Основы налоговой политики на год. Основные направления налоговой политики рф. Изменения в налогообложении природных ресурсов

Министерство финансов России разработало проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2017 - 2019 годах. В документе содержатся планы чиновников по оптимизации налоговой нагрузки на бизнес и граждан, которые позволят увеличить доходы бюджета. В частности, Минфин предлагает повысить акцизы и пени по налоговым недоимкам, ввести НДС на иностранные покупки и ограничить льготы для малого бизнеса. Большинство из предложений Минфина уже поступило на рассмотрение Госдумы в виде правительственного законопроекта.

Минфин России разработал проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и направил этот документ в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Документ ставит цели на плановый трехлетний период по оптимизации сбора налогов и увеличения поступлений в бюджет. Такое увеличение должно происходить, несмотря на действующий мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес и курс Правительства на поддержку малого и среднего бизнеса. По мнению Минфина, в таких условиях повысить доходы можно за счет граждан, нефтедобывающих компаний и иностранного ритейла.

На уровне правительства многие идеи Минфина уже получили поддержку и были оформлены в виде законопроекта о поправках в Налоговый кодекс, который уже поступил на рассмотрение Госдумы.

Оптимальная налоговая нагрузка

Чиновники провели анализ уровня налоговой нагрузки на российских граждан, предпринимателей и юридических лиц и обнаужили, что за последние 4 года этот показатель практически не изменялся и находился на уровне 31% - 32% ВВП. В 2015 году налоговые доходы и платежи бюджета РФ составили всего 30,17% от ВВП.

По данным Минфина, основанным на информации Росстата, анализ нагрузки по отдельным видам налогов показал, что большую часть несут на себе нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины. Фискальная нагрузка на бизнес составила 26,2% ВВП. Самыми активными плательщиками налогов оказались:

  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение энергии, газа и воды;
  • строительные организации;
  • финансовые организации;
  • иранспортные организации;
  • торговые предприятия;
  • организации ЖКХ;
  • образовательные организации и учреждения;
  • туристический бизнес.

В целом, Минфин остался доволен результатами, но видит перспективы для развития и оптимизации налоговой системы, а значит и доходов бюджета. Чиновники раскрыли в документе свои планы в этом направлении.

Малый бизнес

Для реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию и комплекса антикризисных мер Правительства РФ Минфин предлагает провести ряд мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Среди них - освобождение от НДФЛ доходов от деятельности физических лиц, которые сейчас не являются индивидуальными предпринимателями, но захотят свою деятельность, на срок до 31 декабря 2018 года. В число услуг, оказываемых такими физическими лицами, чиновники предлагают включить уборку, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми, а также некторые другие виды деятельности.

ИП, которые применяют ЕНВД и вынуждены будут приобрести контрольно-кассовую технику нового образца, обеспечивающую передачу фискальных документов в налоговые органы должны на соответствующее уменьшение налога на сумму понесенных на это затрат.

Максимальный размер такого вычета чиновники определили в 18 тысяч рублей, указав, что создадут механизм для снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками ККТ путем предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета отечественным изготовителям данной техники.

Коэффициент-дефлятор, который используется в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, должен сразу на 3 года, для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу. В частности, будет предложено при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать значения указанного коэффициента на трехлетний период, указав значение на каждый год, исходя из уровня прогнозируемой инфляции.Однако на деле то будет означать рост ЕНВД, который был заморожен в 2015 году.

Налогообложение нефтедобычи

Минфин предлагает стимулировать разработки новых месторождений и рациональное недропользование путем новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Это значит, что произойдет снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), а вместо них будет введено налогообложение дополнительного дохода от добычи углеводородов. От этих мер чиновники ожидают повышение гибкости налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.
Налоговая ставка нового налога будет установлена в размере 50%, при этом уплаченный НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций. Налоговая база НДД будет определяться, как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений.

Кроме того, чиновники намерены освободить от налогообложения купонный доход по облигациям. По мнению чиновников, это должно нивелировать риски потери сбережений граждан в случае инвестирования в облигации, которые существенно выше, чем риски при размещении сбережений во вклады в банках, по которым на законодательном уровне предусмотрена система страхования вкладов. За счет этих мер должна вырасти популярность инвестиций физических лиц в нефтедобывающую отрасль экономики.

Налог на прибыль и консолидированные группы налогоплательщиков

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ Минфин предлагает существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ. Для федерального бюджета будет установлена ставка налога на прибыль в размере 3%, а для субъектов РФ - 17%. Дополнительные доходы федерального бюджета, полученные таким способом, будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов. Таким образом, чиновники хотят заставить богатые регионы обеспечивать бедные.

Кроме того, будет ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах. Его размер составит не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков, который сейчас составляет 10 лет, Минфин предлагает отменить.

Для повышения эффективности регулирования консолидированных групп налоголательщиков (КГН), Минфин предлагает продолжить в 2017 году проведение мониторинга результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов. Чиновники хотят изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН и ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками группы, на сумму убытка, полученного убыточными участниками, размером, не превышающим 30 % от прибыли прибыльных участников КГН.

Налогообложение доходов и имущества физических лиц

В качестве одной из мер социальной поддержки граждан Минфин предложил признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии. На этом добрая воля чиновников закончилась, и в качестве доолнительного источника бюджетных средств финансисты обозначили недостроенные объекты капитального строительства, принадлежащие гражданам. Минфин законопроект об обязанности платить налог на имущество физических лиц в отношении объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, но права на которые еще не зарегистрированы в установленном порядке. Уплачивать такой налог хотят обязать собственников земельных участков, на которых расположены недостроенные объекты.

НДС, акцизы и пени

Для усовершенствования порядка налогообложения НДС Минфин предлагает реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ. Хотя так называемый "tax free" сам по себе не принесет в бюджет дополнительных доходов, чиновники рассчитывают, что эта мера позволит увеличить объем продаж иностранным туристам, а значит и собираемость налогов с торгующих организаций.

Также чиновники рассчитывают внести в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание НДС в России с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками в сети интернет. Начиная с 2017 - 2019 годов, Минфин хочет обязать такие иностранные интернет-магазины, работающие с российскими покупателями, регистрировать в РФ юридические лица и оплачивать НДС. Покупателям тех магазинов, которые откажутся это сделать, придется оплачивать НДС самостоятельно, при получении посылок. Минфин пока еще не разработал механизм, как это будет выглядеть на практике, но работает над этим вопросом.

В период 2017 - 2019 годов чиновники намерены также значительно повысить ставки акцизов, включая увеличение в 2 раза ставок акциза в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин и пр.). В перечень подакцизных товаров должны быть включены "электронные сигареты" (системы доставки никотина одноразового использования), а ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, будут увеличены на 10%. При этом акцизные ставки на период 2018 и 2019 годов будут проиндексированы на 10% ежегодно по отношению к размеру акциза предыдущего года. Что касается акцизов на топливо, то ставки на автомобильный бензин класса 5 в 2017 году будут установлены в размере 10 130 рублей за 1 тонну, в 2018 году - 10 637 рублей за 1 тонну, и в 2019 году - 11 062 рубля за 1 тонну.

Еще один источник доходов бюджета в условиях моратория на повышение налогов чиновники увидели в за налоговую недоимку. Они отметили, что пеня по своей правовой природе носит компенсационный характер и подлежит уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, поэтому повышение ее размера не только позволит повысить уровень поступлений в бюджет, но и окажет значительное влияние на снижение задолженности по уплате указанных платежей. Минфин предложил увеличить размер пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме того, чиновники предложили оптимизировать действующие налоговые льготы и ввести ряд других поправок в налоговое законодательство. Некоторые свои инициативы Минфин уже оформил, а иные еще планирует облечь в рамки законопроектов и лоббировать их в кабмине и парламенте. Ожидается, что большинство из предложенных им мер будут рассмотрены Госдумой уже в ближайшее время. В частности, вопросы повышения акцизов на вино, бензин и табак, а также введения нового порядка налогообложения НДПИ, именно эти предложения вошли в законопроект Правительства.

Петербургский правовой портал обязательно расскажет обо всех принятых решениях в своих материалах.

Основные направления налоговой политики РФ на 2017 и 2018 года не считаются нормативно-правовым актом и подготавливаются для составления проекта федерального бюджета на следующие года. Благодаря им решаются задачи в сфере бюджетного планирования, определяются ориентиры деятельности хозяйствующих субъектов в связи учетом налоговых изменений.

Правительство РФ установило главный приоритет, а именно недопущение налоговой нагрузки на экономику. Кроме этого оно собирается использовать меры налогового стимулирования инвестиций, осуществление действий, чтобы усовершенствовать налоговое администрирование. Налоговая политика разработана с учетом низких цен на нефть, а также санкций, введенных против России.

Итак, согласно Посланию Президента РФ Федеральному собранию, связанное с реализацией мер, направленных на легализацию капиталов и проведением действий по возвращению активов на Родину, предлагается введение изменений в законодательство РФ. Осуществление добровольного декларирования физическими лицами имущества позволит не применять в отношении них уголовного, административного, налогового, валютного законодательства.

Кроме этого Правительством представляются антикризисные меры. Например, введение льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств. Предусматривается возможность использования субъектом РФ, в отношении организаций, которые были недавно созданы, снижение ставки до 10%. Также возможно снижение до 0%, если данные средства поступают в федеральный бюджет.

Осуществление снижения налоговой ставки будет реализовано в рамках отбора инвестиционных проектов, установленных в НК РФ в отношении региональных инвестиционных проектов.

Отличие от регионального будет заключаться в том, что льгота будет действовать для вновь создаваемых предприятий промышленности на всей территории РФ.

Следующее направление: увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения.

Предлагается увеличить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества до 80-100 тыс. рублей.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы:

Предлагается внести изменения в специальные налоговые режимы:

  • 1) увеличить количество видов деятельности, по которым может использоваться патентная система налогообложения;
  • 2) использовать право на применение 2-летних «налоговых каникул» в сфере бытовых услуг;
  • 3) предлагается дать право субъектам РФ уменьшать ставку налога для субъектов, которые используют упрощенную форму налогообложения, с 6 до 1%;
  • 4)дать право органам городов федерального значения уменьшать ставку единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%;

Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций:

Чтобы помочь организациям в части отвлечения оборотных средств для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организации, предлагается увеличить порог по выручке, которая позволит уплачивать платежи в конце квартала, в 1,2-1,5 раза.

Применение НДС к авансовым платежам: На данный момент в НК РФ предполагается, что покупатель имеет право на вычет НДС в результате уплаты авансового платежа. Чтобы улучшить положение как покупателя, так и продавца, предлагается упростить начисление и принятие к вычету данный налог.

Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров:

В случае экспортирования продукции, предлагается упростить процедуру подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза на экспорт и вести по аналогии с подтверждением обоснованности применения НДС со ставкой 0% при осуществлении экспорта.

Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам:

По причине того, что РФ имеет федеративный устрой, то налоговый контроль осуществляется не только за внешнеэкономическими сделками, но и за сделками между нашими резидентами. Этот контроль иногда не обязателен, но в тех случаях пока налог на прибыль организаций образует доходную базу бюджетов субъектов РФ, он нужен.

Вдобавок к этому контроль нужен за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам в случаях, если будет нанесен значительный ущерб бюджетной системе.

С учетом этих данных, предлагается внести следующие изменения:

Увеличить порог с 1млрд. руб. до 2-3 млрд.руб., что позволит контролировать внутрироссийские сделки, если будет превышен порог;

Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте:

Предполагается установить порядок вычета сумм НДС по товарам, услугам, работам, которые используются при реализации товаров, по ставке 0%, так же как применяется порядок при 10 и 18%.

Налогообложение доходов физических лиц: необходимо детализировать порядок освобождения отдельных видов доходов от уплаты НДФЛ, при увольнении служащих, военнослужащих, судей, уточнение положений по налогообложению при выигрыше в лотерее, при получении доходов в иностранной валюте.

Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость:

Чтобы сократить срок возмещения НДС и отвлечения оборотных средств, предлагается:

  • -при осуществлении операций, по которым используется ставка в 0%, необходимо применять общий порядок вычета;
  • -дать преимущество на использование заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, давшим поручительство материнской компании, у которой общий итог НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченный за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм 33 налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей;

В целях толкования статей НК РФ предлагается:

  • - необходимо установить порядок определения налоговой базы при исчислении НДС при использовании авансов в договорах, которые заключены в иностранной валюте, но оплата происходит в рублях;
  • - предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками;
  • - следует уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вычетов по имущественным правам.

Чтобы осуществлять противодействие незаконному возмещению НДС необходимо:

I. при продаже макулатуры не взимать налог;

II. при реорганизации юридического лица необходимо восстанавливать НДС по имуществу, которое передается правопреемником организации;

III. при перечислении авансовых платежей необходимо уточнять размер НДС, который будет восстанавливаться покупателем;

IV. в случаях, когда поставка не была осуществлена в определенное время, налогоплательщик должен восстановить НДС, признанный к вычету по авансовому платежу;

Налогообложение природных ресурсов:

Внесение предложений о согласовании главы 26 НК РФ с нормативно- правовой базой в области систематизации запасов углеводородного сырья;

Выработка предложений по определению объекта налогообложения НДПИ при добыче различного вида руд, которые содержат в себе химически чистый металл;

Улучшение налогового администрирования:

  • · Оптимизация списка информации, не имеющей отношение к налоговой тайне;
  • · Усовершенствование института консолидированной категории налогоплательщиков;
  • · Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с зарубежными юрисдикциями;
  • · Изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов);
  • · Совершенствование правил налогообложения доходов контролируемых зарубежных компаний;
  • · Улучшение правил налогообложения при трансфертном ценообразовании; ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ. - Режим доступа: Система Гарант

Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации:

В рамках рассмотрения распоряжения Правительства РФ от 10.02.2014 «Совершенствование налогового администрирования» были разработаны законопроекты, предусматривающие:

Расширение электронного документооборота, уменьшение затрат на подготовку и представление деклараций, улучшение налогового контроля, а также уменьшение порога со 100 до 50 человек для осуществления обязательного представления деклараций в электронном варианте;

Кроме этого будет введен механизм регулирования налогового консультирования, а также ответственность.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование:

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что направления развития налоговой политики позволят экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на будущий период, что предопределит стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Документ написан легко к прочтению, законом или подзаконным актом не является, его основная роль – служить отправным вектором изменений в области налогообложения. Основной вопрос, возникающий при прочтении: все ли написанное будет внедрено и станет новыми правилами нашей жизни. Когда и каких налоговых изменений следует ждать.

Первая часть- выводы о налоговой нагрузке и условиях ведения предпринимательской деятельности в РФ и зарубежных странах. По мнению Минфина, Россия не является лидером по налоговой нагрузке: у нас в стране она составляет 31,89% от ВВП, в то время, как средняя по ОЭСР – 34,44%, США – 26%, Германия – 36,13%.

Вторая часть – основные планы в области налоговой политики в 2017-2019 годах по налогоплательщикам, видам налогов и неналоговых платежей (стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, совершенствование системы налогообложения добычи нефти, налог на прибыль, акцизы, трансфертное ценообразование, государственная пошлина и др.).

В дальнейшем ждем, к примеру:

  • установления налогов по не введенным в эксплуатацию зданиям и сооружениям, поставленным на кадастровый учет,
  • увеличения налоговой ответственности для юридических лиц,
  • возможности 50% «скидки» на быструю уплату (как по штрафам ГИБДД) недоимки и пеней физических лиц.

Роль и значение документа

В идеале по направлениям налоговой политики должно двигаться государство: принимать соответствующие законы. К озвученным в документе изменениям должен быть готов бизнес и граждане при планировании своей работы и жизни.
Но идеальная модель и реальность могут существенно различаться. Особенно если смотреть не со стороны понимания бизнес-процессов принимающими решения лицами, а со стороны реальных предпринимателей и простых граждан.

Наглядно иллюстрирует разницу между тем, как видят мир через грань налогов чиновники и государственные деятели, видео полемики на гайдаровском форуме. Смотрите ниже.

Разнообразные мнения о роли и значимости опубликованных основных направлений налоговой политики, скептическое отношение к заявлениям Минфина обусловлены особенностями нашего государства.

Причины :

  • деятельность законодательных органов власти в режиме «бешенного принтера» (с такой скоростью, как в РФ, законы не принимаются и не изменяются в демократических странах);
  • моносостав партии власти в законодательных органах власти РФ, субъектов и органах местного самоуправления, естественное почти единогласное одобрение законопроектов правящего блока, президента и правительства;
  • традиционный процесс обхода процедуры оценки регулирующего воздействия создаваемого нормативного документа и его публичного обсуждения. Сокращается время принятия, общественность и бизнес не имеют возможности ознакомиться с документом, отразить свою точку зрения о нем и быть готовым к его работе;
  • малый и средний бизнес существует в режиме избирательно исполняемых законов, увеличения штрафов, новых составов ответственности за нарушения. Нет условий для соблюдения всех установленных обязанностей и возможности рентабельной работы;
  • невысокий уровень доверия официально публикуемой статистике: использованным в качестве обоснования выводов расчеты налоговой нагрузки, реальных доходов бизнеса и населения.

С учетом этого, основные направления налоговой политики не являются документом 100% достоверности будущего и улучшения налогового климата. Однако просмотреть и узнать, что планирует и как видит государство налоги в будущем, полезно.

В данный момент значимость позиции Минфина и реальность внедрения основных направлений налоговой политики 2017-2019 года подтверждается тем, что часть запланированных изменений налогообложения уже закреплена законодательно и действует на территории РФ.

Что касается мер, озвученных в основных направлениях налоговой политики под лозунгом стимулирования экономики, бизнеса – оценка возможна только в будущем, при применении норм. В отношении уже вступившей в действие в налоговом законодательстве теме вывода из тени новой налоговой категории самозанятых граждан на данный момент эти меры совсем не эффективны.

Видео

Заглянем в ближайшее налоговое будущее

Большинство поправок в налоговом законодательстве имеют свою предысторию – о том, что они готовятся, можно узнать задолго до разработки, утверждения и вступления в силу соответствующих нормативных актов. В первую очередь стоит обратить внимание на налоговую политику государства на ближайшую перспективу. Последний из этой серии документ – Основные направления налоговой политики РФ на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов. Предлагаем читателю вместе ознакомиться с проектом документа, размещенным на сайте финансового ведомства.

О налоговой нагрузке в Российской Федерации

Это один из важных макроэкономических показателей, характеризующий налоговую политику государства. Финансовое ведомство постоянно проводит мониторинг уровня налоговой нагрузки. Результаты его анализа показывают, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в доле ВВП на протяжении последних четыре лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31 – 32% ВВП).

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяются нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в России по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы от этих источников. Средний уровень прочих сборов, таких как государственные пошлины, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1% ВВП.

К сведению

В целях снижения административной нагрузки на бизнес будет проведен анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в НК РФ.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет, взносов во внебюджетные фонды РФ и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности. Особенностью данного подхода в том, что оценивается доля налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым выявляется, на какие отрасли больше и на какие меньше остальных приходится уплаченных в бюджетную систему РФ налогов.

Нетрудно догадаться, кто лидирует в пополнении бюджета: с большим отрывом добыча полезных ископаемых, далее идут обрабатывающие производства, поставка энергоресурсов (энергии, газа, воды). Также не последний вклад в бюджет делают транспорт и связь, финансовая деятельность, образование. Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008 – 2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.

У предложенной РСПП методики есть один недостаток. Полученные при ее применении результаты не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международных организаций, к примеру, со странами ОЭСР, ЕАЭС.

Фискальное стимулирование добычи нефти

Казалось бы, о каком стимулировании может идти речь в условиях низких цен на нефть и нефтепродукты? Превышение предложения над спросом тормозит развитие добычи углеводородов. Однако финансовое ведомство с оптимизмом смотрит в будущее. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования оно предлагает предусмотреть введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается бóльшая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов на разработку месторождений; налоговую ставку установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления этого налога. Не исключена и минимизация налогообложения в части завышения вычитаемых из налоговой базы затрат.

Чтобы не произошло минимизации налогообложения, вычитаемые расходы для зрелых месторождений будут ограничены определенной величиной (около 10 тыс. руб. на тонну добытого углеводородного сырья), индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке его применения.

Изменения в налогообложении природных ресурсов

Прежде всего, требуется уточнение понятийного аппарата Налогового кодекса в части определения термина «участок недр». Его следует определить как блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы. Напоминаем, объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые на участке недр. Поэтому уточнение данного понятия поможет налогоплательщику определиться с объектом налогообложения.

В целях сокращения дефицита бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 – 2019 годов посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти – дополнения формулы ее расчета новым слагаемым. Но такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе формирует вероятность резкого снижения темпов добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). Значительный объем запасов нефти в местах с развитой инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот.

В связи с этим разрабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на добычу нефти. В частности, речь идет о возможности изменения системы налогообложения добычи и переработки нефти, а также экспорта нефти и нефтепродуктов после завершения налогового маневра в 2017 году. Среди вариантов дальнейшей реформы рассматривается поэтапная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Цель – уход от использования таможенных пошлин для не свойственных им функций по изъятию нефтяной «ренты» и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместо таможенной субсидии в сфере нефтепереработки предполагается введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть, который должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличившиеся поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

Не забыты авторами налоговой политики монополисты. Для них предлагается внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки НДПИ при добыче горючего природного газа и газового конденсата. Изменения направлены на увеличение ставки НДПИ при добыче природного газа исключительно для компаний, являющихся собственниками объектов единой системы газоснабжения и аффилированными с ними организациями.

К сведению

Независимо от законодательных инициатив продолжится мониторинг применения действующего механизма налогообложения добычи нефти, газового конденсата и горючего природного газа, в том числе на новых морских месторождениях, и анализ целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых.

Тенденции в акцизном налогообложении

Акцизы, как и НДПИ, являются одним из основных источников наполнения бюджета. Причем речь идет не только о федеральном, но и о региональных бюджетах. В целях обеспечения их сбалансированности предусматривается увеличение в два раза ставок акциза: с 9 до 18 руб. в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков) и с 5 до 10 руб. в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских)).

В целях выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразового использования (со ставкой акциза 40 руб. за 1 шт.) и никотиносодержащую жидкость, используемую в многоразовых электронных системах доставки никотина (со ставкой акциза 10 руб. за 1 мл). Также будет признаваться подакцизным товаром табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, установив ставку акциза 4 800 руб. за 1 кг. Аналогичную ставку акциза установят на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный. Проще говоря, новые виды табачных изделий охватят акцизным обложением.

Обратите внимание

В целях сокращения дефицита бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 – 2019 годы проиндексировать на 10% к предыдущему году.

А еще авторы налоговой политики хотят «прикрыть» один из способов налоговой минимизации. Сложилась следующая многолетняя практика: налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы готовой подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года. Такое манипулирование запасами готовой продукции, которое в силу низкой стоимости хранения на единицу продукции возможно именно в табачной отрасли, приводит к снижению доходов бюджетной системы. Противодействием таким манипуляциям станет введение повышающего коэффициента при расчете акциза в отношении сигарет и папирос, объем реализации которых превышает их среднемесячный объем продаж.

Остается добавить, что в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры будут проиндексированы акцизы на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо). Причем рост ставок акцизов на моторное топливо в 2018 – 2019 годах не должен превысить прогнозируемые уровни инфляции в эти годы. Как будет на самом деле, покажет время.

Косвенное налогообложение не останется без внимания

Хотя объектом НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, авторы налоговой политики уделяют внимание косвенному налогообложению, выходящему за рамки национальной юрисдикции. Так с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

В целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, будет внедряться механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в России. Не обойтись в этом случае без эффективного механизма прослеживаемости соответствующих товаров, которым будут присваиваться уникальные классификационные признаки (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Не исключено, что придется дополнить соответствующими показателями состав показателей счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС.

Не менее важна проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Для сравнения: в отдельных зарубежным странах объектом косвенного налогообложения является исключительно реализация товаров (работ, услуг) и авансовые платежи партнеров на расчет налога не влияют. Будет ли когда-нибудь подобный порядок в России? В текущих условиях – вряд ли.

В прибыльном налогообложении тоже будут поправки

Авторы налоговой политики предлагают ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Ограничение срока переноса убытков десятью годами в таком случае будет отменено. Это приведет к тому, что организация будет копить убытки, не имея возможности полностью за счет них снизить налоговые обязательства.

К сведению

В целях повышения эффективности регулирования консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

Возможно, изменится существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, если законодатели установят для налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, ставку 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

Кроме этого, в целях развития экономического потенциала Дальневосточного региона, что согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 является важнейшим национальным приоритетом, предлагается предоставить налогоплательщикам, создающим в регионе объекты внешней инфраструктуры, льготы по налогу на прибыль. Льготы предлагается предоставить (на основании закона субъекта РФ) в виде налогового вычета (снижения налоговой ставки) из сумм исчисленных налогов в размере, не превышающем суммы инвестиций на создание этих объектов. Основные параметры налогового вычета (пониженной налоговой ставки) будут устанавливать региональные законодатели, вводящие на своей территории такую преференцию по «прибыльному» налогообложению.

Несколько слов и о местных бюджетах

В условиях непростой экономической ситуации чиновникам на местах становится сложнее исполнять свои обязательства перед гражданами. Поэтому их федеральные коллеги планируют поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.

Действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам будут распределены на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами РФ на своей территории: обязательные к предоставлению на всей территории РФ в течение пяти лет, трех лет и одного года. По истечении периода действия обязательного применения льготы региональные власти получат право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или об отказе от нее.

В частности, в отношении льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предлагается установить срок ее применения один год (2017) с последующей передачей полномочий по ее установлению на региональный уровень. Также с 2018 года предлагается отказаться от льготы по налогу на имущество в части движимого имущества, установленной на федеральном уровне.

На заметку

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых объекты расположены.

А еще авторы налоговой политики планируют использовать правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Предполагается применять эти льготы (по аналогии с пониженными ставками налога на прибыль организаций в связи с осуществлением инвестиционных проектов) лишь в случае принятия соответствующего решения региональными властями (второй «ключ»). Иначе предусмотренная федеральным законодателем преференция так и останется не более чем теорией.

Рассмотрены наиболее интересные для промышленных предприятий новеллы проекта налоговой политики государства на ближайшие три года. Нужно понимать, что основополагающие цели при разработке основных направлений налоговой политики – обеспечение стабильного развития российской экономики, предотвращение ухудшения финансового положения граждан России. Общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая взносы на обязательное государственное социальное страхование), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.

Не всем инициативам финансового ведомства суждено сбыться, но отдельные предложения рано или поздно будут претворены в жизнь, и читателям следует быть к этому готовыми. В свою очередь, редакция журнала постарается осветить грядущие перемены налогового законодательства, небезынтересные работникам промышленных предприятий.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.