Дмитрий кантемир описание молдавии. Малоизвестные факты о кантемирах. Антиох избегал дам

История жизни
Дмитрий Кантемир родился 26 октября (6 ноября) 1673 г. в местечке Фэлчиу, что недалеко от Ясс. Он был младшим сыном господаря Молдавии Константина Кантемира Старого (1684–1693) и его жены Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода.
В ноябре 1688 г. Дмитрий в качестве заложника был отправлен в Стамбул, где он встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии. Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.
По воле умиравшего князя Константина в 1693 г. Дмитрий был избран молдавскими боярами господарем. Он княжил всего три недели, так как султан его не утвердил из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну. Во время правления своего старшего брата Антиоха (1695–1700, 1705–1707) князь Дмитрий снова находится в Стамбуле, но уже в качестве представителя молдавского господаря при султане.
Несмотря на обстоятельства, при которых Кантемир находился в Стамбуле (в общей сложности он провел там более 20 лет), князь Дмитрий умело и целенаправленно использовал свое пребывание в столице крупнейшего мусульманского государства того времени для расширения своих знаний. Он старательно постигал всеобщую историю, особенно историю Турции, собирал рукописи, редкие книги и другие материалы по истории Османской империи, неизвестные до этого европейским ученым, изучал нравы и обычаи турок вообще и султанского двора в частности.
Кантемир непрестанно расширял и укреплял свои связи с учеными Стамбула и дипломатами, аккредитованными здесь. Так, его близким знакомым был видный турецкий ученый Саади-эфенди, а в 1700 г. Кантемир установил тесные контакты с российским посланником Петром Андреевичем Толстым.
В 1710 г. султан Ахмед III сменил гнев на милость и посадил Дмитрия на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров князя Брынковяну. Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710–1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат, хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела. Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета и крымского хана Девлет-Гирея II. Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но как только он прибыл на место, потребовала от него значительных сумм денег и постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии. Князь Дмитрий на это не согласился и 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I трактат, и, таким образом, de jure принял сторону России.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь». Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче, «тогда все христиане радовались москалям…».
29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России.
Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный». Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.
Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем».
В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, несколькими тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию. 16 (27) июля князь Дмитрий навсегда покинул Яссы. Царь Петр вознаградил его за утрату княжества и всего состояния, выделив поместье под Харьковом и денежные средства.
В марте 1712 г. Кантемир с семьей переезжает из Харькова в свое московское имение Черная Грязь, также пожалованное ему Петром I. Как ученый князь Кантемир сформировался в Стамбуле, но именно с Москвой связан самый плодотворный период его научной деятельности.
11 (22) мая 1713 г. умерла жена князя Дмитрия Кассандра. Княгиню похоронили в московском греческом монастыре св. Николая. В память о своей супруге князь Дмитрий возвел над ее могилой двухъярусный каменный собор во имя покровителей и защитников Молдовы свв. Константина и Елены, ставшей родовой усыпальницей князей Кантемиров.
На Кантемира легла вся ответственность по воспитанию шестерых детей (по старшинству: Мария, Смарагда, Матвей, Константин, Сербан (Сергей), Антиох). Несмотря на тяжелую утрату, Кантемир все же нашел в себе силы продолжать активную общественную жизнь.
Благодаря установлению Кантемиром связей с приглашенными в Россию немецкими учеными его имя становится известным в Западной Европе. 11 (22) июля 1714 г. Кантемир был избран членом Прусской АН. Некоторые историки полагают, что он стал академиком по рекомендации Лейбница. Эта версия тем более вероятна, если принять во внимание, что Лейбниц по просьбе Петра I разрабатывал проекты российских систем образования, в которых не было забыто и востоковедение. Кантемир был первым ученым России и Молдавии, ставшим членом академии наук другого государства. Вместе с тем он содействовал образованию Петербургской АН.
В России Кантемир написал свои наиболее значительные труды. Этому способствовали российские условия, поскольку общая культура, политическая атмосфера, общественная и научная мысль в России были много выше, чем в Молдавии и Стамбуле, где он вырос и сформировался. Пребывание в России имело огромное значение для духовной эволюции выдающегося мыслителя.
Академик И.Ю. Крачковский так оценивает уровень Кантемира как востоковеда: «Свои знания ислама и восточных языков Кантемир вынес из Молдавии и Турции. Они были несравненно выше тех, что обнаруживали в хронографах и полемических трактатах византийцы».
К 1714 г. относятся две работы Кантемира: «Панегирик» и «Рассуждение о природе монархий».
В Москве в 1714–1716 гг. Кантемир написал на латыни выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Собирать материал для этого сочинения Кантемир начал еще в бытность свою в Стамбуле. Целое столетие, вплоть до выхода в свет в 1835 г. 10-томной «Истории Османской империи» Йозефа Гаммер-Пургшталя, «История» Кантемира была наиболее глубоким трудом по истории Турции.
В 1716 г. из-под пера Кантемира на латыни появляется «Описание Молдавии», составленное по предложению Прусской АН. На русском языке это сочинение было издано в переводе с немецкого Василия Левшина в 1789 г. в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя».
В 1716 г. Кантемир так же на латыни написал о своем отце исторический очерк «Жизнь Константина Кантемира».
В 1717 г. князь Дмитрий закончил большую часть фундаментального труда «Хроника стародавности романо-молдо-влахов». В 1721 г. он перевел «Хронику» на молдавский язык, поскольку, как он пишет в предисловии, «будучи нами по-латински написано и составлено, сочли мы неправильным и грехом, чтобы о наших делах раньше узнали иноземцы, нежели наши. Пусть нашими трудами пользуется молдавский народ». Однако первое издание этого сочинения было осуществлено только в 1835–1836 г. в Яссах.
Работа охватывает исторические события страны до XIII в., хотя Кантемир, как следует из того же предисловия, предполагал исследовать гораздо более длительный период. Преждевременная смерть помешала ему осуществить свой замысел.
В 1718 г. Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и в том же году переехал в столицу. Переселившись с семьей в Петербург, он официально становится советником государя по делам Востока, войдя в число ближайших сподвижников царя. 20 февраля (3 марта) 1721 г. Кантемир был назначен членом Правительствующего Сената и возведен в чин тайного советника.
Последняя из наиболее значимых востоковедных работ Кантемира - написанная в 1719 г. «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», переведенная с латыни Иваном Ильинским и изданная в Петербурге в 1722 г., известная также под названием «Система турецкого вероисповедания».
Заслуга Кантемира заключается в том, что он собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес до наших дней и сохранил материал, который неоценим для изучения истории развития общественного сознания. Кроме того, Кантемир приводит и результаты своих собственных исследований.
Эта книга стала единственной публикацией из всех научных работ князя Дмитрия, осуществленной при его жизни.
В Персидском походе в 1722 г. Петр I поручил князю Дмитрию, как знатоку Востока, ведать походной канцелярией. Совершенное владение ближневосточными языками позволило ему играть в этом походе видную роль. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках, сочиненный и переведенный им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии от 15 (26) июля 1722 г.
Для Кантемира Персидский поход был скорее научной экспедицией, нежели военным предприятием. Так, в Дербенте внимание князя Дмитрия привлекла древняя крепость. Он подробно осмотрел ее, измерил, срисовал арабские надписи. Его исследование арабских надписей было изложено в сборнике “Collectanea orientalia” («Восточная коллекция»).
Военные действия в районе Дербента позволили Кантемиру лишь один день находиться около Кавказской стены, и все же он успел осмотреть этот археологический памятник и описать его.
В пути Кантемир вел литературный дневник. Для нас наибольший интерес представляют страницы, посвященные Дербенту. Вместе с описанием увиденного в дневник были внесены записанные со слов населения легенды о городе и рассказы о его крепостных сооружениях.
Прибыв в Дербент, Кантемир посетил могилу Коркута и оставил ее описание и краткие сведения о самом Коркуте. Записи Кантемира о дербентском старце, которого многие тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии почитают как святого, являются первыми на русском языке.
В Персидском походе у Кантемира обострился диабет, и он с позволения императора 5 (16) ноября оставил его свиту, на некоторое время задержавшись в Астрахани. Лишь в январе 1723 г. Кантемир смог выехать оттуда. 21 августа (1 сентября) 1723 г. в 7 часов 20 минут пополудни в поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии князь Дмитрий скончался. Он был похоронен 1 (12) октября в Москве, в том же Новогреческом монастыре, где и его первая жена Кассандра. В 1935 г. по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Яссы и перезахоронены в церкви Трех Святителей.
АВТОР

П.В. ГУСТЕРИН,
научный сотрудник Института востоковедения РАН

Этот удивительный человек, соратник Петра I и выдающийся государственный деятель, внёс ощутимый вклад в мировую культуру как писатель, историк, философ и востоковед. Член Берлинской академии с 1714 года, он в своих трудах обозначил переход от схоластического средневекового мышления к современным рациональным формам. Его имя - Дмитрий Кантемир.

Детство и начальное образование

Родился будущий политический деятель 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Впоследствии оно отошло к Румынии, а сегодня носит название Васлуй. В конце XVII века в нём размещалась резиденция Константина Кантемира - молдавского господаря и отца новорождённого Дмитрия. О его матери Анне Бантыш известно, что она была представительницей одного из древнейших боярских родов.

С раннего детства на формирование личности Дмитрия Константиновича большое влияние оказал его учитель - образованнейший человек, монах И. Какавела. В своё время он был известен многочисленными публикациями, полемизирующими с проповедниками католицизма, а также как автор учебника логики, по которому эту науку постигали многие поколения будущих философов и богословов.

Годы, проведённые в турецкой столице

В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий оказался в Стамбуле. Туда он прибыл не по собственной воле, а в качестве заложника государства, подвластного Турции, которым являлось в те годы Молдавское княжество. Находясь в столь незавидном положении, он, тем не менее, не теряет даром время и продолжает улучшать своё образование. В этом ему оказывают неоценимую помощь многие учёные патриаршей Греко-латинской академии, находившейся в то время, как и он, в столице Сиятельной Порты.

За три года, проведённых на берегах Босфора, жадный до знаний юноша выучил греческий, турецкий, арабский и латинский языки, а также прослушал курс лекций по истории, философии и богословию. Его мировоззрение складывалось в те годы под влиянием философских трудов Антония и Спандони, а также в результате знакомства с натурфилософскими идеями Мелетия Артского.

Военный поход и политические интриги

Когда в 1691 году Дмитрий Кантемир вернулся на родину, он оказался в гуще войны, которую Молдавское княжество вело с Польшей. Как сын господаря, Дмитрий был в числе командиров, возглавлявших многотысячное войско. В 1692 году он отличился при осаде крепости Сорока, захваченной поляками. Это был его первый опыт ведения боевых действий и принятия решений, от которых зависела жизнь большого количества людей.

Следующий, 1693 год, принёс ему многочисленные проблемы, связанные с внутриполитической борьбой в стране. Дело в том, что скончался отец Кантемира, являвшийся до последних дней жизни правителем Молдавии, и после его смерти бояре выбрали Дмитрия преемником. Но одной боярской воли было недостаточно.

Так как княжество находилось под турецким протекторатом, результат выборов должен был утверждаться в Стамбуле. Этим воспользовался политический противник Кантемира - правитель Валахии Константин Брынковяну. Он сумел оказать влияние на султана, и в результате кандидатура Дмитрия была отвергнута.

На дипломатической работе

После неудачи, стоившей ему высшей государственной должности, Кантемир вновь возвращается в Стамбул, но на этот раз не в качестве заложника, а с дипломатической миссией. Он получил назначение на должность официального представителя молдавского господаря при дворе султана. На этот раз его пребывание на берегах Босфора оказалось более продолжительным. С незначительными перерывами он прожил в турецкой столице до 1710 года.

Этот период в жизни Дмитрия Кантемира был наполнен событиями. Пришлось ему повоевать, но на этот раз в рядах турецкой армии. И хотя сражение с австрийцами на реке Тисе, в котором он принял участие, закончилось сокрушительным поражением войск султана, тем не менее, оно дало ему богатый военный опыт. Находясь на дипломатической работе, Кантемир завёл обширный круг знакомств.

Среди его новых друзей оказались и представители науки, наиболее известным из которых был знаменитый турецкий ученый Саади Эффенди, и послы многих европейских государств. Он сблизился с российским посланником графом знакомство с которым имело далеко идущие последствия.

Тайный договор с российским царём

В 1710 году, когда разразилась война России с Турцией, Кантемир, получив от турецкого правительства молдавское княжество, обязан был участвовать в военных действиях. Однако, втайне ненавидя поработителей своей родины и возлагая надежды на русские штыки, он заранее вступил в контакт с правительством России, используя для этого своего нового знакомого - графа Толстого.

Турецкие власти, возлагая на Кантемира большие надежды, не сомневаясь в его лояльности, поручают ему подготовку молдавской армии к войне с Россией. В обязанности Дмитрия входит строительство мостов и переправ через Дунай, а также обеспечение зимними квартирами шведов, уцелевших после гибельного для них Полтавского сражения, полных готовности взять реванш за былое поражение. В довершение миссии он был обязан вести тайную слежку за своим бывшим политическим противником Брынковяну, которого султан подозревал в измене.

Находясь в 1711 году в Слуцке, одном из крупнейших городов Западной Украины, князь Дмитрий Кантемир при содействии графа П. А. Толстого направил в Санкт-Петербург своего посланника Штефана Луку, которому было поручено провести тайные переговоры с Петром I и заключить с ним негласный союз о совместных действиях против турок.

Договор, которому не суждено было осуществиться

С этого времени начинается тесное сотрудничество Кантемира с российским монархом. В том же, 1711 году, он принимает активное участие в составлении договора, предусматривавшего добровольное вхождение Молдавии под юрисдикцию России на правах автономии. Одним из семнадцати пунктов этого документа монархом объявлялся лично он, Дмитрий Кантемир, с правом передачи власти своим прямым наследникам. При этом неприкосновенными оставались все привилегии бояр.

Важнейшим пунктом этого договора было возвращение Молдавии всех территорий, захваченных Портой, и отмена турецкой дани. Реализация соглашения означала конец османского ига. Это встретило восторженную поддержку во всех слоях молдавского общества и обеспечило Кантемиру всенародную поддержку.

Прутский договор

Однако столь радужным планам не суждено было осуществиться. Для освобождения молдавских земель в 1711 году тридцативосьмитысячная русская армия выступила в поход под предводительством графа Шереметьева. В продолжение всех боевых действий Пётр I лично присутствовал в ставке главнокомандующего.

Этот поход, вошедший в историю как Прутский по названию реки, где произошло генеральное сражение со стадвадцатитысячной армией противника, был неудачным для россиян. Чтобы избежать разгрома от превосходящих сил турецкой армии, Пётр I подписал мирный договор, в соответствии с которым Россия теряла завоёванный ранее Азов и значительную часть побережья Азовского моря. Таким образом, Молдавия по-прежнему оставалась под властью Турции.

Переезд в Москву и царские милости

Разумеется, после всего происшедшего о возвращении на родину для всех молдаван, служивших под русскими знамёнами, не могло быть и речи. Тысяча бояр прибыли в Москву, где им была оказана весьма радушная встреча. Вместе с ними приехал и Кантемир. Дмитрий Константинович был удостоен за верность России графского титула с правом именоваться «светлостью».

Кроме этого, ему была назначена солидная пенсия, дарованы обширные земельные угодья в нынешней Расположенные на их территории населённые пункты Димитровка и Кантемировка сохранились до наших дней. Первый из них приобрёл статус города с населением пять с половиной тысяч человек, а второй стал посёлком городского типа. В довершение всего Кантемир как повелитель всех прибывших с ним молдаван-иммигрантов получал право распоряжаться их жизнями по своему усмотрению.

Европейское признание научных трудов

В 1713 году скончалась жена Дмитрия Кантемира Кассандра Контакузин. После её смерти он продолжал жить в Москве, поддерживая общение с наиболее передовыми людьми того времени. Среди них наиболее известными были основатель латино-греческой академии Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, князья А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой, выдающийся государственный деятель Б. П. Шереметьев. В качестве личного секретаря и воспитателя детей он пригласил известного литератора и драматурга

К тому времени приобрели европейскую известность многие научные труды, которые создал за годы своих странствий Дмитрий Кантемир. Описание Молдавии и Турции, работы по языкознанию и философии принесли ему всеобщую славу. Берлинская Академия наук в 1714 году приняла его в свои ряды в качестве почётного члена. Разумеется, и российские ученые отдали долг заслугам своего коллеги.

Второй брак, переезд на берега Невы

В 1719 году в его жизни происходит знаменательное событие - он вступает в новый брак. На этот раз его избранницей становится княгиня А. И. Трубецкая. Во время свадебного обряда венец над головой жениха держал лично государь Пётр I. Трудно представить себе большую честь для подданного российского монарха. По окончании торжеств Дмитрий Кантемир со своей семьёй переезжает в Санкт-Петербург, где занимает видный государственный пост советника Петра I по делам Востока. Здесь он входит в число лиц, наиболее приближенных к царю.

Когда в 1722 году государь предпринял свой знаменитый Дмитрий Константинович был рядом с ним в качестве заведующего государственной канцелярией. По его инициативе появилась типография, где печатались материалы на арабском языке. Это дало возможность составить и распространить воззвание императора к народам, населявшим Персию и Кавказ.

Научные труды и эволюция философских взглядов

Даже в условиях военного времени Кантемир, как и многие российские ученые, попавшие в сходные обстоятельства, не прекращал научной работы. В эти годы из-под его пера вышел целый ряд исторических, географических и философских трудов. Как неутомимый археолог, он проводил изучение древних памятников Дагестана и Дербента. Его воззрения на основные вопросы мироздания претерпели к тому времени значительную эволюцию. В прошлом приверженец теологического идеализма, с годами он сделался рационалистом, а во многих случаях даже стихийным материалистом.

Так, например, в своих сочинениях он утверждал, что весь мир, видимый и невидимый, ведёт своё развитие на основании объективных законов, предопределённых Творцом. Однако сила научной мысли способна изучить их и направить мировой прогресс в нужное для людей русло. Среди исторических трудов Кантемира ведущее место занимают работы по истории Порты и его родной Молдавии.

Конец яркой жизни

Дмитрий Кантемир, биография которого неразрывно связана с эпохой петровских преобразований и реформ, ушёл из жизни 1 сентября 1723 года. Последний период своей жизни он провёл в пожалованном ему государем поместье Димитровка. Прах верного был похоронен в Москве в стенах Новогреческого монастыря, а в тридцатые годы XX века перевезён в Румынию, в город Яссы.

Дочь молдавского господаря

В одну из последующих эпох, в период царствования императрицы Елизаветы, широкую известность получила дочь Кантемира от второго брака Катерина Голицына, родившаяся в 1720 году. Эту фамилию она получила, когда в 1751 году вышла замуж за офицера Измайловского полка Дмитрия Михайловича Голицына. После свадьбы она была произведена благоволившей к ней императрицей в действительные статс-дамы.

Обладая значительным состоянием и много путешествуя, Катерина Голицына провела несколько лет в Париже, где пользовалась необыкновенным успехом в высшем обществе и при дворе. Её салон входил в число самых модных во французской столице. Когда же супруг был назначен послом России в Париже, то она стала настоящей звездой.

Её жизнь оборвалась в 1761 году из-за болезни. Дмитрий Михайлович тяжело переживал смерть любимой жены. Пережив её почти на тридцать лет, он на склоне своих дней завещал построить в память супруги больницу для бедных. Это желание было исполнено, и Голицынская больница, вошедшая в начале XX века в состав Первой Градской больницы, стала своеобразным памятником любимой женщине.

Дворец на набережной Невы

О самом Дмитрии Кантемире напоминает потомкам величественное здание, украшающее Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Это бывший дворец Дмитрия Кантемира. Возведённое в двадцатые годы XVIII века, оно является первым зданием, построенным в Северной столице выдающимся итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Его фото вы можете видеть выше. Однако самому молдавскому господарю не довелось пожить в нём. Он скончался, когда во дворце ещё велись отделочные работы, но его имя навсегда связано с этим шедевром архитектуры.

КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - молдавский господарь, светлейший князь, российский государственный деятель, музыкант, писатель.

Из ро-да Кан-те-ми-ров. Сын молдавского гос-по-да-ря К. Ф. Кан-те-ми-ра. Отец А. Д. Кан-те-ми-ра . В 1688-1691 годах по сло-жив-шей-ся тра-ди-ции (всту-пив-ший на молдавский пре-стол гос-по-дарь в знак вер-но-сти и пре-дан-но-сти турецкому сул-та-ну по-сы-лал ему сво-его сы-на) на-хо-дил-ся в за-лож-ни-ках при дво-ре сул-та-на Су-лей-ма-на II в Кон-стан-ти-но-по-ле. Обу-чал-ся в греческой Ду-хов-ной ака-де-мии (изу-чал восточные язы-ки, латинский и древнегреческий язы-ки, фи-ло-со-фию, литературу и др.), а так-же в Ака-де-мии Па-ди-ша-ха (Enderum Hüma-yün) - учеб-ном за-ве-де-нии при дво-ре сул-та-на, в ко-то-ром по-лу-ча-ли об-ра-зо-ва-ние де-ти знат-ных и со-стоя-тель-ных ино-стран-цев или под-дан-ные Ос-ман-ской им-пе-рии хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Осо-бое вни-ма-ние уде-лял изу-че-нию турецкой музыкальной куль-ту-ры: ов-ла-дел вир-ту-оз-ной иг-рой на тан-бу-ре и тео-ре-тическими ос-но-ва-ми восточной му-зы-ки, ор-га-ни-зо-вал музыкальную шко-лу, в ко-то-рой пре-по-да-вал по собственному ме-то-ду. Под име-нем Кан-те-мир ог-лу за-вое-вал ши-ро-кую из-вест-ность как ав-тор турецких клас-сических музыкальных ком-по-зи-ций, изо-бре-та-тель бу-к-вен-ной (на ос-но-ве арабского ал-фа-ви-та) музыкальной но-та-ции.

По-сле воз-вра-ще-ния в Яс-сы и смер-ти от-ца (март 1693 год) воз-ве-дён на молдавский гос-по-дар-ский пре-стол. Од-на-ко под дав-ле-ни-ем мно-го-лет-не-го не-дру-га Кан-те-ми-ров гос-по-да-ря Ва-ла-хии К. Брын-ко-вя-ну был от-стра-нён от вла-сти и в апреле 1693 года уе-хал в Кон-стан-ти-но-поль. Про-дол-жал за-ни-мать-ся литературой, ис-кус-ст-ва-ми и нау-ка-ми. Им бы-ли со-б-ра-ны уни-каль-ная биб-лио-те-ка (кни-ги ан-тич-ных ав-то-ров на латинском и греческом язы-ках, тру-ды по ис-то-рии, гео-гра-фии, ас-тро-но-мии и ме-ди-ци-не), кол-лек-ции музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, гра-ви-ро-ван-ных порт-ре-тов ис-то-рических дея-те-лей Ос-ман-ской им-пе-рии и ев-ропейских стран, а так-же гео-гра-фических карт XV-XVII веков. На-пи-сал (на турецком языке) «Кни-гу о му-зы-каль-ной нау-ке с бу-к-вен-ной но-та-ци-ей» (около 1700 года), в ко-то-рой дал сис-те-ма-тическое опи-са-ние на-строй-ки тан-бу-ра на ос-но-ве 33-сту-пен-но-го 2-ок-тав-но-го зву-ко-ря-да. Кантемир под-дер-жи-вал дру-же-ские от-но-ше-ния с по-сла-ми в Ос-ман-ской им-пе-рии - гол-ланд-цем Я. Коль-е-ром, фран-цу-зом Ш. Фер-рио-лем, российским по-слан-ни-ком П. А. Тол-стым и др.

По-сле на-ча-ла русско-турецкой вой-ны 1710-1713 годов при под-держ-ке великого ви-зи-ря Бал-тад-жи Мех-мет-па-ши и крым-ско-го ха-на Дев-лет-Ги-рея II Кантемир был вновь воз-ве-дён на гос-по-дар-ский пре-стол Мол-да-вии. Зи-мой 1711 года он ус-та-но-вил тай-ные свя-зи с эмис-са-ра-ми ца-ря Пет-ра I в Ос-ман-ской им-пе-рии С. Л. Ра-гу-зин-ским-Вла-ди-сла-ви-чем и Г. По-ли-ка-лой. По-ми-мо это-го он вёл тай-ную пе-ре-пис-ку с российским дво-ром и с российским ре-зи-ден-том в Ре-чи По-спо-ли-той А. И. Даш-ко-вым, в ко-то-рой об-су-ж-дал во-прос вы-сту-п-ле-ния пра-во-слав-ных на-ро-дов Бал-кан и Ду-най-ских кня-жеств под эги-дой Рос-сии про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии, а так-же пред-ла-гал ус-ло-вия пе-ре-хо-да Молдавского княжества под про-тек-то-рат Рос-сии. Ого-ва-ри-вал га-ран-тии на-след-ст-вен-но-го прав-ле-ния на молдавском пре-сто-ле, со-ци-аль-ные и ма-те-ри-аль-ные льго-ты, ко-то-рые долж-ны бы-ли быть ему пре-дос-тав-ле-ны Пет-ром I в слу-чае не-удач-но-го за-вер-ше-ния вой-ны. Пред-ло-же-ния гос-по-да-ря бы-ли при-ня-ты ца-рём и в ре-зуль-та-те 13(24).04.1711 года Пётр I и канц-лер Г. И. Го-лов-кин под-пи-са-ли ди-плом, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым обе-ща-ли ус-та-но-вить про-тек-то-рат Рос-сии в от-но-ше-нии Молдавского княжества, а так-же пре-дос-та-вить Кантемиру пра-ва на-след-ст-вен-но-го вла-де-ния.

С при-бли-же-ни-ем российской ар-мии к гра-ницам Молдавского княжества в нём су-ще-ст-вен-но воз-рос-ли про-рус-ские на-строе-ния сре-ди молдавской зна-ти и слу-жи-лых лю-дей, что по-зво-ли-ло Кантемиру в ию-не 1711 года от-кры-то за-явить о вы-хо-де Молдавского княжества из вас-саль-ной за-ви-си-мо-сти от Ос-ман-ской им-пе-рии и о пе-ре-хо-де под по-кро-ви-тель-ст-во Рос-сии. Од-на-ко по-сле не-уда-чи Прут-ско-го по-хо-да 1711 года Кантемир вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть кня-же-ст-во и по во-ле ца-ря вме-сте с семь-ёй по-се-лил-ся в Харь-ко-ве. По-сле смер-ти же-ны (уро-ждён-ной Кан-та-ку-зи-но) 11(22). 05.1713 года он уда-лил-ся в по-жа-ло-ван-ное ему Пет-ром I име-ние - село Дмит-ров-ка Сев-ско-го уез-да. За-ни-мал-ся твор-че-ст-вом, вос-пи-тани-ем де-тей и хо-зяйственными де-ла-ми. В это вре-мя им бы-ли на-пи-са-ны ра-бо-ты: «Опи-са-ние Мол-да-вии» (1716 год), яв-ив-шее-ся пер-вым обоб-щаю-щим тру-дом о Молдавском княжестве на ру-бе-же XVII-XVIII веков, «Ис-то-рия воз-вы-ше-ния и упад-ка От-то-ман-ской Пор-ты» (1714-1716 годы) - пер-вый фун-даментальный труд по ис-то-рии Ос-ман-ской им-пе-рии, и др.

По ука-за-нию Пет-ра I 13(24).02.1720 года Кантемир же-нил-ся на млад-шей до-че-ри князя И. Ю. Тру-бец-ко-го Ана-ста-сии. Се-на-тор (1721 год). Уча-ст-во-вал в соз-да-нии Та-бе-ли о ран-гах 1722 года. Раз-ра-бо-тал и пре-дос-та-вил на рас-смот-ре-ние Пет-ра I сис-те-му усо-вер-шен-ст-во-ва-ния про-изводства и реа-ли-за-ции пень-ки в Рос-сии. Во вре-мя Пер-сид-ско-го по-хо-да 1722-1723 годов воз-глав-лял по-ход-ную кан-це-ля-рию, со-став-лял и пе-ре-во-дил на персидский и татарский язы-ки воз-зва-ния и ма-ни-фе-сты от име-ни императора Пет-ра I к на-ро-дам При-кас-пия и Северного Кав-ка-за. Со-про-во-ж-дая императора Пет-ра I на всём пу-ти сле-до-ва-ния ар-мии, Кантемир вёл пе-ре-пис-ку с мур-за-ми гор-ских наро-дов. Од-на-ко из-за обо-ст-рив-шей-ся бо-лез-ни вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть сви-ту Пет-ра I и ос-та-но-вить-ся на несколько ме-ся-цев в Ас-т-ра-ха-ни. В январе 1723 года Кантемир пе-ре-брал-ся в своё име-ние - село Дмит-ров-ка. По-хоро-нен 01(12).10.1723 года в се-мей-ной усы-паль-ни-це в церкви Свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны Ни-ко-ла-ев-ско-го греческого монастыря в Мо-ск-ве. В 1935 году при сно-се мо-на-сты-ря прах Кантемира был пе-ре-дан Ру-мы-нии и пе-ре-за-хо-ро-нен в городе Яс-сы в со-бо-ре Трёх Свя-ти-те-лей.

Иллюстрация:

«Д. Кан-те-мир в тюр-ба-не». Не-из-вест-ный ху-дож-ник. Конец XVII века. Му-зей изо-бра-зи-тель-ных ис-кус-ств (Руан, Фран-ция). Архив БРЭ.

1673 года в Яссах в семье . Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.

Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая другими знаниями. Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году. Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний. Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.

Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве , которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии. Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте. Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697). В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников. Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.

Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать. В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче , великий спэтар, и Николай Костин , великий логофэт, сын Мирона Костина. Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре. Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления. Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.

Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи. Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец. Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг

На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), « » (1705), «Естественная история монархий» (1714), « » (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), « » (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).

Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».

Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир , младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744). Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, [...] берлинский академик, русский князь, летописец, [...] Дмитрий Кантемир - это наш Лоренцо де Медичи».

Личное дело

Дмитрий Кантемир (1673 - 1723) родился в селе Силиштень (ныне на территории Румынии). Отцом его был господарь Молдавии Константин Кантемир, матерью - Анна Бантыш, происходившая из древнего боярского рода. В ноябре 1688 года был отправлен в качестве заложника ко двору султана в Стамбул. Там учился в Патриаршей греко-латинской академии, изучил также арабский и турецкий языки. В 1691 году вернулся в Молдавию, где принял участие в осаде крепости Сороки, захваченной польскими войсками. В 1693 году после смерти отца был избран господарем Молдавии, но был у власти всего один месяц, так как его избрание не было утверждено турецким султаном. Он снова отправляется в Стамбул, уже в качестве дипломатического представителя Молдавии при султанском дворе. В это время он активно общается с греческими учеными и создает свои первые труды по философии и богословию: «Спор мудреца с миром или души с телом» (на молдавском и греческом языках), «Неописуемый образ священной науки» («Метафизика»). Тогда же Кантемир заводит связи с русскими дипломатами в Стамбуле, знакомится с послом Петром Толстым.

В 1710 году султан делает Дмитрия Кантемира господарем Молдавии и дает ему поручение подготовить молдавские войска к войне с Россией. Но Кантемир к тому времени решил, что союз с Россией принесет Молдавии независимость от турок. Он послал в Россию с тайным поручением дипломата Штефана Луку. По итогам переговоров в 1711 году в Луцке Кантемир заключил договор с Петром I, о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии и об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров. Однако Прутский поход войск Петра I закончился неудачно, русские чудом избежал полного разгрома.

После этого Дмитрий Кантемир с семьей и еще четырьмя тысячами подданных покинул Молдавию. Он поселился в России, где был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в шесть тысяч рублей. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. После окончания похода жил в своем имении Дмитровка, где умер 21 августа 1723 года.

Чем знаменит

В Молдавии и Румынии Дмитрия Кантемира почитают как борца за освобождение страны от турецкого ига. Он ясно сознавал, что собственными силами Молдавское княжество не сможет отстоять независимость. Поэтому Кантемир, взвесив взаимоотношения стран своего времени, пришел к выводу, что единственной силой, которая в состоянии сломить Османскую империю и освободить Молдавию, станет Россия, интересы которой в это время пришли в противоречие с интересами Турции, и военный конфликт между ними стал неизбежным. Однако надежды Кантемира оправдались только после его смерти.

О чем надо знать

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир был автором трудов в целом ряде наук, от философии до музыковедения. Знания о мусульманском Востоке, которые он приобрел в годы жизни в Стамбуле, позволили ему в последние годы создать труды, благодаря которым он стал основателем сразу нескольких направлений российского востоковедения: «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии», «История возвышения и упадка Османского двора» (в 1734 году вышла в Лондоне в английском переводе и вскоре была переведена и на другие европейские языки). Настоящей энциклопедией стало «Описание Молдавии», также истории родной страны посвящены «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Жизнь Константина Кантемира» и «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов». В 1703-1704 годах Дмитрий Кантемир написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки.

Прямая речь

Румын по происхождению, не забывавший своей национальности, даже писавший книги на румынском языке, князь Димитрий был однако греком по образованию; хотя он знал по латыни и по италиански, однако учился он не в западных школах, а в Константинополе, в существовавшем там греческом училище, где еще сохранялись кое-какия школьныя предания старой Византии, искусно соединявшия наставление в истинах православной веры с изучением классических писателей языческой Греции. <…> Преклоняясь пред этими представителями греческой образованности и вращаясь в их среде, Кантемир усвоил себе то гордое самосознание, которое не покидало греков и под турецким игом. Подобно древним еллинам, презиравшим варваров, новые греки даже в период своего порабощения смотрели на турок свысока, благодаря тому, что успели сохранить за собою религиозную самостоятельность, а верность православию, от котораго они не отделяли своей национальности, поддерживала в них и стремление к независимости политической.

11 фактов о Дмитрии Кантемире

  • При заключении мира первым условием турецкий визирь поставил выдачу Дмитрия Кантемира, на что Петр I ответил: «Я дал ему [Кантемиру] слово сберечь его и не изменю, лучше уступлю туркам землю до Курска: мне остается еще надежда возвратить ее, но нарушение слова невозвратимо».
  • В 1714 году Дмитрий Кантемир был избран членом Берлинской академии наук.
  • Вольтер называл труд Кантемира об Османской империи своей настольной книгой по Востоку.
  • У Дмитрия Кантемира было две дочери и четыре сына. Младший его сын Антиох стал известным русским поэтом XVIII века.
  • Дочь, Мария Кантемир , была любовницей Петра I и родила от него сына. Существовала вероятность, что она станет новой женой императора, но новорожденный мальчик умер.
  • Похоронен Дмитрий Кантемир был в Москве, но в 1935 году по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Румынию. Ныне тело Дмитрия Кантемира покоится Трехсвятительском монастыре в городе Яссы.
  • Среди владений, пожалованных Петром Дмитрию Кантемиру, было подмосковное село Черная Грязь, ныне музей-заповедник Царицыно. В 2014 году на территории музея поставлен памятник Кантемиру.
  • Московские улица Кантемировская и станция метро «Кантемировская» названы не в честь Дмитрия Кантемира, а в честь Кантемировской танковой дивизии. В свою очередь дивизия получила название, отличившись в боях у поселка Кантемировка Воронежской области, которое действительно принадлежало Кантемиру. Однако, по совпадению, район станции «Кантемировская» прилегает к подмосковным землям вокруг села Черная Грязь, также принадлежавшего Кантемиру.
  • В Молдавии в честь Дмитрия Кантемира назван город Кантемир и русский лицей в Кишиневе.
  • В 2007 году президент Румынии Траян Бэсеску открыл в Стамбуле Музей Кантемира, находящийся в районе Фанар, в здании, где располагалось представительство Молдавского княжества при султанском дворе.
  • В фильме «Петр Первый. Завещание» роль Дмитрия Кантемира сыграл Михаил Боярский.

Материалы о Дмитрии Кантемире