Рассказ на школьную тему с поговоркой. Придумать сказку по пословице. Сочинение Умные речи приятно и слушать

Пословицы и поговорки. 4

Пословицы и поговорки в речи. 8

Заключение. 14

Список литературы… 15

Введение

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

(А. С. Пушкин)

Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.

(Н. В. Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

фразеологизмы или фразеологические единицы;

пословицы, поговорки;

крылатые слова и выражения.

Пословицы и поговорки

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.

С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» - 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь - везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».

Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет . Кто не горит, тот коптит . Да здравствует пламя жизни!».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».

Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять - только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) – забава, развлерение.

Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.

Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.

Началось учение, - теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).

Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).

Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.

Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. . Изюмский . Алые погоны.).

Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов . О театре)

Заключение

Поговорка - из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа.-1994 г., № 3, С.68 - 69.

7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

За труд не бьют, а награды дают.

Вскипело б железо, а молотки сыщутся.

Дела словом не заменить.

За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

Рыбак рыбака видит издалека.

Дело мастера боится.

За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.

Кто трудится, тот и пользуется.

Не знаешь шить золотом, так бьешь молотом.

Землю солнце красит, а человека - труд.

Маленькое дело, а громко кричит.

Не всякий пашет, да всякий ест.

Золото - не золото, не быв под молотом.

И кует, и дует - сам не знает, что будет.

Знание и труд новый быт дают.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Где строят, там и роют.

Каков трудовой счет, таков и почет.

Гусли-то те, да руки не те.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Значительное количество пословиц некогда непосредственно примыкали к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения пословицы от рассказа может совершаться различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня или рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий живой образ, облеченный в меткую звучную форму, приводится выражение, которому суждено впоследствии стать самостоятельной пословицей или поговоркой. Провести вполне определенную границу между пословицей и поговоркой невозможно. Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице прежде всего, красота и складность на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, поговорка применяется к слову, - она не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость. «Поговорка, - говорит Даль, - это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, - но без притчи, без применения, суждения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, иногда не называет вещи, но условно, весьма явно намекает» (например: он умен - он семи пядей во лбу).

Сочинение на тему О пословицах и поговорках» На свободную тему Стр. 1

« Красна речь пословицей ».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.

Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО.

У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске:

– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети. Пословицы.

У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится».

Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда … на горе свистнет. (Рак.)

… рубят – щепки летят. (Лес.)

Не …, так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми

– век живи

– любишь кататься

– лучше поздно

– семь бед

– за спрос

– он все в лес смотрит

– век учись

– люби и саночки возить

– чем никогда

– один ответ

– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Сочинение по пословице Делу - время, потехе - час 4 класс

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Сочинение Умные речи приятно и слушать

В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

Многим известна поговорка: Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу

Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, - «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость - наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

Сочинение Пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?.. Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

Напишите сочинение по одной из пословиц на выбор

Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе. Хорошо, что можно почерпнуть знания про пословицы со школьной программы. Ведь каждый ребенок, в нашей стране, посещает школу, а значит, столкнется с ними. Возможно, даже прислушивается и воплотит в жизнь.

Трудно перечислить тематику всех пословиц. Наши предки очень любили их изобретать, опираясь на случаи из жизни, которые с ними произошли или непосредственно на их глазах. Самые популярные про труд, природу, погоду, доброту. Но, самая главная, конечно же, о дружбе: друзья познаются в беде.

Отдельный случай составляют плохие новости, неприятности в семье или на работе. Здесь часть друзей теряется. У них находятся свои проблемы, которые срочно нужно решать. В одиночестве очень тяжело переносить негативные эмоции, помощь друга просто необходимо. Существуют, безусловно, сильные духом люди и они стойко все переносят самостоятельно. Но приходит время, когда каждому нужно кому-то выговориться. На помощь спешат настоящие друзья. Они оставят все свои незаконченные дела на потом, приедут, помогут, посоветуют правильное решение в сложный момент. Такого человека сразу можно назвать настоящим другом.

Немаловажную роль обозначает свое отношение к разным ситуациям в дружбе. Если самому некогда выбрать момент, чтоб поддержать товарища, помочь в чем-то или даже просто так хорошо провести время, то не стоит и надеяться на него, когда он может пригодится. Такая дружба носит потребительский характер. Общение происходит только тогда, когда что-то нужно одному от другого.

Быть хорошим другом легко и трудно одновременно. Легкость в том, что всегда есть желание помочь, когда попросят. А вот когда беда существует, а на подмогу никто не зовет, как поступить. Тактично промолчать и делать вид, что ничего не происходит или брать инициативу в свои руки и что-то делать. Такие ситуации и показывают, как друг познается в беде.

"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/

"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/

"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/


Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/

"Рассказы по пословицам"

2а класс

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 91"


Савва Кузнецов

Все без исключения пословицы таят в себе важный и поучительный смысл. Одни учат нас быть добрыми и отзывчивыми, другие – справедливыми и неторопливыми.

Пословица «Радости знай меру, в беде не теряй веру» прошла через много поколений и учила людей двум важным вещам. Первое – нужно уметь вовремя остановиться в развлечениях и отдыхе. Веселье не должно быть смыслом жизни, а должно помогать набираться сил, как физически, так и морально.

Второе – человек всегда должен хранить веру в себя, в свои силы и не сдаваться, даже если его настигли неудачи и несчастья.

Егор Андрухов

Однажды Петя Иванов делал домашнее задание. Он долго сидел за столом и не мог ничего написать. А всё потому, что он боялся делать домашнее задание. Оно казалось невыполнимым. Но Петя знал, что задание сделать необходимо, поэтому взял тетрадь и начал писать.

На следующий день Петя сдал тетрадь учителю. А когда ему вернули тетрадь, оказалось, что он всё сделал правильно. В следующий раз Петя делал домашнее задание и вспоминал пословицу: «Глаза боятся, а руки делают!».

Юля Ефимовская

Однажды мам попросила меня помыть посуду. Я подошла к раковине и подумала, что мне её никогда не вымыть! Но делать нечего, я мыла по тарелочке, по чашечке. А потом увидела, что раковина пуста.

Глаза боятся, а руки делают.

Вика Быкова

Диана Гладышева

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Эля Сидельникова

Рано утром мальчик проснулся, оделся. Взял принадлежности для рыбалки. Дорога до речки была не близка. Когда мальчик пришёл на речку, он проделал во льду лунку. Сел на кузовок и стал ждать, когда на удочку попадётся рыбка.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Влад Степанов

Однажды летом мы поехали на дачу. Мне было там скучно, и я решил попросить у дедушки молоток, пилу и гвозди, чтобы смастерить ящик. Отмерив всего лишь один раз стороны у ящика, я тут же распилил их. Но сколотить ящик не получилось. Придя на помощь, дедушка сказал: «Семь раз отмерь, один отрежь!».

Тая Хомутникова

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Настя Ешкилева

Жили-были мышка-норушка и стрекоза-попрыгунья. Мышка трудолюбивая была, а стрекоза любила песни петь да плясать.

Мышка каждую весну садила огород. Всё лето за ним ухаживала, поливала, полола. А стрекоза только проводила время в своё удовольствие. Пришла осень, мышка попросила стрекозу помочь собрать урожай. Стрекоза отказалась, сказала, что у неё много дел.

Пришла холодная осень. Стрекозе стало нечего есть, и она попросилась к мышке. А мышка ей говорит: «Я всю весну и лето работала, а ты отдыхала! Я собрала урожай, а ты мне не захотела помочь. Поэтому – кто не работает, тот не ест!»

Вадим Павлов

Артур и Андрей пошли таскать дрова. Андрей всё время говорил, а Артур молчал. И в итоге Андрей натаскал 10 дров, а Артур 30.

Меньше слов, больше дела!

Диана Гладышева

Чудный день

В деревне Понарошкино жила-была бабушка. Была у неё внучка Дашенька и коза Люська.

Собрались бабушка да внучка по ягоды, и Люську с собой звали. А козе идти не хотелось, и осталась она дома.

В лесу хорошо: воздух чистый, птички поют, ягод видимо-невидимо! Набрали полные корзины спелой земляники и принесли домой. Наварили вкусное варенье.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Юра Власов

Саша и Дима пошли в лес за грибами. Грибов в лесу было не видно, но друзьям улыбнулась удача. Они нашли грибы. Саша нашёл большой, а Дима маленький. Саша был очень рад, что ему достался большой гриб, Дима расстроился.

Дома мама разрезала грибы. Оказалось, что большой гриб червивый, а маленький крепкий и хороший. Мама сказала про гриб Димы: «Мал, да удал!»

Никита Струнин

Дружба с самого детства важна,

Ведь без друзей в нашем мире нельзя.

Кто же тебя рассмешит в грустный день,

Советом поможет и вылечит лень?

На помощь придёт он всегда в трудный час,

Поможет, подскажет и выручит нас.

И ты не забудь, ему помоги.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги!

Юля Гагаричева

Жили два друга – Коля и Витя. Они всегда приходили друг другу на помощь. Но однажды Коля нашёл драгоценный камень. И сразу побежал показывать его Вите. Витя попросил подержать камень, но Коля не дал.

А когда Коля шёл домой, он упал в яму. Он просил о помощи, но Витя не помог, ведь Коля его сильно обидел. Тогда Коля понял: «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».

Эльдар Полутов

Жил в деревне завистливый мужик. Однажды видит, сосед его на новой машине приехал. Зависть мужика донимает! Подошёл он тихонечко к машине соседа и спустил колёса.

А ночью дочь заболела. Поднялась у неё высокая температура. Срочно надо везти в больницу. Пошёл мужик к своей машине, чтобы дочь отвезти, а старенький автомобиль не заводится. А доченьке всё хуже и хуже. Побежал он к соседу. Всё рассказал, извинился и попросил помощи. Добрый сосед пожалел девочку. Вместе они накачали колёса и отвезли малышку в больницу.

Девочка выздоровела, а отец понял, что нельзя завидовать и делать гадости другим. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

Варя Иванова

Крепкая дружба

Коля и Миша дружили с первого класса. Они были лучшими друзьями. И на протяжении трёх лет они были неразлучны.

Однажды в пятом классе появились двое новеньких. На перемене Коля и Миша узнали, что их зовут Витя и Петя. Они пригласили Колю кататься, а Мишу нет.

Когда Коля катался с новыми друзьями на велосипедах, он сломал ногу, и его отвезли в больницу. Новые друзья даже не подумали навестить его. А Миша, узнав о несчастье друга, сразу же побежал в больницу. Миша помогал Коле во всём, пока друг не поправился.

Тогда Коля понял, что Миша – настоящий друг!

Старый друг лучше новых двух.

Матвей Ипатов

Однажды мы с друзьями гуляли в парке. К нам подбежала огромная собака и напрыгнула на меня. Мои друзья испугались и разбежались в разные стороны. Но один друг взял в руки палку и прогнал собаку. Я сказал ему: «Спасибо! Друзья познаются в беде!»

Дима Уткин

Настоящий друг – это тот, кто приходит на помощь в несчастье или помогает решить проблему. Только так и можно узнать настоящего друга: по готовности помочь. Настоящими друзьями нельзя назвать тех, с кем просто развлекаешься или общаешься, когда у тебя всё хорошо. Неизвестно ещё, как они поведут себя, если тебе будет плохо, нужен ли ты им будешь. Друга, его искренние чувства к тебе и готовность помочь можно проверить только в проблемной ситуации.

Друг познаётся в беде.

Ксюша Душко

Учиться нужно всегда и всему. В школе – у учителей и одноклассников, дома – у родных и близких, даже в общественном транспорте можно научиться уважать старших, уступая им место.

А ведь и взрослый, если подумать, может чему-то научиться. Глядя на маму и папу, дети маленькие думают, что те всё знают, однако, конечно, это не так. Работая, а иногда даже узнавая что-то новое от своих детей, взрослые учатся.

И пока ты живёшь, ты постоянно чему-то учишься, простым играм или сложным наукам. Главное – сделать своим девизом фразу: «Век живи – век учись!».

Миша Рыжков

Пришёл однажды Петя со школы, пообедал и сел за уроки. Решает задачу, да только ничего у него не получается. Позвал он друга Васю вместе уроки сделать. Ведь ум хорошо, а два – лучше!

Вика Быкова

Училась я в первом классе. Мы выучили, как из слогов составляют слова. Сейчас я учу младшую сестру. Чтобы она научилась читать, я вместе с ней повторяю.

Повторенье – мать ученья!

Анита Погодаева

Я люблю ходить в гости. Там можно поиграть в игрушки, которых нет у меня. Играть в компьютерные и настольные игры, почитать интересные книги. Но приходит время, и мы идём домой. Дома меня ждут мои любимые игрушки. Как говорит бабушка: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Аня Надеева

Девочки на уроке труда решили сшить костюмчики для кукол. Маша и Галя очень хотели сделать своими руками новые наряды для своих любимиц.

Маша сделала выкройку на бумаге, а Галя решила обойтись без неё. Маша, несколько раз внимательно проверив размеры на бумаге, перенесла выкройку на ткань. Галя отметила размеры на ткани на глаз и вырезала костюм. Девочки с удовольствием принялись за шитьё.

У Маши получился аккуратный наряд для куклы. А каково же было Галино удивление, когда она сшила детали! Новый костюм оказался кукле мал, а брюки – разной длины…

Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Поспешишь – людей насмешишь.

Тая Хомутникова

Решила я однажды построить будку для собаки. Подготовила я инструменты и начала работать. Стала торопиться. И будка получилась кривая, а собаке там было тесно.

Я попробовала ещё раз, и вторая попытка удалась на славу! Поспешишь – людей насмешишь.

Вика Стукова

Жил один мальчик по имени Игорь. Он всё время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 6. А на уроке русского языка он написал: «У меня – самая красивая момо». Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

Маша Соболева

2а класс писал сочинение по картинке юля писала вдумчиво и аккуратно. А Дима торопился и допускал много ошибок. Прозвенел звонок. Ребята сдали тетради на проверку.

На последнем уроке ученикам выдали тетради. Юля улыбалась, а Дима был огорчён. Почему?

Настя Ешкилева

Кирилл Верховинский

Два друга ехали на работу. Один всех обгонял и не заметил, что на дороге лежит доска с гвоздём. Он наехал на доску и проткнул колесо. А второй не спешил. Он объехал доску с гвоздём и приехал на работу вовремя.

Катя Зицик

Добрый человек добру и учит.

Кирилл Верховинский

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Кирилл Верховинский

В здоровом теле – здоровый дух.

Жил-был мальчик. Однажды он пошёл в магазин, а там у него спросили: «Почему ты не гуляешь с друзьями?» «А мне деньги дороже друзей,» - ответил мальчик.

Как-то раз он пошёл купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели:

  • углублять знания учащихся о пословицах;
  • развивать уместное употребление их в речи;
  • развивать связную письменную речь детей.

Оборудование:

  • выставка книг с пословицами, рекомендуемых учителем,
  • напечатанные начало пословиц,
  • отрывки из стихотворения М. Лапыгина «Пословица».
  • слайд, где народ безжалостно высмеивал лодырей неумех.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.

II. Вступительное слово учителя.

Пословица – это мудрое народное изречение. Наблюдая из года в год, из века в век жизненные явления, народ выделял в них самое главное и свою мысль выражал точным и кратким изречением – пословицей. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к родине, к матери, к старшим. Одна пословица может дать самую точную, самую меткую характеристику человеку. О ком, например, так говорят: «Словами туда и сюда, а делом ни куда», «У него семь пятниц на неделе», «Рубашка беленька, да душа серенька»? (Ответы детей).

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы подбирали пословицы о труде. Назовите их. (Ребята называют).

IV. Формирование новых знаний и умений.

Ребята, помогите подобрать конец пословиц:

  • Дерево ценят по плодам, а человека…
  • Землю солнце красит, а человека…
  • Где труд, там и …
  • Без труда жить – только…
  • Недаром говорится, что дело…
  • Что посеешь, то и…

Поэты некоторые пословицы вводят в свои стихи.

Чтение отрывка из стихотворения М. Лапыгина «Пословица»:

В поле рожь не пройдёшь, колос книзу клонится.
«Что посеешь, то пожнёшь», – говорит пословица.
Горы хлеба даст земля – даст тебе в награду.
Только помни: на полях труд жалеть не надо.

Какая пословица очень уместно употреблена поэтом?

V. Творческое задание.

У писателя Е. Пермяка есть сказка «Про торопливую куницу и терпеливую синицу».

– Какие же пять волшебных слов надо запомнить?

(Семь раз отмерь, один раз отрежь).

– Прославляя трудолюбивого человека, народ безжалостно высмеивал лодырей неумех, нерадивых людей.

– Посмотрите на иллюстрации. (Слайд 1, 2. 3), (смотри ниже)

– Подберите к ним соответствующие пословицы.

Разбор одной из иллюстраций; подбор пословицы:

Составление рассказа по пословице:

«Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».

  • Дайте имя девочке;
  • как она выглядит;
  • чем занимается?
  • каково убранство комнаты?
  • что можно сказать о девочке?

2) Лексико-орфографическая подготовка:

Рано утром, хочется всё успеть, зеркальце, совок, одеваться, нарядиться, любуется собой, работа стоит.

3) Написание рассказов по пословице.

4) Чтение их учащимися. Оценивание работ.

VI. Итог урока.

– На все случаи жизни созданы народом пословицы. Люди давно заметили могущество слова, его большую силу.

– Кто знает стихи о словах?

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету,
Слово – это ветер.
Слово улетает.
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова.

Ребята, вы молодцы! Прекрасно справились с этим заданием. Спасибо.

Примерное составление рассказа.

Встала рано утром Таня. Много дел у неё! Так хочется всё успеть! Вот она и принялась за уборку. А тут зеркальце не на месте лежало. Бросила совок, оставила перевёрнутым табурет и стала одеваться. Нарядилась, села на диван и любуется собой. Таня – то хороша, а работа стоит.
Ну как тут не вспомнить пословицу: «Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».