Православный романтизм гоголя. Сочинение «Романтический реализм ранних произведений Н. В. Гоголя Романтические произведения гоголя

Н. В.Гоголь - выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции Пушкина и одновременно углубляющий критическое отношение к современной действительности» Писаревподчеркивал роль Белинского и Гоголя в процессе демократизации общественной мысли.

В силу особенностей своего миросозерцания (защита и утверждение идеала прогрессивной дворянской государственности) Гоголь мало. интересовался внутрисосяовными конфликтами, его глубоко волновал всеобщий упадок дворянства и чиновничества. И он развенчивал и обличал нравственную пустоту, никчемность «небокоптителей» в сфере их служебной жизнедеятельности»

В первый, романтический период творчества Гоголь создает цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», в центре которых находится изображение украинской народной Жизни и украинских народных характеров во всей широте их национальных привычек, склонностей и увлечений. В обрисовке своих героев, вольных и свободолюбивых парубков и девушек, Гоголь активно использует народные поверья, поэтическую фантастику, фольклор»

В творчестве этого же периода осознанное выражение получает принцип народности, которая, по Гоголю, заключается не в описании внешних атрибутов национального характера, а в глубоком постижении «духа народа», его истории.

Очень сложным является вопрос о соотношении романтизма и реализма в творчестве Гоголя» При очевидном преобладании романтических тенденций в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» образует исключение своим последовательным реализмом, в новеллах «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка» бытовые зарисовки и народно-разговорный язык тяготеют к реалистической манере письма, а «Страшная месть» написана в единой романтическом ключе.

Показателен с этой точки зрения сборник «Миргород» в него входят как романтическая народная эпопея «Тарас Бульба» и романтическая новелла «Вий», так и реалистические повести из дворянской жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В «Тарасе Бульбе» дано героико-романтическое изобрашение национально-освободительной борьбы украинского народа. Личность необькновенная, Тарас Бульба в то же время органическая часть коллектива запорожских казаков, действующих как мощная, цельная и активная сила. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества» пронизывает все повествование». Сюжетная линия, рисующая любовь Андрия к прекрасной полячке, искусно вплетается в изображение военных событий; оставаясь на втором плане, она помогает понять трагизм не только судьбы Андрия, но и общего процесса борьбы запорожцев за независимость»

Образ Запорожской; Сечи предстает в идеальном (а отчасти и утопическом) освещении* Это союз людей, построенный на основе всеобщего равенства и независимости, - людей, свободных от феодального притеснения. В «Тарасе Вульбе» можно усмотреть своеобразный «руссоизм» - «неволе душных городов», населенных представителями панской Польши, противостоит вольная, полная движения, радостная жизнь украинских казанов» Тарас Бульба - дворянин, но он полностью на стороне сражающегося народа, преисполненного мощных, богатырских сил и высоких нравственных идеалов свободы и братства.

В колоритном описании Запорожской Сечи, быта и нравов украинского казачества начала XVI столетия, в раскрытии нравственной силы людей далекого прошлого, в пейзаже, в сложном переплетении героического и комического, эпического и лирического нашли свое воплощение лучшие традиций украинского героического эпосае

Кричащие социальные противоречия столицы России определили своеобразие содержания так называемых «Петербургских повестей», свидетельствовавших об углублении критического реализма Гоголи» Но романтические тенденции сохраняют свою силу в изображении контраста мечты и действительности в «Невском проспекте», в романтической критике искусства, служащего меркантильному обществу («Портрет»).

В центре «Петербургских повестей» - обличение ничтожества и скудоумия обывателей и бюрократов (майор Ковалев в «Носе», Пирогов в «Невском проспекте», отец Софи в «Записках сумасшедшего», «значительное лицо» в «Шинели»), Свое сочувствие к жертвам социальной несправедливости Гоголь выразил в образах Поприщина («Записки сумасшедшего»), Пискарева («Невский проспект»), Акакия Акакиевича («Шинель»), Важно отметить роль гротеска и фантастики в «Носе», в «Записках сумасшедшего» и частично в «Шинели».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Романтический период творчества Гоголь . И в закладках появилось готовое сочинение.

Замысел цикла повестей об Украине возник у Н. В. Гоголя, по-видимому, в 1829 году. К этому времени относятся его письма к родным с просьбой сообщать "об обычаях малороссиян". Присылаемые ему сведения заносились Гоголем в тетрадь записей "Книга всякой всячины" и затем использовались в его повестях.Работа над "Вечерами" продолжалась в течение нескольких лет. Сначала появилась первая книга повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасичником Рудым Паньком", а затем вышла вторая часть.Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о "Вечерах". Пушкин писал издателю "Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду": "Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня.

Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.

Ради Бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч.".Юмор и поэтичность повестей Гоголя были отмечены Пушкиным и в рецензии в "Современнике" на второе издание "Вечеров": "Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинкам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов..."В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В "Литературных мечтаниях" он писал: "Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!"В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" Белинский вновь возвратился к оценке "Вечеров": "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви".Ознакомившись с "Арабесками" и "Миргородом", Белинский заговорил о реализме как отличительном характере творчества Гоголя.

Белинский указывал, что крктика неправильно обратила внимание читателей только на юмор Гоголя, не затронув его реализма. Он писал, что в гоголевских "Вечерах на хуторе", в повестях "Невский проспект", "Портрет", "Тарас Бульба" смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. Комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия таланта Гоголя. Его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях.

Нельзя видеть в созданиях Гоголя один комизм, одно смешное...Реализм "Вечеров на хуторе близ Диканьки" отмечен Белинским и позже: "Поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о "Вечерах". Пушкин писал издателю "Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду":...

  2. Загрузка... В 1831 -1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому...

  3. Загрузка... С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений "Вечера на хуторе близ Д иканьки"....

  4. Загрузка... Гоголя Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» Прекрасный образ Украины в произведениях Гоголя План сочинения – Образ автора в поэме...

  5. Загрузка... К работе надловестями "Вечеров на хуторе..." Гоголь приступил вскоре после приезда в Петербург. Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в столицу, мечтая "сделать...

Стремление к циклизации проявляется на всех этапах творчества Гоголя. Основой цикла называются различные признаки: этические, т. е. взаимодействие добра и зла (Гуковский); пространственные, т. е. одна сторона русской жизни на соответствующей территории ― Диканька, Миргород, Петербург (Ю. Лотман); романтические или реалистические характеристики. Первый романтический цикл, пролог ко всему гоголевскому творчеству ― сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в двух частях. I часть (четыре повести) ― 1831 г., II часть (еще четыре повести) ― 1832 г. Книга принесла Гоголю известность, она поддержана Пушкиным («Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться»), одобрена Белинским. Незнакомый мир народной жизни представлен несколькими рассказчиками (тот же прием в творчестве Пушкина). По определению Гуковского, рассказчик у Гоголя двоится, троится, множится, в итоге сам народ рассказывает о своих мечтах. Именно поэтому нет в «Вечерах» крепостнической действительности. Романтический характер первого цикла позволяет назвать характерные для романтизма признаки: сочетание прекрасной мечты и чувства тоски, одиночества (так называемый лирический монолог печали в финале «Сорочинской ярмарки»); гиперболизация явлений природы (Днепр легенды); фантастическое, сверхъестественное то в бытовом, «нестрашном» виде, то угрожающем. Романтический характер носит историзм в повестях. Сказовый стиль «Вечеров» был для русской литературы открытием.

Романтизм “Вечеров…” - это, прежде всего проявление глубокого интереса к особенностям национального менталитета, духовности и самобытности украинской истории, народности художественного мышления, рисование оригинальных характеров индивидуумов, что определяло христианско-философскую концепцию человеческого бытия. Мистический романтизм Гоголя, из истоков которого определится в дальнейшем фантастический реализм многих писателей XX возраста (О.Довженко, Г.Булгаков, Ч.Айтматов, Гарсиамаркес), перечеркивал идиллические представления об Украине, которые сложились в литературе к тому времени.

Внимание Гоголя сосредоточится на социально-этичных, духовных, исторических проблемах, которые не будут оставлять писателя до конца жизни. Это вмешательство злых духов в судьбу человека, который часто делает ее беспомощно трагической, несет соблазненному грешнику жестокую расплату за совершенный переступь, за чрезмерную доверчивость и соблазн любознательностью, желанием обустроить земную жизнь призрачными роскошами, добытыми часто на крови и горе других.

Стилистическая норма просторечной стихии «Вечеров» ― деревенское простодушие с лукавством и озорством. В их сочетании ― комизм первых гоголевских повестей.

«Миргород» (1835) ― второй цикл, который сам автор считал продолжением «Вечеров», однако иное название, характерные эпиграфы представляли другой мир ― не песенной Диканьки, а социально полярной действительности, удаленной и пространственно, и хронологически. Конечно, между первым и вторым сборником немало общего: нити преемственности протягивались от Шпоньки к Ивану Ивановичу с Иваном Никифоровичем; поэтический колорит «Вия» и «Тараса Бульбы» напоминает большинство повестей «Вечеров». Открывается сборник повестью «Старосветские помещики», трогательно и высоко оцененной Белинским. В ней Гоголь, рисуя красоту природы, передавая ее звуки и краски, как будто говорил о возможностях человеческих, а затем в иной стилистической тональности (вместо развернутых сравнений и метафор ― глагольный ряд) показывал, как эти возможности реализуются, как из Филемона и Бавкиды получаются Товстогубы. Но для автора дорога их привязанность и верность друг другу в отличие от молодых современников, не имеющих доброты, верности, порядочности.

Комизм второго сборника иной. Ужасной оказывается суть явления, характера; глупость и ограниченность оборачиваются злобой, стремящейся к уничтожению. Гоголь создает не единичные образы «небокоптителей», а образ жизни, создающий, питающий подобных персонажей. В «Повести о том, как поссорились...» пространство густо заселено единожды появляющимися лицами (Агафья Федосеевна, самый добродетельный человек в. Миргороде Голопузь, влюбленный пономарь и т. д.). Рассказчик этой повести также миргородский житель, восторженно повествующий о красотах города (лужа) и добродетелях жителей. Романтическая ирония ― следующая форма гоголевского комизма, с которой мы встречаемся в этой повести. Завершается повесть (а она в цикле последняя, значит также завершается сборник) фразой, принадлежащей автору и выражающей его понимание современной жизни. Миргорода: «Скучно на этом свете, господа!».

В «Миргороде» есть и другая форма жизни ― фантастическая в повести «Вий» и героическая в повести «Тарас Бульба». Творческая история последней демонстрирует направленность авторских интересов. Гоголь создавал в ней не историческое полотно; а идеальную картину человеческих отношений и чувств ― патриотизма, товарищества, высокого смысла жизни закрепленных (за условным временем и относительно условным пространством. Среди произведений Гоголя эта повесть, пожалуй, в последний раз в художественных образах говорила о народных массах как хранителе и носителе национальных истоков. Отсюда ― та лирическая струя, так сильно проявляющаяся в повести.

Сборник «Миргород» представлял разносторонний талант Гоголя. Еще неожиданней он открылся в сборнике того же года «Арабески». Само слово «арабески» означает: цветной узор, причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов, архитектурных элементов, всякого рода предметов и орудий, созданных более фантазией художника, чем взятых из действительной жизни. «Арабески», не были поняты ни современниками автора (Белинский: «Как можно так необдуманно компрометировать свое литературное имя»), ни исследователями более поздними (Гуковский: «Стремление Гоголя к циклизации было так сильно, что могло перехлестнуть через границы художественного творчества»). Сборник впервые продемонстрировал философскую ориентацию писателя. Он состоит из статей исторического, содержания, культурологических представлений и художественных повестей «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Разнообразие содержания, открывает те нравственные ценности, которые, по Гоголю, лежат в основе жизни и культуры. Литературно-этическая программа «Арабесок» вписывается в общую концепцию мира и человека, в поисках и формировании которой развивалась передовая мысль тридцатых годов.

Для Гоголя идеальным явлением русского характера в «Арабесках» является Пушкин: «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» («Несколько слов о Пушкине») Миниатюра «Жизнь» предсказывает появление в «Мертвых душах» лирических отступлений. Эссе, посвященное картине Брюллова, раскрывает эстетические взгляды автора.

Если к этому сборнику приложить пространственный принцип, то в отличие от предшествующих сборников, в «Арабесках» смешаны Восток и Запад, прошлое, настоящее и будущее. Судьба сборника непохожа на судьбу «Вечеров» или «Миргорода»: его «растащили» по другим томам гоголевских сочинений. После единственного прижизненного издания «Арабески» за полтора века как цикл печатали всего три раза (последний ― в 1990 г.).

Повести, вошедшие в «Арабески», начали последний художественный цикл в творчестве Гоголя ― петербургский. «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель» никогда самым Гоголем в особый цикл не выделялись. При публикации в собрании сочинений 1842 г. они были автором помещены в один (третий) том и соседствовали рядом с «Коляской» и отрывком из романа «Рим», и, тем не менее, с самого начала воспринимались как единое целое. Это обстоятельство позволило Гуковскому сформулировать концепцию гоголевских циклов повестей как борьбу добра и зла. С его точки зрения, «Вечера» ― это мир добра и красоты, где зло представлено отдаленными временными и социальными приметами в повести о Шпоньке. В «Миргороде» добро и зло еще уравновешиваются, хотя добро все в прошлом, а зло ― в настоящем. В петербургском цикле побеждает зло. Только в «Риме», чья жанровая форма иная, где действия происходит в далеком историческом времени, проявляются добро и красота.

Восприятие петербургских повестей как цикла объясняется его художественным единством: 1) целенаправленным отбором материала (низменная действительность); 2) смешением повседневности с фантастикой; 3) сказовой манерой повествования, в которой можно выделить голос «коллективной пошлости» (Гуковский), голоса простодушного рассказчика и иронического автора, причем различные повествовательные манеры переходят одна в другую мгновенно и естественно. Герцен назвал петербургские повести патологоанатомическим курсом о русском чиновничестве. Петербургские жители: мелкие чиновники, художники ― изображаются Гоголем иначе, чем у Пушкина.

Низкая действительность у Пушкина становилась высокой темой. Гармонизирующая сила Пушкинского стиля, «лелеющая душу гуманность» (Белинский) объединяли высокие поэтические традиции с прозаической натуральностью и представляли «простое величие простых людей» (Гоголь). Для Гоголя всеобъемлющий синтез неприемлем, соседство высокого и низкого создает непереносимые противоречия. По этому поводу Ю. Манн писал: «Привести в такое близкое соприкосновение высокое и трансцендентальное с прозаическим и повседневным - это значит создать такую глубокую ситуацию, которую до конца не исчерпать никакими словами». Отсюда сумасшедший Поприщин произносит в финале высокие трагические слова о своем одиночестве, полный идиот Акакий Акакиевич (в оценке революционных демократов) скажет «Зачем вы меня обижаете?», а сквозь эти слова звучит: «Я брат твой» и т. п. Изображение и понимание «маленького человека» стало высшим достижением автора в его петербургском цикле: трагическое и комическое пронизывают друг друга.

Сочинение

Романтизм “Вечеров…” - это, прежде всего проявление глубокого интереса к особенностям национального менталитета, духовности и самобытности украинской истории, народности художественного мышления, рисование оригинальных характеров индивидуумов, что определяло християнско-философскую концепцию человеческого бытия. Мистический романтизм Гоголя, из истоков которого определится в дальнейшем фантастический реализм многих писателей XX возраста (О.Довженко, Г.Булгаков, Ч.Айтматов, Гарсиамаркес), перечеркивал идиллические представления об Украине, которые сложились в литературе к тому времени.

Внимание Гоголя сосредоточится на социально-этичных, духовных, исторических проблемах, которые не будут оставлять писателя до конца жизни: это вмешательство злых духов в судьбу человека, который часто делает ее беспомощно трагической, несет соблазненному грешнику жестокую расплату за совершенный переступь, за чрезмерную доверчивость и соблазн любознательностью, желанием обустроить земную жизнь призрачными роскошами, добытыми часто на крови и горе других.

Повесть о Басаврюка, связанного с нечистой силой (именно “нечистой силе”, которая коварно шкодит человеку, ведя к гибели души, проявляет чрезмерное внимание автор), известная в “Вечерах…” под названием “Вечер накануне Йвана Купала”. В произведении, построенному на мифологической фабуле, переданная романтично трагическая история батрака Петра Безродного, красивого и беспомощного, безнадежно, казалось бы, влюбленного в дочурку богатого казака Коржа Сидорку. Девушка отвечает юноше взаимностью (любовь бедного батрака к дочкам из зажиточных семей часто было ведущей темой в фольклоре, со временем к ней обратятся Т.Шевченко в своих поэмах, Марко Вовчок в “Народных рассказах” и т.п.), однако они не могут соединить судьбы, да и отец Сидорки прогоняет Петра.

Появляется быстро и ловец забрело души - связанный с дьявольской нечистью Басаврюк, который предлагает юноше найти сокровище в ночь на Ивана Купала, когда цветет папоротник. Дальше мистически ужасная сцена переступи на крови: чтобы получить овеянный мечтой сокровище с золотыми червонцами, Петро за велением старой ведьмы вынужден занести, чем над главой безвинного дитяти, которое оказалось украденным цыганами шестилетним братцем Сидорки Иваном. Именно этот мальчик передавал слезливые откровенные рассказы старшей сестры Петра.

Вчерашний батрак становится богачом, приобретая сокровище на крови, однако теряет память о той зловещей ночи. Жизнь с Сидоркою, богатство не приносят счастья. Петро страдает от забытых и неразгаданных тайн - тайн мучений и смятение. Причину своей душевной болезни потерянный в поисках счастья грешник узнает в старой знахарке, которая оказалась той злополучною ведьмой, которая навернула когда-то мальчика на переступь.

Развязка трагическая и философски метафорическая: и дом, и все имущество, и сокровище сочатся кровью, идя прахом, так как не может создать человек благополучия в компромиссе с дьяволом, тем не менее, на страдании и горе ближних (идея рационального злая, так навеянная в гетевському “Фаусте” и интерпретированная гениальным немецким поэтом как оправдание, никогда не приносила в жизни блага: кстати, реальный доктор Фаустус, алхимик и окультист-чорнокнижник, был найденный в канаве лежачим ниц, с ножом в спине).

Одаренный талантом большого сатирика в рисовании обезображенных бесовщиной современников, собственно деформированного грехом общества, в отдельных повестях со “Вечера…” (”Вечер накануне Ивана Купала”, “Страшная месть”) Гоголь - глубоко трагический в воспроизведении борьбы добра с злом, попытки дьявола пленить душу человека.

В отличие от Гете, который в “Фаусте” в какой-то мере воплощал идею страха перед силой невидимого неприятеля и потому переработал трагический финал повести об алхимике и чернокнижнике из народных легенд, очевидно, успокаивая не столько читателя, как самого себя, молодой Гоголь свои фантазии романтика и мистика сосредоточивает на страшной опасности бесовщине, что вредит явным образом, агрессивно, скрыто коварно на всех этапах человеческой истории, воплощая, как правило, в себе и антинациональные, захватнические стремления чужих, антиправославных миров (в произведениях писателя нечисть ассоциируется с басурманами, католиками, иудеями и т.п.).

Характерно, что в “Страшной мести” (чуть ли не сильнейшей повести цикла, которая очерчивает мистическую фантазию автора в постижении добра и зла на скрижалях казацкой истории борьбы за веру, семью, национальнохристьянские ценности) автор, возможно, еще не достигает православного понимания Высшего - Божьего Суда, поскольку Бог выступает у него как исполнитель стремления, мстительного и садистского, казака Ивана, который стал жертвой соблазненного богатством и завистью собственного брата Петра. А Высший Судья, который воплощает любовь и милосердие, способен прощать и наибольших грешников, однако… если они покоятся, сознают свой соблазн взлом: так был прощенный Христосом разбойник, распятый по правую сторону, разбойник, который признал Божью правду.

В “Страшной мести” отсутствующее раскаяние грешников (они причастные к проклятому к десятому поколению роду и будто запрограммированы на грех: разыгрывая часто с коварной целью мнимое покаяние, эти посланцы ада обманом доверчивых несут очередное, еще больше бедствие), потому представитель последнего проклятого поколения отец Екатерины (она выступает в произведении как ревностная христианка, верная жена и мать) по сути, и лишенный права выбора между добром и злом: за него даже и схимнику запрещено молиться…

Колдун из проклятого рода долго пропадал на чужих бусурманских землях и поворачивается к покинутой когда-то дочке (мать ее он когда-то коварно убил) в Украину, чтобы принести беду и семье, и народа, и казачеству, защитнику веры и Отчизны. Он ненавидит и стремится избавиться от зятя Данила, настоящего оборонца веры и чести, склоняет дочку Екатерину через вызванную во сне колдовскими чарами душу к нелюбимому, а именно это есть одним из самых больших преступлений. Колдун коварным обманом вызывает милосердие собственной дочки к себе (она выпускает преступника из тюрьмы) и приводит врагов на Украину.

Мужественно защищаются казаки во главе с Данилом Бурульбашем, который таки подло и бесчестно выстрелом убивает тесть колдун. Со временем нераскаявшийся грешник, не сумев и обманом добиться любви собственной дочери, зарезает и ее маленькое дитя, и ее саму. А потом будет сброшенный могущественным всадником, как исполнителем Высшего промысла, в пропасть…

Собственно коварный колдун в “Страшной мести” является определенной мерой олицетворениям вражеских родной христианской земле, рода и народа сил, воплощением дьявольской идей предательства, истоки которого непосредственно в скрытом явным образом меркантилизме и зависти. Гоголь отбрасывает оптимизм Гете в трактовании зла, которое может быть использовано, за утверждениями немецкого классика, и на благо. Басаврюк из “Вечера накануне Ивана Купала”, отец колдун со “Страшной мести”, разная нечисть в оскорблении ведьм, характерников из других повестей несут беды под прикрытием благих намерений. Даже черт, оседланный Вуколом, выполняет волю кузнеца только из принуждения (в агиографических пересказах существуют сказы о том, как праздники могли принудить нечистого переносить их в другие места; кстати, бурсак Фома Брут доказывает панну ведьму к гибели, хотя потом, соблазненный любознательностью, гибнет и сам).

Хочет заставить святого старца вызвать для себя милосердие Бог колдун в “Страшной мести”, но, совершая очередной кровную месть, сам терпит крах, так как не способный на спасение души собственным покаянием. И характерно, что значительно позднее, не без влияния Гоголя объединяя мифологически-легендарные мотивы с конкретно историческими коллизиями, украинский писатель Алексей Стороженко создаст повесть (незаконченную) “Марк Проклят” - собственно авантюрный сказ о большом грешнике Марке, который совершил страшное преступление: жил с родной сестрой, которая родила от него дитя, потом убил собственную мать, сестру с дитятею, за что вынужденный как трудное бремя носить за плечом главы близких людей - ноша облегчалась тогда, когда грешник совершал добрые дела, прежде всего защищая родную землю от польско-шляхетских поработителей. Так герой авантюрной повести Стороженко доблестью в честь родины смягчает свои прошлые грехи, неся бремя своеобразного украинского “Вечного жида”. Гоголевский же колдун со “Страшной мести” всегда солидарный в действиях и поступках с поработителями, которых он и приводит на родную землю, ассоциируясь с антинациональными, антихристианскими силами.

Характерно, что в “Страшной мести”, овеянной романтичным ореолом святости, возникают настоящие бескомпромиссные патриоты Украины. Это казацкий предводитель-победитель Данил Бурульбаш, его верный джура Стецько, побратим есаул Воробей. Они и противостоят сатанинской разрушительной силе зла, которая закутывала родную землю: патриотизм у Гоголя всегда ассоциируется с защитой православной веры от чужеродной экспансии.

Другие сочинения по этому произведению

Вечера на хуторе близ Диканьки Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя Моё первое прочтение Гоголя Народный характер в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" ("Вечера на хуторе близ Диканьки") Разбор произведений Гоголя "Вечера на хуторе близь Диканьки" Романтика украинских сказок и легенд Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге "Вечера на хуторе близ Диканьки")

Цели урока: -о-обобщить и расширить знания о страницах жизни и творчества писателя; -у-углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя; -р-рассмотреть сюжеты и художественно- языковые особенности повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). Происходил из старинного малороссийского рода - родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Васильевка - поместье Гоголей-Яновских












Н.В. Гоголь в Петербурге 1828 г. – переехал в Петербург г. – издает романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов г. – публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала» г. – знакомство с А.С. Пушкиным гг. – публикация сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».






Н.В. Гоголь за границей 1836 г. – уезжает за границу, жил в Германии, Швейцарии, Франции г. – уезжает в Рим, работает над поэмой «Мертвые души», заканчивает повесть «Шинель», узнает о гибели А.С. Пушкина г. – приезд в Россию, встреча с Аксаковым, возвращение в Рим. А.С. Данилевский, друг Гоголя, с которым он уехал за границу


1841 г. – приезд в Россию с целью публикации произведений г. – публикация поэмы «Мёртвые души» и повести «Шинель» в России. Отъезд за границу.


Последние годы жизни гг. – «Выбранные места из переписки с друзьями» г. – паломничество в Иерусалим, к Святым местам. Возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мёртвых душ» г. – поселился в Москве, в доме графа А.П. Толстого. январь 1852 г. – смерть жены Хомякова, сестры его друга Языкова, после чего им овладевает страх смерти. 21 февраля 1852 года умер. Последними словами были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»








Романтизм – художественный метод, предлагающий своё понимание мира и действительности (двоемирие). Основные черты романтизма: - разрыв между мирами (один мир, лучший, неземной, - в душе героя, другой – в реальности); - борьба добра и зла, свободы и несвободы; - герой – исключительная личность; - использование фольклора (в произведениях Н.В. Гоголя).




«… заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнёт, он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков и сколько в сундуке лежит полотна…» «заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?»