Социальный конструктивизм. Конструктивизм в психологии познания. Социальный контекст обучения

Несколько дальше в этом направлении продвинулась другая концепция - "социального конструкционизма", развиваемая на протяжении последних 25 лет американским социальным психологом К. Гер-геном и его достаточно многочисленными последователями.

В своей книге "К преобразованию в социальном знании" (1982), обобщив дискуссии о кризисе господствующей позитивистской парадигмы в социальной психологии и предлагаемые альтернативы, он сформулировал следующие пять положений, которые на его взгляд, могли бы составить общую метатеоретическую основу для будущей парадигмы.

1. Знание о социальной жизни следует рассматривать не как "отражение" внешней реальности, а как "преобразование", трансформацию опыта в реальность языковую, "лингвистическую онтологию".

Социальный конструктивизм 361

2. Поведение человека следует рассматривать не как следствие неких неизменных законов, программ, а как результат ряда принимаемых им произвольных, свободных, автономных решений.

3. Знание о социальном поведении (нормах, правилах и т.п.) и знание об этом знании следует рассматривать не как процесс накопления, а как процесс бесконечного исторического пересмотра, реинтерпрета-ции в зависимости от меняющегося социокультурного контекста.

4. Теория, в том числе в социальной психологии, есть не просто систематизация знаний, а средство преобразования действительности.

5. Знание не может быть ценностно свободным. Проблемы этики (moral debate) должны играть все большую роль в исследовании человеческого поведения .

Опираясь на эти положения, Герген формулирует то, что он называет "социорационалистической метатеорией". В отличие от традиционной теории, она исходит из того, что не внутренние процессы, происходящие внутри индивидуального сознания производят то, что называется знанием, а социальный процесс коммуникации. "Рациональность порождается именно внутри процесса социального обмена" Герген в заключение призывает социальных психологов "отказаться от ошибочной практики исследования как проверки гипотез в эксперименте и задуматься о том как поставить методы на службу выражения мысли (intellectual expression), а выражение мысли - на службу своего видения добра . Все эти положения образуют вместе то, что Герген называет "социальной эпистемологией", претендующей уже на статус "второй революции в психологии" (первой была когнитивная).

Суть этой революции, по выражению Гергена заключается в преобразования знаменитого тезиса Р. Декарта: "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую") в "Communicamus ergo sum" ("Мы общаемся, следовательно, я существую"). Отсюда вытекают важнейшие следствия не только для социальной психологии, но и для других социальных наук. Во-первых, основным полем исследования становится язык, дискурс (способ изложения, доказательства и т.п.). Во-вторых, основным объектом исследования становятся "сообщества собеседников, участников разговора". В-третьих, отпадает потребность в поиске так называемых универсальных закономерностей, принципов и т.п. . Таким образом, происходит кардинальная переориентация социальной психологии с психологии и даже социологии на лингвистику и реализуется тезис, сформулированный в начале века швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром: "Наука, изучающая жизнь знаков в обществе возможна (conceivable); она могла бы быть частью

362 Quo vadis? Социальная психология на рубеже веков

социальной психологии и следовательно, общей психологии; я буду называть ее семиологией (от греческого "семейон" - знак). Семиология будет показывать, что составляет знаки, и каким законам они подчиняются . Семиотика, (наука о знаках) как известно, стала во второй половине XX века одной из наиболее значимых и бурно развивающихся наук, превратилась в сферу междисциплинарных исследований, в которой встречаются психология, языкознание, философия, культурология, история и т.п.

Экскурс в историю семиотики показывает, что де Соссюр опирался на идеи В. Гумбольдта, основоположника философии языка. У Гумбольдта язык - это не только продукт общения людей, но и деятельность, проявление энергии духа, не только средство общения, но также средство выражения и обретения истины. Известна классическая формула Гумбольдта о мышлении:" "Не я думаю, а во мне думает (es denkt)". Для Гумбольдта язык - проявление "духа народа", культуры как целостного органического единства, средоточием которого являются этические принципы. Эта позиция в целом была характерна для гуманистического мировоззрения того времени.

Как мы видим, один из постулатов "социального конструктивизма" призывает к сведению проблем этики в сферу социально-психологических исследований и Герген в работе 1994 г. посвящает им целую главу (!). Он стремится, с одной стороны, отмежеваться от "романтизма" XVIII-XIX веков с их усмотрением этических основ в религии, или их природной укорененности в человеческой природе (врожденности), с другой - предупредить упреки в излишнем "модернизме", моральном и историческом релятивизме. Какую же позицию по вопросу об этическом аспекте социального взаимодействия занимает социальный конструкционизм?

Он не ищет универсальных принципов, не признает морализаторства (т.е. осуждения поступков с моральной точки зрения), исходит из того, что принципы добра не могут диктовать конкретные действия безотносительно к месту и времени действия. Это, по мнению Гергена, не означает отказа от "морального дискурса". Но что же остается? Он отвечает: "Обращаясь к практическим сторонам моральности как социальному достижению, мы встаем перед новыми вопросами: например, какие лингвистические формы могут быть использованы для достижения удовлетворительных целей в условиях стресса или конфликта? Какими лингвистическими ресурсами обладают люди в подобных условиях? Можно ли увеличить эти ресурсы?" .

Социальный конструктивизм __________________363

Конструктивизм, по словам Гергена, "сам по себе не является попыткой установить или ввести этический кодекс будь то на психологическом или философском уровне. Скорее он "заключает в скобки проблему моральных принципов" поощряя вместо этого исследование практики в отношениях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают "моральной". Вопрос не в том "что есть благо?", а в том, если учесть разнородность жизни людей, "что в их отношениях может способствовать продвижению к взаимо-приемлемым условиям?" . Поэтому если как гражданин сторонник такой точки зрения и может испытывать отвращение к нацизму, то как конструкционист он должен исследовать тот исторический аспект нацизма, который обусловил убежденность одной социальной группы в своем превосходстве над другой [там же]. При этом предметом является дискурсивная практика: обмен мнениями, наличие разных точек зрения, способы доказательства и т.п. Исследуется, таким образом, лингвистическая форма, в которую облекаются социальные отношения.

Такой же подход характерен для конструкционистов и к исследованию самой, что ни на есть психологической реальности - эмоциям. Здесь также надо отдать должное конструкционизму: эмоции сами объявляются социальными отношениями . Однако и в этом случае исследуются не отношения через эмоции, как формы их выражения, а формы выражения эмоций в языке: способы определения "гнева", "радости" и т.п. Перефразируя знаменитую формулу Джемса "Я плачу не потому, что мне грустно, а мне грустно, потому, что я плачу", вслед за конструкционистом можно сказать: "Я злюсь не потому, что я обижен несправедливо, а потому, что этот поступок я определил на известном мне языке как несправедливый. "

Будущее покажет, насколько оправдаются прогнозы относительно того, что социальный кон-струкционизм сможет вырасти в полновесную парадигму. Пока можно ограничиться лишь констатацией его заслуги в том, что этический аспект социального взаимодействия начинает робко, с многочисленными оговорками, проникать в западную социальную психологию.

В западной социальной мысли концепция Гергена развивается в русле тех веяний, которые объединяются общей приставкой "пост": постмодернизм, посткоммунизм, посткапитализм и даже постисто-ризм. Попытки синтезировать эти веяния в новую альтернативу имеющимся парадигмам отражены еще в одном течении - критической социальной психологии.

Социальный конструктивизм

Социальный конструктивизм - социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского .

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности . Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы , значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии , но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные акторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения , сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования , педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом , социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже .

Конструктивизм и социальный конструктивизм

В современном конструктивизме социальные аспекты социального конструктивизма расматриваются в различных течениях конструктивизма - социальном конструкционизме (отождествляемом с социальным конструктивизмом) и других видах теорий конструктивизма. Чиари (Chiari) и Нуззо (Nuzzo) выделяют два типа конструктивистских теорий - эпистемологический и герменевтический конструктивизмы. Раскин (Jonathan D. Raskin) выделяет три теории конструктивизма - личностный конструктивизм (personal constructivism), называемый также теорией личностного конструкта , радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный конструктивизм" в других словарях:

    конструктивизм - КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Не следует путать с социальным конструктивизмом. Социальный конструкционизм социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality … Википедия

    - (от лат. constructivus связанный со построением, конструированием). Конструктивизм (искусство) направление в искусстве. Конструктивизм (математика) абстрактная наука, изучающая конструктивные построения[прояснить].… … Википедия

    Или социальный концепт это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным… … Википедия

    - (западный). Стилевые тенденции К., оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение… … Литературная энциклопедия

    Направление в изо искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910 е гг … Большой Энциклопедический словарь

    А; м. Направление в искусстве 20 в. (в архитектуре, живописи, театральном, прикладном искусстве, а также в литературе), утверждавшее принципы подчёркнутого утилитаризма и стремящегося к экономности форм и обнажению их технической основы. ◁… … Энциклопедический словарь

    Конструктивизм - направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму.… … Архитектурный словарь

    Творческое направление инженерно технических европейской архитектуре 20 х начала 30 х гг. XX в., представители которого считали конструкцию главным средством архитектурной выразительности, стремились выявить во внешнем облике здания его… … Строительный словарь

    Радикальный конструктивизм эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой… … Википедия

Книги

  • Онтологии артефактов. Взаимодействие естественных и искусственных компонентов жизненного мира , . Онтология отвечает на вопрос `что существует?`. Авторы сборника `Онтологии артефактов: взаимодействие `естественных` и `искусственных` компонентов жизненного мира`исследуют…
  • Онтологии артефактов. Взаимодействие "естественных" и" искусственных" компонентов жизненного мира , Столярова О.Е.. Онтология отвечает на вопрос "что существует?". Авторы сборника" Онтологии артефактов: взаимодействие" естественных" и"искусственных" компонентов жизненного мира" исследуют…

Социальный конструктивизм - это теория познания и обучения, в которой утверждается, что категории знаний и реальности активно создаются социальными отношениями и взаимодействиями. Основанный на работе таких теоретиков, как Л. С. Выготский, он сосредоточен на личностном построении знаний посредством социального взаимодействия.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

Конструктивизм - учебная или смысловая теория, которая объясняет характер знания и процесс обучения людей. Он утверждает, что люди создают свои собственные новые знания в процессе взаимодействия, с одной стороны, между тем, что они уже знают и во что верят, и идеями, событиями и действиями, с которыми они контактируют, с другой. Согласно теории социального конструктивизма, знание приобретается в ходе непосредственного участия в обучающем процессе, а не посредством подражания или повторения. Обучающая деятельность в конструктивистских условиях характеризуется активным взаимодействием, запросом, решением проблем и взаимодействием с другими. Учитель - это руководитель, фасилитатор и соискатель, который поощряет учеников задавать вопросы, оспаривать и формулировать свои собственные идеи, мнения и выводы.

Педагогические задачи социального конструктивизма базируются на социальной природе познания. В соответствии с этим предлагаются подходы, которые:

  • предоставляют учащимся возможность для приобретения конкретного, контекстуально значимого опыта, посредством которого они ищут шаблоны, поднимают свои собственные вопросы и строят свои собственные модели;
  • создают условия для учебной деятельности, анализа и размышлений;
  • поощряют обучающихся к большей ответственности за свои идеи, к обеспечению автономии, к развитию социальных отношений и расширению возможностей, направленных на достижение целей.

Предпосылки социального конструктивизма

Рассматриваемая образовательная теория подчеркивает важность культуры и контекста в процессе формирования знаний. Согласно принципам социального конструктивизма, выделяют несколько предпосылок, обуславливающих это явление:

  1. Реальность: социальные конструктивисты считают, что реальность строится посредством человеческой деятельности. Члены общества вместе изобретают свойства мира. Для социального конструктивиста реальность не может быть обнаружена: она не существует до ее социального проявления.
  2. Знание: для социальных конструктивистов знание также является человеческим продуктом и социально и культурно сконструировано. Люди создают смысл через свое взаимодействие друг с другом и с окружающей средой, в которой они живут.
  3. Обучение: социальные конструктивисты рассматривают обучение как социальный процесс. Он не только происходит внутри человека, но и не является пассивным развитием поведения, которое формируется внешними силами. Значимое обучение происходит, когда люди занимаются социальной деятельностью.

Социальный контекст обучения

Он представлен историческими событиями, унаследованными учащимся как членами определенной культуры. Системы символов, такие как язык, логика и математические системы изучаются на протяжении всей жизни учащегося. Эти системы символов диктуют, как и чему научиться. Большое значение имеет характер социального взаимодействия учащегося со знающими членами общества. Без социального взаимодействия с более знающими другими, невозможно получить социальный смысл важных систем символов и научиться их использовать. Так, маленькие дети развивают свои мыслительные способности, взаимодействуя со взрослыми.

Теория обучения

По мнению родоначальника социального конструктивизма Л. С. Выготского, знание формируется через социальное взаимодействие и является общим, а не индивидуальным опытом.

Теория обучения предполагает, что люди создают «смысл» из образовательного опыта, учась с другими. В этой теории говорится, что процесс обучения проходит лучше всего в том случае, когда обучающиеся функционируют как социальная группа, которая совместно создает общую культуру артефактов с общим значением.

В рамках этой теории ведущая роль присваивается активности людей в процессе обучения, что отличает ее от других образовательных теорий, в основном основанных на пассивной и восприимчивой роли ученика. В ней также признается большое значение систем символов, таких как язык, логика и математические системы, которые унаследованы учащимся как членами определенной культуры.

Социальный конструктивизм предполагает, что учащиеся изучают концепции или создают смысл идей через их взаимодействие с другими идеями, своим миром и посредством интерпретаций этого мира в процессе активного построения смысла. Учащиеся создают знания или понимание в результате активного обучения, мышления и работы в социальном контексте.

Согласно этой теории, способность учащегося к обучению в значительной степени зависит от того, что он уже знает и понимает, а приобретение знаний должно быть индивидуально подобранным процессом строительства. Теория трансформационного обучения фокусируется на часто необходимых изменениях, которые требуются в предвзятости и мировоззрении ученика.

Конструктивистская философия подчеркивает важность социальных взаимодействий в построении знаний.

Согласно конструктивизма, формирование каждого из нас происходит посредством собственного опыта и взаимодействий. Каждый новый опыт или взаимодействие учитываются в наших схемах и формируют наши перспективы и поведение.

КОНСТРУКТИВИЗМ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА

ACT-это история эксперимента, начатого столь небрежно, что потребовалось четверть века на то, чтобы довести его до необходимой чистоты и понять, в чем состояло его подлинное значение. Все началось очень плохо - с неудачного употребления выражения «социальное конструирование научных фактов». Теперь нам ясно, почему применение слова «социальный» могло повлечь за собой такое существенное непонимание; в нем переплелись два совершенно разных значения: вид материала И движение сборки не-социальных сущностей. Но почему введение слова «конструирование» вызвало даже еще большую путаницу? Объясняя это затруднение, я сначала надеюсь внести ясность в то, почему придаю такое значение этому маленькому разделу исследований науки. В нем произошло обновление значения всех слов, составляющих это короткое невинное выражение: что такое факт, что такое наука, что такое конструирование и что такое социальное. Не так уж плохо для эксперимента, проводившегося столь бездумно!

Когда на простом английском языке о чем-то говорится, что оно сконструировано, имеется в виду, что это «нечто» - не тайна, появившаяся из ниоткуда, а имеет более скромный, но зато более зримый и интересный источник. Обычно огромное преимущество посещения стройплощадок в том, что это идеальный пункт наблюдения связей между человеческими и не-человеческими акторами. Глубоко увязших ногами в грязи посетителей легко поразить видом всех участников строительства, тяжело работающих во время своей самой радикальной метаморфозы. Это верно в отношении не только науки, но и всех других стройплощадок. Наиболее это очевидно для тех из них, которые стоят у истока самой метафоры, то есть мест строительства домов и зданий, создаваемых архитекторами, каменщиками, градостроителями, агентами по недвижимости и домовладельцами. То же самое верно и применительно к деятельности в сфере искусства. «Создание» чего угодно - фильмов, высотных зданий, фактов, политических митингов, ритуалов инициации, высокой моды, рецептов приготовления пищи - представляет точку зрения, существенно отличающуюся от официальной. Благодаря ей вы не только заходите с черного хода и знакомитесь с навыками и умениями людей практического действия, но еще и получаете редкий шанс увидеть, каково вещи возникать из небытия путем дополнения любой существующей сущности ее временным измерением. И, что даже еще важнее,- когда вас приводят на какую-нибудь стройплощадку, вы испытываете волнующее и бодрящее ощущение, что вещи могли бы быть другими или могли не получиться, - ощущение, которое никогда не бывает столь глубоким при встрече с готовым результатом, каким бы прекрасным или впечатляющим он ни был.

Итак, употребление слова «конструирование» на первый взгляд идеально подходит для описания более реалистической версии того, что значит для любой вещи быть устойчивой. И действительно, в любой области утверждение, что нечто сконструировано, всегда было связано с оценкой его прочности, качества, стиля, долговечности, ценности и т.д, связано настолько, что никто не стал бы утруждать себя сообщением, что небоскреб, ядерный реактор, скульптура или автомобиль «сконструированы». Это слишком очевидно, чтобы специально указывать. Главные вопросы в другом: удачный ли дизайн? прочна ли конструкция? насколько она долговечна или надежна? дорогостоящ ли материал? Повсюду - в технологии, инженерии, архитектуре, искусстве, конструирование до такой степени является синонимом реального, что вопрос тут же переходит в следующий и действительно интересный: хорошо это сконструировано или плохо?

Сначала нам - в прошлом исследователям науки - казалось очевидным, что если и существуют такие стройплощадки, к которым было бы легко приложимо обычное понимание конструктивизма, то это должны быть лаборатории, научно-исследовательские институты с их огромным арсеналом дорогостоящих научных инструментов. Наука даже в большей степени, чем искусство, архитектура и инженерия, демонстрирует самые крайние случаи идущих рука об руку абсолютной искусственности и совершенной объективности. Нет никакого вопроса в том, что лаборатории, ускорители частиц, телескопы, национальная статистика, масса спутников, гигантские компьютеры и коллекции образцов,-все это искусственные места, историю которых можно было бы задокументировать таким же образом, как и историю зданий, компьютерных чипов, локомотивов. И все же не было ни малейшего сомнения в том, что продукты этих искусственных и дорогостоящих мест представляет собой самые проверенные, объективные и сертифицированные результаты, когда-либо достигавшиеся коллективной человеческой изобретательностью. Вот почему мы с огромным энтузиазмом стали пользоваться выражением «конструирование фактов» для описания потрясающего феномена искусственности и реальности, идущих нога в ногу. Более того, высказывание, что наука тоже сконструирована, вызывает такой же трепет, как и все другие «изготовления из»: мы прошли черным ходом; мы узнали о навыках людей практического действия; мы видели, как рождались инновации; мы ощутили, как рискованно это было; и мы стали свидетелями таинственного слияния человеческой деятельности и не-человеческих сущностей. Во время просмотра похожего на сказку фильма, снятого для нас нашими коллегами - историками науки, мы можем кадр за кадром наблюдать самое невероятное зрелище: истина постепенно достигается в захватывающих эпизодах без всякой уверенности в результате. По масштабам неизвестности история науки превосходила любой сюжет, какой только мог измыслить Голливуд. Наука для нас стала еще лучше чем просто объективной,- она стала интересной, такой же интересной, какой она была для своих деятелей, вовлеченных в ее рискованное производство. К сожалению, возбуждение стало быстро спадать, когда мы поняли, что для других коллег как в социальных, так и в естественных науках, слово «конструирование» обозначает совсем не то, что до сих пор связывал с ним здравый смысл. Слова «нечто сконструировано» в их понимании означали, что это «нечто» неистинно. Казалось, у них было странное представление, что их поставили перед неприятным выбором: либо нечто является реальным и несконструированным, либо оно является сконструированным и тогда искусственным, неестественным, изобретенным, сделанным и ложным. Такое представление не только невозможно было примирить с тем прочным значением, которое имеют в виду, говоря о «хорошо сконструированном доме», «хорошем дизайне» компьютерной программы или «хорошо вылепленной» статуе,- оно улетучивалось при виде всего, чему мы были свидетелями в лабораториях: там «быть изобретенным» и «быть объективным» шли рука об руку. Если бы вы начали разламывать бесшовные нарративы «делания фактов» на две ветви, это сделало бы возникновение какой бы то ни было науки просто непостижимым. Факты есть факты в прямом смысле: потому что они сделаны, то есть возникли в искусственных ситуациях. Каждый ученый, которого мы изучали, гордился этой связью между качеством конструкции и качеством данных. Эта прочная связь действительно была главным подтверждением репутации. И если эпистемологи могли забыть об этом, существует этимология, чтобы напомнить это каждому. Мы были готовы ответить на более интересный вопрос: хорошо или плохо сконструирован данный научный факт? И уж конечно, не к тому, чтобы оказаться под властью этой абсурднейшей альтернативы: «Выбирай! Либо факт реален, либо он сфабрикован!».

И все-таки стало мучительно ясно, что если мы хотим и дальше пользоваться словом «конструирование», нам придется сражаться на два фронта: с эпистемологами, по-прежнему заявляющими, что факты, «конечно же», не конструируются,- в чем столько же смысла, сколько в заявлении, что дети не рождаются из утробы своих матерей,- и с нашими «дорогими коллегами», которые, видимо, думают, что если факты сконструированы, то они так же слабы, как фетиши, или, по крайней мере, как то, во что, как они уверены, «верят» фетишисты. Тогда уж было бы безопаснее совсем отказаться от слова «конструирование»,- особенно потому, что и слово «социальный» имеет тот же внутренний дефект: оно повергает читателей в ярость так же неуклонно, как плащ тореро - быка. С другой стороны, в силу всех только что приведенных причин «конструирование» остается отличным термином. Особенно полезна в нем та четкость, с которой это понятие фокусирует наше внимание на сцене соединения человеческих и не-человеческих акторов. Поскольку вся идея изобретаемой нами новой социальной теории и заключалась в обновлении понимания того и другого - того, что такое социальный актор, и того, что такое факт,- главное по-прежнему - не терять из виду самых важных стройплощадок, где происходит эта двойная метаморфоза. Вот почему я предпочел сделать с конструктивизмом то, что мы проделали с релятивизмом: оба термина, хлесткие как оскорбления, имеют слишком почтенную традицию, чтобы не поднимать их как покрытое славой знамя. В конце концов, критикующие нас за релятивизм никогда не замечали, что противоположностью ему был бы абсолютизм . А критикующие нас за конструктивизм, вероятно, не хотели видеть, что противоположная позиция, если слова вообще имеют смысл,-это фундаментализм .

С одной стороны, вроде бы достаточно легко восстановить четкое значение сильно опороченного термина «конструирование»: нам просто следует пользоваться новым пониманием социального, изложенным в предыдущих главах этой книги. Подобно тому как «социалистическая» или «исламская» республика превращается в противоположность республике как таковой, прибавление прилагательного «социальный» к слову «конструктивизм» полностью переворачивает его значение. Иначе говоря, «конструктивизм» нельзя смешивать с «социальным конструктивизмом». Когда мы говорим, что факт конструируется, мы просто имеем в виду, что объясняем прочную объективную реальность, привлекая разные сущности, чья сборка, возможно, и не удастся; с другой стороны, выражение «социальный конструктивизм» означает, что мы подменяем то, из чего сделана эта реальность, какой-то другой субстанцией, «социальным», из которого она «в действительности» построена. Объяснение гетерогенного происхождения строений подменяется другим, в котором все строится из гомогенной социальной материи. Чтобы поставить конструктивизм обратно на ноги, достаточно заметить, что как только «социальное» снова обозначает ассоциацию, исчезает само представление о здании, построенном из социальной субстанции. Чтобы вообще имело место какоелибо конструирование, не-человеческие сущности должны играть главную роль,-это мы и хотели сказать с самого начала, пользуясь этим довольно безобидным словом.

Но, очевидно, этой спасательной операции оказалось недостаточно, поскольку остальные социальные науки, похоже, разделяют совершенно иное понимание этого термина. Как такое могло произойти? Наша ошибка заключалась в следующем: поскольку мы никогда не разделяли идеи, что слово «конструирование» может означать сведение к только одному типу материала, мы слишком медленно вырабатывали антитела против обвинения в том, что мы сводим факты к «просто конструкции». Так как для нас было очевидно, что социальное «конструирование» означает возобновленное внимание ко множеству гетерогенных реальностей, вовлекаемых в конструирование того или иного положения дел, у нас ушли годы, чтобы адекватно отреагировать на абсурдные теории, с которыми нас поверхностно ассоциировали. Несмотря на то, что конструктивизм был для нас синонимом нарастания реализма, наши коллеги по социальной критике приветствовали нас как показавших, наконец, что «даже наука исчезла»! У меня ушло много времени на то, чтобы понять опасность термина, который в руках наших «лучших друзей» явно означал своего рода месть научным фактам за их прочность и отражал их притязания на истину. Похоже, они имели в виду, что мы делаем с наукой то же самое, что они - к своей великой гордости - сделали с религией, искусством, правом, культурой и всем, во что верят все остальные, то есть обратили все это в прах, показав его «сделанность». Тому, кто никогда не был натаскан в критической социологии, трудно представить, что люди могут использовать в своей же дисциплине каузальное объяснение в качестве доказательства того, что объясняемого ими феномена на самом деле не существует, не говоря уже о связывании искусственности конструкции с дефицитом. реальности. Конструктивизм поневоле превратился в синоним своей противоположности - деконструктивизма.

Немудрено, что наш энтузиазм, когда мы показали «социальную сконструированность научного факта», был с такой яростью встречен самими акторами! Для физиков далеко не одно и то же - вести ли сложные дискуссии о «черных дырах» - или, как это изображается, «борьбу за влияние среди физиков». Религиозной душе далеко не все равно, обращаться ли в молитве к Богу или молиться, как говорят, просто «персонализации Общества». Для юриста не одно и то же - следовать Конституции и уступать давлению мощных лобби, таящихся в тени закона. Кутюрье не все равно, кроить плотный и блестящий вельвет или - как говорят - делать зримыми «социальные различия». Для последователя культа не одно и то же быть связанным с существованием божества - и слышать о себе, что ты поклоняешься деревянному фетишу. Подстановка социального вместо другой субстанции каждым актором воспринимается как катастрофическая потеря, которой необходимо решительно сопротивляться,- и это правильно! Однако если слово «социальный» используется не для подмены одного вида субстанции другим, а, напротив, для развертывания связей, делающих положение дел прочным и продолжительным, то в конце концов к такой, другой, социальной теории можно и прислушаться.

Как возможно, удивлялись мы, такое расхождение в трактовке основных задач социальной науки? Вот почему нам постепенно стало ясно, что есть что-то глубоко порочное не только в стандартной философии науки, но и в стандартных социальных теориях, используемых для объяснения происходящего в других, чем наука, сферах. Вот что сделало исследователей, работающих в ACT, на первый взгляд либо слишком критичными - их обвиняют в том, что они нападают «даже» на факты и не «верят» в «Природу» или во «внешнюю реальность»,-либо чересчур наивными: они верят в активность «реальных вещей» «вне нас». В действительности ACT пыталась внести изменения только в использование критического репертуара в целом, одновременно отказавшись и от слова «природа», и от слова «общество», изобретенного для раскрытия «за» социальным феноменом того, что «происходит на самом деле». Тем не менее это означало полную переинтерпретацию того эксперимента, который мы проводили вначале ненамеренно, когда пытались социологически объяснить научное производство. В конце концов, много чего можно сказать в защиту красных тряпок в руках ловких тореро, если в итоге благодаря им удалось укротить дикого зверя.

Из книги В тени молчаливого большинства [Конец социального] автора Бодрийар Жан

…или конец социального Динамика социального не является ясной и определённой. Чем характеризуются современные общества – его нарастанием или распадом? Иначе говоря, им свойственны социализация или последовательная десоциализация? Ответ зависит от того, как

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Ступени социального процесса Разумеется, выделение таких крупных форм делалось историками и философами с опорой на некие объективные основания, поэтому «крупноформатное» изображение истории общества содержало в себе довольно точные характеристики

Из книги Вебер за 90 минут (просто о сложном) автора Митюрин Д

§ 1. Грани социального процесса Привычный способ представлять, описывать, мыслить и объяснять бытие – человеческое или природное – может быть примерно таким. Есть люди или вещи (люди и вещи). Между ними возникают, существуют, изменяются какие-то связи. Между ними

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Теория социального действия Однако поведение индивида изучает и психология, и в этой связи возникает вопрос: в чем же отличие психологи ческого и социологического подходов к изучению индиви дуального поведения?На этот вопрос Вебер ответил в самом начале своего ито

Из книги Утро магов автора Бержье Жак

2. Соотношение биологического и социального Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими

Из книги Философия истории автора Панарин Александр Сергеевич

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта Декарт, основатель современной философии, не только провозгласил тезис «Cogito ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, существую», но и абсолютизировал его. Человек остается человеком до тех пор, пока он мыслит, в противном случае

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

5.1. Сущность социального отклонения Термин «девиация» (лат. deviacia - отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.Социологи по-разному объясняют сущность девиантного

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

2. Единство биологического и социального Природное и общественное в человекеПредставляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно,

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем

Из книги Адепт Бурдье на Кавказе: Эскизы к биографии в миросистемной перспективе автора Дерлугьян Георгий

II. Мотивы социального действия Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

79. ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ Мы уже видели, что несмотря на индивидуалистические черты справедливости как честности, два принципа справедливости обеспечивают архимедову точку для оценки существующих институтов, а также желаний и надежд, которые они порождают. Эти

Из книги Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы автора Бодрийар Жан

Превращения социального капитала По здравому рассуждению, не было ничего удивительного в этом случайном открытии научных и интеллигентских ипостасей перестроечного политика и известного националиста Юрия (он же Муса) Мухамедовича Шаннбова. Как и повсюду в период

Из книги автора

3. Экзистенция в борьбе против целостности истории и против воли к неисторичности. - Мышление истории как некоторого целого, будь то как шифрописи, или же в имманентных картинах ее единства, приводит ее в форме некоторой замкнутой объективности: единого огромного

Из книги автора

Конец социального Динамика социального не является ясной и определенной. Чем характеризуются современные общества – его нарастанием или распадом? Иначе говоря, им свойственны социализация или последовательная десоциализация? Ответ зависит от того, как понимается

Из книги автора

Конец социального (продолжение) 3. Социальное, безусловно, существовало, но сейчас его больше нет. Оно существовало как связное пространство, как основание реальности. Социальное отношение, производство социальных отношений, социальное как динамическая абстракция,

В философии науки и эпистемологии конструктивизм ― направление, основанное на идее активности познающего субъекта в построении представления об окружающем мире , или «подход, согласно которому всякая познавательная деятельность является конструированием» , вне зависимости от того, идет ли речь о построении образа восприятия или выстраивании рассуждения.


Одним из основоположников конструктивизма как в эпистемологии, так и в психологии считается Жан Пиаже.
Рассматривая развитие интеллекта ребенка, он постулировал, что когнитивное развитие представляет собой постоянную реорганизацию, перестройку психических процессов, которая обусловлена как биологическим созреванием, так и опытом, который ребенок получает при взаимодействии со средой.

По сути, на каждом этапе развития ребенок конструирует определенное понимание окружающего мира и в результате может столкнуться с рассогласованием между тем опытом, который у него есть, и тем, что обнаруживается в среде при активном взаимодействии с ней.
Это рассогласование становится двигателем дальнейшего развития, представляющего собой нахождение равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации.

Как емко резюмировал эту позицию Дж. Брунер, «знание мира создается, а не открывается» .

По мнению американских методологов, теории, условно относимые к конструктивистским, могут быть сгруппированы по меньшей мере в три подхода:
- радикальный конструктивизм,
- социальный конструктивизм
- теория личных конструктов, или «конструктивный альтернативизм».

Радикальный конструктивизм.

Утверждает, что абсолютно любое знание не просто приобретается или усваивается, но активно конструируется познающим субъектом, причем конечная цель конструирования, как подчеркивал еще Ж. Пиаже, ― адаптация к среде в ходе взаимодействия с ней.
Знание при этом не может и не должно полностью соответствовать реальности, оно должно быть сообразно задаче адаптации. И хотя нет смысла говорить о соответствии воспринимаемого мира реальному, те «операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, … их знание... может помочь в более эффективном осуществлении конструирования».

Познавательные процессы укоренены в организме, который, в свою очередь, является продуктом биологической эволюции. Именно в силу этой укорененности, можно сформулировать позицию - «всякое действие есть познание, всякое познание есть действие» .

Социальный конструктивизм.

Предполагается, что сама личность, конструирующая свое понимание мира, в свою очередь конструируется обществом, в котором она развивается, языком и культурным контекстом развития.
«Построение образа внешней реальности есть прежде всего и главным образом актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуализированной части картины мира или образа мира в целом».

Конструктивный альтернативизм.

Дж. Келли постулирует, что личность организует и упорядочивает свой субъективный опыт с опорой на индивидуальную систему биполярных шкал ― «конструктов», которые складываются и уточняются на протяжении всей жизни и выполняют функцию предвосхищения. Чем больше таких шкал, тем «когнитивно сложнее» личность и тем больше вариантов осмысления реальности она может предложить.

Термин «конструктивный альтернативизм» подчеркивает, что возможно бесконечно много альтернативных вариантов трактовки событий в окружающем мире как разными людьми, так и одним и тем же человеком. Каждый человек, согласно метафоре Келли, по сути выступает как ученый, выстраивающий (конструирующий) свое собственное понимание этих событий.

«Задача ― Инструмент».

Современная когнитивная психология внимания все чаще обращается к понятию задачи как к объяснительному. Необходимость опоры на это понятие обосновывается описанием феноменов, ― например, задержек и ошибок внимания в условиях быстрого и краткого предъявления стимулов, при попытках объяснения которых в строго контролируемых экспериментах были последовательно исключены все возможные объяснения помимо «реконфигурации системы» или «переключения задачи».

Именно анализ задач, решаемых зрительной системой - основа механизмов восприятия, которые выступают в качестве инструментов психики, эволюционировавших для решения этих задач.

«Чтобы понять, как работает мысль, ученый-когнитивист должен знать, для решения каких задач предназначены наши познавательные и нейронные механизмы».
Познавательные «инструменты» складываются в эволюции для решения определенных задач адаптации, а следовательно, для объяснения строения некоторого «инструмента» необходимо установить,
- во-первых, для решения какой задачи он предназначен,
- во-вторых, почему он предназначен для решения именно этой, а не какой-нибудь другой задачи.

Вместе с тем, несмотря на идеи задачной детерминации и эволюционной обусловленности закономерностей когнитивной системы, модульный подход к познанию как таковой не во всем сходится с фундаментальными положениями конструктивизма: становление индивидуального познания рассматривается как последовательное разворачивание генетически детерминированной системы модулей, не предполагающее ни взаимодействия между ними, ни перестроек в системе под влиянием полученного опыта.
Само понятие задачи в данном подходе ограничивается задачами приспособления субъекта как представителя биологического вида.

Конструктивистский подход к познанию предполагает, что субъект не просто использует продукты сложившихся в его мозгу или в когнитивной системе механизмов, а выстраивает представление о среде, в которой ему предстоит действовать, прямо в ходе решения встающих перед ним задач.