Вера православная - наказание. «Нельзя путать наказание за грех с последствиями греха Как наказывала церковь за грехи

ГРЕХИ И НАКАЗАНИЕ ЗА НИХ

ЧАСТО ЗВУЧИТ ВОПРОС: существует ли какое-то особое наказание для воров, убийц и других криминальных элементов? А если покаются, то войдут ли они в Царство вместе с теми, которые всю свою жизнь старались поступать честно? На этот вопрос можно смотреть с двух точек зрения. Сам Бог является наивысшим Авторитетом, определяющим, что хорошо и что плохо.

Все хорошее Бог одобряет, а все злое Бог осуждает. Одобряет Бог то, что является добрым, полезным и благоприятным для всех. Осуждает Бог все плохое, несправедливое и наносящее вред каждому. Бог осуждает определенные вещи как грех, поскольку Он хочет освободить нас от того, что несправедливо или наносит вред нам самим или другим. Каждый, кто совершает грех, прежде всего, нарушает Божью заповедь и в такой степени терпит определенное наказание, связанное с совершением греха. О некоторых людях мы говорим как о “сеющих плохое зерно”. Что означает это выражение? Это означает, что в настоящее время они приобретают привычки, которые наносят вред не только их собственному здоровью и счастью, но также и других. По причине совершения греха они, несомненно, навлекают на себя деградацию, как ума, так и тела. Поэтому грех естественным образом приносит наказание. Кто грешит, тот будет страдать – таков общий Закон. Но над Законом есть Бог, который дал определенные указания и определенные наказания, связанные с этими указаниями.

ВОРЫ И УБИЙЦЫ

Божественный образец справедливости намного выше современных человеческих стандартов. Наш Господь представил очень хорошее определение таких выражений как “вор”, “прелюбодей” и “убийца”. Он учил, что каждый, кто гневается на брата своего без причины, является человекоубийцей; кто смотрит на жену другого с вожделением, тот совершает прелюбодеяние (Мт. 5:22,28). Это очень тонкие различия. Кроме того, все мы должны признать то, что сказал Шекспир: “Кто крадет мой портфель, крадет мусор; но тот, кто отбирает мое доброе имя, тот крадет у меня то, что его не обогатит, а меня сделает по настоящему бедным”. Многие люди виновны в воровстве доброго имени других; многие виновны в убийстве – в смысле ненависти к ближним. Если говорить об определении кто наиболее виновен: убийцы, воры или прелюбодеи, то это не в нашей компетенции совершать такой суд, поскольку мы не можем знать достоинств и слабостей ума, с которыми каждый родился. Только Бог может определить степень зла в каждом из этих случаев. Некоторые люди по природе являются добрыми; складывается впечатление, что другие родились с меньшим числом достоинств характера. Те, которые по природе не гневаются ни на своего брата, ни на других, никогда так быстро не будут в опасности совершения убийства, буквального или символического, поскольку они родились с достоинством терпимости. Такие могут не проявлять никаких особых качеств характера, кроме тех, с которым родились, а другие могут проявлять определенные особые качества характера по причине условий, в которых родились и воспитывались. Мир убедился в необходимости удерживания тех, которые вредят другим. Закон для жителей Штата Нью-Йорк гласит, что согласно закону, ни один убийца не может оставаться на свободе. Он изолируется, поскольку убийца не является безопасной личностью, чтобы позволить ему жить в обществе. Его сажают в тюрьму или, в зависимости от приговора, казнят. Это общий закон, кроме Божественного закона. Самым лучшим решением для него и для мира в общем является то, чтобы он пошел в гадес, шеол – великое состояние смерти, в котором он больше никого не сможет убить. Священное Писание согласно с законами Штата Нью-Йорк в том смысле, что если человек совершает подлый поступок, то он должен быть наказан.

БОГ ПРИГОТОВИЛ СУДЕЙ

Мы не в состоянии занять место судьи. В настоящее время только Бог знает, насколько большего наказания заслуживают некоторые из находящихся в тюрьме, по сравнению с теми, кто находится на свободе. Преступления заключенных, на первый взгляд, могут казаться более серьезными злодеяниями; те, которые находятся на свободе, могут быть точно также, а иногда и более виновны, с Божественной точки зрения, поскольку они могут грешить против большего света и способностей. Никто другой, только Бог может выносить приговор относительно прошлого. Бог избрал определенный класс, чтобы был Судьями – святым классом, который будет вполне квалифицирован для того, чтобы совершать суд над миром в будущем Тысячелетнем Дне Суда. Бог говорит, что это судьи, которых Он избрал. Апостол Павел говорит: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” (1Кор. 6:2). Суд мира не происходит в нынешних условиях, но будет происходить после великого пробуждения, когда человечество будет поднято из могилы. Те, которые научены Господом, по природе не свободны от несовершенства, но у них есть слабости, подобно, как и у других. Тем не менее, они стараются судить самих себя, чтобы преобразовывать обновлением свой ум, чтобы иметь самоконтроль или, как говорит Библия, чтобы “победить”. Все находящиеся с Господом в небесном Царстве славы и силы и приготовленные к делу Тысячелетнего Века, являются “более, чем победителями силою Того, кто возлюбил нас” и искупил нас Своею собственною “драгоценною кровью” (Рим. 8:37, KJV; 1Пет. 1:18,19).

Мы видим, что различные черты убийства, вожделения, похоти и т.п. донимают мир в его умственно и морально неуравновешенном состоянии, возникающем из-за грехопадения. Некоторые настолько психически неуравновешенны, что находятся в спецучреждениях. Другие проявляют такое отсутствие морального равновесия, что им не позволяют оставаться на свободе, но обязательно должны находиться в тюрьме. Еще одни пользуются свободой и приспособлены для жизни в мире, но у них отсутствует здравый смысл. Библия говорит: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10). С тех пор как мы научились ценить библейские учения, узнав, что 6000 лет тому назад наш род постигло большое грехопадение и что все мы родились в грехе и “я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс. 50:7), то мы ощущаем большое сострадание к людям. А когда мы обладаем большей силой характера, умственной и моральной, чем некоторые из них, то благодарим Бога и говорим: “Ибо кто отличает тебя?” (1Кор. 4:7). Быть может, некоторые из нас более благородного происхождения, чем другие, а то, что мы получили не наследственно, мы получили по милости, поэтому наша сила характера не является нашей заслугой. Это по милости Бога мы может быть немного лучше других и это не повод для хвастовства, но скорее для благодарения. Мы проявляем сострадание к убийцам, ворам и бродягам в общем, и верим, что Бог также проявляет его. Это не значит, что мы проявляем к ним сочувствие такого рода, что можем сказать: “Широко откройте ворота заключений и пусть все выйдут”. Некоторые получили Истину, находясь в тюрьме. В тюрьме может быть меньше искушений, чем в мире. Свобода – это хорошая вещь, но она влечет за собой ответственность и дополнительные испытания.

ГРЕХ И СМЕРТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫ

Когда мы рассуждаем над слабостью и греховностью человечества, то, естественно, возникает вопрос: “Почему так?” Библия, а не теория эволюции, дает нам удовлетворительный ответ на этот вопрос. Когда Бог поселил наших прародителей в Эдемском саду, Он сделал им предложение: Если будете послушны Моему справедливому закону, то можете продолжать жить, но если нарушите эти указания, то умрете. Наши прародители пренебрегли Божественными инструкциями и стали непослушными. Бог, в свою очередь, осудил их на смерть. Смерть была наказанием за непослушание. Другими словами, Бог сказал: если будешь грешником, то не позволю тебе жить. Я хочу дать вечную жизнь тем, кто доброхотно будет проявлять послушание Моему справедливому Закону. Поэтому, как Господь Иисус сказал: истинные поклонники будут “поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4:23). Кроме приговора смерти, который лег на него, отец Адам получил дополнительное наказание, он был изгнан из Эдемского сада и встретился с несовершенной землей, с ее терниями и волчцами; трудился в поте лица, переживал печали и скорби, которые принесли деградацию его совершенству, разуму и телу. Тем не менее, со стороны Бога наказанием за грех был только приговор смерти. В результате Бог сказал: “Ты не готов к тому, чтобы жить; ты не приспособлен к вечной жизни; ты не будешь жить вечно”. Однако Иисус благодаря принесению в жертву Своей человеческой природы, по милости Бога, вкусил смерть за весь человеческий род – за Адама и всех его потомков, которые в конце концов будут искуплены от приговора смерти. Они будут искуплены от смерти для того, чтобы Иисус во время Своего тысячелетнего Мессианского правления мог поднять их из греха и деградации.

САМОДЕГРАДАЦИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, до какой степени мы способствуем собственной деградации? Когда наступит время подняться, то чем ниже будут наши характеры, тем труднее будет привести их к совершенству. Божьим распоряжением, связанным с поднятием человечества из состояния смерти, будет стремление каждого к восстановлению и взаимопомощь в этом деле. Каждый должен будет трудиться, чтобы подняться из своего деградированного состояния, начиная с того, в чем его упадок проявился больше всего, и должен будет выстоять в этом великом деле, чтобы достичь вечной жизни. При помощи Господа и благодаря собственным усилиям мы должны преодолеть трудности. Никто не преодолеет их, если будет только говорить: “Я лучше постою в стороне, и буду иметь жизнь”. Путь к возвращению совершенства будет путешествием вверх. Это не будет узкий путь, которым шли наш Господь и зачатые от духа – во тьме во всех отношениях, через узкие врата и т.д. – но это будет “путь святости”, ведущий вверх, однако благоприятствующий хождению по нему (Мт. 7:13,14; Ис. 35:8,9). Ходьба по этому пути требовать будет не столько физических усилия, сколько интеллектуальной и религиозной стойкости в развитии характера наподобие Христа. Во время тысячелетнего правления Христа от каждого будет требоваться достижение необходимого прогресса для получения Божественного признания во всех отношениях, а не только лишь занять место в Царстве. Делая так, человек будет постепенно подниматься из несовершенства.

С другой стороны, от Избранных требовалось, чтобы они отвратились от греха к праведности в период их испытания, и мы были заверены, что они получили более высокую награду, нежели та, которая ждет мир в будущем Веке. Избранные, которые победоносно вышли из этой битвы против самолюбия и греха, получили награду в воскресении. Когда Божий народ умирает, их бег завершается, и они в гробе ожидают Богом назначенного времени, когда встанут и будут помещены в Царстве. Когда умираем, мы окончательно подвергаемся приговору за грех Адама – Божьему Закону: поскольку Закон гласил: “Ты непременно умрешь” (KJV).

ВОСКРЕСЕНИЕ – НАДЕЖДА МИРА

После 6000 лет владычества греха, человечество находится в плачевном состоянии. Оно пало в физическом, умственном, моральном и религиозном отношении. Христос, Глава и Тело, а также другие избранные классы будут самоотверженно помогать неизбранному человечеству в возвращении к совершенству, которым был наделен отец Адам до грехопадения. Когда Царство Христа будет установлено, Иисус вместе с Церковью займется человечеством – примерно 40 миллиардами людей – Адамом и его потомками, все из которых будут в испорченном, падшем состоянии; и тогда начнется великое дело оживления и обновления. Процесс восстановления будет продолжаться на протяжении всего тысячелетнего правления (Откр. 20:4). Теперь вы можете понять, что поступательный процесс упадка, который в настоящее время охватывает всех людей, имеет много общего с их победой в будущем. Многие люди были настолько втянуты в грех, что когда выйдут из могилы, у них будут серьезные проблемы с преодолением своей деградации. Некоторые из них вспоминаются в Священном Писании. Так сказано, что некоторые выйдут на посрамление и вечное поругание. Многие люди встанут из могилы на посрамление. Когда они умерли, то оказалось, что многие из них позволяли себе совершать заслуживающие наказания поступки. Согласно словам Господа, что бы это ни было, все будет выявлено. Когда история мира в целом будет объявлена, о некоторых людях, о которых мы думали, что заслуживали уважения, мы можем узнать, что все было совсем наоборот, а другие, о которых думали, что они подлые, могут оказаться порядочными и честными.

Осуждение этого мира не всегда правильно. Это причина, по которой Бог предостерегает Свой народ, чтобы не судил преждевременно. Это время наступило теперь в период Епифании, когда посредством Божественного объявления возможно принятие определенных решений, когда Он объявляет суть дела. Когда начнется процесс Реституции, все человечество будет приведено на испытание перед символический “Великий Белый Престол”, место суда Иеговы. Тогда откроются книги, которыми являются Писания Ветхого и Нового Завета. Люди, которые оставят гробы, будут несовершенны, но те, которые поступают честно, начнут путь к жизни по символическому “святому пути” (Ис. 35:8,9), в то время как те, которые грешили против большого света, как, например, несправедливые фарисеи или инквизиторы и т.п., должны будут преодолеть большой позор и грех. Если они будут послушны условиям и предписаниям Мессианского Царства, то день за днем будут делать шаги в направлении совершенства жизни. По мере того, как человечество будет выходить из своего несовершенного состояния, эта черная кара будет искореняться и устраняться. Все будут радоваться, видя перемены, происходящие не только в других, но и в себе самих. Те, которые вначале находились в посрамленном и позорном состоянии, если будут правильно поступать, то в конце 1000 лет достигнут вечной жизни. Мы видим здесь принцип, представленный в Священном Писании. Савл из Тарса был противником Бога и Его народа, поскольку преследовал святых. Святой Петр отрекся Господа, но исправил свое ошибочное поведение и был верным как Апостол. Когда мир будет приведен к познанию Бога и Его праведности, в благоприятных условиях земного Царства, то Реституция устранит из них всякое несовершенство и наделит их добрыми качествами, которые Бог изначально дал совершенному человеку Адаму, когда сказал о нем, что был “хорош весьма”.

КТО МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО

Не говорит ли Священное Писание, что ни один убийца не войдет в Божье Царство? Библия говорит. Что убийц не будет в Царстве, что они останутся снаружи – не будут иметь в нем участия “убийцы” и т.п. (Откр. 22:14,15). Эти слова не обозначают, что человек, который когда-то был убийцей, не сможет реформировать себя, возродиться и стать участником Царства. Мы уже упомянули об одном убийце, о котором упоминает Священное Писание, виновном в смерти Стефана, о Савле из Тарса, который позже стал самым выдающимся из Апостолов. Он был в некоторой степени в ответе за смерть Стефана. Он был членом Синедриона и одобрил побитие камнями Стефана, без его одобрения этого бы не произошло. Поэтому, когда читаем, что никакой пьяница, убийца или вор не войдет в Новый Иерусалим, то как это нужно понимать? А понимать это нужно так: когда в Царстве все человечество получит возможность возвращения к гармонии с Богом, те, которые будут любить какую-либо неправедность или симпатизировать ей, не будут иметь Божественного признания. Они не получат разрешения войти вратами в Город, который символически представляет Царство Божественной милости. Изначально Иерусалим представлял Церковь. “Я покажу тебе жену, невесту Агнца… Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:9,14). Однако при конце тысячи лет в символический земной Город будет введен реституционный класс овец (Мт. 25:31-34). Таким образом, все человечество, которое придет к гармонии с Богом, войдет в этот Город, в Новый Иерусалим и Царство Бога, а за пределами Города окажутся все не реформированные характеры – козлы. Это показано в словах, что лжецы, убийцы и т.п. получат участь в “озере, горящем огнем и серою”. Этот “огонь и сера” являются такими же символическими, как и Город. Подобно, как Город не является буквальным городом из золота, так и озеро не является буквальным озером огня и серы. Этот Город был представлен как Иерусалим, а “огонь” как Геенна. Как мусор из буквального Иерусалима выбрасывался в долину Еннома для уничтожения и очищения от него жителей; таким образом, все, которые отвергнут Царство, будут уничтожены и не получат разрешения на вечное существование. Это будет славное Царство, свободное от всего порочного, несовершенного или грешного; а все любящие неправедность в каком-либо смысле этого слова будут уничтожены в “озере огненном”, которым, как говорит нам Богослов, является смерть вторая (а не муки, Откр. 21:8).

R 4990-4992; BS №855, ’09, 89-92; SB №232, ’09, 90-94.

Библейское Знамя №36

В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).

Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий

В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.

Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.

Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.

Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.

Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.

Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.

Почему не приходит исцеление

На Кресте Христос, испытав - абсолютно по-человечески - апогей физической и душевной боли и отчаяния воскликнул: Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Хотя Он, Сын Божий, знал, что это не так.

Если страдание и болезнь не угодны Богу, почему тогда Он не избавляет от них, не исцеляет? Не слышит? Вопрос тяжёлый и неразрешимый, особенно, когда речь заходит, например, о болезнях детей. Дать однозначный универсальный ответ на него невозможно, но и согласиться с содержащейся в этом вопросе претензией полностью нельзя – это и так, и совсем не так.

Да, Бог не желает и не посылает нам болезни - но Он и не бездействует. И действие Его всегда – любовь. Просто оно не всегда таково, каким, по нашему мнению, должно быть.

Неверно утверждать, что человек грешит и наказывается болезнью - нет. Болезнь – это не наказание, а одно из следствий зла, действующего в мире. Это выбор, который когда-то сделал человек и продолжает делать до сих пор, пренебрежительно и потребительски относясь к жизни – и своей, и чужой, распространяя последствия этого выбора на весь мир.

Зло нелогично, это хаос, когда-то порождённый уходом от Бога. Оно не создаёт, а лишь разрушает. Это выбор свободной воли, в которую Бог вмешаться не может, как это ни странно звучит. Но Он никогда не оставляет человека, тем более, если человек начинает взаимное движение навстречу и не останавливается в своём горе.

Болезнь не всегда можно исцелить физически, хотя Евангелие неоднократно являет нам примеры чудесных исцелений. И, как правило, это исцеления, которые влекли за собой глубокие духовные перемены в человеке.

Христианство утверждает, что нет воли Божией на смерть, на болезнь и на зло. Но есть – на то, чтобы человек вырос в меру своих духовных сил, и как ни странно это звучит для нас - был счастлив и смог делать счастливыми других.

Личные признания и истории таких людей, как художник Вреж Киракосян, или писатель Ник Вуйчич, наверное, отчасти способны пролить свет на эту непростую проблему, и стать живым свидетельством для отчаявшихся.

Есть вещи, особенно, в вопросах веры, которые трудно перевести в точные формулировки. Но в жизни есть удивительные примеры, после знакомства с которыми какие-либо слова, вероятно, не очень и нужны.

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 18-ю на Евангельский отрывок о двух должниках

Сегодня на Литургии мы с вами слышали притчу о двух должниках, в которой говорилось о том, что царь простил своему слуге огромный долг, а тот, в свою очередь, своему должнику не простил, хотя сумма долга была незначительной. Когда царь узнал об этом, он разгневался: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?».

В этой притче говорится о прощении. Это очень важно для нас, потому что все мы согрешили, как говорит апостол Павел, и потому лишены славы Божией. Все мы нуждаемся в Божьем прощении. Когда у людей спрашиваешь, что ценного они нашли в Священном Писании, то они говорят, что нашли там прощение. Действительно, Библия — это книга о прощении, книга о спасении человека. Бог прощает людям их грехи, но чтобы заслужить Его прощение, они должны выполнить некоторые условия. Что это за условия? В притче о двух должниках эти условия обозначены.

Первое: ты сам должен попросить у Бога прощения. Ты должен возжелать этого прощения, ты должен захотеть очиститься от скверны греховной.

Второе: мы должны быть милосердными к своим должникам, мы должны прощать наших обидчиков. В молитве «Отче наш» говорится: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И как бы ни были велики твои грехи, Бог простит тебя, если ты выполнишь эти два условия. Так же, как Он простил, например, Давида.

Как мы помним, Давид совершил тяжкие грехи. Он не только соблазнил жену ближнего своего, но и убил его. Один грех всегда влечет за собой другой, еще более тяжелый. Кроме того, грех имеет свойство ослеплять человека. Человек порой даже не осознает, что он делает. Давиду помог пророк Нафан. Он сказал ему: «Давид, что ты натворил!». У Давида как будто пелена с глаз спала: он пал на колени, стал каяться и просить прощения. В псалме 50-м, который мы ежедневно читаем, говорится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». После этого покаяния Нафан сказал: «Давид, Господь снимает с тебя грех твой». То есть Бог простил Давида. Однако нужно сказать об одной особенности.

Некоторые люди путают наказание за грех с последствиями греха. Давайте выясним, что такое последствия греха. Дело в том, что каждый грех запускает определенный механизм, который очень трудно остановить. Например, сыновья Давида видели, что творит их отец — это и было запуском механизма. Да, Бог простил Давида, но после этого у него умер один из сыновей. Другой сын Пророка — Авессалом — сам начал вести разгульную жизнь, а затем вообще пошел войной на своего отца. Это наказание? Нет, это последствия грехов.

Так что же с этим делать? Меня иногда спрашивают: «Батюшка, какую молитву нужно прочитать, чтобы мой сын исправился? Может, акафист какой-нибудь?». Видимо, люди думают, что Бога нужно специально просить, чтобы Он помог их родственникам. Они не понимают, что Господь любит их сыновей и внуков неизмеримо больше, нежели они сами. Бог Сам хочет, чтобы они исправились, но Он не может исправить сыновей и внуков вопреки их воле. Если у нас сломается, например, стиральная машина, то мы же не Господа просим ее починить, а вызываем мастера. Каждый из вас может попросить Бога исцелить свое сердце. Но по вашим молитвам Он не может исцелить другого человека. Человек — не стиральная машина, он должен сам возжелать спасения и исцеления.

Некоторые говорят: «Я просил у Бога прощения, но у меня все равно — беда за бедой. Видно, Бог не простил меня и наказывает». Но люди ошибаются. Если они искренне покаялись, то Бог их простил. А беды — это не наказание, а последствия грехов. Если бы Господь хотел наказать, то все было бы гораздо хуже.

Был такой случай: пьяный мужчина ударил свою жену, и от удара у нее вытек глаз. Когда он протрезвел, то ужаснулся своему поступку и попросил прощения у жены. Жена простила его, и Бог простил, но глаза-то нет. Это необратимые последствия греха, хотя в жизни бывают вещи и похуже.

У Достоевского в романе «Братья Карамазовы» описывается один интересный случай. Друзья сидели за столом, и один от нечего делать пошутил о вере. Другой, услышав эту шутку, потерял веру в Бога. Его мировоззрение перевернулось. Тот, кто шутил, не преследовал такой цели, и, возможно, он потом покаялся, и Бог его простил, однако у человека вера-то не восстановилась. Мы видим, что даже одно неосторожно сказанное слово может запустить страшный механизм. Не зря говорит апостол Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Некоторые тешат себя мыслью, что я, мол, согрешу, а потом пойду и покаюсь, и Бог меня простит. Бог-то, может, и простит, но последствия греха никуда не денутся. Поэтому греха нужно бояться как огня. Аминь.

Наказывает ли Бог за грехи?

СЕМЕНОВ: Дорогой Владыка, мы получаем много вопросов, где люди пытаются, ну, буквально, только что не исповедаться, взывают о помощи. Вот, например, такой вопрос мы получили от нашей зрительницы Людмилы: «Много лет назад, пишет она, я впала в непростительный грех. И Господь осудил меня при жизни. Я бесповоротно лишилась благодати Божьей. Уже 13 лет мучаюсь, хотя и хожу в церковь. Живу в постоянном страхе перед будущими мучениями. Скажите, как мне теперь жить? На что надеяться? Есть ли для меня спасение или нет?».

ВЛАДЫКА: Во-первых, я должен сказать, что нет вообще непростительных грехов. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить человеку. Во-вторых, Бог не наказывает людей в отместку за их грехи. Наказание, которое приходит от Бога, является научением для человека. Само слово славянское «наказание» как раз означает «научение». Бог может вразумлять человека тем или иным образом, но он никогда не мстит человеку за совершенные поступки. То есть, обычный человеческий законпреступления и наказания здесь не работает. Хотя грех является преступлением перед Богом. И, наконец, самое главное, что я хотел бы сказать -- Бог никогда не отворачивается от человека. Субъективно у человека может возникать чувство, что Бог от него отвернулся, что Бог о нем забыл, что Бог его лишил благодати. На самом деле, Бог не лишает насСвоей благодати. Бог всегда к нам близок. Просто человек, когда грешит, иногда лишается этого чувства близости Божьей. Он настолько становится далек от Бога, что Бог находится рядом, а он далеко. Бог находится внутри человека, а человек вне Бога. И самое важное в такой ситуации -- это не предаваться отчаянию. Потому что человек, когда согрешает, это можно сравнить с тем, что он падает. Но человек может упасть и потом продолжать лежать, а он может встать, отряхнуться и идти дальше. Исповедь помогает нам получить прощение в наших грехах. Если мира в душе не наступает, значит надо еще и еще раз приходить на исповедь. А самое главное, что совершенные злые дела, совершенные грехи, нужно заглаживать добрыми делами, противоположными им. Если, например, в жизни человека произошло такое событие, как нарушение супружеской верности, то чем можно ее загладить? Супружеской верностью. То есть, не повторением того греха. И поэтому, если человек не повторяет своистарые грехи, если он в них раскаивается, исповедуется, то рано илипоздно, конечно, он почувствует это прощение, которое исходит от Бога. И самое главное, еще раз повторяю, не отчаиваться, не впадать, совершив одни грехи в еще большие грехи.

Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзают тебе райскую дверь.
Преподобный Ефрем Сирин
Человеку во все времена было свойственно стремление к счастью. Но человеческая жизнь такова, что ее зачастую наполняют горести, болезни, скорби. Люди во все века стремились понять, почему их жизнь полна страданий, пытались понять их причину. Кто-то видел в этом роковое стечение обстоятельств, а кто-то постиг связь между грехом, совершенным человеком и воздаянием за него. С этой точки зрения, что бы ни совершал человек на земле, за все он ответит перед Верховным Судьей. За каждый злой поступок человеку воздастся Богом здесь или в будущей жизни. Такое представление свойственно многим религиям. Но христианское понимание греха и наказания сложнее и глубже.

Его выразил Сам Господь в беседе с Никодимом, одним из иудейских военачальников, тайно пришедшим расспросить о Его учении. Эта беседа приводится в Евангелии от Иоанна. Христос сказал, что Бог так возлюбил человека, что послал Сына Своего на крестные страдания и смерть, чтобы каждый, кто уверует в Его воскресение, мог спастись от рабства греха и смерти.

Человеческая история, полная бед и страданий, началась тысячелетия назад в эдемском саду. Господь, отдавая всю землю во владычество человеку, запретил ему вкушать плоды с одного дерева в раю. Он предупредил Адама, что если он вкусит от него, то станет смертным.

Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Они вкусили плод древа познания добра и зла и стали смертными. Они обрекли себя и своих потомков на болезни, страдания, смерть. Но было ли это наказанием Божиим?

Господь не наказывает Адама и Еву, преступивших заповедь. Человек наказывает себя сам, отвергая Бога, источник жизни и бессмертия. Все беды в жизни человека происходят потому, что он отверг божественную любовь. Он отвернулся от Света, и дела его стали темны. Трагедия, разыгравшаяся в раю, открывает нам истинное понимание смерти. Истинный и самый страшный смысл смерти в разлучении человека с Богом. Физическая смерть, разлучение души и тела, - лишь следствие этого духовного выбора.

Всемогущий Господь мог Своим вмешательством остановить дальнейший ход событий. Он мог поддерживать падшего человека в бессмертии. Но делая так, Он проявил бы неуважение к свободе человека. Ведь Он создал его разумным и свободным существом, таким же, как Он Сам. И с этого момента никто, даже Бог, не может попрать свободу человека. Человек не захотел быть с Богом, не пожелал ответить любовью на любовь, и Господь склоняется перед этим выбором. Он пойдет на крестный подвиг, чтобы тот, кто пожелал отвергнуть Его, смог еще раз, также свободно сделать самый важный в своей жизни выбор. Выбрать между жизнью и смертью, между светом и тьмой.

И поэтому Господь не вмешивается в естественный ход событий. Адам и Ева теряют рай. Начинается человеческая история, полная страданий, ненависти, войн. История, в которой зачастую господствует несправедливость, а зло торжествует над добром.

И тут имеющему глаза человеку открывается вся глубина премудрости Божией. Смертность, на которую обрек себя человек, кладет конец его беззакониям, останавливает убийцу, тирана, палача. Переживая страдания, болезни, человек все больше осознает невозможность справиться с ними только человеческими силами. Он обращается к Тому, в Чьих силах облегчить страдания и исцелить болезнь. Человек приходит к познанию благой мудрости Того, Кто положил предел его греху. Кто допустил страдания, болезни, смерть для вразумления заблудшего.

С христианской точки зрения истинным наказанием за грех являются не беды и напасти, постигшие человека, а утверждение его во грехе. Человек создан благим Богом для праведной жизни. Когда же человек творит зло, он идет против своего естества. Грех, подобно невидимой язве, поражает его душу, расстраивая его жизнь и делая его несчастным.

Со временем, многократно совершенный грех утвердится в человеке и станет греховной страстью, невидимой духовной болезнью. Человек будет стремиться совершать все новые и новые грехи, порой вопреки слабеющему голосу своей совести. Страсть особенно страшна тем, что она поражает человека духовной слепотой: он перестает осознавать свои беззакония. Душа человека скорбит и мучается, но он не может понять причину своих страданий, не видит выхода из них. Только помощь Божия и глубокое, искреннее покаяние могут спасти человека от окончательной гибели – от духовной смерти и пребывания в аду.

С помощью Божией этот человек сможет исцелить свою душу от греховных язв. Он обретет совершенство и святость, в его душе воцарится счастье и покой. Он сможет постигнуть самый важный смысл всего, происходящего с человеком.

Он поймет, что для того, кто впустил в свою душу Христа, не существует бед и напастей. Болезни, страдания, лишения будут для него даром Божиим. Ибо достойно переживая их, он станет подобным Самому Богу, который терпел и страдал за нас. Смерть для него будет не пустотой, а соединением с Тем, Кто победил смерть. Он вслед за апостолом Павлом сможет сказать: «Жизнь моя Христос, а смерть – приобретение».