Виды села ижма. О селе ижма. Населенные пункты в районе Ижмы

    Село Архангельской губернии, Печорского уезда, Могченской волости, в 856 верстах от г. Мезени и в 100 верстах от уездного центра села Усть цыльмы, под 65°1 северной широты, на правом берегу реки И., в 60 верстах от слияния ее с Печорою. Население … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ижма: Ижма село в Ижемском районе Республики Коми. Ижма деревня в Приморском районе Архангельской области. Ижма река в Приморском районе Архангельской области Ижма река в Коми, левый приток Печоры. Ижма река в… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ижма. Село Ижма Страна РоссияРоссия … Википедия

    Ижма - (Изьва) с., центр Ижемского р на. Расположено на возвышенном прав, берегу р. Ижмы. Село названо по реке Ижма (Изьва), лев. притоку Печоры. Дл. 530 км, по другим данным 512 км. Берет начало в южн. части Тиманского кряжа, у плато Нальдöгкерöс и… … Топонимический словарь Республики Коми

    Ижма - Ижма, село в Республике Коми, центр Ижемского района, в 544 км к северо востоку от Сыктывкара. Расположено на реке Ижма (приток Печоры), в 93 км к северо западу от железнодорожной станции Ираёль. Население 3,6 тыс. человек.Основано в 1867. Жители … Словарь "География России"

    Название Тип НП Район Сельское/городское поселение Население (Перепись 2010) Абезь деревня Городской округ Инта 117 Абезь посёлок Городской округ Инта 478 Аджером посёлок Корткеросский район Пезмег 774 Адзьва деревня… … Википедия

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Но между тем, Ижма замечательна не только этим. Само это название обозначает реку, историческую область вдоль неё и село-"столицу". А живут здесь коми-ижемцы - один из самых необычных народов России с древним вахтовым оленеводством и деревянными дворцами крестьян-миллионеров. И не просто живут: русский на Ижме - почти иностранец.

Путь на Ижму начинается от станции Ираель на , причем в летнее время здешняя автодорога изолирована от Большой земли (зимой же её пересекает зимник Ухта-Печора). Автобусы ходят четыре раза в день, и подгаданы к поездам с юга. В остальное время активно курсируют частники - так, с поезда из Воркуты с пол-седьмого утра на станции сошло всего 3 человека, включая меня - но у вокзала ждала маршрутка. Билет до Ижмы - 270 рублей, дорога - хороший асфальт. Ехать без малого 100 километров, и на всём этом пути никаких признаков жилья - лишь тайга да тайга...

И тем удивительнее, что Ижма совершенно не выглядит глушью. Село далёкое и обособленное - это видно, но оживленное, ухоженное, без чувства отрезанности от мира. Автобус останавливается на площади с кадра выше, сбоку от местного Дома Культуры:

Здесь стоит вслушаться в разговоры - считается, что доля ижемцев в этих краях 80%. Это видно, а точнее слышно - 4/5 разговоров здесь ведутся не по-русски. Коми язык очень красив и очень необычен, звучит очень мягко. Правда, числительные (в том числе сложные типа "без пяти двенадцать") и междометия русские. В самой Ижме русским языком все владеют свободно, хотя и с небольшим акцентом, но даже в соседних сёлах попадаются люди, которым русская речь даётся с большим трудом.

За Домом Культуры две церкви - огромная для села, заброшеннная Преображенская церковь (1806-28) с явным налётом "нерусскости" и миниатюрная деревянная Успенская (новодел). Гуляя вокруг этих церквей, расскажу вкратце историю Ижмы:

Коми пришли сюда в 16 веке (село известно с 1576 года), и пришли не от хорошей жизни: русские активно осваивали правый берег Северной Двины и низовья Вычегды, и зыряне постепенно отходили на север и восток. На Ижме переселенцы встретили ненецких оленеводов, и сами научились разводить оленей. Правда, по-своему - в отличие от ненцев-кочевников, коми работали вахтовым методом - у них были постоянные дома и оседлое хозяйство в сёлах, а в тундру выезжали посменно. Ижемцы стали первыми в России вахтовиками.

К тому времени зырянские купцы уже были одними из лучших в России, и на Ижме сразу нашли свою нишу. Они были куда ближе к русским, чем ненцы, и куда ближе к ненцам, чем русские, став связующим звеном между Большой землёй и тундрой. В России ижемцы были известны как лучшие поставщики оленьей замши, ненцам же они продавали блага цивилизации - иголки и гвозди, ружья и патроны, и конечно же алкоголь. Если в 15-16 веках русские колонизировали зырян, в 17-19 зыряне начали колонизировать ненцев, превратив тундровых князьков в своих вассалов. Почти в каждом ижемском селе был хотя бы один миллионер.
Как мне кажется, дело в том, что на Ижму пришли уже Новые Коми - усвоившие всё то хорошее, что дали им русские, и научившиеся сопротивляться всему плохому, что принесла колонизация их земель. И подобно американцам, ушли на новое место и начали строить нацию практически с нуля.

А вот как это место выглядело сто лет назад - эту фотографию мне подарили в музее. Здесь был самый настоящий погост-тройник из летней Преображенской церкви, великолепной "адмиралтейской" колокольни и деревянной "под камень" зимней церкви (только сейчас понял, что забыл узнать её название и возраст). Если Преображенская церковь имеет аналоги в других сёлах, то весь ансамбль действительно был для этого края столичным.

За церквями - набережная Ижмы. В дальних уголках севера типа Пинеги или Мезени настоящие набережные в сёлах - не редкость: ведь река зачастую была единственной дорогой, да и кормила людей не меньше, чем поле - поэтому северные сёла почти всегда открыты реке.

Долина Ижмы невозможно огромная, и за рекой прекрасно видны четыре села - слева направо Гам, Мохча, Бакур и Сизябск. К двум последним я дошёл пешком, о чём будет отдельный пост.

Сама Ижма, впрочем, не так уж и широка - размером примерно с Сухону или Волхов. Большая часть снежного пространства в долине - луга, постоянное русло же кончается вон у тех кустов, где промышляет рыбак.

На набережной небольшой мемориал Гражданской войны, которая здесь в относительных цифрах (население-то маленькое) была довольно кровавой. Что символизирует пограничный столбик - не знаю. В целом же ижемцы - народ весьма непокорный, например в 1830-35 годах здесь было такое необычное для Русского Севера явление, как крестьянская война, которую возглавил крестьянин с фамилией Балин (грузинам на заметку - по Толкиену персонаж с таким именем воевал с гоблинами ).

А вот так центр Ижмы выглядит из-за реки, которая здесь течёт строго с юга на север:

Старая Ижма - это в общем-то всего одна улица. Пойдём сначала на север от главной площади:

Очень характерная застройка - таких огромных изб, как на Ижме, я не видел даже на Мезени.

Да что избы? Тут есть самые настоящие особняки совершенно городского вида, такие как дом купца-пароходчика Норицына:

Как уже говорилось, многие здешние крестьяне (и в меньшей степени "официальные" купцы) преуспели настолько, что сколотили вполне городские состояния, и строили себе опять же вполне городские хоромы.

К особняку примыкают советские постройки - здесь находится правительственный квартал Ижемской страны:

Теперь сходим от Дома Культуры на юг... впрочем, всё показанное в этом посте находится не более чем в 5 минутах ходьбы от ДК.

На улице оживление - много магазинов от продуктовых до компьютерных, банки, сфера услуг типа парикмахерской, и только отдельных кафе разве что нет - вместо них столовая. Ходят люди, играет музыка - в общем, непохоже на стереотипные образы нищего Севера, да и на российское село вообще.

Местная гостиница - кстати, не единственная, еще тут есть гостевой дом "Пелидз" (в переводе "Рябина", на основном коми языке то же слово пишется как "Пелысь"). При обоих, кстати, есть и кафе - в "Пелидзе" по крайней мере неплохая блинная.

А в конце улицы - едва ли не самый красивый в Ижме дом, принадлежавший местному крестьянину-миллионеру Попову:

Нигде больше я не видел таких домов, на Ижме не редких - своеобразный гибрид избы и особняка. Конечно, северные избы-дворы размером дадут фору многим городским постройкам - но ведь 9/10 их объёма занимала хозяйственная часть. Этот особняк полностью жилой, но снаружи, не считая обилия окон - просто очень большая изба.

Крыльцо - со двора, к улице особняк обращен парадным фасадом:

Ижемский музей, хотя и создан лишь в 1965 году - один из богатейших в Коми. Думаю, сёл, способных похвастаться такими музеями, в России единицы, а райцентров - от силы несколько десятков. Хотя может быть впечатление от экспозиции просто усилено общением с сотрудниками. Я в общем уже не удивляюсь, когда в музеях в глубинке меня встречает обаятельная и энергичная девушка чуть-чуть постарше меня, которая искренне любит свой край, действительно хорошо его знает, и действительно рада открыть его гостю издалека. Вот и здесь мне провели экскурсию, напоили чаем, просто рассказали много интересного о прошлом и настоящем Ижмы, показали архивные газеты и путевые заметки начала ХХ века и современный официальный фотоальбом Ижемского края из музейной библиотеки, да еще и подарили фотографию, которую я здесь уже выкладывал. При этом заплатил я только за билет и фотосъёмку.
Между собой сотрудницы говорили на ижемском языке, хотя сами вполне молодые и современные, что еще раз подтверждает - этот язык живой. Но всё же такой тёплый приём я бы не назвал национальной спецификой, ибо как уже говорилось - у меня такое не впервые.

В холле музея - очень красивые и странные картины Татьяны Поповой. Дело в том, что художница их не рисует, а мастерит из перьев:

Другой местный художник Федор Канев на войне потерял правую руку, но научился рисовать левой. Получился весьма самобытный наив. Кстати, почти тот же ракурс был в этом посте чуть выше:

Этнография. Ижемские народные шапки и просто вышивка:

Рыболовные сети с родовыми знаками хозяев на поплавках:

И конечно зал оленеводства, стилизованный под чум с очагом в центре. Чучело оленя, народный костюм, национальные сумки с колоритными названиями типа "тучу" (маленькие, наверху) или "падко" (баул пониже):

Национальная обувь "тёбеки" разных видов. Знаменитые "пимы" - лишь одна из разновидностей:

Оленья шкура и приспособления для её выделки:

Пояс оленевода, где вперемешку практические вещи и талисманы:

На третьем этаже - вполне городские интерьеры:

А солонка в виде утки - олицетворение зырянской легенды о сотворении мира. Некогда было лишь бесконечное море, по которому плавала Утка. Каким-то образом она снесла 6 яиц, но лишь два из них уберегла под крыльями. Из одного вылупился светлый бог, из другого - тёмный. Они подняли со дна морского утонувшие четыре яйца, а Утка, видя, что её род продолжен, взлетела и разбилась о воду, превратившись в земную твердь. Белый бог из первого яйца извлек Солнце, а из второго - лес, тёмный бог же извлёк луну и воды суши.

В общем, здесь очень много всего. А вот такой вид открывается с третьего этажа - обратите внимание, кстати, сколько снега на подоконнике:

Еще немного кадров советской, непарадной Ижмы. Самый большой в посёлке дом - местная больница:

Местами Ижма выглядит так:

Местами - вот так:

Оживленное, современное, не кажущееся нищим (даже если таковым и является), самодостаточное село, которое и селом-то назвать трудно. Полное чувство, что находишь в небольшом городке. Ижма - это действительно Столица маленького и без иронии гордого народа, привыкшего полагаться на собственные силы.

Ижемский край впечатляет еще и обилием гужевого транспорта, причём здесь в ходу не что-нибудь, а настоящие деревянные сани. Дед в ушанке везёт вязанку дров - будто откуда-то из прошлого прикатил. Впрочем, скорее всего большинство людей на санях в Ижме - "гости столицы" из окрестных сёл. Туда, в эти сёла за рекой, в следующей части и отправимся.

Ижма

Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.

Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.


Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".


Участница праздника "Луд"

Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.


С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.


Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.


В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.


Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба

Ижма — село на правом берегу реки Ижмы, центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме. Люди жили на Ижме ещё в древности; неподалеку от села Ижмы археологами обнаружены 2 древних поселения, одно из них относится к VIII — III вв. до н. э. Село Ижма возникло в 1567 — 1576 гг. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор А.П. Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 г. (эта летопись не сохранилась). По другой публикации XIX века селение было основано в 1572 г. переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платежной книге 1575 г., в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населенном пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576 г.: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка — нынешнее село Ижма. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени.

Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла ее по числу жителей. В 1638 г. в Ижме насчитывалось 37 крестьянских дворов, а в 1646 г. — уже 65. более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679 г. Тогда в Ижемской слободке имелось 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др.

Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов. Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей («роч» — «русский»). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в середине XVII века. С Пинеги в Ижму пришел крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозерска — Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев («новокрещеные самоядины»).

Еще 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655, 1661 — 1662 и 1678 -1679 гг., вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 г. ижемцы жаловались, что у них «хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся… травою». В 1678 г. очевидец сообщал: «Жители… гладом тают и умирают… и такая нужда в сей стране повсюду на…Ижме, Усть-Цильме и на Пустозерском остроге». Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавления от нищеты и голода: А. А. Филиппов « сшол от голоду в Пермь Великую», С.Ф.Кузьминых « умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге», К.И.Бабиков… «от голода сшол в Кевролу (на Пинегу) з женой и з детьми…»

Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов. Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Семгу и семужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, главным образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдаленных районах — на Печоре и в Зауралье. Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее Ижемцы сами стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург, Новгород и другие города. С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, внесли в него немало рациональных приемов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865г. говорится, что в Ижме «редкий хозяин имеет от 500 до 1000 голов оленей». Завезя из Устюга молочный скот, Ижемцы вывели на его основе новую породу, причем столь удачную, что в середине XIX в. даже писали: «Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме…где можно делать сыры не хуже голландских».

Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До II пол. XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. — село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селении Архангельской губернии.

В середине XIX века, как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей — Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стали 2 церкви (на четырехугольной площадке). «Между домами — по обе стороны от церквей — тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки. Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей — небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору».

В 1838-1866 гг. происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжелой дорогостроительной повинности. В 1820 г. в Ижме открылась церковно-приходская школа, впоследствии преобразованная в сельское училище для мальчиков, при котором в 1871 г. был открыт ремесленный класс. В 1873 г. появилось училище для девочек. Первые Ижемские церкви были деревянные, не раз сгорали при пожарах. Один из них, «истребивший большую часть домов и церковь», случился в 1700 г. В 1806 — 1828 гг. была построена каменная Преображенская церковь. В 1862 г. построили также новую деревянную церковь. В 1873 г. в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 жителя. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. В 1897 г. в селе было 2166 жителей. В 1905 г. в Ижме имелось 277 дворов, 2746 жителей; в 1918г. — 365 дворов, 2400 жителей; в 1926г. — 458 дворов, 2195 жителя (941 мужчин, 1251 женщин). К 1970г. численность населения увеличилась до 3090 человек, к 1989 г. — до 3595 человек (1760 мужчин, 1835 женщин), из них 79% коми.