Всемирный день хлеба сценарии мероприятий для школьников. Сценарий праздника "Чудо земли — хлеб!". Игра «Откуда берётся хлеб»

ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие:

«Хлеб всему голова».

Подготовила: Скрябина Г.В.

Вохма 2017г.

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал:

Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, амбар.

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всему голова».

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Что это?

Правильно, хлеб. Тема нашего разговора будет «Хлеб - всему голова». Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб - всему голова». Это значит, что хлеб –главный продукт.

Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой, отмечают новоселья, принимают дорогих гостей.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

***

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.

«Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. (Поднять перед учениками буханку хлеба)

С чего же начинается хлеб?

Перед ребятами зерна пшеницы и ржи, рассматривают.

Так как же маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Давайте проследим весь путь от зернышка до каравая.

Итак, весной, как только снег сошел с полей, какая работа начинается у хлеборобов?

(Весной в поле выходит трактор и пашет землю.)

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозём.

Правильно, потом нужно землю разрыхлить бороной.

Гребнем частным борона

Расчеши земельку

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей их прикрывает. А как вы думаете, как раньше, когда не было тракторов и сеялок обрабатывали землю? Как сеяли?

(Пахали на лошадях, сеяли вручную.)

Готовить землю нужно быстро. пословица говорит: «Весенний день – год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.

Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь и пшеница. Пришла пора, что делать?

(Убирать урожай.)

Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться, зерна ржи и пшеницы упадут на землю. В старину говорили: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.»

Какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

А кто работает на комбайне? (Комбайнеры)

Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

(Показать серп, цеп-молотило.)

(На элеватор)

Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости, о вредных жучков.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)

А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)

Кто работает на пекарне? (Пекарь)

Что делает пекарь? (Печет хлеб)

От завода – автомата

Льется теплый, хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все что хочешь, испечет,

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи:

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

А в магазине чего только нет: продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичики, и белые плетеные булки, обсыпанные маком, сушки, баранки, пряники, сухари. Настоящее хлебное царство!

Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. А вот во время В.О.в.хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.

Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дня этот хлеб был единственной едой на весь день.

А какой хлеб был! Не такой, как сейчас на наших столах. Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых, древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.

Видите, какое тяжелой время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.

И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб –это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.

Вот почему хлеб называют общенародным богатством.

Инсценировка «Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям,

Как его ребята встретим?

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Пекаря : Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепёлкой,

Из печи – коростёлкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Мельника : Он молол не чепуху,

А ломал зерно в муку.

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Хлебопашца : Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Рабочего : Он без дела не скучал –

Хлебопашца выручал.

Он сюда пришел с дарами,

С тягачами - тракторами.

Без машины – худо,

А с машиной – чудо.

Говорит рабочий : Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились,

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай.

Все вместе : Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам.

Пословицы о хлебе.

Много снега – много хлеба.

Хлеба нет и корочки в честь.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Земелька черная, а белый хлеб родит.

У кого хлебушек - у того и счастье.

Земля матушка- хлеб батюшка.

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.

Задачи:

  • Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
  • Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
  • Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
  • Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.

Оборудование и оформление:

  1. Плакаты: “Хлеб – всему голова!”, “Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!”, “Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!”, “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил”.
  2. Выставка книг о хлебе.
  3. “Каравай” на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

Ход праздника – игры

Ведущий: Уважаемые гости и дети прошу всех встать.

(Звучит песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (фонограмма).)

Чтец 1.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.

Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы.)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную татарстанскую землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу).

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1.

Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук

Чтец 2.

За лесами, за лугами,
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Чтец 3.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Чтец 4.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук

Чтец 5.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.

“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.

“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.

Конкурс “Калейдоскоп профессий”.

Дети делятся на две команды “Колосок” и “Зёрнышко”.

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

Учитель. Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись.

Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.

Игра “Собери урожай”.

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

– Без хлеба сыт не будешь.

– У кого хлебушко, у того и счастье.

– Плох обед, коль хлеба нет.

– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.

– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!

Ведущий: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Лучшими хлеборобами в этом году в нашем районе признаны: комбайнер из ООО имени Джалиля – Ш.Фасхутдинов. В поле он трудится с 4 утра и до первой росы. С начала уборочной кампании намолотил почти 600 тонн зерна. Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

Конкурс капитанов “Знаток техники”.

Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.

(Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик.)

Учитель.

Хлеб под столом,
Брошенный прямо в пыль
Кто ж это совесть свою
Выбросил как утиль?
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он
Сколько труда вложено в эти куски! ”

Ученик.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь шумят комбайны,
Хлеб идёт со всех сторон.

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!
В годы тягот и лишений.

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
“Хлеб всей жизни голова!”

(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)

Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.

1-й ученик:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.

2-й ученик:

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

3-й ученик:

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

4-й ученик:

Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.

1-й ученик:

Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.

2-й ученик:

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Внучка:

Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка!”

(Команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ– очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам.)

2-й ученик:

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)

3-й ученик:

Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

4-й ученик:

Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай? (Плуг.)

5-й ученик:

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)

1-й ученик:

Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)

2-й ученик:

Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)

1-й ученик:

Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)

2-й ученик:

Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)

Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(Подсчитываются очки заработанные в конкурсах.)

Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!

Список использованной литературы.

  1. Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
  2. М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
  3. Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва “Ознакомление с окружающим миром”.
  4. В.Дацкевич “От зерна до каравая”.

Кристина Полозова
Сценарий мероприятия «Хлеб - всему голова»

Сценарий праздника «Хлеб - всему голова » для детей старшего дошкольного возраста

Цели : Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду; добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба ;- учить детей беречь хлеб .

Оформление : Осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка рисунков на осеннюю тематику.

Предварительная работа : Слушание русских народных песен, разучивание народных игр, пословиц, поговорок, разучивание стихов, плясок, песен.

Звучит русская музыка. Входят дети, одетые в русские народные костюмы.

Ведущая : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном зале на праздник. К нам пришли гости. Давайте встретим гостей песней.

Исполняется песня «К нам гости пришли» .

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о хлебе . Знаете ли вы, чем пахнет ломоть ржаного, трудового хлеба ?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб .

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом , тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы , чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел ! Как в народе говорят о хлебе ? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети :

Рамина : Хлеб всему голова .

Кирилл : Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Лиза : Хвала рукам, что пахнут хлебом .

Лида : Берегите хлеб - он наше богатство .

Алиса : Хлеб – батюшка , а водица – матушка.

Настя : Хлеб бросать – силу терять.

Тимоша : Пот на спине, зато хлеб на столе .

Ведущая : Хлеб - основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень - горячая пора для тех, кто убирает урожай. Давайте споем песню, о том, какие дары приносит осень.

Песня «Что нам осень принесет?»

Ведущая :

Отчего глаза сияют

У ребят, у дошколят?

Все Дети :

Нынче праздник урожая,

Праздник хлеба у ребят !

Дети читают стихи.

Карина : Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

Никита : В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля ,

А на каждом колосочке держится земля.

Артур : Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Лера : В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ваня П : В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой.

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Тимоша : И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок .

Амина : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

А сейчас ребята станцуют хоровод, который называется «Земелюшка – чернозем» .

Выбегают дети с колосьями, присаживаются на колено, выходит ребенок –

Петушок (Тимоша, хочет склевать зернышко.

Зернышко (Ваня М) :

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья!

Петушок убегает.

Все дети :

Дождик, дождик, припусти!

Дай колосьям подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.

Выбегает ребенок – Дождик (Кирилл, поливает колосья.

Ведущая :

Золотое солнышко,

Ты согрей-ка зернышки!

Ребенок – Солнышко (Лиана) обегает детей.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети!

Нашу землю освети!

Чтобы нашим колоскам

Зеленеть, цвести, расти!

Ведущая :

Колосочки поспевают,

Комбайнеры выезжают,

Быстро и дружно

Убрать нам хлеб нужно !

Дети-комбайнеры (Все Мальчики) “убирают” хлеб .

Ведущая : Вот и убрали хлеб с полей

Убран хлеб , и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Ведущая : Зимой зерно хранили в амбарах, чтобы всегда можно было испечь свежий хлеб . Как повадилась вдруг мышь на зерно бегать. Проучим мышь, чтоб она забыла в амбар дорогу.

Исполняется Игра- ловишка «Мышь в амбаре завелась» Мышь (Васена С.)

Дети выбирают, кто будет изображать мышь, делятся на две группы (мальчики и девочки) и поют, стоя одна группа напротив другой.

Девочки : Мышь в амбаре завелась,

Все зерно поела.

Мальчики : Что же это за напасть,

Разве это дело?

Девочки : А мы выловим ее,

Ставим мышеловку.

Мальчики : И захлопнется за ней

Мышеловка ловко.

Мышь : А я в норку убегу,

И зерно постерегу.

Дети берутся за руки и делают воротики. Мышь пробегает в воротики, дети пытаются ее поймать.

Ведущая : Вот мы и мышку проучили, и зерно сберегли.

Ведущая : А сейчас, ребятки, загадаю вам загадки.

Зимой бело

Весной черно

Летом зелено

Осенью стрижено. (Поле)

Весь из золота отлит

На соломинке стоит. (Колосок)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печь)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб )

Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо

Ну, теперь, зови ребят

По кусочку всё съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Ведущая : Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельницу, где из них получают муку.

Василиса Д : Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным :

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре .

А потом его - в машины

И развозят в магазины

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел !

Ведущая : Ребята, а вы знаете, что выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки)

Исполняется танец : «Танец с колосьями» .

Василиса Бизеева :

Праздник хлеба встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Ставит хлеб на стол перед гостями.)

Ведущая : Всех приглашаем к праздничному столу. А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб !

Алиса : Хлеб наш берегите !

Хлебом не сорите !

Хлеб наш уважайте !

С хлебом не играйте !

Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.

Форма: празднично-конкурсная программа.

Возраст: учащиеся 1 - 4 классов.

Цель: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к тяжелому труду хлебороба и к хлебу; пробуждение познавательного интереса к процессу изготовления хлеба, стремления совершенствовать …

Задачи:

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

подбор детьми и учителем стихотворений, загадок, информации об истории хлеба, процессу производства, танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

Умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

Оценивать результаты деятельности

личностные УУД

Проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия.

Чтец 1. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным, круглым караваем. Чтец 2. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим, - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! Вместе: Милости просим на праздник наш, гости! Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: «Есть хлеб – есть и песня…».

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка . (Учитель дает детям зерна пшеницы, показывает ростки пшеницы, колос, муку, крупу.)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?.. Он пахнет полем, речкой, печью, небом, А главное – работой пахнет хлеб. Каждое зерно омыто Человечьей каплей пота. Нет, не может быть забыта Эта тяжкая работа.

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былинах. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе. Вышли на ниву весной отец и сын. «Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами. «Это не хлеб, а трава», - поправил его отец. Прошло время, снова вышли они в поле. «Какой хлеб колосится!» - порадовался сын. «Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец. Выехало семейство на жатву. «Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын. «Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню… И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах». Конкурс «Калейдоскоп профессий». Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко». Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь) Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб? Давайте заглянем в историческую летопись. Эту информацию ребята нашли в интернете. Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди.

Учитель . У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай». Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

    У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

    Без хлеба сыт не будешь.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

    Хлебушко - калачу дедушка.

    Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

    Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба. Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм , то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна , что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм! В годы тягот и лишений

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

    125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: «Хлеб всей жизни голова!» Сценка «Святой хлеб». (входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает) Внучка : -Фу, какой плохой хлеб! Бабушка :- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен». Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю. Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба. Хлеб – святой! Внучка: Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила! Но мальчишки в школе с этим не считаются И в столовой корками хлебными бросаются. А я хлеба корку никогда не брошу, Потому что хлеб наш вкусный и хороший. Потому что много стоило труда, Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

    Нельзя играть с хлебом.

    Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс «Отгадай-ка!» ( команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ- очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам) 2 уч. - Золотист он и усат, В ста карманах - сто ребят.(Колос) 3 уч . - Он идет - волну сечет Из трубы зерно течет.(Комбайн) 4 уч . - Кто там в поле, угадай, Режет черный каравай? (Плуг) 5 уч . - Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет - Семь плугов тащит. (Трактор)

Учитель: А сейчас группы ребят покажет русскую сказку «Круть и Верть».

Круть. Я – мышонок Круть, очень люблю крутиться. (крутится) .

Верть. Я – мышонок Верть, очень люблю вертеться. (вертится) .

Звучит музыка. Выходит петушок, танцует.

Петушок. Здравствуйте! А я – Петушок – голосистое горлышко.

Очень рано встаю,

На работу всех бужу.

Двор подметаю,

Мусор убираю. (метёт) .

Круть! Верть! Смотрите, что я нашёл!

Круть. Это колосок. Нужно его обмолотить.

Петушок. А кто это будет делать?

Мышата. Только не я! Только не я!

Петушок. Тогда я. (уходит с колоском в дом) .

Верть. Он нашёл колосок, ему и молотить.

Звучит музыка. Мышата играют в чехарду, ладушки, кружатся и т. д.

Выходит Петушок с чашкой муки.

Петушок. Круть! Верть! Смотрите, сколько муки получилось!

Круть. Ого! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок. А кто будет это делать?

Мышата. Чур не я! Чур не я!

Петушок. Видно, мне одному всё придётся делать. (уходит) .

Мышата. (поют). Мы - весёлые мышата!

Нам всегда работать лень!

Мы – весёлые ребята!

Мы играем целый день!

Припев:

Мы - мышата Круть и Верть,

Очень любим песни петь!

Потанцуем и споём

И сначала всё начнём!

(танцуют: разводят и смыкают носки на «4» счёта –«гармошка»,

обходят друг друга, меняясь местами, продолжают петь.

Припев. Играют в ладоши. Выходит петушок.

Петушок. (с пирогом) . Вот и пирог готов!

Мышата. Ой! Как есть хочется! (садятся за стол) .

Петушок. Подождите! Подождите! Вы сначала мне скажите: кто колосок обмолотил?

Мышата. (громко). ТЫ!

Петушок. А кто тесто замесил?

Мышата. (тише). ТЫ!

Петушок. А кто стряпал и выпекал пирог?

Мышата. (шёпотом). Всё ты! Всё ты…

Петушок. А вы что делали?

Мышата. Только пели и плясали (опустив голову, выходят из –за стола). Прости нас, Петушок! Мы всё поняли. И теперь тебе всегда помогать будем!

Петушок обнимает мышат. Звучит музыка.

Петушок. (поёт) .

Колосок я нашёл и муки намолол,

Круто тесто замесил,

Да и маслицем полил.

Все.

Получился пирожок,

Расписной его бочок!

Всю округу обойдёшь,

А такого не найдёшь!

Поклон.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить

Чтобы всем вокруг дружить.

Ведущая.

Артистами ребята побывали,

И сказку мы вам показали.

Представление артистов:

мышонок Круть –

мышонок Верть –

Петушок –

Артисты, зрители –

все были хороши!

Похлопаем друг другу от души.

Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(подсчитываются очки заработанные в конкурсах)

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Сценарий школьного праздника Хлеб всему голова подготовила учитель Шевченковской школы Тельмановского района Букреева Ю.В.

Цель: Воспитывать чувства уважения, гордости и благодарности людям труда;
Прививать качества бережного отношения к нашему главному богатству
хлебу.
Оформление зала: плакаты и рисунки, пословицы о хлебе. Высказывания: «Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших открытий человеческого ума…»
(К. А. Тимирязев).
«Бросить хлеб – все равно, что оскорбить всех, кто его растил!»
(В. Бондарчук).
«Нелегок труд хлебороба, и выращенный его руками хлеб становится золотом самой высокой пробы».
(А. Гиталов).
Выставка мучных и хлебных продуктов, выпеченных школьными поварами и родителями учащихся, выставка книг о хлебе. На стенах газеты, сделанные после рейда в столовую. На стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красивой лентой. На интерактивной доске название праздника: «Хлеб – всему голова».
Звучит песня «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся

Из сидящих в зале:
Смотри, не зевай несут каравай!
Каравай медовый, каравай пудовый,
Сам собой медовый из муки из новой!
(Останавливаются посреди зала)
Первый:
Как пекли его, пекли
Даже слюнки потекли!
До того хороший вышел, лучше булок, лучше пышек!
Лучше всякого-всего, всяк отведает его!
Второй:
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой-
Перед нами каравай с корочкой душистой!
(2 детей накрывают белой скатертью стол)
Третий ставит его на стол и говорит:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Ведущий: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
(Дети говорят пословицы)
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет», «Хлеб – кормилец», «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа»..
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, Буханки вобрали в себя великий труд не одного человека. Труд многих людей. Тысяча людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.
На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Ученик:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Игра.
Учитель: А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру, которую вы знаете с детства. Называется она «Каравай».
Слова ведущего: Участники игры:
Каравай здесь? « здесь»
Пекарь здесь? «здесь»
Мельник? «здесь»
Хлебопашец? «здесь»
Рабочий? «здесь»
Ведущий: Выходите и становитесь все в круг, взялись за руки и пошли по кругу.
В этот день у каравая хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает, да не всех.
В круг вставай Каравай, кого хочешь выбирай!
(Каравай выходит в круг).
Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд.
Он любую ценит службу –
Пахарь здесь и токарь здесь.
Каравай, Каравай, кого хочешь, выбирай!
(Каравай кричит: пекаря!)
Он не грел на печке бок…
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай!
(Каравай становиться в хоровод, а пекарь выходит в центр)
Пекарь кричит: мельника!
Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!
(Встает в хоровод, выходит мельник).
Мельник: Рабочего!
Он приехал к нам с дарами,
Тягачами, тракторами.
(Встает в хоровод, выходит рабочий).
Рабочий: Хлебороба!
Хлебороб: Мы работы не стыдились.
Мы работою гордились.
А награда – каравай!
Ведущий: Ну и ты других не хуже,
Наш веселый юный друг,
Если ты с работой дружен
Заходи смелее в круг.
Все: Слава!
Урожаю в закромах!
Все: Слава!
Караваю на столах!
Все: Слава!
Дружным рукам!
Все: Слава! Слава! Каравай – труженикам!
Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):
Хлебное поле большое, как море, -
Не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зернышко мы бережем.
Припев:
Зернышко, зернышко –
Капля золотая,
Капля золотая
В море урожая.
Зернышко мы согреем заботой
В добрых и теплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели поля веселей.
Припев.
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Припев.
Танец: «Колоски»
Ведущий: День и ночь – и в палящий зной. И в дождь идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан хлеборобами, завоёван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ученик: читает стихотворение Виктора Бокова «Осеннее»
В поле колкое жнивье
В небо выставило спицы.
Гнезда больше не жилье,
Не жильцы в них больше птицы.
Ходит ветер по стерне,
По соломенной подстилке,
Завывает в шестерне
В барабане молотилки.
Отдыхать земля легла
И опять затяжелела,
Что она для нас могла,
То она не пожалела.
Под навесами плуги.
Поле. даль. Засохший донник.
Там грачиные круги,
Журавлиный треугольник.
Всюду кончен обмолот,
В закромах зерно осело.
В думах все наоборот:
Ждали жатвы ждем посева!
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
1-й чтец: Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим (все): «Хлеб».
2-й чтец: Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб».
3-й чтец: Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб».
4-й чтец: Тесно кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».
5-й чтец: Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
Ведущий: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового, хлеба?
1-й ученик:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное работой пахнет хлеб.
Ведь пока не стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик:
Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
1-й ученик:
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава! Слава!
Ведущий: Вот такое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Учёныемедики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжёлой работе800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимо для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ученик : Хлеб…
Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Ведущий: В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросли не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Ведущий: 900 дней в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250г хлеба, а жители города 125г.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125г чёрного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей-сада №5 г.Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.
Ведущий:
«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне».
Просмотр видео «Баллада о Хлебе»
Ведущий: Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб? Мы подсчитали и узнали, что если каждый человек за один день недоест и выбросит 50г хлеба (показывает кусочек хлеба в50г), это составит 200кг, т.е. около 200буханок хлеба окажутся выброшенными.
Дети:
«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».
Ведущий: «При сытости помни голод» это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод. Когда они видят на помойках выброшенный хлеб.
Ученик:
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первым блюдом.
Ученик:

Мы, дети должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им. Ведущий: Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
Ученик: Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке –
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Ученик: В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок.
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В.Орлов
Ученик: Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Ученик: Берегите каждый колос
Наших радостных полей.
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Ученик: «Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь,
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Н. Тихонов
Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова): Ржаной колосок зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе.
Припев:
Зеленый росток.
Веселый росток,
Ты только пробился из зернышка.
Расти, колосок!
Расти, колосок!
Расти, колосок, до солнышка!
Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Припев.
Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым.
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Припев.
Ученик: Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери. Как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет.
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
Н.Аникеева
Старшеклассницы исполняют песню « Хлеб всему голова
Музыка: Н. Кудрин Слова: В. Гундарев
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его в
Первый раз на поля.
Припев:
Ты запомним, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Сын пошел, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась -
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь.
Добывая победу,
Нес боец по земле
Завещанье отца:
Припев.
Но случилась беда -
На земле незнакомой
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме:
Припев.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум,
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу...
Припев.
Ученик:
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
В руках у него каравай на рушнике, он идёт в зал, где сидят почётные гости, и благодарит их караваем.

К данному проекту добавлена видео презентация