Детские экологические игры для школьников. Экология. Дидактические игры и экологические пособия. Дидактическая игра "Все по домам!"


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Экологическая игра «Тайны живой природы».

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению живой природы, организация содержательного досуга детей.

Задачи:

    закрепление и углубление знаний о богатстве и многообразии живой природы;

    развитие интеллектуальной сферы;

    формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, умения работать сообща .

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация игры, карточки с заданиями, объекты живой природы (например, шишки ольхи, лиственницы, раковины моллюсков и др.)

Ход мероприятия.

Учащиеся делятся на две команды. Перед ними на экране игровое поле, которые представлено пятью группами вопросов о живой природе (рыбы, птицы, звери, насекомые, деревья). Каждая группа распределена по цветам (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). В каждом вопросе имеется 3 подсказки. Задача каждой команды ответить на вопрос, используя наименьшее количество подсказок. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, если команда отвечает правильно со второй подсказки – 2 балла, если с третьей – 1 балл. В игре побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Участники команд поочередно выбирают категорию вопроса, совещаются в течение 30-50 секунд и стараются правильно ответить на вопрос с первой подсказки. Если команда использовала все три подсказки и не дала правильного ответа, на этот вопрос может ответить команда соперников, сохраняя за собой право очередного выбора вопроса.

При выборе отельных категорий необходимо выполнить задание. В этом случае участвуют обе команды и зарабатывают баллы по усмотрению ведущего.

Для избегания конфликтной ситуации при ответах детей имеет смысл выбрать капитанов команд и принимать в качестве правильного ответа команды тот ответ, который озвучит капитан.

Вопросы игры

Подсказки

Ответ

Рыбы

    Масса этой рыбы может достигать 300 килограмм.

    Обитает в омутах, на большой глубине.

    Имеет усы. Глаза этой рыбы очень маленькие.

Сом

Рыбы

    Аквариумная рыбка.

    Имеет длинный хвостовой плавник.

    Умеет «исполнять желания».

Золотая рыбка

Рыбы

    Крупная хищная рыба.

    Живет в море.

    Может напасть на человека в воде и съесть его.

Акула

Рыбы

    Мелкая речная рыба.

    Имеет колючий спинной плавник.

    Уха из этой рыбы считается особо наваристой.

Ёрш

Птицы

    Крупная птица.

    Перьями этой птицы украшали шляпы.

    Не умеет летать.

Страус

Птицы

    Эти птицы часто дерутся между собой.

    Масса может достигать 5 и более килограмм.

    Кричит КУ-КА-РЕ-КУ

Петух

Птицы

    Питается насекомыми.

    Остается зимовать в городе.

    Грудка желтого цвета.

Синица

Птицы

    Лесная птица.

    Питается семенами сосны и ели.

    Эту птицу называют лесным доктором

Дятел

Звери

    Живет в лесу.

    Хищник.

    Всю зиму спит в берлоге.

Медведь

Звери

    Небольшой зверек, грызун.

    Делает запасы на зиму.

    Корм переносит в защечных мешках.

Хомяк

Звери

    Хищная кошка.

    Живут небольшими группами (прайдами).

    Это животное называют царем зверей.

Лев

Звери

    Питается растительной пищей.

    Имеет пушистый хвост.

    Живет в лесу на деревьях.

Белка

Насекомые

    Прыгающее насекомое.

    Питается растительной пищей.

    Имеет зеленую окраску тела.

Кузнечик

Насекомые

    Хищное насекомое.

    Живут большой семьей.

    Строят жилища до полутора метров в высоту.

Муравей

Насекомые

    Мелкое летающее насекомое.

    Имеет два крыла.

    Кровью питаются только самки.

Комар

Насекомые

    Опыляет растения.

    Может больно ужалить.

    Один из продуктов его жизнедеятельности - мед.

Пчела

Насекомые

    Хищник.

    Имеет огромные глаза.

    Личинка развивается в воде.

Стрекоза

Деревья

    Цветет одновременно с распусканием листьев.

    Очень прочная древесина.

    Плод этого дерева – желудь.

Дуб

Деревья

    Теневыносливое дерево.

    Хвойное дерево.

    Украшают новогодними игрушками.

Ель

Деревья

    Используется в озеленении улиц города.

    Об этом дереве сложено много песен и стихов.

    Ствол белый.

Берёза

Деревья

    Дерево особенно красиво осенью.

    Имеет большие рассеченные литья.

    Лист – символ Канады.

Клён

Задание №1. «Изобрази живой предмет»

От каждой команды выходят по 2 – 3 человека. Ведущий раздает им карточки, на которых изображены (написаны) различные живые объекты. Каждому участнику необходимо молча с помощью жестов, мимики изобразить это животное (например, одуванчик, ель, пингвин, лиса, бабочка, кузнечик, кошка, цапля и т.д.). Оставшиеся участники команд пытаются определить, что было изображено. Ведущий оценивает качество выполнения заданий и степень участия обеих команд.

Задание №2. Игра «Рыба, птица, зверь».

Все участники обоих команд встают и запоминают движения. Рыба – рукой необходимо показать, как плывет рыбка (волнообразные движения). Птица – подпрыгивание на обеих ногах на одном месте. Зверь – все участники должны присесть на корточки. Насекомое – похлопать в ладоши. Дерево – поднять руки вверх. Ведущий называет животных и деревья. Например, заяц – участники команд должны присесть, потому что заяц- это зверь. Например, бабочка – участники команд должны похлопать в ладоши, потому что бабочка - насекомое. Например, щука – участники команд должны рукой показать волнообразные движения, потому что щука – рыба. Например, тополь – участники команд должны поднять руки вверх, потому что тополь – дерево. Ведущий называет животных и деревьев по своему усмотрению и следит, как выполняют задания участники команд. Те ребята, которые ошиблись при выполнении задания – переходят на противоположную строну напротив своей команды, и продолжают выполнять следующие задания вместе с оставшимися участниками команды. По своему усмотрению ведущий прекращает игру и смотрит, сколько игроков из каждой команды перешло на противоположную сторону. Большее количество баллов набирает та команда, участники которой меньше допустили ошибок. Ведущий оценивает выполнение задания. Например, первая команда - 3 балла, вторая команда – 2 балла.

Задание № 3. Игра «Передай предмет».

Одному из участников каждой команды передается предмет живой природы, например, плод каштана, шишка сосны и т.д. Под музыку участники обоих команд передают этот предмет по цепочке, так, чтобы он побывал в руках у каждого участника своей команды. Когда музыка останавливается, участники команд, в руках которых остался предмет, выходят в середину зала. Предмет снова возвращается в команду, и игра продолжается до тех пор, пока в середину зала не выйдут по 2-3 участника из каждой команды. Затем ведущий убирает предметы живой природы и тем участникам, которые вышли из команды задает вопросы, связанные с данным предметом, (например, как называется предмет живой природы, или в какое время цветет дерево, плод которого вы передавали?). Очень интересно использовать мелкие или хрупкие предметы живой природы, например засушенные листья деревьев, сережки березы, плоды липы и др.

Большее количество баллов получает та команда, которая точнее ответит на вопросы.

    1. Экологическая игра « Планета животных».

Цель: развитие познават ельного интереса к миру природы, организация содержательного досуга детей.

Задачи:

    з акрепление и углубление знаний о многообразии животного мира»;

    расширение кругозора учащихся;

    развитее логического мышления.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация игры, карточки с ответами, бумага, ручка.

Ход мероприятия.

Перед каждым участником мероприятия на столе разложены карточки с названиями животных (слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра), ручка и бумага для подсчета баллов.

Ведущий задает вопрос о животных (вопрос появляется на экране) , учащиеся некоторое время думают, затем поднимают карточку или несколько карточек с названиями тех животных, которые, по их мнению, соответствуют правильному ответу . За каждую правильно поднятую карточку участники игры записывают один балл, за каждую неправильно поднятую карточку – один штрафной балл. Правильных ответов на вопрос может быть разное количество: один правильный ответ, несколько правильных ответов, правильных ответов может не быть.

Если при ответе на вопрос были подняты не все карточки, штрафные баллы не ставятся, а ставится только то количество баллов, сколько поднято карточек с правильными ответами. В конце игры каждый участник подводит итоги: находит разницу между количеством баллов за правильные ответы и количеством штрафных баллов.

Вопросы игры:

Вопросы

Ответы

Максимальное кол-во баллов

Это животное умеет летать.

Стрекоза, серый сорокопут, репейница.

Это животное живет в воде.

Синий кит, щука, выхухоль

Это животное хищник.

Стрекоза, кобра, щука, панда, серый сорокопут.

Это животное занесено в Красную Книгу Ульяновской области.

Серый сорокопут, выхухоль.

Это животное улетает зимовать в теплые страны.

Репейница.

У этого животного есть сердце.

Слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра.

У этого животного есть чешуя.

Репейница, кобра, щука.

Это животное самое крупное на Земле.

Синий кит

У этого животного нет позвоночника

Репейница, стрекоза

Это животное ядовитое.

Кобра.

У этого животного есть особый орган чувств – боковая линия.

Щука.

У этого животного 2 крыла.

Серый сорокопут.

Это животное может ужалить.

У этого животного нет усов.

Серый сорокопут, слон, щука, кобра.

У этого животного есть когти.

Серый сорокопут, морская свинка, панда, выхухоль.

Детеныши этого животного питаются молоком матери.

Морская свинка, слон, панда, выхухоль, синий кит.

У этого животного очень слабое зрение. Выберите двух животных, у которых по вашему мнению зрение хуже, чем у остальных .

Выхухоль, кобра.

У этого животного хорошо развиты резцы.

Морская свинка, слон.

У этого животного нет хвоста.

Стрекоза, репейница, морская свинка.

Детеныши этого животного рождаются опушенными, зрячими, вполне готовыми к самостоятельной жизни .

Морская свинка.

У этого животного есть хобот.

Слон, выхухоль, репейница.

Это животное изображено на эмблеме М еждународного союза охраны природы.

Панда.

Данную игру можно использовать в качестве диагностики знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира». Результаты диагностики приведены ниже.

Высокий уровень: от 41 балла и выше;

Уровень выше среднего: от 31 до 40 баллов;

Средний уровень: от 21 до 30 баллов;

Уровень ниже среднего: от 11 до 20;

Низкий уровень: до 10 баллов.

    1. Экологическая викторина « Люблю тебя, мой край родной!»

Данное мероприятие может быть использовано как контрольное занятие по теме «Природа родного края». Перед проведением экологической викторины целесообразно организовать экскурсию в природу для того, чтобы обучающиеся могли обобщить и закрепить свои знания о растительном и животном мире.

Цели и задачи:

    контроль знаний обучающихся о природе родного края;

    пропаганда экологических знаний;

    развитие познавательного интереса к изучению родной природы;

    воспитание экологической культуры детей.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация викторины, бланки для ответов, ручки.

Ход мероприятия.

Каждому участнику мероприятия необходимо письменно ответить на вопросы. В целях экономии времени целесообразно подготовить бланки для ответов, в которых пронумерованы вопросы и задания.

Вопросы и задания викторины.

    «Деревья и кустарники родного края». По внешнему виду необходимо определить название растительного объекта:

    Дуб

    Клен

    Липа

    Вяз

    Рябина

    Осина

    Лиственница

    Тополь

    Ива

    Сосна

    Каштан

    Ясень

    Береза

    Лещина (орешник)

    Ель

Время для выполнения задания – не более 15 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

    «Следы животных». По внешнему виду следов необходимо определить млекопитающих Ульяновской области:

    Лось

    Белка

    Медведь

    Лиса

    Волк

    Заяц

    «Звуки природы». Прослушав аудиозаписи голосов животных, необходимо определить вид животного:

    Соловей

    Сорока

    Ворона

    Курица

    Кузнечик

Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

    «Природный символ Ульяновской области». Чередуя буквы в определенной закономерности необходимо составить название животного, который является природным символом Ульяновской области: Солнечный орёл.

Время для выполнения задания – не более 3 минут. Правильный ответ - 3 балла.

    «Правила поведения в природе». Используя подсказки (знаки), необходимо составить правила поведения в природе. Чем больше и точнее будет составлено правил поведения в природе, тем больше количество балов могут заработать участники викторины. Время для выполнения задания – не более 10 минут.

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

«Имеет ли человек право на жизнь?»

Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса

Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух

выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения.

Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты оправдываются.

Например:

Писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

Директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;

Автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;

Охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется

человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

Охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

Директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;

Автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.

Игра «Что мы знаем об отходах?»

Цели:

♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;

♦ научить их правильно обращаться с отходами;

♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;

♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.

Ход игры-викторины

Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.

Задание 1.

Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.

Задание 2.

Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.

Задание 3.

Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)

Задание 4.

Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.

Задание 5.

Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.

Задание 6.

Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.

В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание малышей приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание детей, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Какое значение для малышей имеет экологическое воспитание?

Вырабатывает ответственность за сохранение природы;

Воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

Дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

Предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

Направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

Как привить ребенку экологическую культуру?

Воспитание экологической культуры детей начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

Малыши очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

Летом экологическое воспитание может стать для ребёнка увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

Важное место в экологическом воспитании принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1. «Летает, плавает, бегает».

Взрослый называет или показывает ребёнку объект живой природы и предлагает изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» малыш начинает подражать ходьбе как медведь; «сорока» - махать руками и так далее.

2. «Узнай по объявлениям».

Взрослый предлагает поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

3. «Что будет, если …?»

Взрослый задаёт ситуацию для обсуждения, из которой ребёнок приходит к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу.

Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

4. «Кого чем угостим?»

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

5. «Сокол и лиса» (подвижная игра).

Выбрать «сокола» и «лису» по желанию детей.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

6. «Что растет в лесу»

Взрослый называет цветы, а ребёнок должен ответить, где цветы растут. Полевые, лесные и садовые цветы нужно называть вперемешку, например: роза, календула, ромашка, колокольчики, подснежники...

Взрослый выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Малыш отправляется в поход по этой тропе (идёт «гуськом» рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:

Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.

Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.

Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то взрослый даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт?

Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

8. «Звуки».

Взрослый даёт задание: «Закрой глаза, когда услышишь какой-либо звук – загни палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – открой глаза».

Взрослый задаёт вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий)?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

9. «Вершки-корешки».

Взрослый называет овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке - поднимает кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускает вниз.

10. «Четвёртый лишний».

Заяц, ёж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

Пчела, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

Таракан, муха, пчела, майский жук;

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

Лягушка, комар, жук, бабочка;

Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

11. «О чем поют птицы»?

Если ваш маршрут проходит через парк, или двор - прислушайтесь к голосам птиц. Спросите у ребенка, как он думает, о чем поет птица. Выскажите свое мнение. Может птицы приветствуют вас, или рассказывают о том, что у них случилось утром, жалуются на кого то, или наоборот рассказывают, о местных птичьих новостях. Можно самим придумать птичьи новости, пофантазировать на тему птичьего и животного мира.

12. «Деревья».

Попросите малыша найти как можно больше родственников, например, березы, или дуба, или тополя: “бабушку”, “дедушку” (это старые деревья), “сестер”, “деток”(молодая поросль).

В этой игре ребенок учится сначала объединять растения по сходству, а потом среди похожих находить отличия(старые, маленькие, толстые, высокие…)

Очень важно включать в игры все органы чувств ребенка. Пусть ребенок выберет дерево, которое ему наиболее симпатично, подойдет, потрогает его, познакомится. После знакомства, завяжите ребенку глаза и подведите его опять к этому же дереву, либо к соседнему. Сможет ли ребенок узнать своего нового друга по запаху или на ощупь?

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

ЗОО-эрудицион

Дополни пословицу

Ведущий называет первую половину пословицы, ребята специальных листочках дописывают вторую часть.

1. Волка... (ноги кормят).

2. Сколько волка не корми... (он все в лес смотрит).

3. Слово не воробей... (вылетит — не поймаешь).

4. Волков бояться... (в лес не ходить).

5. Ворон ворону... (глаз не выклюет).

6. Где б, ворона не летала... (а к ястребу попала).

7. Выкормил змейку... (на свою шейку).

8. Змея меняет шкуру... (но не натуру).

9. От худого козла... (ни шерсти, ни молока). 10. Корова во дворе... (так и еда на столе).

ДА ИЛИ НЕТ

Игра проходит в два тура.

I тур : диалог ведущего с ребятами. Надо внимательно слушать и выбрать правильный ответ.

Ведущий. Может ли сазан забраться в океан?

Все. Нет. (Это речная рыба.)

Ведущий. Может ли дрозд отморозить хвост?

Все. Нет. (Он зимует на юге.)

Ведущий. Может ли оса взлететь на небеса?

Ведущий. Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Все. Нет. (Барсук по деревьям не лазает.)

Ведущий. Может ли кулик прикусить себе язык?

Все. Нет. (У птиц нет зубов.)

Ведущий. Может ли тюлень на боку лежать весь день?

Ведущий. Может ли синица на крыше поселиться?

Ведущий. Могут ли собаки отодрать всем ракам баки?

Все. Нет. (Раки живут на дне водоемов.)

Ведущий. Может ли медведь зимою потолстеть?

Все. Нет. (Зимой медведь спит.)

II тур: необходимо подготовить карточки «Да» и «Нет». Можно играть по одному, парами, группами.

Ведущий читает вопрос, затем через 30-40 секунд просит поднять карточку-ответ. Побеждает обладатель большинства правильных ответов.

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да)

2. Лягушка — домашнее животное. (Нет)

3. У кукушки кукует самец. (Да)

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда, как и на родине. (Нет)

5. Волк, лиса, рысь — хищники? (Да)

6. Лягушка дышит под водой кожей. (Да)

7. Пеликан ловит рыбу про запас. (Да)

«МЫ С ВАМИ ГДЕ-ТО ВСТРЕЧАЛИСЬ», ИЛИ КТО ЕСТЬ КТО?

Узнайте по имени литературных и сказочных животных, птиц, насекомых (1 очко). Можно получить дополнительные очки, если сумеете назвать автора (1 очко) и название произведения (1 очко).

Вопросы

2. Крококот

3. Тяни-Толкай

4. Рикки-Тикки-Тави

5. Ма-Тари-Кари

6. Господин Нильсон

8. Людвиг XIV

9. Матрена Ивановна

10. Матроскин

11. Матеуш

12. Зззззз

14. Заплаткин

16. Карудо

17. Серая Шейка

19. Шушара

20. Тортила

21. Братец

Ответы

1. Крокодил Э. Успенский «Крокодил Гена»

2. Крокодил Д. Биссет «Мистер Крококот»

3. «Конь» с двумя головами К. Чуковский «Доктор Айболит»

4. Мангуст Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

5. Птичка Тари Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»

6. Обезьянка A. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»

7. Удав Р. Киплинг «Маугли»

8. Лисенок Я. Экхольм «Тутта Карлсон, первая и единственная»

9. Слониха К. Чуковский «Слон и пес»

10. Кот Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

11. Скворец Я. Бжехва «Академия пана Кляксы»

12. Муха Д. Биссет «Про Зззззз»

13. Муравей О. Секора «Муравьи не сдаются»

14. Гусенок В Медведева «Приключения гусенка Заплаткина»

15. Пчела B. Бонзельс «Приключения пчелы Майи»

16. Попугай К. Чуковский «Доктор Айболит»

17. Уточка Д. Мамин-Сибиряк «Серая шайка»

18. Гусь С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса...»

19. Крыса А. Толстой «Золотой ключик»

20. Черепаха А. Толстой «Золотой ключик»

21. Кролик Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

22. Кенгуру А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

23. Медведь Р. Киплинг «Маугли»

24. Лев Э. Успенский «Крокодил Гена»

УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ

Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор (от 4 до 2 баллов).

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка . Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка . Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка . Его считают большим трусишкой.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.

Ответы

1. Белка. 3. Ёж. 5. Лиса.

2. Волк. 4. Заяц. 6. Медведь.

ВЫ - СЧАСТЛИВЧИКИ!

Для проведения игры подготовьте наборы карточек с литерами: «А», «Б», «В», «Г» (по количеству участников или команд). Ведущий читает вопрос и варианты ответов, на выбор ответа отводится 30-60 секунд. Затем игроки поднимают карточку с литером своего ответа. За правильный ответ — 3 очка, Если мнения игроков одной команды разделились и подняты две карточки (среди которых есть правильный ответ), то команде начисляют одно очко. Побеждают обладатели самой большой суммы очков. Остальные получают поощрительные призы.

1. Каких животных дрессирует Юрий Куклачев?

А. Слонов.

Б. Сумчатых медведей коала.

В. Кошек. +

Г. Енотов.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

Б. Белка. +

Г. Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

A. Птица-говорун.

Б. Попугай. +

Г. Колибри.

4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда?

А. Кукушка +

Б. Птица-говорун.

В. Страус.

Г. Куропатка.

5. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

А. Ихтиолог.

Б. Эколог.

В. Энтомолог. +

Г. Астроном.

6. Как спят летучие мыши?

A. Вниз головой. +

Б. Расправив крылья.

Г. С открытыми глазами.

7. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

A. Карась.

Б. Плотва.

B. Крокодил.

Г. Пиранья. +

8. Как называется самая сильная птица?

B. Кондор. +

Г. Кречет.

9. Кого называют «лесным соловьем»?

A. Дрозда. +

B. Каркушу.

Г. Заблудившегося грибника.

10. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

A. Чтобы позагорать.

Б. На нерест. +

B. Поймать добычу.

Г. Порезвиться.

11. Как называется самое прожорливое насекомое?

A. Бабочка.

Б. Жук-олень.

Г. Саранча. +

12. Кто стал самым первым домашним животным?

A. Корова.

Б. Собака. +

13. Как называется запечный ночной певец в русских избах?

A. Попугай.

Б. Паук-птицеед.

B. Сверчок. +

Г. Древесная жаба.