Законодательная база российской федерации. Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — Российская газета Инструкция составление отчетност

В апреле 2019 года вступил в силу Приказ Минфина от 28 февраля 2019 года № 32н с поправками к Инструкции 33н. Мы рассказываем об изменениях в правилах формирования и представления квартальных и годовых отчетов бюджетными и автономными учреждениями.

Последние изменения в Инструкции 33н в июне 2019 года

В соответствии с приказом Минфина 72н от 16.05.2019, в п.6 Инструкции 33н предусмотрена возможность представления отчетов уполномоченному органу централизованной бухгалтерии, которой учредитель передал полномочия по формированию консолидированной отчетности подведомственных учреждений.

Полезный материал в статье

Скачайте последнюю редакцию Инструкции 33н о порядке составления и предоставления отчетности в правовой базе Системы Госфинансы:

Скачать действующую Инструкцию 33н в 2019 году

Эксперты Системы Госфинансы постоянно актуализируют документы в правовой базе при внесении изменений в законодательные акты.

В форме 0503710 во втором разделе расширена детализация суммы дебетового оборота по счету 0 401 10 13х, добавлены счета:

  • 0 109 80 ххх;
  • 0 401 20 ххх.

В форме 0503737 изменено наименование графы 10 с «Не исполнено плановых назначений» на «Сумма отклонения». Эта графа теперь должна заполняться по строке 10, чего ранее не требовалось. В связи с этим в п.45 Инструкции 33н требуется при составлении консолидированной отчетности включать в нее не показатели, формирующие строку 10, а данные графы 10 по стр.10 из отчетов подведомственных учреждений.

Существенные корректировки произведены в п.53 приказа 33н, содержащем указания по заполнению формы 0503721. В новой редакции сказано, что показатели строк 030, 040, 050, 060, 070, 090, 100, 110 формируются как итоговые показатели по группам доходов в структуре статей КОСГУ. Для каждой из них предусмотрена расшифровка «в том числе», в которой учреждения указывают данные по использующимся у них подстатьям. Строка 060 теперь предназначена не для всех безвозмездных поступлений от бюджетов, а только для имеющих текущий характер. Для поступлений капитального характера добавлена строка 070. В ней отражается сумма данных по счетам 0 401 10 160. Еще одна строка добавлена в раздел «Доходы» – это стр.110 для внесения сумм неденежных безвозмездных поступлений в секторе госуправления, которые в бухучете отражаются по КОСГУ 190.

В разделе «Расходы» так же предусмотрены расшифровки «в том числе» по каждой статье КОСГУ в разрезе подстатей. В строке 210 в новой редакции будут отражаться только безвозмездные перечисления текущего характера организациям. Для безвозмездных перечислений капитального характера теперь предназначена строка 260. Вносить в нее следует сумму данных по счетам 0 401 20 280. Расходы по операциям с активами (КОСГУ 270) из строки 260 переместятся в строку 250, а прочие расходы (КОСГУ 290) нужно будет показывать в добавленной строке 270.

Изменилось наименование строк 520 и 530. Ранее в них отражалось чистое увеличение задолженности по привлечениям:

  • 520 – перед резидентами;
  • 530 – перед нерезидентами.

В новой редакции в этих строках показывается задолженность:

  • 520 – по внутренним привлеченным заимствованиям;
  • 530 – по внешним привлеченным заимствованиям.

Поправки коснулись наименований еще некоторых строк. Строка «Чистое поступление средств учреждения» будет называться «Чистое поступление денежных средств и их эквивалентов». Изменится в новой форме и нумерация некоторых строк. Например, чистое изменение затрат на изготовление готовой продукции нужно будет показывать в строках 390-392 (ранее 380-382).

Больше всего поправок внесено в п.55.1 приказа 33н, в котором содержится инструкция по составлению формы 0503723 «Отчет о движении денежных средств». В форме изменена нумерация строк, им присвоены не трехзначные, а четырехзначные номера. В разделе «Поступления» вместо безвозмездных поступлений от бюджетов отражаются поступления от всех контрагентов, разделяются они на две основные строки:

  • текущего характера;
  • капитального характера.

К каждой из строк предусмотрена расшифровка по категориям контрагентов.

Вместо прочих доходов (стр.120) в отчете показываются иные текущие поступления (стр.1200) с разделением на:

  • невыясненные поступления;
  • иные доходы;
  • реализацию оборотных активов.

В разделе поступлений от инвестиционных операций выручку от реализации материальных запасов нужно будет расшифровывать по видам МЗ (КОСГУ 341-346, 349). В этом разделе в новой редакции нужно будет показывать поступления:

  • от возвратов по предоставленным заимствованиям (с расшифровкой);
  • от реализации финансовых активов (с расшифровкой).

По действующей Инструкции эти суммы учитываются в составе поступлений от финансовых операций.

В разделе «Выбытия» безвозмездные перечисления организациям так же нужно будет разделить в зависимости от характера на:

  • текущие;
  • капитальные.

Каждую позицию нужно расшифровать в зависимости от категории контрагента.

Выбытия за счет прочих выплат персоналу следует делить на выплаченные в денежной форме (КОСГУ 212) и в натуральной (КОСГУ 214). Оплата по договорам аренды в новой форме отражается по строкам:

  • аренда имущества за исключением земельных участков – КОСГУ 224;
  • аренда земельных участков – КОСГУ 229.

Выбытия за счет социальных пособий в новой редакции следует отразить по категориям получателей и форме выплаты:

  1. Населению: в денежной форме – КОСГУ 262, в натуральной – 263.
  2. Бывшим работникам: в денежной форме – 264, в натуральной – 265.
  3. Персоналу: в денежной форме – 266, в натуральной – 267.

Выбытия за счет иных выплат детализируются в зависимости от характера (капитальный или текущий) и от получателя (организации или физлица). В разделе выбытий по инвестиционным операциям по аналогии с поступлением детализируются выбытия на приобретение МЗ. В этом разделе показываются выданные заимствования и расходы на приобретение финансовых активов. Сейчас эти выбытия относят к финансовым операциям.

Из пояснительной записки исключается форма 0503762, отражающая результаты деятельности учреждения по выполнению госзадания. В инструкцию по заполнению формы 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» внесены изменения. Остаток на начало и конец периода, а также обороты следует отражать с указанием в 24-26 разрядах номера счета:

  • подстатей КОСГУ из группы 500 – для счетов (за исключением 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 305 05), по которым допускается только дебетовый остаток;
  • подстатей КОСГУ из группы 700 – для счетов (за исключением 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 305 05), по которым допускается только кредитовый остаток.

По счетам 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 303 05, по которым допускается и дебетовый, и кредитовый остаток, следует проставлять:

  • в случае дебиторской задолженности – КОСГУ, связанные с увеличением активов;
  • в случае кредиторской – с увеличением обязательств.

К просроченной не относится:

  • дебиторская задолженность по счетам 0 205 00 и 0 209 00 в сумме ожидаемых доходов, отраженных на счете 0 401 40;
  • кредиторская задолженность по счетам 0 302 24 и 0 302 29 в сумме остаточной стоимости права пользования НФА на отчетную дату.

В графах 5-8 (изменение задолженности) допустимы отрицательные значения, только по результатам уточнения оценочных значений методом «Красное сторно».

Изменения в Инструкции 33н с апреля 2019 года

В начале 2019 года в приказ 33н Минфина РФ уже были внесены существенные поправки, связанные с введением федеральных стандартов бухучета. Корректировке подверглись многие отчетные формы, методические указания по их заполнению. Последние изменения в Инструкции 33н, принятые 28 февраля и вступившие в силу 8 апреля 2019 года, незначительны и касаются только формы представления отчета.

Правила сдачи отчетности в 2019 году с учетом изменений

В соответствии с п.6 предыдущей редакции, учреждения могли направить заполненные отчетные формы в государственные или местные органы власти, выполняющие функции учредителя, либо в финорган публично-правового образования на бумаге или в электронном виде.

Начиная с первого квартала 2019 года, вся бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных организаций формируется только в виде электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя либо уполномоченного лица. Готовый файл передается по телекоммуникационным каналам связи или представляется на съемном носителе.

Направление квартального или годового отчета на бумаге разрешается в двух случаях:

  1. Если в организации нет технических условий для формирования и сдачи электронного отчета.
  2. Если в законодательстве РФ для данной организации составление и хранение отчетов разрешено только в бумажном виде.

Если нормативными актами предусмотрено представление бумажного отчета, помимо учредителя или финансового органа, другому лицу либо органу власти, учреждение должно за собственный счет сделать бумажную копию сформированного электронного документа. Уведомление о получении отчетности направляется в бюджетную или автономную организацию в электронном виде.

В пункт 11, предусматривающий порядок исправления ошибок, внесены небольшие корректировки. В предыдущей редакции сказано, что выявить ошибки в отчетности могли само учреждение или учредитель. В новой редакции утверждается, что ошибки могут быть обнаружены в ходе проверки, кто ее будет проводить, не уточняется. Отчетность может представляться, как учредителю, так и финансовому органу публично-правового образования, из бюджета которого учреждения получают субсидии. Финансовый орган в этом случае вправе проверять полученные формы, что и предусмотрено новой формулировкой.

Изменения в Инструкции 33н в 2018 году

Использование в бухучете этих нормативных документов стало возможным, благодаря поправкам, внесенным в инструкции:

  • 157н – для всех организаций госсектора;
  • 162н – для органов власти и казенных учреждений;
  • 174н – для бюджетных организаций;
  • 183н – для автономных учреждений.

Изменены названия и назначения счетов, удалены старые, не использовавшиеся, добавлены новые. Многие счета детализированы, внесены серьезные корректировки в КОСГУ. С такими поправками сдавать годовую отчетность за 2018 год по прежним формам невозможно. Минфин переработал Инструкцию 33н, предназначенную для бюджетных и автономных учреждений. Далее смотрите, как изменятся формы отчетности и правила их заполнения и сдачи.

Изменение отчетности в связи с правками инструкции

Отчет 0503730 – баланс

В разделе I актива теперь не нужно из общей стоимости ОС выделять недвижимое, особо ценное, иное движимое имущество и предметы лизинга. Удалена детализация для НМА и, соответственно, для амортизации. Из вложений в ОС выделяются теперь только внеоборотные. Изменилась детализация материальных запасов. Из общей стоимости теперь следует выделить внеоборотные. В раздел добавлены новые строки:

  • права пользования НФА (в том числе долгосрочные);
  • расходы будущих периодов (перенесено из пассива).

В разделе II изменена детализация финансовых вложений. Теперь требуется из общей суммы выделять только долгосрочные. Иначе в этом разделе теперь распределяются сведения о дебиторской задолженности. Она разделена на две группы:

  • по доходам – бл/счета 0 205 00; 0 209 00;
  • по расходам – бл/счета 0 208 00; 0 206 00; 0 303 00.

В каждой группе нужно будет выделить долгосрочную задолженность. Счет 0 210 06, применяющийся для расчетов с учредителями, перенесли в пассив.

Эти поправки актуальны для формы 0503830 – баланса, который составляется в случае реорганизации и ликвидации учреждения, а также для отчета 0503773 – об изменении валюты баланса.

Справка об имуществе и обязательствах на забалансовых счетах к Балансу

В спарвке удалена детализация:

  • имущества, полученного в пользование;
  • материальных ценностей, оплаченных и полученных в централизованном порядке;
  • материальных запасов;
  • призов и кубков;
  • имущества, переданного в доверительное управление;
  • имущества, переданного в аренду и безвозмездное пользование.

В строке 21 убрана предельная цена 3000 руб. для ОС, сразу списываемых в эксплуатацию. На основании федерального стандарта, в 2018 году списываются при вводе в эксплуатацию ОС стоимостью до 10000 руб.

Справка формы 0503710

В порядке заполнения этого отчета сделано дополнение, о том, что показатели вносятся без учета операций, по которым в текущем году были выявлены и исправлены ошибки предшествующих лет. Не следует брать в отчет счета:

  • 0 401 18;
  • 0 401 19;
  • 0 401 28;
  • 0 401 29;
  • 0 304 84;
  • 0 304 94;
  • 0 304 86;
  • 0 304 96.

Графы 2-5 раздела 1 формируются до проведения регламентных операций по закрытию счетов, а графы 6-13 – после завершения финансового года.

В форму добавлен раздел 2, в котором должна быть представлена расшифровка себестоимости услуг либо работ, отнесенная на уменьшение финансового результата текущего года.

Отчет об обязательствах 0503738

В этой форме уточнен порядок заполнения графы 5 «Принимаемые обязательства». Вносить данные следует с синтетического счета 0 502 17 «Обязательства, принимаемые на текущий год» с учетом аналитики.

Отчет о финансовых результатах 05030721

В этой форме не учитываются операции, по которым выявлены ошибки предшествующих лет, не берутся данные по тем же счетам, что и в ф.05030710. Еще два счета исключены из этой формы: доходы и расходы будущих периодов. В разделе «Доходы» для КОСГУ 120 (доходы от собственности), 130 (от оказания платных услуг), 140 (принудительное изъятие) предусмотрена возможность добавлять строки для расшифровки. Это сделано потому, что данные КОСГУ детализированы в действующей редакции Указаний 165н.

Отредактированы КОСГУ для прочих доходов. В разделе «Операции с НФА» учтено, что списание активов и начисление амортизации производятся в 2018 году по разным КОСГУ.

Прочие отчеты

В нескольких отчетах в проекте приказа предполагается произвести небольшие изменения:

  1. Отчет о движении денежных средств (0503723). В разделе «Поступления» по КОСГУ 120, 130, 140 предусмотрены строки для детализации, обновлены коды для прочих доходов.
  2. Отчет 0503762 о результатах деятельности по выполнению госзадания. Уточняется порядок заполнения графы 5 и 7. В графе 5 нужно указать финобеспечение по каждому виду услуг. Если в плане только натуральные показатели, обеспечение не распределено, вносится итоговая сумма. В графе 7 указывается фактическая себестоимость по каждому виду услуг. Если такой учет не ведется, также заполняется итоговая сумма.
  3. Отчет 0503768 о движении НФА. Изменены группы ОС, добавлена инвестиционная недвижимость, биологические ресурсы, удалены сооружения, библиотечный фонд. Добавлены разделы «Обесценение ОС» и «Право пользования активами». Удален раздел «Недвижимое и особо ценное имущество».

Ранее изменения в Инструкцию 33н были внесены Приказом Минфина от 07.03.2018 №42н:

  • в разделе «Доходы учреждения» формы 0503737 по графе 8 теперь отражаются данные по доходам учреждения, плановые назначения по которым исполнены в результате обменных операций без движения денежных средств;
  • формы 0503738 и 0503769 теперь необходимо сдавать по состоянию на 1 июля, 1 октября и 1 января года, следующего за отчетным (т.е. формы за 1 квартал 2018 года сдавать не нужно);
  • графа 3 в 4 разделе формы 0503775 теперь формируется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 050207000 «Принимаемые обязательства», отражаемыми в корреспонденции с кредитом счета 050201000 «Принятые обязательства».

Порядок представления бухгалтерской отчетности в 2018-2019 годах

Бухгалтерская отчетность сдается государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в бумажном или электронном виде. Представляется в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

Годовую бухгалтерскую отчетность за 2018 год сдают до 1 апреля 2019 года, т.к. 31 марта выходной день.

Квартальная бухгалтерская отчетность составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Если установленная учредителем дата сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, то срок переносится на следующий первый рабочий день.

Отчетность должна включать в себя показатели деятельность всех подразделений субъекта, включая филиалы и представительства. Документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения.

Если показатели формы не имеют числового значения, такая формы не составляется и не представляется. Но необходимо описать это в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).

Если вы оформляете отчетность с помощью электронных программ, пустые формы формируются и предоставляются с .

Учредитель может установить дополнительные формы и порядок их составления в составе отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2019 года

Состав бухгалтерской отчетности за 2 квартал 2019 года (полугодие)

Состав бухгалтерской отчетности за 3 квартал 2019 года

Электронная отчетность по Инструкции № 33н

До сих пор учреждения формируют бухгалтерскую отчетность для того, чтобы лично предоставить ее получателям на бумажных носителях. Если всё же бухгалтер и выгрузит отчетность в виде электронного документа, то все равно едет отчитываться лично, с представлением такого документа на электронных носителях.

Электронный документ совсем не обязательно загружать на флешку или того хуже – на дискету.

Большинство учредителей и, тем более, финансовых органов вполне могут получить отчетность по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС). Однако передача по таким каналам зависит не только от желания (возможностей) учреждения. Многое зависит и от получателя. Ведь именно учредитель (финансовый орган) определяет особенности представления необходимых им документов.

Если установленные требования предусматривают электронный вид отчетности, то именно учредитель (финансовый орган) должен предусмотреть и обязательные требования к:

  • электронным форматам;
  • способам электронной передачи такой отчетности.

Если у вас возникли проблемы при составлении отчетности с помощью ГИИС «Электронный бюджет», воспользуйтесь

Годовая бухгалтерская отчетность по Инструкции № 33н за 2018 год

Утвержденный Приказом Минфина № 33н порядок при сдаче годового отчета за 2018 год по-прежнему применяют два типа учреждений (бюджетные и автономные).

Если учреждение сменило свой тип с казенного на бюджетное в течение 2018 года, то по формам, утвержденным к Инструкции от 25.03.2011 № 33н оно будет отчитываться не полностью за весь год. Период отчетности такого учреждения необходимо исчислять с момента государственной регистрации изменения типа. Как и в других случаях, отчетность должна быть составлена:

  • на 1 января 2019 года;
  • нарастающим итогом с 1 января 2018 года;
  • в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Предоставляют годовую отчетность учреждения двух указанных типов:

  • своему учредителю;
  • в финансовый орган публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее – финансовый орган), если указанный орган примет такое решение);
  • налоговую инспекцию по местонахождению учреждения (головного учреждения).

От представления так называемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики освобождены все организации госсектора.

Бухгалтер учреждения должен установить на своем календаре два, а не три срока (если не считать еще публикацию отчетности). Бывает сроки значительно не совпадают между собой, так как установлены разными получателями отчетности:

  • учредителем (финансовым органом);
  • налоговым законодательством (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года).

В налоговый орган по месту нахождения учреждения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность представляют позже, чем учредителю (финансовому органу).

: порядок заполнения приведен в пункте 69 Инструкции 33н;

Сведения (ф. 0503771);

Сведения (ф. 0503772);

Сведения (ф. 0503773);

Сведения (ф. 0503775);

Сведения (ф. 0503779);

Сведения (ф. 0503295);

другие сведения, установленные учредителем.

Административная ответственность

Так как отчетность в рамках исполнения требования Инструкции № 33н – бухгалтерская, то ответственность за нарушение сроков ее представления – административная (ч. 1 ст. 15.6 КоАП). Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию в этом случае, - от трехсот до пятисот рублей.

Чаще всего штраф накладывают на руководителя учреждения, обосновывая такой подход тем, что нет четкого разграничения, позволяющего определить:

  • круг должностных обязанностей;
  • пределы ответственности каждого должностного лица.

Проверяющие ссылаются на ч. 1 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете». Однако, если руководитель учреждения обратится в суд, то от административной ответственности его могут освободить. Наличие в штате должности главного бухгалтера и подписи главного бухгалтера на должностной инструкции суды рассматривают как доказательство того, что руководитель:

  • не допустил неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, так как возложил на главного бухгалтера обязанность по представлению в установленный законодательством срок бухгалтерской отчетности;
  • организовал ведение бухгалтерского учета.

При этом судьи лишь указывают, что виноват главный бухгалтер, а не руководитель. Для привлечения главного бухгалтера к ответственности у суда нет ни протокола, ни решения о привлечении к административной ответственности. К тому же срок привлечения к административной ответственности к моменту суда уже истекает.

Налоговая ответственность

Днем совершения правонарушения налоговики признают день, следующий за днем окончания срока подачи документов (п. 1 ст. 126 НК РФ). То есть и за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, и за опоздание действует одна и та же санкция – 200 руб. за каждый не представленный в срок документ.

Общий размер штрафа зависит от типа учреждения. Отметим, что налоговые органы штрафуют по максимуму, рассчитывая штраф, исходя из полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности. Такой порядок рекомендован письмом ФНС России от 21 ноября 2012 года № АС-4-2/19575@.

Обычно при расчете штрафа налоговые органы подсчитывают количество отчетов не по Инструкции по бюджетному учету № 33н, а на основании Письма Минфина РФ от 28 марта 2013 г. N 02-06-07/9937. В отношении бюджетных (автономных) учреждений в указанном письме упомянуты пять форм отчетности. Соответственно штраф за непредставленную отчетность составляет 1 тысячу рублей (5 отчетов Х 200 руб.).

Обратите внимание, что привлечение учреждения к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной (п. 4 ст. 108 НК РФ).

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2006, N 45, ст. 4635; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291) и в целях установления единого порядка составления, представления государственными (муниципальными) автономными учреждениями и государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, приказываю:

2. Настоящий Приказ не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также при осуществлении наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

Инструкция
о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений
(утв. приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н)

1. Государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность по формам согласно к настоящей Инструкции (далее в целях настоящей Инструкции - бухгалтерская отчетность).

2. Бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, созданного в течение финансового года, путем изменения типа государственного (муниципального) казенного учреждения, первым отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с настоящей Инструкцией, считается период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания.

Для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, в отношении которого принято в течение финансового года решение об изменении его типа в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с настоящей Инструкцией, считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение (с даты регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке при создании государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения; с момента создания государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения путем изменения его типа) и до момента изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения на казенное учреждение.

5. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации.

В случае передачи руководителем учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета и составления на его основе отчетности по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (далее - централизованной бухгалтерии) бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.

Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской отчетности учреждения, в отношении которого централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, пользователям бухгалтерской отчетности осуществляется по согласованию с руководителем указанного учреждения.

6. Бухгалтерская отчетность представляется учреждением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

Учредитель при определении порядка предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, соответствующие обязательным требованиям к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде, утвержденным финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее - соответствующий финансовый орган), а также положения об обязательном обеспечении защиты информации.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется от имени учреждения главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным в учреждении (в централизованной бухгалтерии) за ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Учредитель, иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, предусмотренном настоящего пункта, а также в левом верхнем углу титульного листа Баланса государственного (муниципального) учреждения (Разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения) проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя. В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется учреждению в виде электронного документа.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

В случае, если дата представления бухгалтерской отчетности учреждения, установленная учредителем, совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется учреждением не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.

7. Автономное учреждение представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8. Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления.

9. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств, проведенной учреждением в порядке, им установленном в рамках формирования учетной политики.

Бухгалтерская отчетность учреждений: обзор изменений в Инструкции № 33н

Приказом Минфина РФ от 17.12.2015 № 199н (далее – Приказ № 199н, Изменения) были внесены изменения в Инструкцию № 33н, которые используются при составлении бухгалтерской отчетности начиная с 2016 года, за исключением отдельных положений, по которым период применения – отчетность за 2015 и 2017 годы.

Изменения, применяемые при составлении отчетности за 2015 год

Пунктом 2 Приказа № 199н что п. 1.1, 1.2, 2.1 – 2.6, 2.8, 2.9, 2.12, 2.16, 2.18, 2.19, 2.27, 3.2, 3.8, 3.10 Изменений применяются, начиная с отчетности 2015 года. Приведем положения отдельных пунктов.

Например, Инструкция № 33н дополнена п. 6 (п. 2.4 Изменений), которым установлено, что бухгалтерская отчетность представляется учреждением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо по решению органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

Учредитель при определении порядка предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, соответствующие обязательным требованиям к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде, утвержденным финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее – соответствующий финансовый орган), а также положения об обязательном обеспечении защиты информации.

Пункт 2.5 Изменений скорректировал положения п. 7 Инструкции № 33н: автономное учреждение представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

В группе граф «Не исполнено» отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) отражается объем принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (отчетного) финансового года (разд. 1, 2 отчета) и финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом (разд. 3 отчета) (п. 48 Инструкции № 33н в редакции п. 2.16 Изменений). Фраза «исполнение которых, предусмотрено в следующие отчетные периоды» (содержалась в конце предложения), исключена из данного пункта.

В новой редакции изложен п. 51 Инструкции № 33н (п. 2.18 Изменений), которым установлено, что показатели отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) отражаются в разрезе деятельности с целевыми средствами (субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений) (графа 4), деятельности за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (графа 5), по приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении) (графа 6) и итогового показателя (графа 7, равная сумме показателей по графам 4, 5, 6).

Изменения, применяемые при составлении отчетности за 2016 год

Состав бухгалтерской отчетности, составляемой автономными учреждениями за 2016 год, дополнен отчетом о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Кроме того, внесены изменения в таблицы пояснительной записки (ф. 0503760), среди которых:

  • сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

Ниже поговорим об изменениях в отношении некоторых форм более подробно.

Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)

Отчет (ф. 0503723) формируется учреждением по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, и включает в себя следующие данные (п. 55.1 Инструкции № 33н в редакции п. 2.21 Изменений):

  • о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание
  • о движении денежных средств в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.

Отчет (ф. 0503723) составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых:

  • к счету 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;
  • к счету 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;
  • к счету 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
  • к счету 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
  • к счету 0 201 34 000 «Касса»;
  • к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В разделах отчета (ф. 0503723) на отчетную дату отражаются:

1) в разделе 1 «Поступления» – поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;

2) в разделе 2 «Выбытия» – выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;

3) в разделе 3 «Изменение остатков средств» – увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также результат пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту РФ, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница).

Отметим, что при заполнении этого раздела должны соблюдаться следующие контрольные соотношения:

* Напомним, что отчет (ф. 0503737) заполняется отдельно по каждому виду деятельности учреждения. В свою очередь, в отчете (ф. 0503723) показатели отражаются сразу по всем видам деятельности учреждения. Поэтому, чтобы произвести контрольные соотношения между формами 0503737 и 0503723, следует суммировать показатели строк 710 отчета (ф. 0503737) по каждому виду деятельности (без учета некассовых операций) и полученный результат сравнить с информацией, отраженной в строке 501 отчета (ф. 0503723). Аналогичный порядок применяется и при соотношении показателей строки 502 отчета (ф. 0503723) и суммы показателей строк 720 отчета (ф. 0503737).

Показатель строки 503 отчета (ф. 0503723) – это результат пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту РФ, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница). Полученная в результате пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту РФ положительная курсовая разница отражается со знаком «плюс», отрицательная курсовая разница – со знаком «минус».

Показатели строк 421, 431, 441, 451, 461, 463, 501 отражаются в отрицательном значении (со знаком «минус»).

Показатели строк 422, 432, 442, 452, 462, 464, 502 отражаются в положительном значении (со знаком «плюс»);

4) в разделе 4 «Аналитическая информация по выбытиям» отражается информация в части выбытий по текущим операциям и инвестиционным операциям, детализированная по аналитическим кодам бюджетной классификации.

Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762)

Таблица (ф. 0503762) была включена в пояснительную записку Приказом Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н и впервые составлялась учреждением при формировании отчетности за 2015 год. В ней согласно положениям п. 65.1 Инструкции № 33н в редакции, действующей до 14.02.2016, отражаются данные о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении. Однако сведения об исполнении учреждением (обособленным подразделением) мероприятий, финансовое обеспечение которых производится за счет субсидий на иные цели, в том числе на цели осуществления капитальных вложений, фактически данная информация отражаются в таблице (ф. 0503766) (п. 66 Инструкции № 33н). С целью устранения требования указывать одну и ту же информацию в двух смежных таблицах в п. 65.1 Инструкции № 33н были внесены изменения, исключающие отражение таких сведений в таблице (ф. 0503762) (п. 2.25 Изменений). Согласно новой редакции данного пункта (применяется при составлении бухгалтерской отчетности начиная с 2016 года) в ней отражаются сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания. Кроме того, Приказом № 199н форма дополнена двумя графами:

  • графой 8, в которой отражается сумма фактически не исполненных количественных показателей государственного (муниципального) задания (показатель графы 8 определяется как разность показателей граф 4 и 6);
  • графой 9, в которой указывается причина неисполнения учреждением показателей государственного (муниципального) задания.

Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)

Пунктом 2.26 Изменений таблица (ф. 0503766) дополнена графой, в которой отражается объем неисполненных назначений (показатель графы 6 равен разности показателей граф 4 и 5) (п. 66 Инструкции № 33н).

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

Пунктом 2.28 Изменений внесены следующие изменения в таблицу (ф. 0503796):

1) в раздел 1 таблицы «Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности» включены новые графы, в которых следует отражать:

  • увеличение и уменьшение общей суммы дебиторской (кредиторской) задолженности по денежным и неденежным (по графам 5 и 6 указывается увеличение денежных, неденежных расчетов, по графам 7 и 8 – их уменьшение);
  • данные по задолженности (дебиторской, кредиторской), сформированные на конец прошлого финансового отчетного периода (в графе 12 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бухгалтерского учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года, размер долгосрочной задолженности отражается в графе 13, просроченной – в графе 14);

2) изменено наименование графы 8 разд. 2 таблицы;

3) включен новый разд. 4 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, задолженности» . В нем указываются:

  • общая сумма просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности (графа 3);
  • сумма просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»; 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (графа 4);
  • сумма просроченной дебиторской, кредиторской задолженности по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 000 00 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами (графа 5).

Пункт 69 Инструкции № 33н дополнен понятиями денежных и неденежных расчетов. В целях формирования таблицы (ф. 0503769) под денежными расчетами понимаются операции по расчетам денежными средствами, отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 0 201 11 000, 0 201 21 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, 0 201 27 000, 0 201 34 000. В с вою очередь, под неденежными расчетами понимаются операции по расчетам в виде зачета (зачет переплаты одних видов платежей в счет других видов платежей, авансовых платежей, обязательств, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 06 000.

При заполнении таблицы (ф. 0503796) должны выполняться следующие внутренние контрольные соотношения:

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)

Пунктом 2.31 Изменений Инструкция № 33н дополнена п. 74.1, которым установлен порядок заполнения таблицы (ф. 0503295). В этой таблице отражаются показатели, сформированные у учреждения в отчетном периоде по суммам:

  • подлежащим взысканию по не исполненным на начало текущего финансового года денежным обязательствам по решениям судов (судебным актам (международных) судов), отраженным на соответствующих счетах бюджетного учета;
  • денежных обязательств, образовавшихся по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов), поступившим с начала текущего финансового года;
  • денежных обязательств, возникших по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов) с начала текущего финансового года, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе связанное с пересмотром решений судов;
  • исполненных денежных обязательств по решениям судов (судебным актам иностранных (международных) судов);
  • переоцененных по решению суда денежных обязательств;
  • не исполненных денежных обязательств на конец отчетного периода.

В справочной таблице по неисполненным решениям судов отражаются сведения о не исполненных на отчетную дату денежных обязательствах по исполнительным документам (судебным актам иностранных (международных) судов), отраженных в графе 8 сведений (ф. 0503295), с указанием кодов КОСГУ (графа 1), общего количества неисполненных учреждением решениям судов по принятым к учету исполнительным документам (графа 2) и общей суммы по неисполненным исполнительным документам (графа 3).

При этом данные графы 3 справочной таблицы должны соответствовать данным графы 8 сведений (ф. 0503295).

Одновременно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) раскрывается информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Поскольку дата действия документа – 14 февраля 2016 года, автономные учреждения при составлении отчетных форм за 2015 год применяли нормы этого документа при наличии соответствующего распоряжения учредителя.

Приказом Минфина России от 14.11.2017 № 189н внесены изменения в формы и порядок составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, которые должны применяться при составлении отчетности за 2017 год. На интернет-страницах техподдержки типовых конфигураций программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 1 и редакция 2 опубликован актуальный комплект регламентированной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (statrep33№.repx). В состав комплекта регламентированной отчетности также включены контрольные соотношения для проверки корректности составления форм отчетности. Соотношения составлены по требованиям, опубликованным на сайте Федерального казначейства. Эксперты 1С разъясняют особенности формирования форм.

Приказом Минфина России от 14.11.2017 № 189н (далее – Приказ № 189н) внесены изменения в формы и порядок составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, далее – Приказ № 33н, которые должны применяться при составлении отчетности за 2017 год.

На интернет-страницах техподдержки типовых конфигураций программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакция 1 и редакция 2 опубликован актуальный комплект регламентированной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (statrep33№.repx).

  • В соответствии с Приказом № 33н в состав комплекта регламентированной отчетности 2017 года включены следующие формы (знаком * отмечены формы, измененные приказом № 189н):
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – Справка ф. 0503710);
  • * Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее – Отчет ф. 0503721);
  • * Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее - Отчет ф. 0503723);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее – Справка ф. 0503725);
  • Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • * Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – Отчет ф. 0503737);
  • * Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее – Отчет ф. 0503738);
  • Пояснительная записка

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) содержит:

  • Сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • * Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762) (далее – Сведения ф. 0503762);
  • Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • Сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
  • Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • * Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее - Сведения ф. 0503769);
  • Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  • Сведения о суммах заимствований (ф. 0503772);
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  • Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • * Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) (далее - Сведения ф. 0503790);
  • Сведения об основных направлениях деятельности (Таблица № 1);
  • Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (Таблица № 4);
  • Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица № 5);
  • Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица № 6);
  • Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица № 7);
  • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения" (ф. 0503295).

В поставку также входит дополнительная форма квартальной бухгалтерской отчетности, представляемая федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, утвержденная приказом Минфина России от 12.05.2016 № 60н:

  • Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

В состав комплекта регламентированной отчетности также включены контрольные соотношения для проверки корректности составления форм отчетности. Соотношения составлены по требованиям, опубликованным на сайте Федерального казначейства. При публикации новых требований к контрольным соотношениям изменения вносятся в комплект отчетности.

Ниже приведены особенности составления форм.

Особенности формирования регламентированных отчетов за 2017 год

Структура кода классификации

Согласно изменениям, внесенным приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н в приказы от 16.12.2010 № 174н и от 23.12.2010 № 183н, начиная с 1 января 2017 года, при ведении учета бюджетными и автономными учреждениями в разрядах 1 - 17 номера счета учета отражается:

  • в 1 - 4 разрядах - аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
  • в 5 - 14 разрядах - нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета;
  • в 15 - 17 - аналитический код вида поступлений:
    • доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения);
    • или аналитический код вида выбытий - расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований.

Для реализации данных требований добавлены новые виды отчетов с необходимой структурой кода классификации, соответствующие виды отчетов отмечены постфиксом (действует с 01.01.2017):

  • Ф. 0503710, Справка по заключению учреждением счетов (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503725, Справка по консолидируемым расчетам учреждения (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503769, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503771, Сведения о финансовых вложениях учреждения (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503772, Сведения о суммах заимствований (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503775, Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (действует с 01.01.2017);
  • Ф. 0503793, Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям (грантам) (действует с 01.01.2017).

При заполнении отчета, выбор классификаторов производится:

  • в 1 - 4 разрядах – из справочника «Разделы, подразделы КРБ»;
  • в 5 - 14 разрядах – если установлено учетной политикой, то из справочника «Аналитические коды КПС», если не установлено – не заполняется;
  • в 15 – 17 разрядах:
    • для доходов, источников финансирования – из справочника «Коды экономической классификации (КЭК)»;
    • для расходов – из справочника «Виды расходов КРБ».

Пример выбора кода бюджетной классификации новой структуры (используется в перечисленных выше отчетах):

Справка ф. 0503710

Для составления Справки ф. 0503110 следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503710, Справка по заключению учреждением счетов (действует с 01.01.2017)", далее - Отчет ф. 0503710.

Отчет ф. 0503710 формируется по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами", 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года", 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года".

В графе 1 указывается номер соответствующего счета аналитического учета, содержащий в соответствующих разрядах номера счета: код вида финансового обеспечения (деятельности), аналитические коды вида поступлений (выбытий). В остальных разрядах счета при автозаполнении указываются нули. При необходимости заполнения полного кода счета (26 знаков) в настройках заполнения следует установить значение "Да" для соответствующих параметров - "Заполнять раздел, подраздел КПС", "Заполнять аналитический код КПС":


Отчет ф. 0503721

Для составления Отчета ф. 0503721 следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503721, Отчет о финансовых результатах", далее - Отчет ф. 0503721.

Приказом № 189н изменен перечень заполняемых строк по графам 4, 5 Отчета ф. 0503721:

  • графа 4 по строкам 030, 040, 050, 060, 062, 063, 096, 103 не заполняется;
  • графа 5 по строкам 030, 050, 060, 062, 063, 096, 101, 102, 103 не заполняется.

Для реализации этого требования внесены изменения в правила заполнения Отчета ф. 0503721 и добавлены контрольные соотношения, проверяющие корректность заполнения указанных ячеек. На рисунке ячейки, заполнение которых не выполняется согласно требованиям Приказа № 189н, выделены красным цветом:


Отчет ф. 0503723

Для формирования формы Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) применяется регламентированный отчет "Ф. 0503723, Отчет о движении денежных средств учреждения". В 2016 году согласно Письму Минфина России № 02-07-07/15237, Казначейства России № 07-04-05/02-178 от 17.03.2016 графы 5, 6 раздела 4 не заполнялись.

Для отчетности 2017 года Приказом № 189н установлен следующий порядок заполнения граф 5, 6 раздела 4:

  • в графе 5 – отражаются соответствующие коды раздела, подраздела расходов бюджета, исходя из осуществляемых учреждениями функций (услуг);
  • в графе 6 – отражается дополнительная детализация по аналитическим кодам выбытий в структуре, утвержденной финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

При автозаполнении отчета графа 5 (раздел, подраздел) заполняется автоматически:

При формировании отчета за 2017 год требуется заполнить графу 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" в разделах 1, 2, 3. Для этого следует выбрать пункт меню "Заполнить – Правило 723" и в поле "Отчет за аналогичный период прошлого финансового года" выбрать соответствующий отчет за 2016 год:

Инструкцией №33н предусмотрено формирование Отчета ф. 0503723 по всем КФО. Правилом 723 предусмотрена возможность заполнения Отчета ф. 0503723 с отбором по КФО (пункт "Настроить заполнение" меню кнопки "Заполнить").

Справка ф. 0503725

В связи с изменением структуры бюджетной классификации для составления Справки (ф. 0503725) следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503725, Справка по консолидируемым расчетам учреждения (действует с 01.01.2017)", далее – Отчет ф. 0503725.

В графе 3 Отчета ф. 0503725 указывается номер соответствующего счета аналитического учета счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами", содержащий в соответствующих разрядах номера счета бухгалтерского учета: код вида финансового обеспечения (деятельности), аналитические коды вида поступлений (выбытий). В остальных разрядах счета при автозаполнении указываются нули. При необходимости заполнения полного кода счета (26 знаков), в настройках заполнения следует установить значение "Да" для параметра "Заполнять КПС".

При выборе счета учета автоматически производится отбор по коду счета (в соответствии с перечнем счетов учета, по которым предусмотрено заполнение формы Инструкцией № 33н). Отбор выполняется при выборе значения из таблицы дополнительных реквизитов. При необходимости данный отбор может быть отключен пользователем в форме выбора счета.

Отчет ф. 0503737

Для составления Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ф. 0503737 за 2017 год следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД (действует с 01.01.2016)", далее - Отчет ф. 0503737.


Приказом № 189н в порядок заполнения Отчета ф. 0503737 внесены изменения:

  • В разделе "Доходы учреждения" графа 10 по строке 010 "Доходы - всего" не заполняется.

Для заполнения отчета за 2017 год следует использовать бланк отчета "0503737 (176н с 31.12.2017)".

Отчет ф. 0503737 формируется в порядке, установленном пунктами 34 – 44.1 Инструкции № 33н.

В разделах 1 и 2 Отчета ф. 0503737 отражаются только поступления и выбытия текущего года.

Графа 8 "Некассовые операции" автоматически не заполняется.

Согласно пункту 2.2 Письма Минфина России N 02-07-07/21798, Казначейства России N 07-04-05/02-308 от 07.04.2016 формирование Отчета ф. 0503737 осуществляется в соответствии с прилагаемым к письму шаблоном.

Шаблоном формы 0503737 предусмотрен определенный перечень кодов аналитики в гр. 3 по разделам формы, а также дополнительные коды строк в гр. 2 раздела 1.

При автозаполнении по данным учета типовым Правилом заполнения "Правило 737 (209н 2017)" в разделах 1 и 2 Отчета (ф. 0503737) формируются строки по детальным кодам аналитики, по которым были обороты по счетам. При заполнении Отчета ф. 0503737 вручную также следует вводить данные только по детальным кодам аналитики.

Важно. Перед формированием отчета следует проверить применяемые учреждением коды аналитики согласно Сопоставительной таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам и применяемых бюджетными и автономными учреждениями".


Группировка показателей по группировочным кодам аналитики и нумерация строк согласно шаблону производятся при формировании дополнительного печатного бланка (пункт "0503737 (2017 по письму ФК)" меню кнопки "Печать") и при выгрузке отчета в форматах Федерального казначейства.


Отчет ф. 0503738

Для составления Отчета об обязательствах учреждения ф. 0503738 за 2017 год следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503738, Отчет об обязательствах (действует с 01.01.2016)" далее – Отчет ф. 0503738.

Приказом № 189н установлен порядок заполнения граф строки 911:

  • графы 4 - 5, 7 - 9, 11 не заполняются;
  • показатель строки 911 по графе 6 равен показателю по графе 10;
  • В графе 6 по строке 911 отражается сумма показателей (остатков) соответствующих счетов аналитического учета счета 050299000 "Отложенные обязательства" на конец отчетного периода. При этом показатель графы 6 и графы 10 по строке 911 должны быть идентичны.

Для проверки выполнения этих требований используются контрольные соотношения, в форме Отчета ф. 0503738 возможность заполнения граф не отключалась.

Сведения ф. 0503762

Для составления Сведений о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762) следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503762, Сведения о результатах деятельности" далее – Отчет ф. 0503762.

Для заполнения отчета за 2017 год следует использовать бланки отчета "0503762 (189н)", "0503762 (189н) Без классификатора показателей результативности".

Приказом № 189н установлен порядок заполнения граф 5, 7 Отчета ф. 0503762:

  • Если в графе 5 запланированные объемы финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания по соответствующему виду услуги (работы) в стоимостном выражении равны нулю, то графа 7 не заполняется.

Для проверки выполнения этих требований используются контрольные соотношения.

Сведения ф. 0503769

Для составления Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503769, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (действует с 01.01.2017)" , далее - Отчет ф. 0503769.

Для автозаполнения Отчета ф. 0503769 используется типовое правило: Правило 769 (2017). При автозаполнении в графе 1 "Номер (код) счета бюджетного учета" Отчета ф. 0503769 формируются номера счетов (26 знаков) в зависимости от установки параметра заполнения "Заполнять Аналитический код КПС":

  • При установке параметра заполнения "Заполнять Аналитический код КПС" = "Да" дополнительно формируются разряды КПС 5-14 (Аналитический код КПС) – если такой порядок формирования кода классификации установлен учетной политикой субъекта учета.

При необходимости изменения стандартных настроек заполнения Отчета ф. 0503769 соответствующие настройки параметров формирования задаются в пункте "Настроить заполнение" меню кнопки "Заполнить", как показано на рис. ниже.

Типовые Правила автозаполнения Отчета ф. 0503769 учитывают требования, установленные Приказом № 33н:

  • Формирование показателей по графам 6, 8 осуществляется по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
  • В графах 12 - 14 показатели отражаются по строкам "Итого по коду синтетического счета".

Для заполнения граф 12-14 раздела 1 требуется указать Отчет ф. 0503769 (документ) за аналогичный период прошлого финансового года, из которого следует получить данные. Для этого нужно выбрать пункт "Настроить заполнение" меню кнопки "Заполнить". В открывшейся форме настройки заполнения выбрать нужный отчет (параметр "Отчет за аналогичный период прошлого финансового года").

Заполнение граф 12-14 раздела 1 по данным Отчета ф. 0503769 за аналогичный период прошлого финансового года производится без детализации по коду БК, поскольку при формировании печатной формы данные по графам 12-14 раздела 1 будут указаны в итоговых строках по кодам счетов.

Данные за аналогичный период прошлого финансового года отражаются в отдельных строках отчета. При этом в строках по данным текущего года возможно заполнение сумм только в графах 1-11, а в строках по прошлому году - только в графах 12-14.

Особенности заполнения Отчета ф. 0503769 приведены в Справке к Правилам (пункт "Справочная информация" меню кнопки "Заполнить").

При ручном вводе данных в Отчет ф. 0503769 при выборе счета учета автоматически производится отбор по коду счета в соответствии с перечнем счетов учета, по которым предусмотрено заполнение формы Инструкцией № 33н. При необходимости данный отбор может быть отключен пользователем в форме выбора счета.

Сведения ф. 0503775

Заполнение формы выполняется вручную.

Значения граф 6, 7 формы состоят из нескольких частей, поскольку, согласно требованиям Приказа № 33н, указывается:

  • в графе 6 - учетный номер объекта капитальных вложений на отчетную дату, присвоенный учреждением - балансодержателем указанного объекта, согласно следующей структуре:
  • 1 - 3 разряды - код главного распорядителя бюджетных средств учреждения по бюджетной классификации расходов бюджетов;
  • 4 - 23 разряды - уникальный номер реестровой записи юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса;
  • 24 - 27 разряды - порядковый номер, присвоенный учреждением - балансодержателем объекта капитальных вложений при принятии его к бюджетному учету;
  • 28 разряд - код контура идентификации сведений об объекте:
    • 1 - сведения, не составляющие государственную тайну;
    • 2 - сведения, составляющие государственную тайну;

      Дополнительные формы бюджетной отчетности

      Отчет ф. 0503793

      Для составления Отчета ф. 0503793 следует применять регламентированный отчет "Ф. 0503793, Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (действует с 01.01.2017)" , далее - Отчет ф. 0503793.

      Согласно пункту 10 Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, утв. приказом Минфина России от 12.05.2016 № 60н, Отчет ф. 0503793 формируется раздельно по видам предоставленных субсидий (грантов):

      • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
      • субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
      • субсидии на осуществление капитальных вложений.

      При автозаполнении Отчета ф. 0503793 типовым правилом автозаполнения необходимо учитывать следующие особенности:

      • В графе 6 "Номер счета бухгалтерского учета" Отчета ф. 0503793 формируются номера счетов (26 знаков) в зависимости от установки параметра заполнения параметра заполнения "Заполнять Аналитический код КПС":
        • При установке параметра заполнения "Заполнять Аналитический код КПС" = "Нет" заполняются разряды КПС 1-4 (раздел, подраздел) и 15-17 (для КПС вида "КРБ" - код вида расходов, для КПС "КДБ" и "КИФ" - аналитическая группа). Режим по умолчанию.
        • При установке параметра заполнения " Заполнять Аналитический код КПС" = "Да" дополнительно формируются разряды КПС 5-14 (Аналитический код КПС) – если такой порядок формирования кода классификации установлен учетной политикой субъекта учета.
      • Учитываются остатки по счетам 206.41, 206.42, 206.73 по субконто Контрагенты и Договоры;
      • Учитываются обороты по счету 502.11 по субконто Принятые обязательства (по КЭК 241, 242, 530);
      • При установке параметра заполнения "Соответствие КФО правовому основанию" = "Да" устанавливается следующее соответствие:
        • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания - заполнение производится по КФО4;
        • ст.78.1, абзац 2, пункт 1 - заполнение производится по КФО5;
        • субсидии на осуществление капитальных вложений - заполнение производится по КФО6;
      • При установке параметра заполнения "Соответствие счетов БК РФ" = "Нет", заполнение производится по КФО4, КФО5, КФО6.

Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н (далее – Приказ № 172н) вносит изменения в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33 (далее – бюджетная инструкция 33н). На момент подготовки журнала в печать приказ находится на регистрации в Минюсте. Предполагается, что отдельные изменения, которые содержит Приказ № 172н, следует учитывать при составлении годовых отчетных форм за 2014 год, поэтому мы посчитали необходимым осветить изменения.

Некоторые правки, которые Приказ № 172н вносит в бюджетную инструкцию 33н, имеют технический характер и не оказывают влияния на отражение показателей отчетных форм. Например, слова «бюджетные инвестиции» по всему тексту Инструкции 33н заменены словами «субсидии на цели осуществления капитальных вложений». На такие изменения мы не будем обращать ваше внимание – рассмотрим правки бюджетной инструкции 33н, применение которых меняет заполнение строк отчетности и сами формы.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).


Внесены изменения в порядок заполнения строки 230 отчета. Действующий абз. 16 п. 18 Инструкции 33н предполагает, что кредитовый остаток по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» отражается со знаком «минус», хотя по факту по этой строке отражалась дебиторская задолженность по платежам в доход учреждения. Новая редакция данного пункта требует отражать в этом пункте дебиторскую задолженность по платежам в доход учреждения.

По строке 320 отражался остаток по счету 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу». Поскольку этот счет в новой редакции Инструкции № 157н звучит как «Расчеты по ущербу и иным доходам», соответствующие изменения были внесены в абз. 23 Инструкции № 33н.

По строке 331 вместо отражения остатка по счету 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» предполагается отражать остаток по счету 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС». Это связано с изменениями, которые произошли в применении счета 0 210 01 000 (п. 224 Инструкции № 157н).

Финансовый результат учреждения включает в себя резервы предстоящих расходов (остаток по счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), поэтому показатель строки 620 включает в себя сумму строк 623, 623.1, 624, 625 и 626 (абз. 2 п. 20 Инструкции 33н). По строке 626 (новая строка формы) отражается остаток по счету 0 401 60 000.

Фото: www.ru.123rf.com

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах.

Эта форма отчетности дополнена строками 270, по которой отражаются показатели счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» и 280, по которой отражаются показатели, сформированные на счете 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721).


Приказ № 172н предполагает внести в эту форму несколько изменений. В действующей сейчас редакции п. 53 Инструкции 33н указано, что по строке 030 показывается сумма по данным счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности». При этом всегда возникал вопрос с НДС: включает ли его указанная сумма? Минфин учел это упущение и в Приказе № 172н предусмотрел, что по этой строке нужно отражать сумму начисленных доходов по данным счета 2 401 10 120 «Доходы от собственности» за вычетом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 2 401 10 120) сумм НДС. По факту так строка и заполнялась, но в Инструкции № 33н об этом ничего не говорилось.

По строке 110 графы 5 слова «разность между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг, сложившиеся за отчетный

период» заменены на слова «разность между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов, сложившиеся за отчетный период». То есть все показатели по счету 0 401 40 000, а не только показатели счета 2 401 30 130 подлежат отражению по этой строке. Фактически учреждения при заполнении отчетной формы отражали и ранее по строке 110 показатели по счету 0 401 40 000, однако это не было регламентировано законодательно.

По строкам 160 – 269 графы 5 отчета в новой редакции бюджетной инструкции 33н отражаются показатели по коду вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».

В результате добавления в форму строки 303 «Резервы предстоящих расходов» чистый операционный результат (показатель строки 300 отчета) определяется как разность строк 301 и 302, которая суммируется с показателем строки 303.

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

В этой форме отчетности разд. 2 «Результаты деятельности учреждения» дополнен новой формой 0503762 «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений».

* * *

Принимая во внимание изменения, которые произошли в методологиии учета после вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н , следует отметить, что Минфин Приказом № 172н вносит минимальные из возможных правок в Инструкцию № 33н, которые предполагается применять при составлении отчетности за 2014 год. Отчетность за 2015 год подвергается серьезным коррективам, но об этом мы поговорим в следующих номерах журнала.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

«О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Т. Сильвестрова
главный редактор журнала
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»