Литературное чтение. Волкова Е. Задания для подготовки к ВПР по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему Литературное чтение. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум., Птухина А.В

Примерный вариант ВПР по литературному чтению

для учеников 4-х классов

Цель – проверка уровня сформированность МПУ (метапредметных умений)

Вариант 1

Прочитай тексты, чтобы выполнить задания к ним.

Стеклянные лягушки необычны. Встретить мелких земноводных можно в тропических лесах Южной Америки. Размеры большинства видов этих лягушек колеблются от 20 до 30 миллиметров. Тело стеклянной лягушки прозрачное и плоское, за что она и получила своё название. Большие глаза этого вида лягушки направлены вперёд – она смотрит как человек. Конечности стеклянной лягушки длинные и тонкие. На пальцах лапок животного имеют присоски, помогающие лягушке удерживаться на гладких поверхностях листьев. А на задних лапах есть перепонки – они увеличивают поверхность стопы. Это помогает лягушкам перемещаться по неустойчивым поверхностям. На животе и груди кожа стеклянных лягушек почти прозрачная, через неё можно увидеть внутренние органы и даже наблюдать икру у беременных самок. Даже кости и мышцы у некоторых видов стеклянных лягушек полупрозрачные. Живут они, как правило, в горных тропических лесах. Многие виды стеклянных лягушек обитают рядом с водой. Жизнь этих лягушек не связана с водой: поиск пищи и кладка икры происходят на листьях деревьев и кустарников, свисающих над водой, что помогает уберечь икру от хищников. После вылупления из икринок головастики падают в воду, при падении на берег с помощью хвоста добираются до воды. После превращения в лягушат они покидают воду и выходят на сушу. Стеклянные лягушки активны в дождливую или очень влажную погоду. Питаются мелкими насекомыми. Днём они обычно прячутся в листве, выходят с наступлением сумерек. Зелёный окрас спины с многообразием оттенков - защита от врагов среди листвы деревьев. Отдельные виды стеклянных лягушек бывают ядовитыми. У некоторых видов кожа может отражать инфракрасное излучение с той же длиной волны, что и у . Это помогает им в маскировке.

Задания к тексту 1

    Напиши, почему стеклянные лягушки получили такое название.

____________________________________________________

    Напиши, почему именно в Южной Америке распространены стеклянные лягушки.

_______________________________________________________

    Напиши, почему именно в тропических лесах распространён этот вид лягушек.

________________________________________________________

    Напиши, почему стеклянные лягушки могут видеть окружающий мир как люди.

    Напиши, что помогает стеклянным лягушкам удерживаться на гладких листьях.

________________________________________________________

    Напиши, почему жизнь стеклянных лягушек не связана с водой.

_____________________________________________________________________________________________________________

    Напиши, можно ли отнести стеклянных лягушек к растениеядным земноводным. Докажи своё мнение словами из текста.

_____________________________________________________________________________________________________________

    Укажи знаком V, о чём первый текст.

1) О внутреннем строении стеклянных лягушек.

2) О строении органа зрения стеклянных лягушек.

3) Об особенностях строения и жизни стеклянных лягушек. +

4) О взаимосвязи неживой и живой природы. +

Квакша – вид лягушек, имеющих разнообразный внешний вид. Для одних представителей характерно уплощённое строение тела, другие имеют внешнее сходство с маленькими лягушками, а у третьих туловище слегка расплывшееся. Длина тела разных видов квакш колеблется примерно от двух до 13 сантиметров. Обитают они в е , на х, в некоторых районах Африки и Австралии, в Северной и Самки почти в 2 раза крупнее самцов, иногда различаются в окраске. Оба глаза большого размера направлены вперёд, что обеспечивает бинокулярное зрение, как у стеклянных лягушек, и квакши точно определяют расстояние до добычи. У всех квакш есть зубы на верхней челюсти. Питаются они муравьями, блошками, гусеницами.

Между пальцами квакш есть перепонки, поэтому некоторые виды планируют с одного места на другое на расстояние до двух метров. Внутреннее строение квакш необычно - у них нет рёбер. Кожа их гладкая и сухая на ощупь. У некоторых квакш кожа отражает инфракрасное излучение. Это помогает им сохранять тепло и спасает от хищников, например, от змей, которые хорошо видят в инфракрасном диапазоне, а лягушки в нём становятся «невидимыми». Многие квакши, особенно древесные, как хамелеоны меняют цвет в зависимости от окружающей обстановки. Период размножения квакш тесно связан с водой. мечут икру на дне быстрых речек, прикрепляя яйца к камням и корням растений. У этих видов есть присоски, чтобы прикрепляться к камням. откладывает яйца на нависающие над водой листья деревьев, и вылупившиеся головастики падают прямо в воду, где продолжают развиваться. Особенность квакш - голосовое поведение. Квакают и самцы и самки, но не все виды именно квакают: у обыкновенной квакши звуки похожи на утиное кряканье, у жемчужной- на птичью трель, у гигантской квакши - на собачий лай. На кончиках пальцев почти у всех квакш есть присоски, и они могут держаться на гладких вертикальных поверхностях. Все квакши в разной степени ядовиты. Их яд безопасен для человека, но после общения с ними лучше вымыть руки.

Задания к тексту 2

    Напиши, почему квакши получили такое название.

_____________________________________________________________________________________________________________

    Напиши о приспособленности австралийских головастиков к выживанию в быстрых речках.

    Докажи словами из текста, что разные виды квакши издают разные звуки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Напиши, чем необычно внутреннее строение квакш.

________________________________________________________

    Напиши, для чего нужны перепонки между пальцами квакш. _____________________________________________________________________________________________________________

    Напиши, как жизнь квакш связана с водой. Приведи не менее одного примера из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Напиши, можно ли отнести квакш к травоядным животным. Докажи своё мнение словами из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Укажи знаком V, о чём второй текст.

1) О большом ареале распространения квакши.

2) О внешних особенностях и образе жизни квакши. +

3) Об особенностях строения верхней челюсти квакши.

4) О взаимосвязях живой и неживой природы. +

17.* Заполни таблицу «Распространение разных видов лягушек». Поставь знак + в нужные ячейки таблицы.

Умеренный пояс

Евразии

Японские острова

Южная Америка

Северная Америка

Районы Африки

Районы Австралии

Запиши, какой вид лягушки является более редким: _____________________________________________________________

18* Подпиши в диаграммах минимальные и максимальные размеры лягушек разных видов. Подпиши названия видов.

Длина в мм: __ Длина в см: ___

__ ___

1) Вид- ________________ 2) Вид- _______________________

19.* Сравни описание органов зрения двух видов, чтобы объяснить термин «бинокулярное зрение»:– способность видеть ____________________________________________________________

20*. Заполни таблицу, используя материалы текстов о лягушках.

1.

21*. Напиши, сведения о каком виде лягушек могут пригодиться тебе в жизни. Объясни, почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 1.

1 . Какому жанру соответствует данное определение: «устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет»

1) ода,

2) баллада,

3) предание,

4) сказка.

2. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

1) Милону, 2) Правдину, 3) Митрофану,

4) Скотинину

3. Узнайте произведение по предложенному отрывку:

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал.»

1) А. С. Пушкин «Дубровский»,

2) А. П. Чехов «Толстый и тонкий»,

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»,

4) Н. С. Лесков «Левша».

1) А.С. Пушкин, 2) М.Ю. Лермонтов, 3) И.С. Тургенев, 4) Л.Н. Толстой.

5. Определите, какое художественное средство использует М.Ю. Лермонтов в строке:

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..»

1) инверсия, 2) гипербола,3) олицетворение,

4) метафора.

6. Назовите жанр произведения А.С. Пушкина «Полтава»:

1) рассказ, 2) повесть, 3) поэма,

4) стихотворение.

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

2) И.С. Тургенев «Муму»,

3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,

4) Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

8. С именем какого писателя второй половины 19 века связан Таганрог?

1) М.Е. Салтыков-Щедрин, 2) И.С. Тургенев, 3) Л.Н. Толстой, 4) А.П. Чехов

9. Укажите стихотворный размер, которым написаны строки М. Ю. Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

1) анапест,

2) ямб,

3) хорей,

4) дактиль.

10. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

1) царя, 2) висельника, 3) разбойника, 4) посаженного отца.

11. Из какого произведения взят отрывок: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым

багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»:

1) Е.И. Носов «Живое пламя», 2) Е.И. Носов «Кукла»,3) Ю.П. Казаков «Тихое утро»,

4) А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие».

12. Узнайте героя произведения по портрету: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Он жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у него были свои; он их должен покупать за свое жалованье…»

1) Лонгрен из «Алых парусов» А. Грина, 2) Левша из одноимённого сказа Н. Лескова,

3) Юшка из рассказа А. Платонова, 4) Денис Григорьев из рассказа А.П. Чехова.

Часть 2. Прочитайте приведенный текст и выполните задания 13-16.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

13. Какой теме посвящено стихотворение С.А. Есенина?

14 . Выпишите из текста примеры сравнений.

15. Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?

16. Какие чувства переживает лирический герой стихотворения и почему?

Часть 3.

17. Напишите ответ на вопрос «Какие человеческие поступки мы считаем нравственными?», приведя примеры (аргументы) из прочитанных в 7 - 8 классе произведений (не менее 3). Объем работы – 7-10 предложений.

1. Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания (письменно).

А.С. Пушкин " Зимнее утро "

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1.1) Как называется описание природы в литературном произведении?

1.2) Найдите в стихотворении сравнения и выпишите их.

1.3) Найдите в стихотворении эпитеты и выпишите их.

1.4) Каким размером написано стихотворение? (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)

1.5) Какую роль играет в стихотворении прием антитезы? (2-3 предложения)

1.6) К какому виду лирики относится стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина "Мы" 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького "На дне" 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева "Ангелочек" 11 класс, к семинару по "Маленькой трилогии" А.П.Чехова 1...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Всероссийская проверочная работа. Литература. 5 класс. Практикум. Ляшенко Е.Л.

М.: 2018. - 80 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ (ВПР) по литературе. Каждая проверочная работа содержит 7 заданий по всему курсу литературы в 5-х классах общеобразовательных организаций. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. Пособие необходимо учащимся 5-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ПОЯСНЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение работы даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей. Часть 1 включает задания 1-5, которые требуют краткого ответа. Часть 2 включает задания 6 и 7, требующие развернутого ответа в объеме 30-40 слов. Задание 7 представлено в двух вариантах. Учащиеся должны выполнить только одно задание (7.1 или 7.2) по своему выбору.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, справочниками, словарями литературоведческих терминов, другой справочной литературой, текстами художественных произведений. При необходимости можно пользоваться черно¬виком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Часть 1 включает задания 1-5, которые требуют краткого ответа. Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Часть 2 включает задания 6 и 7, каждое из которых требует развёрнутого ответа в объёме 30-40 слов. Задание 7 представлено в двух вариантах. Выполните только одно задание (7.1 или 7.2) по своему выбору.
Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если вы хотите внести исправления в написанный текст, то сделайте это аккуратно путём зачёркивания. Иные способы устранения ошибок в тексте не допускаются.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, справочниками, словарями литературоведческих терминов, другой справочной литературой, текстами художественных произведений.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Литературное чтение. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум. Волкова Е.В., Птухина А.В.

М.: 2016 - 48 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс начальной школы. Ответы к заданиям являются материалами для учителя, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся. Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих тесты для подготовки к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Скачать: drive.google

Вариант без вкладки "Ответы" - для учащихся.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
ВАРИАНТ №1
Часть 1 5
Часть 2 6
ВАРИАНТ №2
Часть 1 9
Часть 2 10
ВАРИАНТ №3
Часть 1 13
Часть 2 14
ВАРИАНТ №4
Часть 1 17
Часть 2 18
ВАРИАНТ №5
Часть 1 21
Часть 2 22
ВАРИАНТ №6
Часть 1 25
Часть 2 26
ВАРИАНТ №7
Часть 1 29
Часть 2 30
ВАРИАНТ №8
Часть 1 33
Часть 2 34
ВАРИАНТ №9
Часть 1 37
Часть 2 38
ВАРИАНТ № 10
Часть 1 41
Часть 2 42

Данное пособие создано с целью потренировать четвероклассников в написании итоговой проверочной работы по литературному чтению. Все задания и формулировки соответствуют заданиям, которые будут предложены учащимся в ходе выполнения итоговой проверочной работы.
В пособие вошли 10 аналогичных по уровню сложности вариантов. Каждая работа состоит из двух частей и включает 12 заданий. На выполнение заданий отводится 45 минут.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями или другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для удобства проверки выполненной работы в центре книги расположены ответы, которые легко изымаются, что гарантирует самостоятельность выполнения работы школьником.