Как воспитать сангвиника или учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе. (Рос. мова). Как темперамент влияет на учебу? Воспитание внимания ученика

Ребенок холерического темперамента вспыльчив, смел до дерзости, упрям и самолюбив.

Вся фигура, осанка, походка, лицо, речь немногословная, но выразительная, показывает преувеличенное сознание не только личного достоинства, но и превосходство над другими, сознание не хвастливое, а как бы невольное. Очень желает быть постарше. Желание быть постарше иногда доходит до смешного.

Внешние проявления этого желания:

  1. поднимает плечи,
  2. хочет говорить басом,
  3. избегает общества сверстников, сторонится детских игр и занятий,
  4. старается держаться поближе к взрослым и принимать участие в их разговорах,
  5. хорошо знакомыми людьми пытается руководить и даже командовать.

Если же входит в детское общество, то

  1. резко вносит в него свое "я" и некоторую серьезность,
  2. захватывает роль устроителя и распорядителя,
  3. устанавливает собственные порядки, урегулирует ссоры, споры,
  4. требует подчинения себе.

А в случае протестов или когда приходится играть подчиненную роль, он уходит, иногда расстраивая общее занятие, общую игру. Смелость и решительность ребёнка холерического темперамента нередко доводит до рискованных выходок, до полного пренебрежения всякими опасностями, лишениями и наказаниями, часто вызывая у других детей невольное уважение и даже удивление.

Трудная жизнь, как видите. Как жить холерику в гармонии с собой .

Холерик в школе

1. В школе такой ученик бывает затейщиком и руководителем борьбы класса с нелюбимым педагогом. И нелегко учителю справиться с этим неприятелем и соперником, потому что класс легко попадает под влияние и с большим трудом от него освобождается.

Это влияние служит неистощимым источником духа вражды и противодействия. А сам ученик способен бороться упорно и продолжительно. Чтобы победить и смирить класс, надо победить этого смелого, гордого и находчивого руководителя, сильного порой не физической, а нравственной силой.

Тут властью и наказаниями ничего не сделать, а можно довести школьника до крайнего озлобления и до гибели. Но ведь не в этом должна заключаться победа педагога.

2. Мысль холерика глубока, остра, напряженна. Он учится не оттого, что к этому принуждают, не из угождения кому-нибудь, не из посторонних расчетов. Есть к этому внутренняя потребность: школьник хочет все знать - и знать не как-нибудь, а как можно полнее. Он не довольствуется учебником и объяснениями учителя, школьнику холерического темперамента свойственно критическое отношение и к учителю, и к книге, и к школьным порядкам. Оттого легко впадает в преувеличенное самомнение, искреннее и убежденное, но чуждое хвастливости.

3. Чувства человека холерического темперамента как эгоистические, так и альтруистические, глубоки и сильны. Мысль, чувство и желание сразу же переходят в дело. Делу холерик отдается не в половину, а полностью. Упорно добивается цели, не жалеет труда, не отступит ни перед препятствиями, ни опасностями.

Как действовать на ученика?

Так как сущность холерика обнаруживается стремлением подчинить все окружающее собственному авторитету, то и педагогу отношение к нему лучше всего обосновать на том же.

Это факт, что человек холерического темперамента, стремясь и умея подчинить себе других, склонен и сам без оглядки подчиняться авторитету другого, более сильного человека, общества, государства, идеи, убеждения, что он соединяет этот авторитет с собственной личностью, старается и других подчинить ему, как собственному авторитету. Большая часть фанатиков, положивших жизнь за идею, за науку, за отечество, за религию, были холерики.

Следовательно, вся задача педагога тут заключается в том, чтобы авторитет свой и школы поставить выше авторитета ученика.

Неуместны

Здесь неуместны уступки, ласка, снисхождение, легко кажущиеся признаками слабости.

Нужна твердость, последовательность и безукоризненная справедливость, чтобы школьник уважал учителя.

Конечно, для этого нужна не столько сила внешней власти, сколько нравственная сила и убежденность. Ими только и можно воздействовать на этого ученика. Им он подчиняется охотнее, нежели грубому насилию, всегда пробуждающему в ответ противоречия и враждебность.

Ребёнку холерического темперамента педагогу не только можно, но и просто необходимо объяснять свои требования доводами, доказательствами, потому что доводы не пропадут даром. Если учителю удастся таким путем подчинить "я" ученика холерического темперамента авторитету своего "я", он приобретает такого преданного друга, который много поможет: будет благотворно влиять на весь класс, и на него всегда можно будет положиться.

Поощрение

Если холерика хвалят и одобряют, то это:

  1. с одной стороны, положительно действует на школьника, усиливая стремление к самосовершенствованию,
  2. с другой - еще более развивают в нем свойственное самомнение.

Потому учитель благоразумно поступит, если, оставаясь безукоризненно справедливым, будет сдержан в своих одобрениях и похвалах и ни в коем случае не позволит себе явно выделять этого ученика из ряда товарищей какими-либо преимуществами или исключительными льготами .

1. Пусть этот способный и самолюбивый школьник привыкнет довольствоваться собственным сознанием, что выполнил дело хорошо, как лучшей наградой.
2. Пусть он полюбит дело и труд ради самого труда. Принцип для холерика: если у тебя нет работы - придумай её.
3. Пусть получат преобладающее значение не эгоистические эмоции, как гордость, тщеславие, честолюбие, а более возвышенные, как чувство долга.

Особое внимание надо обращать на отношение холерика к товарищам и направлять на оказание им помощи, давая выход его самолюбию, которое удовлетворялось бы благородным сознанием своей полезности другим.

Таков холерик в школе.

Сильные и слабые стороны холерического темперамента в видео ролике. Эти характерологические черты обязательно надо иметь в виду, чтобы правильно воспитать.

Каждый ученик – это уникальная, неповторимая личность со своими индивидуально-психологическими качествами. Однако опытный учитель, перед внимательным взором которого проходит не один десяток учеников, всегда замечает и некоторые общие проявления, которые характеризуют некоторых детей. Постепенно он создает свою типологию учеников. Нередко такая типология совпадает с принятым в психологии разделением людей на типы, в зависимости от их темперамента.

Ученик-сангвиник приятен в общении, радостно-инициативен, хорошо контактирует с педагогом. Речь легкая, богатая, остроумная; живая, артистичная мимика. Ребенок-сангвиник может допускать шалости, капризничать, но легко переносит порицания, наказания. Как правило, сангвиник не обидчив, не гневлив, оптимист, легко приспосабливается к обстоятельствам. Указания педагога схватывает на лету, склонен к эмоциональному подходу к делу. Сангвиник легко увлекается, с удовольствием начинает работу над новым произведением, быстро выучивает. Но дальше проявляется другая сторона сангвиника: его интерес быстро остывает, если дело (работа) требует длительной кропотливой работы. Самая трудная задача для педагога – поддержать этот интерес. Для сангвиников характерна быстрая реакция, легкая переключаемость (переход от одного вида работы к другому). Отличаются хорошей работоспособностью (в особенности девочки), однако нередко склонны к лени, и тогда с трудом поддаются нажиму и контролю, в сложных ситуациях могут прибегать ко лжи. Самооценка сангвиника неустойчиво завышенная, любит рассказывать о своих успехах, быть у всех на виду. Легко утешаются. При доброжелательных и одновременно требовательных отношениях с преподавателем ученики-сангвиники могут достигать высоких результатов в учебной деятельности.

Холерик – обладатель легко возбудимого сильного типа нервной системы. Яркий, самоуверенный, быстрый, самостоятельный, но, как правило, непростой ученик. Он обидчив, самолюбив, стремится общаться со старшими на равных, может вызывающе сопротивляться воле старших, не подчиняться. Болезненно-гневно реагирует на критику (появление четверки после привычных пятерок – трагедия), на невнимание к себе. Речь холерика громкая, быстрая, авторитетная, мимика резкая, выразительная. Ученик-холерик крайне субъективно относится к заданию: если оно нравится – работает увлеченно, если не нравится – с трудом способен довести до конца. Холерики энергичны, выносливы, способны работать интенсивно и в короткий срок достигать хороших результатов. Их энергия усиливается при столкновении с препятствиями, любят борьбу, вплоть до открытого конфликта с противником, конкурентом. Однако в ежедневной работе требуют от педагога безграничного терпения и тонкого руководства.



Флегматики - спокойны, самостоятельны, не унывают, у них нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно. Речь флегматика замедленная, немногословная, они предпочитают роль слушателя. Мимика невыразительна, движения плавные, замедленные. Многим флегматики могут показаться безэмоциональными, равнодушными людьми, однако это не так. Они способны на сильные высокие чувства, но не склонны к их внешнему выражению. Флегматики инерционны, им необходимо время, чтобы перейти из одного состояния в другое. Скорость реагирования несколько замедленна. В работе с ними необходимо терпение, их нельзя навязчиво подгонять. Усваивают, запоминают новый материал медленно, но помнят и удерживают достигнутый уровень долго. Флегматики усидчивы и очень выносливы. Практически не волнуются, внимательны. Им тяжело переключаться на другое задание. Флегматик может быть хорошим педагогом, способен грамотно и спокойно разрешать конфликты, быть терпеливым для него не составляет труда.

Меланхолик – «человек без кожи», чуткий, легко ранимый, тревожный. Речь тихая, взволнованная, с просительными интонациями; как правило, робкое, грустное выражение лица. Меланхолик не уверен в себе, стеснителен, склонен преувеличивать свои недостатки, мнителен, но такие качества как обостренная чуткость, впечатлительность, яркая фантазия становятся основой для воспитания вдумчивого тонкого художника (скорее миниатюриста нежели монументалиста). Ученики-меланхолики тянутся к спокойным, доброжелательным учителям, исполнительны и внимательны к требованиям педагога, нуждаются в особом внимании, чуткости, в доброй, нежной поддержке с его стороны. Меланхолики быстро утомляются, чувствительны к внешним помехам. Участие в конкурсах, экзаменах для них – настоящая драма, волнуются задолго до начала.



Развитие личности, поступательное формирование волевых сторон характера, способно компенсировать некоторые «невыгодные» стороны любого темперамента.

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА

Дети значительно различаются по показателям произвольного внимания, что необходимо учитывать в педагогической работе. Уже с первого урока они сталкиваются с требованиями быть внимательными, организованными, и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями, плохо себе представляют, как это сделать. В свою очередь, развитие внимания учеников как специальная задача педагогами, как правило, не ставится, и все воздействия сводятся к приказаниям: «Будь внимательным, не отвлекайся!»

Однако значительная часть проблем, связанных с невнимательностью учеников, решается с помощью включения в занятия заданий, направленных на формирование различных видов и качеств Вн. Особенно необходимы такие задания гиперактивным ученикам.

У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное Вн (внешнее проявление: ребенок вглядывается, вслушивается, приоткрывает рот, подходит ближе, тянется потрогать). В работе с начинающими необходимо широко использовать непроизвольное Вн. Оно вызывается живой, эмоциональной речью, артистизмом учителя, занимательностью заданий, использованием красочного наглядного материала, созданием игровых, проблемных ситуаций.

Произвольное внимание хорошо развивается в игровой деятельности, в соревновательных заданиях (игры в разведчиков, «кто самый внимательный?»), в заданиях «на проверку внимания» («А сейчас давай проверим, насколько ты внимателен»). Сначала целесообразно использование заданий, которые дети могут выполнить во внешнем плане (Покажи), затем внешняя деятельность свертывается и переходит во внутренний план («Послушай и скажи…», «Посмотри и объясни»), превращаясь в активное внимание, умение контролировать свои действия. Устойчивость Вн ученика сохраняется в деятельности, которая дает результаты и вызывает положительные эмоции, удовлетворение, а это, в свою очередь, - желание заниматься и установку на внимание.

Распределение Вн – непосильная задача для младших школьников. Не следует заставлять их выполнять сложную задачу сразу, необходимо разделить ее на ряд простых, затем, по мере приобретения устойчивых навыков, постепенно приучать к распределению внимания.

Вы обращали внимание на тот факт, что в классе у одного и того же преподавателя выделяются более сильные и перспективные ученики, а есть дети, которые показывают посредственные результаты? При этом учитель занимается со всеми одинаково.
Это говорит о том, что образовательный процесс – творческий союз двух сторон – педагога и ученика, и многое зависит от музыкальных и физических возможностей учащихся. Обучение проходит с разной интенсивностью, певческие навыки формируются и закрепляются у одних детей прочно и быстро, а другим необходимо длительное время. Как говорится, «у каждого свой потолок».

Вокалистка Разновидности темпераментов

Темперамент – тип высшей нервной системы, проявляющийся в эмоциональной возбудимости и темпе прохождения психических процессов. На темперамент влияют прирожденные и наследственные свойства нервной системы. Это общая характеристика отдельного человека.

Темперамент:

Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический

.
.
Холерик

Холерикам присущи энергичность, страстность, стремительность, активность, инициативность, большая эмоциональная возбудимость в работе. В учебном процессе следует брать во внимание то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

А потому ученику-холерику будет полезен репертуар лирического, повествовательного склада.

Вокально-техническими упражнениями с учеником-холериком следует заниматься в строгой системности, упражнения должны иметь четкую ритмичность для выработки сдержанности и уравновешенности. Рекомендуется интонировать минорные гаммы и минорные трезвучия, упражнения в нисходящем движении, интервалы в тесном расположении, упражнения в медленном и спокойном темпе.

Холерики должны уделять много внимания выступлениям. Цель – выработка более спокойного отношения к сцене, так как у холериков чаще всего бывают исполнительские срывы из-за того, что эмоции у них захлестывают и преобладают над разумом, а исполнение становится наигранным и неестественным.

Сангвиник

Сангвиникам свойственны подвижность и радостное ощущение жизни. Решения они принимают поспешно, не задумываясь и не вникая в них глубоко. Сангвиник не злопамятен, не занимается самобичеванием, быстро забывает и радости, и обиды. Отличается рассеянностью и не собранностью.

Хорошие результаты показывает в обучении, но только если ему интересен изучаемый предмет. Поэтому сангвиникам-вокалистам следует чаще обновлять репертуар, и выбирать произведения, которые вызовут у него заинтересованность.

С учеником-сангвиником вокально-техническими упражнениями следует заниматься в строгой последовательности для выработки уравновешенности и собранности. Темп упражнений должен быть спокойным, не очень быстрым, и не очень медленным.

Нервные процессы у сангвиника протекают подвижно, и петь в медленном темпе им трудно. Сангвиник при пении должен успевать контролировать процесс – все пропевать, проговаривать. Преподавателю сангвиника следует быть под стать ученику – активным, а занятия проводить на эмоциональном подъеме, чтобы быть на одной волне с учащимся. Так как спокойный и размеренный темп урока приводит к безразличию и невосприимчивости ученика-сангвиника.

.
Флегматик

Флегматик – размеренный и медлительный человек. Он спокойный, уравновешенный, невозмутимый, мимика малоподвижная, а речь — неторопливая. Флегматики отличаются высокой работоспособностью и глубокой внутренней эмоциональностью.

Вокалисты-флегматики любят исполнять произведения в спокойном темпе. Но на поводу таких учащихся идти не следует, и нужно разнообразить репертуар, пополнять техничными произведениями.

Вокальные упражнения также должны развивать технику исполнения.

Выступления вокалистов-флегматиков часто бывают более яркие и эмоциональные, чем на занятиях в классе. И на сцене они уверенные, и доносят до слушателя без потерь все, что сделали в классе.

Преподаватель ученика-флегматика может быть спокоен, и уверен – его учащийся выступит достойно, без всяких непредвиденных сюрпризов.

Меланхолик

У меланхолика слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик замкнутый, необщительный, глубоко переживает трудности и неудачи. Он нерешителен и пассивен.

Обучение с таким учеником необходимо строить на постоянной поддержке и одобрении. А урок должен быть четко организованным.

Репертуар нужно подбирать разнообразный и яркий, чтобы вызывать ответные эмоции ученика-меланхолика. Занимаясь с учащимися этого темперамента, следует развивать вокальную технику, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие эмоционального исполнения.

Мы познакомились с разновидностями темпераментов. Но нужно помнить, что темпераменты в чистом виде встречаются крайне редко. Поведение человека во многом зависит еще и от внешних факторов, среды обитания, воспитания, обучения.

Эти знания помогут вокалисту понять себя, оценить свои вокальные возможности, а преподавателю вокала помогут в обучении учащихся с разными темпераментами.

Влияние темперамента музыканта на качество исполнения —

Как правильно подбирать репертуар ученикам с разными типами темперамента? —

Рассмотрим характерные особенности проявления основных типов темперамента у школьников подросткового возраста.

Школьник – сангвиник очень живой, непоседливый. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно может рассказывать о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, подросток–сангвиник легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На «неинтересных» же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив «двойку», он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний .

Ученик–холерик выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, может легко прийти в состояние возбуждения и прерывать рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет увлеченность, упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Для холерика характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией .

Меланхолик на уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Если учитель пересадит его с одной парты на другую, он обижается, долго размышляет, почему его пересадили, и в этот день будет расстроенным и подавленным. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. Например, при посещении представления в цирке он будет долго сидеть молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начнет «оттаивать» – улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», даже не изменится в лице, идет на место и садится, но дома, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности он несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. В благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь .

Ученика–флегматика отличают неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Он говорит длинно и рассудительно. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Внешне он не возбуждается и на уроке ничему не удивляется, что бы ни происходило в классе. С младших классов он любит занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях, не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие, неэнергичные .

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Вышесказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента подростков позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает педагогу возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.

Характеристика

Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.

Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:

  • любят шалости;
  • постоянно суетятся;
  • неугомонны в своих занятиях.

Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:

  • громкость голоса;
  • быстрота речи;
  • активная жестикуляция.

Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.

Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.

Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.

Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.

Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:

  • меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
  • сравнительно редкое плохое настроение;
  • умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
  • легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).

Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:

  • повышенная конфликтность;
  • склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
  • неготовность подчас завершать начатые дела;
  • резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.

У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:

  • предприимчивость;
  • склонность к общественно значимой деятельности;
  • стремление преодолевать даже серьезные трудности;
  • готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
  • не слишком высокая результативность в учебе;
  • приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
  • умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
  • способность легко запоминать информацию;
  • ориентация на новые и необычные вещи.

Мальчика

При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.

Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.

Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:

  • раздумья о минувшем;
  • планирование дальнейших поступков;
  • прослушивание аудиокниги через наушники;
  • другие подобные дела.

А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.

Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.

Девочки

У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.

Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.

В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.

Особенности воспитания

Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:

  • фигурным катанием;
  • конькобежным спортом;
  • легкой атлетикой;
  • сценическим искусством.

Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.

Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:

  • в общении;
  • в обучении;
  • в игре.

При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.

А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.

При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.

Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.

Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.

При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.

Всякую ситуацию, когда из-за спешки, раздражительности наступили негативные последствия, можно обратить в пользу; ее разбирают, старательно указывая на ошибки.