Церковь на сенной площади где была. Сенная в ожидании спаса. Торговый комплекс «Сенная»

Сенная площадь расположена на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы Санкт-Петербурга. Этот район всегда был важным и в тоже время проблемным для города. За свою историю Сенная площадь несколько раз меняла свое имя. На том месте, где она расположена, торговали сеном, по этой причине она и получила свое современное название.

Как добраться

  • Ближайшие станции метро – Сенная площадь (синяя линия), Садовая (фиолетовая линия) и Спасская (красная линия)
  • Наземный транспорт – автобусы маршрутов №49 и №181 и трамвай №3.

Из истории

Пожары 1736-1737 года в Морской Слободе Санкт-Петербурга почти полностью уничтожили постройки района, пострадал и расположенный там Морской рынок. Власти города решили перенести его подальше из центра, за Мойку .

Рынок был устроен на окраине города, где вырубили лес и оборудовали площадь для торговли, которую первоначально называли Большой, затем Конной, а с конца XVIII века она получила название Сенной, поскольку на ней велась торговля сеном, соломой и дровами.

К Сенной площади выходила дорога, по которой купцы ехали в Санкт-Петербург (теперь это Московский проспект). Здесь они останавливались и торговали всем, что привозили в город. Рынок был самым дешевым и многолюдным, здесь покупали и продавали с развалов, с возов и телег, а крестьяне не платили за право торговли.

Вскоре рядом появились первые дома и была построена деревянная церковь.

Церковь Спаса на Сенной

В 1753-1765 годах на месте деревянного храма на средства купца-миллионщика Саввы Яковлева возводится каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в народе часто называли церковью Спаса на Сенной.

Храм являлся образцом позднего барокко в архитектуре. Он был настолько красивым и совершенным, что долгое время искусствоведы полагали, что его создал Бартоломео Растрелли. Позже было установлено, что церковь построена по проекту русского архитектора Андрея Квасова.

Храм был пятиглавым, но выглядел легким и воздушным. В нем одновременно могли находиться до 5 тысяч верующих. По своей высоте его колокольня была второй архитектурной доминантой в Северной столице после шпиля Петропавловского собора .

В XIX веке храм трижды перестраивался: в 1816-1817 годах реконструкция выполнялась по проекту архитектора Луиджи Руска, в 1833-1835 годах – по проекту Авраама Мельникова и в 1867 году – под руководством архитектора Григория Карпова. Не смотря на все перестройки, церковь сохранила свой барочный вид.

Во время войны, по счастливой случайности, храм не пострадал от налетов немецкой авиации, но, к сожалению, не уцелел во время сооружения метрополитена.

В 1961 году из-за необходимости строительства вестибюля станции метро «Площадь Мира» приняли решение разрушить храм. С него сняли купола, а затем взорвали.

В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били кнутом и плетьми. Этот район был известен своими трущобами, его населяли самые бедные горожане, быт и нравы которых описал Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» .

В 1883-1886 годах по проекту Иеронима Китнера на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов.

Холерный бунт на Сенной площади

В 1831 году в Санкт-Петербурге началась эпидемия холеры. Массовая смертность объяснялась отсутствием эффективных методов лечения и нехваткой медперсонала. В тоже время среди бедных людей распространился слух, что в больнице людей преднамеренно заражают этой болезнью.

22 июня на Сенной площади собрались толпы возмущенных горожан, решивших разгромить расположенную здесь Центральную Инфекционную больницу. Николай I принял решение силой подавить протест. Гвардейские полки окружили район, а вскоре приехал император и остановил восстание. Об усмирении холерного бунта рассказывает сюжет одного из барельефов памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади .

В 1930-х годах старые рыночные корпуса разобрали и рынок перенесли к началу Московского проспекта. Рядом стоящие дома надстроили, их фасады отреставрировали. Рынок назвали Октябрьским, а Сенная площадь с 1952 года стала называться площадью Мира.

В 90-х годах здесь находилось множество ларьков и торговых палаток, продукты в которых были дешевле, чем в других местах. Днем к палаткам выстраивались люди, чтобы купить макароны, тушенку и крупы, а по ночам это место становилась огромной помойкой.

В 1991 году площади вернули ее историческое название - Сенная площадь, также названа и станция метро.

10 июня 1999 года произошла трагедия: в час пик на выходе из метро обрушился бетонный козырек вестибюля, в результате погибли 7 человек, а 12 получили ранения.

Последняя реконструкция Сенной площади прошла при подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь посадили деревья, установили скамейки и устроили фонтан Нептун, спроектированный известным архитектором Тома де Томоном.

Также к юбилею города была установлена подаренная французами Башня Мира высотой 18 метров, на которой на 32 языках было написано слово «Мир». Простоявшая семь лет башня треснула и, в целях безопасности, власти города приняли решение о ее демонтаже. К тому же, по мнению многих экспертов, сооружение совсем не вписывалось в архитектурный ансамбль площади и служило лишь своеобразным маяком.

Торговый комплекс «Сенная»

На площади расположен торговый комплекс, ставший первым в Санкт-Петербурге, где можно было совместить отдых с шопингом. На первых трех этажах расположены более сотни магазинов с самыми разными товарами. Также посетители могут воспользоваться многочисленными услугами торгового центра - здесь есть парикмахерская и салон красоты, химчистка и аптека, банк и мойка для автомашин.

На втором этаже расположен фуд-корт с русской, европейской, восточной и азиатской кухнями, а на третьем этаже можно заняться боулингом, поиграть в бильярд и посетить ресторан.

ТРК ПИК

ТРК ПИК – это пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс , панорамные окна которого позволяют посетителям любоваться красивыми видами центральной части Санкт-Петербурга.

В нем разместились магазины многих известных марок. Панорамный ресторан «BARASHKI» расположен на последнем этаже здания, откуда открывается великолепный вид на Исаакиевский собор . Также работает кафе Orange, а для почитателей кофе - Кофе Хауз и Сoffeeshop.

Имеются бильярд и тир, открыт 8-ми зальный киноцентр, на цокольном этаже находится гипермаркет «Перекресток».

Также много магазинов расположено на Садовой улице. Рядом работает рынок «Апраксин двор» , где предлагаются товары по доступным ценам.

В настоящее время принято решение о реконструкции Сенной площади, в ходе которой будет восстановлена церковь и примыкающая к ней 70-ти метровая колокольня. Строительство будет выполняться за счет средств инвесторов, ведется сбор средств на воссоздание храма.

Проект реконструкции предусматривает строительство над вестибюлями метро нового торгового центра «Пик-2», а также восстановление фасадов доходного дома, взорванного вместе с храмом в 1961 году.

Сенную площадь, под которой расположены три станции метро, иногда называют чревом Санкт-Петербурга, по аналогии с чревом Парижа - кварталом Ле Аль , под которым находится четырехуровневый коммерческий центр и самый большой подземный железнодорожный вокзал в мире. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе Спас на Сенной.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), являясь юридическим лицом, с 2011 года ведет активную и планомерную работу по возрождению на своем историческом месте, взорванного храма.

Поскольку возрождение храма носит длительный характер ввиду необходимости получения многочисленной правоустанавливающей и разрешетильной документации, а также работ по выносу из-под пятна застройки храма, имеющихся инженерных коммуникаций, Приходом было принято решение о проведении реконструкции существующей на Сенной площади часовни во имя св. влм. Иоанна Нового Сочавского, в части расширения ее площади. Первоначально площадь часовни составляла 16 кв.м., а после реконструкции будет составлять 109 кв.м.

Данная реконструкция обеспечит возможность совершения регулярных Богослужений для большего количества верующих, желающих молиться в часовне.

В октябре 2016 года Приходом получено разрешение на строительство и в настоящее время строительно-монтажные работы по реконструкции часовни ведутся полным ходом. Уже завершается строительство стен и начинается монтаж стропильной системы кровли храма.

Между тем, собранных Приходом денежных средств не хватило на строительство кровли и купола часовни. Согласно смете, стоимость этих работ составляет 6 089 599 руб.

В настоящее время Приход очень нуждается в пожертвованиях на производство кровельных работ.

Денежные средства можно переводить на реквизиты Прихода.

Проектом реконструкции предусмотрено расположение на фасадных стенах часовни памятных досок с именами или наименованиями организаций жертвователей (по их желанию).

Также все жертвователи могут подать записки о поминовении их самих и их близких о здравии или за упокой на проскомидию или сорокоуст в электронном виде.

Часы работы часовни: ежедневно с 10:00 до 19:00

С уважением, настоятель Прихода Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) иерей Михаил Малюшин

Историческая справка о храме

Величественный пятиглавый Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) с высокой колокольней в стиле русского барокко был построен в 1753-1761 гг. на средства столичного купечества и других горожан и был одним из немногих истинно народных храмов Северной столицы. Предполагается авторство Ф-Б. Растрелли, А.В. Квасова.

В XIX в. неоднократно перестраивались в 1816-1817 гг. по проекту Л. Руска, в 1833-1835 гг. по проекту А.И.Мельникова, в 1867 г.- Г.И. Карпова. В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы.

Кирпичная оштукатуренная церковь в плане представляла собой вытянутый прямоуголник с полуциркульной апсидой на восточном фасаде.

В 1923 году храму был присвоен статус собора. но в 1938 году храм был закрыт, а в 1961 году стал одним из двух последних снесенных в Ленинграде храмов.

Сегодня уже не у кого не вызывает сомнений тот факт, что храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной) имел большое культурное значение, являясь по сути петербургским Успенским собором. С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Не меньшей была и социальная значимость Спаса на Сенной - при храме велась активная социальная и просветительская деятельность; храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (на его ступенях каялся о свои преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского "Петербургские трущобы".

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

Выстроенная в 2004 году, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади, за фундаментом алтарной апсиды Успенского собора, часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание. углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

История и Архитектура Санкт-Петербурга Спас-на-Сенной

СПАС-НА-СЕННОЙ

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18.7.1753 на новом месте. Через 2 дня, 20(31).7.1753, архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк купца Саввы Яковлева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная в народе как «Спас-на-Сенной», или «Сенной Спас», строилась в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Она являлась памятником позднего барокко.

Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.

В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, «Спас» посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг церкви шла красивая ограда небольшого живописного сада. Однако, в связи с тем, что дома в этой местности приносили большой доход, на месте сада выстроили большой 4-этажный дом с магазинами (Садовая ул., 40). Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантной площади. Способный принять до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы.

Строился храм на средства богатого купца Саввы Яковлева на месте старинной деревянной церкви. Рядом с храмом высилась 40-метровая трёхъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Один язык его тянул более чем на 17 пудов. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Колокол был знаменит. В Петербурге о нём ходили легенды. Говорили, что при жизни Саввы Яковлева, «очень тщеславного человека, вышедшего из крестьян Тверской губернии, звонили в этот колокол только тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел».

В Петербурге Яковлев вообще слыл личностью легендарной. Одно из городских преданий рассказывает, как Екатерина II приказала выразить ему своё монаршее неудовольствие за то, что тот, вопреки царскому указанию, в день её восшествия на престол отказался выдавать народу водку бесплатно. Говорили, что за такое ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через 5 лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нём своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20.6.1761. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2.10.1764 настал черёд правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5.12.1765 – главного, холодного, освящённого сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М.Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трёхъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом.

В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.1.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.2.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г.И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после её освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1.10.1870 обновлённый храм был уже освящен.

В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф.А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в 7 пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золочёной серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В.М. Пешехонова, картины Г.Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

В 1820-х годах при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 года при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16.12.1873. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан ещё помнит этот темно-зелёный пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный в 1961 году, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины.

Трагедия Сенной площади произошла в разгар Оттепели. В 1952 году Сенная была переименована в Площадь Мира. Было решено построить станцию метро «Площадь Мира». Главным украшением площади, её доминантой, по-прежнему оставалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ежегодные реставрации церкви не велись с 1916 года. но осознание её значимости, как раритетного архитектурного памятника сохранилось – не даром она пережила блокаду, уцелела в ходе второй реконструкции… сейчас трудно понять, что послужило причиной её разрушения? И почему это произошло в относительно благоприятный для страны отрезок истории? Разгар оттепели, первый полёт в космос, до роста цен ещё год… Мало кто помнит, что наряду со многими положительными чертами, в этот период усилились церковноборческие тенденции. А ослабление партийного аппарата привело к росту чиновничьего самодурства на местах. Есть предание, что секретарь Ленинградского горкома, торопился на заседание в Москву, и на вопрос, где строить новый павильон станции Метро, сделал торопливый и неопределенный жест в ту сторону, где стоял Спас-на-Сенной….

Проектировщики института “Ленметропроект” передали на рассмотрение Государственной инспекции по охране памятников архитектуры, как тогда назывался КГИОП, три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями “Невский проспект” и “Технологический институт”. Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. Последний вариант показался наиболее подходящим А.В. Победоносцеву, бывшему с 1938-го по 1961 год начальником Отдела по охране памятников архитектуры Ленинграда. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишён статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия из-за перманентных перестроек, исказивших первоначальный облик церкви.

Самым яростным и упорным защитником идеи сохранения церкви Успения Пресвятой Богородицы был В.И. Пилявский, известный своими трудами и лекциями по истории русской архитектуры. В адрес тогдашнего министра культуры СССР Е.А. Фурцевой было направлено письмо, подписанное ведущими преподавателями кафедр архитектурного факультета ЛИСИ, с просьбой предотвратить разрушение ещё одного локального, но очень важного градостроительного ансамбля города. Ответ, пришедший неожиданно оперативно, содержал информацию о том, что рассмотрение вопроса о судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы поручается группе московских специалистов под руководством академика архитектуры Н.В. Баранова. Тем не менее, руководство метростроя начало подготовку к сносу храма. Тогда, кстати, была обнаружена граница между кладкой стен, которую вели каменщики, приглашенные купеческой гильдией Сенного рынка - первоначального заказчика строительства церкви, - и тем, что в наши дни назвали бы “откровенной халтурой”, после того как право на продолжение строительства откупил владелец огромной территории от Сенной площади до Фонтанки между Гороховой улицей и Московской дорогой, “миллионщик” Савва Яковлевич Собакин. Как свидетельствует легенда, Савва Яковлевич очень торопился закончить строительство церкви к моменту возвращения из Москвы с коронации императрицы Екатерины II, почему и кладку стен отличал отпечаток крайней спешки, да и вся венчающая часть храма и колокольни была скоропалительно возведена деревянной. Тем не менее императрица благосклонно приняла приглашение к благодарственной службе, после чего Савва Яковлевич Собакин был награжден бронзовой медалью весом в пуд “За скупость” и получил разрешение изменить фамилию и стать основателем рода Яковлевых.

Прибывшая комиссия оказалась на редкость энергичной и оперативной: не боясь испачкать одежду и обувь, академики бойко облазали всю церковь, с интересом рассматривая зондажи опорных конструкций и возмущаясь самоуправством руководства Метростроя и безответственностью ГИОПа. Уходя, Н.В. Баранов пообещал срочно доложить ситуацию с храмом в правительстве и позаботиться о том, чтобы разрушение уникального и единственного в своем роде памятника отечественной архитектуры середины XVIII столетия было немедленно остановлено. Но на следующее утро метростроевское начальство объявило о введении трёхсменной работы в связи с необходимостью “своевременной подготовки строительной площадки для вывода на дневную поверхность наклонного хода эскалаторного тоннеля будущей станции метрополитена”.

Но главный архитектор Ленинграда тех лет В.А. Каменский, сменивший после Отечественной войны Н.В. Баранова, находился в весьма натянутых отношениях с последним, осуждая его за стратегические недостатки действующего Генерального плана города, за экономическое несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Поэтому В.А. Каменский, узнав об угрозах Н.В. Баранова, потребовал, как он выразился, собрать “своих академиков”, чтобы на закрытом заседании в своем кабинете добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади.

Взрыв был назначен в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но как ни торопились метростроевцы, они всё же опоздали. За сутки до назначенного для взрыва времени в ГлавАПУ Ленгорисполкома было доставлено письмо министра культуры Е.А. Фурцевой с запрещением разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII века. Письмо в АПУ прочли, снова запечатали и направили нарочным на площадь Островского, где тогда размещалось Управление Ленметростроя. Там письмо не рискнули вскрывать и отправили назад в ГлавАПУ, куда оно и вернулось в субботу 1 февраля 1961 года, которая была нерабочим днём. Глубокой ночью того же раздался глухой удар, земля дрогнула под ногами и церковь как-то медленно, при полном молчании зрителей, осела, превратившись в огромную кучу строительного мусора. Исключение составила колокольня, которая сперва наклонилась вправо, а затем, почти не разрушившись, легла вдоль южной стороны площади. Церкви больше не было, а был глубочайший провал, обнаруживший какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы и облезлые брандмауэры дворовых флигелей.

Строительный мусор от разрушенной церкви сгодился на засыпку котлована строящейся станции метрополитена «Горьковская».

Заключительным актом этой трагической мистерии стало гневное письмо министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в адрес главного архитектора с выговором за нарушение запрета на снос церкви Спаса-на-Сенной, установленного авторитетной правительственной комиссией. Итак, в феврале 1961 года была уничтожена церковь Успения Пресвятой Богородицы, инвентаризационная стоимость которой составляла 8 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось разрушение храма. При этом осталась неудовлетворенной просьба администрации института им. Н.К. Крупской с пожеланиями взять на свой баланс здание бывшей церкви в целях приспособления его под сценическую площадку театрального факультета.

Станция метро «Площадь Мира» (ныне – «Сенная площадь») была открыта 1.7.1963 рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней.

В 1980-х годах заговорили о восстановлении церкви. Будто бы даже был разработан проект, к которому благосклонно отнеслись отцы города. Затем о храме вроде как забыли. Вновь вспомнить о нём неожиданно заставили трагические обстоятельства. 10.6.1999 неожиданно рухнул козырёк наземного вестибюля станции метро «Сенная площадь». Под его обломками погибло несколько человек. Многие были ранены. И сразу же заговорили о каре небесной за поругание святыни. Ещё вечером накануне катастрофы в городе разразилась гроза, и многие наблюдали над Сенной площадью какие-то знамения в виде крестов. Говорили о дурной энергетике всей площади. А свидетели трагического обвала утверждают, что само падение козырька сопровождалось некой мистикой. Будто бы на него кто-то «надавил сверху». Да и как могло быть иначе, если вестибюль станции, добавляли знатоки, «углом заходит на фундамент Успенской церкви».

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать трудно, но проект восстановления Спаса-на-Сенной ещё не отвергнут. В постсоветское время на месте разрушенной церкви была воздвигнута часовня (Сенная пл., 2). 15.5.2003 освящён и поднят крест на её купол.
Взорванный Спас-на-Сенной будет восстановлен

11 февраля в КГИОП (Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) состоялось первое заседание Попечительского совета по вопросу воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной).
Вид Сенной площади в 1814 г.

В настоящий момент, ранее озвученные идеи по небольшому расширению стоящей на месте храма часовни и строительства под Сенной площадью (как в своё время хотели сделать под Марсовым полем) большого подземного паркинга - пересмотрены.
"Концепция освоения подземного пространства под Сенной площадью" представленная в конце прошлого февраля на презентации «Идеи для Петербурга - развитие территорий»

Принято официальное решение при очередной реконструкции Сенной площади восстановить снесённый в 1961 году храм. Ситуация с полным восстановлением несколько затруднительна из-за того, что вход в метро, а также недавно построенный ужасающий стеклянно-пошлый ТРК «Пик» и строящийся « Пик-2», не дадут возвести собор в том виде, в котором он был до его уничтожения.
Проект фасада « Пик-2» без учёта проекта воссоздания храма - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Тем не менее, при археологических раскопках, которые проводились во время ремонта асфальтового покрытия на близлежащей к вестибюлю станции метро «Сенная площадь», был обнаружен в хорошем состоянии фундамент церкви, в том числе под алтарной частью и вход в подвал, где должны быть захоронения.
Вид Сеной площади 1822 г.

В ближайшее время вновь начнутся углублённые археологические раскопки, после чего будут демонтированы и перенесены различные городские инженерные коммуникации, и лишь к началу 2014 года планируется начать строительство церкви.
Проект вида Сенной площади с восстановленным храмом - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

При продолжении археологических раскопок, которые начнутся в марте, скорей всего, может быть обнаружено много интересного. В подземной части действительно должны быть захоронения - так в 1763 году строитель церкви коллежский асессор Савва Яковлев перенёс под предел «Трёх святителей» прах своих родителей, и, практически, церковь стала их родовой усыпальницей. Серебряные доски, которыми был обложен престол главного храма, конечно же, давно разворованы революционными экспроприаторами, но зато уже при первых раскопках были найдены церковные ступени.
Внутреннее убранство церкви в 1910-х годах

Церковь более всего известная и поныне, как Спас-на-Сенной, первоначально должна была быть освящена во имя Сретения Господня, но потом была именована Успения Божией Матери, хотя закладка её была совершена в 1753 году в день Ильи Пророка. После многолетнего строительства (ныне сроки, скорей всего, будут более компактными) церковь была закончена к 1762 году - к коронации Екатерины II, в ознаменование которой на кресте была воздвигнута имперская корона, чтобы новая императрица видела её, въезжая через Фонтанку в официальные столичные границы того времени со стороны Московской заставы.
Фото 1890-х (слева) и 1910-х (справа) годов церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади

К слову, вся территория охватывающая пространство от Гороховой до Семёновского моста принадлежала С.Яковлеву, где он построил себе дачу с садом, выходящую фасадом на Фонтанку (арх.Растрелли), часть которой сохранилась и поныне. Также сохранился большой дом Яковлева (угол Садовой и Сенной), к которому и примыкал Спас-на-Сенной. Храм имел вокруг себя красивую ограду и "Настоятельский" сад, но в 1869 году на месте сада был возведён четырёхэтажный "доходный" дом.
Демонтаж церкви - перед взрывом в 1961 г.

Спасу-на-Сенной удалось пережить тридцатые годы, когда по всей России активно уничтожались церкви, но строительство метрополитена пережить он не смог. Взорван он был в 1961 году (а через год была уничтожена и Греческая церковь ради строительства БКЗ «Октябрьский»), когда подобные события можно было бы уже назвать нонсенсом.
После взрыва - 1961 г.

Уступил он всем известной убогого вида коробке станции метро, печально известной тем, что в недавнем прошлом под её обрушившимся бетонным козырьком погибли люди. Теперь же существует проект переноса вестибюля метро в строящийся комплекс « Пик-2», фасаду которого, кстати, не мешало бы придать более пристойный вид, вписывающийся в общий ансамбль площади.
Козырёк вестибюля (ныне демонтированный) станции метро «Сенная площадь»

Проект реновации существует для всего участка Сенной площади и окружающей её территории, затрагивая большую часть бывших Яковлевских владений. И пока трудно сказать насколько это не ухудшит нынешнюю ситуацию, когда новоделы и архитектурно-структурная сумятица практически погубили этот один из приятнейших районов старого "нетуристического" Петербурга.
Проект вида Сенной площади после восстановления церкви - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в настоящий момент официально отнесён к утраченным главным городским доминантам, а потому обязательно подлежит воссозданию, которое будет курироваться КГИОПом. Восстанавливать утраченное - более благородное дело, имеющее много граней и выходящее за узко-церковные рамки, нежели бесконечное строительство стандартных церквушек среди новостроек, порой в очень не подходящих для этого местах.

За годы советской власти утрачено большое число исторических архитектурных памятников, в том числе и церквей, и многие из которых, по возможности должны быть возрождены в наши дни. Вот вопрос - сколько утраченной петербургской архитектуры придётся восстанавливать грядущим поколениям после бурного сноса-строительства в историческом центре города в начале 21 века...

© «Петербургские страницы», 2007-2014 Взорванный в советское время храм восстановлению не подлежит, но строить его все-таки собираются

Такой парадокс объясняется просто: археологи, закончив раскопки, пришли к выводу, что использовать найденные ими остатки фундамента для строительства нового здания нельзя. По сути - это руины, которые можно только музеефицировать. Однако ни в Русской православной церкви, ни в руководстве города пока не отказались от планов воссоздать церковь на том же месте, где она стояла до 1961-го.

ВМЕСТО СВЯТЫНИ ТРУБЫ И ПРОВОДА

Уже несколько месяцев каждый, кто выходит из павильона метро на Сенной площади, видит перед собой длинный синий забор. С конца мая здесь велись раскопки. За два месяца археологи исследовали больше полутора тысяч квадратных метров. Откопали рядом с часовней центральную апсиду - полукруглый выступ здания, а также основания арочных сводов и множество подвальных перегородок.

Немногие стены, которые сохранились от первоначального храма, сложены из кирпичей XVIII века, - проводит экскурсию начальник археологической экспедиции Сергей Семенов. - Видите, желтоватый раствор, это известка - то есть здесь кладку проводили еще тогда. А уже край прохода выложен из кирпичей более позднего времени и покрыт сверху цементом, то есть это реконструкция начала XX века.

Следы перестроек - и на полу, и на стенах. Впрочем, археологи радуются тому, что вообще смогли что-то найти. В те времена, когда храм взрывали, ради строительства метро, газеты еще и восхищались тем, как быстро и качественно его сравняли с землей.

После рабочие рыли шахты, строили павильон «Сенной» - тогда «Площади Мира» - и прокладывали инженерные коммуникации, так что сегодня часть раскопанной территории - это просто траншеи, по которым тянутся трубы и провода.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

В середине XVIII века церковь строили на средства знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Яковлева. Ее величина и центральное расположение предопределили и большой приход, и богатое внутреннее убранство. Вызолоченный иконостас, плащаница, шитая серебром, золотом и жемчугом, гробница из серебра, образы в серебряных рамах - уже в 1920-х все эти ценности было решено изъять из храма, так что археологи не рассчитывали на серьезный улов.

Это закладная монетка, - демонстрирует заместитель директора института материальной культуры Наталья Соловьева. - Серебряный рубль с изображением Екатерины Второй чеканки 1776 года. Если его аккуратно приподнять, то мы увидим, что монету закладывали еще в сырой раствор.

Удивительно то, что сам храм построили на двадцать лет раньше. Ученые думают, закладной рубль появился во время одной из первых реконструкций, когда переделывали центральный купол.

Среди других находок - осколки посуды, изразцы, остатки светильников и несколько огарков. Самые ценные вещи - цепочку и крестик - нашли в местах погребений. Уже точно известно, что в склепах, под полом храма, были захоронены как минимум шесть человек - всего археологи обнаружили около шестисот фрагментов костей.

Нашли несколько погребений, и все они были нарушены, - говорит Наталья Соловьева, - К примеру, сохранился нательный золотой крестик с погребения ребенка, но захоронение буквально разворотили.ЗАБОР ОСТАНЕТСЯ НАДОЛГО

Теперь, когда раскопки уже закончились, должна состояться историко-культурная экспертиза. Ее будут проводить московские аккредитованные специалисты. От них зависит, признают ли найденные остатки фундамента памятником - и соответственно будут ли их сохранять. Пока же, до наступления холодов, территорию собираются законсервировать, засыпав песком.

Это позволит сохранить сети и археологические находки, - объясняет настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Михаил Малюшин. - Но благоустраивать территорию и укладывать плитку не будут, так что забор останется. Это не просто наше решение - это решение губернатора.

Уже весной, как рассчитывают в РПЦ, на площади начнут переносить сети. Правда, кто этим займется, а главное - на какие деньги, еще неизвестно. Церковь рассчитывает, что в скором времени организуют фонд: одному инвестору подобные задачи не под силу, поскольку речь может идти о миллиардах рублей.

Однако если взяться всем вместе, то можно и, как говорится, горы свернуть. Точнее, даже, не горы, а павильон метро. Иначе храм просто не удастся восстановить в прежних границах.

Нужно ли это делать - вопрос открытый. Впрочем, сейчас еще не готова проектная документация, а потому, как будет выглядеть Сенная площадь лет через десять, остается лишь гадать. Появятся ли на ней новые торговые центры в придачу к павильону станции метро «Спасская» или все пространство займет воссозданный храм Успения Пресвятой Богородицы, ради которого теперь тоже придется что-нибудь разрушить.

На Сенной площади предложили возвести 70-метровую колокольню

Церковь Спаса-на-Сенной. Акварель К.Беггрова по литографии А.Брюллова
Фото: wikimedia.org
Строительство колокольни предполагается как первый этап строительства храма на Сенной площади. Предложение озвучил иерей Михаил Мамошин (настоятель храма на Сенной площади). Чиновники пока взяли паузу.

На Сенной площади предложили построить 70-метровую колокольню по проекту архитектурного бюро Рафаэля Даянова. С таким предложением к вице-губернатору Игорю Албину обратился настоятель храма на Сенной площади иерей Михаил Мамошин. Чиновники, в свою очередь, отнеслись к идее без энтузиазма.

Ранее в центре площади стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Но он был снесен для строительства метро «Сенная» в 1961 году. Реконструкция Сенной площади началась в 2003 году, именно тогда вместо стихийных ларьков на площади появились торговые павильоны, а в память о снесенной Успенской церкви была выстроена часовня.

По словам М.Мамошина, строительство колокольни станет первым этапом восстановления храма. В настоящее время воссоздать основную часть храма невозможно из-за необходимости перестройки машинного зала станции метро «Сенная площадь».

«Предлагаем поэтапно восстанавливать храм. Возвести сначала колокольню и трапезную часть. Останется пять метров до ступеней - это можно оставить на будущее. Это будет почти половина храма», - сказал М.Мамошин.

Вице-губернатор на это ответил, что решение о строительство храма на этом месте необходимо выносить на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. «Здесь очень плотная застройка, памятники архитектуры, зона тяготения к выходом из метро», - отметил И.Албин. По его словам, власти пытаются найти решение вопроса, которое устроит жителей Петербурга, но при этом будет учитывать транспортную ситуацию. Чиновник также добавил, что власти хотят пойти навстречу епархии, но окончательное решение по проекту еще не принято.

Глава КГА Владимир Григорьев, в свою очередь, заявил, что построить храм в урезанном виде невозможно из-за павильона метро, но поставить колокольню теоретически, «с градостроительной точки зрения», можно.

Строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который будет располагаться прямо на месте выхода из вестибюля станции «Сенная площадь», было включено в масштабный проект реконструкции Сенной площади. Но власти сразу же столкнулись с проблемой его финансирования, ведь ранее Министерство культуры отказалось оплачивать эти работы. Сам конкурс на реконструкцию Сенной площади (стоимостью 1,2 млрд рублей) был проведен осенью прошлого года. В качестве генподрядчика работ была выбрана компания «Балтстрой». ЗАО «БалтСтрой» входит в холдинговую компанию «Форум», владельцами которой, по данным Forbes, являются Дмитрий Михальченко и Николай Негодов. Н.Негодов - генерал-майор ФСБ в отставке, а Д.Михальченко участвовал в создании АНО «Управление делами Фонда поддержки ФСБ».

Первоначальный срок окончания реконструкции всей площади - конец 2016 года. Но в корректировке бюджета на 2015 год на Сенную площадь выделили лишь 10 тыс. рублей (в действующем варианте - 350 млн рублей), на два последующие года - по 100 млн рублей. Из-за сокращения бюджета деньги, которые были заложены на Сенную площадь, было решено направить на «иные цели».

Подробнее на РБК:


В Петербурге на месте храма Спаса-на-Сенной может появится колокольня

Настоятель храма Спаса-на-Сенной иерей Михаил предложил построить на месте снесенного здания церкви колокольню высотою в 70 м, а также для прихожан трапезную. Свое предложение он высказал вице-губернатору города Игорю Албину.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) возвели на Сенной площади в 1761 году. В 1961 году ее взорвали. Сейчас город решил восстановить объект.

История храма берет начало 20 июля 1753 года, когда на Сенной площади архиепископом Санкт.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства одного из богатейших промышленников того времени Саввы Яковлевича Яковлева в течение 12 лет. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а точнее "во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова".

Строительство церкви было завершено в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Великолепный пятикупольный храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина, то есть около 50 метров. В момент своего расцвета храм обладал прекрасным внутренним убранством, а его колокольня по высоте была второй в Санкт-Петербурге, уступая лишь колокольне Петропавловского собора.

За время своего существования он перестраивался несколько раз. Последний раз это произошло в 1867-1871. Была сделана капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным. На месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (сегодня – Садовая дом 40). Тогда же колокольня храма приобрела свое "тоновское" (русско-византийское) завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского стиля "умалят", по мнению «специалистов» и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

В 1897-1898 к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы, произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами. Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века,

икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года – дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук "народников"; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе – Спасителя и Божией Матери.

В храме было две плащаницы. Одна – древняя, устроенная опять-таки основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с "выпущенными" на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам – святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Федора Верховцева. Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставлялся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 году от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

К слову именно Сенная площадь в 1831 году стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прибыл Император Николай I. Въехав в открытой карете на Сенную площадь, сбросив пыльную шинель, он выступил перед народом с речью. Держался Николай твердо и уверенно. “Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен. Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков” – произнес царь, после чего подозвал какого-то старика, трижды облобызал его и уехал. Холерный бунт был прекращен. В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преподобного Андрея Критского.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. Купец и известный благотворитель Александр Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек, а 19 февраля 1880 в том же здании открыли приют-школу на пожертвования купца. В 1884 Водеников предложил для богадельни и приюта-школы еще и свой особняк, смежный со Спасо-Сенновской церковью. В 1885 эти заведения посетила Великая княгиня Александра Иосифовна.

В 1890 дом был перестроен, расширен и благоустроен
(паркетные полы, ванные комнаты, баня, ватерклозеты и т.д.). При нем был создан сад с беседкой. Все ремонтные работы оплатил председатель общества Александр Водеников, выделивший еще 40 000 рублей на поддержание дома. Всего же новое здание обошлось ему в 107 000 рублей. За этот дар он удостоился высочайшей благодарности. Позже он пожертвовал еще 10 000 рублей с тем, чтобы процент с капитала шел бедным невестам, содержавшимся в приюте.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший отца Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие. В течение 23 лет Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы братья Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Целью землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Храм был сердцем православного народного Петербурга – Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на – Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга – Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни святого Николая Чудотворца и святого Илии Пророка.

Сама же Сенная площадь середины – второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. Но это уже другая история.

После большевистского переворота начал приходить в упадо. Все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. С ноября 1923 года до закрытия в апреле 1938 года храм принадлежал обновленцам.

В 1933 году одиннадцать колоколов Спасо-Сенновского храма общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны.

Чудом уцелевший в годы блокады храм, несмотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, уже в мирное время, в январе 1961 года был уничтожен по указанию т. Хрущева, под предлогом строительства станции метро. Но прежде сорвали кровлю (позолоту и медь) и только потом взорвали. Ныне на этом месте стоит станция метро "Сенная площадь". Лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В конце семидесятых мне довелось жить в Питере долгое время. Часто приходилось бывать на Сенной. Тогда от моих друзей я впервые узнал, что здесь когда-то находился величавый храм, и печальную историю, о том, как стерли с лица земли Спасо-Сенновскую церковь. Тогда же я понял, что память о ней продолжает жить в душах настоящих петербужцев.

Надеюсь, и этому есть все предпосылки, что в обозримом будущем Сенную площадь вновь украсит храм Успения Пресвятой Богородицы и вернутся те традиции, которыми он был так славен.

Сенная... Одна из старейших площадей города, на протяжении двух веков являющаяся важным узлом, нервом петербургской жизни, возникла при Императрице Анне Иоанновне в 1737 году, когда на болотистом участке к югу от Большой Першпективной дороги (нынешнего Невского проспекта) были вырублены редкие деревья и кусты и разрешен торг сеном, соломой и дровами. По этому, возникшему на заре существования Петербурга, Сенному рынку, получила впоследствии название и площадь.

К Сенному рынку от Большой Першпективной дороги была проложена улица, ведшая в Коломну, где после летних пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших центральную часть Петербурга, появились первые поселения горожан. Улица эта получила также название Сенной, а впоследствии - Садовой, под этим именем войдя в историю как главная торговая и купеческая улица Петербурга.

Позднее от Сенной площади строго на юг была проложена магистраль, ведущая в направлении Москвы, Киева и загородной царской резиденции - Царского Села (нынешний Московский проспект). Большинство гостей прибывали в Петербург именно по ней, и поэтому Сенная площадь, расположенная «при дверех» служила и своеобразными сенями Петербурга, предваряя собою центральные районы столицы.

«На Сенной пестрый шумный рынок непременно натыкались те, кто въезжал в столицу из провинции, так как он находился на пересечении двух улиц: Обуховского проспекта, что вел от Московской заставы к центру города и Большой Садовой - самой длинной улицы Петербурга, что начиналась в Коломне у церкви Покрова и тянулась на протяжении четырех верст до самого Летнего Сада...» - так писал в начале XIX века о прошлом Сенной П.П. Гнедич.

Садовая делила площадь на две половины. Собственно торговлю сеном представляла собой северная половина, для чего стояли огромные весы, на которых вешали сено вместе с телегой.

По словам известного исследователя Петербурга М.И. Пыляева, - «Сенная площадь была складом сельских произведений, ввозимых по московской дороге, она находилась на рубеже города. Крестьяне, въезжая в Петербург, останавливались прямо здесь, продавая сено, солому, овес, телят, баранов и куриц...

С 1800-х годов крестьяне на Сенную стали доставлять мясо, рыбу и масло, потом появились и огородники, до 1850 года на Сенной производился торг деревьями и цветами».

Летом Сенная была центром овощного и мясного торга. Зимой «зелень пропадала, и вместо нее появлялись целые горы замороженной рыбы. Куры, индейки, гуси, тетерки, зайцы, олени, козы, лебеди, глухари целыми бастионами громоздились здесь друг на друга. Рано утром появлялись здесь повара, кухарки, чиновницы: они увозили домой провизию на извозчиках». В постные дни на Сенной был грибной торг.

Южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом, принадлежали известному купцу-миллионщику, заводчику и откупщику С.Я. Яковлеву.

20 июля 1753 года на Сенной площади архиепископом С.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства Саввы Яковлева в течение 12 лет.

В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. Храм был разделен на две половины: теплую («трапезу»), расположенную ближе к главному входу и восточную - холодную («настоящую») с одним престолом. Один из приделов храма был освящен во имя преподобного Саввы (празднуется 5 декабря) в память Дня ангела-хранителя строителя храма - Саввы Яковлева.

Главный храм «холодной» церкви был освящен во имя Сретения Господня, а затем его освятили во имя Успения Божией Матери.

Сооружение же нового храма, начатое в 1753 году, велось в камне.

В 1761 году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. 20 июня того же года последовало его освящение.

Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. 20 октября 1764 г. был освящен придел прп. саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л. Колокольников.

Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (приблизительно 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Вот что писал о стиле церкви Успения знаток Петербурга начала XX веха В. Курбатов: «... возможно, что начата она по проектам Растрелли, за это говорит великолепная постановка главного купола, но форма куполов придана кем-нибудь другим, и не раз изменена». Действительно, храм неоднократно перестраивался. В 1816-1818 годах по сторонам главного алтаря под руководством архитектора Луиджи Руска были построены два придела. На южной стороне храма - во имя Всемилостивого Спаса, празднуемого 1 августа (освящен 14 января 1822 года), а на северной - во имя Архистратига Михаила.

В 1816-18 годах под руководством Л. Руска перестраивается портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы.

Западный портал храма удачно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, выстроенного в 1818-1820 годах В.И. Беретти для полицейского надзора на рынке. Этот скромный ансамбль служил своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице.

В 1833-1835 годах храм был расширен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Перестройке подверглись купола и своды, в парусах которых академик С.А. Безсонов написал изображения евангелистов. Перестраивались также Спасский (освящен 14 января 1822 г.) и Михайло-Архангельский придел, который был вновь освящен 14 февраля 1835 года. (выстроен арх. П.Ф. Воцким на средства коммерции советника Михаила Ивановича Новикова). Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт, ставший неотъемлемой частью петербургской панорамы.

На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол -1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный - 140 пудов; повседневный - 78 пудов 32 фунта, древний - 1762 года - 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола.

В 1867-1871 годах храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Во время перестройки храма сначала возобновляли главную церковь, а затем по освящении ее, и малую, переднюю от западного входа. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

Главный престол, во имя Успения Божией Матери, был готов ранее других и освящен митрополитом Исидором 1 октября 1870 года. Остальные придельные были освящены: во имя Всемилостивого Спаса (в память древнего Спасского храма, празднуемый 1 августа); во имя св. Михаила Архангела - 8/21 ноября; во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 ноября; во имя преподобного Саввы - 5 декабря. Тогда же колокольня храма приобрела свое «тоновское» завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского (русско-византийского) стиля «умалят», по мнению специалистов и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

Перестройка 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес - Садовая, дом 40) .

В 1897-1898 архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы (арх. И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами.

В 1831 году Сенная площадь стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прискакал Император Николай I и, сбросив пыльную шинель в дорожную коляску, держал перед народом речь, как это изображено на одном из горельефов его памятника на Исаакиевской площади. Холерный бунт был прекращен.

В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преп. Андрея Критского, икона писана известным живописцем В.М. Пошехоновым.

Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века. Запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благославляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году (перед ним ежегодно 18 октября вологодское землячество служило молебен в память избавления их города); икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года - дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе - Спасителя и Божией Матери.

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставляллся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

Хранился в храме и старинный серебряный вызолоченный ковчег, пожертвованный в то время, когда предполагалось убрать новую церковь во имя Сретения Господня, и служащий дарохранительницей.

В храме было две плащаницы. Одна - древняя, устроенная еще основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с «выпущенными» на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам - святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Ф. Верховцева.

Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С начала по конец 20-х годов прошлого столетия при церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший о. Г. Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие.

Спасо-Сенновский храм был сердцем православного народного Петербурга - Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на- Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга - Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни свт. Николая Чудотворца и св. Илии Пророка. Это был уже не парадный блестящий С.-Петербург, а та его часть, которая впоследствии получила название «Петербурга Достоевского».

И храм, и весь район Сенной площади тесно связан с именем Ф.М. Достоевского, и отражен в его произведениях. Сам Федор Михайлович часто бывал в храме Успения, вблизи храма сконцентрированы адреса многих героев его литературных произведений: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот» и других. Существует также предание, что одно время на клиросе церкви пел А.В. Суворов. Кроме того, Сенная тесно связана с именем Г.Р. Державина, жившего на площади, с именами Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, скульптора О. Микешина.

В приходе церкви Успения в середине XIX века подвизались и жили: блаженная Анна Ложкина, Христа ради юродивая, погребенная впоследствии на Смоленском кладбище, и странник Александр Крайнев, чья часовня на Митрофаниевском кладбище пользовалась почитанием богомольцев, а пудовые вериги его были помещены в самом Спасо-Сенновском храме.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. К молитвенному участию в торжестве были приглашены также жители Петербурга - ярославские уроженцы.

Торжественное молебствие было совершено пред иконою Ярославских Чудотворцев протоиереями храма и священниками из ярославских уроженцев. Во время молебствия пели два хора певчих; Спасо-Сенновский и местного приюта, устроенного А.Д. Водениковым. К слову сказать, уроженцев Ярославской губернии в Петербурге было немало, в основном, это были крестьяне, мещане, купцы, лица духовного звания, а местом, где по преимуществу селились ярославские уроженцы, была Сенная площадь и приход церкви.

Среди известных петербуржцев - уроженцев Ярославской губернии были купцы Елисеевы, основатели фирмы «Братья Елисеевы», настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом - архимандрит Игнатий Малышев, петербургский градоначальник В. А. Дедюлин, настоятель посольской церкви в Берлине - протоиерей Алексий Мальцев. На всю Россию были известны литейщики колоколов Оловянишниковы. Целью ярославского землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы А.Г. и Г.Г. Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Ежегодно 23 мая / 6 июня в день памяти свт. Леонтия Ростовского (позже в этот день было установлено празднование собора Ростово-Ярославских святых) в храме служился молебен, на который собитались петербуржцы-ярославцы.

Сенная площадь середины - второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. С одной стороны, изобилие товаров и ломящихся от снеди прилавков, с другой - антисанитария в жаркие летние дни - роднили Сенную с московским Охотным Рядом, и поэтому остро встает вопрос о санитарном благоустройстве и упорядочении торговли на рынке. На Горсткиной улице (ныне улица Ефимова) были выстроены корпуса Курятного и Рыбного рынков, входивших в комплекс Горсткина рынка, наземные и подземные сооружения которого сохранились и по сей день.

В конце 1870-х годов возникла необходимость реконструкции собственно Сенного рынка, занимавшего все пространство площади.

Победителем конкурса, на благоустройство Сенного рынка, объявленного городской управой, стал И.С. Китнер, по проекту которого на площади были вы строены четыре сухие, строгие постройки из стекла и металла, строительство которых было закончено в 1886 году. Так в ходе реконструкции площади в конце XIX века элегантные просторные и светлые постройки нового Сенного рынка, украшенные гербами Санкт-Петербурга, вобрали в себя бывшее «чрево Петербурга».

В 1910 году закончили свое существование и трущобы так называемой «Вяземской лавры», одного из самых темных мест Петербурга, печально известного как обиталище городских низов и преступников, представлявшие собой некоторое подобие Хитрова рынка в Москве. Только в отличие от Москвы, где ликвидация преступного мира «Хитровки» потребовала очень больших усилий и унесла в 1930-х гг. много жизней блюстителей порядка, Вяземские трущобы были ликвидированы гораздо проще. Княгиня М.В. Вяземская, владелица земельного участка по Забалканскому пр., дом 4-6, выстроила на месте прежних сооружений два многоэтажных здания с башнями в стиле модерн (1910-1911 гг.).

К церкви было приписано несколько часовен: Тихвинской иконы Божией Матери (существовала с 1805, в 1893 по проекту В.Ф. Харламова сделана из чугуна), Казанской Божией Матери (1800-е, 1847 - по проекту И. Корсини, тоже из чугуна, 1879 - А.Л. Гольм) - в Апраксином дворе; равноап. Марии Магдалины (1882, А.И. Кракау) в Мариинском рынке; св. Илии Пророка в Михайловском проезде; шатровая чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л.М. Харламов). Близ храма находились киоты, сооруженные торговцами рынка: у Демидова пер. с образом Спасителя (1885), против гауптвахты - Казанской Божией Матери (1887), около паперти - с образом в память спасения в Борках (1890).

Среди служивших в разное время в Спасо-Сенновской церкви священников пользовались известностью: прот. Иоанн Иоаннович Иванов (служил в 1831-1848) - профессор церковного красноречия в Духовной академии, прот. Константин Тимофеевич Никольский (1848-1905) - доктор богословия, знаток церковной истории и литургии, собравший по этим вопросам библиотеку из 30 тыс. томов, и прот. Александр Васильевич Петровский (1905-1915) - профессор Духовной академии, специалист по древнееврейскому языку. Его на месте настоятеля сменил прот. Василий Николаевич Сперанский, служивший в храме до своей кончины, последовавшей 4 декабря 1917 г. После него настоятелем в храме служил протоиерей Орлов, котрорый скоро скончался в больнице, а также профессор прот. Александр Петровский (в 1921-1922 гг. вновь некоторое время бывший настоятелем), прот. Валериан Боротинский и протоиерей Солодовников.

Про прот. Александра Петровского известно, что он оставался в Петрограде и в 1920-х гг. во время эпидемии ухаживал за больными тифом. Протоиерею Солодовникову с сыновьями удалось в 1920-х гг. покинуть Петроград, впоследствии он проживал в Париже. Прот. Валериан Боротинский в 1918 г. уехал из Петрограда на Кубань, в Екатеринодар, откуда уже с Белой армией эвакуировался в Константинополь, а оттуда в Сербию. Здесь он жил с семьей в селе Рипань близ Белграда. В 1945 г., перед самым вступлением в Белград Красной армии, «белый» священник был убит выстрелом в окно собственного дома в селе Рипань. Кто сделал это, осталось неизвестным.

После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты.

В начале ХХ века причт Успенского храма просил возвести церковь в ранг собора, но, увы, безрезультатно, - только в 1923 году этот ранг был получен благословением Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, исповедника.

Спасо-Сенновский храм с ноября 1923 г. до закрытия в апреле 1938 г. принадлежал обновленцам. В 1933 г. одиннадцать колоколов его общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны (решение Леноблисполкома от 21.IV.1938).

Уцелевший в годы блокады храм, не смотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, не пережил хрущевской «оттепели». Под предлогом строительства станции метро в январе 1961 г. храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), был взорван. Ныне на этом месте стоит станция метро «Сенная площадь».

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Сейчас, лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В 1980-1990-х гг. горожане неоднократно поднимали вопрос о восстановлении храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (перед взрывом 1961 г. арх. Ю.М. Денисовым были сделаны обмеры храма, сохранились поэтажные чертежи и разрезы здания церкви, которые могли бы облегчить его восстановление). Однако, положительного решения городских властей о восстановлении храма до сих пор не последовало не смотря на то, что этого ждут многие петербуржцы, которые любили этот храм и помнят его.