Броненосный крейсер мэн. Путанши, гардемарины и броненосец мейн. Версия внешнего взрыва

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


Назван в честь Мэн Класс и тип судна Броненосный крейсер Изготовитель Верфь ВМФ, Нью-Йорк Спущен на воду 18 ноября 1889 г. Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г. Статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны Основные характеристики Водоизмещение 6789 т Длина 98,9 м. Ширина 17,37 м. Осадка 6,55 - 6,9 м. Бронирование пояс - 152-305 мм
палуба - 51 мм
башни главного калибра - 203 мм
барбеты - 305 мм
рубка - 254 мм Двигатели 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла Мощность 9000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 16,4 - 17 узлов Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) Вооружение Артиллерия 2х2 - 254-мм/30
6х1 - 152-мм/30, 7 - 57-мм, 8 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 4х1 - 356-мм ТА Медиафайлы на Викискладе

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) - боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасенных скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским.
«В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.»
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как "Мэн" затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что "Мэн" затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, т.к. они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов

Прием почетных гостей на церемонии спуска корабля на воду

Церемония наречения корабля именем "Мэн"

"Мэн" перед спуском на воду

Спуск на воду "Мэна"

Зрители наблюдают за церемонией спуска на воду

"Мэн" сразу же после спуска на воду, 18 ноября 1889 года.

Костюмированный бал по случаю спуска на воду корабля

"Мэн" проходит под Бруклинским мостом

Младшие офицеры "Мэна"

Повара

Старшины

Экипаж корабля

Казначей Уайтхаус

Саперы

Товарищество младшего офицерского состава

Главные старшины

Офицеры в кают-компании

Капитан корабля

Экипаж за игрой в карты

Группа канониров

Члены экипажа

Погрузка морпехов

Торпедный аппарат

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

Вступление в строй бразильских броненосцев Ричауэлло и Акидабан в 1883-1885 году серьезным образом изменило баланс военно-морских сил Западного Полушария. Хотя по европейским меркам оба бразильских корабля были очень небольшими и относились ко 2-му или даже 3-му классу, ни одна другая держава обоих Америк - даже Соединенные Штаты - в то время не располагала современными линкорами вообще . Два броненосца на некоторое время вывели Бразилию в сильнейшие морские державы Нового Света .

Американский флот в 1880-х пребывал в совершенно запущенном состоянии. Как мрачно заметил председатель комитета по морским делам Хиллари А. Герберт, «если бы весь наш флот встретился с „Ричауэлло“ в открытом море, то я сомневаюсь, что хоть один наш корабль вернулся бы в порт». Позиции изоляционистов в Конгрессе, настаивавших на крейсерской войне против коммерческого судоходства потенциальных европейских противников, были серьезнейшим образом поколеблены появлением современных линейных кораблей у потенциально враждебной державы вблизи американских берегов. Сторонники постройки современного флота, наконец, взяли верх и проектирование ответа началось немедленно.

В 1884 году, бюро проектирования и ремонта представило к рассмотрению два проекта 7500-тонного броненосца и 5000-тонного крейсера. Секретарь флота Уильям Коллинс Уитли вместо этого запросил Конгресс о постройке двух 6000-тонных броненосных кораблей (требования по водоизмещению были ограничены ввиду небольших размеров существующих американских доков, модернизация которых только предполагалась). В 1886 год у разрешение было получено, и флот приступил к составлению подробного проекта своих первых броненосных кораблей за долгие двадцать лет.

Конструкция

Проект броненосного корабля «Мэн» был разработан Теодором Д. Вильсоном, главным инженером Бюро проектирования и ремонта. Назначение этого корабля было определено как преимущественно крейсерское (в отличие от Техаса , который, имея почти идентичную компоновку, с самого начала проектировался как линкор), что предопределило требование к скорости в 17 узлов.

«Мэн», так и «Техас» по сути повторяли бразильские корабли: оба имели эшелонное расположение орудийных установок главного калибра и были в первую очередь рассчитаны на ведение боя в строе фронта. То, что эта концепция уже считалась устаревшей, а,например, сама конструкция «Ричауэлло» не относилась к оптимальным, американцам ещё не было известно.

Длина корабля составляла 98,9 метров, ширина - 17,4 метра и осадка - 6,9 метра. Его полное водоизмещение составляло 6682 тонны. Он был уже и немного длиннее «Техаса», корпус его был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел одну длинную продольную переборку. Корабль получил двойное дно, но только в пределах цитадели.

Вооружение

Основное вооружение «Мэн» состояло из четырёх 254-миллиметровых 35-калиберных орудий 10"/35 Mark 2. Орудия располагались попарно в двух диагонально расположенных вращающихся башнях: носовая башня была сильно смещена к правому борту (и частично выступала за его пределы), а кормовая башня - к левому. Из-за расположения башен близко к оконечностям, корабль подвергался сильной продольной качке. Кроме того, стоявшие низко над водой орудия сильно заливало. [ ] Башни приводились в действие гидравликой .

Эти тяжелые орудия стреляли 231-килограммовым снарядом с начальной скоростью 610 метров в секунду. На дистанции до 5000 метров снаряд пробивал 180 миллиметров закаленной гарвеированной брони . Но скорострельность орудий, из-за неудачной конструкции затворов и устаревшей процедуры перезарядки, была очень низкой - около 1 выстрела в полторы минуты. К 1905 году , за счет лучшей тренировки артиллеристов и упрощения перезарядки скорострельность удалось поднять до 2-3 выстрелов в минуту. Тем не менее, американцы считали основное вооружение «Мэна» более удачным чем у «Техаса», так как перезарядные механизмы орудий «Мэна» вращались вместе с башнями и могли перезаряжать орудия при любом положении .

Вспомогательное вооружение корабля состояло из шести 152-миллиметровых 30-калиберных орудий, располагавшихся в казематах. Формально скорострельные, орудия имели раздельное заряжание и на практике первоначально давали не более 1 выстрела в минуту (ситуацию удалось исправить к 1890-м). Их предельная дальнобойность составляла порядка 8000 метров.

В качестве противоминного оружия, «Мэн» был оснащен семью 57-миллиметровыми скорострельными орудиями Дриггса-Шредера, стоящими на крыше надстройки. Орудия выдавали до 20 выстрелов в минуту. В качестве дополнения, корабль нес четыре 37-миллиметровых орудия Гочкисса и четыре 1-фунтовых пулемета Дриггса-Шредера. Также корабль был оснащен четырьмя 450-миллиметровыми торпедными аппаратами (по два на борт) и по первоначальному проекту, должен был нести на борту два малых миноносца водоизмещением в 15 тонн. Позже от этой идеи отказались из-за совершенно неудовлетворительных качеств экспериментального миноносца.

Броневая защита

Главный пояс корабля был изготовлен из сталеникелевой брони . Он имел толщину у верхней кромки 305 миллиметров, и утоньшался к нижней кромке до 178 миллиметров. Пояс прикрывал цитадель корабля между башнями главного калибра. Его высота составляла 2,1 метра, из которых 0,9 выступали над водой. По краям цитадели, пояс наклонно уходил вглубь корпуса, утоньшаясь до 203 миллиметров, и переходя в броневую переборку.

Выпуклая броневая палуба имела толщину в 51 миллиметр в центральной части и имела скосы толщиной 76 мм за броневым поясом. В кормовой части, броневая палуба уходила под воду, прикрывая от падающих сверху снарядов рули и винты. Артиллерия главного калибра защищалась 203-миллиметровой броней при толщине брони барбетов до 305 миллиметров в верхней части (в нижней - до 250 мм). Казематы скорострельных орудий защищала 114-мм броня.

Силовая установка

Корабль приводился в действие двумя машинами тройного расширения, общей мощностью в 9239 л.с. Проектной скорости в 17 узлов развить не удалось: на пробе корабль выдал лишь 16,45 узлов, что было даже хуже чем у «Техаса». Дальность экономичного хода составляла всего 6670 км.

Служба

Взрыв в Гаване

15-го февраля 1898 года, «Мэн» находился на Кубе для защиты американских граждан в связи с разгоревшимся на острове восстанием против испанского владычества. В 21.40, когда крейсер стоял в порту Гаваны, на его борту произошел мощный взрыв. Последующий анализ показал, что более 5 тонн пороховых зарядов в носовых погребах сдетонировали одновременно, уничтожив носовую часть корабля. Изуродованный остов быстро осел на дно гавани. Так как была ночь, большая часть экипажа «Мэна» отдыхала в кубриках, расположенных в носовой части, и катастрофа унесла жизни 266 (более чем 2/3 экипажа). Старшие офицеры уцелели только потому, что их каюты находились в кормовой части, дальше всего от взрыва.

Гибель «Мэна» вызвала волну ярости в американском обществе,умело направленную против испанцев. Радикально настроенные круги общества считали, что крейсер был уничтожен испанской миной, подведенной ночью под его борт. Эта версия широко обыгрывалась в американской пропаганде испано-американской войны .

Расследования взрыва

В дополнение к расследованию, проведенному вскоре после взрыва по приказу правительства Испании двумя офицерами испанского флота, с американской стороны было санкционировано два официальных расследования - в 1898 году и в 1910 году. Расследование 1898 года пришло к выводу, что причиной гибели корабля стал внешний взрыв торпеды или мины, таким образом позволив возложить ответственность на Испанию (хотя комиссия заявила что не может установить конкретную ответственную сторону). Это политизированное решение подверглось резкой критике со стороны испанцев, которые на основании опроса свидетелей считали, что взрыв произошел внутри корпуса.

В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность, так как он мешал судоходству. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом, сформировав водонепроницаемый коффердам . Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Одновременно было начато повторное расследование инцидента.

Осмотр корпуса корабля водолазами не смог окончательно разрешить вопрос о причине взрыва, но поставил под сомнение ряд выводов комиссии 1898 года. В частности, водолазы установили что повреждение киля , которое в 1898 году было одним из основных аргументов в пользу внешнего взрыва, на самом деле вызвано детонацией погребов (которая, однако, как признало расследование 1910 года, могла быть вызвана внешним взрывом). Одной из причин неуверенных выводов комиссии было то, что корпус корабля подвергся сильной коррозии а носовая часть была полностью разрушена.

После осушения коффердама, американские инженеры срезали надстройки и верхние палубы корабля и отрезали полностью разрушенную взрывом носовую часть. Оставшаяся часть корабля была герметизирована цементом, очищена от ила и после заполнения коффердама - всплыла. 16 марта 1912 года, остатки корабля были отбуксированы в море и затоплены.

В 1976 году американский адмирал Риковер организовал частное расследование инцидента. Он предположил, что причиной гибели корабля было самовозгорание битумозного угля, который только что начал тогда применяться на американском флоте. Компания National Geographi Society провела своё расследование в 1998 году, приурочив его к столетию гибели корабля. Выводы на основании исследования архивов и компьютерного моделирования были неоднозначны: с одной стороны, пожар в угольной яме мог спровоцировать взрыв, но с другой стороны, то же самое могло быть действительно проделано даже небольшой миной, закрепленной снаружи корпуса. [ ]

В 2002 году телевизионный канал History Channel выпустил в эфир передачу о своем расследовании взрыва. В настоящее время наиболее вероятной причиной гибели корабля считается пожар в угольном погребе, приведший к детонации расположенного рядом погреба 6-дюймовой артиллерии. Подобная версия была впервые выдвинута ещё во время расследования в 1898 году, но по политическим мотивам была объявлена «маловероятной».

Версия испанской диверсии

Хотя таковая версия (подрыв крейсера миной, подведенной под его борт испанцами) широко циркулировала в американской прессе, она никогда не выдвигалась в качестве официального обвинения. Уничтожение «Мэна» как таковое не приносило Испании никакой прямой выгоды (кроме того, что ослабляло американский флот) и только увеличивало вероятность конфликта с Соединенными Штатами, которого испанское правительство пыталось избежать. Однако, существует определенная вероятность, что крейсер мог быть подорван испанской миной заграждения, сорванной течением с якорей и дрейфовавшей по заливу.

Версия провокации

Практически с самого момента гибели крейсера, появилась конспирологическая версия катастрофы, согласно которой крейсер был взорван агентами американского правительства, чтобы спровоцировать волну народного возмущения против Испании. Данная версия не поддерживается никакими материальными источниками, однако является весьма популярной. Главным возражением против неё является то, что уничтожение «Мэна» - одного из немногих современных на тот момент американских броненосных кораблей - ради организации провокации, является неоправданно дорогой акцией, подрывающей боеспособность флота.

Оценка проекта

Один из двух первенцев современного американского броненосного кораблестроения в 1880-х, «Мэн» не был особенно удачным кораблем. Нехватка опыта американских конструкторов и оглядка на устаревший европейский опыт (диагональное расположение башен) воплощенный в послужившем образцом «Ричауэлло» привели к тому, что корабль, формально мощный, оказался малобоеспособен.

Уступая броненосцам того времени в мощности вооружения и бронировании, «Мэн» был слишком медлителен и обладал явно недостаточной дальностью хода, чтобы быть эффективным крейсером. Хотя его вооружение и было более эффективно, чем тяжелые орудия «Техаса», неудовлетворительные качества всех американских тяжелых орудий того времени привели к тому, что по огневой мощи крейсер уступал всем европейским аналогам.

Все же, постройка «Мэна» и «Техаса» дала американским кораблестроителям ценный опыт и навела их на мысль не пытаться следовать зачастую уже устаревшим иностранным стандартам, а искать собственный путь в кораблестроении.

В этот день в 1898 году в порту Гаваны взорвался «Мэн» - броненосец 2-го класса американского флота.

Корабль до взрыва

После него...

Американцы, естественно, обвинили испанцев в диверсии - обвинили, потом напали и отобрали Кубу, Филиппины и Пуэрто-Рико.
Сейчас придерживаются версии, что корабль взорвался САМ - ну что же, бывает и такое...
Вот только когда в 2001 упали небоскребы ВТЦ американцы оккупировали Афганистан и Ирак, начали "мочить" и хватать людей по всему миру, устроили издевательства в аэропортах - может они тоже того - САМИ взорвались?

Взрыв, который вызвал войну. Броненосец "Мэн"

Утром 15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул взрыва. Те, кто в это время был на набережной, увидели, как над носовой частью двухтрубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой. Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который десять дней назад пришел в Гавану с визитом дружбы.

К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера «Альфонсо XII». Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим уцелевшим с «Мэна».

Вскоре стали известны и некоторые подробности катастрофы. По словам капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана оказались тщетны: «Мэн», обращенный в груду изуродованных развалин, увлек за собой на дно бухты 266 моряков – три четверти экипажа.
Каковы же были причины катастрофы?

По мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля. «Мэн» лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко.
Иначе считали в Соединенных Штатах Америки.

Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе.

Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего северного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальный протест. Одновременно испанцы предложили Америке разумный, по их мнению, компромисс: создать для расследования катастрофы смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко было отклонено, притом в довольно невежливой форме.

Пока четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США подозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая анти-испанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией.

«Военный корабль «Мэн» расколот секретной адской машиной врага!», «Мэн» предательски разрушен!» – надрывалась газета «Джорнел», а «Уорлд» откровенно требовала от правительства новых шагов: «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!»

Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США, творец доктрины «большой дубинки».

Печать, государственные и политические деятели США неустанно призывали «среднего американца» к войне, упорно вдалбливая ему в голову зловещий призыв: «Помни о «Мэне»!»

Правительство США, торопя события, ассигновало 50 млн. долларов на нужды «национальной обороны», у военной промышленности резко возросли заказы – Соединенные Штаты открыто готовились к войне.

Тем временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, «Мэн» погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников катастрофы, но пропагандистская машина уже успела сделать свое: каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США повторила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал русский журнал «Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший туда североамериканский броненосец «Мэн». Причина взрыва – одна из торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка сообщения явно отрицает умышленный характер катастрофы…

Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских экспертов и создала свою комиссию, однако американцы даже не разрешили ей осмотреть обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опубликовала 28 марта.

Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в котором заявил: «Потеря «Мэна» ни в коем отношении не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух… передних складов боеприпасов».

Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» погиб в территориальных водах Испании.

Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный русский «Морской сборник» напомнил читателям некоторые факты, частично подтверждающие испанскую версию, – два года назад в угольных ямах американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью-Йорк» самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь. Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мнению «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и роковой для него взрыв в носовом погребе.

Ультиматум
Но в Соединенных Штатах упорно не хотели слышать ничего, что помешало бы готовящейся агрессии. Правительство ответило своему президенту открытым призывом к войне, правда, слегка прикрытым лицемерными рассуждениями нравственного и религиозного толка: «Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство американского народа, является позором для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального военного судна «Мэн» с 266 лицами его экипажа во время дружественного посещения гаванской бухты».

Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Президент оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто не угрожал…

20 апреля американский посол Вуд-форд предъявил Мадриду ультиматум: Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг – объявил о призыве в армию 25 тыс. добровольцев.

Испано-американская война, первая война эпохи империализма, война за передел мира, закончилась внушительной победой США. Отсталая, полуфеодальная Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих владений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию США, пока не стала свободной после национально-освободительного восстания, которым руководил Фидель Кастро.

Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, – и колонии, и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков «Мэна». Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля.

Кому выгодно?
Этот традиционный вопрос юристов поможет нам несколько приподнять завесу таинственного над взрывом 15 февраля 1898 года. В самом деле: кому выгодно?

Конечно, не морякам «Мэна». Кстати сказать, позже установили, что в котельном отделении и угольных ямах погибшего крейсера не было вообще никакого пожара и что тем не менее взрыв произошел внутри корабля.

Быть может, Испания жаждала вступить в военный конфликт с Соединенными Штатами Америки? Скорее всего нет. К концу XIX века она растеряла остатки былого могущества. В довершение ко всему ее армия вот уже несколько лет пыталась усмирить кубинских повстанцев, которые мужественно сражались за свою независимость. Методы борьбы карателей с повстанцами привели Испанию к политической изоляции. На заокеанских владениях Испании, разбросанных на островах Вест-Индии, находилась измотанная постоянными боями с кубинцами 90-тысячная армия, против которой Америка выставила 170 тыс. вооруженных до зубов вояк…

О боеспособности испанской армии и флота лучше всего говорит почти анекдотический эпизод «захвата» американцами Гуама. Едва только крейсер «Чарльстон» выпустил по фортам Гуама первые семь снарядов, как губернатор отправил на его борт своего офицера с извинениями за то, что он не может ответить «Чарльстону» салютом из-за отсутствия пороха на береговых батареях! Американцы, конечно, приняли его извинения, добавив, что в подобных почестях нет необходимости, поскольку губернатор и его подчиненные отныне могут считать себя военнопленными.

Естественно, что в таких условиях Испания не только не помышляла о войне с Соединенными Штатами, но, больше того, стремилась всеми силами уладить конфликт мирным путем. Но этого-то меньше всего хотели в США.

Короткая испано-американская война имела долгую предысторию: Соединенные Штаты начали готовиться к ней за несколько лет до взрыва «Мэна».

Еще в феврале 1895 года, одновременно с началом восстания на Кубе, США начали мощную антииспанскую пропагандистскую кампанию. Формальным поводом для нее послужили жестокости карателей в борьбе с кубинскими повстанцами. На самом деле американские капиталисты и мысли не допускали о свободной и независимой Кубе. Им была нужна другая Куба – поставщик дешевого сахара и табака, удобная военно-морская база, контролирующая Карибское море и вход в Панамский канал.

Еще президент Кливленд «прощупывал» испанское правительство на предмет купли-продажи Кубы, но получил категорический отказ. И тогда Америка начала готовиться к войне.

6 декабря 1897 года, за два месяца до взрыва «Мэна», Мак-Кинли в послании конгрессу заявил: «Если впоследствии окажется, что паши обязательства перед самими собою, перед цивилизацией и человечеством потребуют от нас применить силу, то это не будет поставлено нам в упрек, поскольку необходимость таких действий будет настолько очевидна, что вызовет поддержку и одобрение цивилизованного мира».

Ссылки на «обязательства» перед «цивилизованным» (а в наши дни – перед «свободным») миром использовались американской пропагандой 110 лет назад так же, как они используются и теперь, причем появляются они, как правило, когда США не могут найти лучшего предлога для объяснения своей агрессивной политики…

Антииспанская кампания в США принимала самые разнообразные формы – от призывов к войне до сбора средств для бедствующего населения Кубы.

Тем временем на Кубе произошло событие, которое сразу же использовали в своих интересах США. 12 января 1898 года пять тысяч сторонников испанского колониализма устроили на острове демонстрацию. Она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на события на острове, но Соединенные Штаты среагировали на нее молниеносно – объявили демонстрацию «угрозой» в свой адрес и отправили к берегам Кубы отряд военных кораблей: «Нью-Йорк», «Индиану», «Массачусетс» и «Айову».

Америка была готова к войне, оставалось только найти повод.

24 января морской министр США объявил о предстоящем визите на Кубу броненосного крейсера «Мэн».

Американцы настолько торопили события, что не стали ждать официального согласия испанского правительства на этот «дружественный визит». 25 января форт Морро салютовал «Мэну», медленно входившему в бухту Гаваны. Единственное, что оставалось испанскому правительству, – позаботиться, хотя бы внешне, о престиже. Через два дня Мадрид неохотно объявил об ответном визите, и испанский крейсер «Бискайя» отправился в Нью-Йорк.

Не прошло и двух недель, как «Мэн» погиб на рейде Гаваны от загадочного взрыва.

Игорь Боечин. Источник информации: Журнал «Техника – молодёжи»

Статью И. Боечина комментирует специалист по истории флота капитан второго ранга в отставке Сергей Романов.
Существует еще одно объяснение трагедии «Мэна»: возможно, к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мирного разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую сулил захват острова.

В защиту такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва, сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале – марте 1898 года, и еще через 13 лет.

Прежде всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крейсера!

Рассуждая логически, следует, очевидно, предположить, что, сваливая всю вину за катастрофу на испанцев, морское командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования. Увы, командование поступило совсем по-иному.

В 1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, и притом оригинальным способом. Сначала паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых железных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, откачали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спустились американские моряки.

Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли версию взрыва котлов, – котельное отделение было цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри корабля. Это окончательно опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах, надолго запечатанные грифом совершенной секретности.

Подъем «Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носовую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку, уничтожив тем самым возможность установить истинную причину взрыва, а корму отбуксировали в открытое море и затопили на глубине 1200 метров.

Причины гибели «Мэна» неизвестны до сих пор. Неизвестны и виновники катастрофы, хотя, вполне возможно, ответ на все вопросы могут дать архивы США, где хранятся все материалы расследований. Но эти материалы пока еще не были опубликованы, и вряд ли их обнародуют в ближайшее время – в Америке еще свежа память о скандале, связанном с публикацией документов о подготовке войны в Индокитае.

Общеизвестно, что единственное лицо, заинтересованное в том, чтобы всеми силами и средствами помешать объективному расследованию какого-то события, тем более катастрофы, – ее виновник.

«Мы отказали кому-либо, кроме нас самих, изучить доказательства, – писал о трагедии «Мэна» американский историк Адаме, – а затем уничтожили их». Его слова достаточно ясно указывают истинного виновника загадочного взрыва 15 февраля 1898 года, взрыва, который вызвал испано-американскую войну.