Учиться в России: всё больше иностранных студентов выбирают российские вузы. Иностранные студенты в России: кто они и зачем приехали? Иностранные студенты в российских вузах арефьев

Россотрудничество объявило открытый набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских университетах. Руководитель ведомства Любовь Глебова подробно рассказала о том, кто, зачем и почему может отправиться в Россию за дипломом о высшем образовании.

Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?

— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.
Граждане 198 стран мира могут присылать свои заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям (от медицинских до технических, включая ядерную физику). Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов. Все, что связано с русским языком, сейчас крайне востребовано за рубежом.

Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?

— Зарегистрироваться на портале www.russia.study . Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.

После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.

Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?

— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества - Российские центры науки и культуры, чьи сотрудники на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.

Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.

Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг.

Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.

- Что делать претендентам, которые не прошли отбор?

— Даже если какому-то иностранному гражданину не будет предложена квота в рамках набора 15 тысяч абитуриентов, ему будет предложено учиться в российских университетах по контракту. С учетом того, что стоимость обучения во многих наших вузах сравнительно невысокая (в значительной части университетов она составляет 1000-1500 евро в год), многим будет интересен и такой формат.

На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?

— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе шесть вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета.

Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Министерство образования РФ предложит альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.

Как вы оцениваете, Россия продолжает котироваться в мире, как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?

— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистике. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев.

Несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе.

Наконец, Россия для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.

- Какую пользу и выгоду, на ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?

— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.

Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне.

Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.

Чтобы учиться в России, нужен русский язык - далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?

— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди - время.

В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.

- Много ли уже желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в наших вузах?

— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.
Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских узах - проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.

Для начала советуем ознакомиться с презентацией "Неизвестные льготы. Упрощенный порядок трудоустройства иностранных студентов" , посвященной законодательству, регулирующему правовой статус иностранных студентов на территории Российской Федерации. Автор - Кирилл Аксёнов , юрист, эксперт в сфере миграции и трудовых отношений с иностранными гражданами, его контакты вы можете найти внутри. Неизвестные льготы.pptx

Также ознакомьтесь с гайдом от студента Вышки Максима Паршина, с фотографиями и комментариями: Как получить разрешение на работу, будучи иностранным студентом, и не поседеть .

В соответствии с законом иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, освобождены от получения для них разрешения на работу, если они

а) работают в течение каникул

б) работают в свободное от учебы время в вузах, в которых они обучаются.

Студенты из государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) не нуждаются в получении разрешения на работу.

Во всех остальных случаях* иностранные студенты, обучающиеся по очной форме в российском вузе, могут самостоятельно обратиться в органы Федеральной миграционной службы (ФМС) за получением разрешения на работу. Для этого необходимо предоставить следующие документы:

Заявление Заявление.xls

Паспорт

Нотариально заверенная копия паспорта

Миграционная карта, регистрация

Копия миграционной карты, копия регистрации

Трудовой договор (неподписанный)**

Госпошлина (можно заполнить на сайте)***

Сертификат о здоровье (общий)

Сертификат об отсутствии опасных заболеваний (ВИЧ и т.д.)

Фотография

Справка из учебной части об обучении иностранного гражданина на программе профессионального образования Справка из ВУЗа

*Запрет для иностранцев-главных бухгалтеров

Помимо прочего, в закон о правовом положении иностранных граждан была также внесена важная поправка, запрещающая иностранцам занимать должность главного бухгалтера или иную должность, связанную с ведением бухгалтерского учета российской компании. Только иностранцы, обладающие видом на жительство или разрешением на временное проживание, могут вести бухгалтерию предприятия. Просим Вас учитывать данную информацию в своей работе.

**Работодатель обязан уведомлять территориальный орган миграционной службы и службу занятости в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров со студентами-иностранцами, а также о предоставлении им неоплачиваемых продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года (пункт 18 статьи 13.4 Закона). При этом иностранный студент не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого он обучается (пункт 20 статьи 13.4 Закона).

***Регион – Москва, Населённый пункт – Муниципальный округ Басманный, Вид госпошлины – Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства

Документы следует подать по адресу:

Начальник отдела

Дудник

Игорь Николаевич

Приём граждан по вопросам трудовой миграции

Часы приёма:

Понедельник

С 09.00 до 14:00 час.

Четверг

С 14:00 до 16:00 час.

Каб. 085

Г. Москва, пос. Вороновское,

Варшавское шоссе, 64-й км, домовладение 1, стр. 47, ММЦ (Сахарово)

После обращения в органы ФМС, иностранный студент уже через десять рабочих дней должен получить разрешение на работу сроком до одного года.

Соответственно, если иностранный работник обучается в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, при наличии студенческой визы, он вправе осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время, либо в течение каникул, при этом ему не надо получать разрешение на работу. Перечень учреждений, где студенты могут работать в свободное от учебы время ограничен. В то же время, перечень организаций, где студенты вправе осуществлять трудовую деятельность в течение каникул не ограничен (подпункт 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Какие условия трудоустройства иностранных студентов в университете?

Трудоустройство иностранных студентов в НИУ ВШЭ, осуществляется в общем порядке, без ограничений в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, также как и граждан Российской Федерации в случае соблюдения работником вышеупомянутых миграционных требований. Для получения актуальной информации по наличию вакансий Вы можете обратиться в Управление персонала.

Если студент-иностранец будет работать в структурном подразделении университета, то оформлять ему разрешение на работу не нужно. Равно как Университету не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

При приеме на работу иностранный студент должен предъявить работодателю следующие документы:

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

Договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику-иностранцу);

Заключение о прохождении предварительного медицинского осмотра (при приеме студентов, не достигших возраста 18 лет, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях);

Документ об образовании и/или о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

Справку о наличии (отсутствии) судимости и/или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по установленной форме (при поступлении студента на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию).

Если трудовой договор заключается впервые, то трудовую книжку и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляет работодатель.

Что касается документов о воинском учете, то по общему правилу поступающий на работу иностранец не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 327.3 ТК РФ). Нам не удалось обнаружить соответствующих нормативно-правовых актов и международных договоров. Следовательно, требовать документы воинского учета у претендующих на работу студентов-иностранцев не нужно.

Какие условия трудоустройства иностранных студентов, которые являются слушателями подготовительных отделений университета?

Слушателей подготовительных отделений можно считать обучающимися образовательной организации высшего образования. Поэтому на них распространяется упрощенный порядок трудоустройства в Университет, то есть без оформления разрешительной документации.

Обоснование:

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), обучающимся является физическое лицо, осваивающее образовательную программу. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе, слушатели – лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (статья 33 Закона).

Исходя из изложенного, обучающимся можно считать и лицо, обучающееся на подготовительном отделении образовательной организации высшего образования .

Какие условия прохождения практики иностранными студентами?

Для прохождения практики иностранным студентам не требуется получение разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утвержденно приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383).
Письмо МВД


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Прием уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, обучающимися в Российской Федерации по очной форме

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, обязаны в течение трех рабочих дней уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и Департамент труда и социальной защиты города Москвы о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными иностранными гражданами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Иностранная рабочая сила

Вниманию работодателей, планирующих привлечение иностранной рабочей силы!

Не только российские абитуриенты стремятся обучаться за рубежом. Сегодня в России обучается немалое количество иностранных студентов. Большинство из них приезжает из стран бывшего СССР, но в некоторых вузах обучаются и ребята из Европы и Соединенных Штатов. Для получения образования иностранному абитуриенту необходима учебная виза в Россию.

Срок действия визового документа

Чаще всего срок актуальности визового документа составляет не более 90 суток. Но студент всегда может попросить о продлении, если это действительно необходимо. В этом случае он обязуется заранее подготовить все необходимые документы, подтверждающие факт необходимости продления.

Согласно существующему российскому законодательству, срок действия визового документа может быть продлен на время действия учебного контракта.

Сегодня срок актуальности учебного договора составляет не более 12 месяцев. По вопросу относительно продления визового документа студент должен обратиться в МВД по месту регистрации.

Особенности визового документа

Студенческая виза имеет статус въездного документа. Иностранец может получить ее в том случае, если целью его прибытия в РФ является получение высшего образования в одном из российских вузов.

Цель поездки должна быть обозначена конкретно. Также в визе указывается название университета, пригласившего студента.

Особенности процедуры оформления

Иностранное лицо, заинтересованное в получении учебного визового документа, обязуется пройти следующие этапы:

  1. Выбрать вуз.
  2. Собрать и подать документы в выбранный вуз.
  3. Отправить заявление в Министерство образования своей страны.
  4. Подписать договор с вузом.

После того как иностранный абитуриент определился с выбором университета и подал все необходимые документы, он должен дождаться приглашения от МИДа российского государства. МИД получает письмо-приглашение от университета, получившего и рассмотревшего документы иностранного абитуриента.

Подготовка пригласительного письма в целом занимает 45 дней. Срок действия пригласительного документа — 90 дней.

По приезде в Россию, иностранное лицо обязуется подписать контракт на обучение. Для регистрации ему будет нужно сдать свой паспорт с вклеенной в него визой. Зарегистрироваться необходимо в течение трех суток с момента приезда в Россию. По окончании процедуры регистрации иностранец может получить свой паспорт назад.

Какие документы нужны

Иностранцам, заинтересованным в получении студенческой визы, необходимо собрать следующие документы:

  • школьный аттестат;
  • заграничный паспорт;
  • приглашение от вуза;
  • заявление-анкету (заполняется по установленной форме);
  • три качественных фотоснимка;
  • сертификат о состоянии здоровья;
  • ВИЧ-тест;
  • счет в банке для оплаты обучения (актуально для тех, кто приезжает в Россию впервые).

Заявления на поступление рассматриваются с 01.05 по 15.10. учебного года. Высокие шансы стать студентом выбранного вуза есть у тех абитуриентов, которые не стали тянуть с отправкой заявления.

Бюджетникам и контрактникам на заметку

Сегодня обучение для иностранцев осуществляется как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

Ребята, желающие получить образование на коммерческой основе, помимо основных документов обязуются предоставить полную информацию о себе. Также могут понадобиться и другие документы, относительно которых желательно заранее поинтересоваться у приглашающей стороны.

Если студент не имеет возможности платить за обучение, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Министерство образования своего государства. Также студент может отправить запрос в международный центр сотрудничества.

Если выбранный вуз согласится обучать иностранца на бюджетной основе, то студент получает письмо-приглашение. Это письмо и будет основой для оформления студенческой визы.

Как осуществляется прием

Российские вузы осуществляют прием иностранцев только после прохождения ими вступительных испытаний. Программа испытаний зависит от того, как долго иностранный студент планирует обучаться в России.


Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова рассказала корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о том, как Россия собирается увеличивать количество иностранных студентов.

Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?

— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» разработал первый интерактивный навигатор для иностранных абитуриентов "Лучшие университеты России: выбери свой". Он призван облегчить иностранным студентам выбор российского вуза.

В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.

Граждане 198 стран мира могут присылать свои заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям (от медицинских до технических, включая ядерную физику). Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов. Все, что связано с русским языком, сейчас крайне востребовано за рубежом.

Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?

Как поступить в российский вуз: инструкция для иностранцев Как получить одну из 15 000 квот для иностранцев на бесплатное обучение в России и другие советы абитуриентам из-за рубежа – в новой инфографике сайт, подготовленной при поддержке Россотрудничества.

— Зарегистрироваться на портале www.russia.study. Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.

После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.

Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места вполне перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?

— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества — Российские центры науки и культуры, чьи представители на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.

Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.

Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг. Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.

- Что делать претендентам, которые не прошли отбор?

— Даже если какому-то иностранному гражданину не будет предложена квота в рамках набора 15 тысяч абитуриентов, ему будет предложено учиться в российских университетах по контракту. С учетом того, что стоимость обучения во многих наших вузах сравнительно невысокая (в значительной части университетов она составляет 1000-1500 евро в год), многим будет интересен и такой формат.

На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?

— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе 6 вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета. Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Минобрнауки РФ предлагает альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.

Как Вы полагаете, Россия продолжает котироваться в мире, как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?

— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистики. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев. И, несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе. В-третьих, Россия для целого ряда стран является страной лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.

- Какую пользу и выгоду, на Ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?

— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.

Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне. Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.

Чтобы учиться в России, нужен русский язык - далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?

— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди - время.

В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.

- Много ли желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в наших вузах?

— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.

Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских узах - проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.

Иностранные студенты в российских вузах

А.Л. Арефьев
(Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов (Москва, ноябрь 2012 года )

За весь период существования Советского Союза и последующие 20 лет постсоветского развития Российской Федерации в советских и российских гражданских и военных вузах и других учебных заведениях, в том числе средних специальных, на различных курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, учебно-производственных стажировках и т.д. обучалось в общей сложности более одного миллиона человек. Пик численности обучающихся иностранных граждан был достигнут в 1989/1990 году, когда в СССР проходили различную форму подготовки (гражданскую и военную, в системе высшего и среднего специального образования, стажировки и курсы повышения квалификации и т.д.) до 180 тысяч иностранных граждан (из них около 70% - в учебных заведениях РСФСР). В начале 1990-х годов в обучении иностранцев в России наступил спад, который стал постепенно преодолеваться в 2000-х годах. Тенденции изменения численности иностранных студентов, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов (основная форма подготовки специалистов для иностранных государств в отечественной системе образования) на протяжении последних десятилетий наглядно отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Число иностранных студентов очной формы обучения в вузах РСФСР и Российской Федерации в 1990/1991 - 2010/20110 гг.

Переход от централизованной системы обучения иностранных граждан в советское время к большей свободе и рыночной (контрактной) форме подготовки кадров для зарубежных стран после распада СССР привел к резкому росту количества отечественных высших учебных заведений, занявшихся международным образованием. Достаточно сказать, что если до 1990 года иностранцы обучались в 250 вузах РСФСР, то к 2011 г. их количество увеличилось более чем в 3 раза (см. рис. 2).

Рисунок 2. Количество российских вузов, обучавших очно иностранных студентов 1990/1991 -2010/2011 гг.

Иностранные граждане обучались в 2010/1011 академическом году в 787 государственных, в том числе 562 государственных и 174 негосударственных вузов, что составляло почти 3/4 от общего числа всех российских вузов (1115).

Лидерами по очной форме обучения иностранных граждан являются РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (см. табл. 1). Эти вузы являются ведущими по подготовке кадров для зарубежных стран ещё с советских времён: в 1989/1990 академическом году в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы насчитывалось 4,5 тысячи иностранных студентов, стажеров, аспирантов, в МГУ - 3,2 тысячи.

Таблица 1. Российские вузы с наибольшим числом иностранных студентов очной формы обучения в 2008/2009 -2010/2011 гг.

Наименование вузов

годы

2008/2009

2009/2010

2010/2011

1.Российский университет дружбы народов

2.МГУ им. М.В. Ломоносова

3.Санкт-Петербургский государственный университет

4.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

5.Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

6.Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

8.Смоленская государственная медицинская академия

9.Российский государственный медицинский университет

10.Московский авиационный институт (технический университет)

Российская Федерация ежегодно выделяет 10 000 госстипендий (мест для бесплатного обучения). При этом почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья (см. рис. 3).

Рисунок 3. Российские государственные стипендии для студентов из различных стран, выделенные в 2011/2012 академическом году, %

В советский период наибольшая доля получавших в СССР высшее образование являлись выходцами из социалистических стран Восточной Европы (прежде всего ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии) и Азии (прежде всего Вьетнама, Монголии, Китая и Афганистана), а также Кубы (см. рис. 4). Почти все они обучались по очной форме.

Рисунок 4. Доля иностранных граждан, получивших образование в советских вузах в 1950/1951-1985/1986 академических годах, по основным группам стран и регионам мира, %

В последний год существования СССР лидерами по числу своих студентов дневных отделений советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария (см. таблицу 2).

Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих студентов, обучавшихся в советских вузах по очной форме

Спустя 20 лет картина в этом плане значительно изменилась: наибольший удельный вес в иностранном студенческом контингенте очной формы обучения оказался у выходцев из бывших советских республик (см. рис. 5).

Рисунок 5. Из каких стран учились в России студенты в 2010/2011 году, %

По показателю численности студентов, стажеров, аспирантов, докторантов и т.п. очной формы обучения в 2010/2011 академическом году лидировали Казахстан (16616 чел.), КНР (16486 чел.), Туркмения (5297 чел.), Украина (4919 чел.), Индия (4515 чел.), Белоруссия (4229 чел.), Азербайджан (4166 чел.), Вьетнам (3628 чел.), Таджикистан (3556 чел.), (Узбекистан (3466 чел.). Ранее (в 2005/2006-2009/2010 годах) странами с наибольшим числом своих представителей на дневных отделениях российских вузов неизменно были КНР, Казахстан и Индия.

Подавляющее большинство иностранных студентов, желающих получить образование в России по очной форме, а именно 96,1%, предпочитает пользоваться услугами государственных вузов, в том числе на долю вузов Минобрнауки приходится почти 2/3 всего контингента иностранных учащихся очной формы подготовки.

Общее количество зарубежных стран, представители которых сегодня обучаются в российских вузах, довольно внушительно - 173 (в конце 1980-х годов в СССР обучались представители 150 стран). Шире всего национальный состав учащихся в РУДН - 146 стран. На втором месте - МГУ им. М.В. Ломоносова, где обучаются представители немногим более 80 стран.

Если в советский период более половины иностранных студентов изучало в СССР инженерно-технические специальности (см. рис. 6), то в 2010/2011 академическом году их совокупная доля была около 20% и почти равна доле обучавшихся на медицинских и экономических факультетах (см. рис. 6 и рис. 7). Можно также отметить, что по сравнению с 2009/2010 академическим годом число изучавших инженерно-технические специальности выросло на три тысячи человек, при этом наиболее востребованными являлись строительство и архитектура (изучали 4,1 тыс. человек или 3,5% всего иностранного студенческого контингента) и геология и разведка полезных ископаемых (2,7 тыс. чел. или 2,3%).

Рисунок 6. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 1989/1990 академическом году, %

Рисунок 7. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 2010/2011 академическом году, %

Число изучавших в 2010/2011 академическом году русский язык на краткосрочных курсах по сравнению с 2009/2010 годом увеличилось более чем в 1,5 раза (с 7,6 до 12,7 тыс. человек), а вот число изучавших русский язык как специальность по долгосрочным программам за минувший год сократилось вдвое (с 6,5 до 3,5 тыс. человек). Следует указать и на проявившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня знаний русского языка у прибывающих в Россию абитуриентов, причем не только из дальнего, но и из ближнего зарубежья. Все чаще представителей СНГ, если они не являются соотечественниками, выросшими в русскоязычных семьях, приходится до начала учебы направлять на курсы русского языка или подготовительные отделения для того, чтобы они освоили язык обучения в минимально необходимом объеме.
Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6-летним программам дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, стала постепенно увеличиваться доля обучающихся по программам бакалавриата, а также магистратуры (см. рис. 8).

Рисунок 8. По каким программам учились иностранные граждане в вузах России в 2010/2011 учебном году, %

В последние годы в России опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранных граждан по программам высшего образования (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Так, численность заочно получавших образование иностранцев в российских вузах в 2010/2011 академическом году составила 68,5 тысячи человек, увеличившись за минувшие 10 лет почти в 4 раза (см. рис. 9). И это явление не случайно, ибо для российской системы высшего образования последних лет стал характерен опережающий рост заочной формы обучения и "вытеснение" традиционной очного обучения (если в 1990/1991 академическом году 99% всех иностранцев обучались в российских вузах на дневных отделениях и лишь 1%-на заочных, то в настоящее время доля иностранцев-заочников возросла до 37%). Этот процесс начался с появлением негосударственных вузов, в которых именно заочное обучение стало доминирующим. Дело в том, что осуществлять заочное обучение для вузов (особенно негосударственных, не обладающих значительной материальной базой) в целом организационно легче, ибо это не требует строительства общежитий для студентов-заочников, дополнительных учебных аудиторий и лабораторий, библиотечных фондов, привлечения новых преподавателей (те, кто преподает на дневных отделениях, обычно преподают и вечерникам, заочникам, учащимся групп выходного дня и т.п.). В отличие от дневной формы обучения, заочники обычно не проходят производственно-учебной практики - одного из важных элементов учебного процесса, а сам объем получаемых ими знаний и количество основных учебных дисциплин, в том числе по специальности, на заочном обучении заметно ограничен. Общая стандартная временная продолжительность заочного, вечернего, дистанционного обучения составляет 5-6 лет (10-12 семестров), однако существуют и варианты обучения по сокращенным программам.

Рисунок 9. Число иностранных студентов-заочников в вузах России в 1990/1991-2010/2011 гг., тысяч человек

Многие российские вузы активно предлагают свои услуги по получению в заочной форме не только базового, но и второго высшего образования (на основе уже имеющегося у абитуриентов высшего или среднего специального образования). Получить заочно второе высшее образование можно за 2,5-3,5 года (за 5-7 учебных семестров). Наибольшим спросом российские дипломы о втором высшем образовании пользуются у представителей стран СНГ и Балтии (они составляют 9/10 всех иностранных студентов-заочников).

Количество вузов, в которых иностранные граждане проходили заочную подготовку, составляло в 2010/2011 академическом году заметно выросло - до 673, из которых 42 вуза обучали иностранных граждан только заочно, а 631 -и очно, и заочно (для сравнения: в 2009/2010 академическом году заочное обучение иностранных граждан осуществлялось в 604 вузах).

Характерно, что если для очного обучения почти все иностранные граждане предпочитают выбирать государственные вузы (более 96%), то в отношении заочной формы получения российского высшего образования доля выбирающих негосударственные вузы составляет около 40%, т.е. в 10 раз больше.

Лидирует по заочной форме обучения иностранных граждан негосударственная Современная гуманитарная академия (см. таблицу 3).

Таблица 3. Российские вузы - лидеры по общей численности иностранных граждан заочной формы обучения в 2009/2010-2010/2011 академических годах, человек

Наименование вуза / годы

2009/2010

2010/2011

1.Современная гуманитарная академия

2.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

3.Российский государственный социальный университет

4.Брянская государственная сельскохозяйственная академия

5.Московский технологический институт «Всемирный технологический университет»

6.Московский государственный университет путей сообщения «МИИТ»

7.Тюменский государственный университет

8.Международный институт экономики и права

9.Московский новый юридический институт

10.Российский государственный университет туризма и сервиса

Среди стран бывшего СССР больше всего поступивших и обучавшихся на заочных отделениях российских вузов в 2009/2010 академическом году - из Белоруссии (24,6 тыс. чел.), Казахстана (11,5 тыс. чел.), Узбекистана (7,8 тыс. чел.), Украины (6,8 тыс. чел.) и Молдовы (3,0 тыс. чел.), а среди стран дальнего зарубежья - из Болгарии (477 чел.), Вьетнама (301 чел.), Китая (158 чел.), Германии (87 чел.), Италии (71 чел.), Израиля (69 чел.) и США (60 чел.).
Основные специальности, изучаемые иностранными гражданами на заочных отделениях российских вузов - экономика и управление, а также право (см. рис. 10).

Рисунок 10. Специальности, которые изучали иностранные студенты в Росси по заочной форме обучения в 2010/2011 академическом году, %

Первенство по всем формам обучения (очной + заочной) в российских вузах - у граждан Казахстана и Белоруссии (см. таблицу 4).

Таблица 4. Совокупная численность иностранных граждан, обучавшихся по очной и заочной формам (включая вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат) в российских вузах в 2010/2011 академическом году по странам происхождения - основным "поставщикам" иностранных студентов в Россию, человек

Страны

Обучались очно+заочно, человек

Всего обучались очно+заочно, человек

Доля в совокупной численности всех иностранных граждан очной и заочной форм обучения в российских вузах в 2010/2011 академическом году, %

1. Казахстан

2. Белоруссия

4. Украина

5. Узбекистан

6. Азербайджан

7. Туркмения

8. Таджикистан

9. Молдова (включая ПМР)

11. Вьетнам

12. Армения

13. Монголия

14. Малайзия

15. Мьянма

Другие страны

Всего обучалось

Общая доля иностранных студентов, аспирантов, докторантов очной и заочной форм формы обучения в российской высшей школе, занимавшихся по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании (tertiary education) составила в 2010/2011 академическом году среди российских студентов, аспирантов, докторантов (7194,0 тыс. чел.) 2,16%, а в только что закончившемся 2011/2012 году - оценочно 2,85% . Для сравнения: в 2009/2010 академическом году данный показатель составлял всего 1,95% (147,7 тыс. иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах по программам третичного уровня образования по отношению к 7580,2 тыс. российских студентов и аспирантов очной и заочной форм обучения). Столь значительный прирост удельного веса иностранных учащихся в общем студенческом контингенте отечественной высшей школы за последние три года был достигнут прежде всего благодаря сокращению численности самих российских юношей и девушек, обучавшихся в российской высшей школе, почти на миллион человек.

На ближайшие годы можно прогнозировать дальнейший значительный рост численности иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе по заочной форме и особенно с использованием дистанционных технологий. Этот рост будет происходить прежде всего за счёт выходцев из русскоязычных семей из стран СНГ ввиду их сужающихся возможностей получения высшего образования на русском языке в национальных вузах на родине. Представители стран дальнего зарубежья будут по-прежнему ориентироваться на получение подготовки в российской высшей школе по очной форме.

1 - К магистрам отнесены и иностранные граждане, обучавшиеся по 2-3-х летним программам второго высшего образования