от 18.12.2000 г. № 130.

Положение № 947 - Положение по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

Приказ № 931 - Порядок и Инструкция по организации системы лечебного питания больных в учреждениях здравоохранения, утвержденные приказом МОЗ от 29.10.2013 г. № 931.

Инструкция № 90 - Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 30.10.98 г. № 90.

Нормы № 88 - Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и отпуске на мелкооптовых базах и в кладовых предприятий общественного питания и Инструкция по их применению, утвержденные приказом Минторга СССР от 02.04.87 г. № 88 (приложения 6 и 7).

Приказ № 611 - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 68 - Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68.