Подготовка научных кадров в сфере юриспруденции: состояние и проблемы развития. Проблемы подготовки юристов в современных условиях Юриспруденция актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров

Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития.

Из статьи вы узнаете:

  • Каковы современные проблемы профессиональной подготовки кадров;
  • Какие существуют пути решения проблем подготовки кадров;
  • Какие статьи расходов включают затраты на подготовку кадров.

Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже.

Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификации

Проблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации.

Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов).

При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Проблемы подготовки кадров и пути их решения

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне.

Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость.

О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов .

Как решить проблему нехватки кадров

Первыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями.

Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов.

Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства.

Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « »

Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадров

Отсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала.

Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места .

Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций.

Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики.

Затраты работодателей на подготовку кадров

Это затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.

Обучение и подготовка кадров: баланс интересов

Выгоды компании:

Затраты и риски компании

  • Развитие у персонала творческих подходов в работе
  • Стимул для генерации новых идей
  • Тренировка ума и памяти работников
  • Универсализация сотрудников, возможность в дальнейшем совмещать рабочие места
  • Переработка компанией стороннего опыта
  • Позитивное изменение поведения персонала
  • Повышение лояльности работников
  • Расходы на обучение
  • Риск провести некачественную или нецелевую подготовку
  • Отсутствие отдачи от обучения сотрудников
  • Незаинтересованность работников в подготовке
  • Неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе
  • Риск потерять сотрудников, прошедших подготовку

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ».

Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству.

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10011

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анна Александровна МАСЛОВА, старший инспектор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина E-mail: aa_maslova@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России. Автор детально анализирует указанные проблемы, выявляет причины их возникновения, а также предлагает некоторые варианты решения таких проблем. Автор проводит анализ и делает выводы.

Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, подготовка профессиональных кадров, качество образования, проблемы подготовки квалифицированных кадров, кадровый дефицит, студенты, система образования, закон об образовании, юридическая наука, юридическая практика, правоприменительная практика.

Annotation. This article deals with problems of ensuring the quality of training of legal cadres in modern Russia. The author analyzes in detail these problems, identifies the causes of their occurrence, and also offers some solutions to such problems. The author analyzes and draws conclusions.

Keywords: higher education, legal education, professional training, quality of education, problems of training qualified personnel, staff deficit, students, education system, law on education, legal science, legal practice, law enforcement practice.

Важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука, так как именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух1. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование. Вместе с тем наука неразрывно связана с образованием, которое, в свою очередь, воспроизводит новые кадры для науки2.

В настоящее время вопросам развития юридического образования в России, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Уровень профессиональной подготовки выпускников юридических факультетов и высших учебных

заведений зачастую не устраивает ни работодателей, ни потребителей этих услуг. Кроме того, в стране наблюдается избыток людей, имеющих высшее юридическое образование; как следствие, многие из них остаются невостребованными и вынуждены, таким образом, искать себя в других профессиях. В связи с этим налицо проблема обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России3.

Правовое сообщество Российской Федерации, включающее судей, адвокатов, прокуроров, ученых-правоведов, чиновников от Министерства образования, сегодня пришло к единому мнению относительно тех мер, которые необходимо принять с тем, чтобы повысить не только качество юридического образования, но и его престиж4. Так, солидарные выводы специалис-

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018

тов и заинтересованных лиц сводятся к тому, что следует разработать социально востребованную и последовательную стратегию развития российского юридического образования.

По нашему мнению, к основным критериям низкого качества юридического образования в Российской Федерации можно отнести следующие:

1. Выпуск юристов непрофильными высшими учебными заведениями нашей страны. В отличие от значительного числа специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования юридическое образование позволяет кандидату поступить на службу на государственные должности, т.е. должности, занятие которых наделяет лица властью, хотя также и специальной ответственностью. По этой причине подготовка профессиональных юристов, по природе своей, должна быть организована особенным образом под пристальным контролем и заботой со стороны государства.

Высокий уровень востребованности в юридических кадрах, имевший место в конце прошлого и начале нынешнего столетия, привел к появлению и резкому росту количества негосударственных юридических учебных заведений, а также юридических факультетов в непрофильных государственных вузах, имеющих к тому же множество филиалов по всей стране5. Отметим, что многие из них действовали с нарушением российского законодательства об образовании и были впоследствии закрыты.

Однако и сегодня немало образовательных учреждений, готовящих юристов, которые зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами требуемой квалификации, и, как следствие, выпускают слабо подготовленных специалистов и нацелены главным образом на получение прибыли за счет реализации платных образовательных услуг, которые, к слову, ныне легко доступны, если человек имеет необходимую для оплаты обучения сумму денежных средств.

2. Увеличение количества студентов, обучающихся по юридической специальности на внебюджетной основе, которые не имеют достаточного уровня знаний. Фактическое отсутствие конкурса при поступлении привело к значительному снижению начального уровня знаний у студентов. Указанная тенденция как непосредственно, так и опосредованно отражается не только на содержании и формах преподавания, но и на минимальных требованиях к положительным знаниям, а также других параметрах образовательного процесса.

3. Увеличение числа студентов юридических факультетов и высших учебных заведений, предпочитающих заочную форму обучения или так называемые дистанционные технологии в обучении. Качественный анализ студентов, получающих образование по названным формам обучения, показал, что в практической деятельности они редко оказываются заняты в юридической сфере. На наш взгляд, нет сомнений в том, что эффективность и качество подготовки юристов на заочной и дистанционной формах обучения в существенной степени ниже, нежели на дневной форме обучения.

4. Введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования. Законодательство Российской Федерации не закрепляет перечень или категории должностей, которые могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры. В связи с этим возникают обоснованные опасения, что данный процесс может негативно повлиять на формирование профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях.

5. Низкий уровень интеграции юридического образования и юридической науки как процесса научно-образовательного взаимодействия в рамках деятельности высшего учебного заведения, а также процесса сотрудничества организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых, а также материально-технических и кадровых ресурсов.

6. Перенасыщение теоретическими курсами в период обучения и, вместе с тем, явный недостаток практически ориентированных занятий. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки должны быть тесно связаны и постоянно пересекаться. В настоящее время в учебном плане преобладают теоретические курсы, а дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам, в нем явно недостаточно.

Таким образом, на основании обозначенных выше проблем представляется возможным сделать ряд выводов:

1. Главной причиной снижения качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, кризиса профессионального правосознания, падения престижа права ста-

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018

ла доступность платного высшего юридического образования. Кроме того, оно теперь воспринимается как источник высокого дохода.

2. Образовательные программы должны соответствовать единым критериям и стандартам, закрепленным в законодательстве и действующим во всех учебных заведениях Российской Федерации.

3. Следует, на наш взгляд, установить правило, согласно которому допуск к получению высшего юридического образования по программам заочной и дистанционной форм обучения смогут получать лишь те, кто уже работает в юридической сфере, правоохранительных органах, а также органах государственной власти и местного самоуправления.

4. Следует всеми способами стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования и науки, поскольку важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука. Именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование.

5. Следует максимально использовать возможности практикоориентированных учебных занятий как одной из форм эффективного обучения. При этом усиление интеграции юридического образования и правоприменительной практики может быть достигнуто, в частности, посредством:

■ увеличения сроков и объема практической подготовки студентов;

■ законодательного закрепления обязанности для государственных юрисдикцион-ных органов предоставлять места для прохождения практики студентами специа-

лизированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;

■ совершенствования и развития системы ознакомительных и учебных практик, подразумевающих исключение формализма при прохождении практики, возможность составления скользящих графиков, а также заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими кадровый дефицит;

■ внедрения инновационных форм практики.

6. Следует в целях улучшения качества высшего юридического образования внедрять и активно использовать в процессе обучения новые информационные и телекоммуникационные технологии.

1 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. К вопросу о роли образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Междуна. журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2017. № 4. С. 7-9

2 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. Конституционно-правовое регулирование образовательного процесса и преподавательской деятельности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 75-78.

3 Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник ун-та академии образования. 2009. № 1. С. 32.

4 Законный брак. Государство намерено повысить качество юридического образования в стране // Рос. газ. 2009. № 68. 17 апр.

5 Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Осавелюк А.М., Казанцева Л.А., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Ласкин А.А., Осавелюк Е.А., Илиджев А.А., Евсеева И.Г. / Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 319.

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018

Современное юридическое образование зачастую подвергается критике.

Тем не менее, потребности российского общества в профессиональных юристах, да и просто в юридически грамотных лицах в ходе дальнейшего экономического развития с годами будут возрастать.

Важнейшим фактором подготовки юристов в рыночных условиях хозяйствования является качество юридического образования. Можно проследить зависимость образования и профессиональной компетентности будущего юриста.

Качество юридического образования опосредуется образовательными стандартами, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой ВУЗа.

В российской высшей школе сформировались традиционные представления о качестве образования.

Классическое юридическое образование в России исторически развивалось как фундаментальная отрасль теоретического университетского образования и науки .

Фундаментализация знаний стала отличительной чертой образования в советский период, которое считалось одним из лучших в мире.

Организация системы обучения юристов в СССР включала в себя широкий профиль подготовки специалистов. Особое внимание при этом уделялось основам экономики, науке управления, социологии .

Учебный процесс также предполагал специализации, главными из которых считались государственно-правовая, уголовно-правовая, а также специализация по хозяйственному законодательству, необходимая выпускнику для работы в народном хозяйстве .

В тоже время теоретическое образование специалиста определялось в качестве фундамента, позволяющего будущему юристу органически и безболезненно перейти к любому прикладному циклу. Фундаментализация знаний лежала в основе специальной подготовки юриста .

Одним из основных критериев оценки качества подготовки юристов было и остается умение самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике .

Интенсивное развитие общественных отношений и постоянные обновления рынка в современных условиях становятся намного богаче юридических схем, заложенных в нормативных актах. Влияние на практическую деятельность юристов оказывают экономические изменения, которые следует уметь соотносить с определенной правовой ситуацией. Возрастает значение комплексного подхода в решении поставленных задач.

Современный юрист - это деятельный, активный, владеющий навыками работы с информационными системами специалист с хорошей хозяйственно-правовой и экономико-управленческой подготовкой.

Господствующее в условиях Советского государства организующее воздействие государственного управления, влияющее на характеристики административно-правового регулирования во всех отраслях экономики в условиях рынка утрачивает свое значение. Юристы получающие образование административно-правовой или уголовно-правовой специализаций, не найдя себе работы по профилю, не выдерживают конкуренции с юристами, обладающими усиленной гражданско-правовой (хозяйственной) подготовкой.

Комплексный характер сферы применения навыков юристов в современной экономике определяет необходимость соотносить фундаментализацию специалистов широкого профиля со специальной подготовкой для практического приложения теоретических знаний.

Специальная подготовка в области хозяйственного законодательства должна включать в себя прикладные курсы. Так, в Омском экономическом институте для гражданско-правовой специализации организованы учебные курсы «Трудовые споры», «Банковское право», «Корпоративное право», «Ценные бумаги», «Страховое право». Большинство таких учебных курсов - это часть вариативного цикла профессиональных дисциплин. Они сочетают в себе междисциплинарный подход в изучении правовых и смежных наук (экономика отраслей, основы управления и т.п.). В действительности, требования к юридической работе сводятся к необходимости адаптироваться к особенностям каждого вида хозяйственной деятельности и конкретной организации.

Перед специалистом как бы сами собой встают не только правовые, но и экономические, управленческие проблемы; их тесная связь все отчетливее проявляется в практической деятельности юриста.

В немалой степени на содержание подготовки юристов влияет система правоприменительной практики, правильное представление о которой определяет качество понимания особенностей и свойств права.

В учебном процессе Омского экономического института большое значение придается изучению материалов судебной практики. Например, на кафедре гражданско-правовых дисциплин разработан специальный курс «Трудовые споры». Его актуальность обусловлена возрастающим значением в жизни общества и развитии экономики правового регулирования трудовых отношений. Изучение студентами учебной дисциплины «Трудовые споры» необходимо для успешной профессиональной деятельности, эффективной организации труда, обеспечения защиты прав и интересов участников трудовых отношений. Студент должен усвоить не только теоретические основы правового регулирования труда, но знать и уметь применять нормы трудового законодательства.

Традиционно считается, что гражданские дела, возникающие из трудовых правоотношений, относятся к делам повышенной сложности, в связи с учетом остроты трудового конфликта, со сложностью его фактического состава, противоречивостью доказательственной базы, порой неоднозначности применения норм права (поскольку трудовое законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, то правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне законов субъектов Федерации).

Основные направления изучения курса «Трудовые споры» носят прикладной характер и обусловлены современными тенденциями в сфере образования.

Целями данного учебного курса являются обучение студентов:

Пониманию основ правового регулирования отношений в сфере трудовых споров в Российской Федерации;

Умению выявлять тенденции развития законодательства и правоприменительной практики в этой сфере;

Формирование навыков юридических действий по защите трудовых прав;

Применению знаний, ранее полученных в процессе обучения;

Развить навык правильно применять нормы материального и процессуального права;

Развить навыки юридически грамотно формулировать и излагать обстоятельства дела, правильно употреблять специальную юридическую терминологию;

Сформировать навыки составления процессуальных документов;

Способствовать профессиональному становлению студента.

Задачами курса «Трудовые споры» являются: освоение студентами правил юридической техники при составлении гражданско-процессуальных документов; обучение правильному применению норм процессуального и материального права при их составлении.

Условием успешного освоения дисциплины «Трудовые споры» является следующий уровень подготовки студента:

В области знаний: основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного, гражданского, гражданского и арбитражного процесса, трудового права.

В области умения, навыка: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; правильно составлять и оформлять юридические документы; работа с правовыми актами.

Уяснение материалов курса «Трудовые споры» основывается на положениях и выводах дисциплин, входящих в гуманитарный, социальный, экономический, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика», «Информационные технологии в юридической деятельности». Важную роль в усвоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучение дисциплины «Трудовые споры»: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Трудовое право» и другие.

Требования к результатам освоения дисциплины «Трудовые споры» обусловлены современными тенденциями рынка труда. Так, в результате изучения данной дисциплины студенты должны

Основные понятия и правовые явления, изучаемые в данном курсе, научиться их анализировать с учетом решаемых задач;

Источники отраслевого правового регулирования, особенности их применения в ходе профессиональной деятельности;

Нормы Гражданского процессуального, Трудового кодексов РФ;

Специфику процессуальных документов, их виды и порядок составления независимо от того, в какой сфере юридической деятельности будут реализованы полученные знания;

Анализировать содержание конкретных трудовых правоотношений на основе применения нормативных актов,

Составлять процессуальные документы, связанные с разрешением трудовых споров (исковые заявления, отзывы, заявления об обжаловании предписаний Госинспекции труда) и др.,

Самостоятельно обновлять правовые знания в условиях экономической и политической жизни общества,

Находить, анализировать и применять соответствующие нормы;

Юридически грамотно формулировать свои мысли и правильно употреблять специальную юридическую терминологию;

Владеть навыком применения действующего трудового законодательства.

В результате изучения учебного курса «Трудовые споры» студенты постигают особенности формирования, функционирования и развития трудового права в современных условиях; получают знание основ теории и практики нормотворчества и реализации (применения) норм действующего трудового законодательства; усваивают современные подходы к правам работника и работодателя, роли государства в сфере труда.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций студентов, направления подготовки «Юриспруденция»:

общекультурных

Способен логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (ОК-4);

Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

профессиональных

в нормотворческой деятельности

Способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности

Способен обеспечить соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

Владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

Трудно усомниться в значении указанных компетенций для практической работы юриста.

Не секрет также, что традиционный широкий профиль подготовки юристов позволяет им на практике использовать элементы управленческой работы.

Сегодня в государственном и муниципальном управлении большую роль играют специалисты-управленцы, имеющие в большинстве своем юридическое образование. Прикладная деятельность в управлении требует эффективного сочетания правовых и экономических знаний, что, на наш взгляд, должно найти отражение в учебных планах по подготовке юристов. Принятие решений, оптимальных в экономическом отношении, требует обеспечения необходимых экономико-управленческих навыков, постоянно растущих в современных условиях правового регулирования хозяйственной деятельности.

Решение крупных проектов и их правового обеспечения уже немыслимо без общего представления о системе управления, структуре экономики, влиянии различных экономических факторов на процессы развития организации .

В рыночных условиях хозяйствования традиционные роли юридического лица в системе общественного управления модернизируются, все чаще привнося в него новые содержательные элементы.

Необходимо учитывать диверсификацию деятельности хозяйственный обществ, корпораций, которые могут функционировать в различных сферах предпринимательства (транспортно-экспедиционные услуги, перевозка грузов, лизинговая деятельность, банковский сектор и т.п.). Специфика деятельности корпорации требует учета особенностей ее правового обеспечения (налоги, работа с административными структурами, таможенными органами), необходима специализация юридических навыков и знаний, адаптация их под запросы конкретной организации.

Здесь важен учет специфики работы юриста, требующей от современного специалиста не только знаний гражданского права, права социального обеспечения и т.д., но и управленческой подготовки.

Поэтом целесообразным считаю внедрение в учебный процесс подготовки юриста дисциплины «Юридическая служба корпорации», включающей в себя основы организации работы юридического отдела, распределение полномочий юристов, взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации.

Направления деятельности хозяйственного юриста складываются из определенных видов правоотношений с участием современных организаций, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние отношения приобретают развитие путем воздействия на них норм гражданского, трудового права (заключение учредительного договора между учредителями, трудовых договоров с работниками, разработка и внедрение правил внутреннего трудового распорядка организации, правил корпоративной этики). Внешние отношения могут иметь как гражданско-правовую (заключение гражданско-правовых договоров), так и публично-правовую природу (бухгалтерская и налоговая отчетность, контроль и надзор государственных органов, судебная защита прав, таможенное регулирование) .

Учебный курс «Юридическая служба корпорации» позволит сочетать управленческую подготовку и межотраслевое правовое обучение в учебном процессе.

В заключении хотелось бы отметить, что структура учебного материала и его содержание должны нацеливать студента на то, каким путем и какую информацию следует получить для уяснения того или иного вопроса. Иначе говоря, он должен быть готов к самостоятельному освоению новых знаний, получению умений и навыков, что позволит ему адаптироваться к постоянно меняющимся запросам рынка труда.

Библиографический список

  1. Дагель П.С., Овчинников Н.И., Резниченко И.М. Модель юриста // Правоведение. - 1976. - № 4. - С. 82 - 89.
  2. Егоров Н.С. Советская конституция и юридическое образование // Вестник высшей школы. - 1978. - № 12. - С. 4-15.
  3. Кирилловых А.А. О подготовке юристов для современной экономики // Законодательство и экономика. - 2009. - № 6. - С. 17-23.
  4. Остапенко Д., Татарский А. Юристы для народного хозяйства // Хозяйство и право. - 1980. - № 7. - С. 36-38.
  5. Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР/ под. ред. В. М. Курицына, А. Ф. Шебанова. - М.: Наука, 1976. - 116 с.
  6. Якушев В.С. Хозяйственно-правовая специализация в юридических вузах (приложение к учебному плану) // Правоведение. - 1978. - № 2. - С. 86-93.