Психотерапевтические техники и упражнения. Психотерапевтическое упражнение «Планета людей. Упражнение «Я сильный – я слабый»

Психотерапия является таким видом лечения, при котором доктором в качестве инструмента воздействия на психику пациента используется слово. В широком смысле своего понимания данное направление охватывает общение больного и врача в целом. Ведь при лечении болезней любого профиля доктор, общаясь со своими пациентами, неизбежно оказывает на них психологическое воздействие. Именно поэтому столь ответственен момент налаживания контакта, а также личный подход к каждому человеку с учетом особенностей его личности и конкретных социальных условий.

Основным достоинством рациональной психотерапии является устранение проявлений болезни путем изменения отношения человека к самому себе, к своему состоянию и ко всему окружающему.

Способы излечения словом

Каковы главные направления, являющиеся элементами психотерапии? Они представлены следующими основными способами устранения заболеваний:

  1. Рациональной психотерапией.
  2. Данный способ включает в себя внушение наяву, происходящее при нахождении человека в состоянии гипнотического сна, а также самовнушение, которое носит название аутосуггестии.
  3. Групповая, или коллективная психотерапия. Она бывает домашней и поведенческой, игровой. Также выделяют имаготерапию и психоэстетотерапию.
  4. Наркопсихотерапия.

Все перечисленные выше способы окажут на больного максимальное воздействие при их сочетании с другими видами устранения недуга, в том числе медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами, трудотерапией, ЛФК и т. д.

Направление рациональной психотерапии

Для избавления от болезней врач может воздействовать на пациента с помощью разъяснений. Главное, чтобы они были логически аргументированными. Подобный метод известен в медицинской практике под названием «рациональная психотерапия». При его использовании врач должен объяснить своему пациенту то, что тот не понимает и не знает, и что способно поколебать его ложные убеждения.

Одновременно с прямым словесным воздействием рациональной психотерапии сопутствует и косвенное внушение. Например, метод разъяснения ситуации порой применяют к другим лицам в присутствии больного. Это позволяет добиться того, что лечебный эффект будет достигнут опосредованно. Помимо этого, в рациональной психотерапии используются различные дидактические приемы, а также эмоциональное воздействие.

Чаще всего лечение представляет собой диалог, который врач ведет со своим пациентом. Подобное собеседование позволяет разъяснить человеку обстоятельства, приведшие к заболеванию. При этом врач описывает характер и прогноз намеченного лечения. Психотерапевту необходимо придерживаться простоты и ясности в своей аргументации. При этом он, применив любые факты и показатели, указывающие даже на незначительные улучшения, должен попытаться воодушевить больного и помочь ему преодолеть имеющие место пессимистические представления.

Успех использования метода рациональной психотерапии во многом зависит от личности врача, от его заинтересованности в излечении пациента, а также от искренности, способности убеждать и терпеливо выслушивать, завоевывать симпатию и доверие.

Первые опыты, в которых рассматривалось применение подобной методики, были проведены на основе описанного И. П. Павловым, а также Б. Скиннером классического и оперантного обусловливания. Основная формулировка данных понятий состояла в цепочке «стимул - реакция» и придерживалась того постулата, который гласил, что поведение, приводящее к достижению необходимого результата, должно закрепляться, и напротив, не приводящее к нему - угасать или ослабляться.

На сегодняшний день существует большое количество методов рациональной психотерапии. Рассмотрим те из них, которые получили наибольшее распространение на практике.

Метод Поля Дюбуа

Рациональная терапия, предложенная этим швейцарским невропатологом, является наиболее доступным способом излечения пациента. Применяется она не только узкими специалистами, но и врачами широкого профиля.

Рациональная психотерапия Дюбуа использует способность пациента делать логические выводы, проводить сопоставления, а также доказывать обоснованность имеющихся фактов. Данный метод явился альтернативой лечения внушением. При этом рациональная психотерапия прежде всего делала ставку на мышление и разум пациента.

Поль Дюбуа считал, что истоки развития неврозов кроются в ошибках суждения и слабости интеллекта. Разумеется, в настоящее время данные теоретические выводы не принимаются безоговорочно. Тем не менее многие рекомендации и выводы Дюбуа, которые он сделал на основе многочисленных наблюдений, обладают большой практической ценностью. Примером тому может служить описание беседы швейцарского невропатолога со своим пациентом, который страдал от бессонницы. Ознакомиться с ней можно в книге А. М. Свядоща «Неврозы»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

В своей практике Дюбуа всецело опирался на логику. Используя это научное направление о законах мышления, он довольно убедительно демонстрировал своему пациенту те ошибки, которые имели место в его рассуждениях и были связаны с неверной оценкой патологического состояния. Подобное воздействие на больного является основой данного метода. Но помимо этого, рациональная психотерапия Дюбуа включает в себя эмоциональное воздействие, внушение, изучение и дальнейшую коррекцию личности, а также риторические дидактические приемы.

Метод Альберта Эллиса

Этим психологом был разработан способ рационально-эмоциональной психотерапии. Его основу составляют три главных аспекта психической деятельности человека. Это мысли, или когниции, а также поведение и чувства.

В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса выделяются:

  1. Дескриптивные когниции. Эти мысли содержат ту объективную информацию, которая была воспринята индивидом.
  2. Оценочные когниции. В данном типе мыслей отражается отношение человека к реальности.

Согласно положениям методики рациональной эмоциональной психотерапии А. Эллисона, два указанных выше типа когниций имеют связи различной степени жесткости. Негативные и позитивные эмоции вызывают вовсе не происшедшие объективные события, а их оценка. В связи с этим многие психопатологические расстройства и симптомы в эмоциональной сфере могут быть рассмотрены в качестве результата нарушений в когнитивной области, что именуется иррациональными установками. Они представляют собой жесткие связи между дескриптивными, а также оценочными когнициями. Данные нарушения выражаются в указаниях и требованиях, приказах и т. п. и не соответствуют реальности ни по своему качеству, ни по силе.

Будучи нереализованными, иррациональные установки провоцируют в неадекватных ситуациях возникновение негативных эмоций, которые усложняют жизнь индивида и мешают ему достигнуть поставленных целей. Для нормального функционирования психики необходимо создание рациональной системы оценочных когниций. Важны также гибкие связи, соединяющие такие мысли с дескриптивными.

Что представляет собой метод рационально-эмотивной психотерапии? Он включает в себя опознание имеющих место иррациональных установок, осуществление конфронтации с ними, а также пересмотр гибких (рациональных) установок и закрепление их функционирования. Пациент, успешно прошедший такой путь, начинает адекватно реагировать на происходящие события.

Свои основные идеи А. Эллисон изложил в книге «Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход». В ней он указал на то, что любой человек способен контролировать и влиять на собственные эмоциональные реакции в виде поведения и чувств. Причем так как он сам, пусть невольно, но заставил себя страдать, то так же он способен сделать все, чтобы прекратить это. Книга учит своего читателя не поддаваться внушению и не зависеть от обстоятельств. Для этого понадобится лишь не думать о том, какие чувства испытывает большинство окружающих.

Метод Аарона Бека

Этим исследователем был разработан способ когнитивной психотерапии. Его основу составляет утверждение о том, что психические расстройства и имеют место в связи с когнитивными навыками и структурами, которые были приобретены человеком в прошлом.

Согласно утверждениям американского профессора А. Бека, те психологические нарушения, которые предшествовали нейрофизиологическим расстройствам, имеют непосредственную связь с аберрацией мышления. Под этим термином исследователь понимал неверную переработку информации, что в результате способствовало искажению человеком видения ситуации или объекта. Подобные когниции являются основной причиной возникновения ложных представлений. В результате у пациента возникают неадекватные эмоциональные реакции.

В отличие от других методов рациональной психотерапии, созданный А. Беком способ содержит правила регуляции поведения, который базируется на двух основных параметрах, а именно на опасности/безопасности, а также на боли/удовольствии. Ось первого из этих двух сочетаний элементов включает в себя те события, которые связаны с психосоциальным, психологическим и физическим риском. Однако правила регуляции поведения в большинстве случаев не учитывают реальную ситуацию. Это и приводит к тому, что у индивида возникают различные проблемы. Используя метод рациональной психотерапии А. Бека, становится возможным модифицировать имеющиеся правила, сделать их более гибкими и менее персонифицированными, то есть привести в соответствие с имеющейся реальностью.

Когнитивная психотерапия зависимостей

Настоящим бичом современного общества являются алкоголизм и наркомания. Это болезни, которые могут быть вызваны генетическим фактором или же являются моделью поведения людей, не способных решить свои проблемы, и снимают возникшее в организме напряжение с использованием психоактивных веществ.

И здесь на помощь им может прийти индивидуальная рациональная психотерапия наркозависимых и людей, чрезмерно употребляющих спиртные напитки. Что представляет собой данный метод? Это когнитивно-рациональная психотерапия, направленная на определение основных триггеров, которыми являются мысли, ситуации и люди, запускающие механизм употребления наркотиков или алкоголя. Данный метод позволяет человеку избавиться от пагубных привычек. Происходит это благодаря осознанию собственных мыслей, тщательной проработке ситуации и в дальнейшем изменении поведения.

Психодрама Джорджа Морено

Психотерапия в рациональной терапии может использовать и групповой подход. Этим и отличается метод Дж. Морено, базирующийся на созданной им теории о социометрии, призванный стать ключом решения многих социальных проблем. При применении данного способа врач предлагает своим пациентам ролевую игру. В ее ходе он создает условия, вынуждающие человека спонтанно проявлять свои чувства по поводу актуальной для него проблемы. Главный постулат данного метода - утверждение о том, что любой индивид имеет естественную способность к игре.

Благодаря этому при исполнении той или иной роли он может самостоятельно воздействовать на свою проблему и даже купировать кризисную ситуацию. Подобный психотерапевтический процесс приводит к преодолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формируя у пациента адекватное и глубокое самосознание.

Моделирование поведения

Данный метод относится к С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Техники направления рациональной психотерапии

Как человеку избавиться от отрицательных эмоций? Для этого ему понадобится применить одну из техник рациональной психотерапии. Большинство из них используются профессионалами для лечения у своих пациентов неврозов. Порой с их помощью возможно и устранение психозов.

Наиболее частыми причинами подобных патологий являются накопленные отрицательные эмоции. Больной фиксируется на психотравмирующих ситуациях, отчего у него возникают чрезмерные острые переживания, вызывающие болезни.

Техники рациональной психотерапии наиболее показаны при обиде, вызванной не оправдавшимися надеждами. Кстати, человек нередко сам совершенно неосознанно прибегает к данной методике. Он делится своим горем с родственниками, другом, а порой даже с незнакомым человеком. Прежде всего, он надеется на оправдание собственной позиции в произошедшем конфликте. Однако основным здесь является вовсе не это. Важно осознать причины произошедшего, отчего может получиться, что обиженный сам виноват в случившемся. А это означает, что обижаться не на кого.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Ролевой аутотренинг

При использовании такого метода пациенту понадобится вжиться в образ веселого или спокойного человека. Подобный способ великолепно помогает в качестве профилактики предстоящих конфликтных и стрессовых ситуаций. Однако его эффективность может почувствовать только человек с артистической натурой.

Для того чтобы войти в роль, понадобится выбрать для себя подходящий идеал. Образцом может стать либо реальный человек, либо киногерой. Но стоит помнить: для того чтобы с помощью этого метода оставаться спокойным в различных ситуациях, понадобится предварительная тренировка.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

«Правда всегда одна, это сказал фараон», – пела группа «Наутилус Помпилиус». Хотя и не обязательно быть фараоном, чтобы это понимать.

Объективная реальность на то и объективна, что не терпит вариативности. Она основана на факте. А «факт», как известно всем, читавшим Михаила Булгакова, «самая упрямая в мире вещь». Сам по себе он не терпит фантазии и искажения.

А вот восприятие реальности субъективно. Кто-то скажет о своем собеседнике: «У него добрая улыбка». Другой сочтет эту улыбку «зловещей», «неискренней» или «заигрывающей». При этом фактом является только то, что улыбка имела место быть. Представителям правоохранительных органов порой приходится просто разгадывать шарады, пытаясь выделить в свидетельских показаниях факты. Каким же на самом деле был этот «высокий коротышка, худой толстяк, полностью лысый жгучий брюнет с голубыми глазами черного цвета»?

Искажать реальность нас заставляют проекции. Это защитный механизм, работающий на нашу выгоду, только порой эта выгода оказывается сомнительной… Проекция – это надетые на глаза цветные очки, как в «Изумрудном городе». Они помогают нам видеть реальность такой, какой мы хотим ее видеть . Если реальность предстает приукрашенной, такие проекции называются «позитивными», если очерняется – «негативными».

В случае позитивных проекций можно пребывать в блаженной идеализации. Это доставляет удовольствие, дает ложное чувство безопасности . По темной чащобе приятнее гулять, считая волков вегетарианцами. За позитивными проекциями могут прятаться самые разные выгоды.

Я как-то была в компании, в которой одна женщина постоянно ссылалась на мнение, допустим, Петрова (она называла реальную фамилию). И делала это с огромным пиететом, по любым поводам. Незримый Петров выступал как эксперт в области политики, науки, искусства, спорта и так далее. «А вот по поводу геополитических процессов в мире Петров считает… Будущее нашей страны, по мнению Петрова… Про теорию относительности Петров сказал…» Мне стало неловко: я не знала, кто этот великий человек. «Как кто?» – оскорбилась собеседница. И гордо пояснила: «Мой муж!» Оказалось, что ее муж – сисадмин без высшего образования. Но жена использует его как «нарциссическое расширение»: себя хвалить неловко, но если она жена «такого человека», то это поднимает ее статус.

В случае негативных проекций также есть скрытая выгода: возможность видеть соринку в чужом глазу, а не бревно в своем. Собственные отрицаемые черты проецируются на другого человека: это он такой, а не я!

Одна моя знакомая жалуется, что ей постоянно завидуют окружающие женщины: коллеги по работе, соседки по квартире, бывшие одноклассницы. Естественно, я поинтересовалась: «А ты им?» – «Я не такой человек, чтобы кому-то завидовать! Я не такая! Я никогда никому не завидую!» – возмутилась знакомая. Если человек что-то не хочет видеть в себе, он начинает видеть это в других.

Негативные проекции не менее сладки, чем позитивные: они помогают обелить себя, очерняя другого, дают право на праведное негодование, а то и на месть.

Проекции сладки и… бесполезны. А порой даже опасны.

Как-то я была на международном семинаре по биосинтезу. Один из участников начал предъявлять ведущей претензии: «Ты не уважаешь мои проекции!» На что ведущая дала замечательный ответ: «Да, я не уважаю твои проекции. Я вообще не уважаю проекции. Я уважаю факты. А проекция искажает факт».

Проекция нарушает контакт с реальностью, так называемое «тестирование реальности», то есть критичность восприятия. И если нарушение тестирования реальности достигает определенного предела, далее начинается безумие, искажение объективной картины мира. Именно этим различаются «фантазии» и «фантазмы». Фантазии есть у каждого, это сохранившаяся детская игра, только перенесенная в воображение, игра с самим собой.

Любые фантазии имеют право быть, пока их обладатель понимает, что воображает их. Если «понарошку» превратилось во «взаправду», то это уже фантазм – фантазия, в реальность которой человек поверил. При фантазии контакт с реальностью сохраняется, а вот фантазм подменяет собой реальность. Фантазмы – одна из характерных черт картины психического заболевания. Воображай себя хоть героем, спасающим Вселенную от очередного Темного Властелина, хоть самим Темным Властелином – дело вкуса. Но если и вправду в это поверишь, доказывать свою правоту ты будешь уже психиатрам.

Проекции имеют «замечательное» свойство подтверждаться. В зависимости от изначальной установки, предубежденности, мы воспринимаем реальность выборочно, субъективно, в соответствии с нашей установкой. А потом говорим: «Я так и знал(а)!» Этот психофизиологический механизм еще сто лет назад описал наш соотечественник с мировым именем – Алексей Ухтомский – в теории доминанты.

Адекватное тестирование реальности – один из признаков психического здоровья и психологического благополучия, сохранности. Нет необходимости убегать от реальности, достаточно ресурсов для того, чтобы в ней пребывать в полной мере.

Тестирование реальности тесно связано с «заземлением» («граундингом», если кто-то предпочитает заимствованные слова). «Заземление» – метафора контакта с реальностью.

Мы предлагаем вам психотерапевтические упражнения на заземление, помогающие пребывать в реальности в полной мере и наслаждаться жизнью.

Упражнение 1. Здравствуй, тело!

(По системе М. Фельденкрайза)

Вам понадобится: лист бумаги и цветные мелки.

Инструкция

Лягте на спину на достаточно жесткую поверхность (любимый мягкий диван не подойдет). Руки свободно раскинуты или лежат вдоль тела, под голову подушку лучше не класть. Внимательно прислушайтесь к своему телу, пробегитесь по нему внутренним взглядом снизу вверх. Обратите внимание на то, как тело соприкасается с поверхностью. Найдите все зоны соприкосновения. И сделайте рисунок: какой отпечаток ваше тело оставило бы на поверхности? Подсказка: это будет комбинация пятен, а не контур, так как шея, колени и поясница образуют «арки».

Упражнение 2. Совершенствуем походку

(Из биоэнергетики А. Лоуэна)

Вам понадобится: 15–20 минут свободного времени.

Инструкция

Походите босиком, ощущая, как ваши стопы соприкасаются с полом. Ощутите, насколько они устойчивы.

А теперь поиграйте: ходите то на внешней стороне стопы, то на внутренней, смещая вес вперед-назад.

После этого вернитесь к обычной походке. Стали ли вы чувствовать свои стопы более устойчивыми? Перераспределился ли вес тела?

Упражнение 3. Стоять на своих ногах

(Из биосинтеза Д. Боаделлы)

Вам понадобится: два листа бумаги и цветные мелки.

Инструкция

Ходите босиком, хорошо ощущая свои стопы. Обратите внимание, различаются ли левая и правая стопы по устойчивости. Какая кажется надежнее? Какая несет больше нагрузки? Симметрично ли вы их ставите?

А теперь обведите каждую из них и раскрасьте рисунок. Какое из изображений стоп легче раскрашивать? Нравятся ли вам рисунки? Кажутся ли стопы устойчивыми и надежными?

Это упражнение помогает установить контакт со стопами и оптимизировать заземление.

Упражнение 4. Неваляшка

(Из бодинамики Л. Марчер)

Вам понадобится: немного свободного времени.

Инструкция

Встаньте, ноги стоят устойчиво – не слишком близко. Почувствуйте одновременно центр тяжести внизу живота и стопы. Поиграйте с центром тяжести – пробуйте переносить его в разные стороны (за счет движений тела), при этом стопы остаются на месте.

Подсказка: устойчивость повысится, если колени чуть согнуть, почувствовать ноги пружинящими, будто кошачьи лапы.

Эти упражнения помогают понять, что телесное и психическое тесно связаны. Чем более устойчиво тело, тем спокойнее психологически. Чем лучше ощущается тело, тем полнее контакт с реальностью.

Без проекций

Ощущать реальность более полно – это прекрасно! Свобода выбора становится вероятнее, жизнь интереснее. Как же так происходит, что мы отказываемся от этих благ? Как проекция становится патологической? Я убеждена, что в каждый момент времени человек делает наилучшее из того, на что способен. Наверняка вы крайне редко стоите перед выбором, отреагировать ли проекцией, или нет. Это просто происходит и все. И это когда-то было лучшим, что вы могли сделать, проективный механизм защиты помог вам. Возможно, испытав сильную зависть в семье, где это чувство порицалось, единственным способом обращения с ней было – приписать ее другому. Ну а что? Тоже способ. Зато вас не отвергли. Возможно, сейчас, в более взрослом возрасте, вы можете спросить себя: «Завидую ли я кому-то?» Так вы узнаете, способны ли пережить собственную зависть, полнее ощутить себя и свою жизнь. А вдруг пришло время?

Ольга Свешникова, психолог, гештальттерапевт

  • Никорчук Наталья Викторовна , руководитель Службы психологического сопровождения процесса комплексной реабилитации, психолог высшей категории

Разделы: Школьная психологическая служба

Довольно часто к психологу обращаются подростки и взрослые с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К таким проблемам относятся:

  • конфликты в межличностных отношениях;
  • экстремальные и кризисные ситуации;
  • поиски способов разрешения острых личных проблем.

Приходящие на консультацию подростки и взрослые, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состоянии. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан “поработать над состоянием” обратившегося к нему за помощью человека: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

Подростки и взрослые (клиенты), обращающиеся к психологу, испытывают потребность в психотерапевтической помощи, касающиеся трех основных групп проблем:

  • неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции;
  • неспособность справляться с переживанием депрессивных состояний;
  • стремление избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Для решения этих проблем в консультации психологом могут быть использованы следующие группы психотерапевтических техник (упражнений):

1. Техники, способствующие снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, нейтрализации внутренней скованности, нормализации эмоционального состояния

Упражнение “Яблоко”

Психолог и клиент стоят друг против друга на расстоянии 1–1,5 метра. Психолог говорит: “Представь, что мы с тобой находимся в саду. Перед нами – яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

(На вдохе) Тянись выше, вытягивайся, как можешь! Руку выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!” (Выдох)

Длительность упражнения – 10–12 минут.

Упражнение “Интегративное дыхание”

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки – вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4–5 раз в течение 5–7 минут.

Упражнение “Кулак”

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатие кулака, сделайте выдох. Повторяйте упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение надо выполнять двумя руками одновременно.

Упражнение “Радуга”

“Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вдыхая, вы взбираетесь по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки”. Упражнение повторяется 3 раза.

Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до 7. После выполнения упражнения клиент должен обязательно рассказать, что испытал, что почувствовал, выполняя это упражнение.

Упражнение “Успокаивающее дыхание”

Стоя (или сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот этап повторить 4 раза.

Затем после вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Этот этап повторить тоже 3 раза.

Затем после вдоха представить две параллельные линии и выдохнуть в них. Этот этап повторить 2 раза.

Все упражнение повторить 9 раз.

Упражнение “Крылья”

Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.

Упражнение “Медуза”

Сидя на стуле, совершай те плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Упражнение “Огонь-лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняется стоя. По команде психолога “Огонь” клиент начинает интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются самим клиентом произвольно. По команде “лед” клиент застывает в позе, в которой застигла его команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Свеча”

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

2. Техники, способствующие нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии

Упражнение “Еж”

Это упражнение направлено на разрядку негативных эмоциональных состояний. Релаксация достигается через напряжение. Нужно максимально напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить. Представьте себе ежика, который скручивается и раскручивается.

Упражнение “Фокусировка”

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Под определенную команду следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде “Тело!” надо сосредоточиться на своем теле и ощутить, как по нему разливается тепло, по команде “Рука!” - необходимо сосредоточиться на руке и ощутить ее тепло, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца. Команды следует подавать с интервалом 10–12 секунд. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Пресс”

Клиент представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию и внутренне напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она несет с собой.

“Заземление” отрицательной энергии выполняется 3–4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”

Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.

3. Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме

Упражнение “Прогони проблему”

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: “Уйди!”.

Упражнение “Вращающийся куб”

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение “Стирание негативной информации”

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Использованная литература

  1. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003.
  2. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: “Прайм-ЕВРОЗНАК”, 2008.
  5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  6. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике/ Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  8. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

Это психотерапевтическое упражнение - не групповое, а индивидуальное, оно не требует никаких специальных приспособлений, а только как минимум : часа свободного времени, нескольких листов бумаги и шариковой ручки.

Максимум же : это упражнение требует желания общаться в течение некоторого времени с некоторым количеством людей в очень непринуждённой обстановке - по городскому телефону, за чашкой чая на кухне или за чашкой кофе в кафе. Но обо всём по порядку.

Это психотерапевтическое упражнение является «мини-тренингом счастья» или «тренингом повышения ощущения общей комфортности бытия».

Как раз вот такие упражнения я и люблю больше всего, и как раз подобные упражнения реже всего встречаются в практике психотерапии. Почему? Я расскажу. Это - не лирическое отступление, это напрямую связано с темой статьи и самим упражнением - с хорошо работающей техникой.

Как Вы знаете, уважаемый Читатель, психотерапия пришла к нам с Запада, где она - то более, то менее успешно (с внутрикорпоративными войнами, революциями и перемириями) развивалась целый двадцатый век.

Общество на Западе, каким бы оно ни было, имеет одну бесспорную черту - оно гражданское. Практически, с точки зрения практической пользы для психотерапии, это означает вот что. В таком обществе естественна и возможна самая различная групповая психотерапевтическая работа.

В таком обществе люди улыбаются друг другу, не чураются друг друга, и в общем, друг другу небезразличны.

Итак, психотерапия со всеми её методиками пришла к нам. А у нас общество совсем другое. Если говорить точно «по науке», то такое общество, в котором живём мы, называется обществом атомизированным .

Атомизированое общество - это такое общество, в котором произошла деформация горизонтальных связей между индивидами. На практике это значит, что в таком обществе ценность понятий: дружба, любовь, семья, взаимовыручка - утрачена.

На практике для психотерапевта, это означает: низкое КПД и низкую популярность любой групповой психотерапии. Что мы и имеем.

Именно поэтому я так высоко ценю те немногие практические упражнения, которые не требуют работы в группе - с групповым бессознательным, а могут осуществляться и в одиночку.

На самом деле ситуация у нас несколько уже сдвинулась со своей мёртвой точки. И во многом, как раз благодаря усилиям психотерапии и попыток внедрить групповую психологическую работу «в массы».

Вот и моё психотерапевтическое упражнение (как это ни парадоксально звучит) кладёт свой скромный кирпичик в это общее благородное дело - сделать наше общество менее атомизированным, а более социально озабоченным, более соответствующим понятию «гражданское».

А для начала, нужно всё-таки полюбить мир, в котором ты живёшь. Ну а конкретно для человека это всё-таки означает одно: полюбить тех людей, которые живут вокруг тебя, начать им просто симпатизировать. Поверить в то, что мир, «планета людей», которые тебя окружают - прекрасен.

Как говорил Вольтер, устами своего героя из повести «Кандид», поверить в то, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Даже если сидишь на свежих развалинах после лиссабонского землетрясения...

Кстати о «землетрясениях»...

Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее - хороших , а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».

Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее... Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие - вовремя.

Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».

Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно - с симпатией к окружающим нас людям.

Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.

Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»

Первая часть психотерапевтического упражнения

Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.

Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.

А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.

Вы должны вспомнить и записать:

  • приятные черты их натуры,
  • те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
  • вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.

Важно:

Ваш список должен состоять не менее, чем из десяти пунктов!

Пишите по возможности подробно и ярко о тех эпизодах, которые этого заслуживают.

Вторая часть психотерапевтического упражнения

Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?

А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!

Теперь перед Вами стоит задача - любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.

Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы - адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!

Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.

Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.

Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения

Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.

(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно - ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).

Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц...

Подарок - это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз - они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"